Научная статья на тему 'Графическая концепция человеческих потребностей'

Графическая концепция человеческих потребностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ГОДЫ ЖИЗНИ / ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ / ОБЪЁМНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ / HUMAN NEEDS / YEARS OF LIFE / GRAPHIC DISPLAY / VOLUMETRIC-GRAPHIC DISPLAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыров Владимир Дмитриевич

В статье анализируется содержание «пирамиды Маслоу». Предлагается концепция графического отображения основных потребностей человека, которая наиболее достоверно отражает изменения потребностей человека в течение его жизни, что необходимо учитывать при диффундировании маркетинговой информации в производственный процесс производства товаров, удовлетворяющих ту или иную потребность. Впервые даётся объёмная модель комплекса потребностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graphic concept of human needs

The article analyzes the content of the «Maslow's pyramid». It is offered the concept of graphic representation of basic human needs, which most accurately reflects the changes in human needs during his life, that must be taken into account when diffusing marketing information in the production process of production of goods that meet a particular need. For the first time the volume model of a complex of human needs is given.

Текст научной работы на тему «Графическая концепция человеческих потребностей»

УДК 365

ГРАФИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Сыров Владимир Дмитриевич, кандидат технических наук, почётный доктор наук, профессор РАЕ, профессор кафедры Бизнес-информатика и экономика, Институт экономики и менеджмента, ВлГУ, Владимир, РФ

В статье анализируется содержание «пирамиды Маслоу». Предлагается концепция графического отображения основных потребностей человека, которая наиболее достоверно отражает изменения потребностей человека в течение его жизни, что необходимо учитывать при диффундировании маркетинговой информации в производственный процесс производства товаров, удовлетворяющих ту или иную потребность. Впервые даётся объёмная модель комплекса потребностей человека.

Ключевые слова: потребности человека; годы жизни; графическое отображение; объёмно-графическое отображение.

GRAPHIC CONCEPT OF HUMAN NEEDS

Syrov Vladimir Dmitrievich, PhD (Cand. Tech. Sci.), doctor of science honoris causa, professor of RAE, Professor of the department of Business Informatics and Economics,

Institute of Economics and management, Vladimir State University, Vladimir, Russia

The article analyzes the content of the «Maslow's pyramid». It is offered the concept of graphic representation of basic human needs, which most accurately reflects the changes in human needs during his life, that must be taken into account when diffusing marketing information in the production process ofproduction of goods that meet a particular need. For the first time the volume model of a complex of human needs is given.

Keywords: human needs; years of life; graphic display; volumetric-graphic display.

Для цитирования: Сыров В. Д. Графическая концепция человеческих потребностей // Наука без границ. 2019. № 2(30). С. 26-36.

Потребность человека, как и всего живого, прежде всего, врожденный инстинкт, позволяющий выжить и жить в окружающей среде.

Согласно теории Абрахама Г. Маслоу потребности человека подразделяются на врожденные (первичные) и приобретенные (вторичные). Он классифицировал их следующим образом [1]:

Физиологические потребности (жажда, голод и т.п.) Эти потребности присущи всему жизненному циклу человека - от

рождения и до смерти.

Потребности самосохранения (защита от воздействий внешней среды: холода, жары, диких зверей, незнакомых людей, негативных явлений природы и общества). Эти потребности возникают у человека с появления осмысленного восприятия окружающей среды, затем развиваются к зрелому возрасту и притупляются и вообще пропадают к глубокой старости.

Социальные потребности (потребность объединения в борьбе с негативными воз-

действиями окружающей среды, желание духовной близости). С развитием индивидуумов возникает потребность объединения, так как порой одному трудно справиться с чувствами, болью, тяжестью и т.п. Эти потребности с течением времени и значимости для индивидуума могут усиливаться или ослабляться.

Потребность в уважении (самоуважение, уважение окружающих, статус, признание). Эти потребности возрастают с развитием личности и сопровождают человека до глубокой старости.

