Научная статья на тему 'ГРАНИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ'

ГРАНИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / студент-медик / профессиональный уровень / современное медицинское образование / on-line medical education / competence-based approach / distance technologies / дистанційна форма навчання / медична освіта / компетентностний підхід / дистанційні технології

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Г. Котюжинская, Л.В. Гончарова, Д.А. Уманский

Вопрос о применении дистанционной формы обучения в медицинских учебных заведениях остается дискуссионным. С одной стороны, преимуществами дистанционного образования является возможность обучения сразу большого количества студентов и, исходя из компетентностного подхода в подготовке врачей, предусматривает новую роль студента в образовательном процессе: из пассивного потребителя знаний, он должен стать их активным творцом, способным критически мыслить, планировать свою самостоятельную работу, проявлять инициативу, формулировать проблемы и находить пути решения, в том числе в нестандартных ситуациях. С другой стороны, освоение практических навыков, которые являются главной составляющей при обучении будущих медицинских работников, таким путем невозможно. Цель исследования. Провести анализ возможностей и перспектив использования дистанционной формы обучения в медицинском образовании. Основная часть. Особенностями современного медицинского образования является увеличение процента самостоятельной работы студентов в процессе обучения, широкое использование их интерактивных форм. Глубокое изучение тематического материала диктует необходимость применения современных электронных технологий, позволяющих предоставить студент полный и свободный доступ к большому объему справочных данных, мониторинг изменений содержания материала в соответствии с новыми научных достижений мирового масштаба. К основным преимуществам дистанционного обучения можно отнести гибкость, модульность, параллельно, дальнодействие, асинхронность, массовость, рентабельность, социальность, интернациональность. Применение наряду с традиционной формой обучения элементов дистанционного обучения способствует совершенствованию профессионального уровня как преподавателей, так и студентов. При этом происходит творческий и профессиональное развитие личности будущего врача. В результате происходит переориентация традиционного обучения на принципиально новый уровень, где меняется роль ученика: он становится активным участником образовательного процесса. Выводы. Таким образом, внедрение новых инновационных подходов с элементами дистанционного обучения позволяют перевести процесс обучения на качественно новый уровень, сделать его более наглядным, повысить уровень компетентности студентов и побудить их к активному участию в образовательном процессе. Следует отметить, что активный процесс внедрения дистанционных технологий обучения с заменой глазных форм более целесообразен на этапе последипломного образования медиков, в структуре додипломного образования данная форма может служить как дополнительная к практическим и семинарским занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Г. Котюжинская, Л.В. Гончарова, Д.А. Уманский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACETS OF LEARNING OF ON-LINE EDUCATION IN MEDICINE

Introduction. The question of the use of distance learning in medical schools remains controversial. On the one hand, the advantages of distance education are the possibility of teaching a large number of students at once and, based on the competence-based approach in the training of doctors, provides for a new role for the student in the educational process: from a passive consumer of knowledge, he should become their active creator, able to think critically, plan his independent work, show initiative, formulate problems and find solutions, including in non-standard situations. On the other hand, mastering practical skills, which are the main component in the training of future health workers, is impossible in this way. Purpose: Analize of the possibilities and prospects of using distance learning in medical education. Research results. The peculiarities of modern medical education is an increase in the percentage of students' independent work in the learning process, the widespread use of their interactive forms. In-depth study of thematic material dictates the need for the use of modern electronic technologies, allowing the student to provide full and free access to a large amount of reference data, monitoring changes in the content of the material in accordance with new scientific achievements of the world scale. The main advantages of distance learning include flexibility, modularity, parallel, long-range action, asynchrony, mass character, cost-effectiveness, sociality, internationality. The use of distance learning elements along with the traditional form of teaching contributes to the improvement of the professional level of both teachers and students. At the same time, the creative and professional development of the personality of the future doctor takes place. As a result, there is a reorientation of traditional teaching to a fundamentally new level, where the role of the student changes: he becomes an active participant in the educational process. Conclusions: Thus, the introduction of new innovative approaches with elements of distance learning makes it possible to transfer the learning process to a qualitatively new level, make it more visual, increase the level of students' competence and encourage them to actively participate in the educational process. It should be noted that the active process of introducing distance learning technologies with the replacement of eye forms is more expedient at the stage of postgraduate education of doctors; in the structure of undergraduate education, this form can serve as an addition to practical and seminars.

