Научная статья на тему 'ГРАФОЛОГИЯ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧЕРКА'

ГРАФОЛОГИЯ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧЕРКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1719
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФОЛОГИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / АНАЛИЗ / ПОЧЕРК / МЕТОД / ПСИХОЛОГИЯ / КРИМИНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салькова Н.С.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с графологической диагностикой (анализ почерка), о сферах применения графоанализа, перспективах развития метода. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что роль графологии как метода исследования почерка в криминалистике весьма значительна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАФОЛОГИЯ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧЕРКА»

Н.С. Салькова

ГРАФОЛОГИЯ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧЕРКА

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с графологической диагностикой (анализ почерка), о сферах применения графоанализа, перспективах развития метода. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что роль графологии как метода исследования почерка в криминалистике весьма значительна.

Ключевые слова: графология, экспертиза, анализ, почерк, метод, психология, криминалистика.

«Графология как система основана на изучении эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также в ее основе лежат специально организованные эксперименты. Теоретическая база графологического метода представлена многочисленными научными трудами и исследованиями. С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология опирается на знания многих психологических дисциплин - от теории личности до психопатологии» [2, с. 291].

Графологический анализ, с одной стороны, связан с личностными характеристиками исполнителя рукописи, а с другой - с почерком, отражающим эти характеристики в опосредованной форме.

Юристов интересует состояние графологии как метода исследования почерка, то есть такого метода, результаты которого могут быть использованы в судебном доказывании и, следовательно, должны быть объективными и достоверными.

Такое качество может обеспечить только научно разработанная методика, в основе которой лежат или научные закономерности, или данные обобщения большого объема эмпирического материала. Наличие такой методики позволяет воспроизвести результаты исследования одного эксперта другим экспертом, проверить и оценить их объективность и научную обоснованность в процессе судебного доказывания. Это направление в последнее время в криминалистике получает свое более активное развитие по сравнению с предыдущими годами.

«Советская традиция психологических исследований и разработок не придавала значения изучению почерка с точки зрения психологических особенностей его обладателя» [4, с. 32]. Однако, еще И. М. Сеченов определил, что «Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении» [5, с. 7]. Почерк - это тоже движение, это действие, его смело можно назвать письменным поведением человека.

Стереотипные представления о графологии, которые бытуют у большинства наших соотечественников в основном взяты из непрофессионального популярного чтива, преподносящего графологию как гадание, мистику и пр. Современная графологическая диагностика ничего общего с этими гаданиями не имеет, кроме названия, и далеко ушла от признакологического подхода (когда считалось, что признак почерка соответствует определенному качеству характера; на этой основе и выстроились представления об анализе почерка, как о гадании).

К сожалению, у нас в стране становления этого направления не произошло в такой степени, как это произошло в Европе или Израиле. И о современных достижениях графологии знают немногие, часто даже не разделяются понятия «графология» и «почерковедение». А на самом деле эти два направления объединяет лишь материал исследования - почерк. В остальном же - это абсолютно разные виды экспертиз. «По-черковедческая экспертиза проводится в целях установления подлинности документов и представляет собой чисто механическую процедуру сличения одного образца почерка с другим. Графологическая экспертиза - это, в первую очередь, психодиагностический метод, позволяющий по почерку определять личностные характеристики писавшего» [3, с. 14].

И сейчас уже нельзя отрицать связь почерка и характера. Психомоторную связь никто не отменял. Однако, признавая наличие этой связи, тем не менее, в нашей стране пока не разработаны принципы и закономерности графологической диагностики, а исследования иностранных источников по этому направлению малодоступны. Большинство людей, в том числе и психологи, например, до сих пор считают, что красивое и аккуратное письмо показатель такой же душевной слаженности и гармонии в личности. А неразборчивость и неаккуратность свидетельствуют о доминировании отрицательных качеств. В графологической диагностике применяют иные критерии оценки, не зависящие от визуально-эстетических параметров.

Развитие графологии за пределами нашей страны ушло несравненно далеко и достигло серьезных и качественных возможностей в использовании анализа почерка. А мы пока только прикасаемся к этому неизвестному пласту уникальных знаний.

© Салькова Н.С., 2021.

