DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.120 Михайлова Л.В.
Аспирант,
Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СООБЩЕНИЙ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ
СООБЩЕСТВА «ЧТЕЦЫ ЕКБ»)
Аннотация
В данной статье рассмотрено использование графического пространства в интернет-дискурсе. Участник виртуального дискурса лишен арсенала паралингвистических средств и испытывает «эмоциональный дефицит». Пользователи рассмотренного поэтического паблика социальной сети «ВКонтакте» восполняют его при помощи экстралингвистических средств (эмотиконов, графической неоднородности текста, математической символики, повторения одной буквы, хэштегов). Устная-письменная речь приближена к разговорной и имеет отличительные черты, рассмотренные на примере сообщений паблика «ЧТЕЦЫЕКБ».
Ключевые слова: социальная сеть, паблик, сообщество, речевые особенности, графика, аббревиация, смайл, хэштег, интернет-коммуникация.
Mikhailova L.V.
Postgraduate Student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla GRAPHIC DESIGN OF MESSAGES IN THE INTERNET DISCOURSE (ON THE BASIS OF THE COMMUNITY OF "EKB READERS")
Abstract
This article discusses the use of graphic space in the Internet discourse. The participant of the virtual discourse is deprived ofparalinguistic means and experiences an "emotional deficiency. " The users of the considered poetic public page of the social network "Vkontakte" make up for it with the help of extralinguistic means (emoticons, graphic heterogeneity of the text, mathematical symbols, repetition of one letter, hashtag). Oral-written speech is close to colloquial speech and has distinctive features considered on the example of messages of the public page "EKB READERS. "
Keywords: social network, public page, community, speech features, graphics, abbreviation, smile, hashtag, Internet communication.
Одним из способов самовыражения (самопрезентации) человека на сегодняшний день является общение в социальных сетях, ставших площадкой для виртуального общения еще с начала 2000-х годов. Пользователи Рунета присоединились к популярному тренду в 2006 г. с возникновением сайтов «Одноклассники» и «ВКонтакте». Изучив тенденции развития обеих социальных сетей, мы пришли к выводу, что наиболее прогрессивной и динамично развивающейся социальной сетью является «ВКонтакте» [5].
В нашем исследовании мы говорим о некоммерческих поэтических пабликах, нацеленных на объединение творческих людей по интересам.
Цель любой публичной страницы - количество привлеченных подписчиков, это обусловливает конверсию и дальнейшее развитие сообщества: чем больше предлагаемого к публикации контента, тем более качественную новостную ленту мы получаем в итоге отфильтровывания более низкого по качеству материала. Паблики в соответствии с наполнением можно разделить на новостные, развлекательные, хобби, научные, ориентированные на определенные социальные группы (локальные, гендерные, национальные и т.д.), коммерческие (онлайн-магазины, предложение товаров и услуг), брендовые, повествовательные (блоги), благотворительные. Из пабликов в сфере «хобби» мы подробно рассмотрим поэтические паблики.
Поэтические паблики - это сообщества, ориентированные как на творческих пользователей, так и на ценителей поэзии. Основной контент здесь: анонсы мероприятий, поэтические произведения больших и малых форм, видео- и аудиозаписи стихов, результаты творческой деятельности иных направлений, ссылки на авторские поэтические паблики и пр. За последнее десятилетие поэтическое сообщество стран СНГ сильно разрослось, что характерно для начала века [7]. Пользователи пабликов распространяют контент среди большого количества подписчиков, помогают современным поэтам планировать гастроли, кооперируются и узнают друг друга ближе [4].
Поэтическое сообщество Екатеринбурга имеет свой паблик - это один из группы пабликов-представительств творческого объединения «ЧТЕЦЫ» в разных городах России. Название каждого представительства - это обязательно трехбуквенная аббревиатура города (ЕКБ - Екатеринбург, МСК - Москва, СПБ - Санкт-Петербург и т.д.). Паблик «ЧТЕЦЫ ЕКБ» [8] имеет 2175 подписчиков, за время его функционирования с июня 2011 по ноябрь 2016 г.г. методом сплошной выборки было выделено 463 записи и 184 пользовательских комментария. Поскольку этот паблик был создан самым первым, и уже позднее появились представительства сообщества «ЧТЕЦЫ» в других городах, мы рассматриваем его как традиционный, классический для этого движения. В ходе анализа речевого материала был выявлен ряд особенностей графического оформления высказываний участников.
Письменная коммуникация теряет часть смыслоразличительных средств, присущих устной коммуникации: интонацию, мимику, жесты. Поскольку эти компоненты создают эмоциональный фон, атмосферу непринужденности и свободы общения, сжатый, экономящий усилия и время виртуальный текст становится сухим, неэмоциональным, теряя привлекательность для собеседников. Поэтому для компенсации отсутствия паравербальных средств вырабатывается особая система орфографии и пунктуации, облегчающая процесс коммуникации и отражающая яркую в выборе языковых средств личность коммуниканта [9].