Потребность в самоутверждении (саморазвитие, самореализация). Стремление к самоутверждению означает стремление к достижению каких-либо высот в науке, искусстве, спорте, работе.

Как правило, осуществление указанных потребностей происходит по мере осуществления предыдущих потребностей. Голодный человек не может достичь высоких показателей в любой деятельности!

Указанные потребности человека принято отображать так называемой «пирамидой Маслоу» (рис. 1) [2, 3]:

П отр еб но стн сам о сохра н ен ия Физиологические потребности

Рис. 1. Иерархия потребностей по Маслоу

Из рассмотрения представленной «пирамиды» видно, что перечень основных потребностей человека в ней представлен в обратном порядке, не как у А. Маслоу. В связи с этим возникают вопрос:

• почему пирамида, когда изображен - треугольник!

• по существу, вертикальное направление, т.е. высота треугольника, символизирует годы, прожитые человеком. Но

тогда получается абсурд! Что, после удовлетворения физиологических потребностей (первые годы жизни), эти потребности «отпадают»(?) и заменяются другими (согласно «пирамиде»), нет, они сопровождают человека до конца его жизни! При этом параллельно удовлетворяются другие потребности, причем последовательность и параллельность удовлетворения потребностей зависит от множества фактов, при-

чин и ситуации.

• если вершина треугольника (точка) означает конец жизни, то рождение есть основание треугольника! Получается, что при рождении человеку требуются все физиологические потребности сразу? Дело в том, что фигура «пирамиды» (треугольника) символизирует «уменьшение», по мере приближения к вершине: размера, содержания и прочего.

• графическое отображение любого процесса должно показывать в достаточной степени величины, составляющие этот процесс или их соотношения в едином масштабе.

Становиться очевидным, что так называемая пирамида есть просто «картинка», отображающая принятую А. Маслоу классификацию потребностей человека, а не иерархию удовлетворения человеческих потребностей.

Здесь следует отметить, что в трудах А. Маслоу вообще нет упоминания о пирамиде. Для отображения иерархии потребностей человека в своих трудах А. Маслоу использует понятие «спираль», т.е. переход на удовлетворение следующей высшей потребности человек осуществляет постепенно и, как правило, параллельно,

по мере удовлетворения текущей потребности (нужды).

Вообще, графическое отображение потребностей конкретного человека на некотором этапе его жизни является весьма проблематичной задачей. Дело в том, что в теории и практике маркетинга изучение и удовлетворение потребностей человека являются фундаментом её [4]. Поэтому, чтобы прийти осмысленно к отображению в графической форме потребностей человека на протяжении всей жизни, рассмотрим сначала «частные случаи».

К таким частным случаям можно отнести, например, питание. Если на горизонтальной оси откладывать годы жизни, а на вертикальной - условное количество потребленной пищи, то полученная зависимость выражается кривой (рис. 2а). Впервые годы жизни удовлетворение питания осуществляется в нарастающем темпе, пока не достигнет определенного насыщения, а затем, к концу жизни, замедляется. Во времени такое нарастание и замедление у каждого индивидуума своё. Для обобщенного рассмотрения зависимости потребности питания в жизненном цикле человека заменим кривые линии соответствующими прямыми (рис. 2б).

Рис. 2а. Удовлетворение индивидуумом потребности питания

Рис. 2б. Идеализированный график удовлетворение потребности людей в питании

В большинстве случаев регулярное является собственностью индивидуума. Поэ-удовлетворение потребности в пище мо- тому одной из основных потребностей чело-жет быть тогда и только тогда, когда она века является потребность в собственности.

