УДК 81
ГРАНИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА ЛЕОНИДА МИХАЙЛОВИЧА ВАСИЛЬЕВА (ПАМЯТИ УЧЕНОГО)
© В. Л. Ибрагимова*, Л. А. Киселева
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.:+7 (917) 429 31 18.
*Email: [email protected]
В статье освещается педагогическая, научная и научно-организаторская роль недавно ушедшего из жизни известного российского ученого профессора Леонида Михайловича Васильева. Вся его творческая жизнь была связана с Башкирским государственным университетом. Здесь он защитил докторскую диссертацию, создал кафедру общего и сравнительно-исторического языкознания, которой руководил около двадцати лет. Он много лет руководил кафедральным научным направлением «Семантическая система русского языка в его синхронном, историческом и сопоставительном аспектах», в реализации которого участвовали его многочисленные последователи и непосредственные ученики - аспиранты и докторанты, а также магистранты и студенты. Он является основателем и одним из ведущих авторов продолжающегося межвузовского научного издания - сборника статей «Исследования по семантике». Профессор Л. М. Васильев осуществлял системный подход к лингвистическому образованию и научным исследованиям. Он разработал кафедральные концепции целого ряда общих и специальных курсов лингвистических дисциплин, обеспечив их соответствующими учебными и методическими пособиями. В центре внимания ученого были важнейшие общетеоретические вопросы строения, функционирования и развития языка, его внутренних и внешних связей, лингвистической типологии, методологии и методики лингвистической науки и образования. Велика заслуга Л. М. Васильева в создании славистики Республики Башкортостан. При его непосредственном участии на кафедре воспитывались кадры преподавателей болгарского, польского, сербохорватского, чешского языков, которые преподаются на русском отделении филологического факультета, он способствовал тому, чтобы эти кадры проходили языковые курсы в соответствующих славянских странах. При его непосредственном участии в республике созданы и успешно функционируют польский и болгарский центры, воскресная польская школа. Ученики профессора Л. М. Васильева преподают славянские языки и в других образовательных учреждениях Уфы. Профессор Л. М. Васильев внес большой вклад в воспитание научно-педагогических кадров высшей квалификации: под его руководством и при его консультативной помощи выполнено более тридцати кандидатских и докторских исследований. В течение двадцати лет он был председателем докторского диссертационного совета, в котором осуществлялась аттестация научно-педагогических кадров высшей квалификации не только для Республики Башкортостан, но и для других регионов России, а также зарубежных стран.
Ключевые слова: концепция, методология, наследие, научное значение, научная школа, образование, память, перспективность, развитие, связанность, системный подход, теория.
Леонид Михайлович родился в 1926 г. в Ленинградской, ныне Псковской области, учился в сельской школе, затем в педагогическом училище. Юность его была опалена войной, в тех краях особенно страшной. В 1942 г. немецкие фашисты расстреляли его сестру Марию как партизанку-разведчицу (одну из своих книг Леонид Михайлович посвятил ее памяти [1]). Служил в рядах Крас-
Ушел из жизни один из самых известных российских языковедов доктор филологических наук, профессор, Отличник народного образования СССР, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, Почетный академик АН Республики Башкортостан, Почетный профессор Башкирского государственного университета Леонид Михайлович Васильев. Ушел, не дожив всего несколько месяцев до своего 90-летнего юбилея.
ной Армии, одновременно заочно учился в Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена. Там же прошел аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. В конце 50-х гг. он вместе с семьей приехал в Уфу и начал работать в Башкирском государственном университете имени 40-летия Октября, только что созданном на базе педагогического института имени К. А. Тимирязева. Здесь вместе с такими же молодыми местными и приезжими учеными Леонид Михайлович включился в дело создания университетского филологического образования и науки в Башкирии.
