Научная статья на тему 'Графико-математическая модель жизненного цикла как метод оценки экономической эффективности на примере парка маршрутного такси'

Графико-математическая модель жизненного цикла как метод оценки экономической эффективности на примере парка маршрутного такси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE CYCLE / МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / METHOD OF EVALUATION OF ECONOMIC EFFICIENCY / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ АВТОТРАНСПОРТА / THE LIFE CYCLE OF VEHICLES / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАТРАТ АВТОМОБИЛЬНОГО ПАРКА МАРШРУТНОГО ТАКСИ / THE MAIN TYPES OF COST TAXI PARK / КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков Валерий Викторович, Корнеев Владимир Юрьевич

В данной статье рассмотрена графико-математическая модель оценки эффективности жизненного цикла на примере парка маршрутного такси. Так же рассмотрены основные методы исследования в экономике, определенны этапы жизненного цикла и сформирована универсальная модель оценки эффективности жизненного цикла. Выявлены проблемы эффективности малого бизнеса и в качестве примера нами приведен парк маршрутного такси. Приведён список всех доходов и затрат данного автомобильного парка. На базе проделанной работы построена графико-математическая модель жизненного цикла, произведён расчет доходов и расходов и дана оценка экономической эффективности данного коммерческого предприятия в определённом временном лаге. Предложены рекомендации по повышению эффективности эксплуатации автомобильного парка и увеличение его доходности. На основе полученной экономико-математической модели, было выявлено, является ли жизненный цикл убыточным, безубыточным или прибыльным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC-MATHEMATICAL MODEL OF THE LIFE CYCLE, AS A METHOD OF EVALUATING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE EXAMPLE TAXI PARK

This article describes graphicmathematical model of evaluating the effectiveness of the life cycle for example taxi park. Just the basic methods of research in economics, certain stages of the life cycle and formed a universal model of evaluating the effectiveness of the life cycle. The problems of the effectiveness of small business as an example, we took a taxi park. Lists all the income and expenses of this park. On the basis of the work done to plotmathematical model of the life cycle, a calculation of income and expenses and the evaluation of economic efficiency of the enterprise in a certain period of time. The recommendations how to improve the park and its revenues. On the basis of this model can be obtained to identify whether the life cycle (unprofitable, break even and profitable)

Текст научной работы на тему «Графико-математическая модель жизненного цикла как метод оценки экономической эффективности на примере парка маршрутного такси»

ГРАФИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПАРКА МАРШРУТНОГО ТАКСИ В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор,

В.Ю. Корнеев, магистрант Московский государственный гуманитарно-экономический институт

В данной статье рассмотрена графико-математическая модель оценки эффективности жизненного цикла на примере парка маршрутного такси. Так же рассмотрены основные методы исследования в экономике, определенны этапы жизненного цикла и сформирована универсальная модель оценки эффективности жизненного цикла. Выявлены проблемы эффективности малого бизнеса и в качестве примера нами приведен парк маршрутного такси. Приведён список всех доходов и затрат данного автомобильного парка. На базе проделанной работы построена графико-математическая модель жизненного цикла, произведён расчет доходов и расходов и дана оценка экономической эффективности данного коммерческого предприятия в определённом временном лаге. Предложены рекомендации по повышению эффективности эксплуатации автомобильного парка и увеличение его доходности. На основе полученной экономико-математической модели, было выявлено, является ли жизненный цикл убыточным, безубыточным или прибыльным

С развитием рыночных механизмов хозяйствования во всем мире особое внимание стали уделять исследованиям этапов развития жизненных циклов изделий, продуктов, товаров и технологий. Это позволяет совершенствовать технологические процессы, модернизировать изделие, продукт и товар. При этом с помощью жизненного цикла можно определить и сопоставить объемы затрат и прибыли, учесть временной период формирования каждого этапа жизненного цикла и выявить дальнейший их подъем или спад [2].

