DOI: 10.30842/ielcp2306901528007
А. П. Бехтер
СПб ИИ РАН, Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Ю. И. Ильина
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
iouliaiiliyana@gmail. com
ГРАФФИТИ И ДИПИНТИ ИЗ РАСКОПОК Е. И. ЛЕВИ И А. Н. КАРАСЕВА. 5. АРХАИЧЕСКИЙ АБЕЦЕДАРИЙ
В статье публикуется найденный при регулярных раскопках на территории Ольвии фрагмент ножки аттического чернолакового килика 550-530 гг. до н. э. На внешней стороне подставки вырезан алфавитный ряд ABГAEFZH0IKЛMNSOПQPETYX<Ф>YQ^, на стволе ножки видны остатки рандомного набора букв —]Х5??[—], вырезанных той же рукой, что показывает, что надпись была нанесена на сосуд в период его активного использования, т. е. не позднее последней трети VI в. до н. э. По набору букв граффито представляет собой восточно-ионийский алфавитный ряд, включая «мертвые буквы», использовавшиеся в качестве цифровых обозначений так называемого «милетского» цифрового ряда. В то же время форма мю, точно воспроизводящая финикийский прототип, фиксируется лишь в очень ограниченном кругу алфавитов западной ветви (Южная Эгеида, Эвбея и ее западные колонии); характерны для западной группы также формы дельты и пси. То же относится и к неправильному с точки зрения ионийского алфавита порядку не-финикийских литер ХФ¥. На оборотной стороне подставки другой рукой и в более позднее время вырезано еще одно граффито: A©M | ЕТ. Надпись может быть понята как частновладельческая, но скорее она имеет магический характер.
Ключевые слова: Северное Причерноморье, Ольвия, античная эпиграфика, граффити, абецедарий, восточно-ионийский алфавит.
A. P. Bekhter
Saint Petersburg Institute of History. [email protected]
Yu. I. Il'ina
State Hermitage. [email protected]
Graffiti and dipinti from the excavations of E. I. Levi and A. N. Karasev. 5. Archaic abecedarium
In the article, we are publishing a fragment of the lower part of an Attic black-glazed kylix, dated 550-530 BCE, found during regular excavations on the territory of Olbia. On the outer side of the foot, an alphabetical set is cut: ABrAEFZH0I^MNSOnQPETYX^>¥^. On the stem, remains
of random letters —]Х/НЕ?[—] are visible. They are cut by the same hand, which means that the inscription was carved on the vessel during the period of its active use, i.e. not later than the last third of the VI century BCE. According to the set of letters, the graffiti represents the Eastern Ionian alphabet, including the "dead letters" waw, koppa and sampi. At the same time, the mu form which accurately reproduces the Phoenician prototype is fixed only in a very limited range of alphabets of the western branch (Southern Aegeid, Euboea and its western colonies); the delta and psi forms are also characteristic of the western group. The same applies to the order of the non-Phoenician letters ХФ¥, which is non-alphabetic from the point of view of the Ionian alphabet. On the back of the foot, another hand, of a later time, carved another graffiti: А0М | ET. This inscription can be understood as a mark of private ownership, but it is more likely to be of magical character.
Keywords: the Nothern Black Sea Region, Olbia, ancient epigraphy, graffiti, abecedary, East Ionian alphabet.
Мы продолжаем знакомить научную общественность с материалами из раскопок Е. И. Леви и А. Н. Карасева, в свое время переданными для работы Ю. Г. Виноградову, которые, однако, так и не были полноценным образом опубликованы1.