Текст научной работы на тему «ГРАНИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ»

УДК 378.147

DOI http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5593314

С. Г. Котюжинская, Л. В. Гончарова, Д. А.Уманский ГРАНИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ Одесский национальный медицинский университет, Украина

Summary. Kotiuzhynska S., Goncharova L., Umanskiy D. FACETS OF LEARNING OF ON-LINE EDUCATION IN MEDICINE. - Odessa National medical University; e-mail: svetlana.kotiuzhvnskaya@smail.com. Introduction. The question of the use of distance learning in medical schools remains controversial. On the one hand, the advantages of distance education are the possibility of teaching a large number of students at once and, based on the competence-based approach in the training of doctors, provides for a new role for the student in the educational process: from a passive consumer of knowledge, he should become their active creator, able to think critically, plan his independent work, show initiative, formulate problems and find solutions, including in non-standard situations. On the other hand, mastering practical skills, which are the main component in the training of future health workers, is impossible in this way. Purpose: Analize of the possibilities and prospects of using distance learning in medical education. Research results. The peculiarities of modern medical education is an increase in the percentage of students' independent work in the learning process, the widespread use of their interactive forms. In-depth study of thematic material dictates the need for the use of modern electronic technologies, allowing the student to provide full and free access to a large amount of reference data, monitoring changes in the content of the material in accordance with new scientific achievements of the world scale. The main advantages of distance learning include flexibility, modularity, parallel, long-range action, asynchrony, mass character, cost-effectiveness, sociality, internationality. The use of distance learning elements along with the traditional form of teaching contributes to the improvement of the professional level of both teachers and students. At the same time, the creative and professional development of the personality of the future doctor takes place. As a result, there is a reorientation of traditional teaching to a fundamentally new level, where the role of the student changes: he becomes an active participant in the educational process. Conclusions: Thus, the introduction of new innovative approaches with elements of distance learning makes it possible to transfer the learning process to a qualitatively new level, make it more visual, increase the level of students' competence and encourage them to actively participate in the educational process. It should be noted that the active process of introducing distance learning technologies with the replacement of eye forms is more expedient at the stage of postgraduate education of doctors; in the structure of undergraduate education, this form can serve as an addition to practical and seminars.

Key words: on-line medical education, competence-based approach, distance technologies.

Реферат. Котюжинская С. Г., Гончарова Л. В., Уманский Д. А. ГРАНИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ. Вступление. Вопрос о применении дистанционной формы обучения в медицинских учебных заведениях остается дискуссионным. С одной стороны, преимуществами дистанционного образования является возможность обучения сразу большого количества студентов и, исходя из компетентностного подхода в подготовке врачей, предусматривает новую роль студента в образовательном процессе: из пассивного потребителя знаний, он должен стать их активным творцом, способным критически мыслить, планировать свою самостоятельную

© Котюжинская С. Г., Гончарова Л. В., Уманский Д. А.

