Научная статья на тему 'Графика Эрнесто Тайата для модного дома Мадлен Вийонне'

Графика Эрнесто Тайата для модного дома Мадлен Вийонне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
794
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙАТ ЭРНЕСТО МИКАЭЛЛЕС / ВИЙОННЕ МАДЛЕН / МОДА 1920-Х ГОДОВ / МОДНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИСТОРИЯ КОСТЮМА / ГРАФИКА / МОДНЫЕ ЖУРНАЛЫ 1920-Х ГОДОВ / FASHION OF THE 1920ֹ'S / FASHION MAGAZINES OF THE 1920'S / THAYAHT ERNESTO MICHAELLES / VIONNET MADELEINE / FASHION ILLUSTRATION / FASHION HISTORY / GRAPHICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нестерова Мария Александровна

Тема творчества Э. Тайата, в силу недостаточного освещения в отечественном искусствознании, представляется актуальной. Особый интерес представляет вклад Тайата в развитие модной иллюстрации 1920-х гг. Автор в данной статье на основе материалов европейских выставок и зарубежных научных исследований, анализирует ряд графических эскизов, созданных Тайатом в технике трафаретной печати для М. Вийонне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ernesto Thayaht’s sketches for Madeleine Vionnet Fashion House

The question concerning Thayaht’s works in Russia is still insufficiently explored and therefore is of current importance. This article is focused on Ernesto Thayaht’s sketches for Madeleine Vionnet Fashion House in pochoir technique. On graphic documentation and foreign researches of Thayaht contribution to fashion illustration of the 1920’s is considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Графика Эрнесто Тайата для модного дома Мадлен Вийонне»

УДК 769(051):391"192"

М. А. Нестерова Графика Эрнесто Тайата для Модного дома Мадлен Вийонне

Тема творчества Э. Тайата, в силу недостаточного освещения в отечественном искусствознании, представляется актуальной. Особый интерес представляет вклад Тайата в развитие модной иллюстрации 1920-х гг. Автор в данной статье на основе материалов европейских выставок и зарубежных научных исследований, анализирует ряд графических эскизов, созданных Тайатом в технике трафаретной печати для М. Вийонне.

Ключевые слова: Тайат Эрнесто Микаэллес, Вийонне Мадлен, мода 1920-х гг., модная иллюстрация, история костюма, графика, модные журналы 1920-х гг.

Maria A. Nesterova

Ernesto Thayaht's sketches for Madeleine Vionnet Fashion House

The question concerning Thayaht's works in Russia is still insufficiently explored and therefore is of current importance. This article is focused on Ernesto Thayaht's sketches for Madeleine Vionnet Fashion House in pochoir technique. On graphic documentation and foreign researches of Thayaht contribution to fashion illustration of the 1920's is considered and analyzed.

Keywords: Thayaht Ernesto Michaelles, Vionnet Madeleine, fashion of the 1920's, fashion illustration, fashion history, graphics, fashion magazines of the 1920's

Рассматривая тему сотрудничества итальянского дизайнера футуристического направления

Э. Микаэллеса, известного под псевдонимом Тайат (1893-1959), и знаменитого французского модельера М. Вийонне (1876-1975) можно выделить целый ряд направлений. Прежде всего, следует отметить, что, если в целом итальянскому футуризму, как направлению в европейском искусстве начала ХХ в. посвящен ряд достаточно современных и не потерявших актуальности научных исследований, то творчество Э. Тайата в нашей стране изучено не достаточно. Это тем более удивительно, что Тайат внес существенный вклад в развитие костюма ХХ в., предварив достижения в этой области русских конструктивистов.

Сотрудничество Тайата и Вийонне в 19191925 гг. так же может стать темой отдельного исследования, учитывая обширное иллюстративное и документальное наследие этого периода жизни итальянского художника. Не ставя перед собой задачу подробного изучения вклада Тайата в развитие стиля Модного дома Вийонне, в данной статье рассматривается его творческий подход к графическому дизайну на примере нескольких модных иллюстраций, выполненных Тайатом в технике трафаретной печати и опубликованных в модном издании «La Gazette du Bon Ton». Прежде чем приступить к анализу эскизов Тайата для этого влиятельного издания, кратко рассмотрим историю становления модной иллюстрации.