Наш предмет был найден в 1974 г. при регулярных раскопках Ольвийского городища на участке Е 4, кв. 818, в яме № 15, пол. № Ол-74.1785. На участке Е4 было выявлено три ямы, относящихся к периоду поздней архаики: 13, 15 (кв. 818), 18 (кв. 819). Все они датируются концом VI — началом V в. до н. э., во всех встречаются обломки чернолаковых киликов конца VI в. до н. э.2
Перед нами фрагментированная ножка аттического черно-лакового килика, т. е. дорогая импортная посуда: уцелели подставка и начало перехода к стволу. Судя по диаметру ножки — 9,5 см, сосуд довольно крупный, восстанавливаемый диаметр чаши — 23 см. По профилю этот фрагмент без сомнения принадлежит килику типа lip-cup или band-cup с глубокой чашей на высокой ножке и горизонтальными ручками, различавшихся оформлением края чаши: у типа lip-cup он оставался в цвете глины, а у типа band-cup был покрыт лаком. Эти килики су-
1 Историю и обзор входящих в коллекцию предметов см.: Bekhter, П'шя 2020: 907-909.
2 Леви Е. И., Карасев А. Н. Полевой отчет Ольвийской экспедиции за 1974 г. РО НА ИИМК РАН. Ф. 35. Оп. 1. Д. 158. С. 32-34.
ществовали синхронно в период 565/560-530/520 гг. до н. э.3, появление последнего типа обычно относят на несколько лет позже, большинство киликов типа band-cup датируются 550520 гг. до н. э.4 Поскольку верхняя часть сосуда утрачена, определить принадлежность к тому или иному типу затруднительно. Однако, исходя из того, что килики типа band-cup в Ольвии были найдены в гораздо большем количестве, чем типа lip-cup (лучшие их образцы представлены посвятительными дарами Аполлону Дельфинию в ботросах на теменосе, исследовавшихся в 1973-1974 гг.5, можно предположить, что и этот фрагмент следует отнести к типу band-cup. По большей части килики этого типа были украшены росписью6, хотя известно и небольшое число киликов типа band-cup без росписи7. Видимо, наш объект следует датировать в широком диапазоне 550-530 гг. до н. э. из-за отсутствия частей с росписью, которая позволила бы уточнить его датировку.
На внешней стороне подставки по кругу вырезан полный абецедарий (рис. 1, 1а); на стволе ножки хорошо просматриваются остатки букв, также нанесенные по кругу, однако, они, как кажется, не составляют правильного алфавитного ряда: хорошо видна полностью сохранившаяся сампи, но находящаяся перед ней фрагментированная буква может быть только нижней частью эпсилона. На противоположной стороне ножки также фиксируются остатки букв, первая из которых может быть нижней частью крестообразной хи или кси, а вторая — фрагментом сигмы (прямая, а не наклонная нижняя горизонталь может объясняться трудностью написания на покатой поверхности). Таким образом, перед нами не второй алфавитный ряд, а ран-домный набор букв.
ABrAEFZH@I^MNHOnQPITYX^>¥ft^ ^Б[---]Х/Н1?[---]
Для Ольвии рассматриваемое граффито представляет собой единственный полный алфавитный ряд; известны также три
3 Cook 1992: P. 82; Boardman 1974: 61.
4 Cook 1992: 82; Boardman 1974: 61.
5 Levi 1985: 67-68, fig. 49, 1-3; fig. 50, 1-2.
6 Beazley 1932: 167-204.
7 Sparkes, Talcott 1970: 90, Pl. 18, Fig. 4; 262, kat. 389-391.
надписи, содержащие начальный сегмент алфавита8. Все они также нанесены на донца чернолаковых сосудов VI-V вв. н. э.
С точки зрения жанровой принадлежности все надписи, содержащие алфавитные ряды, распадаются на две группы: магического характера и ученические упражнения, причем отличить одно от другого бывает непросто. Из перечисленных выше ольвийских памятников к жанру magica, видимо, принадлежит первый, где за АВГД01КН следует рандомный набор букв, включая сампи, которую издательница описывает как «перевернутый эпсилон», а на оборотной стороне подставки ножки также хаотично вырезаны буквы. Две следующие надписи Яйленко трактует как ученические записи: ретроградно вырезанное АВГД© и присутствующий на обеих сторонах обломка хаотичный набор букв, в котором с уверенностью можно разобрать только АВГД; надо отметить, что первоиздатель И. И. Толстой определял граффито как магическое9. В целом можно отметить смену тенденций: если в первой половине XX в. граффити, содержащие сегменты алфавитного ряда, особенно нанесенные на чернолаковую посуду, трактовались как надписи магического характера10, то в последнее время они рассматриваются как ученические упражнения11.
