Научная статья на тему 'Градостроительство как жизнетворчество: образ города-сада в поэзии В. Маяковского'

Градостроительство как жизнетворчество: образ города-сада в поэзии В. Маяковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1970
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОРОД-САД / УРБАНИЗМ / "ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ" / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / «THE PERSON OF CULTURE» / CITY / CITY-GARDEN / URBANISM / LIFE-CREATION / EIDETIC IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова А. А.

Статья посвящена исследованию образа города-сада в стихотворении В. Маяковского. «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». В статье рассматриваются аспекты урбанистической концепции города-сада в европейской культуре конца ХІХ – начала ХХ в. и особенности ее воплощения в литературном произведении. Творчество В. Маяковского анализируется в свете концепций «жизнетворчества» и «человека культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban planning as a life-creation: the image of a city-garden in the poetry of Vladimir Mayakovsky. The article is devoted to investigate in an image of garden city in V. Mayakovsky’s poem. «Khrenov’s Story About Kuznetskstroy and About People of Kuznetsk». Aspects of the urbanistic concept of a city-garden in the European culture of the end of ХІХ – beginnings XX century and features of its embodiment in a literary work are considered in the article. V. Mayakovsky’s work is analyzed in a view of concepts «life-creation» and «the person of culture».

Текст научной работы на тему «Градостроительство как жизнетворчество: образ города-сада в поэзии В. Маяковского»

Русская литература ХХ-ХХ! веков: направления и течения

А.А. СТЕПАНОВА

(Днепропетровский университет экономики и права им. А. Нобеля, г. Днепропетровск, Украина)

УДК 821.161.1.09(Маяковский) ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО КАК ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО: ОБРАЗ ГОРОДА-САДА В ПОЭЗИИ В. МАЯКОВСКОГО

Аннотация: Статья посвящена исследованию образа города-сада в стихотворении В. Маяковского. «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». В статье рассматриваются аспекты урбанистической концепции города-сада в европейской культуре конца ХГХ - начала ХХ в. и особенности ее воплощения в литературном произведении. Творчество В. Маяковского анализируется в свете концепций «жизнетворчества» и «человека культуры».

Ключевые слова: город, город-сад, урбанизм, «человек культуры», жиз-нетворчество, эйдетический образ.

Исследование творчества В. Маяковского в литературоведческой науке всегда было актуальным и достаточно многоаспектным. В процессе исследования творческого наследия поэта научные поиски велись, как правило, в направлениях «Маяковский и революция», «раннее творчество Маяковского и футуризм», «специфика сатиры Маяковского», «Маяковский-художник», «Маяковский-актер», «образный строй поэзии Маяковского» и т. д. Вопреки очевидной неоднозначности и многогранности как личности поэта, так и его творчества в целом, на облик Маяковского был «наведен хрестоматийный глянец», являющий миру поэта-певца революции. И только в последние два десятилетия подход к исследованию его поэтического наследия стал более глубоким и многогранным.

Абстрагируясь от традиционного образа «агитатора, горлана-главаря», ученые стали рассматривать творчество поэта в культурном контексте эпохи, что выдвинуло на первый план новый вектор литературоведческих работ, затрагивающий вопросы классической литературной традиции в творчестве поэта (В. Скуратовский, К. Петро-сов1), философские аспекты поэзии Маяковского (М. Полехина,

1 См.: Скуратовский В.Л. На гребне великих традиций (О некоторых чертах новаторства Маяковского) // Маяковский и современность. Сб. статей. - М., 1985. С. 178-191; Петросов К.Г. Творчество В.В. Маяковского (о русской поэтической традиции и новаторстве). М., 1985. - 150 с.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

П. Климов2), христианские традиции в художественном мире Маяковского (А. Коваленко, Н. Юрасова3), творческий лик поэта в интеллектуальном контексте эпохи (Л. Кацис4) и т. д.

