УЕБТЫНС
мвви
УДК 711.4:1
Л.М. Скворцова
ФГБОУВПО «МГСУ»
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
Изложен историко-философский подход к проблеме взаимосвязи жизнедеятельности человека и городской среды обитания. В различные исторические эпохи меняются характеристики планировки и застройки городов. Темпы роста городов и городского населения в современных условиях заставляют обратиться к философским понятиям: движение, пространство, время, — которые все в большей мере становятся фундаментальными для практики градостроительства.
Ключевые слова: время, пространство, городская среда, пространственно-временное измерение, градостроительство.
Градостроительство как теория и практика планирования и застройки городов охватывает сложный комплекс общественно-экономических, экологических, эстетических сторон бытия человека [1]. В современных условиях городская среда характеризуется быстрыми временными изменениями пространства, так как все больше жителей стремится перейти в сферу налаженного промышленного производства, образования, обслуживания. Город притягивает к себе, открывая перед новоселами множество потенциальных возможностей, которых нет в сельских районах. Значимость городов и связанных с ними форм жизнедеятельности постоянно возрастает. Темпы роста городского населения вдвое превышают темпы роста общей численности землян на планете. Фундаментальным определением городской реальности становятся философские категории движения, пространства, времени, на основе которых должны вырабатываться материальные, социальные и духовные, в т.ч. архитектурные, ценности градостроительной культуры.
Взаимосвязь понятий движения, пространства и времени впервые была замечена еще в Древней Греции выдающимся философом Аристотелем [2]. Его жизнь и творчество приходятся на классический период — IV в. до н.э., когда философские идеи достигли апогея, а успехи искусства и архитектуры признаются образцами совершенства. Социальным фоном античных достижений послужила полисная демократия, победившая в наиболее развитых городах, институт самоуправления и обязательной общественной деятельности, гармония социальных и политических прав граждан. Открытые диспуты, беседы, встречи, в целом активное общение при обсуждении самых разных проблем формировали самодостаточную, уверенную в себе личность. Образ человека мудрого, мужественного, даже героического, находит воплощение в произведениях архитекторов, в направленности градостроительства. В ярко выраженных формах материализуются свойственные времени идеалы и ценности, мировоззренческие убеждения. Градостроительство впитывало социокультурные представления, свойственные философии и зарождающейся науке, и, в свою очередь, влияло на эти представления.
Изначально города возникали не только как оборонительные сооружения, центры ремесел, торговли, политики, но и как центры развития духовного производства, стремления людей к определенному типу нравственности и правового поведения, стремления к определенным образцам культуры. Городская застройка создавала особое социальное пространство, способствующее активности горожан, влияющее на духовный мир личности, пробуждая творческие способности человека, о которых он порой и не подозревал [3].
Центральная площадь народных собраний, храмы для ритуала священнодействия, сначала в простой дорической постройке, затем с величественными, изысканными ионическими ордерами — эти приметы времени способствовали духовному возвышению, обусловливали взгляды сознающего свое достоинство человека, философское видение мира. Философия была призвана осмыслить утвердившийся стиль жизни, воплощенный в чувственно-художественных формах градостроительства. Пространственно-временные отношения, представленные в предметной среде, нуждались в углубленном теоретическом подходе и обобщении. Эту задачу решает Аристотель.
Пространство и время философия определяет как всеобщие формы бытия материи, бытия всех процессов и явлений. Бытие невозможно без постоянного движения и изменения. Изменение — неотъемлемое свойство всей природы. По Аристотелю, движение надо считать осуществлением в действительности возможного, поскольку эта возможность есть энтелехия, осуществление существующего в потенции [4]. Энтелехия оказывается тем, что в своем осуществлении выражает завершенность целенаправленного процесса. Подобному выводу Аристотеля отвечала архитектура, которая присутствием своих творений, их расположением, функционированием действовала целенаправленно, организуя пространство жизнедеятельности человека. И впоследствии архитекторы, словно следуя аристотелевскому утверждению о действительности как целенаправленном осуществлении возможности, при работе над планировкой городских структур не только вносят в проекты господствующие в данный период представления о пространственных вариантах, отвечающих потребностям эпохи, но и демонстрируют устремленность в будущее, к желаемому совершенству.