Модная иллюстрация как жанр графического искусства появился в XVI в. До этого времени выдающиеся художники детально изображали дам и кавалеров в модных туалетах, не ставя, однако, перед собой задачу намеренной фиксации капризов локальной моды. Основным инструментом распространения моды в то время были искусно выполненные и изящно одетые модные куклы - Большая и Малая Пандоры, которые отправлялись за границу для демонстрации европейской элите последних тенденций французской моды1. После начала эры модных иллюстраций значимость модных кукол для индустрии постепенно снизилась.

За первые сто лет существования модной иллюстрации было создано более 200 коллекций гравюр, в том числе и знаменитое собрание «Моды от античности до современности различных частей света» Ч. Вечелио (1590), включающее в себя 420 графических изображений и описаний одежды народов Европы, Турции и восточных стран2. Такие собрания были предтечей модных журналов.

В 1672 г. во Франции, которая к тому времени стала признанной законодательницей изящного вкуса и аристократических мод, Ж.-Д. де Визе основал первый журнал <^е Мегсиге Galant». В дальнейшем по мере развития модной индустрии количество таких изданий неуклонно увеличивалось, менялся характер и стиль модных иллюстраций. В XVIII в. в Париже начинают один за другим выходить модные журналы -

«Galerie des modes et costumes frangais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797). Появляется и первый немецкий модный журнал «Journal des Luxus und der Moden», издававшийся в Веймаре (1786-1827). В XIX в. было положено начало многим современным модным изданиям, например, «Harper's Bazaar», журналу, ставшему на многие десятилетия законодателем стиля и путеводителем по миру моды и роскоши (1867). В Нью-Йорке появляются американские легендарные издания «Cosmopolitan» (1886) и «Vogue» (1892), успешно существующие и в настоящее время.

Наряду с прославленными изданиями, появлялись такие журналы, как «Le Trait Parisien», «Art Gout Beaute», выпускавшиеся небольшим тиражом и непродолжительное время. Одни из них предназначались модной элите, как например «Vaniti Fair» (1913), другие простым домохозяйкам и рукодельницам - «Le Petit Echo de la Мode, (1880), «Le Jardin des Modes» (1923), «Modes et Travaux» (1919).

В 1920-е гг. одним из самых влиятельных изданий в мире высокой моды была «La Gazette du Bon Ton», основанная Л. Вогелем. Это издание, выпускавшееся с 1912 по 1914 и с 1920 по 1925 г., во многом определяло не только модные тенденции, но и стиль иллюстрации. В это время индустрия модных журналов до конца не сложилась. и многие издания не имевли собственного фирменного стиля, идеологии, устоявшегося формата и, таким образом, были идеальной средой для графических экспериментов3. Именно это и привлекало многих выдающихся художников времени к работе с модными изданиями. Например, с «La Gazette du Bon Ton» сотрудничали ведущие художники Ж. Лепап, Ж. Барбье, П. Грис-со, Г. Дамми, Г. Арно и др.4, выдающиеся модельеры Черутти, Ж. Ланван, Ж. Пакэн, П. Пуаре,

Ч. Редферн, М. Вийонне и тд, определившие «дух» эпохи, такие литераторы как Ж. Боер, Дж. де Коке, Ж.-Н. Фор-Биго.

В этом журнале была впервые продемонстрирована революционная для модной графики техника трафаретной печати, ставшая популярной в первое десятилетие ХХ в. Техника трафаретного принта (pochoir - фр.) заключается в использовании от 20 до 250 трафаретов, на которых вырезаны те участки, которые должны быть пропечатаны. Для каждого цвета, который должен быть нанесен, используется отдельная жесткая и короткая кисть из животного волоса.

Именно в этой технике были выполнены опубликованные в «La Gazette du Bon Ton» эскизы оригинальных моделей одежды Тайата. Прежде чем рассматривать творческую манеру

этого представителя итальянского футуризма необходимо коротко охарактеризовать общие графические тенденции модных иллюстрации 20-х гг. ХХ в.