Многообразие методологических подходов к изучению наследия Маяковского, акцентуация исследователями новых эстетических парадигм его художественного мира, тенденция к анализу связей творчества поэта с русской и европейской литературно-культурной традицией, в том числе и классической, свидетельствует о многогранности его творческого метода, некоей амальгамности эстетики, отразившей ключевые моменты и противоречия европейской культуры конца ХГХ -первой трети ХХ века: распад ценностной картины мира на рубеже веков и, как следствие, - поиски новых эстетических констант, научнотехнический прогресс и его неоднозначное, подчас болезненное восприятие человеческим сознанием, возникновение ряда урбанистических концепций5, появление новых видов искусства, строительство социализма в СССР и т. д. В сложившейся культурно-исторической ситуации начала века рождался феномен В. Маяковского, явивший миру образ не столько человека новой формации, сколько человека городской культуры в своей целостности и завершенности. В. Кругли-

2 См.: Полехина М.М. Маяковский и уроки западноевропейской философии. Концепция поэта-творца // Полехина М.М. Художественные искания в русской поэзии первой трети ХХ века. М. Цветаева и В. Маяковский. Художественная космогония. - М., 2002. С. 172-210; Климов П.А. Маяковский и Ницше // Маяковский в современном мире. Сб. статей и материалов. - М., 2004. С. 70-78.

3 См.: Коваленко А.Г. Парадокс веры и безверия (о некоторых чертах

художественного пространства и времени В.В. Маяковского) // Маяковский в

современном мире. Сб. статей и материалов. - М., 2004. С. 12-24; Юрасова Н.Г. Соотношение архаического, христианского и карнавального хронотопов в художественном мире Маяковского // Маяковский в современном мире. Сб. статей и материалов. - М., 2004. С. 159-163.

4 См.: Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. - М., 2000.

5 Своеобразным модусом функционирования урбанистических концепций на рубеже Х1Х-ХХ вв. становится их биполярность - вызревают одновременно две теории: урбанизм (идеологом которого выступал французский художник, архитектор и градостроитель Ш. Ле Корбюзье), провозглашавший город оплотом цивилизации и царством разума в плане развития науки и техники и трактующий городскую культуру как главный инструмент решения всех социальных конфликтов, и дезурбанизм (отражающий взгляды английского социолога и теоретика градостроительства Э. Хоуарда и американского архитектора Ф.Л. Райта), философия которого развивала идею пагубности тотальной урбанизации, влекшей за собой разрыв связей между человеком и природой, представлявшей собой нарушение естественного хода вещей, и содержала идею единения города и природного ландшафт // См.: Ле Корбюзье Ш. Градостроительство. - М., 1978. - 98 с.; Хоуард Э. Сады-города будущего. - СПб, 1911. - 150 с., Wright F.L. Disappearing City. - N.-Y., 1932. - 90 р.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

ков определяет человека культуры как «индивида, вобравшего в себя все содержание и значение духовности эпохи. Человек культуры является выражением смысла духовности, предстает как проблема всего культурно-исторического и социокультурного развития человеческого общества. Человек культуры - это воплощение возможностей в преодолении трагичности своего индивидуального бытия, зримое выражение гуманизма6. Важнейшей характеристикой человека культуры, согласно концепции В. Кругликова, является его активная позиция по отношению к ценностям культуры, с содержанием которой он органически сращен. Феномен Маяковского, как нам представляется, вобрал в себя все содержание и значение духовности городской культуры, что нашло свое отражение в городской тематике его поэзии.

О развитии городской темы в творчестве В. Маяковского писали многие исследователи7. «В. Маяковский, - отмечает В. Гаина, - горожанин не только по образу жизни, но и мыслям, чувствам, а главное -по поэтической приверженности урбанистической тематике. Начиная как футурист, Маяковский воспевал, прославлял городскую цивилизацию... В городской цивилизации он видел будущее России»8.

Среди множества произведений Маяковского, воплощающих образ города, наиболее знаковым нам представляется стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1929), поскольку в нем нашли отражение как урбанистические концепты эпохи (город-сад), так и этапы становления человека городской культуры.

Образ города в стихотворении обнаруживает два смысловых уровня, реализованных в эйдетическом образе города-сада. Первый уровень являет поэтологическую модификацию градостроительного проекта Эбинайзера Хоуарда, второй - заключает в себе образ утопии.

