Научная статья на тему 'Графическая деятельность студентов, изучающих курс начертательной геометрии и инженерной графики в условиях проектного обучения'

Графическая деятельность студентов, изучающих курс начертательной геометрии и инженерной графики в условиях проектного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоева М.

Graphic Activity of Students Studying the Course of Descriptive Geometry and Engineering Drawing under the Conditions of Project Education M.Mirzoyeva Key words: graphic activity, project activity, self-education, graphic information, graphic capacities The main goal of the development of students' graphic capacities in the conditions of project education is not only to give knowledge to students but to form of their graphic skills and striving for acquiring knowledge and habits. The task of the teacher while developing graphic capacities of the students through independent work is to show the role of the draught, the graphic knowledge in modern life and its implementation in information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графическая деятельность студентов, изучающих курс начертательной геометрии и инженерной графики в условиях проектного обучения»

— 84 -( НОМАИ донишгох 1

М. Мирзоева

ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КУРС НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: графическая деятельность, проектная деятельность, самообразование, графическая информация, графические способности Современная наука и техника требуют от специалиста высокого уровня выражения графической информации, исключительно важным является использование современных средств обработки информации (технических и программных средств компьютерной графики), расширяется предметная область иллюстративной и деловой графики. Уровень профессиональной подготовленности в большой степени определяется объемом знаний, умений и навыков, необходимых для технически грамотного представления любой информации средствами графики. Эти качества должны быть заложены при изучении графических дисциплин на протяжении всего образовательного маршрута: дошкольное образование - школа - лицей - вуз - послевузовское образование (повышение квалификации, стажировки и др.). Графика сегодня рассматривается как международный язык компьютерного общения, средство развития пространственного мышления и способ уплотненной записи графической информации.

Графический язык является уникальным средством представления научно-технической информации. Любые объекты, процессы, явления возможно реализовать с помощью графичес-

С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ _ 85 ~

кого языка, алфавитом которого является ряд графических образов - точек, отрезков прямых, плоских кривых линий и т. д. Грамотное владение этим языком является одной из составляющих профессиональной инженерной компетентности.

Одной из важнейших задач технических вузов является профессиональная подготовка современного инженера. Большое влияние на квалификацию будущих специалистов, развитие их пространственного воображения, мышления и интеллекта оказывают графические дисциплины, изучение которых закладывает основы знаний, необходимых для освоения других технических предметов. К дисциплинам, формирующим навыки графической инженерной деятельности, относятся: начертательная геометрия, инженерная, компьютерная, проектная графики, технический рисунок, архитектоника и структура в пространстве, макетирование, моделирование, детали машин и др. Начертательная геометрия - первая из графического цикла, осваиваемого в вузах. Процесс изучения начертательной геометрии совпадает с периодом адаптации студентов к высшему учебному заведению, что накладывает некоторые трудности в ее освоении.

Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика занимают особое место в формировании инженера, владеющего профессиональной компетенцией в области графической деятельности. Между тем ситуация, сложившаяся с преподаванием НГиИГ в технических вузах за последние годы, отнюдь не способствует даже традиционному репродуктивному усвоению знаний, а тем более - решению подобных задач. Практически полное отсутствие графической подготовки в школе, малое количество часов на аудиторные занятия в ВУЗе привело к формированию у студентов отношения к НГиИГ как к второстепенной дисциплине и негативно сказывается на их готовности к графической деятельности. Эти и многие теоретические основы инженерной графики вызывают трудности в понимании, тем самым - охлаждение к процессу изучения предмета.

Таким образом, мы поставили перед собой задачу - применить метод, способствующий развитию графических способностей

— 86 ~С~ НОМАИ донишгох )

студентов в процессе усвоения дисциплины, в условиях инновационной деятельности технического вуза.

Следует отметить, что качество подготовки специалиста определяется не столько уровнем и объемом знаний, которым он владеет, сколько интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом, нестандартностью мышления, умением ориентироваться в потоке информации, выявляется необходимость использования МЕТОДА ПРОЕКТА в развитии графических способностей студентов, изучающих графические дисциплины, основой которых является начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика.

Бурное развитие социальной экономики многих стан мира, их рывок в будущее основываются исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер. Эффективная инновационная политика - это деятельность, конечной целью которой является внедрение передовых технологий, основанных на достижениях научно-технического прогресса.

Таджикистан вынужден принять инновационный вызов. Сегодня вопрос стоит следующим образом: либо сокращение экономического, промышленно-производственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развития от высокоразвитых стран.

В процессе обучения графическим дисциплинам в технических вузах ставилась цель формирования и развития у студентов системного пространственного мышления, необходимого для успешной графической деятельности.

Кострюков A.B. выделяет как достоинство метода проектов то, что он характеризуется как "метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Раскрывая содержание проектной деятельности, предполагается учет интересов и самостоятельности

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ~ " ~ 87 ~

мышления учащихся обучение осуществляется в процессе разрешения обучаемым заинтересовавшей его проблемы и др.), так и отрицательные стороны метода проектов (например, сложность применения из-за трудности побуждения обучаемого к целеустремленному получению результата) (3, 53-56).

