УДК 330.115:338.984 + 658.155:658.16
В. Ф. Соболев
Новосибирский государственный университет экономики и управления ул. Каменская, 56, Новосибирск, 630099, Россия
Е-mаil: [email protected]
ГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье аналитически сформулированы граничные условия возможности восстановления платежеспособности унитарного предприятия как функции начальных параметров, включаюшдх минимальный и максимальный сроки оздоровления и объемы производства целевой продукции, кредиторскую задолженность, график ее погашения, накладные расходы, рентабельность продаж, точку безубыточности.
Ключевые слова: унитарное предприятие, условия восстановления платежеспособности, финансовое оздоровление.
Введение
Унитарные предприятия - УП (МУП, ГУП, ФГУП) являются организационно-правовой формой реализации государственной собственности разных уровней федеральной, региональной, муниципальной и основной частью госсектора, претерпевающего непрерывные изменения.
В статье на основе разработанных принципиальных схем финансового оздоровления проблемных унитарных предприятий аналитически выведены граничные условия возможности восстановления их платежеспособности как функции ряда начальных параметров.
Вывод на микроуровне о возможности (или невозможности) оздоровления существенно влияет на решение о сохранении в госсобственности унитарного хозяйствующего субъекта или выводе его из госсобственности с последующей ликвидацией или акционированием (о решениях такого рода на макроуровне см., например, [1]).
Кризисное состояние и причины неплатежеспособности выясняются на основании анализа финансово-экономического положения субъекта, что является хорошо известной и апробированной на практике процедурой. Укажем нормативную методику [2] такого анализа, используемую арбитражными управляющими для предприятий, находящихся в судебном режиме деятельности.
Трудной и нестандартной для решения является последующая процедура (задача) определения возможности / невозможности финансового оздоровления рассматриваемого конкретного кризисного предприятия.
Вместе с тем, для промышленных ФГУП (оборонная и гражданская продукция), ГУП и МУП ряда инфраструктурных отраслей (ЖКХ, автотранспорт, дорожное строительство и др.) можно предложить ряд вполне структурированных принципиальных схем финансового оздоровления (ФОР-схем), в том числе с обоснованием выбора ФОР-схем для рассматриваемого конкретного унитарного предприятия.
Разработаны три принципиальные схемы оздоровления унитарного предприятия в зависимости от подхода (экстенсивный или институциональный [3]), отрасли и продукции, вариантов правовой реализации - в досудебном режиме деятельности предприятия (предпочтительный) или в судебном (банкротство).
Искомые граничные условия восстановления платежеспособности, определяющие возможность или невозможность финансового оздоровления унитарного предприятия, формулируются как проверяемые условия-ограничения, зависящие от ряда начальных граничных условий.
В начальные граничные условия входят показатели базового состояния предприятия и задаваемые граничные параметры: объем и структура кредиторской задолженности, группы целевой продукции (спецпродукция, продукция (услуги) с рыночной перспективой или соци-
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 2 © В. Ф. Соболев, 2010
ально значимые), уровень и структура годовых условно-постоянных расходов, точка безубыточности и рентабельность продаж по группам, график гашения кредиторской задолженности, минимальный и максимальный сроки оздоровления, минимальный и максимальный годовые объемы реализации спецпродукции.
Принципиальная схема экстенсивного финансового оздоровления УП
Начальные граничные условия (рис. 1):
К1 Ки
-""зад' "-зад
"" - объем кредиторской задолженности УП на начало I = —\ и конец базового года I = 0 соответственно;
»-1
К К К к
зад,осн ' зад,осн ' зад,пеня ' зад,пеня
- структура кредиторской задолженности (основной
долг, пеня) на начало и конец базового года соответственно; [0, Т] - период оздоровления (лет);
К' д - поступления средств в году t от прямой продажи отдельных объектов имущественного комплекса УП;
^ - динамика гашения долга из прибыли УП (доля чистой прибыли в году t от всего объема накопленной чистой прибыли за период оздоровления).