Рис. 3. Удовлетворение потребности в собственности

Собственностью может выступать все то, что принадлежит «на правах личной собственности» индивидууму: жилье, одежда, продукты питания, ценные вещи, утварь и т.д. и т.п. Потребность в собственности сопровождает человека от рождения и до конца его жизни (рис. 3). Вначале собственность присваивается индивидууму, т.е. собственность как бы «закрепляется»

за индивидуумом: пеленки, соски, распашонки и т.п. Затем, по мере взросления, собственность все «теснее обволакивает» индивидуума и, когда-то закрепленная, становится неотъемлемой частью окружающей его среды. Уже в школьные годы у индивидуума появляется потребность в собственности, которая закрепляет в его сознании самосохранение. Стремление

быть независимым порождает потребность в собственности и понимание: чтобы «много» иметь, нужно «много» зарабатывать, а зарабатывать «много» можно только при условии «хорошей» должности, для чего необходимо много знать, что порождает потребность получения образования.

Значимость собственности для индиви-

дуума может изменяться и, как правило, зависит от его дохода, но к старости её приумножение все больше заменяется потребностью поддержания здоровья (жизни).

Если же попытаться построить кривую отображения потребности получения знаний (образования), то она будет «чисто индивидуальная» (рис. 4).

Рис. 4. Удовлетворение потребности получения знаний

Хотя в «первые» годы она, в подавляющем большинстве, будет у всех одинакова, так как отражает период жизни, называемый «школьные годы».

На рис. 4 представлены шесть возможных этапов получения знаний:

Нулевой - этап познания окружающего мира - дошкольный, естественно, он может «перерасти» в самообразование, что крайне редко.

Первый - этап школьного образования. При окончании школы возникают три возможности повышения образования: либо получать рабочую специальность (обучение в ПТУ или на производстве) и начать трудовую деятельность рабочим, либо продолжить образование в колледже (тех-

никуме) - второй этап получения образования, - и, получив среднее специальное образование, работать в среднем звене управления, либо получать высшее образование (третий этап получения образования) и в перспективе работать в «руководящем» звене производства.

Потребность в получении «научного образования» свойственна людям, склонным к познаниям нового, неопознанного. Поэтому они поступают в аспирантуру (четвертый этап потребности в получении образования), закончив которую и защитив кандидатскую диссертацию, начинают трудовую деятельность в сфере науки. Завершающим этапом (пятым) удовлетворения в получении образования является

учеба в докторантуре, закончив которую и защитив докторскую диссертацию, посвящают себя научной работе.

Следует обратить внимание на понятия: «образование» и «получение знаний», хотя первое обязательно подразумевает второе! Образование обязательно подтверждается соответствующим «документом», в то время как знания проявляются через интеллект человека.

Интеллект [лат. intellects] - ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека.

К сожалению, не всегда можно наблюдать наличие интеллекта у образованного человека. Интеллект в какой-то степени характеризует качество образования!

Анализируя рис. 4, необходимо отме-

£

Н о

о

X

я

ц

о t

Эти школьные навыки переносятся на другие учебные заведения: колледжи, техникумы, институты, университеты, академии и т.д. Естественно, что любой выпускник начинает свою деятельность либо рабочим, либо руководителем нижнего звена: бригадиром, руководителем рабочих групп, в лучшем случае масте-

тить, что горизонтальные линии (отражающие: рабочих, техников, инженеров, кандидатов наук и докторов наук) с течением жизни человека могут у индивидуумов отклоняться от теоретической либо вверх, либо вниз. Отклонение вверх показывает самообразование индивидуума, а вниз -деградацию личности.

Рассмотрим идеализированные потребности человека как частный случай в карьерном росте (рис. 5). Потребность в карьере уже проявляется в школьные годы, когда учеников можно разделять на активных, пассивных, равнодушных и т.п. Активные хотят «занять» какие-либо «посты» - старост, ответственных за те или иные поручения, руководителей (кураторов) младших классов и т.д.

I

____1

ч

и

---* I,

+-

ром.

