Научная статья на тему 'Граф Ж. -Ж. Де Селлон: от женевского общества мира к организации объединенных наций'

Граф Ж. -Ж. Де Селлон: от женевского общества мира к организации объединенных наций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФ Ж.-Ж. ДЕ СЕЛЛОН / COUNT J.-J. DE SELLON / ПАЦИФИЗМ / PACIFISM / ЖЕНЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО МИРА / GENEVA РEACE SOCIETY / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / INVIOLABILITY OF A HUMAN LIFE / ПРОТЕСТАНТИЗМ / PROTESTANTISM / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / ООН / UNITED NATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таньшина Наталия Петровна

Цель работы заключается в изучении жизни и деятельности известного швейцарского общественного деятеля и публициста графа Ж.-Ж. де Селлона (1782-1839), который стоял у истоков европейского пацифизма, был создателем первого на европейском континенте Общества мира и которого по праву можно именовать предвестником «духа Женевы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The count J.-J. de Sellon: from Geneva peace society to United Nations

The purpose of the article is to investigate the life and work of the Swiss philanthropist and publicist count J.-J. de Sellon, who stood at the origins of the European pacifism, was the founder of the first Peace society on the European continent, and who can rightly be called the harbinger of the “spirit of Geneva”.

Текст научной работы на тему «Граф Ж. -Ж. Де Селлон: от женевского общества мира к организации объединенных наций»

Н.П. Таньшина

ГРАФ Ж.-Ж. ДЕ СЕЛЛОН: ОТ ЖЕНЕВСКОГО ОБЩЕСТВА МИРА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Цель работы заключается в изучении жизни и деятельности известного швейцарского общественного деятеля и публициста графа Ж.-Ж. де Селлона (1782-1839), который стоял у истоков европейского пацифизма, был создателем первого на европейском континенте Общества мира и которого по праву можно именовать предвестником «духа Женевы».

Ключевые слова: граф Ж.-Ж. де Селлон, пацифизм, Женевское Общество мира, неприкосновенность человеческой жизни, протестантизм, либерализм, ООН.

Вплоть до начала XIX столетия вопросы войны и мира являлись прерогативой монархов, государственных деятелей и философов. Только после окончания эпохи Французской революции и наполеоновских войн по инициативе снизу на Западе возникают общественные неправительственные пацифистские ассоциации. Объединение граждан в общества под названием «Друзья мира» началось в Великобритании и США. В обеих странах их организацией занимались главным образом лидеры протестантской церкви, то есть люди либеральные, здравомыслящие, стремившиеся претворить в жизнь заповеди Евангелия и выступить против бессмысленной смерти ради абстрактных государственных интересов.

На территории континентальной Европы первой открыто признанной организацией такого рода стало Общество мира, созданное в Женеве в декабре 1830 г. графом Жан-Жаком де Селлоном (1782-1839). Имя этого человека, стоявшего у истоков европейского пацифизма, предвестника «духа Женевы», в России да и в мире

© Таньшина Н.П., 2014

известно разве что узкому кругу специалистов по истории пацифизма. В отечественной историографии нет ни монографии, ни даже статьи о жизни графа де Селлона. В зарубежной науке ему повезло немногим больше, и несмотря на обширное документальное наследие графа, книги, посвященной его деятельности, тоже нет1. Даже на мемориальной табличке на стене женевского особняка графа Селлона на улице де Гранж упоминается не его имя, а имя создателя единого итальянского государства графа Камилло Бен-зо Кавура. Дело в том, что Кавур приходился племянником графу Селлону.

Вся жизнь Ж.-Ж. де Селлона, родившегося в 1782 г. в Женеве, была связана с этим городом, который он считал колыбелью «великих идей и великих людей». Жан-Жак был выходцем из семьи французских протестантов, вынужденных покинуть родину после отмены в 1685 г. Нантского эдикта и начавшихся гонений на гугенотов. Селлоны влились в ряды женевской буржуазии и разбогатели на торговле шелком. Семья была не только богатой, но и влиятельной: дед Жан-Жака, Жан-Франсуа, владелец замка Алла-ман на берегу Женевского озера, являлся дипломатическим представителем при дворе французского короля Людовика XV. Отцу Жан-Жака австрийским императором Иосифом II в 1786 г. был пожалован титул графа Священной Римской империи.