Деятельность Л. М. Васильева осуществлялась в трех областях: образовательной, научной, научно-организационной. Соответствующие им направления творческой деятельности Л. М. Васильева представляют собой естественным образом связанные и взаимно дополняющие друг друга компоненты некой целостности. Если обратиться к истокам
деятельности профессора Л. М. Васильева в научно-образовательной сфере, становится очевидным, что он как бы прозревал ее основные направления. Будучи создателем многопрофильной теоретической кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания и ее заведующим на протяжении без малого двух десятков лет, он постоянно стремился к осуществлению и совершенствованию системного подхода к развитию и функционированию лингвистического образования. Следуя логике и тенденциям развития науки и образования, он постоянно заботился о внедрении в содержание лингвистического цикла кафедральных дисциплин новых научных идей, вводил новые предметы общепрофессиональной и специальной подготовки. Важным аспектом деятельности Л. М. Васильева в этой области является разработка им кафедральных концепций некоторых общих и специальных курсов, а также курсов по выбору. Им созданы, неоднократно апробированы и до сих пор используются в образовательной практике кафедральные концепции общего языкознания, истории лингвистических учений, спецкурсов по семантике, по устройству и функционированию языка как знаковой системы, по теории и методологии лингвистических исследований и некоторые другие. Почти все эти курсы поддержаны разработанными им и при его поддержке другими членами кафедры учебными и методическими пособиями [2-9 и др.]. Три из учебных пособий Леонида Михайловича имеют грифы: Государственного комитета СССР по народному образованию [4; 10] и Министерства высшего и среднего специального образования СССР [11]. Сам Леонид Михайлович читал практически все предметы лингвистического цикла дисциплин, сам вел и практические занятия, обычно параллельно со своими ассистентами. Профессор Л. М. Васильев неоднократно подчеркивал важность для филологического образования предметов историко-славистического цикла. Поэтому он настойчиво внедрял в образовательное пространство филологического факультета курсы введения в славянскую филологию, современных славянских языков, сравнительной грамматики славянских языков, лично участвуя в разработке концепций и содержания этих курсов, а также учебных и учебно-методических пособий [12-21]. Л. М. Васильев постоянно заботился о профессиональном росте членов кафедры. Повышению и совершенствованию квалификации преподавателей, особенно молодых, способствовала практика взаимопосещения и обсуждения занятий, которая носила регулярный, планируемый характер. «Плавучести» кафедры, состав которой пополнялся молодыми, растущими кадрами, способствовало то, что ее заведующий держал в поле внимания возможности дублирования учебных дисциплин. Соответствующие поручения планировались задолго до их реализации -вначале в формате ассистентской практики, а затем
и лекционной. Поэтому кафедра в нередких в те времена экстремальных ситуациях не испытывала особых кадровых затруднений. Профессиональному росту способствовали также практика обсуждения на заседаниях кафедры новой научной и учебной литературы, опыт участия членов кафедры в работе факультетского методологического семинара по лингвистике. При кафедре в разное время работало несколько студенческих лингвистических кружков, что было хорошей школой не только для студентов, но и для преподавателей. Леонид Михайлович, будучи единственным в течение некоторого времени профессором в составе руководимой им кафедры, проявлял постоянную заботу также о научном росте преподавателей. Все молодые кадры проходили здесь кандидатскую подготовку через собственную аспирантуру и в центральных академических институтах, затем начался их докторский рост. Все преподаватели славянских языков совершенствовали свои знания в известных славянских вузах (в Краковском Ягеллонском, Варшавском, Пражском Карловом, Великотырновском, Белградском и других университетах). В результате кафедра выросла в большой научно-педагогический коллектив с уникальным составом кадров: до недавнего времени здесь трудились 10 докторов наук. Долгое время профессор Л. М. Васильев был членом Головного совета по филологическим наукам. До конца жизни Леонид Михайлович руководил научным направлением «Семантическая система русского языка в его синхронном, историческом и сопоставительном аспектах», в реализации которого участвовали все члены кафедры, а также языковеды других кафедр университета. Практически весь состав кафедры, включая ее заведующего, участвовал под руководством профессора З. П. Здобновой в нескольких научных программах по русской диалектологии. Профессор Л. Л. Аюпова руководила важными исследованиями по социолингвистике и психолингвистике, результаты которых выливались в кандидатские и докторские диссертации, в статьи и монографии, а также находили применение в дальнейшей научно-исследовательской и образовательной практике.
Характеризуя научную деятельность профессора Л. М. Васильева [22-24], отметим, что его отличали основательное знание принципов и путей развития лингвистической мысли, внимание к классике лингвистики, развитая культура мышления и творчества, научная интуиция, открытость новым возможностям и путям изучения языковых явлений. Леонид Михайлович был лично знаком со многими известными учеными. О встречах с академиком Н. И. Толстым Леонид Михайлович писал: «Эти встречи всегда были для меня приятными и полезными». И далее: «мы долго и живо обсуждали проблемы лингвистики, в особенности структурализма, которым мы оба в это время увлекались» [25, с. 511-512]. Академика В. В. Виноградова он
называл выдающимся русским филологом [25, с. 510]. Л. М. Васильев оставил теплые воспоминания о человеческих качествах и дал справедливо высокие оценки научных достижений известных русских ученых: профессора Л. Н. Мурзина, профессора Н. Г. Самсонова, а также профессора И. П. Распопова, профессора Ю. П. Чумаковой, с которыми Леонид Михайлович работал в течение долгого времени в Башкирском государственном университете [25]. Леонид Михайлович общался со многими другими учеными, что несомненно также влияло на формирование его научных взглядов. В 1985 г. профессором Л. М. Васильевым была реализована идея проведения в Уфе на базе Башкирского государственного университета всесоюзной научной конференции «Семантические категории языка и методы их изучения», в которой приняли участие очень многие известные ученые страны. В опубликованных материалах конференции значится более 200 имен [26]. Леонид Михайлович и сам участвовал во многих научных конференциях различного уровня - от внутривузовских до международных.
