УДК 343.148.4
doi: 10.35750/2071-8284-2021-4-165-171
Валентина эдуардовна яскина
https://orcid.org/0000-0002-4609-1310, mit-hat@yandex.ru
Управление Министерства внутренних дел на транспорте по Центральному федеральному округу Российская Федерация, 107140, Москва, ул. Леснорядская, д. 11/13
Граффити как новый вид объектов почерковедческого исследования. Стили и виды
Аннотация: В данной статье приведены результаты аналитической работы с имеющимися в настоящий момент определениями термина «граффити», встречающимися в работах учёных, по-свящённых исследованию этого явления с позиций социологии, психологии, искусства и права. Рассмотрены имеющиеся классификации этого понятия по различным основаниям: с учётом содержательной стороны данных объектов, их отношения к граффити-сообществу и конкретному исполнителю, мотивов создания и внешнего вида. Кроме того, в рамках обозначенных видов рассмотрены материалы и инструменты письма, использующиеся для их выполнения и в ряде случаев являющиеся определяющими для вида.
Целью проведенного исследования стала необходимость выделения в каждой обозначенной группе объектов рассмотренных классификаций тех рукописей, которые отражают свойства письменно-двигательного навыка исполнителя и могут быть объектами судебно-почерковедческой экспертизы, а также необходимость определения соотношения понятий «граффити» и «рукописные объекты, выполненные с применением нетрадиционных материалов письма».
В процессе работы с применением методов наблюдения и описания выявлен ряд характеристик, определяющих возможность проведения почерковедческого исследования в отношении рассматриваемых объектов, и сформулированы выводы относительно тех видов граффити, которые удовлетворяют этим критериям.
Ключевые слова: граффити, стили и виды граффити, объект почерковедческого исследования, рукописные объекты, нетрадиционные материалы письма
Для цитирования: Яскина В.Э. Граффити как новый вид объектов почерковедческого исследования. Стили и виды // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 4 (92). - С. 165-171; doi: 10.35750/2071-8284-2021-4-165-171.
Valentina E. Yaskina
https://orcid.org/0000-0002-4609-1310, mit-hat@yandex.ru
Department of the Ministry of Internal Affairs for Transport in the Central Federal District 11/13, Lesnoryadskaya str., Moscow, 107140, Russian Federation
© Яскина В. Э., 2021
Graffiti as an example of a new kind of objects for handwritten expertise.
Styles and variants
Abstract: In this article one can find examples of the analytical work based on a current terminology of a word "graffiti", that can be found in scientific research works on this phenomenon in the fields of sociology, psychology, art and law. Current classifications of this notion are analyzed taking into account the content of these objects, their attitude to a graffiti community and a certain author, motivation and outward. Analysis considers materials and tools used for a certain object implementation. These writing tools in some cases determine the type of graffiti.
The main objective of this analysis was the need to identify certain classified objects the ones that might be necessary for a handwriting expertise and to determine of the relations between the notions of "graffiti" and "handwritten objects made with the use of unconventional writing materials".
During the analysis, a number of characteristics that can be used as a support for conducting handwritten expertise of considered object were defined and conclusions for those graffiti objects that meet these criteria were drawn.
Keywords: graffiti, styles and variants of graffiti, object for handwritten expertise, handwritten objects performed with the use of uncommon writing materials
For citation: Yaskina V. E. Graffiti as an example of a new kind of objects for handwritten expertise. Styles and variants // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2021. - № 4 (92). - P. 165-171; doi: 10.35750/2071-8284-2021-4-165-171.
В настоящее время наряду с традиционными объектами судебно-почерковедческой экспертизы на практике достаточно часто встречаются рукописные тексты и графические изображения, выполненные на нетрадиционных поверхностях при помощи различных пишущих приборов, часть из которых также можно включить в категорию нетрадиционных. Как правило, к ним относятся аэрозольные баллончики с красителями, различные маркеры, а также любые подручные средства, которые могут быть использованы в качестве пишущего прибора при выполнении записей.
Рукописные тексты различного содержания на стенах, заборах и других поверхностях в последние тридцать лет стали привычным элементом современного городского пейзажа мегаполисов. Смысловое наполнение таких текстов может носить достаточно безобидный характер, но в ряде случаев записи могут призывать к совершению действий экстремистской направленности, содержать контактные данные для приобретения наркотических средств либо наноситься на охраняемый государством памятник архитектуры.