Не все проекты выдерживают испытания реальностью. Можно вспомнить, например, английского социолога и архитектора Эбинзера Хоурда, который в начале ХХ в. высказал идею о строительстве города-сада. Это город с небольшим числом жителей, малоэтажной застройкой и огромными открытыми озелененными территориями, которые обеспечивают горожанам комфорт и единение с природой. Проект пытались внедрить во многих европейских городах, но дело ограничилось отдельными районами. Русские конструктивисты мечтали о городе-саде. Проект города-сада, как и другие в то время утопические проекты, не вполне или даже вовсе неосуществимые, все же не бесполезны. Утопии рождаются там, где назрели острые противоречия, проблемы, решения для которых не содержатся в зародыше наличной реальности. Но даже неосуществленные планы пробуждают полет фантазии архитекторов, их желание воплотить в жизнь классический принцип соотношения пользы, прочности, красоты.
Архитектура как самое философичное воплощение градостроительства в принципах устойчивости, статики, тектоники, отражении конструкций в художественном образе включает элементы движения в качестве концепции исторического времени.
М. Хайдеггер считал гениальным определение времени Аристотелем за то, что время у него связано с пространством. Аристотель вопрошает: в каком смысле время существует? Настоящее уже ушло в прошлое, другая составляющая еще пребывает в будущем. Прошлое и будущее постоянно отходят от времени, и если время существует, как оно может состоять из отошедших, несуществующих частей? Время связано с движением. Аристотель понимает движение в широком философском смысле как изменение вообще. Время невозможно без движения, но оно не есть движение, скорее это мера движения. Время измеряется движением, длительностью событий и явлений. Аристотель вводит значимое понятие «теперь», понимая его как границу, связывающую и разделяющую прошедшее и будущее [4, с. 78—83]. «Теперь» одномоментно, следовательно, оно должно быть закреплено где-то в пространстве, чтобы не исчезнуть.
С нашей точки зрения, время — «теперь» закрепляется, воплощаясь в объектах градостроительства. Так, формы архитектуры прекрасно иллюстрируют противоречивость времени, о чем говорит Аристотель. Формы архитектуры в качестве символа своей эпохи не изменяются во времени, знаменуют ушедшее настоящее, что выхвачено из непрерывного потока возникновения, становления, развития и разрушения конкретных предметов бытия. Но архитектура позволяет не только увековечить ушедшее время — «теперь», она через пластику изображения умеет передать движение и развитие, последовательность событий. Изменение как всеобщее свойство бытия оказывается условием жизненности архитектуры. В античности была разработана целая система изобразительных средств воспроизведения реальности, способных увековечить время в его неизменности и одновременно передать движение во времени за счет ритмики, перспективы, светотени. Например, «Дорифор» Поликлета — V в. до н.э. — насыщен движением, он вот-вот сорвется со своего места и ворвется в нашу эпоху. Античные колонны, арки, аркады, помещения в анфиладах «говорят» языком своего времени, диктуют способ восприятия современному человеку через определенный путь обзора, выбор соответственной точки зрения и т.д.
В современной философии понятие пространства характеризует протяженность объектов, их собственные и взаимные границы, место одного объекта среди других. Время понимается как длительность, скорость, ритм, последовательность явлений. Примечательно, что первоначально по определению античных теоретиков искусства, например Платона, ритм означал членение пространства в пропорциях статуи, а уже значительно позже стал означать упорядоченность отрезков времени. Иначе говоря, в античности пространство и время связывали через соизмеримость. Когда Аристотель размышляет о пространстве, он определяет его как место, занимаемое телами [4, с. 60—65]. В качестве такового оно — величина относительная. Без тел оно не существует. Некоторые философы современности в установленной Аристотелем зависимости материи — вещи — пространства видят предпосылки для создания в будущем теории относительности [5, с. 7—14].