В основе проекта города-сада английского архитектора Э. Хоуарда лежала идея строительства окруженного садово-парковым поясом рабочего поселка, жителям которого обеспечивались бы удобства городской жизни и связь с природой9. Исследователи предполагают, что образ города-сада в стихотворении Маяковского «Рассказ о

6 КругликовВ.А. Образ человека культуры. - М., 1988. С. 7-8.

7 См.: Петросов К.Г. Указ соч.; Сухих И.Н. Утопия Маяковского // Маяковский и современность. - СПб, 1995. С. 20-32; ГалаеваМ.В. Концепция «дома» у Маяковского и Ахматовой // Маяковский в современном мире. Сб. статей и материалов. - М., 2004. С. 43-53 и др.

8 Гаина В. Поэт города В.В. Маяковский на даче // ЦЯЬ: ЬйрЛшшш.ршЬкто-2009.livejournal.com/18947.html. Последнее обращение 29.12.2011 г. - С. 1.

9 См.: Хоуард Э. Сады-города будущего. - СПб, 1911.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

Кузнецкстрое», помимо разговора с самим И. П. Хреновым10, возник под влиянием очерка М. Булгакова «Рабочий город-сад» (1922), в котором городом-садом называется рабочий поселок на 1,5 тыс. человек с домиками по образцам английских, и очерка В. Зазубрина «Неезжеными дорогами» (1926), где о городе Кузнецке, который «стоит на золоте, угле и железе», говорится, что «городу этому суждено рас-цвесть». Так формула «город-сад» стала частью мифа социалистического строительства11.

Таким образом, эксплицитный уровень образа города-сада у Маяковского выстраивается по образцу модели индустриального города, обнаруживая признаки утопии. В этом смысле Маяковский, по мнению

В. Скуратовского, развивает до предела едва ли не самую приметную черту всех новоевропейских проектов по переустройству мира - интенсивнейшее присутствие в нем человека, вытесняющего оттуда «сырую», необработанную человеческой рукой природу12. Мотив наступления цивилизации, предвосхищающий рождение нового города, композиционно реализуется в организации в тексте стихотворения пространственных топосов, заключенных в метафорический ряд. Пространственный вектор движется по трем измерениям, как бы охватывая весь локус природы, - вглубь:

и взроет недра

шахтою

стоугольный

«Гигант»13;

ввысь:

Здесь

встанут

стройки

стенами (I, 610);

10 О знакомстве В. Маяковского с И.П. Хреновым - одним из руководителей Новокузнецкой стройки см.: Челышев Б. История одного стихотворения Владимира Маяковского // Сибирские огни. 1967. № 7. С. 176-178; Кушникова М. Остались в памяти края. Страницы литературно-краеведческого поиска // URL: http:// http://kuzbasshistory. narod.ru/book/Pam_Kr/06_1.htm. Последнее обращение 29.12.2011 г.

11 Соколов Б.В. «Рабочий город-сад» // Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. -М., 1996. С. 397.

12 Скуратовский В.Л. На гребне великих традиций (О некоторых чертах новаторства Маяковского) // Маяковский и современность. Сб. статей. - М., 1985. С. 183.

13 Здесь и далее цитаты даются по изданию: Маяковский В.В. Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка // Маяковский В.В. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. - М., 1987. С. 608-611. - С. 610 с указанием в скобках номера тома и страницы.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения за горизонт:

аж за Байкал

отброшенная попятится тайга (I, 610).

Структура пространственных топосов реализует в тексте момент трансформации природы в цивилизацию, образуя новое культурное пространство, в пределах которого происходит замещение ключевых мифологем города-сада как традиционно природно-культурного локу-са образами городской цивилизации, что достигается на уровне метафоры: «сотня солнц мартенов», «взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд» (I, 610). Отметим, что в данном случае концептуальная подмена обусловливает эффект расширения смыслового контекста образа города-сада, акцентируя в нем момент рождения новой гармонии, связанной с преображением мира человеком.

Однако образ индустриального города-сада представляет собой наружный, видимый уровень в процессе осмысления основной идеи стихотворения. Этот образ имплицируется в художественную ткань произведения, помещаясь в центр его кольцевой композиции и обрамляется в начале и в конце мотивом сумеречности. Нам представляется, что мотив сумеречности, закатности являет имманентный, глубинный уровень осмысления идеи города-сада Маяковского в общем культурном контексте эпохи.