Для того что бы правильно и качественно построить графико-математическую модель жизненного цикла какого-либо предприятия, товара или услуги нам необходимо ознакомиться с основными видами методов исследования в экономике с которыми нам предстоит столкнуться при построении нашей модели.

Любая познавательная деятельность осуществляется при помощи определенных приемов, отобранных либо интуитивно, либо в соответствии со сложившимися традициями. В науке такие приемы получили названия «методы». Понятие «метод» (происходит от греч. теШо^Б - способ, путь) - это способ теоретического и практического освоения действительности. Методы, используемые в научно-познавательном процессе, получили название «научные методы познания» [1].

Классифицировать методы можно по различным основаниям.

Классификация первая: Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов -

возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей [4].

Классификация вторая: Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы [4].

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы [4].

Наблюдение есть чувственное (преимущественно - визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Это - исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности [5].

Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:

• - целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);

• - планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

• - активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения) [5].

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

Для получения каких-то выводов об исследуемом явлении, для обнаружения чего-то существенного в нем зачастую требуется проведение весьма большого количества наблюдений. Например, для получения даже краткосрочного прогноза погоды необходимо проводить огромное число наблюдений за различными метеорологическими параметрами атмосферы [5].

Учитывая нарастание экономических проблем и даже переход некоторых из них в стадию экономического кризиса, необходима интенсификация исследований в области экономики. Одним из важнейших методов эмпирического исследования является эксперимент. От правильно проведенного эксперимента зависит эмпирический базис исследования и дальнейшее построение теоретической конструкции, необходимой для решения конкретных экономических проблем.

Эксперимент - более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов [5].

Особенности эксперимента.

1)Сравнивая эксперимент с наблюдением, следует отметить, что эксперимент является более активным по отношению к объекту. В ходе опытного исследования объект может быть преобразован. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в "чистом виде", т.е. без влияния второстепенных факторов; при необходимости можно повторить эксперимент [5].

2) Эксперимент может быть многократно повторен в целях дальнейшего исследования.

3)Именно опытным путем ученый может обнаружить такие свойства объекта, которые никак не проявляются в естественных условиях.

4)Важной чертой эксперимента является возможность варьирования условий его проведения.

В методологии науки принято выделять 4 стадии опытных исследований [5]:

1) Планирование эксперимента.

2) Построение эксперимента, включающее цель, тип, средства, методы.

3) Контроль эксперимента.

4) Теоретическое обобщение результатов эксперимента.

Рассмотрим структуру эксперимента.

1) Субъект исследования, тот, кто проводит опыт.

2) Объект исследования, то на что направлен опыт.

3) Научное оборудование.

4) Методика проведения эксперимента, зависящая от области и предмета исследования.

5) Теоретическая гипотеза, которую требуется подтвердить или опровергнуть в ходе опыта.

Эксперимент имеет две возможные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых концепций. В зависимости от функций выделяют виды научных опытов: поисковые, контрольные (проверочные), воспроизводящие, изолирующие и т. д.

К сожалению, в экономике экспериментирование является весьма сложным и затратным занятием, порой требующим длительного периода времени наблюдения. К тому же на результат эксперимента может повлиять социальный и психологический факторы, так как в подобных экспериментах обычно объектами исследования выступают люди. Процесс научного познания носит перманентный (непрерывный и обязательный) характер. Наука не имеет границ. Эксперимент должен проходить под наблюдением, его результаты нуждаются в описании, сравнении и обобщении и т.д. А старая гипотеза является основой для появления новой, требующей нового доказательства, новых сил и смелых идей [5].

Измерение используется повсеместно, в любой человеческой деятельности. Так, практически каждый человек в течение суток десятки раз проводит измерения, смотря на часы. Общее определение измерения таково: «Измерение - это познавательный процесс, заключающийся в сравнении ... данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения» [6].