Расчет годового базового процента прироста пени
Объем и структура (основной долг, пеня) кредиторской задолженности
на начало и конец
базового года
Задание периода оздоровления [0, Т] и динамики выплат из чистой прибыли УП по годам t периода оздоровления ^, ^ ■ ■■
Прямая продажа объектов имущественного комплекса УП, не затрагивающая его производственные возможности. Поступают средства К'прод в году t
Расчет необходимого финансового задания по объемам чистой прибыли П = {77(} для производства УП, осуществляемый последовательно по годам t периода оздоровления [0, Т] .
Кредиторская задолженность К^д к погашению в каждом году t равна сумме поступающих в этот год источников:
(5)
Кшд - П + Кпрод
Расчет антикризисной производственной программы УП V = {V/} на период оздоровления [0, Т], обеспечивающей выполнение финансового задания по чистой
прибыли П = {77(} .
Используются имитационные модели формирования финансового результата от производственной деятельности предприятия
(6)
Выводы для УП
1. Экстенсивное финансовое оздоровление невозможно из-за нереалистичности рассчитанного необходимого роста объемов производства и реализации продукции (альтернатива А).
2. Экстенсивное финансовое оздоровление возможно в силу реалистичности предлагаемого роста объемов производства и реализации продукции (альтернатива В)
(7)
уп к-\,к°
0
Рис. 1. Принципиальная схема экстенсивного финансового оздоровления УП (ФОР-схема 1)
Пояснения к схеме. Предполагается, что институциональные организационно-правовые преобразования на предприятии не проводятся, а главным источником финансовых средств для восстановления платежеспособности является нераспределенная (чистая) прибыль от операционной деятельности, осуществляемой в обычном (несудебном) режиме.
В ключевом блоке 5 схемы осуществляется расчет финансового задания для производства по необходимым объемам чистой прибыли П' (/ = 1, 2,..., Т) по годам задаваемого периода оздоровления [0, Т] за вычетом дополнительного источника - фонового (небольшого) гашения долга в объемах К' д за счет прямых продаж отдельных объектов, не затрагивающих производственные возможности УП.
Алгоритм в блоке 5 последовательно по годам 1 = \,2,... вычисляет объемы П* с нужной динамикой с учетом пеневого прироста кредиторской задолженности по годам в зависимости от формирующейся на конец каждого года структуры долга.
В другом ключевом блоке 6 схемы производится расчет антикризисной производственной
программы УП V = {У1'} (V/ - объем производства в году I по группе продукции /, / е Л). обеспечивающей выполнение сформированного финансового задания по накоплению чистой прибыли. Реализация этого блока должна осуществляться через разработку и применение соответствующих имитационных моделей формирования прогнозного финансового результата от производственной деятельности предприятия.
Вывод в блоке 7 о возможности / невозможности экстенсивного оздоровления УП определяется степенью реалистичности рассчитанного роста объемов производства и реализации продукции при имеющихся начальных граничных условиях, где основную роль играет выбранный период оздоровления [0, Т ] 1.
Принципиальная схема институционального
финансового оздоровления ГУП, МУП
через выделение имущественного комплекса
Начальные граничные условия (рис. 2):
К°ад - объем кредиторской задолженности ГУП, МУП на конец базового года t = 0;
Ттп, Т^ - минимальный и максимальный сроки оздоровления (кварталы);
Г = {Гт}, Гт= {К'зад:/ = 1. 2.....'/'! ( У е[7^. Т1т:[ |) - график гашения кредиторской задолженности;
7„ = {/} - группы продукции (услуг) с рыночной перспективой или социально значимые (7Я^7).
Пояснения к схеме. Используется механизм институциональной реструктуризации, предусматривающий в обязательном порядке выделение и продажу перспективной части бизнеса должника для накопления достаточной конкурсной массы.