работу, проявлять инициативу, формулировать проблемы и находить пути решения, в том числе в нестандартных ситуациях. С другой стороны, освоение практических навыков, которые являются главной составляющей при обучении будущих медицинских работников, таким путем невозможно. Цель исследования. Провести анализ возможностей и перспектив использования дистанционной формы обучения в медицинском образовании. Основная часть. Особенностями современного медицинского образования является увеличение процента самостоятельной работы студентов в процессе обучения, широкое использование их интерактивных форм. Глубокое изучение тематического материала диктует необходимость применения современных электронных технологий, позволяющих предоставить студент полный и свободный доступ к большому объему справочных данных, мониторинг изменений содержания материала в соответствии с новыми научных достижений мирового масштаба. К основным преимуществам дистанционного обучения можно отнести гибкость, модульность, параллельно, дальнодействие, асинхронность, массовость, рентабельность, социальность, интернациональность. Применение наряду с традиционной формой обучения элементов дистанционного обучения способствует совершенствованию профессионального уровня как преподавателей, так и студентов. При этом происходит творческий и профессиональное развитие личности будущего врача. В результате происходит переориентация традиционного обучения на принципиально новый уровень, где меняется роль ученика: он становится активным участником образовательного процесса. Выводы. Таким образом, внедрение новых инновационных подходов с элементами дистанционного обучения позволяют перевести процесс обучения на качественно новый уровень, сделать его более наглядным, повысить уровень компетентности студентов и побудить их к активному участию в образовательном процессе. Следует отметить, что активный процесс внедрения дистанционных технологий обучения с заменой глазных форм более целесообразен на этапе последипломного образования медиков, в структуре додипломного образования данная форма может служить как дополнительная к практическим и семинарским занятиям.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студент-медик, профессиональный уровень, современное медицинское образование.

Реферат. Котюжинська С. Г., Гончарова Л. В., Уманський Д. А. ЩАБЕЛ1 ДИСТАНЦ1ЙНОГО НАВЧАННЯ В МЕДИЦИН1. Вступ. Питання про застосування дистанцшно! форми навчання в медичних навчальних закладах залишаеться дискусшним. З одного боку, перевагами дистанцшно! освгги е можливють навчання ввдразу велико! шлькосп студенпв та виходячи з компетентнюного тдходу в пвдготовщ лiкарiв передбачае нову роль студента в освпньому процесс з пасивного споживача знань вш повинен стати !х активним творцем, здатним критично мислити, планувати свою самостшну роботу, виявляти шщитиву, формулювати проблеми i знаходити шляхи виршення, в тому числ в нестандартних ситуащях. З шшого боку, освоення практичних навичок, яш е головною складовою при навчаннi майбутшх медичних працiвникiв, таким шляхом неможливо. Мета дослiдження. Аналiз можливостей i перспектив використання дистанцшно! форми навчання в медичнш освiтi. Основна частина. Особливостями сучасно! медично! освiти е зб№шення вiдсотка самостшно! роботи студенпв в процесi навчання, широке використання !х iнтерактивних форм. Глибоке вивчення тематичного матерiалу диктуе необхiднiсть застосування сучасних електронних технологiй, що дозволяють надати студнтам повний i вшьний доступ до великого обсягу доввдкових даних, монiторування змiн змiсту матерiалу вiдповiдно до нових наукових досягнень свгтового масштабу. До основних переваг дистанцiйного навчання можна ввднести гнучшсть, модульнiсть, паралельно, дальнодействие, асинхроннiсть, масовють, рентабельнiсть, соцiальнiсть, iнтернацiлнальность. Застосування поряд з традицiйною формою навчання елеменпв дистанцiйного навчання сприяе вдосконаленню професшного рiвня як викладачiв, так i студентiв. При цьому вiдбуваеться творчий та професшний розвиток особистостi майбутнього л1каря. В результатi вiдбуваеться переорiентацiя традицiйного навчання на принципово новий рiвень, де змiнюеться роль учня: вш стае активним учасником освпнього процесу. Висновки. Таким чином, впровадження нових iнновацiйних пiдходiв з елементами

дистанцшного навчання дозволяють перевести процес навчання на як1сно вищий рiвень, зробити його бшьш наочним, щдвищити рiвень компетентностi у студентiв та спонукати !х до активно! участi в освгтньому процесi. Слiд зазначити, що активний процес впровадження дистанцiйних технологш навчання з замiною очних форм бшьш дощльний на етапi тслядипломно! освiти медиков, в структурi додипломно! освiти дана форма може служити як додаткова до практичних та семшарських занять.

Ключовi слова: дистанцшна форма навчання, медична освiта, компетентностний шдхщ дистанцiйнi технологi!.