Конкретизация пространственной сущности математикой привела к определению пространственных понятий точки, линии, отрезка, плоскости, объема. Аксиоматика Евклида способствовала представлению о трехмерном пространстве и философскому выводу об измеряемом мире. В архитектуре начинают использоваться линейная перспектива, система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости и наблюдательной перспективы, основанной на зрительском восприятии.
Обращенная к человеку, его материальным потребностям и эстетическому вкусу, практика градостроительства античности предусматривала организацию понятного и ясного пространства: прямоугольная система улиц, стройная гипподамова структура застройки свободных участков, разбивка города на удобные кварталы по профессиональной деятельности, элементы благоустройства и выделение общественных композиционных центров. Эта практика очень быстро начала распространяться во многих странах Европы и Азии. Но наступает эпоха Средневековья, и представления о пространстве и времени меняются, что отражается на застройке городов. В условиях господства христианской идеологии выдвигаются другие приоритеты: сотворение мира Богом, давшего развитие во времени, соотношение вечного, неизменного и текущего, настоящего. Провозглашается первенство духовного над материальным. Если в античности Аристотель размышляет о пространстве и времени в ответ на потребность осознания многоликих образов архитектуры, то в средние века религиозная философия сама навязывает зодчим задачи воплощения христианских идей и представлений в строительной застройке. Радиально-кольцевая система улиц средневековых городов как бы воспроизводит формы земли и неба. Специально организуется пространство для объединения верующих и совершения ритуалов. Вначале основным типовым храмом служит строгая в своей стилистике базилика, затем возводятся небывалые по высоте соборы, которые становятся центрами не только вероисповедования, но и вообще культурной жизни. Интерьеры соборов оформляются с особой тщательностью: стрельчатые арки, изящно изогнутые статуи, ажурные декоративные детали, витражи в оконных проемах — все подчинено единому порыву ввысь, к небесам, к Абсолюту.
Возврат к строительному опыту античности наступает в эпоху Ренессанса. Итальянский живописец и архитектор Рафаэль Санти лично контролирует все находки разрушенной греческой скульптуры. Свой восторг античной культурой он выразил в богатой композиционными ассоциациями известной фреске «Афинская школа», где под сводами храма у подножья фигур Аполлона и Афины вокруг Платона и Аристотеля собрались философы, художники, ученые. С легкой руки Рафаэля в Европе начинается увлечение античной историей и культурой. В это же время разрабатываются теоретические концепции градостроительства. Классическим считается труд Альберти «Десять книг о зодчестве». Он советует: где бы ни был расположен город, он должен быть наделен удобствами и лишен неудобств. Альберти припоминает сократовский совет, полезный для строителей: ту вещь мы должны считать наилучшей, которая сама по себе такова, что изменить ее можно только к худшему [6, с. 112].
Резкие изменения в градостроительстве происходят в XIX—ХХ вв. в связи с интенсивным развитием научно-технического прогресса, стихийным ростом
городов и возникновением новых пространственных форм для необычных, ранее неизвестных видов жизнедеятельности человека. Индустриальные и административные центры, скоростные магистрали, аэропорты, вокзалы, развлекательные и спортивные комплексы заполняют городские территории. Ради требований экономичности, быстрых темпов возведения объектов массовой жилой застройки приходится отказываться от исторической классики, эстетических традиций, гуманистической направленности архитектуры. Меняются пространственно-временные отношения, убыстряющийся разбег времени успевает запечатлеться в повторяющихся во многих городах типовых жилых застройках, порой без учета местного климата и особенностей естественных условий. Территория городов расширяется, но плотность застройки постоянно увеличивается, например, на одного москвича приходится в три раза меньше городской территории, чем на одного петербуржца. Вместе с ростом городов все сложнее становятся проблемы градостроительства и все труднее найти варианты их решения.