Профессор Л. М. Васильев смотрел на настоящее и прошлое лингвистики критически и в то же время конструктивно. В его трудах содержится описание результатов глубокого, системного и целостного осмысления основных понятий методологии и методики лингвистической науки [5; 7; 9 и др.]. Результаты размышлений по соответствующим вопросам представлены во многих его трудах, он излагал их также в своих лекционных курсах. Такое концентрированное внимание ученого к проблемам методологии и методики - результат глубокого понимания неразрывной связи теории и методологии науки в их становлении, функционировании и развитии, что само по себе представляет собой некий общенаучный принцип. Рассмотрению этих проблем Леонид Михайлович посвятил целый спецкурс, обеспечив его содержание учебным пособием и значительным по объему списком использованной и рекомендуемой к изучению литературы [5]. Важно отметить, что Леонид Михайлович добивался научно обоснованного, корректного выбора и компетентного использования методологических принципов науки в исследовательском опыте, а также в преподавании лингвистических дисциплин. Это вело к расширению сфер применения этих принципов, к дальнейшему развитию и углублению теории и методологии лингвистической науки, к пониманию их глубинной, органической связи. Возможности научно корректного использования современных исследовательских методов и приемов изучения языковых явлений убедительным образом продемонстрированы в собственных трудах профессора Васильева, что также составляет их неоспоримую ценность. Леонид Михайлович не только успешно использовал эти принципы и методы в собственной исследовательской практике (им
изучены и описаны семантические классы глаголов чувства, мысли, поведения, речи, звучания, движения и др. - см. указанные здесь труды, а также [27]), но и транслировал свой опыт на научную деятельность учеников и последователей, представивших в аспекте системной связанности и целостности различные лексико-семантические классы слов, в первую очередь глагольные. Так, например, Р. М. Гайсиной изучены и описаны глаголы отношения [28], Т. А. Кильдибековой - глаголы действия [29], В. Л. Ибрагимовой - глаголы движения и пространственного расположения [30-31]. А. А. Камалова представила описание предикатов состояния [32], Л. А. Калимуллина - семантического поля эмотивности [33]. Л. А. Сергеева успешно занималась изучением и описанием проблем категоризации оценочной семантики [34], Е. А. Слобо-дян описано семантическое поле слухового восприятия [35], объектом внимания Ф. Г. Фаткуллиной является лексика со значением деструктивности
[36]. В рамках школы профессора Л. М. Васильева велись также исследования сравнительно-исторического, сопоставительного, типологического плана - см. например работы Е. А. Зубковой
[37], А. Х. Мерзляковой [38], С. Г. Шафикова [39], Н. В. Пятаевой [40], авторского коллектива Е. А. Будько, В. Л. Ибрагимовой, Л. А. Калимуллиной [41] и других ученых.
Научные исследования профессора Л. М. Васильева всегда легко и органично встраивались в контекст новых, перспективных направлений лингвистики, тем самым способствуя углублению общетеоретических представлений о языке как о некоем уникальном явлении - целостном и в то же время внутренне органично расчлененном по разнонаправленным структурным линиям, постоянно развивающемся вместе с развитием практического и когнитивного опыта человека. Видение языка в его многомерности и многопроявленности хорошо отражает структура сборника научных статей профессора Л. М. Васильева «Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики» [25]. В качестве методологической базы исследований языка он использовал важнейшие научные принципы знаковости, системности, формальности, его социально-исторической обусловленности, что способствовало укреплению представления этой области знаний как части, составляющей общенаучного контекста. Он упорно и успешно занимался дальнейшей теоретической разработкой этих важнейших аспектов современной лингвистики. «Тело» языка Леонид Михайлович рассматривает в его внутренних системных связях стратумов, уровней и подуровней, опускаясь по структурным линиям системных связей до выявления и описания механизмов внутрисемемной иерархии элементарных семантических признаков. Обобщив идеи классической и современной лингвистики, обогатив их собственным научно обоснованным видением, Леонид
Михайлович представил язык в виде своеобразной пространственной решетки, обозначив координаты системной связанности разных уровней его подсистем и единиц, что позволяет увидеть язык - в его собственных границах - как некую целостность. Соответственно - в рамках целостного представления языка - им обозначены основания структура-ции этого явления: природа его составляющих (фонетический, формально-грамматический, семантический стратумы), степень сложности (уровни простых и сложных единиц), характер представленности единиц (подуровни абстрактных и конкретных единиц). Выделен в стратификационной модели языка также нулевой уровень элементарных единиц незнаковой природы, представляющих собой компоненты знаковых единиц соответствующих подсистем, описана их функциональная природа, обоснована и продемонстрирована их важнейшая системообразующая роль. Убедительно и наглядно показана изоструктурность стратумов, уровней и подуровней языка. Все вместе это способствует уточнению и обогащению теоретических представлений о языке в целом как уникальном явлении знаково-отражательной природы в системологиче-ском аспекте, а также в области исследовательской методики, приемов и техники изучения и описания конкретного языкового материала, к обогащению представлений о единстве научной теории и методов, о соотношении таких научных понятий, как теория, метод, прием, методика, методология.