В нашем случае, поскольку благодаря наличию второй надписи, поднимающейся вверх по стволу ножки, совершенно очевидно, что текст был нанесен на еще целый килик, вариант с ученической записью должен быть отброшен.
Нанесение алфавитных рядов на различные сосуды было достаточно распространенной практикой. Известны как варианты, подобные нашему, когда абецедарий процарапывался на донце или стенках сосуда, так и выполненные в технике дипинто. Алфавитные ряды могли наноситься на сосуды, выполнявшие функцию вотивных приношений, используемые в домашних святилищах или в магических ритуалах; не стоит, видимо, сбрасывать со счетов и фактор «чистого удовольствия от овладения новым навыком» (Lang 1976: 6.).
8 Rusyaeva 2010: 128-19, № 98 (Tab. 44, 5; 46, 1); Yailenko 1980: 94, № 102 (SEG XXX 951); Yailenko 1980: 95, № 103 (SEG XXX 954).
9 Tolstoy 1953: 40-41, № 59.
10 Tolstoy 1953: 40-41, № 59; 136-137, № 240.
11 Yailenko 1980: 94-95, № 102-105; Zavoykina 2017: 145-151.
Что касается датировки, то, как уже было сказано выше, наличие второй надписи показывает, что надпись была нанесена на целый сосуд, в период его активного использования, т. е. не позднее последней трети VI в. до н. э.
Граффито представляет собой полный восточно-греческий ионийский алфавит, содержащий дополнительно «мертвые буквы»: вау, коппу и сампи, использовавшиеся в качестве цифровых обозначений так называемого «милетского» числового ряда. В севернопричерноморском регионе, зоне милетской колонизации, для периода VI-V вв. до н. э. зафиксированы случаи употребления коппы и сампи в качестве вполне «живых» букв12. Надпись вырезана довольно аккуратно, но в самом конце автор все же не избежал ошибок: в фи не прочерчена вторая дужка, из-за чего буква сделалась похожей на ро, в пси, наоборот, добавлена лишняя горизонталь. Набор букв абсолютно идентичен найденному на Самосе абецедарию, датирующемуся са. 660 г. до н. э.13, т. е. уже к середине VII в. до н. э. восточно-ионийский алфавитный ряд был полностью сформирован, включая такие знаки как О и ^14.
Однако внешний вид и последовательность отдельных литер демонстрируют серьезные отклонения от восточной группы алфавитов. Если говорить о палеографии, то прежде всего обращает на себя внимание форма мю, полностью воспроизводящая финикийский прототип. Такое начертание
12 Коппа в ольвийских надписях, как кажется, не засвидетельствована, но известна на Боспоре (Пантикапей, кон. VI-V в. до н.э.): Qo^xo (Marchenko 1968: 41, рис. 1). Сампи в Ольвии представлена в упомянутой выше магической надписи (Rusyaeva 2010: 128-129, № 98, также она фиксируется в качестве вполне «живой» буквы в свинцовом письме середины VI в. до н.э., найденном на Березани (Dana 2021: 106-110, № 23, fig. 64): а^а. На Боспоре присутствует в граффито рубежа V-IV вв. до н.э., происходящего из Зенонова Херсонеса (Blavatskaya, Rosov 1985: 121, рис. 2): тресте^, ¿Kxqvxe^o^.
