ГРАММАТИЧЕСКОЕ И ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В.В. Павлов
Тульский политехнический институт (Россия, г. Тула)
Аннотация. В статье рассматриваются лексическая и грамматическая категории числа. Описываются общие правила для определения грамматического числа существительного и правила определения грамматической форменности слов. Рассматриваются слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum) Оценивается связь грамматического числа и количества.
Ключевые слова: единичность, множественность, множество, смысл, признак, значение, разбор, число, род, падеж, счетные и не счетные предметы, singularia tantum, pluralia tantum.
Иностранцы, изучающие русский язык, считают его одним из самых сложных. Да и носителям русского языка не всегда легко разобраться в его «особенностях». Одной из таких особенностей является грамматическая категория числа. Мозг человека носителя языка свободно и гибко оперирует с категорией числа. А осознание, того как происходит разделение ед. и мн. числа встречает много трудностей. Наверное, из-за того, что мышление использует лексические, логические принципы разделения объектов при их изучении. А грамматические категории «так просто в руках не удержишь» и в рамки логических законов не всунешь.
У носителя русского языка в памяти содержатся все суффиксы, окончания, все слова, которые имеют только ед. ч. или только мн. ч. и их лексические варианты? Или мозг проверяет каждое слово, соответствует ли оно понятию «один - более чем один (предмет)»?
Медитируя и наблюдая за работой мозга мы можем увидеть, как мозг определяет число слова.
Человек воспринимает мир через органы чувств. Свет - зрение и звук - слух.
Смотрим на предмет (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками) - называем его словом - слушаем название - звуковое название закрепляется в памяти с увиденным предметом, с признаками предмета (формируется лексическое значение) Это речь.
Смотрим на букву (мозг воспринимает ее как ограниченное пространство с определенными признаками: линиями, точками и т.д.) - называем ее словом - слушаем название - название закрепляется в памяти с увиденной буквой, с признаками буквы (формируется лексическое значение) Далее. Смотрим на слово (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками - буквами) - называем его - слушаем название - название закрепляется в памяти с видимым словом, с признаками слова (формируется лексическое значение линий) Это письмо.
В памяти существует звуковое название предмета (с признаками) и такое же звуковое название написанного слова (с признаками) Только соединение предмета, слова и написанного слова дает начало грамматике. Слово приобретает лексическое значение увиденного предмета и увиденного написанного слова. Лексическое значение первично, грамматическое вторично. С помощью лексического значения слова мы общаемся. Но слово имеет и свои признаки (прямые, точки, закругления, и т.д. - буквы) С ними работает грамматика. И эти признаки не соответствуют признакам предмета, за счет дополнительных звуковых преобразований признаков. Исходя из этой общей схемы, строятся все грамматические категории.
И грамм. число слова тоже. Устанавливается соответствие: слово - предмет (один) Но еще выясняется, что есть кроме предмета и масса, единое множество. Оно
тоже называется словом. Это лексически. А у самого слова нет грамм. признаков по которым мы можем определить предметность или множество. Некоторые множества (песок, соль, снег) состоят из отдельных частиц, а некоторые внешне неделимые (молоко, нефть) Это внешне, хотя все имеет внутренние составляющие. Это схема формирования ед. числа. Ед. число (грамматическое) выражает предметность и массу (лексическую)
Мн. ч. слова формируется на основе предметности и массы. И соответственно, предмет и предмет образуют предметы. Книги, города, дома. А масса и масса, она и есть одна масса, множество. Вот тут то и происходит расхождение лексич. и грамм. числа. Количество появляется позже. Что мы видим, то и называем. Даже когда мы говорим слово «ножницы», это предметность, первоначально мозг определяет это слово как единичный предмет. За одним предметом закреплено слово. Ножницы -предмет. (Скорее всего, такие слова «только множественные» имеют составляющие предмета в ед. ч. (нож и ниц) или потерянные этимологические корни, связанные с изменением лексического значения) И только потом, когда мы начинаем изучать грамматику, возникает осознание варианта множественности. Мн. ч. является развитием ед. ч. Это не противопоставление, а развитие.
Закон. Любое существительное имеет грамм. форму ед. числа или ед. ч. составляющих элементов. У «только множественные» формы ед. ч. часто находятся в древних формах языка.
Мозг человека в своей работе использует лексические значения языка.
Лексическое значение числа связано со считаемыми предметами. Счет определяет количество. Математика. Поэтому у не считаемых существительных нет лексического значения числа. Более того, человек лексически не понимает многие грамматические категории только потому, что у них нет каких-нибудь частей лексического значения. Поэтому грамматика не поддается подчинению строгим законам и правилам.
Не все в мире можно посчитать. Например, нельзя посчитать, названные словами, многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету, прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества не было, оно все равно обозначается единым множеством, единственным числом, человек представляет себе песок и т.п., объекты именно как одну массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком, а часть машины уже не будет машиной. Считаемость предметов связана с количеством и с ед. и мн. ч.
Представление лексич. числа как предмета и как нерасчленимой массы накладывает отпечаток на грамм. число слова. Грамм. ед. ч. представляет единственность и множественность предмета.
Грамм. ед. ч. одного предмета указывает на то, что предмет взят в количестве, равном одному. Грамм. ед. ч. связано с количеством, в отличии от мн. ч.. Ед. число абстрактного предмета указывает на то, что предмет взят не в количестве, а в одной массе неделимого общего или несчетного предмета. Лексическое значение числа конкретного предмета и абстрактного различно.
А человек, который говорит на родном русском языке и не изучал грамматику языка, в разговоре свободно разрешает вопрос о числе предметов под названием «ножницы». И существует много (очень много) способов найти понимание у собеседника. В крайнем случае, он может «перегнуть слово через колено» и сделать из слова подходящую для разговора непри-меняемую грамм. форму. Главное что бы сохранялось лексическое понимание, значение.
