Научная статья на тему 'ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ'

ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1109
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Врач
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH LITERACY / ОЦЕНКА ГРАМОТНОСТИ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ / LITERACY ASSESSMENT / НИЗКАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ / LOW HEALTH LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амлаев К., Дахкильгова Х.

Пациенты с низкой грамотностью в вопросах здоровья сталкиваются с трудностями понимания медицинской информации, не могут адекватно оценить состояние своего здоровья и необходимость его улучшения. Поэтому необходимо разработать меры по повышению грамотности населения в вопросах здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амлаев К., Дахкильгова Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH LITERACY MATTERS: CONCEPT, CLASSIFICATION, METHODS OF ASSESSMENT

Patients with low health literacy face difficulties understanding medical information; they cannot adequately assess their health status and need to improve the latter. Therefore, it is necessary to develop measures to improve health literacy in the population.

Текст научной работы на тему «ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ»

https://doi.org/10.29296/25877305-2018-06-19

ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

К. Амлаев, доктор медицинских наук, профессор, Х. Дахкильгова

Ставропольский государственный медицинский университет E-mail: kum672002@mail.ru

Пациенты с низкой грамотностью в вопросах здоровья сталкиваются с трудностями понимания медицинской информации, не могут адекватно оценить состояние своего здоровья и необходимость его улучшения. Поэтому необходимо разработать меры по повышению грамотности населения в вопросах здоровья.

Ключевые слова: грамотность в вопросах здоровья, оценка грамотности в вопросах здоровья, низкая грамотность в вопросах здоровья.

Для цитирования: Амлаев К., Дахкильгова Х. Грамотность в вопросах здоровья: понятие, классификации, методы оценки // Врач. - 2018; 29 (6): 83-86. https://doi.org/10.29296/25877305-2018-06-19

Грамотность в вопросах здоровья (ГВЗ) — это наличие знаний, мотивации и умений, необходимых для получения, понимания, оценки и применения информации, касающейся здоровья, для того чтобы в повседневной жизни формировать собственное мнение и принимать решения в рамках медицинской помощи, профилактики заболеваний и укрепления здоровья, а также для поддержания или улучшения качества жизни на всех ее этапах [1—3].

ГВЗ человека становится одним из основных факторов, обеспечивающих как его доступ к качественной медицинской помощи, так и в целом возможность управлять своим личным здоровьем, включая влияние на систему здравоохранения.

Различают функциональную, интерактивную и критическую ГВЗ.

1. Функциональная ГВЗ — умение читать, обсуждать и понимать текст, а также наличие навыка производить численные расчеты. Это самый низкий уровень ГВЗ, но даже он является проблемой для материально благополучных общин, где немало людей, которым трудно усвоить информацию о здоровье. Низкий уровень ГВЗ обусловливает более частое использование стационарной, скорой и неотложной помощи.

2. Интерактивная ГВЗ — наличие навыков и уверенности, необходимых для обсуждения своей болезни и вариантов лечения с врачами или медицинскими

6'2018 ВРАЧ 8

сестрами, умение и потребность пациента в получении информации о других вариантах лечения или о том, почему назначаемое лечение подходит ему наилучшим образом. Наличие данного уровня ГВЗ позволяет принять совместное с лечащим врачом решение о плане лечения конкретного пациента.

3. Критический уровень ГВЗ — умение контролировать широкий круг детерминант здоровья, например, принять меры, если возникают барьеры для сохранения здоровья (формировать свое здоровое меню, преодолевать гиподинамию, бороться за здоровые условия труда, безопасную среду и т.д.). Данный уровень ГВЗ позволяет людям критически анализировать информацию и использовать ее для лучшего контроля событий и своей жизни в целом.

Для разработки практических мер по повышению ГВЗ необходимо знать ее конкретный уровень, в связи с чем очень важно иметь инструментарий для ее оценки. Регулярность таких измерений позволяет оценить эффективность осуществляемых мер [4].

Для определения уровня ГВЗ традиционно оценивают возможность понимать текстовую информацию; понимать и уметь заполнять различные формы и таблицы; осуществлять арифметические вычисления.