Графическое выделение прописными буквами, дополненное восклицанием, задает нужный эмоциональный фон (ЕКБ!!! МОЛНИЯ: Чтецов в этот четверг, 8 декабря не будет!!! Следите за новостями, а мы будем за вами! Все
будет хорошо!)), имитирует лозунги (В БОЙ!; ВСЕМ ЛЮБИТЕЛЯМ ТВОРЧЕСТВА ВОВЫ КОНДРАТЬЕВА БЫТЬ!!!). Шрифтовое варьирование в виртуальном дискурсе позволяет передать дополнительный смысл, не выраженный вербально [3]. Графическая неоднородность текста позволяет воспринимать данную информацию как смыслоразличительную: да просто ПООБЩАТЬСЯ с людьми - ЧЗЧТРЕЙВ пройдет именно для тебя. Если ты полон счастья, азарта и шуток - ЖДЕМ! «Выделенность того или иного фрагмента связанного текста никогда не бывает нейтральной по отношению к формированию смысла в пределах данного текста» [5].
Эмотиконы по закону экономии речевых усилий также подверглись редукции, поэтому наравне с привычным смайлом-«колобком», встроенным в большинство мессенджеров и word-панелей, можно встретить смайл, написанный при помощи стандартных знаков пунктуации - открытых или закрытых скобок, которые «читаются» при наклоне головы влево: ) - положительная эмоция; ( - отрицательная эмоция. Например: Будем тут)) - улыбка подчеркивает дружелюбный настрой автора; Опять всё пропустила(( - две обратные скобки обозначают другой эмоциональный настрой коммуниканта - сожаление.
Помимо смайликов для компенсации тембра голоса и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется графическая неоднородность текста, или так называемый «капс» (от английского «Caps Lock»
- блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса [2].
Устная-письменная речь (термин М.А. Кронгауза) [6] оформляется и другими способами, например, повторением одной буквы, что позволяет читать сообщение с интонационным выделением нужной буквы: Жееестко); все прихооодим! В первом случае автор комментирует стихотворение. По растянутой гласной [е] и наличию скобки-улыбки можно понять, что сообщение несет эмоциональную окраску восхищения. Во втором случае маркированная единица выполняет функцию смыслового ударения, автор комментария имитирует интонацию призыва [1].
Встречается употребление в сообщениях участников математической символики, направленной на сокращение усилий говорящего и кодирование информации: Завтра в 20.00 ПИНЖЕНИН + БАСОВ Вход 300; ГРАНДИОЗНОЕ СОБЫТИЕ! 24/03_ 21.00 ЧТЕЦЫ + ЕС СОЯ. В этих примерах символ «+» обозначает союз «и».
Эмотикон обычно является иллюстрацией авторского подтекста, который усиливается невербальными средствами, как, например, в следующем сообщении: ФЕкатеринбург Здесь автор дважды употребляет символ «сердечко» до и после названия города, тем самым выражая субъективную оценку ранее написанному, демонстрирует положительные эмоции, связанные с этим городом, возможно - патриотический настрой. Встречаются специфические эмотиконы: За звук отвечает BEAT/овка а В этом примере смайл, обозначающий наушники, носит иконический характер, дублирует смысл высказывания для привлечения внимания читателей [10].
Общее количество обозначений эмоционального состояния коммуниканта - 55, наиболее частотны следующие: :)
- улыбка или :))) - согласие или одобрение, а также варианты смайла в виде одной или нескольких закрывающих скобок -): Что с пеной что-то не так там было у тебя? ))))); Вот такой флешбэк от Лёши Густова©.
Использование хэштегов - еще один графический прием оформления высказывания - приближает пользователя к массовому читателю, поскольку сам хэштег - это рубрикатор, который используется для облегченного поиска информации на просторах Интернета: # ЧтецыЕкб #ТитрыЛофт # ЧтецыМолодцы Приём заявок открыт. Выбор рубрики не ограничен, она задается самим пользователем, также по хэштегам можно легко найти ранее опубликованную информацию. В названия хэштэгов чаще всего попадают геолокационные признаки, названия коллективов и направлений, ситуации, требующие привлечения внимания: #кисельстопъинамбуром (хэштег, имеющий смысл только для пользователя, который его указал, вероятно, для быстрого поиска по сообщениям); #артёмстарцевверни7700 #мошенничество #организацияконцертов #екб (обсуждение ситуации с возвратом денег за концерт); #ekb_poetry #ekb_undegraund #окраины_екб #антикафеавтограф (акцентирование внимания на месте проведения мероприятия); #ЛираЛеонова #ЧтецыЕкб #ТитрыЛофт (анонс выступления определенного автора в определенном месте).