Все упирается в значение. Если у двух людей «тройка»: предмет - слово - лексическое значение, совпадают, то они понимают друг друга. Иначе мозг одного человека, анализируя, понимает мозг другого. Если нет, то они никогда не поймут друг
друга. Мало того что этих «троек» много, но уже на начальном этапе кодирования возникают сложности. Например, предмет один, а названий-слов много и наоборот слово одно, а обозначает одно и несколько предметов. Но и это не главное. Главное, когда у людей одно и то же слово имеет разные лексические значения и разное количество этих значений. Существуют также слова, которые сложно привести к общему пониманию. Мы не можем дать точное определение словам, особенно абстрактным. И получается, все говорят «ножницы, ножницы», а количество предметов понимают все по-разному, в зависимости от образования. В грамматике существует много слов имеющих несколько определений и еще много понятий, у которых вообще нет четких определений. Но каждый использует эти слова в своих доказательствах. А если сюда привнести слова-понятия из другого языка, которые тоже не имеют четких определений, то создается гремучая смесь для мышления. Например, слово «пальто» мы первоначально воспринимаем как грамм. и лексич. ед. ч.. Предмет - слово. И только потом при обдумывании слова на предмет числа, мы находим, что есть варианты «красивое пальто» и есть «красивые пальто». Слово «пальто» обозначает по числу одну вещь и много вещей, а по качеству под слово «пальто» подойдет много конкретных вещей с разными размерами и фасонами. А как же принцип «слово - предмет»? Принцип уходит в признаки.
Когда мы говорим «горох», то представляем один предмет и слово «горох» масса. Множественность - продолжение единственности. Это слово еще выражает одно множество, в которое входит много горошин. Одна - горошина. Горох - лек-сич. мн. ч., а горошина - грамм. ед. ч. (горошины - мн.ч.) Хотя слово «горошина» лексич. выражает размеры предмета. Один предмет, одна штука - горох, а маленький предмет - горошина. Но слово «горошина» имеет также и ед. ч., поэтому она пересекается по числу со словом «горох». Уменьшительные и увеличительные формы слова имеют две формы грамм. числа. Все дело в двойном лексическом значении
слова «горох». Например, горох укатился под стол. Мы собирали весь горох. Хотя грамматически это слово ед. ч.
Значит есть грамм. число и есть лексич. Грамматическое число не соответствует лексическому. На это есть причины. А у лексического числа в предложении всегда есть две формы.
Слово может иметь лексическое значение числа как одного предмета, так и многих. Поэтому и лексическое значение числа одного слова может быть неопределенным. Лексическое значение числа слова наиболее точно определяется контекстом или сочетанием с именем числительным. Например, все ножницы были развешаны на стендах. Он выронил ножницы, и они упали мне на палец. Лежали двое ножниц.
Есть грамматическое число, и есть лексическое.
«Плитка», как предмет, она одна и имеет ед. число. Единственость. Она входит в «многость», общность. Много «плитка» и есть мн. ч. Она входит в множество плиток (плитки) и это множество называется словом «коробка». Это множество, совокупность плиток. «Коробка» имеющая форму «многости» - коробки. Это не количество. Если назовем 33 плитки, то это уже количество. Количество всегда конкретно.
Но «плитка» не существует одна на свете. Есть и такая, и такая и много других плиток. Слово подразумевает существование «многого» или множества. «Плитка» -это название множества существующих плиток на свете.
Единичность не может существовать без существования множества. Как и множество не может существовать без выделения единичности.
Для счетных предметов.
Линейка множества.
Буква - буквы = страница - страницы = лист - листы = книга - книги = библиотека - библиотеки = фонд и т.д.
Ед. ч.(раздельное) - мн. ч.(раздельное множество) = множество ед. ч.- мн. ч. = множество....
Ед. ч.- мн. ч. = входят в множество.
Создатель теории множеств Георг Кантор говорил, что множество есть многое, мыслимое нами как единое. Слово «чело-
век», а слово, выражающее это единое многое, множество «люди». Слова выражающего мн. ч. у слова «человек» нет. Множественность это не множество (-ость, не -ство)
В математике используется простая структура данных, когда между отдельными изолированными данными отсутствуют какие-либо взаимосвязи. Совокупность таких данных представляет собой множество. Множество не обладает внутренней структурой. Множество можно представить себе как совокупность элементов, обладающих некоторым общим свойством. У множественности присутствуют связи между единственностью. Множество в свою очередь, как единственное, может входить в другое множество.
Лексическое мн. ч. бывает в понимании слова-предмета как множественность (электроны)
Лексическое ед. ч. бывает в понимании слова как единичность (электрон)
Лексическое значение числа в словосочетаниях бывает и ед. и мн. ч., но подразумевает существование единичности и множества. Например, словосочетание «каждый электрон». Словосочетание «каждый электрон» мы понимаем, так что обязательно существует и множество электронов (электроны мн. ч.), из которого каждый электрон (ед. ч.) имеет какие-то связи. Выражение «каждый электрон» без признания существования множества, в единичном понимании - абсурдно. В подразумевании существования множества участвуют разные слова: каждый, более чем один, некоторое и т.д.
В современном русском языке значение грамм. числа не всегда соответствует своему лексическому значению числа. Так, существительное «сани» (они) имеет одну грамм. форму мн. числа, а обозначает лексически один предмет, существительное «листва» (она) - форму ед. числа, обозначает лексически множество. Из этого делается интересный вывод. «Поэтому категория грамм. числа (как и категория рода) имен существительных - в значительной степени формальная грамматическая категория» [4].
Атавизм? Аппендицит? Если это соответствует действительности, то, что мешает эту формальность изменить и даже отменить? Ведь можно разговаривать, не используя категории числа и рода. Например, языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее, обладают всеми возможностями для передачи смысла количеством. Обычно это делается добавлением слов аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. Интересно поговорить с таким русским человеком.
Это возврат на сотни лет назад или прорыв вперед? Это соответствует взгляду революционера на грамматические категории без учета исторических корней, основ и значений? Язык в своем развитии стремится к упрощению.
В языке существуют слова, часто иноязычные или древние при внесении или сохранении которых в современном языке, нарушаются принципы построения каких-нибудь грамматических категорий (число, род) и связь с лексическим значением. Это нарушение откладывает отпечаток на многие словоформы этих слов, а конкретно на другие грамматические категории (грамм. категории есть связанные между собой и не связанные), вызывая в языке много исключений из правил. Исключения из правил делают язык не «удобоваримым» для всех, особенно для иностранцев. Необходимы принципы русификации и адаптации этих слов. Адаптация всех слов по правилам, конечно, требует времени.