Цикл расчетов 2 —»3 —»4 —» 2 повторяется пока для блока 5 не будет определено минимальное значение периода оздоровления Т -Т* с продаваемым бизнесом / - /". Оздоровление должника при этом может не состоятся (вывод А) или состоятся для должника или части его бизнеса в рамках внесудебного или судебного режимов оздоровления (выводы В, С).
Альтернатива (А). Финансовое оздоровление должника невозможно, если в блоке 5 выполняется хотя бы одно из двух условий:
(А1) за время оздоровления Т* нельзя погасить сумму долга К](Т*)<К°ад при продаже любого бизнеса у;
(А2) должник не может работать безубыточно после завершения периода оздоровления, т. е. П ,(0 < 0 для г1 >Т'.
1 Пример конкретной реализация и детализации ФОР-схемы 1 для оборонного ФГУП приведен в работе [3] с выводом о невозможности экстенсивного оздоровления (альтернатива А).
Альтернатива (В). Финансовое оздоровление должника возможно, если в блоке 5 выполняются два условия:
(В1) за время оздоровления погашается сумма долга К. (Т*) > К°зад ( / = /");
(В2) должник может работать безубыточно после завершения периода оздоровления, т. е. Я.,(О > 0 для 1>Т*.
Рис. 2. Принципиальная схема институционального финансового оздоровления ГУП, МУП через выделение имущественного комплекса (ФОР-схема 2)
Когда вычисленный и разрешенный по начальным граничным условиям Т^п, Ттах срок
оздоровления Т * оказывается больше установленного максимального срока по законодательству (8 квартальных отрезков, ст. 93 закона [4]), тогда оздоровление с необходимостью должно выполнятся в обычном (внесудебном) режиме функционирования ГУП. В случае коротких сроков Т* < 8 следует предпочесть судебный режима оздоровления (процедуру банкротства) в силу известных юридических преимуществ закона о несостоятельности [4] при реализации ФОР-схемы 2.
В заключительном блоке 6 через изменение расписаний прямых продаж объектов и продажи бизнеса осуществляется «доводка» динамики поступления сформированной конкурсной массы К , (?) (1 < I < 7 ) под начальное граничное условие - график гашения кредиторской задолженности Г', .
Альтернатива (С). Финансовое оздоровление возможно только в отношении части бизнеса должника. Для этого должны быть выполнены два условия:
(С1) финансовое оздоровление должника невозможно, т. е. выполняется хотя бы одно из условий (А1), (А2), однако его долги по завершению периода оздоровления могут быть списаны на законном основании;
(С2) бизнес у * рентабелен и не имеет накопленных долгов.
«По построению» продаваемый бизнес у * рентабелен и не имеет накопленных долгов, поэтому условие (С2) выполняется, и эту часть бизнеса должника следует полагать оздоровленной. Списание же остающихся на должнике долгов происходит в судебном режиме оздоровления с использованием возможностей действующего законодательства о банкротстве.
Заметим, что альтернатива С с оздоровлением только части бизнеса должника через его банкротство является наиболее типичным исходом в рамках рассматриваемой ФОР-схемы 2.
Технологически это означает, что сохраняется и рентабельно функционирует только выделенная часть бизнеса должника, оформляемая как новое юридическое лицо без обязательств должника и с новым собственником - покупателем (стратегическим инвестором). Судебный режим - это восстановительные процедуры банкротства (внешнего управления, финансового оздоровления), заканчивающиеся здесь не восстановлением платежеспособности должника, а переводом по решению собрания кредиторов его «остатка» (после продажи бизнеса у *) в процедуру ликвидации - конкурсное производство. Урегулирование отношений с кредиторами при этом происходит на основании статьи 143 закона о банкротстве [4], констатирующей, что непогашенные в ходе конкурсного производства требования кредиторов после завершения процедуры считаются погашенными.