Профессор Л. М. Васильев оставил после себя цельное и целостное представление о семантической области языка как в теории, так и в исследовательском опыте. В его трудах легко читается представление об иерархии семантических явлений начиная от общекатегориального (частеречного) значения, стоящего на высшей ступени дифференциации типов семантических единиц, заканчивая элементарными семантическими признаками. Эта иерархия коррелирует со структурой семантики слова, где на уровне ее элементарных признаков происходит дальнейшее содержательное развитие слова путем интериоризации его значением различных латентных, ассоциативных, потенциальных признаков, которые поставляет языку когнитивный опыт его носителей.
В творческом наследии Л. М. Васильева имеются также труды, в которых рассматриваются разные аспекты внешних связей языка - с миром физической, ментальной, психической, социальной действительности. В ряде его работ содержатся результаты глубоких размышлений о способах отражения реальной действительности в сознании (в «ментальном пространстве», в «когнитивных сферах»), об их взаимодействии с языковыми сферами в актах познания, о типах знания (неязыкового и языкового), о способах мышления (неязыкового, в том числе гештальтного, образного и языкового) и многое другое, что составляет содержание и пред-
мет когнитивного направления в лингвистике. В статье «О понятиях и терминах когнитивной лингвистики» Л. М. Васильев отмечал, что некоторые достижения этой науки и многие ее научные цели заслуживают серьезного внимания [25, с. 46]. Он не сомневался в перспективности развития данного направления науки: «когнитивная лингвистика - естественный результат интеграции знаний о языке, накопленных ранее и лингвистами, и представителями других наук», - писал он в статье «Общий взгляд на лингвистику ХХ века» [25, с. 490]. В то же время, считая, что когнитивная лингвистика еще не имеет единой и прочной теоретической базы, профессор Л. М. Васильев дал научное обоснование понятиям и терминам этой области знаний на системно-интегративной основе, и это несомненно будет способствовать ее дальнейшему развитию (см. еще: «Когнитивные, семантические и грамматические категории языка»; «Современная лингвистическая семантика в свете когнитивной теории языка» [25]).
Будучи вооружен общей теорией и методологией науки, являясь знатоком многих языков и владея многими из них практически, занимаясь конкретными исследованиями в области сравнительно -исторического и сопоставительного языкознания, Леонид Михайлович сказал свое авторитетное слово и по вопросу о научной типологии языков. Соответствующим проблемам целиком посвящен подготовленный им незадолго до смерти сборник его последних статей «Актуальные вопросы общего и типологического языкознания», к сожалению, увидевший свет после кончины автора [42].
Не обойти вниманием тот факт, что в 1975 г. профессор Л. М. Васильев основал широко известный в научных кругах межвузовский сборник статей «Исследования по семантике», который продолжается изданием и поныне, сам же Леонид Михайлович был главным редактором 12 выпусков этого сборника. На его страницах публиковали свои статьи не только известные отечественные и зарубежные ученые, но и аспирантская молодежь, нередко в соавторстве со своими научными руководителями. Этот сборник принес и продолжает приносить колоссальную пользу и в плане научного обмена, что трудно переоценить. Ныне ответственным редактором сборника является профессор Р. М. Гайсина.
Весьма заметный вклад внес Л. М. Васильев в русистику. Им изучены и описаны с методологических позиций общей теории языка целые классы русской лексики, русскоязычный материал присутствует также во всех его трудах по общетеоретическим проблемам лингвистики. К важнейшим научным достижениям профессора Л. М. Васильева в области русистики следует отнести разработку принципов описания русской предикатной лексики и создания на этой основе концепции системного семантического словаря русского языка. Леонид
Михайлович успешно реализовал свою концепцию: в течение целого ряда лет он последовательно создавал и издавал этот труд в виде отдельных выпусков, а в 2005 г. словарь увидел свет в республиканском научном издательстве ГИЛЕМ целым томом, вобрав в себя 15 важнейших классов предикатной лексики русского языка [43]. Ценность этого словаря заключается не только в высокой степени научности, но и в его уникальности: он не имеет аналогов в мировой лексикографической практике. Впоследствии Леонид Михайлович успел создать еще несколько выпусков словаря, которые также будут изданы отдельным томом. Этот труд успешно используется в дальнейших исследованиях разных аспектов семантики слова. Несомненно, что научное значение словаря, как и других трудов профессора Л. М. Васильева в этой области, выходит за пределы русистики.
Научные работы профессора Л. М. Васильева получили высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов, рецензии на них опубликованы в авторитетных научных журналах Башкортостана, России, Украины, Молдавии, Чехословакии, Германии. Его имя значится в известных энциклопедиях.