Мы исходим из того, что технология проектного обучения является оптимальной для развития графических способностей студентов при изучении начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики в условиях инновационной деятельности технического вуза.

Китайская пословица: "Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это - и это станет моим навсегда" - как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта студенты самостоятельно приобретают недостающие знания, учатся пользоваться приобретенными знаниями, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, системное мышление (5,308). При выполнении проекта студенты попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их творческую активность.

Для создания рациональных условий развития графических способностей необходимо опираться на теоретические положения по таким проблемам, как ощущение и восприятие, пространственные представления, память, речь и мышление. Самостоятельная работа студентов при выполнении графических заданий является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается интерес к творческой работе и, в конечном итоге, возникает способность решать графические и технические задачи. Для того, чтобы самостоятельная работа была эффективной, необходимо выполнить ряд условий:

- разработать согласно учебному плану правильное сочетание объемного аудиторного н самостоятельного работы;

- обеспечить студента необходимыми методическими материалами, лнтературогО, компьютерного ннформагщегО конструкторского назначення с г{елью превращения прог{есса самостоятельного работы в прог{есс творческий:

— 88 -. _ номаи донишгох )

- контроль над ходом самостоятельного выполнения графических работ и меры, поощряющие студента за ее качественное выполнение (4, 304).

Систематический контроль за выполнением студентами графических заданий - важнейший составной элемент организации самостоятельной работы, позволяющий своевременно влиять на ход этой работы и принимать необходимые меры по налаживанию учебной дисциплины. При наличии ошибок студенту указывается на их наличие и предоставляется возможность их исправить самостоятельно. Результаты самостоятельной работы над графическими заданиями должны контролироваться преподавателем, оцениваться и учитываться в ходе итоговой аттестации по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов является балльная система, которая включает оценки по этапам работы над заданным проектом. Оценка графической работы студента является важным дополнительным фактором, стимулирующим активность и настойчивость в достижении цели, критическое отношение к результатам своего труда, а хорошая оценка доставляет моральное удовлетворение и вдохновляет на будущую учебно-познавательную деятельность. Итогом работы становится защита индивидуального графического задания, представляющая собой устную презентацию, иногда с применением тестового контроля.

В ходе формирования своих графических способностей при самостоятельном решении графических заданий студент должен, прежде всего:

- освоить теоретический материал по графической дисциплине (отдельные темы, условия заданий, наглядные примеры их решения, вопросы к ним и т.д.);

- закрепить знания теоретического материала (методом успешного решения графических задач);

- применить полученные знания и графические навыки для анализа окончательного результата своей работы (разработка и защита графических работ).

Цели и задачи развития графических способностей на примере обучения начертательной геометрии и инженерной графике

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 89 ~

состоят в том, чтобы показать учащимся роль чертежа, графических знаний и умений в современной жизни, применение их в информационных технологиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гнездина С.Б. Дидактические основы обучения учащихся решению творческих задач и проектов с физико-техническим содержанием (на примере технологической подготовки). -Брянск, 1996

2. Иляева JI.M. Дидактические условия обучения учащихся выполнению творческих проектов в образовательной области "Технология": Дисс. ... канд. пед. наук. -Брянск, 1996

3. Кострюков A.B. Теоретические основы и практика формирования графической культуры у студентов технических вузов. М.: Народное образование, 2000

4. Шоев Н.Н Методы и источники повышения качества воспитания и обучения в системе высшего образования. - Душанбе: Ирфон, 2004

5. Шоев Н.Н Патриотическое и интеллектуальное воспитание студенческой молодежи в условиях инновационной деятельности вуза. - Душанбе: Ирфон, 2005

Графическая деятельность студентов, изучающих курс начертательной геометрии и инженерной графики в условиях проектного обучения

М. Мирзоева

Ключевые слова: графическая деятельность, проектная деятельность, самообразование, графическая информация, графические способности

Основной целью развития графических способностей студентов в условиях проектного обучения становится не просто передача знаний студенту, а формирование у него графических навыков и стремления самостоятельно получать знания, умения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы развивая графические способности студента через самостоятельную работу над выполнением проекта, показать ему роль чертежа, графические знания в современной жизни, применение их в информационных технологиях.

— 90 -< HOMAH HQHHLUrQX

Graphic Activity of Students Studying the Course of Descriptive Geometry and Engineering Drawing under the Conditions of Project Education

M.Mirzoyeva

Key words: graphic activity, project activity, self-education, graphic information, graphic capacities

The main goal of the development of students' graphic capacities in the conditions of project education is not only to give knowledge to students but to form of their graphic skills and striving for acquiring knowledge and habits. The task of the teacher while developing graphic capacities of the students through independent work is to show the role of the draught, the graphic knowledge in modern life and its implementation in information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.