Таким образом, мы приходим к выводу, что графические средства в виртуальной коммуникации выполняют особую роль в передаче дополнительной информации, создании фреймовой структуры текста. Мы выделяем следующие графические особенности: система эмотиконов (смайлов), графическая неоднородность текста, хэштеги, использование специальной символики.
Список литературы / References
1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 : защищена 16.05.05 / Асмус Нина Геннадьевна. - Челябинск, 2005. - 265 с.
2. Волосатова О.А. Сетевое комьюнити как межкультурное диалогическое пространство // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - №3. - С.107-114.
3. Воронцова Т.А. Коммуникативное пространство в лингвопрагматической парадигме / Воронцова Т. А. // Образ России: извне и изнутри. Сборник статей. Вып. 1. - Ижевск, 2009. - С.15.
4. Исаева И.П. Виртуальная языковая личность: процессы детемпорализации // Исаева И.П. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2011. - С.102-104.
5. Исследование социальных медиа в России [Электронный ресурс] / редакция Cossa. - URL: http://www.cossa.ru/149/2467 (дата обращения: 13.08.2017).
6. Кронгауз М.А. «Лытдыбр» от блогера или как интернет-язык делает письменную речь формой существования разговорного языка. [Электронный ресурс] / М.А. Кронгауз // Русский мир. - 2009. - с. 15. URL: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2009/06/article008.html (дата обращения: 18.02.2016).
7. Масленников Д.Б. Эфир программы «Постскриптум» [Видеозапись телепрограммы]. [Электронный ресурс]
URL: https://youtu.be/O1lxvJdqi-M (дата обращения: 20.03.2017).
8. Публичная страница сообщества «ЧТЕЦЫ ЕКБ» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/chtecy_ekb (дата обращения: 31.10.2016).
9. Яковлюк А.А. Лингвистические особенности интернет-дискурса (на материале немецкого языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 : защищена 03.06. 15 / Яковлюк Александр Александрович. - Уфа, 2015. - 25 с.
10. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 272 p.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Asmus N.G. Lingvisticheskie osobennosti virtual'nogo kommunikativnogo prostranstva [Linguistic features of virtual communicative space] : dis. ... of PhD in Philology : 10.02.19 : defense of the thesis 16.05.05 / Asmus Nina Gennad'evna. -Cheljabinsk, 2005. - 265 p. [in Russian]
2. Volosatova O.A. Setevoe kom'juniti kak mezhkul'turnoe dialogicheskoe prostranstvo [Network community as an intercultural dialogic space] // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1, Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija [Bulletin of the Adyghe State University. Series 1, Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Culturology]. - 2012. - №3. - P.107-114. [in Russian]
3. Voroncova T.A. Kommunikativnoe prostranstvo v lingvopragmaticheskoj paradigme [Communicative space in the lingvopragmatic paradigm] / Voroncova T.A. // Obraz Rossii: izvne i iznutri. Sbornik statej. Vyp. 1. [The image of Russia: from the outside and from within. Digest of articles. Issue 1.] - Izhevsk, 2009. - P.15. [in Russian]
4. Isaeva I.P. Virtual'naja jazykovaja lichnost': processy detemporalizacii [Virtual linguistic personality: processes of demtropolization] // Isaeva I.P. // V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul'turologii: sb. st. po mater. V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [In the world of science and art: Philology questions, art and culture: a collection of articles based on the V International scientific and practical conference]. - Novosibirsk: SibAK, 2011. - P.102-104. [in Russian]
5. Issledovanie social'nyh media v Rossii [Social Media Research in Russia] [Electronic resource] / Cossa. - URL: http://www.cossa.ru/149/2467 (accessed: 13.08.2017). [in Russian]
6. Krongauz M.A. «Lytdybr» ot blogera ili kak internet-jazyk delaet pis'mennuju rech' formoj sushhestvovanija razgovornogo jazyka ["Lytdybr" from a blogger or as an Internet language makes writing a form of the existence of a spoken language] [Electronic resource] / M.A. Krongauz // Russkij mir. - 2009. - P. 15. URL: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2009/06/article008.html (accessed: 18.02.2016). [in Russian]
7. Maslennikov D.B. Jefir programmy «Postskriptum» [TV program "Postscript"] [Video record of the program]. [Electronic resource] URL: https://youtu.be/O1lxvJdqi-M (accessed: 20.03.2017). [in Russian]
8. Publichnaja stranica soobshhestva «ChTECY EKB» [Public "THE READERS"] [Electronic resource] URL: https://vk.com/chtecy_ekb (accessed: 31.10.2016).
9. Jakovljuk A.A. Lingvisticheskie osobennosti internet-diskursa (na materiale nemeckogo jazyka) [Linguistic features of Internet discourse (based on the German language)] : synopsis dis. ... of PhD in Philology : 10.02.04 : defense of the thesis 03.06. 15 / Jakovljuk Aleksandr Aleksandrovich. - Ufa, 2015. - 25 p. [in Russian]
10. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 272 p.