Еще одна важная страница деятельности профессора Л. М. Васильева в Башкирском государственном университете - это его работа в составе совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, которым он руководил в качестве председателя с момента его основания - 20 лет (практически до самого ухода из жизни). Леонид Михайлович сумел собрать вокруг себя коллектив компетентных ученых, многие из которых продолжают работать по сей день. В стенах этого совета прошли высшую научную аттестацию специалисты не только Башкирии, но и других регионов России и зарубежья: Бирска, Нефтекамска, Туймазов, Сибая, Стерлитамака, Уфы, Горно-Алтайска, Елабуги, Ижевска, Казани, Москвы, Набережных Челнов, Оренбурга, Перми, Самары, Твери, Тольятти, Челябинска, Якутска; Казахстана, Китая, Турции. В качестве председателя совета Леонид Михайлович строго следовал принципам научной добросовестности, сочетая это качество с доброжелательностью и корректностью. Неизменно выступая в дискуссиях, он оценивал труд соискателей по существу, умел видеть достоинства диссертаций в общем контексте дальнейших исследовательских перспектив и лингвистической науки в целом. Под его личным научным руководством и при его консультативной помощи написано и успешно защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций. Впечатляет разнообразие тематики выполненных под его руководством исследований. Количество работ, по которым Леонид Михайлович выступал в качестве официального и неофициального оппонента, а также рецензента, не поддается учету.
Нередко профессора Л. М. Васильева называют главой Уфимской лингвистической школы. Даже самый краткий обзор результатов его научного творчества убеждает в фактической справедливости такой оценки, так как оно базируется на важнейших методологических положениях теории языка и поэтому открывает большие возможности дальнейшего плодотворного исследования разных языков, а также общих проблем лингвистики. В орбите научного влияния профессора Л. М. Васильева находятся не только его непосредственные ученики, но и следующие поколения сравнительно молодых ученых, а также многочисленный ряд исследователей из разных регионов нашей страны, подтвердивших свое право на высокий научный статус в диссертационном совете, который повсеместно называют Васильевским даже после ухода его создателя. Так что есть надежда: Школа профессора Васильева существует и будет развиваться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев Л. М. Общие проблемы лингвистики. Внешние связи языка. Уфа: РИЦ БашГУ, 1998. 146 с.
2. Васильев Л. М. Лекции по фонетике современного русского языка. Уфа, 1975. 67 с.
3. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. Глаголы речи, звучания и поведения. Уфа: РИО БашГУ, 1981б. 71 с.
4. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1990а. 176 с.
5. Васильев Л. М. Теория и методология современного языкознания. Принципы знаковости и формальности языка. Уфа: РИО БашГУ, 1990б. 60 с.
6. Васильев Л. М. Теоретические проблемы лингвистики. Внутреннее устройство языка как знаковой системы. Уфа: РИО БашГУ, 1994. 208 с.
7. Васильев Л. М. Методы современной лингвистики. Уфа: РИЦ БашГУ, 1997. 183 с.
8. Васильев Л. М. Общие проблемы лингвистики: теория и методы. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. 205 с.
9. Васильев Л. М. Общие принципы устройства и функционирования языка как знаковой системы (опыт типологического анализа). Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 54 с.
10. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. Изд. 2-е, доп. М., 2009. 191 с.
11. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.
12. Васильев Л. М. Введение в славянскую филологию. Праин-доевропейский и праславянский языки (общие вопросы). Уфа: Ротапринт Башкирского университета, 1988. 18 с.
13. Васильев Л. М. Введение в славянскую филологию. Фонетическая система праславянского языка в ее историческом развитии. Уфа: Ротапринт Башкирского университета, 1988. 42 с.
14. Васильев Л. М. Введение в славянскую филологию. Курс лекций. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 46 с.
15. Васильев Л. М. Лекции по славянской филологии. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 91 с.
16. Засухина Т. П. Чешский язык. Морфология. Уфа: РИЦ БашГУ, 2005. 94 с.
17. Здобнова З. П. Общеславянские фонетические процессы. Уфа: РИЦ БашГУ (разные издания).
18. Ибрагимова В. Л., Будько Е. А. Введение в славянскую филологию. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 79 с.
19. Ибрагимова В. Л., Будько Е. А. Славянские языки. Ч. 1. Польский язык. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 93 с.
20. Калимуллина Л. А. Болгарский язык. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 54 с.
21. Сергеева Л. А Лингвокультурологические основы изучения славянских языков. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 101 с.
22. Ибрагимова В. Л., Калимуллина Л. А. Язык и языкознание в свете раздумий Л. М. Васильева // Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики. Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 3-14.
23. Ибрагимова В. Л., Калимуллина Л. А. Сущностная и функциональная природа языка в лингвистической концепции профессора Л. М. Васильева // Актуальные вопросы общего и типологического языкознания. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 3-10.