Восторженный поклонник Наполеона Бонапарта, назначенный им по протекции сестер на должность камергера и возведенный в кавалеры ордена Воссоединения, граф де Селлон являлся при этом убежденным пацифистом, противником любого насилия против человеческой личности. Еще в юности, путешествуя с родителями по Италии, он был впечатлен позитивными результатами отмены смертной казни великим герцогом Тосканским Леопольдом, и с тех пор идея борьбы за упразднение смертной казни и в целом против убийства человека человеком стала главной составляющей его жизни2.

Селлон был убежден, что насилие могло породить только насилие. В качестве противоположности опыту Тосканы он приводил пример из французской постякобинской истории, когда дети гильотинировали собак, кошек и кур, дабы воскресить в памяти воспоминания о кровавом зрелище, которого их недавно лишили3.

После смерти отца в 1810 г., являясь единственным наследником фамильного состояния, граф возвратился в Женеву, приняв во владение семейные земли, замок Алламан, недвижимость на улице де Гранж в Женеве, а также торговлю шелком. Когда в мае 1814 г.

швейцарский Сейм отправил свои военные контингенты на отражение французской армии генерала Суше, Селлон, чувствуя себя свободным от присяги, данной Бонапарту, занял должность командующего милицией: противник войны и любого насилия, убежденный сторонник идеи неприкосновенности человеческой жизни, он не менее активно отстаивал и священное право человека на защиту своих естественных прав.

Начиная с 1814 г. замок графа и его дом на улице де Гранж были открыты для европейских аристократов, представителей интеллектуальной и политической элиты. Среди его гостей были, например, многие члены семьи Бонапарт, императрица Жозефина, знаменитый пианист Ференц Лист и писательница Жорж Санд, министр иностранных дел России и первый президент независимой Греции граф Иоанн Каподистрия.

В 1816 г., после Реставрации в Женеве республики и ее присоединения к Швейцарской Конфедерации, Селлон стал членом высшего законодательного органа Женевы - Верховного представительного Совета, развив на этом посту бурную общественную деятельность. Являясь убежденным противником смертной казни, на протяжении десяти лет он обращался к Совету с предложениями ее упразднения. Поскольку все эти попытки оказались бесплодными, он решил изменить тактику, организовав в 1826 г. публичный конкурс на написание лучшей работы, посвященной идее необходимости отмены смертной казни4.

Главным методом деятельности графа де Селлона была публицистика. Он опубликовал десятки брошюр и ряд книг, среди которых две театральные пьесы. В центре его внимания были прежде всего вопросы, связанные с упразднением смертной казни и установлением прочного мира. Финансовое состояние графа позволяло ему распространять публикации бесплатно или отдавать доход от продажи книг в пользу исправительных учреждений.

Помимо активной публицистической деятельности Селлон организует многочисленные конкурсы по самым разным проблемам и является членом различных женевских и иностранных обществ.

Из всех инициатив, предпринятых графом де Селлоном, создание Общества мира явилось наиболее важным и значимым по последствиям не только для Женевы, но и для всего мира. Была создана первая на европейском континенте международная неправительственная организация, ставшая предшественником особого международного статуса Женевы. По его замыслу, общество должно

было функционировать на постоянной основе, а не созываться время от времени для решения возникающих споров5.

Катализатором обращения Селлона к вопросам войны и мира стали события 1830 г., а именно волна революций, прокатившаяся по Европе, вслед за Июльской революцией во Франции. Июльская революция вызвала волнения в некоторых швейцарских кантонах, всколыхнула Бельгию, итальянские государства, Польшу. Несмотря на то, что Селлон отвергал революционный способ действия, Июльскую революцию он оправдывал, воспринимая ее как логичное следствие антиконституционной политики Карла X, и подчеркивал ее прогрессивный характер. «То, что это событие породило прогресс, - писал он, - отвлекло меня от мысли об огромном потрясении, которое всегда производит в Европе ниспровержение системы наследования власти в великой монархии»6. Потрясенный последствиями революции в одной стране, спровоцировавшей общеевропейский хаос, граф активно погрузился в дело борьбы за мир между народами.