Анализируя в целом стиль европейской модной графики 1920х гг., можно отметить, что он складывался под влиянием прежде всего эстетики Ар-деко5. Женские силуэты, запечатленные на модных иллюстрациях, отличала плавность тягучесть изгибов линий и форм, изнеженность и «усталость» поз. Художники стремились создать иллюзию элегантного, беззаботного и оптимистического существования, далекого от суетной реальности Европы эпохи между двумя войнами. Они рисовали фантастический мир грез и желаний, полный внешних атрибутов светского лоска. Герои и героини глянцевых журналов - молодые беззаботные светские люди, избалованные и пресыщенные беззаботной радостной жизнью, полной удовольствий и развлечений. Например, на графических работах Эрте, Ж. Лепапа, П. Ириба и др. изображены экзотические, эротические и подчас фантастически экзальтированные женские образы. Фоном для роскошных нарядов, созданных под влиянием ориентализма, являлись великолепные пейзажи популярных великосветских курортов Франции, Италии и Швейцарии или роскошные интерьеры салонов (королевские пуфы, плотно декорированный текстиль, роскошные гобелены, изящная мебель). Графику характеризовали изящная игра линии и пятна, смелые подчас провокационные сочетания цветов, уплощение и геометризация линий и форм, подчеркивание хрупкости моделей и трогательной неловкости движений. Однако при всей изломанности и хаотичности «картинок», в них присутствовал принцип гармонии, согласованности и единства композиции.

Графический стиль Тайата оригинален и уникален, он вобрал в себя и в чем-то даже опередил избранные черты различных художественных и научных течений и тенденций своего времени. Это было обусловлено особенностями биографии и творческого пути художника. Обладая достаточными возможностями для непрерывного самообразования, Тайат, уроженец Флоренции, колыбели европейского искусства, получил художественное образование в парижской Академии Рансон (фр. - Acadёmie Ranson), основанной французским художником П. Рансо-ном в 1908 г. Здесь преподавали представители художественной группы «Наби» французские художники П. Серюзье, М. Дени, К.-К. Руссель, Ф. Валлотон, А. Майоль, Э. Вюйар, которые придерживались постимпрессионизма, неоимпрессионизма и фовизма.

В дальнейшем Тайат продолжил обучение в Гарварде под руководством Дж. Хэмбриджа и профессора Д. В. Росса (1853-1935), автора «Теории чистого дизайна»6.

Совершая многочисленные образовательные путешествия по миру, молодой художник стал утонченным интеллектуалом с разносторонними интересами в области искусства, дизайна, архитектуры, эзотерических учений, теологии, спиритуализма и ориентализма. Тайат изучал символику и физику цвета, гармонию в живописи, беспредметное в искусстве. Он стал идейным последователем американского архитектора Л. Г. Салливана, родоначальника рационализма и модернизма в американской архитектуре. Таким образом, Тайат как художник и мыслитель был знаком со всеми актуальными тенденциями современной ему культуры и искусства, которые и сформировали его самобытный художественный стиль. Сам художник неоднократно подчеркивал свое желание иметь свой собственный неповторимый авторский почерк, оставаясь при этом независимым от какой-либо художественной школы или системы. Например, в созданных Тайатом позднее модных иллюстрациях в полной мере воплотились самобытность авторского почерка и особый динамизм, оригинальность графического решения, приобретенные художником во время учебы в Гарварде7. Хотя этот дизайнер получил мировое признание благодаря инновационной разработке концепта функциональной одежды «тута»8, он на протяжении ряда лет с 1919 по 1925 г. плодотворно сотрудничал с известным французским модельером М. Вийонне9, будучи ответственным за графическое представление идей кутюрье в «La Gazette du Bon Ton»10.

Тайат, получивший разностороннее образование, впервые обратился к дизайну цветовых композиций для текстиля около 1919 г., что подтверждается его перепиской с родственниками11 и неопубликованными заметками и зарисовками в записной книжке, касающимися цветовых гармоний и связи музыки с цветом. Этим же годом датируется начало его сотрудничества с Модным домом М. Вийонне. Вскоре после успешной разработки логотипа для ее Модного дома (1919), Тайат создал значительный ряд эскизов оригинальных моделей, в том числе и знаменитое «Платье-пейзаж» (1923 г. Частная коллекция), декоративных дополнений, украшений и текстильных принтов, которые М. Вийонне использовала в своих разработках. Цветовые решения, разработанные Тайатом, были использованы в дизайне костюма как декоративные элементы, но при этом, в сочетании с простым геометрич-ным кроем, они позволяли реализовать идею

визуального движения, достигнутого через тональные и цветовые гармонии.