Для ГУП, МУП инфраструктуры (например, ЖКХ, пассажирский автотранспорт) выделяемая часть бизнеса по решению учредителя (т. е. властных структур) может фактически совпасть с исходным «полным» имущественным комплексом (Ьп =Ь), и таким образом должник, сохраняя на себе налоговые и другие долги и ликвидируясь, на законном основании не платит их большую часть.
Подобное «оздоровление» для ГУП, МУП инфраструктуры часто практикуется учредителями и погранично с ситуацией преднамеренного банкротства [5].
Принципиальная схема институционального
финансового оздоровления ФГУП
через сокращение имущественного комплекса
Начальные граничные условия (рис. 3):
К°ад - объем кредиторской задолженности ФГУП на конец базового года / = 0:
Т , Т - минимальный и максимальный сроки оздоровления (кварталы);
/' = {/'/!• ГТ= {Кад л = \, 2,..., Т} (Те |У;п|||. 7тс[ |) - график гашения кредиторской задолженности;
Ьс - группы спецпродукции, выпускаемой ФГУП;
^, У^ - минимальный и максимальный годовые объемы производства спецпродукции; Пбаз - условно-постоянные годовые расходы ФГУП в базовом году;
П1з - условно-постоянные годовые расходы ФГУП в базовом году, отнесенные на спецпродукцию;
У - точка безубыточности по спецпродукции в базовом году;
ртп - минимальный уровень рентабельности продаж по спецпродукции ( ртт > 0).
Рис. 3. Принципиальная схема институционального финансового оздоровления ФГУП через сокращение имущественного комплекса (ФОР-схема 3)
Пояснения к схеме. Схема используется при оздоровлении крупных значимых унитарных предприятий, как правило, федеральной собственности (ФГУП), в том числе оборонных. Суть подхода состоит в рациональном сокращении имущественного комплекса предприятия ИМК —> ИМКсокр под выпуск только реальных объемов продукции уставного назначения
(реальный гособоронзаказ спецпродукции /е!с). Обязательства остаются на сокращенном уже рентабельно функционирующем специализированном ФГУПе и погашаются из его чистой прибыли и преимущественно за счет продажи «разницы» ИМК -ИМКсокр в виде прямых
продаж объектов и продажи бизнеса по выпуску гражданской (непрофильной) продукции 2.
В блоке 2 (ПАРАМЕТР) для спецпродукции при текущих значениях годового выпуска У, рентабельности продаж р вычисляется отвечающий данным значениям уровень годовых
Пс
условно-постоянных расходов Пр по формуле Пр =(—— ~ р)- V [6. С. 104].
Величина А = Пбаз — П р является заданием для ФГУП на сокращение (больших) годовых условно-постоянных расходов базового года за счет выведения имущества ИМК - ИМКсокр.
В блоке 3 (СОСТАВ) происходит собственно формирование конкретного объектного состава ИМКсокр сокращенного ФГУП, включающего площади (здания, корпуса, производства,
цеха, участки), оборудование, инфраструктуру.
Сокращенный ФГУП сформирован на годовой выпуск спецпродукции в объеме V с уровнем накладных расходов Пбаз - Д = Пр и рентабельностью продаж р.
В блоке 4 (КОНКУРС) определяется объем, оценивается достаточность для гашения долга получающейся за период оздоровления потенциальной конкурсной массы К по основным источникам: продажа бизнеса, прямые продажи объектов, чистая прибыль должника.
Эта конкурсная масса рассматривается как функция текущих граничных параметров Т,У, р (К — К(Т, V, р). Свойства этой функции при сопоставлении с задолженностью К°зад позволяют в управленческом блоке (5) предложить алгоритм отыскания рациональных значений ее аргументов (т. е. обосновать рациональное сокращение ФГУП) и сделать выводы о возможности / невозможности финансового оздоровления ФГУПа и условиях для этого.
Утверждение 1. Функция К — К( Г, V, р) при фиксированных значениях параметров Т, р является монотонно убывающей функцией по переменной У.