Отметим, что мотив сумеречности в «Рассказе о Кузнецкстрое» генетически связан с подобными мотивами у М. Волошина и Б. Пастернака. Сопоставляя стихотворения «Москва» (1917)

М. Волошина, «Балладу» (1929) Б. Пастернака и «Рассказ о Кузнецк-строе» В. Маяковского, Л.Ф. Кацис указывает на объединяющий их «семантический ореол «дождевого» ритмико-синтаксического клише». Ср. у М. Волошина:

По грязи ноги хлипают,

Идут, проходят, ждут,

На паперти слепцы поют Про кровь, про казнь, про суд.

У Б. Пастернака:

Кому сегодня шутится?

Кого сегодня жалеть?

С платка текла распутица И к ливню липла плеть...

2012_________УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК_____________№ 1

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

Бряцал мундштук закушенный,

Врывалась в ночь лука,

Конь оглушал заушиной Раскаты большака.

И у В. Маяковского:

По небу

тучи бегают,

дождями

сумрак сжат,

под старою

телегою рабочие лежат.

Темно свинцовоночие, и дождик

толст, как жгут,

сидят

в грязи

рабочие,

сидят,

лучину жгут.14.

Семантическое сходство мотивов в данных стихотворениях не является случайным. Скорее - закономерным. Тотальный кризис культуры на рубеже веков поверг общество в состояние напряженного ожидания глобальных социальных катаклизмов, что обусловило актуализацию в искусстве темы Апокалипсиса, зловещих пророчеств, мотива ожидания вселенской катастрофы, поэтизацию гибели. Подобное состояние культуры, пессимизм мироощущения как «сумеречность», «закатность» обозначил О. Шпенглер уже в заглавии своего историософского труда - «Закат Европы» (1919)15. Приблизительно в одно время с О. Шпенглером тему сумеречности как со-

14 Кацис Л.Ф. Указ. соч. С. 399.

15 См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. -М., 1998. С. Аверинцев указывает, что в 1912 г. Шпенглер прогуливался перед книжной витриной, и его взгляд случайно упал на избитый заголовок какой-то книги «Закат античного мира»; традиционная ассоциация европейского декаданса с Римом времен упадка срабатывает, и с тех пор заглавие книги Шпенглера имеет тот вид, к которому мы привыкли (См.: Аверинцев С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991. - М., 1991. С. 185).

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

стояния культуры развивает А. Блок в работе «Крушение гуманизма» (1919)16; годом позже выходит в свет книга Г. Уэллса «Россия во мгле», повествующая о процессе разорения и отмирания городов в России17. Сумеречность, закатность, таким образом, на рубеже веков вырисовывается как мировоззренческая мифологема, заключающая в себе идею гибели культуры.

У В. Маяковского мотив сумеречности открывает и завершает стихотворение «Рассказ о Кузнецкстрое». Он семантически связан с мотивом холода и ненастья и реализуется метафорической экспрессией цвета, как бы символизируя хаос окружающего человека мира: «дождями сумрак сжат», «темно свинцовоночие», «сливеют губы с холода», «сидят впотьмах рабочие», «над темью тучных стад» и т.д. Окружающая рабочих «вода и под и над» (ср.: «дождик толст, как жгут», «неважный мокр уют», «капель спад» и т.д.) вызывает в воображении эсхатологическую картину мира как рефлексию образа всемирного потопа.

Однако именно из этой сумеречности у Маяковского рождается город-сад. Закат одного этапа культуры уже несет в себе начало нового возрождения. Сам идеолог европейской сумеречности - О. Шпенглер в своей статье «Пессимизм ли это?» (1922), представляющей ответ критикам по поводу «Заката Европы», утверждал: «В слове падение не содержится смысла катастрофы. Если вместо падения скажут завершение, - то на время пессимистическая сторона устраняется без изменения собственного смысла понятия»18.