Встает вопрос, как определить грамматическое число слова? Сознательно.
Сначала надо определить грамматическое число существительного. Остальные части речи по числу в основном согласуются с ним. Это говорит о том, что сущ. -это основная именная часть речи.
«Грамматическим содержанием категории числа существительных, позволяющим разграничивать два соотносительных грамматических значения единственного и множественного числа, является понятие «один - более чем один (предмет)» [4].
Но это определение числа слова с помощью лексического, смыслового понимания значения слов. А грамматически? У
не русскоязычных людей, грамматическое число не всегда соединено с лексическим числом предметов.
Используем проверенный способ согласования слов с местоимениями.
Третье лицо личных местоимений непосредственно связано с грамм. числом существительного.
Правило для определения грамматического числа существительного.
Для удобства и быстроты определения грамм. числа существительного, его необходимо поставить в именительный падеж (кто, что) (дня - день, дней - дни)
Первый способ.
1. Устанавливаем сочетание слова (в Им. п.) и местоимений «он, она, оно».
а) Если слово сочетается с одним из этих местоимений, то это ед. ч.
Для проверки правильности определяем мн. ч. слова, иначе находим сочетание слова с местоимением «они».
б) Если слово не сочетается ни с одним из этих местоимений, то переходим к пункту №2.
2. Устанавливаем сочетание слова и местоимения «они».
а) Если слово сочетается с местоимением, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем ед. ч., иначе находим сочетание слова с местоимениями «он, она, оно».
3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными местоимениями, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.
Второй способ.
1. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слов - один, одна, одно.
а) Если рассматриваемое слово сочетается с одним из этих слов, то это ед. ч.
Для проверки правильности определяем мн. ч., иначе находим сочетание слова со словом «одни».
б) Если рассматриваемое слово не сочетается ни с одним из этих слов, то переходим к пункту №2.
2. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слова - одни.
а) Если рассматриваемое слово сочетается с приведенным словом, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем
ед. ч., иначе находим сочетание слова со словами один, одна, одно.
3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными словами, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.
Местоимения и число.
Группу личных местоимений составляют слова: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Следует обратить особое внимание на категорию числа у личных местоимений. Считается, что число местоимения - морфологическая не словоизменительная категория.
Потому, что «мы» не означает 'много я', а «вы» не означает 'много ты', а основное лексическое значение «мы» - это 'я плюс еще кто-то', а «вы» - это 'ты плюс еще кто-то'.
Группу личных местоимений определяющих грамм. число составляют слова: он, она, оно - они. Третье лицо личных местоимений связано с грамм. числом слова, через категорию род. Потому, что эти местоимения не участвуют в диалоге. Диалог может быть направленным на независимое третье лицо в ед. или мн. ч., у которого существует четкое деление по роду. Ед. ч. связано с категорией род, а мн. ч. не связано.
Категории числа, как и род, являются результатом происходящих в развитии языка процессов упрощения, сокращения значений и слов в предложении. Разграничение единичного от множественного и есть категория числа (не один и много)
Способы выражения категории числа у существительных.
А) Изменение лексического числа соответствует изменению грамм. числа, без изменения лексич. значения.
1) морфологический (падежными окончаниями; окончаниями и суффиксами): буря - бури, брат - братья, машина - машины и т.д.
Грамматическим содержанием категории числа существительных, этих значений имеет свои формы выражения: для единственного числа - местоименные формы существительных (он она, оно) (сосед, стена, окно), для множественного числа - формы с флексиями -и(-ы), -а (со-
седи, стены, окна), суффиксами -_]- (листья), -ес- (чудеса) и др.,
2) морфолого-фонетический (окончаниями совместно с изменением места ударения): волна - волны, окно - окна и т.д.
Б) Изменение лексического числа без изменения лексич. значения и грамм. числа.
1) синтаксический (формами согласования или сочетаемостью слов): новое такси
- новые такси, единственные ворота - все ворота и т.д.
Значение числа у существительных выражается контекстом (пролетела большая птица - форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «она»; в нашем лесу водится разная птица - форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «они»)
Именно в контексте, синтаксически слово выявляет свое число и значения. Контекст не изменяя грамм. ч. слова определяет лексическое число и значение слова. (а лексический род?)
2) Количественно. Один паровоз - десять паровозов, двадцать паровозов - много паровозов - паровозы - «парк, депо». «Парк, депо» не просто много паровозов. Один человек - десять человек, двадцать человек - много человек - «люди». «Люди» не просто много человек. «Много человек» это мн. ч, «люди» это множество. Качественное различие слов.
В) Изменение лексического значения и числа не связано с грамм. числом.
1) супплетивный (образование от разных основ): ребенок - дети и т.д.
Супплетивные формы числа - это формы разделяющие слова по числу с помощью различного лексического значения множества.
Корова - коровы = стадо. Слово «стадо» не грамматическое мн. ч. слова «корова», а название лексического множества, в которое входит «корова». Множество, в которое входят коровы. Корова - ед. ч, коровы
- грамм. мн. ч. Стадо - лексическое мн. ч. слов «корова» и «коровы».
Человек - «человеки» = люди.
Слово «люди» не грамматическое мн. ч. слова «человек», а название лексического множества, в которое входит «человек». Множество, в которое входят «человеки».
Множество, в которое входит много человек. «Много человек» это мн. ч. слова «человек».
Слово «люди» название лексического множества, в которое входит «люд...». «Отдельные люди». Это ед. ч. слова «люди».
Человек - много человек, отдельные люди - люди.
Это лексическое значение категории числа, которое определяется словом или сочетанием слов. Двуформенность, иначе обязательность существование одиночест-венности и множественности, и одинокости и множества у любого лексического значения (ость - ства) Существование связанных понятий единственность и множественность, и множество (корова - коровы, человек - много человек, отдельные люди - люди) обязательное условие лексического значения числа любого слова. У слов «человек, люди» нет грамматической общей формы числа, а есть лексическая, по множеству. Не существует слов, у которых нет лексического выражения значения числа в словосочетаниях.