Что касается базовых исследований в графологическом подходе, то можно назвать такие имена, как Крепье Жамен (основатель французской графологической Школы), который открыл «закон гештальта» - синтезного подхода в анализе почерка, который используется до сих пор. Мейр (немецкий психиатр) - на большой экспериментальной базе доказавший, что характер почерка определяется не столько анатомией руки пишущего, сколько его «психомоторной активностью». Прейер (нем. профессор физиологии) - проводил эксперименты с инвалидами и определил, что человек, лишившийся рук и снова обучившийся писать другой здоровой конечностью, либо ртом, - пишет таким же образом и таким же почерком, что и до инвалидности. Клагес (немецкий философ) - своими экспериментами показывал взаимосвязь между различными типами движения, невербальными реакциями и почерком. Рудольф Пофаль (немецкий невролог) - стал первым в мире обладателем официального звания профессора графологии и основал Факультет Графологии в Гамбурском Университете [1, с. 523]. А также многие другие исследователи почерка, в том числе наши современники. Например, Инесса Гольдберг - основатель русскоязычной Школы Графоанализа, которая адаптировала и структурировала современные достижения графологии для русскоязычной аудитории, благодаря чему эти знания стали доступны нам в полном объеме.

Сущность метода. Например, мы можем наблюдать, как под воздействием стресса у человека почерк меняется кардинально - наклон, размах и т. д., просто до неузнаваемости. Но графолог работает с «сиюминутным» образцом почерка - так можно ли по нему делать далеко идущие выводы?

Как раз тот факт, что почерк меняется под влиянием различных состояний, показывает связь между почерком и психофизиологией человека. Однако, не все так просто: под влиянием эмоций почерк меняется только в тех параметрах, которые отвечают за эмоциональные состояния и не более того.

Почерк следует за личностью и полностью проецирует те внутрипсихические процессы, которые происходят с человеком. Это очень тонкий барометр, и именно поэтому - достоверный материал для анализа. Многие считают, что, так как почерк меняется, - его невозможно анализировать, характеристики будут все время разные, в зависимости от времени суток, настроения и пр.

На самом деле это не так. Почерк многомерен, многофакторен. В нем существует невидимое глазу обывателя глубинное измерение. Графолог, оценивая почерк, в первую очередь обращает внимание на его глубину: особенности линий, штриха, нажима, характер чередования напряжение и расслабления, общую динамику и темп. Эти графологические явления являются основными, так как раскрывают общий психодинамический стереотип личности пишущего.

Интересно, что почерковедческую экспертизу на установление подлинности рукописного текста проводят именно по глубинным параметрам. Глубина почерка - индивидуальный и неизменный показатель, как отпечатки пальцев. Подделывая с легкостью размер, наклон, или стиль почерка, - подделать глубину невозможно, так же как невозможно сознательно, по желанию изменить свой обмен веществ, сердечные ритмы, безусловные рефлексы, скорость и глубину протекания психических процессов.

«Изменение почерка на уровне внешних параметров (размер, наклон, размах, ширина) - это лишь свидетельство того, что человек взрослеет, переоценивает свои установки, меняет отношению к чему-либо, находится под влиянием различных состояний. Эти параметры изменчивы. Заглянув же вовнутрь почерка (его глубину), мы всегда обнаружим устойчивые особенности, которые постоянны на протяжении всей жизни: это особенности темперамента, психотип, степень восприимчивости, гибкости, врожденной энергии и мотивации, стиля мышления и др.» [2, с. 292].

А вообще, сильная видимая изменчивость почерка свидетельствует об изменчивости натуры в целом, излишней возбудимости, нестойкости взглядов, впечатлительности, зависимости от настроений, нетерпеливости, возможно, сильной интуитивности. Однако, в каждом конкретном случае, чтобы точно ответить на вопрос, с чем связаны слишком явные изменения почерка - необходимо смотреть на сам почерк.

Графологическая диагностика застрахована от субъективных добавлений самого графолога, как, впрочем, и от субъективности первого впечатления, которое всегда присутствует при других методах тестирования. В данном случае контакт графолога с испытуемым минимальный (необходимо только взять образец почерка для исследования), а сами выводы делаются исключительно по почерку.

«Весь анализ строится на принципах гештальт-подхода, комплексного анализа, выявлении графологических синдромов в почерке. Проще говоря, для того, чтобы констатировать, что человек обладает каким-либо качеством, в почерке необходимо найти проявление этого качества в виде определенного синдрома (совокупности разнообразных признаков почерка, сочетающихся между собой). Синдром не найден - качество отсутствует, синдром проявляется в небольшой степени - качество присутствует в небольшой степени, синдром проявляется ярко - искомое качество присутствует в доминантной выраженности. По этой причине, графологи всегда сойдутся на одном и том же результате, так как обнаружат в одном и том же почерке одинаковые графологические синдромы» [2, с. 293].