Для оценки ГВЗ у взрослых в настоящее время используются следующие тесты: TOFHLA, который занимает 22 мин, и короткий тест S-TOFHLA. В тесте TOFHLA используют 3 отрывка из текста, чтобы оценить понимание прочитанного: 1) инструкции по подготовке к рентгенологическому исследованию верхних отделов пищеварительного тракта; 2) права и обязанности пациентов в разделе выбранной формы; 3) стандартную форму договора с больницей. В каждом из этих отрывков примерно каждое 5-е слово пропущено. Тестируемого просят выбрать наиболее подходящее слово, чтобы закончить предложение. S-TOFHLA использует только первые 2 отрывка (тест занимает 12 мин) [5].

New Vital Sign (NVS)-тест — инструмент для проверки ГВЗ, который занимает всего 3 мин. Пользователи читают стандартную этикетку на мороженом и отвечают на серию из 6 вопросов. Данная концепция подразумевает, что ГВЗ жизненно важна — так же, как

частота сердечных сокращений и уровень артериального давления [5, 6].

Дополнительно исследователи используют инструменты оценки, чтобы узнать, насколько учреждение здравоохранения удовлетворяет потребности пациентов с ограниченными навыками ГВЗ.

Пример опросника для оценки в целом ГВЗ представлен в табл. 1 [7]. Отвечая на предложенные вопросы (выбирая одну цифру против каждого утверждения), пациент может определить, удастся ли ему найти и использовать информацию о здоровье и медицинскую информацию, если это потребуется.

Этими же авторами создан еще один опросник — по оценке функциональной (табл. 2), коммуникативной (табл. 3) и критической (табл. 4) ГВЗ [8]. Опросник разработан для пациентов с хроническими заболеваниями (в исходном варианте — это сахарный диабет — СД). Каждый пункт оценивается в баллах от 1 до 4 (где 1 — никогда не отмечается, 4 — встречается часто). Баллы суммируются и делятся на количество пунктов для получения общего балла (теоретический диапазон 1—4). При определении функциональной грамотности (см. табл. 2) показатель рассчитывают с учетом следующей зависимости: чем больше балл, тем выше показатель грамотности.

Так, функциональную ГВЗ определяют на основании результатов, полученных при чтении инструкций или рекламных листков в больницах (вкладышей в упаковки препаратов) за последний год (см. табл. 2).

При определении коммуникативной и критической ГВЗ анализируются ситуации, возникавшие у пациента, когда он пытается найти информацию о заболевании (диагностике, лечении, самостоятельном контроле, альтернативных видах лечения и т.д.) и оценить ее значимость.

Другим инструментом является Многоаспектная шкала оценки ГВЗ (AAHLS), включающая 14 вопросов и используемая для измерения функциональной (4 вопроса), коммуникативной (3 вопроса) и критической (7 вопросов) ГВЗ.

Авторы научных публикаций отмечают, что низкая ГВЗ населения часто ассоциируется с неравным доступом к медицинскому обслуживанию, поэтому у людей с низкой ГВЗ состояние здоровья обычно хуже, а риск госпитализации выше [9, 10].

Неграмотность в области медицины может непосредственно повлиять на здоровье, ограничив возможность личного, социального и культурного развития вследствие низкого уровня информированности по вопросам охраны здоровья [11].

Таблица 1

Опросник по оценке ГВЗ в целом

Диапазон оценок

Утверждение

категорически не согласен

полностью согласен

1) Я могу собирать информацию о здоровье из разных источников

.2...3...4...5

2) Я могу найти ту информацию, которая мне необходима

2.3.4.5

3) Я могу понимать и передавать другим полученную информацию

2.3.4.5

4) Я могу интерпретировать и оценивать достоверность информации

2.3.4.5

5) Я могу принимать решения на основании информации, соотносить ее со своим состоянием и проблемами со здоровьем

2.3.4.5

84

ВРАЧ

6'2018

здравоохранение

Неинфекционные заболевания (НИЗ) являются ведущей причиной смерти в Европе. ГВЗ очень важна для профилактики НИЗ, которые связаны с факторами риска (такими как гиподинамия, нездоровое питание, табакокурение, злоупотребление алкоголем). Связь этих факторов может меняться в зависимости от страны и социально-экономической группы. Установлено, что наиболее прочно в странах Европы ГВЗ связана с физической активностью: чем выше уровень ГВЗ, тем меньше гиподинамия [2, 12—14].