Революционные события в Европе, без сомнения, подвигли Селлона обратиться к проблематике пацифизма, но его пацифизм находился в прямой зависимости от воспитания, религиозности, а также юношеского опыта.

Идея неприкосновенности человеческой жизни составляла основу мысли, деятельности, борьбы Селлона за отмену смертной казни и за мир между народами. По его мнению, эта идея была присуща не только христианству, но и другим религиям. «Мы протестуем против уничтожения человека человеком, - отмечал он. -Эта мысль признается не только христианами всех конфессий, но и мусульманами, буддистами, представителями многих других религий, чьи священные книги требуют уважения к человеческой жизни»7.

Помимо морально-этических оснований приверженность Сел-лона делу борьбы за мир базировалась на его верности идеям экономического либерализма. Он писал: «Доктрина laissez faire, laissez passer представляется мне насущной необходимостью нашего времени, и единственная роль, которую может играть государство, заключается в максимальном развитии средств коммуникаций»8. Под «коммуникациями» Селлон имел в виду навигацию, развитие прессы и промышленности, а также использование телеграфа.

Общество мира, основанное 1 декабря 1830 г. в женевском особняке Селлона, состояло в основном из представителей женевской элиты. Ни британские пацифисты, ни парижские филантропы, ни

члены Женевского общества мира, ставшие первым поколением миротворцев, не проявляли интереса к массовому участию граждан в деле защиты мира. Пропаганда как главный метод действия была обращена лишь к тем, кто обладал властью и влиянием. Когда в 1840-х гг. участники чартистского движения заинтересовались антивоенной деятельностью, Английское общество мира проигнорировало их. Так же и Селлон связывал свои надежды исключительно с правящей верхушкой.

Устав Женевского общества мира в 875 экземплярах был разослан европейским монархам и политикам, в мэрии и различные общественные организации Европы и Америки9. Отклики не заставили себя ждать. Одобрительные письма пришли от прусского короля Фридриха-Вильгельма, короля Баварии Людовика, датского принца Христиана-Фредерика, бывшей королевы Голландии Гортензии, главы французского кабинета министров Казимира Перье. Английское и американское общества мира также направили свои приветственные послания. Таким образом, создавалась некая международная сеть, одним из организаторов которой был граф де Селлон.

Основным средством осуществления контактов с общественностью стал журнал «Архивы Женевского общества мира», основанный в 1831 г.10 Протестант и либерал, сторонник идеологического плюрализма, Селлон развивал идею о множественности путей достижения мира, призывая к свободной дискуссии на страницах журнала11.

Несмотря на то, что Общество мира базировалось на религиозных принципах, во главу угла были поставлены практические задачи. Проекты касались самых разнообразных сфер - от реформирования исправительных заведений до строительства каналов. Селлон полагал, что в век технической революции и прогресса экономические контакты и связи между нациями усиливались, что должно было стать почвой для сближения и преодоления кон-фликтов12. Войну Селлон отрицал не только как несовместимую с принципом неприкосновенности человеческой жизни, но и как противоречившую материальному развитию цивилизации. Будучи убежденным сторонником политики Наполеона I, чей военный гений никогда не вызывал у него сомнений13, Селлон негативно оценивал влияние наполеоновских войн на развитие частнопредпринимательской инициативы: «Если Европа сохранила благодарные воспоминания о полезных и славных деяниях правления Наполеона, то она отнюдь не забыла о том, что в те времена собственники не занимались строительством, не рисковали вкладывать капиталы

в дорогостоящие предприятия, опасаясь потерять все это в одночасье в условиях постоянной военной угрозы»14.

Являясь сторонником экономического прогресса, Селлон в то же время опасался негативных последствий развития военных технологий. «Невозможно понять, как главы великой цивилизованной нации не стесняются использовать капиталы, накопленные в результате труда и производства, в целях создания машин, предназначенных для уничтожения»15, - негодовал он. А его замечание о том, что сторонники войны как средства решения конфликтов, пытаясь оправдать военные изобретения, утверждают, будто бы «чем разрушительнее механизмы, тем ближе момент наступления мира»16, звучит очень современно.