24. Ибрагимова В. Л., Калимуллина Л. А. Светлой памяти профессора Леонида Михайловича Васильева // Кафедра: Башкирский государственный университет. 2015, №13/14. С. 6.
25. Васильев Л. М. Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики. Уфа: РИО БашГУ, 2006. 520 с.
26. Семантические категории языка и методы их изучения. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции 2830 мая 1985 г. Ч. 1-2. Уфа, 1985.
27. Васильев Л. М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи // Очерки по семантике русского глагола. Уфа, 1971. 310 с.
28. Гайсина Р. М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке. Саратов: изд. Саратовского университета, 1981. 195 с.
29. Кильдибекова Т. А. Глаголы действия в современном русском языке: опыт функционально-семантического анализа. Саратов: изд. Саратовского университета, 1985.160 с.
30. Ибрагимова В. Л. Семантика русского глагола. Лексика движения. Уфа, 1988. 77 с.
31. Ибрагимова В. Л. Семантика глаголов пространственной локализации в современном русском языке. Уфа, 1992. 169 с.
32. Камалова А. А. Семантические типы предикатов состояния в системном и функциональном аспектах: дисс. ... д-р филол. наук. Архангельск, 1999. 487 с.
33. Калимуллина Л. А. Семантическое поле эмотивности в русском языке: синхронный и диахронический аспекты (с
привлечением мат-ла славянских языков): дисс. ... д-р фи-лол. наук. Уфа, 2006. 557 с.
34. Сергеева Л. А. Оценочное значение и категоризация оценочной семантики: опыт интерпретационного анализа: дисс. ... д-р филол. наук. Уфа, 2004. 316 с.
35. Слободян Е. А. Системный, функциональный и исторический аспекты семантического поля слухового восприятия: дисс. ... канд филол. наук. Уфа, 207. 242 с.
36. Фаткуллина Ф. Г. Деструктивная лексика в современном русском языке. Уфа, 1999. 300 с.
37. Зубкова Е. А. История лексики с этимологическим корнем *sta- : *stэ- в русском языке: дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 2000. 256 с.
38. Мерзлякова А. Х.Типы семантического варьирования прилагательных в поле «Восприятие» (На мат-ле английского, русского и французского языков): дисс. . д-р фи-лол. наук. Уфа, 2003. 356 с.
39. Шафиков С. Г. Проблемы лексической семантики в свете языковых универсалий: на мат-ле русского, английского, французского и татарского языков: дисс. ... д-р филол. наук. Уфа, 1998. 460 с.
40. Пятаева Н. В.Генетическая парадигма «давать // дать ^ брать ^ взять ^ иметь ^ нести ^ давать» в истории русского языка: дисс. . д-р филол. наук. Уфа, 2007. 643 с.
41. Ибрагимова В. Л., Будько Е. А., Калимуллина Л. А. Лексико-семантическая система русского языка: синхронический и диахронический аспекты. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. 89 с.
42. Васильев Л. М. Актуальные вопросы общего и типологического языкознания. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. 149 с.
43. Васильев Л. М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Т. 1. Уфа: Гилем, 2005. 464 с.
Поступила в редакцию 05.05.2016 г.
VERGES OF LINGUISTIC ACTIVITIES OF PROFESSOR LEONID VASILIEV (IN MEMORY OF THE SCIENTIST)
© V. L. Ibragimova*, L. A. Kiseleva
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (917) 429 31 18.
*Email: [email protected]
In the article the pedagogical, scientific and scientific-organizational role of the recently deceased famous Russian scientist, Professor Leonid Vasiliev is discussed. His life was connected with Bashkir State University. He defended his doctoral thesis in Bashkir State University; here he created the Department of General and Comparative Linguistics, which he headed about twenty years. For many years he headed the Department scientific direction "Semantic system of Russian language in its synchronic, historical and comparative aspects", his followers, students, post-graduate students, masters participated in realization of this direction. He is the founder and one of the main authors of the ongoing inter-University collection of scientific articles "Studies in semantics". Professor L. Vasiliev realized a systematic approach to linguistic education and scientific research. He designed the conceptions of general and special courses of linguistic disciplines, providing them with proper textbooks and training appliance. The scientist's attention was focused on the most important theoretical questions of structure, functioning and development of language, its internal and external relations, linguistic typology, methodology and methods of linguistic science and education. Professor L. Vasiliev made great contribution to creation of Slavic studies of the Republic of Bashkortostan. With his direct participation the Department has educated teachers of Bulgarian, Polish, Serbo-Croatian, Czech languages that are taught in Russian branch of Philological Department, he assisted these teachers to take language courses in proper Slavic countries. With his direct participation Polish and Bulgarian centers, Sunday Polish school were founded in Bashkortostan. The followers of Professor L. Vasiliev teach Slavic languages in different Ufa educational institutions. Professor L. Va-siliev made great contribution to education of scientific-pedagogical personnel of higher qualification; he was a scientific adviser of more than thirty master and doctoral studies. For twenty years he was Chairman of doctoral dissertation council, which carried out the attestation of scientific-pedagogical personnel of higher qualification not only for the Republic of Bashkortostan but also for other regions of Russia and foreign countries.