Оставить свой след в виде записей и рисунков на стенах и других предметах люди стремятся не одно тысячелетие. Сейчас в отношении подобных рисунков и записей используется термин «граффити». Однако для решения вопроса о целесообразности использования данного термина в области судебной экспертизы и криминалистики следует рассмотреть имеющиеся подходы к его определению более подробно.
Самое раннее его упоминание обнаружено в археологических и исторических научных работах [1, с. 37]. Он был впервые использован итальянцами во время раскопок г. Помпеи в 1775 г. Им обозначили древние посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т. д.1 В настоящее время археологи обнаруживают такие надписи по всему миру2.
1 Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М. Советская энциклопедия, 1985. С. 336; Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва : Большая российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт, 1997. - С. 342.
2 Коровкин Д. С., Якушев В. В. Криминалистическое
исследование объектов граффити: методическое пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. - С. 7-9.
Различные современные словари и технические требования также определяют термин «граффити» как записи, выполненные аэрозольной краской на стенах и заборах, направление в авангардизме последней четверти ХХ в., отсылающее к современному монументальному искусству, рисунки или надписи, написанные или нарисованные красками или чернилами на поверхности лакокрасочного покрытия3.
А. И. Белкин дает такое определение: «Граффити - это любой знак, надпись, изображение, выполненные с помощью руки на объектах частной и общественной собственности, которые носят неинституциолизированный характер» [2, с. 37].
Т. Н. Курбатова и Р. С. Васильева рассматривают граффити как «визуальное послание в форме несанкционированного рисунка или надписи в городском пространстве, обращенное внутрь граффити-сообщества либо рассчитанное на любого случайного реципиента в зависимости от типа коммуникации и мотива создания» [3, с. 25]. В другой своей статье «Граффити: субкультура или вандализм» авторы конкретизируют данный термин, говоря о принадлежности к субкультуре и включенности в неё: «В субкультуре граффити необходимо чётко отделять надписи и рисунки, созданные внутри неё и посему претендующие на дискурсивность и диало-гичность, от случайных надписей» [3, с. 22-32].
Считаем, что такое разграничение имеет значение лишь для культурной оценки граффити самими членами граффити-сообщества, но оно не может исключать существование исторически сложившейся обширной трактовки этого понятия. Ученые выделяют общественные граффити-знаки и знаки граффити-культуры [4, с. 89-92], о которых, судя по всему, и идёт речь в приведённом выше определении.
Исследование данного явления с позиций социологии, психологии, искусства и права встречается в работах многих авторов: А. И. Воротниковой, К. А. Денисенко, В. М. Елисеевой [5, с. 210-215], Т. Н. Курбатовой, Р. С. Васильевой [3, с. 25], Е. В. Пенетовой [4, с. 90], К. А. Трифоновой, М. Ю. Гафурова [6, с. 137-141], И. П. Баш-катова, Т. С. Стрелковой [7, с. 141-145] и др.
3 ГОСТ Р 54612-2011. Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к обмывке и очистке: введ. 2012-07-01. - Москва: Стан-дартинформ, 2012. - С. 2.
Многие авторы стараются выявить мотивы выполнения этих записей. Е. В. Пенето-ва в статье «Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм?» на основании ценностей их авторов и содержания записей рассматривает различные мотивы создания граффити: стремление к идентичности или желание оставить свой след, протест или выражение своего несогласия, доминирование, сексуальный мотив, получение удовольствия от самого процесса и художественный мотив [4, с. 89-92].
Анализ современных граффити показывает, что помимо текстов личного характера, отражающих настрой их исполнителя или его стремления, граффити часто используются в рекламных целях: от масштабных граффити на фасадах зданий в центре города с броской социальной рекламой до банальных номеров телефонов и предложений приобрести наркотические средства.
Некоторыми учёными и представителями субкультуры граффити предпринимались попытки классификации граффити-объектов. Кроме уже обозначенных выше общественных граффити-знаков и знаков граффити-культуры, Е. В. Пенетова выделяет три вида граффити [4, с. 90]: содержательные (тексты различной тематики), разрушающие (граффити, нарушающие целостность здания или рекламного плаката) и специфические (надписи в стиле определённой субкультуры).
В зависимости от того, что выражают граффити-объекты - групповую идентичность или личные установки, эмоциональное состояние исполнителя - выделяют публичные и личные граффити4 [4, с. 90].
Исходя из способов и условий нанесения, структуры и в некоторой степени целей, преследуемых авторами, представители субкультуры делят граффити (безусловно, речь идёт именно о тех объектах, которые они относят к этой субкультуре, т. е. знаках граффити-культуры или специфических граффити, если обратиться к приведенным выше классификациям) на следующие виды.