Изучив изменения, произошедшие в сфере военной техники и технологии за годы революционных и наполеоновских войн, Сел-лон пришел к следующему выводу: «Война стала наукой, использующей все новейшие изобретения с целью создания максимально возможного зла. И какого зла, Бог мой! Зла непоправимого!»17.

Селлон был глубоко убежден, что войн в Европе можно избежать, если убедить правящую элиту в необходимости создания международной организации в Европе, некоего европейского правительства. Он выдвинул предложение сформировать федерации, включающие ряд стран, выделив германскую, славянскую и латинскую группы (эту идею впоследствии развили сторонники Дж. Мадзини). Но вместе с тем Селлон полагал, что и одна нация могла представлять целую группу стран. В частности, Франция могла представлять Испанию, Португалию, Италию, Бельгию и швейцарских французов, германская конфедерация - Голландию, немецкую Швейцарию, Швецию и Данию, Россия - Восточную Европу, включая Грецию. Для Селлона не имело значения, каким образом будет управляться страна. Дипломаты европейских государств должны были обращаться в правление с просьбой учредить суд для решения спорных вопросов, а все нации - подчиняться Декларации прав человека, согласно которой отменялись смертная казнь и право ведения войны. С некоторой подозрительностью относясь к современной ему демократии, Селлон не принимал во внимание требования национальной независимости народов. Даже борьба греков за независимость не вдохновила его, и он постарался нивелировать интерес, проявленный к освободительному движению его племянником Кавуром.

Селлон выделял три важнейших направления реформ, реализация которых, по его мнению, должна была привести к постепенной

трансформации общества: отмена смертной казни, упразднение постоянных армий и замена их соединениями милиции; создание международного арбитражного суда в целях урегулирования конфликтов между государствами и недопущения войны как средства их разрешения.

Достижение прочного мира, с точки зрения Селлона, было невозможно при сохранении регулярных армий - их следовало заменить на милицию. Он пытался убедить правящие элиты в том, что сокращение расходов на вооружения необходимо как для роста экономики, так и для социальных и культурных проектов, жизненно важных для человечества, и называл абсурдным такое использование людских ресурсов, как служба в армии в мирное время 3 млн человек. Экономическая выгода от упразднения постоянных армий была для него очевидной. Деньги, полученные от экономии жалованья военным, можно было направить на сокращение косвенных налогов, финансирование государством социальных проектов, поддержание внутреннего порядка и защиту внешних границ18. «Повсюду, - писал Селлон, - человек является производительным капиталом как для самого себя, так и для государства. Соответственно, повсюду государство заинтересовано в том, чтобы этот капитал работал. А что, спрашиваю я, производит солдат в мирное время? Не разрушает ли он капиталы в ходе войны? И какой капитал теряет государство, лишаясь самого человека, когда он погибает на поле битвы или становится инвалидом?»19.

Кроме того, военных, по мнению Селлона, можно было использовать для решения насущных социальных проблем - строительства дорог, мостов, каналов, создания пенитенциарных заведений, даже для колонизации Африки, в частности Алжира, к завоеванию которого приступила Франция.

В 1830 г. Женевское общество мира объявило конкурс на написание работы, посвященной борьбе за мир, победителем которого был признан профессор моральных и политических наук Цюрихского университета Ж.-Б. Сарториус, а его работа «Органон совершенного мира» была опубликована в 1837 г. в Цюрихе на средства общества20.

В том же 1837 г. Селлон выступил с инициативой проведения еще одного конкурса, теперь уже для женевской молодежи, которой предстояло ответить на вопрос о том, какие виды профессий и занятий могли стать альтернативой военной службе в тех странах, где постоянную армию должна была заменить временная милиция, как

это было в Швейцарии. Финал конкурса был назначен на 1839 г., но вручение приза не состоялось по причине смерти де Селлона.