В античности в центре внимания градостроительства был человек. Ему принадлежали улицы как расширение личного пространства для встреч, общения, обмена мнениями. Сейчас улицы принадлежат машинам. Все меньше остается открытых пространств с хорошей просматриваемостью перспективы. Закрытое пространство формирует у человека на бессознательном уровне чувство заброшенности, одиночества, изолированности от мира и отчужденности от него. Даже при освоении новых городских районов проектировщики учитывают потребности настоящего времени, забывая о той возможности, которая уже зреет в действительности и готовится стать явью. Может быть, поэтому города превращаются в паркинги при сохранении дефицита на пространство для личного авто [7, с. 49—50]. Понятие жилой среды не сводится только к комфортным условиям жилой площади, наличию развитой инфраструктуры и даже парковочного места. Актуальными становятся ценности духовные, которые призвана формировать городская среда [8, с. 2—11]. Возникает необходимость в качествах городской застройки, способных вписаться в контекст человеческого фактора, т.е. в социально-психологические, визуальные, поведенческие аспекты восприятия пространственных объектов. Они должны быть узнаваемы, приняты как «свои», соответствовать духу времени, эстетически насыщенными, чтобы человек мог гордиться своим домом, районом, городом [9, с. 60—66]. В современной архитектуре создается потребность в новых подходах к городской застройке. Так, например, в европейских странах зарождается «эволюционная архитектура», начало которой положил Дж. Фрейзер. Он считает, что архитектурные формы должны соответствовать самой природе и культурологическим концепциям общества. Его проекты необычны, оригинальны, но первые пробы воплотить их в реальность уже состоялись [10, с. 2—6].
Библиографический список
1. Косицкий Я.В., Благовидова Н.Г. Основы теории планировки и застройки городов. М. : Архитектура-С, 2007. 76 с.
2. Нижников С.А. История философии. М. : ИНФРА-М, 2012. 336 с.
3. Марков В.В. Забота о себе в античной философии. Философская антропология. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
4. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. М. : Эксмо; СПб. : Мидград, 2008. 960 с.
5. Попов Н.А. Сущность времени и относительность. М. : Книжный дом, Либро-ком, 2009. 316 с.
6. Леон-Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве. М. : Всесоюзная Академия Архитектуры, 1935. 391 с.
7. Азаренкова З.В. Транспортная составляющая социальных стандартов качества жизни в градостроительстве // Жилищное строительство. 2011. № 8. С. 49—50.
8. Карабущенко П.Л. Идея личности в развитии человека // Вестник Российского философского общества. 2012. № 2(62). С. 60—66.
9. Приложение к проекту доктрины градостроительства и расселения / В.А. Ильичев, А.М. Каримов, В.И. Колгунов и др. // Жилищное строительство. 2012. № 1. С. 2—10.
10. Волынков В.Э. Эволюция как стратегия проектирования и дизайна в нелинейной архитектуре // Жилищное строительство. 2011. № 10. С. 59—65.
Поступила в редакцию в октябре 2012 г.
Об авторе: Скворцова Людмила Михайловна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].
Для цитирования: СкворцоваЛ.М. Градостроительство в пространственно-временном измерении (философский аспект) // Вестник МГСУ. 2013. № 1. С. 59—65.
L.M. Skvortsova
URBAN PLANNING IN THE SPATIOTEMPORAL DOMAIN (PHILOSOPHICAL ASPECT)
The author proposes a historical and philosophical approach to the problem of correlation between the life activity and the urban environment. Urban planning and development demonstrate different features in different historical epochs. Intensive growth of cities and their population cause us to use philosophical terms, such as motion, time and space. These are the basic terms of the town planning practice.
In the ancient world, urban planning absorbed philosophical ideas and ideas of the nascent science. Aristotle defines motion as transition from possibility to reality. Architectural and engineering solutions integrate the notion of space into the town planning and demonstrate aspiration into the future and its desired perfection.