У Маяковского момент возрождения заявляет о себе образом урбанистической утопии. «Человек, раненный злом окружающего мира, - писал Н. Бердяев, - имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни»19. Такую гармоничную утопию как процесс преодоления хаоса Маяковский воплощает в образе рождающегося в мечтах города-сада. Мотив возрождения реализуется в семантике начала и конца, заключенном в кольцевой композиции стихотворения, где в начале и в последней части звучит мотив сумеречности, являя образ закатности, ночи, конца (ср.: «По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат», «Рос шепоток рабочего над темью тучных стад»), сменяющегося уверенным оптимистиче-

16 См.: Блок А. Крушение гуманизма // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. - М.-Л., 19601963. Т. 6. С. 93-115.

17 Уэллс Г. Россия во мгле. - М., 1958. С. 71-72.

18 Шпенглер О. Пессимизм ли это? // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991. - М., 1991. С. 171.

19 БердяевН. Судьба России. - М., 1990. С. 329.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

ским утверждением «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть». Таким образом, в архитектонике текста стихотворения начало и конец смыкаются, образуя круговую бесконечность, где конец (закат) перетекает в начало (возрождение) и - наоборот. Скрепляющим узлом композиции выступает рефрен «Здесь будет город-сад!». Образ светлой утопии будущего, таким образом, знаменует процесс возрождения из закатной сумеречности, реализуя «последовательную оптимистическую инверсию пессимистического манифеста»20 и осуществляя прорыв из эсхатологической тьмы к солнечной утопии.

Исследователи отмечают в творчестве В. Маяковского тенденцию к синтезу литературной и народной утопии. По мнению В. Скуратов-ского, в художественной вселенной Маяковского происходит едва ли не наиболее впечатляющая встреча утопии, отшлифованной несколькими поколениями русской гуманистической интеллигенции, и утопии народной - едва ли не во всех ее версиях и редакциях21. В этом смысле семантическое поле образа города-сада в «Рассказе о Кузнецкстрое» включает смысловые вариации данного образа, созданного в мировой культурной традиции (библейского города-сада в Откровении Иоанна Богослова22, града Китежа и т.п.), являющей город-сад как символ света, труда и возрождения.

На этом смысловом уровне в образе утопии в стихотворении актуализируется образ сада, олицетворяющего, по мысли А. Гениса, выход из парадоксального мира в мир органичный, переход из состояния тревожного ожидания, кризисного существования - в вечный деятельный покой23. В этой связи, как нам представляется, мифологема города-сада у Маяковского наследует уже не столько шпенглеровскую сумеречность, сколько сумеречность темных садовых аллей, которую Д. Лихачев определял как основную характерную черту русского сада, из которой «рождаются и жизнь, и животность, и Бог»24.

20 Скуратовский В.Л. Указ. соч. С. 180.

21 Там же.

22 «Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья дерева для исцеления народов... И город сей не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо сама благодать Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут ему славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, кто записаны у Агнца в книге жизни» [Откр. Иоанна: 21: 22, 23, 25, 27].

23 Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М., 1991. С. 187.

24 Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. - М., 1998. С. 419-421.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В смысловой глубине и многоаспектности образа города-сада в стихотворении «Рассказ о Кузнецкстрое» выкристаллизовывается феномен этого образа в культуре, содержащий направленность на преобразование мира. У Маяковского идея города-сада выстраивается по принципу эйдетического художественного образа, заключающего в себе феномен, воплощенный в зримом образе. Эйдетический образ возникает в процессе чувственного познания характера пространства или образа пространства (города-сада, например). В данной ситуации процесс чувственного познания связан с тем, что Кевин Линч называет вообразимостью - «таким качеством материального объекта, которое может вызвать сильный образ в сознании произвольно избранного наблюдателя... Это качество можно назвать. видимостью в усиленном смысле, когда объекты не просто можно видеть, но они навязывают себя чувствам обостренно и интенсивно»25. Образ города-сада в «Рассказе о Кузнецкстрое» существует в воображении рабочих, но изображается так, будто этот город видимый, причем, не только автором, но и читателем.