Недостаточный уровень ГВЗ — главная проблема во всех странах мира, вне зависимости от экономической развитости государства. Отмечено, что низкая ГВЗ истощает ресурсы системы здравоохранения в европейских государствах [4]. Экономический анализ, проведенный в США, показал, что низкая ГВЗ обходится системе здравоохранения США в 30—73 млрд долларов в год. Социальными программами покрывается 63% дополнительных расходов на здравоохранение из-за низкого уровня ГВЗ [5]. В России подобные исследования не проводились.

Недостаточный уровень ГВЗ чаще встречается при низком социально-экономическом статусе, у представителей этнических меньшинств, престарелых людей, хронических больных, инвалидов. У людей с низким уровнем ГВЗ более слабое здоровье, они чаще госпитализируются в стационар, плохо разбираются в вопросах лечения и профилактики заболеваний [4]. Наиболее низок уровень ГВЗ в возрасте старше 65 лет; быстрое снижение этого показателя начинается после 55 лет. Ускоренное старение во многом связано с недостаточной ГВЗ [15].

У пациентов с низкой ГВЗ могут возникнуть трудности с пониманием различного рода медицинской информации и при оценке ее достоверности и источника, трудности с пониманием медицинского языка и профессиональных терминов, а также с приобретением умений контролировать собственное здоровье.

Последствиями низкой ГВЗ становятся:

♦ уменьшение доступности медицинских услуг, в первую очередь для социально незащищенных граждан;

♦ неумение сделать выбор в пользу здоровья (например, предусмотреть занятия физкультурой не реже 4 раз в неделю, использовать технологии ко-пинга при стрессе);

♦ недооценка заболевания и непонимание медицинской терминологии, способствующие позднему обращению за медицинской помощью и снижающие ее эффективность;

♦ непонимание важности ранней диагностики болезней, что приводит к неэффективности программ скрининга и даже их недоступности;

♦ отсутствие информации о медицинских программах и услугах и незнание их сути, что связано с увеличением расходов на здравоохранение;

Таблица 2

Функциональная ГВЗ

Ваши ощущения при чтении Диапазон оценок

никогда редко иногда часто

1. Вы обнаружили, что шрифт слишком мелкий для чтения 1 2 3 4

2. Вы обнаружили буквы и слова, которые не могли узнать 1 2 3 4

3. Вы обнаружили, что содержание написанного слишком сложное 1 2 3 4

4. Вы потратили много времени, чтобы прочесть и понять текст 1 2 3 4

5. Вы поняли, что необходима помощь посторонних 1 2 3 4 У

с Л

Таблица 3

Коммуникативная ГВЗ

Ваши действия после установления диагноза Диапазон оценок

никогда редко иногда часто

1. Вы собирали информацию из разных источников 1 2 3 4

2. Вы извлекали требуемую вам информацию 1 2 3 4

3. Вы понимали информацию, которую получали 1 2 3 4

4. Вы сообщали свои соображения о состоянии вашего здоровья 1 2 3 4

другим людям

5. Вы применяли полученную информацию к повседневной жизни 1 2 3 4

С Критическая ГВЗ Таблица 4

Ваши действия после получения информации Диапазон оценок

никогда редко иногда часто

1. Вы оценивали, насколько информация применима к вашей ситуации 1 2 3 4

2. Вы думали о том, насколько информация заслуживает доверия 1 2 3 4

3. Вы проверяли достоверность информации 1 2 3 4

4. Вы собирали информацию, чтобы принять решение о состоянии вашего здоровья 1 2 3 4 У

6' 2018

ВРАЧ

• непонимание своего диагноза (диагноза члена семьи), а также медицинских инструкций, втомчис-ле по приему лекарств; это приводит как к фатальным ошибкам в ходе лечения, так и к снижению эффективности терапии и удорожанию лечения;

• блокирование возможности пациента принять совместно с врачом решение о тактике лечения, что снижает уровень удовлетворенности им и ухудшает исходы лечения;

• более высокий уровень распространенности СД и сердечно-сосудистых заболеваний, отсутствие навыков управления своим заболеванием или заболеванием своих близких (детей, пожилых родителей);

• более высокий риск смерти, чем у ровесников с лучшим уровнем ГВЗ [16].