13 Guarducci 1967, 265, fig. 119.
14 О фонетическом значении и происхождении сампи см.: Brixhe 1996, 59-60; Wachter 1998: 5-6; Willi 2008: 419-422. За пределами ряда ионийских полисов и их колоний для сампи в нечисловом значении зафиксированы только сомнительный случай с афинским кубком Нессоса, ca. 615 (Threatte 1980: 24, 1.014) и МЕ^А на монетных легендах мегарской колонии Месембрии, имевших хождение в 450350 г. до н. э. (Jeffery 1961: 368).
фиксируется только в локальных алфавитах Южной Эгеиды (Кипр, Мелос, Сикинос) и на Эвбее (а также в италийских эвбейских колониях)15; во всех других центрах мы видим различные вариации четырехчастной формы этой буквы. Форма дельты также нехарактерна для Додекаполиса, неизвестна в причерноморских колониях, но фиксируется в локальных алфавитах преимущественно западной ветви (Эвбея, Беотия и т. д.)16, особенно популярна она была в италийских колониях, став в итоге прототипом D в латинском алфавите (Guarducci 1967: 90). Также и пси с укороченными боковыми наклонными и удлиненной срединной вертикалью характерна для «красных алфавитов» (Guarducci 1967: 101). Что касается остальных литер, то их внешний вид вполне типичен для восточно-греческого алфавита, можно отметить только комбинацию весьма архаичных и прогрессивных форм. Ипсилон в форме V характерен именно для второй половины VI в. до н. э., нередко встречается в ольвийских граффити этого периода, исчезая в V в. до н. э.17 Хи крестообразной формы также указывает на относительную древность: такая форма буквы активно используется на протяжении VI-V веков, вплоть до начала IV в. до н. э. (нельзя не отметить, что в ольвийской палеографии этот тип не зафиксирован: даже в документах VI в. хи имеет форму косого креста). Боковые наклонные сигмы раскрыты под очень широком углом, что также является индикатором древности. Лямбда с прямой левой гастой и слегка укороченной правой наклонной указывают на конец VI — начало V в. до н. э.18 При этом в надписи присутствуют тета с точкой, а не с крестом по центру, и эпсилон с прямыми, а не наклонными горизонталями, хотя для второй половины VI в. ожидались бы два последних
варианта19.
15 Jeffery 1961: 31, 79, 308-309
16 Jeffery 1961: 79, 89, а также table of letters.
17 Rusyaeva 2010: 220-221, Табл. 4, 1, Табл. 5, 1; Dana 2021: 125-138, № 26, fig. 76 (конец VI в. до н. э.); 138-142, № 27, fig. 81 (начало V в. до н. э.).
18 Rusyaeva 2010: 26, Табл. 4, 2 (кон. VI — начало V в. до н.э.); 33-34 (вторая-третья четверть V в. до н. э.); Bekhter, Il'ina 2220: 920, № 10, fig. 10 (ca. 500).
19 Rusyaeva 2010: 218-219, Табл. 2, 2 (3-я четверть VI в. до н.э.), Табл. 3, 2 (кон. VI в. до н.э.); Табл. 16, 5 (посл.четверть VI в. до н.э.); Табл.
Второй обращающий на себя внимание момент: неправильная с точки зрения восточно-ионийского диалекта последовательность ХФ¥, при том что все прочие буквы занимают привычные места. Самым простым решением было бы видеть здесь простую описку, тем более что, как было показано выше, именно в этом сегменте надписи концентрируются ошибки. Однако присутствие в граффито нехарактерных для данного региона букв заставляет рассмотреть и другие варианты.
Последовательность и фонетическое значение не-финикийс-ких букв легли в основу предложенной Кирхгофом классификации древнегреческих алфавитов: восточные, содержащие последовательность ФХ¥ с фонетическими значениями соответственно ph, kh, ps, и западные с последовательностью X (=ks), Ф (=ph), Y (=kh) (Kirchhoff 1887). Как отметила М. Гвардуччи, классификация Кирхгофа до сих пор сохраняет актульность, но «было бы ошибкой рассматривать ее как систему жестких барьеров, которая не допускает взаимное проникновение и обмен между различными секторами» (Guarducci 1967: 82). Наш абецедарий, фиксирующий смешение элементов западной и восточной ветвей древнегреческого алфавита, демонстрирует как раз такое взаимопроникновение.