Считается, что наибольший удельный вес в принятии управленческих решений принимается в среднем звене: начальники цехов, служб, отделов и руководители самостоятельных подразделений предприятия (организации). В основном это специалисты с высшем образованием. Как

Высшего уро вня управл ения

_ Ср ел не го ур о вня у пр а вл ения

|

Нижнего уровня управления -------------:---м .. i - 1--------

Уровень учебных заведений

Шжолйньшурове нь ■ 1---■ - - ------ - -----

Годы жизни

Рис. 5. Удовлетворение потребности карьерного роста

правило, высшее звено организации (предприятия) состоит из опытных специалистов, имеющих соответствующие навыки в управлении производством нижнего и среднего звена.

Если рассматривать индивидуума, то графическое отображение карьерного «роста» его может быть самой разнообразной: на каком-то уровне может и не быть никакого роста. Причем может случиться об-

ратное - «потеря» карьеры или наоборот, может быть «скачок» на более высокую должность и т.д. и т.п.

Биологическая потребность продолжения рода свойственна всему живому, включая и человека. В человеческом обществе это выражается потребностью создания семьи, которая проявляется у индивидуума только при достижении определенного возраста (рис. 6).

Рис. 6. Потребность создания семьи

Естественно, что возраст не может быть определен точно, как и сколько браков будет у индивидуума за всю его жизнь.

Одной из естественных потребностей человека является стремление к обогащению. С одной стороны, это «диктуется» потребностью самосохранения, путем создания «запаса» на «черный день», с другой

стороны, это проявление самоутверждения, стремление к уважению окружающих, стремление занять определенное положение в обществе. Обогащение (накопление капитала) может происходить на любом этапе жизни. Графическое отображение обогащения может иметь следующий вид (рис.7).

к К X и

\—| i—!

Л (С

ю о

и

так:.возможный уровень р^ _ ........... ............. ~ / ~

Годы ЖИЗНИ

Рис. 7. Темпы удовлетворения потребности обогащения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим повнимательнее представленные графики темпов обогащения в периоды жизни человека. Прямая горизонтальная линия Н-К показывает полное отсутствие накопления, но это никоим образом не отражает абсолютное отсутствие капитала. Это отражает, что «доход» и «расход» индивидуума совпадает. Прямая линия Н-К' показывает устойчивую тенденцию накопления до какой-то величины в отличие от линии Н-К", причем темпы накопления могут быть разные: верхняя пунктирная кривая линия означает быстрое накопление в первой половине срока накопления (за период нижняя сплошная кривая линия означает быстрое накопление в конце срока (за период ^ накопления. Как правило, первое означает бизнес в виде торговли, а второй - бизнес производства чего-либо.

Особый случай показан штрихпунктир-ными прямыми Н-Р и Р-К". Этот случай характеризуется тем, что накопление происходит относительно быстро и прекращается: получение наследства, крупный выигрыш, незаконное приобретение капитала и т.п.

В жизни все прямые могут иметь самые различные отклонения. Например, прямая Н-К, имея наклон ниже горизонта, означает появление долгов, а наклон ниже горизонта прямой Р-К" - текущие затраты сокращают накопления.

Вечная мечта человечества - бессмертие, или хотя бы продление жизни. «Отголоском» этой мечты является потребность человека в долгожительстве путем поддержки здоровья, причем такая потребность возникает у индивидуума, как правило, в конце его жизни (рис. 8).

Годы ЖИЗНИ

Рис. 8. Потребность сохранения здоровья

В детстве о здоровье вообще никто не задумывается, в юности, да и в зрелые годы, кажется, что это (старость) где-то далеко. И только к старости, когда за 60-70 лет, человек задумывается о потребности сохранения того здоровья, которое еще осталось. В это время индивидуум начинает «действовать» - начинает «здоровый образ жизни». При этом хорошо, если накоплен капитал, но как говорит пословица «здоровье не купишь!»