В том числе, измерение является эмпирическим методом (методом-операцией) научного исследования. Можно выделить определенную структуру измерения, включающую следующие элементы [6]:

1) Познающий субъект, осуществляющий измерение с определенными познавательными целями;

2) Средства измерения, среди которых могут быть как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой;

3) Объект измерения, то есть измеряемая величина или свойство, к которому применима процедура сравнения;

4) Способ или метод измерения, который представляет собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных 3. 2014. № 21 46

приборов, и включает в себя также определенные логические и вычислительные процедуры;

5) Результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков.

Проблема точности измерения относится к гносеологическим основаниям измерения как метода эмпирического познания. Точность измерения зависит от соотношения объективных и субъективных факторов в процессе измерения.

К числу таких объективных факторов относятся:

- возможности выделения в изучаемом объекте тех или иных устойчивых количественных характеристик;

- возможности измерительных средств (степень их совершенства) и условия, в которых происходит процесс измерения.

Теоретические методы-операции имеют широкое поле применения, как в научном исследовании, так и в практической деятельности.

Теоретические методы - операции определяются (рассматриваются) по основным мыслительным операциям, которыми являются: сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение - это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами [6].

Абстрагирование - одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий [6].

Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане - в абстракции. Так, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например - с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах [6].

Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

Обобщение - одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фик-

сации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов независимо от частных и случайных условий их наблюдения [6].

Формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Является как бы мыслительной операцией «второго порядка». Формализация играет существенную роль в развитии научного знания, поскольку интуитивные понятия, хотя и кажутся более ясными с точки зрения обыденного сознания, малопригодны для науки: в научном познании нередко нельзя не только разрешить, но даже сформулировать и поставить проблемы до тех пор, пока не будет уточнена структура относящихся к ним понятий. Истинная наука возможна лишь на основе абстрактного мышления, последовательных рассуждений исследователя, протекающих в логической языковой форме посредством понятий, суждений и выводов [6].

Индукция (от лат. ш^сйо - наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему [6].Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса.

Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

Анализ - это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерас-члененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и признаков [6].

Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого — возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.

Синтез - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез - не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникнет системы связей, образуется лишь хаотическое накоп-3. 2014. № 21 47

ление отдельных фактов. Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан [6].

Анализ и синтез с успехом используются и в сфере мыслительной деятельности человека, т. е. в теоретическом познании, но и здесь, как и на эмпирическом уровне познания, анализ и синтез - это не две оторванные друг от друга операции.

Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии. Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии.

Степень вероятности получения правильного умозаключения по аналогии будет тем выше:

1) Чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов;

2) Чем существеннее обнаруженные у них общие свойства;

3) Чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств.

«Под моделированием» понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект - оригинал».

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.

1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся самые различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.

2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу.

3. Численное моделирование на компьютере. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислении, необходимых для исследования данной модели. При этом для решения содержащихся в ней систем уравнений с помощью компьютера необходимо предварительное составление программы, которая выполняется затем электронной вычислительной машиной в виде последовательности элементарных математических и логических операций.

Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса

науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

С помощью выше перечисленных методов исследования в экономике можно сформировать и описать фундаментальную концепцию и основные этапы жизненного цикла, после чего построить универсальную модель жизненного цикла и представить её в графико-математическом виде.

Жизненный цикл продукта характеризуется временными и экономическими параметрами. Важнейшими из них являются экономические параметры, которые характеризуются объёмными, затратными и качественными показателями. Они находятся в тесной взаимосвязи. Для получения необходимого качества продукта требуется рациональный объём работ по обоснованию, научным исследованиям, разработке и подготовке к производству. К объёмным параметрам относится также длительность выпуска и эксплуатации продукта. Параметры качества продукции, работ, услуг и объём их производства формируют затраты экономического жизненного цикла продукта. Продукция являясь целью производственного процесса, одновременно становится результатом воплощения затрат всех элементов жизненного цикла [2].

