Научная статья на тему 'Графический дизайн в сфере педагогической деятельности'

Графический дизайн в сфере педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
435
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ / ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шурупова Мария Васильевна

В данной статье рассматривается потенциал использования средств графического дизайна для повышения интерактивности между учеником и учителем в контексте изменившихся условий современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графический дизайн в сфере педагогической деятельности»

Графический дизайн в сфере педагогической деятельности Graphic design in the field of pedagogics

Шурупова Мария Васильевна

Студент 1 курса (магистратура) Факультет Искусствоведения и социокультурных технологий Уральский федеральный университет e-mail: mariia.shurupova@gmail.com

Shurupova Maria Vasil'yevna

Student 1 term (magistracy) Faculty of Art and Socio-Cultural Technologies Ural Federal University e-mail: mariia.shurupova@gmail.com

Аннотация.

В данной статье рассматривается потенциал использования средств графического дизайна для повышения интерактивности между учеником и учителем в контексте изменившихся условий современной действительности.

Annotation.

This article discusses the potential of using graphic design tools to enhance interactivity between the student and the teacher in the context of the changed conditions of modern reality.

Ключевые слова: дизайн, графический дизайн, интерактивность, визуальное сообщение, гештальтпсихология.

Key words: design, graphic design, interactivity, visual message, Gestalt psychology.

Для современного человека, пребывающего в мире переизбытка информации, характерны такие признаки как: клиповое мышление, отсутствие навыка длительное время сосредотачиваться на одном объекте, невнимательность, непоследовательность. В целом можно говорить о некоторой переориентации в мышлении современного человека, что, в свою очередь, актуализирует вопрос об особой роли визуальной информации, поскольку можно говорить о том, что мы живем в «мире визуалов». Поэтому видится необходимым учитывать этот факт при подаче материала в школе. На настоящий момент возрастает популярность сопровождения материала визуальным рядом, это помогает не только удерживать внимание школьников, но и также способствуют повышению интерактивности самого урока. Сделать визуальный материал интересным, понятным и доступным - задача графического дизайна, который помогает устанавливать коммуникацию между субъектами. Правильно организованное визуальное сообщение способствует быстрому и достоверному восприятию информации, а также функциональной коммуникации в целом.

Графический дизайн оформляется как отдельный вид деятельности в Германии в 1920-е годы: «Поиски общей структуры, в которой можно было бы придумать и организовать визуальное содержание, привели к зарождению современного графического дизайна» [2, с. 8]. В это время преподаватели в Баухаузе рассматривали формы с помощью анализа простых геометрических элементов, «они считали, что этот язык, основанный на зрении как универсальном инструменте, должен быть понятен всем» [Там же]. Стремление к поиску универсальных приемов по организации пространства для удобочитаемости текста и комфортного восприятия композиции стали причиной использования специальных сеток, которые помогают правильно располагать текст и иллюстрации на странице. В свою очередь, «целостность визуального образа складывается под влиянием гештальт-психологии. Теория гештальта оказывается рациональной основой функционализма графического дизайна» [4, с. 158].

В 1912 году исследователь Макс Вертхаймер опубликовал работу, в которой описывал фи-феноменомен, это событие стало одним из ключевых в истории становления гештальпсихологии. Гештальтпсихологи занимались исследованием процесса восприятия, в своих исследованиях они постулировали идею о том, что «<...> человек не воспринимает отдельные, не связанные между собой элементы, а организует их в процессе восприятия в значимое целое» [3, с. 10]. По их мнению, все приобретает свою специфику только за счет своей особой организации. Гештальт (ключевой термин школы) - это «рисунок, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность <...> человеческая природа организована в виде таких целостных образований и только таким образом может быть воспринята и понята» [3, с. 11-12].

Студенты, обучающиеся в Баухаузе проходили курс по гештальпсихологии, что способствовало формированию у них понимания «перцептивной организации объектов на плоскости: объединение фигур и элементов по сходству свойств (цвет, фактура, форма, габариты и пр.), образование хорошей линии и фигуры, образование замкнутых и открытых контуров, учет предшествующего опыта и внимание наблюдателя» [1, с. 164].

Принципы, выведенные исследователями гештальтпсихологами и, в дальнейшем преподаваемые в Баухаузе, актуальны при разработке графического продукта и на сегодняшний день. К таковым принципам относятся законы близости, сходства, фигуры и фона, завершения образа, непрерывности и др. Знание этих принципов, безусловно, помогает предоставить визуальное сообщение грамотно и произвести тот эффект, который вам необходим. Например, экспериментируя с фигурой и фоном, можно сделать визуальную информацию либо предельно ясной и облегчить понимание, либо, напротив, можно внести двусмысленность -это привнесет неожиданность при восприятии. Однако для того, чтобы произвести ожидаемый эффект, нужно владеть пониманием данного принципа восприятия: «способность создавать и оценивать эффективное напряжение между фигурой и фоном - важный навык для графического дизайнера» [2, с. 99]. Безусловно, это касается и остальных принципов: «признавая потенциал фона, дизайнеры стремятся выявить его конструктивную необходимость. Работая с группировкой, паттернами и отношением между фигурой и фоном, дизайнеры создают форму или дестабилизируют ее» [Там же]. «Интересные эффекты возникают, когда мы используем восприятие для воссоединения разрозненных линий, форм или изображений. Группировка побуждает наблюдателя объединять части в целое» [Там же, с. 102]. Зная данные законы, их можно использовать для создания определенных композиций: ясных и определенных или, напротив, необычных и динамичных.

Таким образом, принимая во внимание реалии сегодняшней жизни, видится, что визуальное сопровождение является важнейшим фактором, способствующим эффективному усвоению учебного материала школьниками. Например, качественно оформленная презентация в значительной степени повышает восприимчивость ученика к ходу урока и включает его в процесс обучения. Поэтому современному учителю полезно не только владеть базовыми знаниями графического дизайна, важно также понимать их применимость в конкретной ситуации. Поскольку в некоторых случаях нужно использовать композицию, помогающую центрировать внимание на главном, а в других, наоборот, давать волю воображению. Например, если урок предполагает изучение сложного материала с большим количеством числовых данных, то эффективно использовать инфографику или визуализацию данных с цельной и ясной композицией. Напротив, если цель урока предполагает побуждение учеников к диалогу и к рассуждению, то в этом случае хорошо будет использовать композицию с элементами игры, которые бы создавали двусмысленность и многовариативность, что, в свою очередь, побуждало бы школьников к самостоятельному мышлению, а не к высказыванию шаблонных ответов.

Список используемой литературы:

1. Бхаскаран, Лакшми. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре - М.: АРТ-РОДНИК, 2006. - 256 с.

2. Луптон Э., Филлипс Дж. Графический дизайн. Базовые концепции. / Пер. Н. Римицан. - Спб.: Питер, 2017. - 256 с.

3. Перлз Ф. Гештальтподход и свидетель терапии / Пер. с нем. М. Папуша. - М.: Академический Проект; Культура, 2013. - 207 с.

4. Пигулевский В. О. Дизайн и культура - Х.: Изд-во "Гуманитарный центр", 2014. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.