Многочисленные эскизы Тайата, выполненные в разные годы для М. Вийонне, ныне хранящиеся в государственных и частных коллекциях по всему миру, позволяют сделать вывод о способности художника применить его абстрактные теоретические исследования в области теории дизайна и композиции при решении прикладных задач в области проектирования костюма. Например, теоретические основы динамической симметрии Дж. Хэмбриджа у Тайата приобрели практическое значение и помогли художнику создать цветовые композиционные решения, построенные на точном геометрическом взаимодействии концентрических спиралей или прямоугольников. Принципы геометрической прогрессии, разработанные Дж. Хэмбриджем, Тайат успешно использовал в проекте, например известного шелкового платья «Orage» (1922, Музей моды и текстиля, Париж), решенного в цветовой и тональной растяжке от бежевого до коричневого цветов. Эта же модель, но в серой гамме, выполненная в технике трафаретной печати, была опубликована в «La Gazette du Bon Ton» (1923). Эскизы Тайата, находящиеся в собрании итальянского музея Прато, позволяют отметить, что в годы сотрудничества с Вийонне художник находился под влиянием эстетики «Русских сезонов» Дягилева, кубизма, Ар-нуво, Ар-деко и неоклассического направления в искусстве, который в исследованиях ряда зарубежных авторов вычленяется от Ар-деко и именуется «стиль 1925 г.»12.

Так эскиз модели Ю^е» в частности позволяет отметить, что в отношении техники модной иллюстрации Тайат продолжал по-своему развивать идеи, предложенные Ж. Лепапом еще в 1911 г. Выпускник мастерской Ф. Кормона, Ж. Лепап одним из первых начал использовать трафарет для работы над яркими экзотическими моделями П. Пуаре для «La Gazette du Bon Ton», в которых он пропагандировал идею «движения», показывая некоторые модели в полуобороте к зрителю. Однако в отличие от сложных красочных иллюстраций Ж. Лепапа, тяготевших к эстетике дягилевских Русских сезонов, эскизы Тайата были более лаконичны и самодостаточны.

В середине 20-х гг. ХХ в. Тайат обобщил и предвосхитил в своем творчестве графические тенденции, характерные для конца десятилетия - тяготение к чистым формам и эксперименты с композицией и ритмом, тенденцию к обеспредмечиванию, выбору в пользу чистых локальных цветов и неожиданных контрастов.

В отличие от Эрте, П. Ириба и Ж. Лепапа, Тайат не ставил себе задачу фиксации острого

модного образа и уделял мало внимания детализации и нюансам модели платья. Графические разработки Тайата для журнала напоминали больше архитектурные или дизайнерские проекты, нежели модные иллюстрации. Его привлекала именно композиция листа, работа пятен, цветовые отношения, соотношение и взаимоотношения пятна объекта и фона. Хотя в своих работах он, так же как и другие художники, использовал открытые цвета и контрастные сочетания, в силу трафаретной техники и использования акварели, его модели на эскизах часто выглядели по колористическому решению более сдержанными. В них отсутствовало экзотическое великолепие цвета, характерное для работ других художников этого времени.

Один из графических листов, датируемый 1924 г., представляет великолепный вечерний наряд для танцев «Dans la Serre» (Библиотека Музея декоративных искусств, Париж) провокационного цвета фуксии, спроектированный Тайатом для М. Вийонне, что подтверждают инициалы бренда «М^>, указанные на работе. Лиф этого туалета, модного прямоугольного силуэта с пониженной талией, оформлен декоративными лентами, которые создают ромбообразные мотивы, в них по принципу шахматки помещены геометрические спирали. Этот узор практически без изменений был заимствован из графических иллюстраций к урокам Дж. Хэмбиджа по динамической симметрии. На этом листе так же заметно увлечение автора не внешним обликом модели, которая, по сравнению с неестественно удлиненными и грациозно-пластичными моделями Ж. Лепапа, имеет довольно условную и даже несколько грубоватую внешность, сколько именно дизайном платья, яркий цвет которого выгодно оттенен изумрудно-зелеными листьями, подчеркивающими женский силуэт.

