Научная статья на тему 'Графическая модель товарно-денежных отношений в системе бухгалтерского учета'

Графическая модель товарно-денежных отношений в системе бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОДЕЛЬ / SYSTEM / ACCOUNTING / COMMODITY-MONEY RELATIONS / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галяпина Л. В.

Классическая интерпретация экономических взаимодействий субъектов товарно-денежных отношений может быть описана системой графических моделей бухгалтерского учета хозяйственных процессов, которые обуславливают порядок экономических взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMODITY-MONEY RELATIONS IN THE ACCOUNTING SYSTEM. GRAPHICAL MODEL

The classical interpretation of the economic relations between the actors of the commodity-money relations can be described by a system of accounting business processes graphic models that determine the procedure of economic relationships.

Текст научной работы на тему «Графическая модель товарно-денежных отношений в системе бухгалтерского учета»

При закупке за рубежом и завозе данного вида отходов экономическое значение нашего предложения будет еще более высоким. Подобная манипуляция, бесспорно, имеет смысл там, где возможно обеспечить регулярный ритмичный подвоз указанных отходов.

Для организации экономически значимой внешней торговли указанными видами отходов в качестве специального вида внешней торговли необходима организация мониторинга для отслеживания перспективных рынков, как закупки, так и продажи указанного ресурса для производства энергии. С целью максимизации эффективности мониторинга целесообразным представляется формирование информационно-аналитической системы маркетинга. Классически система маркетинговой информации - это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий [5, с. 109].

В указанной ситуации маркетинговая информационная система (МИС) также будет представлять собой явление постоянной взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов. Следовательно, в информационную систему необходимо вносить сведения образовании и агрегации данных видов отходов и объемах их возможных закупок за рубежом, текущие объемы их использования в коммерческих целях при выработке электроэнергии на продажу в другие страны.

Указанная система может предусматривать доступ для экспертов - прогнозистов с целью разработки экономически обоснованных сценариев с учетом возможной смены зарубежных регионов закупок и продаж, а также для фирм и посреднических организаций, желающих включиться в процесс оказания услуг по закупке отходов за рубежом.

Варианты доступа могут реализоваться на коммерческой основе, т.е. данные структуры оплачивают право использования маркетинговой информации, которую они могут применять для установления деловых отношений и самостоятельного извлечения прибыли при включении в данные внешнеторговые операции. В этом случае планирование использования отходов значительно упрощается, так как операторы станций могут обращаться непосредственно в базу данных МИС, где им будет предоставлена информация о том, сколько и каких малых и больших количеств агрегированных отходов из пластика и полиэтилена имеется на ближайших к ним региональных складах и какой транспорт может быть задействован для их доставки, в какое время могут ожидать доставки и формирования резервных партий отходов из закупленных за рубежом.

Данная маркетинговая информационная система будет по существу являться системой поддержки принятия решений (СППР) на рынке отходов комплекса из пластиковых, композитных и полиэтилено-пропиленовых материалов. Аккумулирующиеся денежные средства от внедрения и использования данной маркетинговой информационной системы должны использоваться для развития и совершенствования самой МИС, превращая ее в действенную систему - СППР, способную действенно отслеживать экономические конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках пластиковых и композитных отходов.

Положения Киотского протокола создают основу для цивилизованного международного сотрудничества в сфере утилизации различных видов отходов [6]. Так, какой-то вид отходов, ранее считавшийся опасным и токсичным, через какой-то промежуток времени с развитием уровня технологий становится неопасным или даже ценным источником вторичного сырья. Такое отношение характерно для организаций, занимающихся утилизацией радиоактивных отходов. Более того, существует мнение, подкрепленное такими научными авторитетами как Харитон, Зельдин, Велихов, что радиоактивные отходы нынешнего уровня цивилизации будут ценным сырьем через 30-40 лет и расходы по их хранению не только окупятся, но и принесут значительную прибыль.