Известные и другие «гибриды» подобного рода. На бео-тийском кубке неизвестного происхождения (420 гг. до н. э.) в технике дипинто дважды нанесен беотийский алфавитный ряд с соответствующим набором и формой букв, однако, завершающийся последовательностью ХФ¥^20. С Афинской агоры происходит абецедарий, и типологически, и хронологически наиболее близкий к публикуемому: как и в нашем случае алфавит нанесен на внешнюю сторону подставки ножки чернолакового килика начала V в. до н. э. по кругу, так что его конец перекрывает начало; объект пострадал гораздо сильнее ольвий-ского: уцелело менее половины ножки (Lang 1976: 7, A3). Финальная часть алфавитного ряда выглядит как ХФ^ (последовательность, по словам самой М. Лэнг, «не имеет параллелей»), а вау имеет не привычный нам вид р, а форму квадратной сигмы, не известную в Аттике, но характерную для
27, 1-3 (2-я пол. VI в. до н. э.); Dana 2021: 142-150, № 28, fig. 84 (ca. 500-450).
20 Jeffery 1961: Pl. 10, 20.
алфавитов западной ветви: Эвбеи и ее западных колоний, Беотии, Фессалии (Гейму 1961: 79, 89, 96).
Во всех этих случаях мы наблюдаем сходную картину: присутствие в достаточно грамотно выписанном алфавитном ряду нехарактерных для него элементов из другой группы локальных алфавитов. В нашем случае автором граффити, судя по уникальной форме мю в сочетании с в целом ионийским обликом абецедария, должен быть выходец с Эвбеи или из какой-либо из ее западных колоний, тем более что последовательность ХФ¥ фиксируется в трех абецедариях эвбейского происхождения, найденных в Этрурии21, два из которых предположительно датируются 650-600, а один — 550-500 гг. до н. э., а в начале V в. до н. э. носитель эвбейского варианта алфавита, судя по всему, посетил Фанагорию22. Является ли присутствие нетипичных для неионийских алфавитов букв результатом длительного пребывания переселенца в ионийской языковой среде или трансформация алфавитного ряда произошла еще на родине автора граффито, сказать трудно; в любом случае наш абеце-дарий демонстрирует возрастающее влияние «синих» алфавитов на прочие, что в итоге создало возможности для формирования койне.
Нельзя не отметить, что инверсия ХФ неоднократно фиксируется в алфавитных рядах, происходящих из причерноморских центров: 1) [АВГД]НЕ@1К[ЛМ^]ОПР1ТСХ[Ф¥О] (Тира, V-IV в. до н. э.)23; 2) АВГД| ЕДН© |УКЛМ|КЕОП | РТЭТ | ХФ¥ (Тира, ^^ в. до н. э.)24; 3) ABГEДШYKЛMNHOПРIТYХ-[Ф¥О] (Тира, ^^ в. до н. э.)25; 4) ABГEДH©YKЛMNHOП-РEТYХ[Ф¥Q] (Тира, классический/эллинистический период)26; 5) АГВЕ^ШЖЛМ^ОПРГГСХФ^О (Феодосия, ^^ в. до
21 Jeffery 1961: Pl. 49, 19, 20, 22.
22 Lang 1976: 23; Yailenko 1980: 95, № 103 (SEG XXX 954), ср. IGDOP: 82-82, № 41; Vinogradov 2001: 103-104.
23 Античн. Tyras, совр. Белгород-Днестровский. Dana 2009: 79, № 5; ср.: Yailenko 1987: 56, № 2.