1. Writing - основной вид граффити, которым положено начало всем остальным видам5 - не ограничивает исполнителя в выборе стиля
4 Гилева Н. С. Психология девиантного поведения : учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - С. 54.
5 Коровкин Д. С., Якушев В. В. Указ. соч. - С. 11.
или материалов для творчества, не определяет и содержательную сторону.
2. Tagging подразумевает выполнение тегов (tag), которые являются своего рода удостовери-тельными знаками.
3. Bombing принято считать самым экстремальным видом граффити. Главная отличительная особенность вида - скорость, а не качество.
4. Scratching (или Scrabbing, или Scratching Scrabbing) - получил свое наименование из-за техники выполнения: рисунки и надписи наца-рапываются на поверхности, а для создания таких граффити используются точильный камень или наждачная бумага6.
5. Clean Advertising - один из самых новых видов граффити. Это рекламные рисунки и надписи, носящие абсолютно легальный характер.
6. Street-Art - в основе этого вида лежит рисунок, призванный удивить, обратить внимание, заставить задуматься.
В методическом пособии «Криминалистическое исследование объектов граффити» авторы приводят и такой вид, как «концепт-ри-сунок»7, по своей сути абсолютно аналогичный виду Street-Art.
7. Styling выделяется в самостоятельный вид и определяется Д. С. Коровкиным и В. В. Якушевым как автомобильное граффити, зародившееся «в период всеобщего увлечения тюнингом автомобилей»8. На наличие данного вида также указывает Э. В. Лантух [8, с. 14].
Перечисленные виды встречаются в немногочисленных научных и интернет-источниках. Такие виды, как Writing, Tagging, Bombing и Scratching, указываются всеми авторами без исключения, что позволяет нам говорить о том, что они являются основными, Clean Advertising, Street-Art, Styling упомянуты лишь некоторыми из них в связи с меньшей распространенностью этих видов либо различным их восприятием представителями субкультуры.
В сложившейся системе понятий судебного почерковедения объект судебно-почерко-ведческой экспертизы принято рассматривать, с одной стороны, как материальный предмет -документ, содержащий рукописный текст или подпись, а также сам рукописный объект, а с другой - как систему признаков почерка, кото-
6 Там же. - С. 13.
7 Там же. - С. 13-14.
8 Там же. - С. 14.
рые отобразились в этом рукописном объекте9 [9]. Содержание почерковой реализации позволяет говорить о наличии у объекта комплекса отобразившихся диагностических или идентификационных признаков, характеризующих функционально-динамический комплекс (ФДК) письменно-двигательного навыка конкретного исполнителя, а сам вид определяет направление работы эксперта исходя из его специфики.
Если говорить о перечисленных видах граффити с позиции судебного почерковедения, то стоит отметить, что не в каждом из них представлены объекты, в отношении которых возможно проведение почерковедческого исследования. Исследованию могут подлежать лишь те граффити, которые представляют собой рукописные записи или содержат их, а в некоторых случаях и рукописные изображения простого строения.
Перечисленные выше виды подразумевают использование различных материалов для выполнения рисунков и надписей, а также выполнение их в различных стилях, каждому из которых присущи определённые черты и признаки. Выделяются следующие стили граффити.
1. Bubble letter - для него характерно изображение округлых букв, объём которым придается за счет не только формы, но и используемых для этого цветов. Он часто используется для разрисовки вагонов, поскольку не является технически сложным для исполнения, позволяет выполнить рисунок быстро.
2. Throw-up также является одним из самых простых и распространенных стилей, он характеризуются достаточно большими размерами, простыми формами и линиями. Чаще всего для таких записей используют контрастные цвета -черный и белый либо черный и серебристый10.
3. Old-school - стиль, мало отличающийся от Throw-up. Немногочисленные авторы, выделяющие его в качестве самостоятельного, указывают на то, что именно он предшествовал становлению всех остальных стилей: таким образом выглядели одни из первых граффити в нью-йоркском метро.
4. Blockbusters - технически-простой для исполнения. Граффити в данном стиле представляют собой большие по площади простые трех-
9 Жижина М. В. Судебно-почерковедческая экспертиза документов : учебно-практическое пособие / под ред. проф. Е.П. Ищенко. - Москва : Юрлитинформ, 2006. - С. 25.
10 Коровкин Д. С., Якушев В. В. Указ. соч. - С. 15.