Таким образом, в настоящее время коммерчески выгодными могут быть операции, как по продаже, так и по покупке отходов промышленности и тароупаковочного комплекса. Причем, для продающей стороны данный товар является отходами, ухудшающими экологическое состояние их территорий, и поэтому их продажа не только коммерчески обоснована, но и позволяет решать экологические проблемы. Тогда как, для покупающей стороны (РФ), в силу имеющейся возможности (многочисленное трудоспособное население, современные технологии по рециклингу и переработке и т.д.), те же самые отходы являются ценным сырьем, которое они охотно могут приобретать.

Трансакции по продаже и покупке различных видов отходов занимают немалый и все время расширяющийся сегмент в современной мировой экономике и, вследствие этого, привлекают внимание научной общественности и практиков бизнеса для выработки устойчивых взаимоприемлемых алгоритмов таких трансакций. По сути, это новое направление в мировой экономике. Уровень коммерционализации рециклинга вторичных ресурсов всякого рода и конечной утилизации отходов промышленности и тароупаковочного комплекса находится в прямой зависимости от уровня развития общехозяйственной инфраструктуры, развития технологий по переработке, возможностей совершенствования данных технологий на базе НИОКР и эффективности модернизационного направления национальной экономики.

Литература

1. Бондаренко В.А. Рыночный сценарий коммерческого использования отходов тароупаковочного комплекса на Юге России // Современные тенденции развития региональной экономики. Сборник научных статей. Ростов-н/Д, Торг-пром. Палата Ростовской области, 2006. Вып. 4.

2. Бондаренко В.А. Маркетинговый сценарий коммерческого использования отходов тароупаковочного комплекса в России // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №2(52).

3. Романков, П.Г. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии / П.Г. Романков, К.Ф. Павлов, А.А. Носков. Учебное пособие для вузов / Под ред. чл.-корр. АН СССР П. Г. Романкова. — 10-е изд., перераб. и доп. — Л.: Химия, 1987.

4. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика». М., 2001.

5. Федько, В.П. Основы маркетинга / В.П. Федько, Н.Г. Федько, О.А. Шапор. Учебное пособие для вузов. - Ростов-н/Д, 2001.

6. Ткаченко Н. Киотский протокол как инструмент промышленной экспансии Евросоюза // Промышленные ведомости. -Май 2004. - 9-10 (86-87).

Г аляпина Л.В.

Старший преподаватель, кандидат экономических наук, Южный Федеральный университет ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация

Классическая интерпретация экономических взаимодействий субъектов товарно-денежных отношений может быть описана системой графических моделей бухгалтерского учета хозяйственных процессов, которые обуславливают порядок экономических взаимосвязей.

Ключевые слова: Система, бухгалтерский учет, товарно-денежные отношения, модель.

16

Galyapina L.

PhD., Senior Lecturer of Accounting and Audit Department, SFeDU COMMODITY-MONEY RELATIONS IN THE ACCOUNTING SYSTEM. GRAPHICAL MODEL

Abstract

The classical interpretation of the economic relations between the actors of the commodity-money relations can be described by a system of accounting business processes graphic models that determine the procedure of economic relationships.

Keywords: system, accounting, commodity-money relations, model.

Система формирования бухгалтерского учета экономического субъекта во многом зависит от вида деятельности. Но при этом имеют место общие признаки производственного предприятия, предприятия торговли или предприятий оказывающих услуги.

В классической теории бухгалтерского учета выделяют три основных хозяйственных процесса: снабжения, производства и реализации. Общая система организации хозяйственных процессов производственного предприятия представлена на рисунке 1, схема хозяйственных процессов торгового предприятия представлена на рисунке 2, а особенности предприятий, оказывающих услуги представлены на рисунке 3. Так как модель функционирования предприятия на рис. 1 и на рис. 3 по своей структуре схожи, в процессе исследования имеет смысл рассматривать только систему учета хозяйственных процессов на рис. 1 и на рис. 2.

Процесс производства, где

встречаются основные средства, материалы и труд работника с целью изготовления готовой продукции и доведения ее до товарного вида. Здесь складываются реальные затраты на производство продукции, т.е. формируется себестоимость

Процесс реализации

результатов производства, т.е.

готовой продукции и выявление реальных затрат и выручки по результатам проведенного комплекса хозяйственных операции.