Нам представляется, что техника воплощения эйдетического образа в литературном произведении соприкасается с методологией создания художественного образа в кинематографе, особенно в сфере специфики его воздействия на аудиторию. Разрабатывая метод создания кинематографического образа и изучая эффект его воздействия на зрителя, С. Эйзенштейн подчеркивал, что полноценное воздействие художественного образа возможно лишь при условии достижения эффекта вовлеченности зрителя в действие, происходящее на экране. С этой целью в процессе создания видимого образа, вызывающего чувство сопереживания у зрителя, кинематограф заимствовал основные средства гипнотической техники первобытных культовых эксцессов -ритм и повтор. В результате возникал тот же образ, что был задуман и создан автором, но этот образ одновременно был создан и собственным творческим актом зрителя26. Кроме того, ритм и повтор активно использовались в мире киноискусства, хорошо знакомом В. Маяковскому.

В художественной структуре стихотворения «Рассказ о Кузнецк-строе» именно ритм и повтор вызывают иллюзию видимости, подлинности существующего в воображении города-сада. На образном уров-

25 Линч К. Образ города. - М., 1982. С. 21-22.

26 См. подробнее об этом: Басин Е. С.М.Эйзенштейн о психологических механизмах воздействия искусства // Художники социалистической культуры. Эстетические концепции. - М., 1981. С. 167-199.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

не ритм стихотворения задается чередованием топосов цвета и звука в их семантической оппозиции, где цвет сумеречности перебивается растущим, уверенным в осуществлении своей мечты шепотом рабочих («Здесь будет город-сад!»). В данном случае чередование цвета и звука реализуется либо в позиции противопоставления (конструкция с союзом но):

По небу

тучи бегают,

дождями

сумрак сжат.

Но слышит

шепот гордый

вода

и под

и над. (I, 609);

Сливеют

губы

с холода,

но губы

шепчут в лад . (I, 609);

Сидят

впотьмах

рабочие,

подмокший

хлеб

жуют.

Но шепот

громче голода. (I, 609);

либо в позиции доминирования звука (конструкция с предлогом над):

Рос

шепоток рабочего над темью тучных стад. (I, 610).

Ритмическая оппозиция цвета (сумеречность) и звука (шепот о городе-саде) проецируется на звучащий в семантике начала и конца мотив заката-возрождения, где момент возрождения через осуществление мечты реализуется в повторе - в четырехкратном введении в текст рефрена-заклинания:

2012_________УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК_____________№ 1

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

«Через четыре года

здесь

будет

город-сад!» (I, 609-610).

Зримый образ города-сада, возникающий в воображении, выходит за рамки его первоначального восприятия как образа индустриальной утопии. Город-сад предстает как созданное человеком гармоничное пространство, мыслится как дом (ср.: «Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка»). Традиционно выступая как символ счастья, блаженства, рая на земле, город-сад у Маяковского представляет собой символ возрождения, смысл которого (и счастье) - в вечном претворении, преображении мира.

Процесс возрождения, таким образом, заключает в себе идею создания гармоничного городского пространства, выводящую город-сад на уровень идеологемы урбанистической культуры, обозначившей новые рубежи в осмыслении мира. Этот процесс обусловил формирование новой эстетической парадигмы, трансформирующей структуру художественного произведения, расставляющей иные акценты в осмыслении традиционных эстетических констант. В этой связи творчество В. Маяковского открыло новый этап в развитии урбанистической культуры, вызвавший появление новых этических императивов, важнейшим из которых провозглашалась не созерцательность, а творческая активность, направленная на преображение мира, создание новых культурных ценностей. Творческий феномен В. Маяковского обозначил явление человека городской культуры ХХ века как деятельного прагматика, творца истории, человека-артиста, который, по утверждению А. Блока, «только и способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество»27. Концепция жизнетворчества человека городской культуры направлена на обращение культуры в «сферу духовного преображения», на создание ситуации, когда «культура служит не просто посредником между «горним» и «дольним» мирами, но замещает реальность одного реальностью другого ради утверждения истины по-

следнего»28.

27 Блок А. Указ. соч. С. 115.

28 Гирко Л.В. Культура как «образ мира» в философии немецкого просвещения // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991. - М., 1991. С. 44.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

В этом смысле Владимир Маяковский, выражаясь словами О. Шпенглера, владел искусством, позволяющим распоряжаться силами жизни, потому что видна была возможность этих сил и предусматривалось их направление. Благодаря этому искусству люди сами становились судьбой29.

29 Шпенглер О. Пессимизм ли это?.. С. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.