мерные буквы, выполняющиеся с контурными линиями, либо изображающиеся с подсветкой.
5. Flat, характеризующийся отсутствием стремления к передаче объёма, выделяют в качестве отдельного стиля немногие источники11.
6. Fat Cap - буквы выполняются широкими линиями, получаемыми при помощи специальной насадки на распылитель.
7. Characters (Character style, Cartoon) подразумевает наличие какого-либо героя, персонажа.
8. Brush получил название из-за использования кистей при создании рисунка.
9. Stencil основан на использовании трафаретов для создания рисунков и текстов.
10. Messiah Style - достаточно сложный стиль, в котором создается эффект наложения букв друг на друга.
11. Wild Style предполагает выполнение изображений букв таким образом, чтобы они переплетались и накладывались друг на друга, вытекали одна из другой. Прочитать текст, задуманный автором, порой удается только ему самому.
12. Sharp - основной отличительной чертой этого стиля является наличие заостренных элементов букв и всего рисунка в целом.
13. Computer Roc Style (он же «перел», «стиль перелома»12). Буквы дробятся на фрагменты, расположенные под разными углами друг к другу.
14. 3Dstyle (или FX, или DAIM Style) - яркие и эффектные 3D-изображения.
15. «Камуфляжный стиль» предполагает игру цвета и формы, буквы и их элементы многократно переплетаются друг с другом.
16. Calligraffiti подразумевает использование стилизованных шрифтов.
17. Abstract - стиль, композиционное построение и цветовое решение в котором не предполагает наличия скрытых смыслов и какого-либо значения.
18. Freestyle (Mixstyle) может сочетать в себе все известные и неизвестные стили и направления. Не все рассматривают его в качестве самостоятельного стиля, авторы некоторых статей сомневаются в целесообразности его выделения.
Аэрозольные краски и различные маркеры являются наиболее распространенными материалами и инструментами, используемыми для выполнения данного вида объектов исследования.
11 Там же. - С. 15
12 Там же. - С. 19.
Граффити как один из наиболее часто встречающихся видов рукописей, выполненных с применением нетрадиционных материалов и инструментов письма, чаще воспринимается и рассматривается многими учеными в качестве элемента субкультуры граффити, однако существуют и другие рукописи, мотивы, для создания которых совершенно различны, но объединены противоправной направленностью.
Говоря о граффити, не стоит забывать о том, что это не только рукотворные шедевры уличных художников, но и любые рукописи, выполненные подручными средствами (нацарапанные, нанесенные красками и чернилами) на разнообразных объектах. Когда такие объекты с выполненными на них рукописями попадают в поле зрения правоохранительных органов, следует использовать существующие возможности для их криминалистического исследования.
М. В. Бобовкин и В. А. Ручкин в своей статье, посвящённой основным тенденциям развития судебно-почерковедческой экспертизы, отмечают в качестве одного из направлений деятельности развитие методических основ судебно-почерко-ведческой экспертизы, в том числе разработку частных методик идентификационных задач по таким объектам, как граффити [10, с. 33-41].
В современном понимании под термином «граффити» объединяются выполненные с применением нетрадиционных материалов письма как рукописи, содержащие комплекс признаков, характеризующий функционально-динамический комплекс письменно-двигательных навыков исполнителя, так и полноценные изображения, которые могут подлежать другим видам исследования и не рассматриваются как почерковые объекты.
Рассмотрение существующих в настоящий момент стилей и видов позволяет получить наиболее полную информацию о таких почер-ковых объектах, выполненных с применением нетрадиционных материалов письма, как граффити. Эта информация может быть полезна в деятельности органов внутренних дел, если авторы таких шедевров преступили границы дозволенного. Ведь несмотря на то, что многие из таких рисунков действительно уникальны и эстетически привлекательны, далеко не везде их выполнение разрешено законом. Кроме того, некоторые виды граффити даже в рамках своей субкультуры изначально предполагают положение вне закона.
Список литературы
1. Небратенко Г. Г. Нанесение граффити как способ совершения преступлений / Регулирование миграционных процессов на юге России: политические, юридические и правоохранительные аспекты : сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2016. - С. 34-38.
2. Белкин А. И. Исследование граффити в психологии и интенциональность сознания авторов граффити // Креативная экономика и социальные инновации. - 2012. - № 1 (2). - С. 36-54.
3. Курбатова Т. Н., Васильева Р. С. Граффити: субкультура или вандализм // Психология и право. - 2013. - № 2. - С. 22-32.
