Научная статья на тему 'Грани культуры: Актуальные проблемы истории и современности. VIII научная конференция'

Грани культуры: Актуальные проблемы истории и современности. VIII научная конференция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
185
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грани культуры: Актуальные проблемы истории и современности. VIII научная конференция»

В.М. Карелин

ГРАНИ КУЛЬТУРЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ. VIII научная конференция

14 декабря 2012 г. в Институте бизнеса и политики (Москва) прошла восьмая конференция «Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности». В ней приняли участие представители различных областей знания, сотрудники ряда столичных вузов и исследовательских организаций, среди которых по сложившейся традиции были и исследователи с философского факультета РГГУ.

В первой секции «Культурные аспекты современных процессов глобализации» обсуждались преимущественно результаты исследований, проводимых учеными кафедр ИБП, а также МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного университета культуры и искусств, Института Африки РАН, Государственно-госпециализированного Института Искусств, РАМ им. Гнесиных и других организаций. Среди осевых тем, формирующих проблематику культуры в глобализационых процессах, неизбежно о себе заявили те, что указывают на необходимость взаимодействия самых разных сторон современной жизни. Так, речь шла об интеграции современных визуальных искусств и новых технологий. Стоит упомянуть темы докладов О.Г. Герасимовой «"Физики и лирики" - кинофильм "Улица Ньютона, дом 1" как портрет "оттепели"»,

A.С. Боглюбовой «Российская анимация на рубеже XX-XXI вв», С.П. Завизион «Вещи вокруг нас. Кинематограф М. Антониони и

B. Карвая о вещах», Е.В. Морошкина «Натюрморт: развитие жанра в технике цифровой фотографии». Универсальные культурные изменения находят отражение также в тенденциях развития науки и эпистемологии, чему, в частности, был посвящен интереснейший доклад Е.А. Никоновой «Геном человека как объект искусственных манипуляций - евгеника в прошлом и настоящем», показавший тенденции развития генетики и ее роли в развитии культуры на самых

© Карелин В.М., 2013

разных уровнях - от одиозных идеологических проектов до новейших исследований в области эпигенетики.

Работа второй секции - «Образование в эпоху масс-медиа» -сконцентрировалась преимущественно вокруг исследований, проводимых философами РГГУ, а также сотрудников Высшей школы экономики и МГГУ им. М.А. Шолохова. Речь шла не только о проблемах образования, но и об интеллектуальном контексте, в котором оно находится в наши дни, а также об актуальных условиях и методах размышления, делающих рационально обоснованным анализ перспектив развития образования и минимизации рисков, связанных с сопутствующими кризисными явлениями.

В докладе «Философский факультет на пути от субъект-центрированного разума к коммуникативной рациональности» Е.Н. Ивахненко заметил, что констатация того, что университет кантово-гумбольдовой конфигурации пребывает в руинах, стало общепринятым в позициях специалистов, исследующих современное образование в России. Однако специфика такой руинизации не только в задержке этого процесса на несколько десятилетий (по сравнению с западной высшей школой), но и в специфической руи-низации гуманитарного. По мнению докладчика, в складывающихся условиях преподавателю гуманитарного факультета требуется не столько компетентность, сколько коммуникативная сноровка, дающая возможность иметь дело с конфликтующими дискурсами. А для студента при этом существенным оказывается обретение опыта спорности как таковой, что и становится условием приобщения студента к коммуникативной рациональности и философскому образованию в целом.

Доклад Л.И. Аттаевой «"Свобода" как принцип в преподавании гуманитарных дисциплин» говорит о важных основах преподавания, но не с дидактико-моралистических позиций, а с точки зрения свободы в первую очередь организационной, которая может обеспечивать высокую эффективность используемых педагогических технологий. Предложенное понимание свободы соответствует тем неопределенностям и неустойчивостям, которые в существенной мере определяют состояние современного рынка труда. Гуманитарное университетское образование, находясь в контексте постоянных социально-экономических перемен, не обязано следовать логике рыночных отношений, а должно вырабатывать некоторую привычку к переменам, которая и позволит гуманитариям «выстаивать» в сложных меняющихся условиях.