Итак, проанализировав основные потребности человека, можно заключить, что удовлетворение любой потребности требует не только времени, но и определенных затрат, т.е. отображение удовлетворения потребностей должно быть не плоским, а объёмным! Отсюда, наверное, и появилось понятие «пирамида». Но пирамида совершенно не подходит для графического отображения потребностей человека. Дело в том, что в самой приро-

де деятельности человека наблюдаются грани (как у пирамиды и т.п. фигур), все процессы протекают во времени, переходя из одного состояния в другое, причем это время может исчисляться достаточно малым (наносекундным и менее) временем.

Для объемного отображения любой потребности человека следует её плоское (в виде графика) отображение вращать

вокруг «оси жизни». Полученное тело вращения и будет объемное отображение данной потребности (рис. 9), причем в идеалистическом представлении полученное тело вращения состоит из классических фигур: левого конуса, правого конуса и цилиндра между ними. Боковая проекция полученного тела вращения показана на рисунке справа.

Рис. 9. Объемное отображение потребности питания

Потребность человека в пище является основой его существования, поэтому все потребности могут «существовать» только после её удовлетворения, т.е. все последующие потребности как бы «наслаиваются» на указанную фигуру рисунка 9. В результате получаем объемное отображение всего комплекса потребностей человека (рис. 10). Однако, необходимо отметить, что только одна потребность отображается подобием рис. 9. Потребность питания - единственная потребность, которая отображается: первоначально конусом, вершина которо-

го (р) отображает начало жизни - момент рождения! Высота этого конуса (Нр) символизирует продолжительность раннего детства. Затем наступает юность, «зрелая жизнь», при которой «стабилизируется» объем потребления питания, условно отображаемый диаметром (с1). Завершающим этапом жизни человека является старость, длительность которой отображается «высотой» конуса «старения» (Н). Величина (длительность) указанных «высот» конусов, естественно у каждого индивидуума разная, но обычно считается, что Н > Н.

Рис. 10. Объемное отображение комплекса потребностей человека (тип линии на рисунке отображает тип потребности)

Все другие потребности человека отображаются: правым усеченным конусом, «цилиндром» и левым усеченным конусом, причем конусы и цилиндр наслаиваются на предыдущий усеченный конус и цилиндр,

отображающие предыдущую потребность.

Для наглядности объемно-графического отображения комплекса потребностей человека (рис. 10) выполним его в вертикальном исполнении (рис. 11).

Аналогом для понимания объёмно-гра- кольца» на пне спиленного дерева, но, фической концепции отображения потреб- вместо «лет», необходимо представить ностей человека могут служить «годовые виды потребностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрахам Г. Маслоу Мотивация и личность Перевод с англ. Татлыбаевой А. М. Вступительная статья Акулиной Н. Н. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990, 2004. - 736 с.

3. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник, 3-е изд. Перераб. и дол. - М.: Издательство «Финпресс», 2008. - 704 с.

4. Сыров В. Д. Маркетинг в инженерной практике. Монография. Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing. Германия, 2014. - 88 с.

REFERENCES

1. Abraham H. Maslow Motivaciya i lichnost' [Motivation and Personality]. Translated from English Tatlybaeva A. M. Introductory article Akulina N. N. Saint-Petersburg, Evraziya, 1999, 478 p.

2. 2. Kotler F. Osnovy marketinga: Per. s angl. [Principles of marketing: translated from English]. Ed. E. M. Pen'kova. Moscow, Progress, 1990, 2004, 736 p.

3. Golubkov E. P. Osnovy marketinga: Uchebnik, 3rd Ed [Principles of marketing: textbook]. Moscow, Izdatel'stvo «Finpress», 2008, 704 p.

4. Syrov V. D. Marketing v inzhenernoj praktike. Monografiya [Marketing in engineering practice. Monograph]. Izdatel': LAP LAMBERT Academic Publishing. Germany, 2014, 88 p.

Материал поступил в редакцию 05.02.2019

© Сыров В. Д., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.