Keywords: conception, methodology, heritage, scientific value, scientific school, education, memory, prospect, development, coherence, systemic approach, theory.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Vasil'ev L. M. Obshchie problemy lingvistiki. Vneshnie svyazi yazyka [General problems of linguistics. External links of language]. Ufa: RITs BashGU, 1998.
2. Vasil'ev L. M. Lektsii po fonetike sovremennogo russkogo yazyka [Lectures on the phonetics of contemporary Russian language]. Ufa, 1975.
3. Vasil'ev L. M. Semantika russkogo glagola. Glagoly rechi, zvuchaniya i povedeniya [The semantics of the Russian verb. The verbs of speech, sound, and behavior]. Ufa: RIO BashGU, 1981b.
4. Vasil'ev L. M. Sovremennaya lingvisticheskaya semantika [Contemporary linguistic semantics]. Moscow: Vysshaya shkola, 1990a.
5. Vasil'ev L. M. Teoriya i metodologiya sovremennogo yazykoznaniya. Printsipy znakovosti i formal'nosti yazyka [Theory and methodology of modern linguistics. The principles of signification and formality of the language]. Ufa: RIO BashGU, 1990b.
6. Vasil'ev L. M. Teoreticheskie problemy lingvistiki. Vnutrennee ustroistvo yazyka kak znakovoi sistemy [Theoretical problems of linguistics. The internal structure of the language as a symbol system]. Ufa: RIO BashGU, 1994.
7. Vasil'ev L. M. Metody sovremennoi lingvistiki [Methods of contemporary linguistics]. Ufa: RITs BashGU, 1997.
8. Vasil'ev L. M. Obshchie problemy lingvistiki: teoriya i metody [General problems of linguistics: theory and methods]. Ufa: RITs Bash-GU, 2007.
9. Vasil'ev L. M. Obshchie printsipy ustroistva i funktsionirovaniya yazyka kak znakovoi sistemy (opyt tipologicheskogo analiza) [General principles of the structure and functioning of language as a symbolic system (an attempt of typological analysis)]. Ufa: RITs BashGU, 2014.
10. Vasil'ev L. M. Sovremennaya lingvisticheskaya semantika [Contemporary linguistic semantics]. 2 ed. dop. Moscow, 2009.
11. Vasil'ev L. M. Semantika russkogo glagola [The semantics of the Russian verb]. Moscow: Vysshaya shkola, 1981.
ISSN 1998-4812
BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2016. T. 21. №2
385
12. Vasil'ev L. M. Vvedenie v slavyanskuyu filologiyu. Praindoevropeiskii i praslavyanskii yazyki (obshchie voprosy) [Introduction to Slavic philology. Proto-Indo-European and proto-Slavic languages (general issues)]. Ufa: Rotaprint Bashkirskogo universiteta, 1988.
13. Vasil'ev L. M. Vvedenie v slavyanskuyu filologiyu. Foneticheskaya sistema praslavyanskogo yazyka v ee istoricheskom razvitii [Introduction to Slavic philology. The phonetic system of proto-Slavic language in its historical development]. Ufa: Rotaprint Bashkirskogo universiteta, 1988.
14. Vasil'ev L. M. Vvedenie v slavyanskuyu filologiyu. Kurs lektsii [Introduction to Slavic philology. Course of lectures]. Ufa: RITs Bash-GU, 2009.
15. Vasil'ev L. M. Lektsii po slavyanskoi filologii [Lectures on Slavic philology]. Ufa: RITs BashGU, 2009.
16. Zasukhina T. P. Cheshskii yazyk. Morfologiya [The Czech language. Morphology]. Ufa: RITs BashGU, 2005.
17. Zdobnova Z. P. Obshcheslavyanskie foneticheskie protsessy [Common Slavic phonetic processes]. Ufa: RITs BashGU (raznye izdaniya).
18. Ibragimova V. L., Bud'ko E. A. Vvedenie v slavyanskuyu filologiyu [Introduction to Slavic philology]. Ufa: RITs BashGU, 2009.
19. Ibragimova V. L., Bud'ko E. A. Slavyanskie yazyki. Pt. 1. Pol'skii yazyk [The Slavic languages. Part 1. Polish language]. Ufa: RITs BashGU, 2011.
20. Kalimullina L. A. Bolgarskii yazyk [Bulgarian language]. Ufa: RITs BashGU, 2011.
21. Sergeeva L. A. Lingvokul'turologicheskie osnovy izucheniya slavyanskikh yazykov [Linguo-culturological basis of the study of Slavic languages]. Ufa: RITs BashGU, 2011.