Скоропостижная смерть графа в 1839 г. не позволила ему завершить многое из его начинаний. Однако зерна, брошенные им, попали на благодатную почву. Спустя всего лишь четыре года после смерти Селлона, в 1843 г., состоялся Первый международный конгресс мира, к учреждению которого он призывал. В 1871 г. Большой совет Женевы проголосовал за упразднение смертной казни. В следующем году в Женеве прошло заседание первого международного арбитражного суда, создание которого также явилось инициативой Селлона. Несомненное влияние его идеи оказали на Анри Дюнана, основоположника Общества Красного Креста и вдохновителя Женевской конвенции.

Весьма символично, что в бывшем имении графа, вилле ля Фнэтр, на территории женевского парка Ариана, где находится Дворец Наций, являвшийся до 1966 г. местопребыванием ООН, сейчас расположена европейская штаб-квартира генерального секретаря этой международной организации, у истоков которой стоял Жан-Жак де Селлон.

Дочь Селлона, Валентина, выступая в 1878 г. на Международном конгрессе мира в Париже, привела высказывание лорда Г.Дж. Пальмерстона о том, что «человек - это животное, воюющее с себе подобными», и выразила уверенность, что созыв конгресса дает основание полагать, что «человек - это животное, которое вскоре не будет воевать со своими собратьями»21.

Ближайшее время показало иллюзорность таких идей. Люди продолжали и продолжают убивать себе подобных, в том числе в глобальных и локальных военных конфликтах. Однако это не означает, что борьба за мир, за предотвращение уничтожения человека человеком, - все то, о чем думал и за что боролся граф де Селлон, является утопией и не имеет смысла.

Примечания

1 Можно назвать обстоятельную статью швейцарских ученых: Rens I., Giesen K.-G. Jean-Jacque de Sellon: pacifiste et précurseur de "l'espri de Genève" // Schweizerische Zeitschrift fur Geschichte. 1985. № 35, а также статью американского исследователя С. Купера, в центре внимания которого находится деятельность европейских обществ мира: Купер С. Деятельность Европейских обществ мира (1815-1871) // Пацифизм в истории. М., 1997.

2 Sellon J.-J. Quelques observations de M. de Sellon sur l'ouvrage intitulé: Nécessité du maintien de la peine de mort, tant pour les crimes politiques que pour les crimes privés. Genève, 1831.

3 Ibid. Р. 35-36.

4 Traduction littérale du Préambule du code de Léopold, grand-duc de Toscane au vertu duquele il a aboli la peine de mort dans ses Etats, accompagnée de quelques notes de M. de Sellon. Р. 3 // Sellon J.-J. Ecrits divers. Genève, 1832.

5 Sellon J.-J. Voeux adressés au futur congres. Genève, 1830. Р. 12.

6 Sellon J.-J. Recueil de lettres adressées aux Archives de la Société de la paix par son président // Sellon J.-J. Ecrits divers. Р. 200.

7 Цит. по: Rens I, Giesen K.-G. Op. cit. Р. 268.

8 Ibid. Р. 270.

9 Réglement de la Société de la paix de Genève // Sellon J-J. Ecrits divers.

10 Archives de la Société de la paix de Genève // Sellon J.-J. Ecrits divers.

11 Ibid. Р. 31.

12 Rens I, Giesen K.-G. Op. cit. Р. 269.

13 По крайней мере, в опубликованных работах Селлона не удалось обнаружить критических высказываний в адрес Наполеона Бонапарта как на посту Первого консула, так и императора.

14 Sellon J.-J. Réflections sur les suites probables de l'Arbitrage européen // Sellon J.-J. Ecrits divers. Р. 13-14.

15 Цит. по: Rens I, Giesen K.-G. Op. cit. Р. 270.

16 Sellon J.-J. Mélanges // Sellon J.-J. Ecrits divers. Р. 269.

17 Sellon J.-J. Recueil de lettres... Р. VI.

18 Sellon J.-J. Voeux adressés au futur congres. Р. 15.

19 Ibid. Р. 9.

20 Sartorius J.B. Organon des vollkommenen Friedens. Zürich, 1837.

21 Sellon V. Congrès international de la paix. P., 1878. Р. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.