Лексическое выражение значения числа выражается в словосочетаниях. «Один паровоз и один паровоз». Мы понимаем, что «много провозов». Словосочетания упрощаются и заменяются словом «паровозы». Из ед.ч. рождается мн.ч.
Один человек и один человек - много человек - заменяется, упрощается словосочетание на множество «люди». Но все равно двуформенность по числу существует.
Все существительные разделяются по количеству образованных форм числа.
Существительные, которые имеют обе формы числа (книга - книги) и они относятся к группе слов с выраженным существованием двух форм числа. Двуформен-ные.
И существительные, которые имеют только форму единственного числа (ходьба) или множественного числа (сливки) и относятся к группе слов с невыраженным существованием двух форм числа. Одно-форменные. Их называют недостаточными (дефектными), так как у них нет парной
формы числа. Это поверхностно и даже обидно.
К существительным с выраженным существованием двух форм числа относятся слова, обозначающие конкретные предметы, различные события, явления, факты, которые могут быть подвергнуты счету иначе которые могут сочетаться с количественными числительными. Дом - дома, плитка - плитки, озеро - озёра. Если предметы можно посчитать, то число слова часто двуформенное - имеет ед. и мн. ч. Ед. ч. при этом стоит ближе к категории количества.
Можно слова по количеству форм назвать более точно: двуформенные и одно-форменные, вариантные и невариантные, выраженные и невыраженные и т.д.
Такое подобное деление по формам наблюдается и в грамматической категории рода.
Мы будем в дальнейшем называть эти слова: двуформенные и одноформенные.
Одноформенные слова по грамм. числу составляют слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum) Лексические значения таких существительных препятствуют сочетанию грамм. числа с лексич числом, с количественными числительными.
Singularia tantum (лат. «единственное только», ед. ч. singulare tantum) - слова, которые имею только грамм. ед. ч. и имеют формы категории рода.
Pluralia tantum (лат. «множественное только», мн. ч. plurale tantum) - слова, которые имею только грамм. мн. ч. и не имеют форм категории рода.
Давно надо было русифицировать латынь в одно слово названия (singularia tantum) и (pluralia tantum) Например: Син-ги и плюры или синглы и плюралы, или сингуляры и мнотано, или едитантум и мнотантум и т.д.
У имен существительных, отсутствие лексического значения числа не препятствует выражению грамм. отношений числа - единственности или множественности.
Правило для одноформенных существительных. Существительные, у которых нет лексического значения числа,
имеют форму только одного из грамматических чисел. Например: грамм. ед. число - молоко, серебро, золото и т.п.; грамм. мн. число - сливки, дрожжи, опилки и пр.
Приводится и такой взгляд на совокупность ед. и мн. ч..
«Категория числа включает два противопоставленных грамматических значения: единственное и множественное».
Но ед. и мн. ч. вместе образуют единую категорию грамм. числа. Приведем значения, которые присущи словам, противопоставленных друг другу по каким-либо признакам: близко - далеко, хороший -плохой, молодость - старость, не добрый, а злой, не мягкий, а твердый.
«Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений» [4].
У двух форм грамм. числа нет антагонизма и соперничества. В предложении они вообще не занимают позиции противников. Они не противоположностоящие, а последовательностоящие с взаимопроникающими и дополняющими друг друга значениями.
Ед. ч. двуформенные - одноформенные 8т§и1апа tantum.
Ед. ч. двуформенные - мн. ч. двуфор-менные.
«Ед. ч. двуформенные» - одноформенные р1игаНа tantum (из ед. ч. с измененным лексическим значением)
Форма грамм. ед. числа указывает: на «единость» множества (молоко, сахар) и единичность предмета (стол, ученик и т.п.)
Форма грамм. мн. числа указывает на «многость» составляющих частей (ножницы) и множественность (столы, ученики и т.п.)
Значение числа существительных выражается не в противопоставлении словоформ одного слова (стол - столы), а наоборот в объединении слов в множества. Ед. и мн. число, даже у считаемых предметов, это выражение значения не количества, а единичности и множественности. Как не противопоставляются числа 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. Это единство значения ряда предме-
тов. Единство значений выражающих реальность. Как и единство муж., жен. и сред. рода выражающие лексическое значение категории рода. У них общее предназначение. Хотя некоторые люди и стараются противопоставить муж., жен., сред. род лексически между собой.
Как определить грамм. форменность (двуформенное или одноформенное) грамматического числа существительного?
Правило определения грамм. фор-менности слов грамм. ед. ч. (двуфор-менное или одноформенное)
1. Если слова в ед. ч., сочетаются со словом «одни», то они являются двуфор-менными. Плитка - одни плитки, автомобиль - одни автомобили, окно - одни окна и т.д.
2. Если слова в ед. ч., не сочетаются со словами «одни», то они являются одно-форменными - 8т§и1апа 1ап1ит. Одни масло, одни молоко, одни сахар, одни ельник, одни молодежь, одни белизна, одни чистота, одни лень, одни доброта и т.д.
Первый вариант определения грамм. форменности слов грамм. мн. ч.
1. Если слова мн. ч., сочетаются со словами один, одна, одно, то они являются двуформенными. Плитки - одна (один, одно) плитка, автомобили - (одна, одно) один автомобиль, окна - (одна, один) одно окно и т.д.
2. Если слова мн. ч., не сочетаются со словами один, одна, одно, то они являются одноформенными. (Р1игаНа tantum) Сани -(один, одна, одно) сани, ножницы - (один, одна, одно) ножницы, прятки - (один, одна, одно) прятки, будни - (один, одна, одно) будни, сливки - (один, одна, одно) сливки, Альпы - (один, одна, одно) Альпы и т.д.
Второй вариант определения грамм. форменности слов грамм. мн. ч.
1. Если слова мн. ч., сочетаются со словами «оба» или «обе», то они являются двуформенными. Плитки - (оба) обе плитки, автомобили - оба (обе) автомобиля, окна - оба (обе) окна и т.д.