В текущем контексте доказательство этого утверждения использует качественные соображения, приведем их.
Конкурсная масса К(Т, У, р) является суммой стоимости продажи непрофильного бизнеса как доли ФГУП в уставном капитале создаваемого зависимого хозяйственного общества Кбиз(Т, У, р), прямых продаж объектов Кпрод(Т, У, р), чистой прибыли П(Т, У, р) от деятельности реструктурированного ФГУП:
К(Т, V, р) = Кбиз(Т, V, р) + Кпрод(Т, V, р) + П(Т, V, р).
Для чистой прибыли имеем формулу П(Т, V, р) = рУТ / 4 , откуда при сокращении ИМК —> ИМКсокр с годового объема ¥1 до годового объема V-, получим уменьшение прибыли на величину Л/7 = (\\ —У2)рТ/4 . Для (типовых) значений параметров 7та; = 16 кв., р = ОД, имеем оценку уменьшения АУ = (У1 -У2)- 0,4 .
Объем продаж имущества ИМК - ИМКсокр (бизнес + прямые продажи) должен увеличиться в существенно большем размере и перекрыть уменьшение чистой прибыли. Согласно расчетам в [6] для конкретного оборонного ФГУП сокращение спецпродукции с ¥1 = 60 млн руб.
2 Производственные возможности ФГУП по выпуску спецпродукции при этом с необходимостью сокращаются, поскольку его сборочное производство не будет полностью обеспечено производственными возможностями технологических переделов, на базе которых и осуществляется выпуск гражданской продукции; часть сборочного производства ФГУП при этом может быть и законсервировано.
в год до V2 = 28 млн руб. (AV = 12,8 млн руб.) сопровождалось продажами гражданского бизнеса на сумму 128 млн руб. и прямыми продажами (недвижимость и оборудование) на сумму 58,3 млн руб.; всего продаж 186,3 млн руб. Конкурсная массы при таком сокращении ФГУПа прирастет на 186,3 - 12,8 = 173,5 млн руб.: К(\6,28, 0,1)-К(\6, 60, 0,1) = 173,5 млнруб.
Заметим также, что для существенно кризисных хозяйствующих субъектов погашение накопленных долгов преимущественно за счет продаж активов, а не результатов операционной деятельности является типовым обстоятельством.
Цикл расчетов 2—>-3—»4—»5—»2 повторяется до отыскания рациональных значений T*, V*, p*, причем понятие рациональности может быть определено различным образом. Для целей настоящей статьи достаточно зафиксировать приоритет выбора максимальных сроков оздоровления с минимальной рентабельностью Т* =Т1ШХ,р* = pmm и искать (очевидно минимальное) сокращение V как решение уравнения К ('Г . V. рпии) - К":гю в интервале
V <v<v .
min max
Избыточность унаследованного (с 80-х гг.) имущественного комплекса многих оборонных ФГУП формально выражается неравенством Vira.. <V0; на рис. 4 показаны имеющиеся при этом возможности оздоровления предприятия.
Альтернатива (А). Финансовое оздоровление должника невозможно, когда выполняется неравенство К('Гтк . Vrmu. ргти) < К";по. показывающее невозможность собрать нужную конкурсную массу даже при максимальном сокращении ФГУП.
Альтернатива (В). Финансовое оздоровление должника возможно, когда имеется решение V* уравнения К(Ттн::, V, /?ПШ| ) = К°ад (Vmm < V < Vms), доказывающее возможность сбора нужной конкурсной массы при сокращении имущественного комплекса ФГУП под годовой объем V производства спецпродукции. Если К°зад < K(Tim: , Vim: , /?пш ), тогда оздоровление возможно при минимальном сокращении производственных возможностей ФГУП по объемам спецпродукции и в меньший срок Т* (Т* < 7mi;; ). являющийся решением уравнения K(.T,Vimx,pmn) = Kld.