Вступление. До недавнего времени в системе медицинского образования такое понятие, как дистанционное обучение было совершенно неприемлемо. Однако в современных реалиях времени, в период карантина, дистанционное обучение доказало свою значимость и востребованность. Тем не менее остается много открытых вопросов: «Это форма обучения или технология?», «Стимулирует ли такая форма самостоятельную работу студентов?», «Не переход ли это к заочному образованию?» и т.п. От понимания и решения этих вопросов зависят стратегия, тактика, реализация дистанционного обучения, а соответственно, и подготовка преподавателей и студентов к работе в данном формате.

При этом ни у кого не вызывает дискуссии вопрос, что качество современного медицинского образования требует более широкого использования инновационных преобразований в технологии обучения, и именно, современные информационные технологии позволят переориентировать традиционное обучение на процесс с более качественным высоким уровнем.

Цель исследования: анализ возможностей и перспектив использования дистанционной формы обучения в медицинском образовании.

Основная часть. Учебный процесс в высшей школе - это достаточно сложная система, и все новое, включаемое в нее, вносит структурные, функциональные и качественные изменения. Поэтому важно отметить, насколько это новое является целесообразным и оптимальным, перспективным для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Закономерным и неизбежным явлением, применительно к обучающей системе, является возникновение и внедрение таких методологических тенденций как программированное, интегрированное и дистанционное обучение [1, 2]

Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения. В этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.

В настоящее время ряд исследователей и практиков дистанционного обучения считают, что дистанционное обучение - это новая форма обучения, предоставляющая комплекс образовательных услуг посредством передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [3].

На данном этапе развития дистанционных технологий задача состоит в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные. Студенты медицинских вузов в процессе дистанционного обучения должны приобрести всесторонние технологические знания, необходимые в будущей практике. Большая часть знаний не может быть найдена в учебнике. Чтобы полностью постичь предметную область изучения, студент полагается на различные дополнительные ресурсы. Сегодняшняя дистанционная технология позволяет проектировать и создавать информационные инструменты, которые смогут облегчить эти трудности при подготовке по любой дисциплины [4].

Современные компьютерные программы позволяют обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, а новые технологии, такие как интерактивные электронные учебные пособия, мультимедийный контент, сеть Интернет, способствуют более активному привлечению учащихся к процессу обучения.

Интерактивные возможности систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [5].

Следует отметить, что у дистанционного обучения, как и любой другой формы получения знаний, множество своих преимуществ и недостатков.

При дистанционном обучении, на наш взгляд, трудно обеспечить развитие клинических умений без интегрированного обучения «лицом к лицу», «из рук в руки». Естественно, что обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Поэтому требуется тщательное планирование для обеспечения надлежащего смешивания возможностей обучения, соответствующих временным возможностям обучающихся [6, 7].

Существенным недостатком является трудность в установлении межличностных контактов между участниками процесса обучения, таким образом страдает социальная адаптация, общение между собой, межличностных взаимодействий среди обучающихся. Немаловажным фактором, препятствующим более интенсивному внедрению дистанционных технологий в учебный процесс, является недостаточная мотивация преподавателей к работе в данном направлении [8]. Причиной этого является высокая трудоёмкость, связанная с созданием методических материалов для дистанционного обучения, но тут нужно осознавать, что в будущем затраты времени и сил должны компенсироваться сокращением времени на выполнение некоторых обычных видов учебной нагрузки преподавателя. Вдобавок, у преподавателей возникают проблемы в определении индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса. В свою очередь у студентов есть соблазн и достаточно возможностей для «несамостоятельного» обучения, а у преподавателей нет возможности для качественного контроля подобных издержек дистанционных технологий. Следует учитывать и уровень мотивация обучающегося к проведению занятий в данном формате. К тому же существует множество вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения.

Но как бы то ни было, огромный «плюс» дистанционных технологий в том, что они дают возможность студенту самому получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами. Гибкий график учебного процесса тоже имеет положительный аспект, так как дает возможность выполнения офлайн-заданий в удобное для студента время.