24 Dana 2009: 79, № 6; ср.: Yailenko 1987: 56-57, № 3.
25 Yailenko 1987: 55-56, № 1.
26 Dana 2009: 80, № 8; надпись известна только по прорисовке (fig. 13), где представлены буквы очень архаичных форм: сигма с широко раскрытыми боковыми наклонными и крестообразная хи — в сочетании с более прогрессивными. Возможно, датировка требует коррекции.
н. э.)27. Бо льшая часть (если не все) приведенных текстов трактуются как ученические упражнения, причем многие из них содержат другие ошибки как фонетические (ипсилон вместо йоты, дельта вместо дзеты), так и механические: пропуск или инверсия букв. Если нарушение последовательности ХФ считать простой опиской, то неизбежно возникает вопрос: почему именно эта ошибка является наиболее частотной? Возможно, мы недооцениваем влияние носителей «красных» алфавитов, присутствовавших среди переселенцев в Причерноморье?
Еще один вопрос, не имеющий на настоящий момент ответа: как неоднократно засвидетельствованная вариативность в последовательности последних литер алфавитного ряда соотносилась с цифровым значением букв «милетского» числового ряда, где Ф = 500, а Х = 600?
На внутренней стороне основания ножки килика также присутствует граффито, выполненное другой рукой (рис. 2, 2а). А©М
ЕТ
Надпись вырезана достаточно небрежно, палеография не демонстрирует каких-либо архаических элементов, напротив, тета овальной формы с черточкой по центру указывает уже на эллинистический период, хотя несколько раз такая форма фиксируется в позднеархаический период28. Надпись можно было бы рассматривать как частновладельческую, содержащую аббревиатуры имени и патронимика, однако, этому препятствует небольшой размер букв и их размещение, нехарактерные для меток собственности. Кроме того, имена, начинающиеся на А0ц- (в принципе крайне редкие, LGPN для всех регионов античного мира дает только три примера) и 'Ет-, в Северном Причерноморье неизвестны. Скорее, надпись носила магический характер: видны попытки дополнительной разметки, а читающееся в верхней строке А©М перекликается с А©, несколько раз процарапанном на внутренней стороне упомянутого выше ольвийского чернолакового килика, внешняя сторона
27 Shtem 1897: 185-186, № 63 (Штерн определяет последнюю в ряду букву как эту, но, скорее всего, это все же крайне небрежно прочерченная омега); ср.: Yailenko 1987: 57, № 9.
28 ОшМиса 1967: 380.
которого содержит сегментированный алфавитный ряд 29 . Второе граффито, как видим, существенно моложе абецедария и, если принять интерпретацию его как магического, могло быть нанесено и на уже разбитый сосуд: такого роды объекты, имеющие круглую форму, нередко с просверленным по центру отверстием, с буквенными и рисуночными изображениями, были весьма распространены среди ольвиополитов.
Литература
Bekhter, A. P., Il'ina, Yu. I. 2020: [Graffiti and dipinti from the excavations of E. I. Levi and A. N. Karasev. 1. Public ownership graffiti].
Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 80(4), 907-924. Бехтер А. П., Ильина Ю. И. Граффити и дипинти из раскопок Е. И. Леви и А. Н. Карасева: 1. Общественно-владельческие граффити. ВДИ 80(4), 907-924. Blavatskaya, T. V., Rosov V. N. 1985: Graffiti of the zenonits Epigraphic materials of ancient Asia Minor and the Ancient Northern and Western Black Sea Region as a historical and linguistic source. М., 115-135.
Блаватская, Т. В., Розов, В. Н. 1985: Граффити зенонитов Эпиграфические памятники древней Малой Азии и античного Северного и Западного Причерноморья как исторический и лингвистический источник. М., 115-135. Beazley, J. D. 1932: Little-master cup. JHS 52 (2), 167-204. Boardman, J. 1974: Athenian black figure vases. Oxford Brixhe, C. 1996: Phonétique et phonologie du grec ancien. Vol. I. Paris. Cook, R. M. 1992: Greek painted pottery. London. Dana, М. 2009: Alphabets et exercises scolaires dans deux cites du Pont
oust: Istros et Tyras. ZPE 171, 71-82. Guarducci, M. 1967: Epigrafia graeca. Vol. I. Roma. Jeffery, L. 1961: The Local Scripts of Archaic Greece. Oxford. IGDOP = Dubois L. Inscriptions grecques dialectales d'Olbia du Pont. Geneve, 1996.