Рис. 4. Возможности финансового оздоровления ФГУП при сокращении его имущественного комплекса
При коротких начальных граничных условиях по срокам 7^ < 8 режим оздоровления может быть только судебным, поскольку срочно провести выделение части активов с их продажей и сменой собственника на практике для ФГУП реально только с применением специальной правовой нормы - закона о несостоятельности, отменяющей блокирующие ограничения закона [7] об унитарных предприятиях.
При достаточно длинных сроках оздоровления в принципе возможно внесудебное оздоровление на правовой базе закона [7].
Иллюстративный числовой пример.
Предполагая линейную зависимость стоимости продаваемого бизнеса от величины сокращения ФГУП для функции K(T, V, p), можно предложить следующее аналитическое выражение:
К(Т, V, р) = рГГ /4 + Q (р) • Fmax_" F +С2.
max min
Здесь первое слагаемое есть чистая прибыль, коэффициент Q (p) равен стоимости продаваемого бизнеса при максимальном сокращении имущественного комплекса, коэффициент C2 есть стоимость прямых продаж объектов по фиксированному перечню (без привязки к величине сокращения).
Анализ числовых данных по сокращению конкретного ФГУП, приведенный в [6], позволяет предложить для формулы следующие числовые значения (млн руб.): р = ОД, Vmax = 60, Vmm = 28, Ci(p) = 128, С2 = 19,2 с периодом оздоровления от 7|п|м = 8 до 7т.1:, =16 кварталов.
Тогда К(Т, V, р) = pTV / 4 +128 • +19,2 или K(Tm, V, pmn) = ОД -4-V + 4(60 - V) +19,2, и
60 — 28
рис. 4 приобретает конкретный вид, отображенный на рис. 5.
K
зад
160
120 _.
\
158,4
87,33
Ситуация А
80 -
43,2
40 - 35
28 , Л 47,75 , 5 \
K(Tm v, Pmn) = ОД • 4 • V + 4(60 -V) +19,2
Ситуация В
Ситуация В (Г* =11)
10
20
30
40
50
60
V
Рис. 5. Пример возможностей финансового оздоровления ФГУП при сокращении его имущественного комплекса
0
Кредиторская задолженность данного предприятия является налоговой и на начало периода оздоровления равна К°зад = 87,3 млн руб.; минимальное сокращение тогда отвечает уровню годовых объемов спецпродукции V = 47,75 млн руб. (ситуация В с максимальным 16-квартальным периодом оздоровления).
При достаточно большой задолженности Кзад >158,4 млн руб. финансовое оздоровление невозможно (ситуация А).
При достаточно небольшой кредиторской задолженности Кзад < 43,2 млн руб. сокращение ИМК будет минимально в расчете на получение максимального годового госзаказа V" = Р\т:. =60 млн руб. и с меньшими сроками оздоровления Т*, определяемыми из решения уравнения 0,17760/4 + 19,2 = ^°ад. В частности, при Кзад =35 млн руб. имеем Т* =10,53 или (округляя) 11 кварталов.
Отметим, что задолженность выше предполагалась во времени постоянной величиной К':г1о - К":г1а (7 - 1..... 7). Это справедливо для судебного режима, поскольку задолженность К тогда является мораторнои.
В общем случае график Г = {Гт } гашения кредиторской задолженности имеет экономический смысл реструктуризации начального долга К°ад на срок оздоровления Т с выплатой К'зад в каждом квартальном отрезке t (? е [0,Г]). Тогда за время оздоровления Т нужно будет выплатить итоговый долг А"1,^' ~К1зад + Кзад + ... + Кзад и в рассуждениях выше следует заменить К°ад на к1°дТ].
Правила выбор ФОР-схем для проблемных унитарных предприятий
Вначале с использованием ФОР-схемы 1 проверяется реализуемость экстенсивного подхода к оздоровлению УП за счет финансового результата по операционной деятельности, т. е. объемов чистой прибыли и частично (фон) за счет продаж отдельных вспомогательных объектов; период оздоровления предполагается достаточно длительным и без применения процедур банкротства.