Я.Г. Бражникова в докладе «Иллюзия "информационного общества" и судьба Университета» обратила внимание на то, что

242

В.М. Карелин

многочисленные попытки теоретизирования по поводу реформ современного образования фактически базируются на устаревших категориях, которые формально кажутся современными и прогрессивными. Неудивительно, что подобное размышление, ставящее под вопрос самые основы распространенных концепций, стало поводом для активного обсуждения участников.

Проблеме эволюции демократического идеала в современном мире посвящено было выступление А.В. Логинова «Постдемократия как предостережение и реальность». Докладчик подчеркнул, что постдемократия - термин скорее полемический, чем содержательный. Использование аналитического потенциала данной категории в отношении современных социальных процессов позволило сделать вывод о том, что в странах с сильными демократическими традициями права и свободы человека способны сохраняться в меняющихся условиях. А страны с несформировавшейся демократией находятся в большей опасности, и там ростки демократии могут полностью исчезнуть.

О необходимости особого описания современного общества говорит и доклад А.С. Бобровой «Логика различений для описания общества». Обращаясь к теории Н. Лумана, где общество предстает как всеохватывающая социальная система, исследовательница выявила специфику применения логики различений Дж. Спенсера Брауна. Его формальную теорию Луман превращает в набор принципов, определяющих каркас системной теории общества. Исследование этой проблематики представляется крайне перспективным: в российской науке она еще не представлена достаточно обстоятельно.

Т.Ю. Сидорина представила доклад «Вопрос о труде и эволюция социальной мысли: труд в условиях идеального государства». В нем она обратилась к рассмотрению места и роли труда в истории утопической мысли. Рассмотрены взгляды на труд в сочинениях социалистов-утопистов, идеал труда эпох Просвещения и Возрождения. Эта проблематика является аспектом научного проекта докладчицы, посвященного взглядам на роль труда в социальных отношениях.

Проблемы современных социальных теорий рассмотрены и в выступлениях начинающих исследователей. Так, теория справедливости Дж. Ролза, до сих пор оказывающая серьезное влияние на интеллектуальную жизнь Европы, оказалась в фокусе рассмотрения в докладе магистранта философского факультета РГГУ А.Э. Исанова «Проблема исходного положения в "Теории справедливости" Дж. Ролза». По мнению докладчика, проблемой

названной теории, до сегодняшнего дня постоянно ускользающей от внимания исследователей, является не столько возможность ее осуществления в реальности, сколько обоснование основного элемента теории - «исходного положения».

Другой магистрант того же отделения - И.Б. Дмитриев - представил тему «Перспективы постмодернизации и классический идеал образованности: пределы совместимости». Основополагающей позицией доклада явилось то, что дискурс о постсовременности настолько обширен, что концептуальные фигуры, которые в нем задействованы, зачастую представляются разнородными, не связанными друг с другом, поэтому необходимо проведение различия между постмодернизацией как актуальным процессом и состоянием постмодерна как прогностическим проектом.

В докладе Г.П. Михайлова, студента-философа из РГГУ, под названием «Гонительская репрезентация в современной поп-культуре» предпринята смелая попытка синтезировать анализ тенденций развития поп-культуры с фундаментальной антропологией Рене Жирара. Ключевым понятием стала «гонительская репрезентация» - ситуация массового гонения некоего «козла отпущения» -фигуры, которая обществом в разные моменты маркируется и как преступник, и как святой. Главный тезис выступления - гонение в поп-культуре перформативно, а образцы гонения сохраняют подобие сценам из архаичных и религиозных сюжетов.

Хотя конференция проводилась всего один день, на ней был затронут большой ряд тем, еще мало освоенных наукой. Поэтому можно уверенно сказать, что это мероприятие вызвало неподдельный интерес у преподавателей и исследователей московских вузов и научных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.