А вот качество изложения интерпретаций, глубина понимания психологических особенностей как раз во многом будут зависеть от опыта графолога, умения излагать свои мысли, психологической подготовки, особенностей самого специалиста. Выстраивание графологической консультации, описание уведенного в почерке - это целое искусство, которым необходимо овладеть помимо графологического анализа.

Тенденция к поверхностности нашего мышления и жизни в целом (одно зависит от другого) в последние годы во многом спровоцирована переходом на быстрые компьютерные технологии. Быстрота обработки информации с помощью компьютеров повлияла на ее глубину и качество. Однако процесс набора текста на клавиатуре не включает те мозговые центры, которые воспринимают информацию глубинно и основательно. Быстро - не значит качественно.

«В психотерапии даже есть определенная техника, связанная с процессом написания: необходимо «выговориться на листе бумаги», излить на него все свои переживания, а потом разорвать эту бумагу или сжечь ее. Эта процедура способствует катарсическому очищению, избавлению от гнетущих и навязчивых состояний. Проделать ее с помощью набора текста на компьютере будет просто невозможно: глубинные переживания не отразятся в таком обезличенном тексте» [2, с. 294].

Навык письма, если длительное время им не пользоваться, не утрачивается. Процесс письма относится к разряду психомоторных навыков, которые формируются один раз на всю жизнь. Это, как езда на машине или велосипеде. Просто руку необходимо немного расписать (хватает 2-3 минут) для того, чтобы психомоторная память восстановилась. Графолог всегда в таких случаях дает клиенту лишний лист бумаги, чтобы потренироваться.

Спектр применения графологической диагностики весьма широк и разнообразен. Везде, где стоит задача узнать человека глубже, понять его мотивации, мировоззрение, уровень развития, уровень 1р, самооценку, психотип, темперамент и прочие особенности с успехом может использоваться графоанализ.

Коротко перечислим те направления, в которых анализ почерка может быть использован как метод диагностики:

- криминалистическое исследование почерка, результаты которого могут быть использованы в судебном доказывании и, следовательно, должны быть объективными и достоверными;

- диагностика психоэмоциональных расстройств, их степени;

- отдельный вид диагностики: оценка благонадежности, связанной с психологическими рисками (морально-нравственный уровень, склонность ко лжи, степень устойчивости перед соблазнами, склонность к наживе, склонность к нарушениям) и т. д.

К преимуществам графоанализа можно отнести: техническую простоту (для анализа требуется только образец почерка), высокую защищенность от субъективного влияния испытуемого и самого специалиста на результаты анализа, невозможность подготовиться к тестированию (здесь нет правильного ответа, а подделка почерка всегда заметна), возможность повторного тестирования, минимальную психотравму для испытуемого.

В заключение следует отметить, что так как графологический анализ почерка является одной из разновидностей метода криминалистического распознавания, осуществляемого на предположительном (вероятностном) уровне, то дальнейшие научные разработки проблемы графологического анализа подозреваемых позволят создать совершенные типовые программы для ЭВМ, что сделает методику указанной диагностики более оперативной и доступной для широкого практического применения по конкретным уголовным делам.

Совершенствование графологического метода исследования почерка, расширение его возможностей в криминалистике составляют цель многих проводимых в настоящее время научных разработок.

Библиографический список

1.Белкин Р. С. Криминалистика : учебник для вузов / под. ред. Р. С. Белкина. - 4-е изд. перераб. и доп. - М. : НОРМА, 2021. - 928 с.

2.Комаров А. С. Интеллектуальный анализ данных в почерковедении: программная реализация / А. С. Комаров // История и архивы. - 2010. - № 12 (55). - С. 291-297.

3.Протасевич А. А. Современные возможности криминалистической диагностики материально--фиксированных следов деятельности человека / А. А. Протасевич, Е. И. Фойгель // Российский следователь. - 2018. - № 11. - С. 13-18.

4.Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий / Н. А. Селиванов. - Москва: Юрид. лит., 1982.

- 199 с.

5.Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека : IV прил. к собр. соч / И. М. Сеченов. - М. : Имп. Моск. ун-т, 1906. - 139 с.

САЛЬКОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.