2. Если слова мн. ч., не сочетаются со словами «оба» или «обе», то они являются одноформенными. (Р1игаНа tantum) Сани -(оба, обе) сани, ножницы - (оба, обе) нож-
ницы, прятки - (оба, обе) прятки, будни -(оба, обе) будни, сливки - (оба, обе) сливки, Альпы - (оба, обе) Альпы и т.д.
Третий вариант определения грамм. форменности слов грамм. мн. ч. (дву-форменное или одноформенное)
1. Если существительное во мн. числе не сочетается со словом «двое», а сочетается со словами «два» или «две», то это сущ. имеет и форму ед. ч., иначе это сущ. двуформенное. Плитки - две плитки (двое), подруги - две подруги (двое), машины - две машины (двое), автомобили -два автомобиля (двое), компьютеры - два компьютера (двое), окна - два окна (двое) и т.д. Эти слова соответственно имеют и ед. ч. и мн. ч..
2. Если существительное во мн. числе сочетается только со словом «двое» (даже не лексически) исключая сочетание сущ. со словами «два» или «две», то это сущ. имеет только одну форму мн. ч., иначе это сущ. одноформенное (Р1игаНа tantum)
Сани (два и две) - двое саней, ножницы (два и две) - двое ножниц, горелки (два и две) - «двое горелок», прятки (два и две) -«двое пряток», сутки (два и две) - двое суток, будни (два и две) - «двое будней», макароны (два и две) - двое макарон, сливки (два и две) - двое сливок, дрожжи (два и две) - «двое дрожжей», Альпы (два и две) - «двое Альп», Карпаты (два и две) - «двое Карпат». Эти слова соответственно имеют только мн. ч.
У слов «два и две» нет форм мн. ч., а только ед. ч. (он, оно, она) и есть соответственно категория рода. У слова «двое» форма лексич. мн. ч. и рода, что соответствует словам Р1игаНа tantum. А у слов двуформенных и одноформенных ед. ч. всегда есть категория рода. Это говорит о том, что род и число, связанные между собой категории (слова в ед. ч. имеют род, а слова мн. ч. категории рода не имеет) Такие связки между категориями позволяют создавать различные правила.
Часто собирательные числительные (двое) в речи используются в сочетаниях с названиями лиц мужского пола: двое кузнецов, двое собутыльников, двое рыбаков. И у парных предметов: чулки, сапоги и т. д. При употреблении собир. числительного
чувствуется признак «близости, однородной принадлежности, единение по использованию». Двое чулок - два чулка, двое сапог - два сапога. Есть предметы, у которых нет этой общности или она очень слабая. «Двое петухов», «пятеро волков».
Употребление этих словосочетаний с собирательными числительными (двое) надо признать как бытовое, а не официальное. В официальной речи говорят: два депутата, а не «двое депутатов», два профессора, а не «двое профессоров». Два профессора (официально, не близкие, раздельное множество), а «двое профессоров» (не официально, близкие, друзья, собирательное множество)
Количественные числительные (разделенные) имеют признак конкретности, разделенности. Собирательные имеют признак собирательности, объединенно-сти. Точнее называть эти числительные не собирательные, а числительные принадлежности, объединенности. У них присутствует признак объединения, родства, неразрывности предметов. Это значение признака и используется в словосочетаниях с мн. ч. И чем больше количество лиц и предметов, тем эта общность, единение больше размывается, дойдя до цифры десять. Двое депутатов, восьмеро депутатов и т.д. Это правило упрощения в языке, когда два или несколько слов заменяются одним. Двое - два предмета. Тупиковый отросток.
Как независимая грамматическая категория числа свойственно существительным, остальные разряды слов имеют синтаксическую (согласовательную и уточни-тельную) категорию числа. Число глагольных форм и форм прилагательных - это морфологическая словоизменительная категория, служащая целям согласования глаголов и прилагательных с существительными и местоимениями. Лексическое число существительного (пальто) определяется, уточняется числом связанных с существительным других частей речи (красивое, красивые пальто) Этот говорит о том, что категория числа необходимая и устойчивая категория, служащая для повышения лексического понимания между собеседниками.
Взаимодействие грамматической формы числа и лексического числа.
В словах.
1) Грамматическая форма ед. ч. соответствует лексическому ед. ч. слово -один предмет и лексически обозначает один предмет (значение единичности): школа, кенгуру, лист, книга, стол, ребенок и т.д.
2) Грамматическая форма ед. ч. соответствует лексическому мн. ч., слово - делимая, одна масса (расчлененной, раздельной множественности) и которая лексически обозначает одно множество (предметов) считаемые предметы (значение собирательного множества): детвора, воронье и т.д.
Единичные существительные имеют формы лексич. ед. числа, образованные от вещественных имеющих лексич. мн.ч. при помощи суффиксов и называющие уменьшительные или увеличительные единичные предметы.
Уменьшительные или увеличительные формы предметов всегда имеют ед. и мн. ч. и это помогает выразить единичность предмета (лексич. мн. ч. - лексич. ед. ч.)
Большая - маленькая:
- горох - горошина, снег - снежинка, пух - пушинка, пыль - пылинка, солома -соломинка.
Маленькая - большая:
- изюм - изюмина, град - градина, жемчуг - жемчужина.
(их называют сингулятивами: песчинка, снежинка и т.п.)
3) Грамматическая форма ед. ч. не имеет лексического числа (неопределенное),
слово - неделимая масса (нерасчленен-ной, нераздельной множественности)
Лексического значения числа нет, т.к. слова обозначают не считаемые предметы, абстрактные: воздух, холод, дружба, варьете, тоска, шоссе, шум, учительство, масть, красота, нефть, белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, масло, вода, медь и т.д.
4) Грамматическая форма мн. ч. соответствует лексическому мн. ч. слово -предметы (расчлененной, раздельной множественности) и лексически обозначает множество предметов (значение раз-
дельного множества): книги, города, макароны, дома и т.д.
5) Грамматическая форма мн. ч. соответствует лексическому ед. ч. (нерасчле-ненной, нераздельной множественности) лексически количество предметов первоначально понимается один (единичность), но которые выражают и несколько предметов: ножницы, похороны, джинсы, сутки, качели, очки и т.д. Форма грамм. ед. числа от некоторых из этих существительных возможна (не выраженная двуфор-менность)
6) Грамматическая форма мн. ч. не имеет лексического числа (неопределенное), т.к. обозначает не считаемые предметы; горелки, прятки, жмурки, шахматы, сливки, дрожжи, чернила, отруби Альпы, Карпаты, Холмогоры и т.д.