Стадии жизненного цикла продукции укрупнено включают следующие затраты [2]:

1. Исследования и разработка продукции - затраты на научные исследования и разработку нововведений, включающие затраты на:

- исследования и доработку замысла;

- разработку проектной, конструкторской и рабочей документации опытного образца или партии;

- разработку рабочей конструкторской документации для изготовления продукции;

- изготовление и испытание опытного образца (партии).

2. Изготовление продукции - затраты на подготовку и освоение, а также серийное производство продукции, поддержание технического уровня и качества серийно освоенной продукции.

3. Реализация продукции - затраты на тару и транспортные операции, связанные с доставкой готовой продукции до места потребления, обеспечение её сохранности и эксплуатационных характеристик при транспортировке и реализации.

4. Эксплуатация (использование продукции) -затраты на приобретение, монтаж, подготовку продукции и кадров к эксплуатации продукции, текущие эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и обслуживание.

5. Утилизация продукции - затраты на исследования, изготовление средств утилизации, транспортные расходы, специальные контейнеры, тару и другие затраты, связанные с утилизацией.

Величина затрат по стадиям жизненного цикла зависит от характера продукции, её технической сложности и новизны. Определение затрат по стадиям жизненного цикла продукта характеризуется большим количеством факторов, влияющих на формирование затрат: сложность продукции, требования к обеспечению определённого качества продукции, характер производства продукции, требования соблюдения условий транспортировки, эксплуатации и утилизации [2].

На основе изучения и анализа вышеприведённых понятий жизненных циклов были выявлены общие характерные признаки присущие различным ЖЦ [2]:

- жизненный цикл постоянно и динамично развивается во времени;

- жизненный цикл имеет 8 основных этапов;

- этапы жизненного цикла могут оцениваться уровнями затрат и прибыли, а также объемами производимой продукции.

При этом нами было выявлено, что все этапы формируются под влиянием постоянно и совокупно действующих законов [2]:

• закон спроса и предложения;

• закон конкурентного преимущества;

• закон развития НТП (или закон действия НТП);

• законы качества (или законы управления качеством);

• закон издержек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• закон инновационного развития;

• закон снижения себестоимости;

• законы формирования цены товара, продукта, изделия и технологии;

• закон постоянного эволюционирования.

На основе данных законов нами были выявлены восемь основных этапов присущих всем жизненным циклам и предложена экономико-математическая модель универсального жизненного цикла (изделий, продуктов, товаров и технологий) (см. рисунок 1).

На рисунке 1 изображены основные стадии жизненного цикла [2]:

1) Зарождение идеи Т е [0;Т],

2) Фундаментальные исследования Т е [Т;Т2],

3) НИОКР Т е [Т2;Т3],

4) Освоение товара, продукта, изделия, технологии и новшества в производстве Т е [Тз;Тц],

5) Выход на рынок Т е [Т^Тз],

6) Насыщение рынка Т е [Т5;Т6],

7) Спад продаж Т е [Т6;Т7],

8) Уход с рынка Т е [Т7;Т8].

Рис. 1. Общая схема экономико-математической универсальной модели жизненного цикла (изделия, товара,

продукта, технологии и инновации) [2]

По нашему мнению эффект жизненного цикла (ЖЦ) можно оценить изучив период формирования ЖЦ, структуру затрат и объем прибыли полученной за весь период ЖЦ. Таким образом эффект жизненного цикла можно представить как зависимость от времени, затрат и прибыли:

Эжц = / (Т, г, Р)

(1),

где Т - время, мес. Z - затраты, руб. Р - прибыль, руб.

На рисунке 1 показаны функция прибыли Р = /(Т) (2) и функция затрат 2 = ф(Т) (3), которые определены на временном отрезке жизненного цикла Т е [0;Т8].