В 1924-1925 гг. Тайат создал для М. Вийонне около 19 эскизов, которые имели определенный успех. Достаточно упомянуть, что помимо газеты «La Gazette du Bon Ton», в которой был напечатан великолепный графический лист «А Biarritz, Chez Madeleine Vionnet» (Музей декоративноприкладного искусства, Париж)13, некоторые эскизы были напечатаны в американском журнале «Vogue-NewYork» (1925). Кроме того, одну из моделей, созданную по эскизам Тайата, приобрела известная американская светская львица Г. Уандербилд14.

Упомянутый уже лист № 11 «А Biarritz, Chez Madeleine Vionnet» представляет собой сцену из модного ателье, выполненную в технике акварельного трафаретного принта. Отличительной чертой этого эскиза является использование глубокого пространства и перспективы, что

было нехарактерно для модной иллюстрации и еще раз подтверждает приверженность Тайата принципам архитектурных и дизайнерских проектов. Наличие в зале зеркал дает художнику возможность продемонстрировать на одном листе несколько моделей одежды с разных ракурсов. Интерьер и фигуры посетительниц представлены едва уловимыми акварельными «отмывками», в то время как основные эскизы платьев - яркими выделяющимися силуэтами, резко контрастирующими с окружающей средой тоном и уплощенным «египетским» принципом изображения, что выделяет их, таким образом, в общей композиции листа. Силуэты манекенщиц далеки от принятых модных стандартов того времени, а их лица представлены довольно условно. Основное внимание художника было сосредоточено на трех элегантных нарядах -изысканном черном декорированном вышивкой платье с треном, светлом наряде с аппликациями на юбке, напоминающими африканские пейзажи, и строгом костюме, состоящем из черного пиджака и платья с плиссированной юбкой.

Дошедшие до нашего времени материалы демонстрируют, что Вийонне для декорирования своих моделей предпочитала использовать технику аппликации, квилта, и Тайат всегда предлагал ей оригинальные решения, которые затем неоднократно реализовывались с прекрасным результатом. Часто Тайат использовал в дизайне костюма геометризированные формы, воплощая, таким образом, свои глубокие теоретические знания в этой области. В этом отношении интерес представляет эскиз вечернего платья «Henriette» (Музей костюма Киото, Япония)15. Этот наряд прямого Т-образного силуэта, проектированный из 28 деталей по модульному принципу и дополненный декором, расположенным по принципу зеркальной симметрии.

Характеризуя в целом графический стиль Тайата для модной иллюстрации моделей Дома Вийонне, опубликованных в «La Gazette du Bon Ton», можно сделать некоторые выводы.

Тайат, талантливо переосмысливший основные художественные течения своего времени, смог в технике трафаретной печати создать свой собственный уникальный стиль, совместив тенденции Ар-деко, стиля 1925 г., кубизма, футуризма и принципы дизайнерского проектного эскиза.

Понимание итальянским дизайнером специфики модной иллюстрации существенно отличалось от его современников. Вместо роскошных образов избалованных светских дам, запечатленных на изысканных по оформлению графических листах, он представлял лаконичные и самодостаточные проектные разработки моде-

лей одежды. А манекенщица на его графических работах выступает у него в роли динамичного, но безликого манекена, машины для демонстрации одежды.

Каждая работа, как модель одежды, так и построение композиции листа, Тайата представляет собой яркое композиционное решение с ясной и логичной структурой.

В своих графических работах он на практике применял теорию смежных с дизайном костюма областей - колористики, архитектуры и дизайна и т. д. Художник смело соединял цвета, ранее считавшиеся диссонирующими. Именно поэтому каждая его работа отличается оригинальностью цветового и композиционного решения.