В контексте предложений.
Слово имеет определенную грамм. форму числа, а лексическое число может быть выражено точно только синтаксически, в контексте.
1) Грамматическая форма ед. ч. имеет двойственное лексическое число в зависимости от контекста. Неопределенность снимается контекстом, слово - один предмет. Слова обозначают считаемые предметы. Синтаксически лексическое значение числа может меняться.
Грамматическая форма ед. числа (птица)
В лексическом ед. ч. в значении «одна» (она) Пролетела большая птица.
В лексическом мн. ч. в значении «много» «более чем одна» (они) В нашем лесу водится разная птица.
Студент пошел в библиотеку. - Ну и студент нынче пошел!
На поле растет разный горох. На поле вырос один горох.
2) Грамматическая форма ед. ч. не имеет лексического числа.
Форма грамм. мн. числа от некоторых из этих существительных в контексте возможна (не выраженная двуформенность):
- для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды;
- для различения смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет лек-
сич. мн. числа, а грязи («лечебный ил») не имеет лексич. ед. числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет мн. числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет ед. числа. Глина - красные глины (при обозначении видов вещества), табак - крепкие табаки (при обозначении сортов), красота - красоты (природы в конкретном значении), холод - зимние холода.
3) Грамматическая форма мн. ч. имеет двойственное лексическое число в зависимости от контекста. Неопределенность снимается контекстом, слово - один предмет. Слова обозначают считаемые предметы. Ножницы, похороны, джинсы, сутки, качели, очки и т.д.
Синтаксически лексическое значение числа может меняться.
Грамматическая форма мн. числа (птицы)
В лексическом ед. ч. в значении «одна». Стремительный полет птицы.
В лексическом мн. ч. в значении «много» «более чем одна». Прилетели большие
птицы.
И например, можно употребить форму множественного числа в лексическом значении единственного: В дверь стучат! (стучит, естественно, один человек, но стучит много раз - стучат) У нас гости! (гость может быть один).
4) Грамматическая форма мн. ч. не имеет лексического числа (см. п.п. 2).
Форма грамм. ед. числа от некоторых из этих существительных в контексте возможна (не выраженная двуформенность):
Лексическое число ед. и мн. и неопределенное - выражают грамм. ед. число и грамм. мн. число.
Лексическое число в языке всегда правильно передает реальное количество считаемых предметов. А грамматическое?
А почему, слово «яблоко» имеет форму ед. и мн. числа (яблоки), а слово «лук» не употребляется во мн. числе? Почему? Вроде бы у этих слов есть общее лексическое значение (ОЗД - отвлеченное значение действия, растет - растение) Нет. У них разные лексич. значения, это разные предметы. Даже если предметы имеют
одинаковое лексич., значение, но разные слова их выражающие, синонимы (лада, жигули), то и грамматика этих слов будет различаться. Это очень хорошо показывает разность понятий лексики и грамматики, которые соединить между собой зависимостями трудно. Если предметы имеют разное лексич., значение, но слово их, выражающее одно - омонимы (ручка двери и ручка ребенка, ключ к замку и ключ бьет из земли), то и грамматика слова будет одна. Хотя при изменении форм слова или ударения может показывать разность лексического значения. Трусы - трусы, трусы - «трус».
И еще. У слова «яблоко» нет второго лексического значения, а у слова «лук» есть. Если у слова «лук» будет мн. ч., то нарушается различение двойного смысла. Масло - нет мн. ч. т.к. есть слово «масла», бег - бега. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа.
С формой только ед. числа и только мн. числа связано правило различения лексических, смысловых значений. Если слово может иметь два лексич. значения, то они разделяются устранением, усечением грамм. форм.
Форма грамм. числа от некоторых из существительных возможна (не выраженная двуформенность):
Сок (ед. ч.) - соки (мн. ч.)
Лексически это разные слова, хотя грамматически слова отличаются только категорией числа. Лексическое число слов неопределенное - масса.
Грамм. число и лексич. число не совпадают. Различие лексического значения проявляется в предложениях. Лексическое число одно, а значение разное.
«В этих бутылках налит сок». Ед. грамм. число. Лексич. число отсутствует -масса. Лексич. значение - одно наименование жидкости.
«В этих бутылках налиты соки». Мн. грамм. число. Лексич. число отсутствует.
Значение - разные наименования. У лексического слова есть категории числа и значения!
Грамм. число выражает различие лексических значений - наименований.
Поэтому лексич. ч. и значение выражаются точно только в предложении.
Сок - «жидкость, содержащаяся в вакуолях плодов растений», а соки «разновидности данной жидкости».
Так же: жир - «химическое вещество, состоящее из глицерина и остатков жирных кислот», а жиры - «виды данного вещества».
Категория грамм. числа связана с лексическими значениями: с длительностью, с видом, с разновидностью и другими.
Как разграничить грамм. двуформенные слова от одноформенных? См. «Правило определения грамм. форменности (дву-форменное или одноформенное) слов».
А как определить лексич. различие значений двуформенных по грамм. числу слов?
Только лексически, по смыслу и только в предложениях? Нельзя ли связать изменение лексич. значения с изменением грамм. числа?
1. Необходимо рассматривать совместно две формы числа.
У считаемых предметов двуформенных, имеющих одно лексич. значение, различие идет по лексич. числу.
У считаемых предметов двуформенных, имеющих два и более лексич. значений, различие идет по лексич. значению.
Лук - луки (оружие)
Лук - ... (растение)
Лексич. значение (любое из двух и многих) присущее ед. ч. переносится на мн. ч.
Или слова разделяются по лексич. значению с помощью упрощения, усечения формы одного из слов или ударения.
Трус - трусы (испытывающие чувство страха) (двуформенное)
Трусы - . (нижнее белье) (однофор-менное)
Разделение лексических смыслов см.: «Правило определения грамм. форменно-сти (двуформенное или одноформенное) слов грамм. ед. ч.» и « Второй вариант оп-
ределения грамм. форменности слов грамм. мн. ч.»