22. Ibragimova V. L., Kalimullina L. A. Teoreticheskie problemy obshchei lingvistiki, slavistiki, rusistiki. Ufa: RIO BashGU, 2006. Pp. 3-14.
23. Ibragimova V. L., Kalimullina L. A. Aktual'nye voprosy obshchego i tipologicheskogo yazykoznaniya. Ufa: RITs BashGU, 2015. Pp. 3-10.
24. Ibragimova V. L., Kalimullina L. A. Kafedra: Bashkirskii gosudarstvennyi universitet. 2015, No. 13/14. Pp. 6.
25. Vasil'ev L. M. Teoreticheskie problemy obshchei lingvistiki, slavistiki, rusistiki [Theoretical problems of General linguistics, Slavonic studies, Russian studies]. Ufa: RIO BashGU, 2006.
26. Semanticheskie kategorii yazyka i metody ikh izucheniya. Tezisy dokladov vsesoyuznoi nauchnoi konferentsii 28-30 maya 1985 g. Pt. 1-2. Ufa, 1985.
27. Vasil'ev L. M. Ocherki po semantike russkogo glagola. Ufa, 1971.
28. Gaisina R. M. Leksiko-semanticheskoe pole glagolov otnosheniya v sovremennom russkom yazyke [Lexico-semantic field of verbs expressing relation in contemporary Russian language]. Saratov: izd. Saratovskogo universiteta, 1981.
29. Kil'dibekova T. A. Glagoly deistviya v sovremennom russkom yazyke: opyt funktsional'no-semanticheskogo analiza [Action verbs in contemporary Russian language: an attempt of functional-semantic analysis]. Saratov: izd. Saratovskogo universiteta, 1985.
30. Ibragimova V L. Semantika russkogo glagola. Leksika dvizheniya [The semantics of the Russian verb. The lexis of movement]. Ufa, 1988.
31. Ibragimova V. L. Semantika glagolov prostranstvennoi lokalizatsii v sovremennom russkom yazyke [The semantics of verbs of spatial localization in contemporary Russian language]. Ufa, 1992.
32. Kamalova A. A. Semanticheskie tipy predikatov sostoyaniya v sistemnom i funktsional'nom aspektakh: diss. ... d-r filol. nauk. Arkhangelsk, 1999.
33. Kalimullina L. A. Semanticheskoe pole emotivnosti v russkom yazyke: sinkhronnyi i diakhronicheskii aspekty (s privlecheniem mat-la slavyanskikh yazykov): diss. ... d-r filol. nauk. Ufa, 2006.
34. Sergeeva L. A. Otsenochnoe znachenie i kategorizatsiya otsenochnoi semantiki: opyt interpretatsionnogo analiza: diss. ... d-r filol. nauk. Ufa, 2004.
35. Slobodyan E. A. Sistemnyi, funktsional'nyi i istoricheskii aspekty semanticheskogo polya slukhovogo vospriyatiya: diss. ... kand filol. nauk. Ufa, 207.
36. Fatkullina F. G. Destruktivnaya leksika v sovremennom russkom yazyke [Destructive lexis in contemporary Russian language]. Ufa, 1999.
37. Zubkova E. A. Istoriya leksiki s etimologicheskim kornem *sta- : *sta- v russkom yazyke: diss. ... kand. filol. nauk. Ufa, 2000.
38. Merzlyakova A. Kh.Tipy semanticheskogo var'irovaniya prilagatel'nykh v pole «Vospriyatie» (Na mat-le angliiskogo, russkogo i frantsuzskogo yazykov): diss. . d-r filol. nauk. Ufa, 2003.
39. Shafikov S. G. Problemy leksicheskoi semantiki v svete yazykovykh universalii: na mat-le russkogo, angliiskogo, frantsuzskogo i tatar-skogo yazykov: diss. ... d-r filol. nauk. Ufa, 1998.
40. Pyataeva N. V. dat' ^ brat' ^ vzyat' ^ imet' ^ nesti ^ davat'» v istorii russkogo yazyka: diss. ... d-r filol. nauk. Ufa, 2007.
41. Ibragimova V. L., Bud'ko E. A., Kalimullina L. A. Leksiko-semanticheskaya sistema russkogo yazyka: sinkhronicheskii i diakhronicheskii aspekty [Lexical-semantic system of the Russian language: synchronic and diachronic aspects]. Ufa: RITs BashGU, 2013.
42. Vasil'ev L. M. Aktual'nye voprosy obshchego i tipologicheskogo yazykoznaniya [Topical issues of General and typological linguistics]. Ufa: RITs BashGU, 2015.
43. Vasil'ev L. M. Sistemnyi semanticheskii slovar' russkogo yazyka. Predikatnaya leksika. Vol. 1 [System semantic dictionary of the Russian language. Predicate lexis. Vol. 1]. Ufa: Gilem, 2005.
Received 05.05.2016.