Architecture is most philosophical constituent of the town planning practice. Architecture implements the ideas of town planning through the principles of steadiness, statics, tectonics, representation of structures in artistic figures, and constituent elements of motion as a conception of time.
Motion and duration of events and phenomena are the measure of time. Mathematics concretizes the essence of space, defines spatial notions of point, line, segment, plane, and volume.
The end of the 20th century brought abrupt changes in town planning. It depended on intensive advancements in science and technology, spontaneous expansion of cities and emergence of new spatial forms for the humankind. In modern architecture, there is a need for new methods of town building. Spiritual values became relevant. Now the urban environment is to embody new values. There is a need for special qualities of the urban building: the urban environment should take account of psychosocial, visual and behavioral aspects of perception of spatial objects. The most important factor is the human one. These ideas constitute the spirit of time; they must have some aesthetic
content, so that people could be proud of their houses, localities and towns. The works of
European architect James Frazer serve as the example of this point of view.
Key words: time, space, urban environment, spatiotemporal domain, urban development.
References
1. Kositskiy Ya.V., Blagovidova N.G. Osnovy teorii planirovki i zastroyki gorodov [Fundamentals of the Theory of Planning and Development of Cities]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2007, 76 p.
2. Nizhnikov S.A. Istoriya filosofii [History of Philosophy]. Moscow, INFRA-IVI Publ., 2012, 336 p.
3. Markov V.V. Zabota o sebe v antichnoy filosofii. Filosofskaya antropologiya [Self-regard in Ancient Philosophy. Philosophical Anthropology]. St.Petersburg, Piter Publ., 2008, 352 p.
4. Aristotel'. Politika. Metafizika. Analitika [Politics. Metaphysics. Analytics]. Moscow, Eks-mo Publ., St.Petersburg, Midgrad Publ., 2008, 960 p.
5. Popov N.A. Sushchnost' vremeni i otnositel'nost' [The Essence of Time and Relativity]. Moscow, Knizhnyy Dom Publ., Librokom Publ., 2009, 316 p.
6. Leon-Battista Al'berti. Desyat'knig o zodchestve [Ten Books on Architecture]. Moscow, Vsesoyuznaya Akademiya Arkhitektury [All-Soviet Academy of Architecture]. 1935, 391 p.
7. Azarenkova Z.V. Transportnaya sostavlyayushchaya sotsial'nykh standartov kachest-va zhizni v gradostroitel'stve [Transport Constituent of Social Standards of the Quality of Life in Urban Development]. Zhilishchnoe stroitel'stvo [Residential Housing Construction]. 2011, no. 8, pp. 49—50.
8. Karabushchenko P.L. Ideya lichnosti v razvitii cheloveka [The Idea of Personality in Development of Man]. Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva [Bulletin of the Russian Philosophical Society]. 2012, no. 2(62), pp. 60—66.
9. Il'ichev V.A., Karimov A.M., Kolgunov V.I., Aleksashina V.V., Bakaeva N.V., Kobeleva S.A. Prilozhenie k proektu doktriny gradostroitel'stva i rasseleniya [Annex to Draft Doctrine of Urban Development and Settlement]. Zhilishchnoe stroitel'stvo [Residential Housing Construction]. 2012, no. 1, pp. 2—10.
10. Volynkov V.E. Evolyutsiya kak strategiya proektirovaniya i dizayna v nelineynoy arkhi-tekture [Evolution as a Strategy of Planning and Design in the Nonlinear Architecture]. Zhilishchnoe stroitel'stvo [Residential Housing Construction]. 2011, no. 10, pp. 2—6.
About the author: Skvortsova Lyudmila Mikhaylovna — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; fil@ mgsu.ru.
For citation: Skvortsova L.M. Gradostroitel'stvo v prostranstvenno-vremennom izmerenii (filosofskiy aspekt) [Urban Planning in the Spatiotemporal Domain (Philosophical Aspect)]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 1, pp. 59—65.