Сок - соки, жир - жиры, масло - масла, бег - бега, грязь - грязи.
Двуформенные слова, которые обозначают не считаемые предметы и абстрактные, которые не имеют лексического числа, могут между собой различаться по лек-сич. значению.
Разделение лексических смыслов дву-форменных по грамм. числу слов смотри: «Правило определения грамм. форменно-сти (двуформенное или одноформенное) слов грамм. ед. ч.» и « Второй вариант определения грамм. форменности слов грамм. мн. ч.»
Количество и число (лексическое и грамматическое)
«ЧИСЛО ГРАММАТИЧЕСКОЕ, грамматическая категория, служащая для выражения количества. Наряду с показателями числа средствами выражения количества в языке могут быть числительные, а также такие существительные, прилагательные и наречия, как, например, пара, сотня, единственный, несколько, много и др.»
Декарт Р. рассматривал количество как реальную пространственную и временную определённость тел, которая выражается через число, меру, величину. В работах классиков марксизма-ленинизма категория количества рассматривается, прежде всего, в связи с установлением количественных (математических) закономерностей, связанных с качественными преобразованиями вещей. «... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела».
Предметы, которые называются существительными, бывают высокие и низкие, большие и маленькие, быстрые и медленные и так далее. Для установления количественной характеристики предмета, составляющие его элементы сравниваются с
определённым эталоном как единицей счёта и измерения. Для этого используют эталоны метра, секунды и так далее. И появляется количественная картина предмета. Например: ширина: 11 м, 23 м, 50 м.
Количество выражают числа. Числа относятся к числительным.
Одинаковые предметы образуют множество. Например, лежит сколько-то плиток. Их можно сосчитать. Оказалось, пять плиток. Эталон - одна плитка. Мы измерили количество, повторением предмета пять раз. Повторение предмета пять раз и есть количество. Число пять и есть количественная характеристика.
Но в языке мы «. плиток» заменяем словом «плитки». Пять раз «по . одна плитка» это пять плиток. Одна плитка и пять плиток. Числительные изменились (1, 2, 3, 4, 5), но их качество (лексическое значение числительных) не изменилось. Но. Плитка - плитки. Слово «плитка» изменилось на «плитки». Это уже качественное изменение. Изменилось лексическое число слова «плитка».
По Г. Гегелю, если изменяется качество предмета, то он становится другим, а если изменяется количество, то количественное же изменение до поры до времени может и не превращать её в другую вещь. Плитки в коробки.
Средством выражения числа в языке является имя числительное. Существительные, прилагательные и наречия являются выражением качества. Например: пара, сотня, единственный, несколько, много. Это показатели качества: Один человек - единственный человек, сто рублей -сотня рублей, сто миллионов рублей -очень много рублей. Количество (математика) - качество (лексика) Число грамматическое отражает качество и общее понятие количества. Грамматическая категория и лексическая это тоже разные категории числа.
Часто приводится такое определение грамм. числа. «Число — словоизменительная грамматическая категория, выражающая количество». Это справедливо для математики.
Мы понимаем, как важно человеку уметь считать, знать количество (число) предметов. Математика имеет дело с цифрами, числами, а в языке для этого существует часть речи - числительное.
Числительные, самим словом, его лексическим значением, выражают количест-
во через число: один, двое, пять целых и две десятых, сто. У других частей речи «количественность» выражается в ед. и мн. ч. и передается при помощи грамм. средств - окончаний, суффиксов, переносом ударения, изменением основы: дом -дома, брат - братья, река - реки, человек -люди. В русском языке существует целая система средств выражения единичности и множественности.
Рассматривая категорию числа слов: ножницы, грабли, брюки и т.п. мы начинаем понимать, что форма множественного числа подобных слов указывает точно не на количество предметов, а на внутреннюю их структуру частей предмета.
Вот и следующие слова точно не количественные слова, выражающие в сочетании с существительными неопределенно много или мало (уйма дел, капелька терпения, море огней, масса времени) Поле лексического числа служит образованием поля грамматического числа.
Существует система отношений поля количества (числительного), поля лексического ч. и поля грамм. числа.
Точное - приблизительное, определенное - неопределенное число.
Нужно три дня (кол.) - нужно дня три (слово «дня» не выражает количество. Нужно два, три или четыре дня? Число выражает количество.);
Нужно три дня (кол.) - нужно (не) больше / меньше трех дней;
Нужно три дня (кол.) - нужно приблизительно три / около трех дней;
Нужно три дня (кол.) - нужно несколько дней.
Грамматическая категория ед. числа счетных предметов совпадает с реальным представлением о количества. Это не скажешь о несчетных предметах ед. ч.. Например, листва, студенчество, молодежь, мебель - существительные, собирательные, единственного числа, но реального лексического представления о единичности предмета здесь нет. Этот пример так же показывает, что, в русском языке слова грамм. ед. и мн. числа не связаны с реальным лексическим значением количества.
Есть существительные, имеющие формы только мн. числа (р1шаНа tantum), а
также называющие парные предметы или предметы, состоящие из двух частей. У них особенно ярко выделяется не соответствие грамматического числа реальному количеству предметов. Особенно в предложениях. Примеры: Тебе к лицу эти очки. - В магазине «Оптика» продаются очки. Я порвал новые джинсы - Джинсы носят только ковбои.
Вернемся к ножницам. Ножницы. Мн. ч. Если и выражает количественность, то только в контексте предложения, а в некоторых случаях неопределенность сохраняется и она снимается только в тексте. Например: Я потерял свои ножницы. Конкретное число неизвестно, число неизвестно даже в предложении.
Я потерял свои ножницы. Они лежали на столе. Ими я утром подрезал усы.
Сколько было ножниц? Нет определенности числа. Может, использовались двое ножниц? Следовательно, есть слова, которые не выражают количество. Поэтому нельзя говорить, что грамматическое число выражает количество. Грамматическое число выражает категории: единичность и множественность. И эти категории «сбоку» отражают понятие количества. Ножницы - это категория множественности -мн. числа. Например, в множественности слова «ножницы» грамм. заложены понятия различных единичностей, частей. Но не количества.