Расчет прибыли, т.е. выявление финансового результата

Рисунок 1. - Особенности организации хозяйственных процессов производственного предприятия.

Я н

s %

ej г*

u о U ь и Ь

? я

в я

в.w С

Приобретение основных средств: зданий, сооружений,оборудования, транспортных средств

Приобретение товаров для реализации

Наем работников для ведения работ по реализации товаров

Процесс реализации

товаров, приобретенных для этих целей и выявление реальных затрат и выручки по результатам проведенной торговой операции.

Расчет прибыли, т.е. выявление финансового _______результата._____

Рисунок 2. - Особенности организации хозяйственных процессов предприятий торговли.

В соответствии с основными видами хозяйственных процессов выделяется учет процесса заготовления, процесса производства и процесса реализации. Основываясь на эквивалентности синтаксических форм записи бухгалтерских корреспонденций[3, 71-75] имеет смысл использовать в исследовании графический способ формулирования бухгалтерских проводок учета хозяйственных процессов. Всю логическую систему бухгалтерского учета можно представить в графической форме используя разные геометрические фигуры в соответствии общепринятой системой классификации счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре. Подобная система обозначений применяется в работах Я.В. Соколова.

Приобретение основных средств: зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств

Приобретение материалов, запасных частей и т.д.

Наем работников для осуществления производственного процесса

Процесс производства, где

встречаются основные средства, материалы и труд работника с целью оказания услуги. Здесь складываются реальные расходы на оказание услуг, т.е. формируются затраты.

Процесс выявления реальных затрат и выручки по результатам оказания транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров.

Расчет прибыли, т.е. выявление финансового результата.

Рисунок 3. - Особенности организации хозяйственных процессов предприятия, занимающегося оказанием услуг.

17

Общая схема используемых счетов представлена на рисунке 4. При этом, направление линии стрелки отражает корреспонденцию счетов из Кредита в Дебет счетов, а пунктирная линия отражает сторнировочную запись корреспонденции.

В основу графической формы и системы взаимодействия между объектами учета имеет смысл принять основную формулу товарно-денежных отношений К. Маркса, сформулированную в его основном труде по политической экономии «Капитал».

Д-Т-ДД, где

Д - первоначальный капитал, который имеет смысл принять как изначальный объем финансовых ресурсов необходимый для организации производственного процесса по созданию добавленной стоимости, с точки зрения бухгалтерского учета обеспечение процесса заготовления;

Т - механизм создания новой добавленной стоимости, который имеет смысл рассматривать с точки зрения бухгалтерского учета как процесс производства;

ДД - объем выручки, полученной по итогам работы предприятия, с точки зрения бухгалтерского учета - процесс реализации произведенного продукта.

Счета имущества (материальные)

1 1 Счета денежных средств

А Счета расчетов (обязательств)

V Калькуляционные счета (прямые затраты по основной деятельности)

() Результативные счета

о Финансово-распределительные счета

Z^7 Счета регулятивов и резервов

Рисунок 4 - Условные обозначения счетов бухгалтерского учета в соответствии с их классификацией

Основой развития экономической системы является производство как механизм создания новой стоимости. Система бухгалтерского учета использует механизм кодировки номерами, сформулированный в плане счетов бухгалтерского учета действующего на территории Российской Федерации.

Исходя из выше изложенных констант, основное уравнения может быть представлено в графической системе взаимодействия счетов бухгалтерского учета. В начале логической цепочки имеет место регистрация на счете 51 «Расчетные счета» свободные денежные средства предпринимателя, необходимые для осуществления деятельности по созданию добавленной стоимости. Счет Д51 «Расчетные счета» регистрирует объем полученной выручки, которая возмещает и ранее понесенные материальные затраты и вновь созданную стоимость.

Рисунок 6 - Графическая модель хозяйственных процессов при формировании добавленной стоимости

Если к основной логической системе добавить требование частного случая бухгалтерского и налогового законодательства Российской Федерации, данная цепь может трансформироваться и иметь следующий вид. В этом случае четко видно, что добавленная стоимость формируется за счет начисленной заработной платы (с учетом взносов во внебюджетные фонды) и финансово результата.