Эффект жизненного цикла можно определить рассчитав сумму объёмов затрат (со знаком «-») и прибыли (со знаком «+»), обозначив их знаком «Д». Таким образом сумма затрат формируется на каждом этапе жизненного цикла имеет различные значения и математически может быть выражена следующим образом:

Т Т2 тъ гА т5 т6 Ту г8

Дг = -1 Т)йТ - | <р(Т)йТ - | Т)йТ - | <р(Т)йТ - I(р(Т)йТ - | (р(Т)йТ - | (р(Т)йТ - | (р(Т)йТ

о Т1 Т Тз Т4 Т Т6 Ту

(4),

Преобразовав формулу 4 ее можно представить

так:

Д р =| / (Т )ЛТ

(7),

8

Д г =-|^(Т )ЛТ

(5),

Исходя из выше приведенных формул общего 0 объема затрат и общего объема прибыли за весь пери-

При этом общий объем прибыли за весь ЖЦ °д ЖЦ эффект жгоненного цикла можно определить

можно описать следующей формулой:

Т5 Т6 Т7 Т

Д р = I ¡(Т)йТ +1/(Т)ёТ +1 / (ТУТ +1 Г(Т)ёТ(6),

Т4 Т5 Тб Ту

а в целом общий объем прибыли за весь период ЖЦ будет выглядеть следующим образом:

как:

Т8 Т8

Эжц =ДР - / Д2 / = I/(Т)ЛТ - / ]>(Т)ЛТ / (8),

Т4 0

По значению Эжц можно судить об экономической перспективе проекта с тем или иным ЖЦ (см. таблица 1):

Таблица 1

Основные варианты графиков жизненных циклов (изделий, продуктов, товаров, технологий и новшеств) [2]

Математическая характеристика жизненных циклов

Графическое отображение динамики модели жизненного цикла (продуктов, товаров, технологий и новшеств)

Экономическая характеристика жизненного цикла

Если Эжц < 0, то (¡Др| <|Д21)

Убыточный

Если Эжц = 0 , то Ы = |Д1 ^

Если Эжц > 0, то (др| >|д2 ^

Безубыточный

Прибыльный

Д ^ - общий объём затрат на всём временном лаге ЖЦ, руб.

Др - общий объём прибыли на всём временном лаге ЖЦ, руб.

/

По нашему мнению данная экономико- ненного цикла (изделий, продуктов, товаров, техноло-математическая модель оценки эффективности жиз- гий и новшеств) позволяет:

• основываясь на прогнозах будущих продаж, объективно оценить эффективность конкретного проекта;

• определять вид будущего проекта (прибыльный, безубыточный, убыточный);

• сравнивать несколько проектов по показателю эффективности жизненного цикла.

В нынешней ситуации на рынке пассажирских перевозок существует актуальная проблема в определение эффективности рационального использования между доходами и затратами предприятия. Для решения данной проблемы можно использовать выше приведённую графико-математическую модель жизненного цикла. В качестве частного примера возьмём

формирование и эксплуатацию парка маршрутного такси "Евротакси", в который входят 4 маршрутных такси, один гараж, 4 водителя, 1 бухгалтер и 1 медицинский работник. Применим графико-математическую модель жизненного цикла для расчёта эффекта жизненного цикла проекта. Для начала нужно определить все предполагаемые затраты на реализацию и поддержку нашего проекта (см. таблица 2), а также и его доходы (см. таблица 3).

На основе выше приведённых методов исследования в экономике было выведено предположение, что одно маршрутное такси вместимостью 25 мест будет приносить в день: 25 пассажиров х 15 руб. х 12 рейсов в день = 4500 руб.

Таблица 2

Необходимые затраты для внедрения, поддержки, развития и эксплуатации маршрутного парка такси

Первоначальные инвестиции

Наименование затрат Количество Стоимость затрат за одну единицу продукции

Покупка машин 4 1200 000 руб.

Покупка лицензии на маршрут 4 100 000 руб.