Таким образом, ГВЗ остается актуальной проблемой здравоохранения, в связи с чем необходима разработка мер по повышению ГВЗ как на политическом уровне, так и на уровне оказания первичной медицинской помощи населению.

Литература

1. Сырцова Л.Е„ Абросимова Ю.Е., Лопатина М.В. Грамотность в вопросах здоровья: содержание понятия // Профилакт. медицина. - 2016; 19 (2): 58-63.

2. Comparative report on health literacy in eight EU member states. [Electronic resource] / The European Health Literacy Project 2009-2012. Maastricht, HLS-EU Consortium - 2012. - Mode of Access: http://www.health-literacy.eu - Date of Access : 15 July, 2017

3. Sorensen K„ Van den Broucke S„ Fullam J. et al. Health literacy and public health: a systematic review and integration of definitions and models // BMC Public Health. - 2012; 72: 80. Mode of Access: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/22276600 - Date of Access: 15 July, 2017.

4. Kickbusch I. etal. Health literacy. The solid facts [Electronic resource], 2013; Mode of Access: http://www.euro.who.int/data/assets/pdfjiie/0008/190655/ e96854.pdf (Date of Access: 15 July, 2017).

5. Амлаев К.P., Муравьева B.H., Койчуев A.A. и др. Медицинская грамотность (грамотность): состояние проблемы, способы оценки, методики повышения грамотности пациентов в вопросах здоровья // Мед. вестн. Северного Канкаъа -9П19-4-75-9

6. Койчуева С.М., Койчуев А.А., Зафирова В.Б. и др. Изучение медицинской грамотности пациентов в вопросах здоровья населения. Проблемы современной медицины: актуальные вопросы. Сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (11 ноября 2016 г.). Вып. III. Красноярск, 2016; с. 171-5.

7. Ishikawa Н. etal. Developing a measure of communicative and critical health literacy: a pilot study of Japanese office workers // Health Promot. Int. - 2008; 23 (3): 269-74.

8. Ishikawa H. et al. Measuring functional, communicative, and critical health literacy among diabetic patients // Diabetes Care. - 2008; 31: 874-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Койчуев A.A. Ответственность врачей за грамотность населения в вопросах здоровья // Врач. - 2013; 10: 86-7.

10. Coulter A., Parsons S„ Askham J. Краткий аналитический обзор -Анализ систем и политики здравоохранения / ВОЗ, 2008; Mode of Access: http://www.euro. who.int/_data/assets/pdf_file/0008/76436/E93419R.pdf (Date of Access: 15 July, 2017).

11. Глоссарий терминов по вопросам укрепления здоровья / ВОЗ, 1998. Mode of Access: http://whqlibdoc.who.int/hq/1998/WHO_HPR_HEP_98.1_rus.pdf (Date of Access: 15 July, 2017).

12. Berkman N. Low health literacy and health outcomes: an updated systematic review//Ann. Internal. Med.-2011; 155: 97-107.

13. Levin-Zamir D. etal. Health literacy, culture and community. In: Begoray D„ Gillis D„ Rowlands G„ eds. Health literacy in context: international perspectives / Hauppauge, NY: Nova Science Publishers, 2012; p. 99-123.

14. Gazanio T. et al. Scaling up interventions for preventing chronic disease: the evidence // Lancet. - 2007; 370:1939—46.

15. Ishikawa H. et al. Patient health literacy and participation in the health-care process // Health Expect. - 2008; 11 (2): 113-22.

16. Shoou-Yih D. et al. Health literacy, social support, and health: a research agenda // Soc. Sci. Med. - 2004; 58:1309-21.

HEALTH LITERACY MATTERS: CONCEPT, CLASSIFICATION, METHODS OF ASSESSMENT

Professor K. Amlaev. MD; Kh. Dakhkllgova

Stavropol State Medical University

Patients with low health literacy face difficulties understanding medical information: they cannot adequately assess their health status and need to improve the latter. Therefore, it is necessary to develop measures to improve health literacy in the population.

Key words: health literacy, literacy assessment, low health literacy. For citation: Amlaev K.. Dakhkilgova Kh. Health literacy matters: concept, classification, methods of assessment // Vrach. - 2018:29 (6): 83-86. https://doi. orri/10.29298/25877305-2018-08-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.