«Я потерял свои ножницы. Они лежали на столе. Ими я утром подрезал усы. А вспомнил! Они упали мне на палец, и я повесил их на гвоздик». Здесь можно сделать вывод, что в тексте определенно говорится о ножницах в единичном числе.
Подытоживая, можно сделать вывод, что грамматическое число не выражает количество. А количество связано с лексическим числом, следовательно, грамм. ч. также не соответствует лексич. ч.
Категории лексического и грамматического предмета, числа, рода и т.д. принципиально отличаются друг от друга. Вообще все грамматические категории отличаются от лексических. Поэтому их надо различать по признакам. Грамматика, по которой изучается язык, является специфическим продуктом нашего мозга. Она
напоминает чувства, которые так же мно-говариантны и плохо поддаются строгому математическому анализу. Почему? Потому что не соответствуют лексической работе нашего сознания. А лексическое значение первично.
Лексическое (математическое) число -количество, а грамматическое число -единичность и множественность.
Число в математике выражает количество предметов (конкретность), а в грамматике - категория, выражающая единичность или множественность предметов (не конкретность)
В русском языке числительные выражают количество и конечно они поясняют и конкретизируют грамм. категорию числа слова.
Машина ед. ч. - машины мн. ч..
Грамматическим содержанием категории ед. ч. являются местоименные формы существительных (он она, оно) Машина. А для мн. ч. (они) - формы с флексиями - и, (-ы), -а. Машины. Но 1 машина - 3 машины - 5 машин и т.д. Флексия изменилась. Она характеризует изменение грамм. числа. Мн. ч. явно не связано с количеством. Оно выражает, что-то другое.
Грамм. содержание ед. и мн .ч. (машина - машины), можно сказать, выражает грамм. количественность, а не количество, которое связано с числами 1, 3, 5 и т.д.
Грамм. количественность (единичность или множественность) - это общее, грубое, неопределенное, первоначальное деление предметов по числу. Начало развития категории количества. Первичный отросток, из которого выросло боковое дерево числительных. Поэтому категория грамм. числа часто согласуется с неопределенными числительными (несколько, много, мало, немало) и порядковыми.
Фруктовый лед. Ед. ч. Два фруктовых льда. Ед. ч. Три фруктовых льда. Ед. ч. Четыре фруктовых льда. Ед. ч. Пять фруктовых льдов. Мн. ч. (льда - льдов) Шесть фруктовых льдов. Мн. ч.
Падежи - это и грамм. и лексическая связанная категория (см. Смысловые признаки форм глаголов)
Во многих толковых словарях присутствует разделение понятий лексического и грамматического числа.
Словарь Ушакова.
Число это:
число, числа, мн. числа, чисел, числам,
ср.
1. Понятие, служащее выражением количества, то, при помощи чего производится счет предметов и явлений (мат.) Целое число. Дробное число. Именованное число. Простое число. Теория чисел (отдел математики, изучающий общие свойства чисел)
6. Грамматическая категория, показывающая, об одном или о большем числе предметов идет речь (грамм.) Единственное число. Двойственное число (указывает на два предмета) Множественное число (указывает на число предметов больше одного или, в языках, имеющих формы двойственного числа, - на число предметов больше двух)
Словарь Ожегова.
Число это:
ЧИСЛО, а, мн. числа, сел, слам, ср.
1. Основное понятие математики величина, при помощи к-рой производится счёт. Целое ч. Дробное ч. Действительное ч. Комплексное ч. Натуральное ч. (целое положительное число) Простое ч. (натуральное число, не имеющее других делителей, кроме самого себя и единицы) Рациональное ч. Иррациональное ч.
5. В грамматике: категория имени и глагола, специальными системами форм (парадигмами) выражающая единичность или множественность. Единственное ч. Множественное ч.
Словарь Ефремовой.
Число это:
Понятие, при помощи которого выражается количество и ведется счет.
разг. Цифра, номер.
День месяца в порядковом ряду других дней.
разг. Дата.
Количество кого-л., чего-л., считаемое единицами.
разг. Количество лиц, составляющих какую-л. массу.
Совокупность кого-л., чего-л.
ср. Грамматическая категория имени и глагола, выражающая системами форм -парадигмами - единичность или множественность предметов и лиц.
На основании выше изложенного можно дать такое определение грамм. категории числа.
Грамм. категория числа существительных - морфологическая словоизменительная грамм. категория, которая зависит от лексического числа и значений и обозначает единичность или множественность, которые в свою очередь выражаются в формах единственного и множественного числа.
Приведенные общие правила для определения грамматического числа существительного и правила определения грамм. форменности (двуформенное или одно-форменное) слов помогают в определении категории числа.
Доказывается, что ед. и мн. ч. вместе
и нет между ними противопоставления, и что они не выражают количество.
Если мы построили древо-модель развития биологической жизни на земле, то мы можем также построить древо (грамматическое) развития во времени, например русского языка по категориям. Начиная с современного языка убирая наслоения и упрощения. Например, мы можем довольно точно сказать, что имя существительное образовалось раньше других знаменательных частей речи. А какая образовалась первая часть речи? А что касается категории рода и числа? Это атавизм? Так же рассматривая образование и развитие грамматических категорий частей речи, можно проследить последовательность образования различных морфологических категорий и их связи по последовательности возникновения. Убирая наслоения в развитии языка можно даже придти к праязыку, а точнее к празвукам.
образуют единую категорию грамм. числа
Библиографический список
1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 а
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 а
3. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 а
4. Источник: Mрт://www.cЫta1nya.m^ncydopedia/p/protivopostav1enie.php.
GRAMMAL AND LEXICAL NUMBER OF THE EXISTING
V.V. Pavlov
Tula polytechnic institute (Russia, Tula)
Abstract. The lexical and grammatical categories of the number are considered. The general rules for determining the grammatical number of a noun and the rules for determining the grammatical formality of words are described. We consider words that have only the singular form (singularia tantum) or only the pluralia tantum (pluralia tantum). The relationship between the grammatical number and the number is estimated.
Keywords: uniqueness, multiplicity, variety, meaning, characteristic, value, analysis, number, gender, case, countable and not countable items, singularia tantum, pluralia tantum.