При принятии во внимание особенности ведения учета различных видов деятельности, можно сформулировать граф представления учета в торговле. Но в торговле как таковая новая стоимость не формируется, а возникают только расходы на продажу.

18

Рисунок 7 - Графическая модель хозяйственных процессов при формировании расходов на продажу Особенное значение выше представленных графических моделей взаимодействия корреспондирующих счетов приобретает в процессе изучения логической структуры бухгалтерского учета как системы моделирования хозяйственных процессов. Представленная логическая цепочка может быть сформулирована в виде спирали, которая, кроме взаимодействия счетов и обоснования двойной записи характеризует и принцип непрерывности деятельности и наглядно показывает, что единожды создавшись, предприятие не имеет своей целью ликвидацию.

Литература

1. Бухгалтерский учет. Под ред. Соколова Я.В.: учебник - 2-е изд. - М.: Проспект, 2005.

2. Галяпина Л.В. Бухгалтерский учет в вопросах и ответах для крупных и малых коммерческих фирм. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

3. Кольвах О.И. Ситуационно-матричное моделирование в бухгалтерском учете и балансоведении - М: «Вузовская книга», 2010.

4. Ткач В.И., Шумейко М.В. Инжиниринговая теория бухгалтерского учета. Квалиметрический учебник. - Ростов-на-Дону, 2013.

Григорян Е.С.

Кандидат экономических наук, доцент, Пензенский государственный технологический университет КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ: ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

Аннотация

В данной статье представлен анализ различных подходов к определению сущности конкурентных преимуществ предприятия. Выявлены подходы к формированию конкурентных преимуществ. Обоснованы основные пути достижения и удержания конкурентных преимуществ предприятия.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, предприятие, конкурентная матрица, устойчивость конкурентных

преимуществ.

Grigoryan E.S.

Associate professor, Penza state technological university

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ENTERPRISE: THEIR IDENTIFICATION AND ACHIEVEMENT

DIRECTIONS

Abstract

In this article the analysis of various approaches to definition of essence of competitive advantages of the enterprise is submitted. Approaches to formation of competitive advantages are revealed. The main ways of achievement and deduction of competitive advantages of the enterprise are proved.

Keywords: competitive advantage, enterprise, competitive matrix, stability of competitive advantages.

Успешное функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике требует выявления и анализа его конкурентных преимуществ. Основоположником теории конкурентоспособности предприятия является профессор Гарвардского университета М.Портер.

На сегодняшний день в сфере изучения природы конкурентных преимуществ представлено значительное количество теоретических работ таких авторов, как Д.Рикардо, И.Кравис, Дж.Ванек, Ж.Ж.Ламбен, М.Портер, М.Познер, К.Эрроу, Т.Левитт, У.Бролль, С.Хаймер, С.Киндлебергер, В.Премьер, Х.Джонсон, Д.Тисс, Р.Кавс, Р.Коуз, П.Бакли, М.Кассон, Д.Даннинг, М.Перлитц, Г.Л.Азоев, А.П.Челенков, В.К.Фальцман, Э.Н.Крылатых, Н.И.Фокин и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, М.Портер определяет конкурентное преимущество как положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей [3, стр. 42].

Ж.Ж.Ламбен под конкурентным преимуществом понимает те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара [2].

Г.Л.Азоев и А.П.Челенков под конкурентными преимуществами понимают концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономичской, технической, организационной сферах деятельности предприятия, которые можно измерить экономическими показателями (дополнительной прибылью, более высокой рентабельностью, рыночной долей, объемом продаж) [1, стр. 41].

В.К.Фальцман и Э.Н.Крылатых трактуют конкурентное преимущество как положение фирмы на рынке, позволяющее ей вести борьбу с другими контрагентами за удовлетворение потребностей покупателей. Достигнуть таких преимуществ можно по-разному: особыми активами, особыми сферами деятельности, особыми формами ведения бизнеса [4, стр. 118].

Н.И.Фокин определяет конкурентные преимущества как такие характеристики продукции предприятия, которые позволяют ему опережать конкурентов по показателям рентабельности и устойчивости его рыночной позиции. Конкурентные преимущества

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.