Kirchhoff, A. 18874: Studien zur Geschichte des griechischen Alphabets. Gütersloh.
Lang, M. 1976: Graffiti and Dipinti. (Athenian Agora, XXI). Princeton. Levi, E.I. 1985: Ol'viya. Gorod epokhi ellinizma [Olbia. The City of the Hellenistic Period], Leningrad. Леви, Е. И. : Ольвия. Город эпохи эллинизма. Л. Marchenko, I. D. 1968: Excavations in Panticapaeum in 1959-1964 Proceedings of the State Museum of Fine Arts [Soobscheniay Gosu-darstvennogo Muzeya istorii izobrazitel'nych iskusstv] IV, 27-53.
29 Rusyaeva 2010: 128-19, № 98 (Tab. 44, 5; 46, 1).
Марченко, И. Д.: Раскопки Пантикапея в 1959-1964 гг.
Сообщения ГМИИ IV, 27-53. Rusyaeva, A. S. 2010: Graffiti Ol'vii Pontiyskoy [Graffiti of Olbia Pontica]. Simferopol.
Русяева, А. С.: Граффити Ольвии Понтийской. Симферополь. Shtern, E. R. 1897: Graffiti on antique South Russian vessels Zapiski Odesskogo Imperatorskogo obschestva istorii I drevnostey [Proceedings of the Odessa Imperial Society of History and Antiquities] 20, 163-190.
Штерн, Э. Р.: Graffiti на античных южнорусских сосудах. ЗООИД 20, 163-190.
Sparkes, B. A., Talcott, L. 1970: Black and Plain Pottery of the 6th, 5thand 4th Centures B. C. (The Athenian Agora, XII). Princeton; New Jersey.
Vinogradov, Yu. G., 2001: An Euboean visiting Phanagoria Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 103-104. Виноградов, Ю. Г.: Визит эвбейца в Фанагорию. ВДИ 1, 103104.
Wachter, R. 1998: Eine Weihung an Athena von Assesos Epigraphica
anatolica, 30, 1-8. Willi, A. 2008: Cows, Houses, Hooks: The Graeco-Semitic Letter Names as a Chapter in the History of Alphabet The Classical Quaterly 58 (2), 401-423.
Yailenko, V.P. 1980: [Graffiti from Leuka, Berezan and Olbia]. Vestnik
drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 75-116. Яйленко, В. П. Граффити Левки, Березани и Ольвии (окончание). ВДИ 3, 75-116.
Yailenko, V. P. 1987: Primary school education in the ancient Greek cities of the Northern Black Sea region. Cultural monuments. New discoveries. Writing. Archaeology. Art. М., 54-60. Яйленко, В. П.: Начальное школьное образование в античных греческих городах Северного Причерноморья. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Археология. Искусство. М., 54-60. Zavoykina, N. V. 2017: Two abecedaria of late archaic period from Phanagoria Problemy istorii, philologii, kul'tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 4, 145-151. Завойкина, Н. В.: Два abecedaria позднеархаического времени из Фанагории. Проблемы истории, филологии, культуры 4, 145-151.
I ! М I
Рис. 1. Абецедарий. Фотография Ю. И. Ильиной. Рис. 1а. Абецедарий. Прорисовка Ю. К. Роговой.
I 1 I ' |
Рис. 2. Граффито на внутренней стороне подставки.
Фотография Ю. И. Ильиной. Рис. 2а. Граффито на внутренней стороне подставки. Прорисовка Ю. К. Роговой.