Фактически это есть начальная попытка оздоровления предприятия без изменений в хозяйственной деятельности субъекта по существу.
При невозможности экстенсивного оздоровления осуществляется переход к радикальным мерам с применением механизмов институциональной реструктуризации и судебного режима.
Для ГУП, МУП с продукцией и услугами широкого применения и назначения, входящих в отрасли с деятельным участием государства, такие как жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский автотранспорт, дорожное строительство, другие отрасли инфраструктуры, используется принципиальная схема оздоровления ФОР-схема 2 на основе выделения сохраняемой части имущественного комплекса (бизнеса) и заключительной ликвидации должника как юридического лица и его обязательств в рамках последующего конкурсного производства.
Для крупных значимых унитарных предприятий федеральной собственности с продукцией преимущественно целевого уставного назначения (в том числе спецпродукция, ФГУП оборонного комплекса) применяется принципиальная схема оздоровления ФОР-схема 3, основанная на сокращении под реальные объемы уставного госзаказа и накопленные долги имущественного комплекса с сохранением должника как юридического лица, с полным его расчетом по накопленным обязательствам в рамках восстановительных процедур банкротства.
Результаты статьи являются теоретическим обобщением реальной арбитражной и консалтинговой практики финансового оздоровления унитарных предприятий на материалах субъекта федерации - Новосибирской области.
Дополнительные замечания
Очевидно, что практическая проверка выведенных граничных условий восстановления платежеспособности УП потребует конкретизации ФОР-схем через разработку соответствующих экономико-математических моделей. В работах [3; 8] предложены ЭММ, которые
можно рассматривать как возможную детализацию первой и второй ФОР-схемы соответственно. При такой трактовке результаты настоящей статьи относятся к отысканию общих условий совместности ЭММ и алгоритму проверки этих условий.
Для некризисных развивающихся крупных экономических систем некоторым аналогом ФОР-схем можно считать схемы функционирования (декомпозиции) моделей развития, комплекс которых разработан и реализован на отраслевом уровне и для объединений (см.: [9. С. 80-117]).
Список литературы
1. Кабыжакова Е. В. Процедуры формирования эффективно функционирующего сектора государственных унитарных предприятий // Сибирская финансовая школа. 2009. № 5. С. 35-40.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
3. Соболев В. Ф. Программа финансового оздоровления федерального унитарного предприятия в досудебной стадии: экстенсивный сценарий // Функционирование предприятий в российской экономике: проблемы и решения / Под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2006. С. 150-159.
4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"».
5. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
6. Соболев В. Ф. Финансовый анализ и разработка предложений о восстановлении платежеспособности ФГУП «Новосибирское производственное объединение "Луч"» в процедуре наблюдения // Финансовое оздоровление предприятия: НИОКР, сопровождение, обучение / Под ред. В. Ф. Соболева. Новосибирск: НГУЭУ, 2006. С. 59-111.
7. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
8. Соболев В. Ф., Самохвалова М. В. Инструментарий разработки рациональных планов финансового оздоровления кризисных предприятий // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9, вып. 2. С. 56-66.
9. Соболев В. Ф. Моделирование и оптимизация в управлении развитием крупных экономических систем (полный жизненный цикл продукции). Новосибирск: НГАЭУ, 2000. 356 с.
Материал поступил в редколлегию 02.02.2010
V. F. Sobolev
FRONTIER CONDITIONS OF RECONSTRUCTION SOLVENCY UNITARY ENTERPRISES
Frontier conditions of possibility of solvency unitary enterprises reconstruction are formulated in this article. These conditions are as function of elementary parameters, which include minimum and maximum dates of recovery and production values of aim products, creditor debts, and the pay off schedule, overhead expenses, selling profitability, the point of profitableness.
Keywords: unitary enterprise, conditions of solvency reconstruction, finance recovery.