Тайат в своем графическом стиле предвосхитил тенденции графики конца 20-х гг. ХХ в., предложив на несколько лет раньше характерные прямые линии, ясные чистые геометрические формы, открытые цвета, их контрастное сочетание и энергичное движение пятен. Для его композиций характерны динамичные построения и формы, которые создают ощущение движения и скорости.

Несмотря на такой отчасти революционный подход к модной журнальной графике, стилю и моделям Тайата были присущи подчеркнутая элегантность, тонкое чувство вкуса и аристократизм. Модели одежды отличали целостность и единство, отсутствие чрезмерной декоративности и увлечения декором.

Сотрудничество с Вийонне не ограничилось только графическим исполнением идей талантливого кутюрье, еще при жизни получившего лестную характеристику архитектора моды и титул «королевы косого кроя». Тайт был для Вийонне больше чем штатным художником, он стал в современном понимании креативным директором ее предприятия, поскольку дизайнер активно участвовал в разработке новых моделей и проекта интерьера Модного дома на авеню Монтень. По его эскизам были созданы великолепные декоративные элементы для этого нового роскошного салона.

Можно сказать, что сотрудничество французского модельера и итальянского дизайнера было успешным, плодотворным и взаимовыгодным. При этом сам художник в своих письмах неоднократно и подчас даже самодовольно подчеркивал зависимость французского модельера от него, с одной стороны, и жаловался на недостаточно часто упоминание своего имени -с другой.

Так или иначе результатом работы этого

творческого союза для Вийонее стали многочисленные оригинальные модели одежды, большей частью воплощенные в материале. Она, в свою очередь, помогла Тайату получить патент на производство его конструктивных разработок в области костюма «тута» и «битута». Именно Вийонне сделала имя Тайата известным всей Европе, предоставив ему возможность творить для одного из наиболее успешных и престижных модных домов 1920-х гг.

Примечания

1 Нестерова М. А. История модной куклы как феномена культуры: от Пандоры до Сибариток // Феномен куклы: актуальность эстет. в соврем. практиках мысли: материалы всерос. науч.-исслед. семинара с междунар. участием, 25-26 апр. 2013 г. / отв. ред. В. Шкарупа. Омск: С. К. И. Ф., 2013. С. 54.

2 Vecelio C. De gli Habiti Antichi e Moderni di Diverse Parti del Mondo. Venice: Damiano Zenaro, 1590. URL: http: // gallica. bnf. fr (дата обращения: 17. 06. 2014).

3 Лапик Н. А. Стилистический анализ модных иллюстраций периода Ар-деко // Research j. of intern. studies. Екатеринбург: Европринт, 2013. № 1 (8), ч. 2. С. 8.

4 Blackman C. 100 years of fashion illustration. London: Laurence King Publishing, 2007. P. 6.

5 French Fashions «of Good Taste», 1920-1922: from pochoir illustrations / ed. G. Berbier. Atglen (PA): Schiffer Publishing, 1998. 144 p.: ill.

6 Ross D. W. Theory of pure design: harmony, balance, rhythm. Houghton: Mifflin, 1907. 201 p.

7 Martin R. Cubism and fashion. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1998. P. 129.

8 Нестерова М. А. От абстракции к идеализации: ит. футуризм и рус. конструктивизм в дизайне костюма первой трети ХХ в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопр. теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (44), ч. 1. С. 137.

9 Fiorentini A. The collaboration between Thayaht and Madeleine Vionnet and the idea of «colour scales», the planches for the Gazette du Bon Ton and the design of clothes, fabrics, decorations and objects // Dresstudy. Kyoto: Kyoto Costume Inst. 2009. Vol. 56. P. 12.

10 Gazette du Bon Ton [Texte imprime]: arts, modes et frivolites. Paris: L. Vogel, 1912-1927.

11 Fiorentini A. Op. cit. P. 12.

12 Например: Brunhammer Y. Le style 1925. Paris: Baschet et Cie, 1975. 191 p.: ill.

13 А Biarritz. Chez Madeleine Vionnet // La Gazette du Bon Ton. 1924-1925. № 2, planche n. 11.

14 Fiorentini A. Op. cit. P. 16.

15 Fukai A. La Moda: Storia dal XVIII al XX secolo dalla Collezione del Kyoto Costume Institute. Koln, 2003. P. 416-417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.