4. Пенетова Е. В. Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? // Вестник Прикамского социального института. - 2016. - № 2 (74). - С. 89-92.
5. Воротникова А. И., Денисенко К. А., Елисеева В. М. Граффити - искусство или вандализм? / Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компе-тентностный подход. - Т. 3. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2013. - С. 210-215.
6. Трифонова К. А., Гафуров М. Ю. Граффити: искусство или правонарушение / Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции : материалы внутриведомственного научно-практического семинара. - Москва: Олимп, 2017. - С. 137-141.
7. Башкатов И. П., Стрелкова Т. С. Характеристики молодёжно-подросткового граффити // Социологические исследования. - 2006. - № 11. - С. 141-145.
8. Лантух Э. В. Использование специальных знаний в области граффити при расследовании преступлений / Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов ХХ Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 28-29 мая 2015 г.). -Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. - С. 13-17.
9. Жижина М. В. Тактико-методические основы следственного осмотра и назначения экспертизы в отношении документа на бумажном носителе // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № (2). - С. 124-131. https://doi.Org/10.17803/2311-5998.2021.78.2.124-131
10. Бобовкин М. В., Ручкин В. А. Основные тенденции развития судебно-почерковедческой экспертизы в Российской Федерации // Судебная экспертиза. - 2018. - № 1 (53). - С. 33-41.
References
1. Nebratenko G. G. Naneseniye graffiti kak sposob soversheniya prestupleniy / Regulirovaniye migratsionnykh protsessov na yuge Rossii: politicheskiye, yuridicheskiye i pravookhranitel'nyye aspekty : sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii. - Rostov-na-Donu: RYUI MVD Rossii, 2016. - S. 34-38.
2. Belkin A. I. Issledovaniye graffiti v psikhologii i intentsional'nost' soznaniya avtorov graffiti // Kreativnaya ekonomika i sotsial'nyye innovatsii. - 2012. - № 1 (2). - S. 36-54.
3. Kurbatova T. N., Vasil'yeva R. S. Graffiti: subkul'tura ili vandalizm // Psikhologiya i pravo. - 2013. -№ 2. - S. 22-32.
4. Penetova Ye. V. Graffiti kak fenomen gorodskoy kul'tury. Iskusstvo ili vandalizm? // Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta. - 2016. - № 2 (74). - S. 89-92.
5. Vorotnikova A. I., Denisenko K. A., Yeliseyeva V M. Graffiti - iskusstvo ili vandalizm? / Formirovaniye gumanitarnoy sredy v vuze: innovatsionnyye obrazovatel'nyye tekhnologii. Kompetentnostnyy podkhod. -T. 3. - Perm': Permskiy natsional'nyy issledovatel'skiy politekhnicheskiy universitet, 2013. - S. 210-215.
6. Trifonova K. A., Gafurov M. Yu. Graffiti: iskusstvo ili pravonarusheniye / Aktual'nyye voprosy teorii i praktiki v deyatel'nosti podrazdeleniy politsii : materialy vnutrivedomstvennogo nauchno-prakticheskogo seminara. - Moskva: Olimp, 2017. - S. 137-141.
7. Bashkatov I. P., Strelkova T. S. Kharakteristiki molodozhno-podrostkovogo graffiti // Sotsiologicheskiye issledovaniya. - 2006. - № 11. - S. 141-145.
8. Lantukh E. V. Ispol'zovaniye spetsial'nykh znaniy v oblasti graffiti pri rassledovanii prestupleniy / Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh usloviyakh : sbornik materialov KHKH
Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Irkutsk, 28-29 maya 2015 g.). - Irkutsk : Vostochno-Sibirskiy institut MVD Rossii, 2015. - S. 13-17.
9. Zhizhina M.V. Taktiko-metodicheskiye osnovy sledstvennogo osmotra i naznacheniya ekspertizy v otnoshenii dokumenta na bumazhnom nositele // Vestnik Universiteta imeni O. Ye. Kutafina (MGYUA). -2021. - № (2). - S. 124-131. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.78.2.124-131
10. Bobovkin M. V., Ruchkin V A. Osnovnyye tendentsii razvitiya sudebno-pocherkovedcheskoy ekspertizy v Rossiyskoy Federatsii // Sudebnaya ekspertiza. - 2018. - № 1 (53). - S. 33-41.
Статья поступила в редакцию 01.03.2021; одобрена после рецензирования 25.08.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted March 01, 2021; approved after reviewing August 25, 2021; accepted for publication December 10, 2021.