Выводы. Подводя итоги наших наблюдений в образовательном процессе в дистанционном формате, можно выразить мнение абсолютного большинства преподавательского состава о том, что дистанционное обучение, несомненно, имеет место быть, но избирательно. Почти на каждом курсе есть дисциплины из категории так называемого компонента по выбору, которые можно было бы довольно успешно, продуктивно изучать в дистанционном формате. Однако, совершенно понятно и то, что дистанционное обучение не может рассматриваться как самостоятельная форма обучения на клинических кафедрах в медицинских вузах, потому что нет возможности отработки практических навыков.

Рассматривая дистанционное медицинское образование, необходимо отметить его эффективность в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, так как обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Перспективы последующих исследований: проанализировать и выявить специфические программы, ресурсы и средства коммуникации для использования в медицинском образовании.

Литература:

1. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. (2013). Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Cloud of Science, № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-brazo-vatelnye-tehnologii.

2. Антонович, М.Ю., Любченко, М.Ю. (2019). Дистанционное образование в медицине. Медицина и экология, № 1 (90), 119-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-v-meditsine-2.

3. Балан, Л.А., Брайков, А.В. (2016). Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза по очной форме обучения. Научный альманах, № 2(1^,38-43. DOI: 10.17117/na.2016.02.02.038

4. Марухно, В.М. (2021). Дистанционное образование в медицине. Международный журнал экспериментального образования, № 4-2, 154-156. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4005.

5. Мельникова, И.Ю., Романцов М.Г. (2013). Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе. Международный журнал экспериментального образования, № 11-2, 47-52.

6. Казаков, В.Н., Климовицкий, В.Г., Владзимирский, А.В. (2005). Дистанционное обучение в медицине. ООО «Норд», Донецк.

7. Ибрагимов, И.М. (2005). Информационные технологии и средства дистанционного обучения. Издательский центр «Академия», Москва

8. Гринкив, Я.О., Зализка, О.М., Сичкориз, О.Е. (2018). Опыт и перспективы дистанционного обучения провизоров-интернов в системе непрерывного образования. Фармацевтический журнал, № 5-6, 37-47. DOI: https://doi.org/10.32352/0367-3057.5-6.18.03.

References:

1. Andreev, A.A., Soldatkin, V.I. (2013). Distance learning and distance educational technologies. Cloud of Science, No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-brazo-vatelnye-tehnologii. [In Russian]

2. Antonovich, M.Yu., Lyubchenko, M.Yu. (2019). Distance education in medicine. Medicine and Ecology, No. 1 (90), 119-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-v-meditsine-2.[In Russian]

3. Balan, L.A., Braikov, A.V. (2016). Experience of introducing distance learning technologies into the educational process of a university in full-time education. Scientific Almanac, No. 2 (16), 38-43. DOI: 10.17117 / na.2016.02.02. 038. [In Russian]

4. Marukhno, V.M. (2021). Distance education in medicine. International Journal of Experimental Education, No. 4-2, 154-156. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4005. [In Russian]

5. Melnikova, I.Yu., Romantsov M.G. (2013). Features of medical education and the role of a university teacher in the educational process at the present stage. International Journal of Experimental Education, No. 11-2, 47-52. [In Russian]

6. Kazakov, V.N., Klimovitsky, V.G., Vladzimirsky, A.V. (2005). Distance learning in medicine. LLC "Nord", Donetsk. [In Russian]

7. Ibragimov, I.M. (2005). Information technology and distance learning tools. Publishing Center "Academy", Moscow. [In Russian]

8. Grinkiv, Ya.O., Zalizka, O.M., Sichkoriz, O.E. (2018). Experience and perspectives of distance learning for internship pharmacists in the system of continuing education. Pharmaceutical Journal, № 5-6, 37-47. DOI: https://doi.org/10.32352/0367-3057.5-6.18.03. [In Russian]

Робота надшшла в редакщю 30.08.2021 року.

Рекомендована до друку на заадант редакцшно! колегй тсля рецензування

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.