Покупка гаража 1 1000 000 руб.

Итого 5900 000 руб.

Цикличные инвестиции

Обслуживание 4 8000/ в месяц

Мед. работник 1 10000/ в месяц

Бухгалтер 1 20000/ в месяц

Водители 4 30000 / в месяц

Топливо 4 30300 руб. / в месяц

ОСАГО 4 3037,50 руб./ в год

Тех. осмотр 4 600 руб. в полгода

Аренда маршрута 4 6000 руб. / в месяц

Итого: 328612 руб. в месяц

Таблица 3

Доходы и расходы за один рабочий день.

Доходы Стоимость за проезд Количество пассажиров за 1 рейс Количество рейсов Итого

15 рублей 25 человек 12 рейсов 4500 руб.

Затраты Зарплата водителю Расходы на топливо Итого

1000 рублей 1100 рублей 2200 руб.

На основе имеющихся данных построим модель жизненного цикла парка маршрутного такси в рамках исследуемого проекта на периоде в 33 месяца (см. рисунок 2).

Исходя из выше приведенных формул общего объема затрат и общего объема прибыли за весь пери-

Эжц = Д р-|Д 2| = | / (Т )йТ

од ЖЦ, эффект жизненного цикла можно определить, используя методы математической статистики, построим математические уравнения динамики дохода и затрат и составим уравнение для определения эффекта жизненного цикла.

= 540000 - 328612 = 211388 руб.

(9)

Эжч =Др -Д= { /(Т)йТ

'33

\ч(Т Ж

= 17820000 -10844196 - 5900000 = 1075804 ру б. (10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т

Т

Т

Л

Т

Рис. 2. Модель жизненного цикла реализуемого проекта

По реализации данного проекта, в рамках нашей теории, можно сделать однозначный вывод, что на основе расчётов эффекта жизненного цикла, после пришествия 33 месяцев, проект составил 1075804 рублей, а так же из рисунка 2 и формулы [10], видно,

АдР| >|д7|) Э > о „

что ^ р 1 и ' , т.е. жизненный цикл

имеет прибыльный характер. Это означает, что проект коммерчески успешен и будет приносить прибыль на протяжении последующих периодов времени. При этом стоит отметить, что автотранспортный парк сможет прослужить более длительный срок, что повышает рентабельность данного проекта.

Литература

1. Бедрина, Е. Б. Введение в экономическую теорию [Текст] / Е. Б. Бедрина, О. А. Козлова и др. - М.: Изд-во УГТУ-УПИ, 2009. -210 с.

2. Жариков, В. В. Практическое применение методики оценки эффекта жизненного цикла (товара, продукта, изделия, технологии и инновации) [Текст] / В. В. Жариков, Д. О. Кузнецов, М. С. Теплякова, М. А. Истомин, В. А. Гришина, И. Л. Дулемба // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2009. - С. 130-139.

3. Жариков В. В., Климов А. М., Истомин М. А., Теплякова М. С., Кузнецов Д. О., Дулемба И. Л.,

Гришина В. А. Свидетельство о регистрации интеллектуального продукта «Универсальная экономико-математическая модель оценки эффекта жизненного цикла (товара, продукта, изделия, технологии и инновации) во ФГУП «ВНТИЦ» под номером 72200800031 от 17 июля 2008 г.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://education-iilosof.ru/bilety-s-otvetami-po-filosofii-dva-urovnya-nauchnogo-poznaniya-empiricheskij-i-teoreticheskij .html

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.filosof-philo soph. ru/content/view/7/3/6.

6. Профессиональная педагогика [Текст]: учебник / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд-во Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.

Э 89107510936,89037528625, +79803328014

E-mail: valera [email protected], [email protected]

Ключевые слова: жизненный цикл, метод оценки экономической эффективности, жизненный цикл автотранспорта, прибыль, основные виды затрат автомобильного парка маршрутного такси, коммерческий проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.