АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.035.5
Б01: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-9-21
А.П. ГЕРАСИМОВ, Д.З. ИЗМАЙЛОВА,
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЙОНОВ Г. ТОМСКА 2-Й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ ИЗ ФОНДОВ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ)
Аннотация. Изучение истории градостроительства и архитектурных объектов с помощью изобразительного искусства возникло достаточно давно и связано, прежде всего, с проблемами их реконструкции и реставрации. Нередко получается так, что памятники архитектуры исчезают бесследно и их воссоздание составляет определенную трудность. При этом большое значение имеют архивные материалы и те изобразительные средства, которые помогают нам создать первоначальный архитектурный образ. В настоящее время реставраторами активно используются фотографии прошлых лет. Но изобретение фотографии произошло только во второй половине XIX в. Здесь возникает вопрос: где искать источник? Изобразительное искусство, которое существует со времен появления человека, во многом решает те проблемы, которые были до этого периода. Поэтому вопросы изучения произведений живописи и графики являются немаловажным фактором как для историков, так и для архитекторов-реставраторов.
В статье рассматриваются графические работы художника-графика Ю.Ф. Флека, проживавшего в г. Томске в 1870-е гг. XIX столетия. Изданная в Варшаве серия листов литографических работ с его рисунков дает нам некоторую картину исторического облика районов города, показывает их значение в таком вопросе, как история градостроительства, помогает нам проводить сравнительный анализ прошлого и настоящего. В статье проведен некоторый анализ архитектурных памятников, сохранившихся до нашего времени, а также раскрывается значение и ценность художника-графика в изучении современного архитектурного пространства.
Ключевые слова: изобразительное искусство, формирование городской среды, градостроительство, архитектура Сибири, архитектурное наследие
Для цитирования: Герасимов А.П., Измайлова Д.З. Градостроительные исследования районов г. Томска 2-й половины XIX века (по изобразительным материалам из фондов Томского областного краеведческого музея) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 6. С. 9-21.
Б01: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-9-21
© Герасимов А.П., Измайлова Д.З., 2022
A.P. GERASIMOV, D.Z. IZMAILOVA,
Tomsk State University of Architecture and Building
URBAN PLANNING IN TOMSK DISTRICTS LATE IN THE 19th CENTURY (TOMSK LOCAL HISTORY MUSEUM DOCUMENTATION)
Abstract. The history of town planning and architectural objects has been studied long ago through visual art. This is primarily associated with problems of their reconstruction and restoration. Architectural monuments often disappear without, and it is difficult to recreate them. Archival materials and visual aids help us to create an original architecture. At present, restorers actively use photographs of past years. But photography was invented late in the 19th century. Fine arts have been existed since the advent of man and solve the problems that predate that period. Therefore, the study of painting and graphics is important for both historians and architects-restorers.
The paper focuses on the graphic works of J.F. Fleck, a painter and graphic artist, who lived in Tomsk in the 1870s. A series of his drawings published in Warsaw, offers an insight into the historical city development and the history of urbanism, that enables us to compare the past and the present. The paper analyzes architectural monuments survived to our days and shows the importance of the graphic artist in the study of contemporary architecture.
Keywords: fine art, urban planning, Siberian architecture, urban environment, architectural heritage
For citation: Gerasimov A.P., Izmailova D.Z. Gradostroitel'nye issledovaniya raionov g. Tomska 2-i poloviny XIX veka (po izobrazitel'nym materialam iz fondov Tomskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya) [Urban planning in Tomsk districts late in the 19th century (Tomsk Local History Museum documentation)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 6. Pp. 9-21. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-9-21
Вопрос градостроительства г. Томска достаточно хорошо изучен. Во многих работах исследователей раскрыты не только пути строительства города, но и последовательность его застройки, начиная с образования города на Воскресенской горе. Историю формирования градостроительства Томска можно проследить по графическим чертежам архитектора и картографа С.У. Ремезова, проделавшего вместе со своими сыновьями огромную работу по составлению чертежной карты городов и острогов Сибири, которая не потеряла своего значения и в настоящее время. Известно, что названия первоначальных административных районов город получил от территориальных особенностей земельных участков, на которых располагался тот или иной район, например: Заозерье, Болото, Пески, Нижняя Елань, Верхняя Елань; от расположения основных общественных и культовых зданий и сооружений: Воскресенская гора, Монастырское место, Юрточная гора; от компактно проживающих национальных образований - Татарская слобода и т. д. Спорным остается название района Уржатка, который образовался от разросшегося около крепости посада. Эти названия, формировавшиеся на протяжении более чем трех веков, начиная с момента строительства крепости, исчезли в начале XX в.
Если считать, что первым центром города была сама крепость, то вторым центром стала Уржатка, объединившая в себе Сенную и Базарную площади. В настоящее время эта граница проходит по ул. Нахановича с южной стороны и ул. К. Маркса - площадь Ленина - с северной.
Немаловажное значение в изучении градостроительных и архитектурных вопросов имеют работы польского художника Ю.Ф. Флека, по рисункам которого в Варшаве были изданы виды Томска в литографическом исполнении.
«Среди польских ссыльных, которые оказались в Сибири в разные периоды ее истории, были люди с незаурядным художественным дарованием. Один из них стал автором интересных литографий и рисунков Томска 60-х годов XIX века. Это был ссыльный из Варшавы, польский повстанец Юлий Фолькмар Флек (1813-1888), - пишет о нем В.А. Ханевич, - был родом из Саксонии, приехал в Варшаву в 1837 году по приглашению известного литографа Франтишека Шустера, от которого унаследовал затем литографическую мастерскую. Исследователям истории Томска было известно, что десять его литографий хранятся в отделе редких книг и рукописей библиотеки Томского университета. Это "Вид Томска с горы за городской ратушей", "Вид Воскресенской церкви в г. Томске" и др.» [1].
Исходя из времени исполнения рисунков, художник планировал последовательно показать город со всех сторон географического расположения, начиная с общего вида Томска (рис. 1).
Г ТОМСЮ, пъ ВОПТОЧНОЙ СТОРОНЫ \ М ТОМЭК 11 ЭТШУ ШБСНООИ^
.V. Г«* г
Рис. 1. Вид Томска с восточной стороны. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г. Фонд ТОКМ № 1705/5
Проводя анализ графических работ Ю. Флека, можно сказать, что первоначально районы вокруг Воскресенской горы заселялись и застраивались стихийно, образовывая в основном с западной стороны посад по прямой линии па-
раллельно р. Томи. С утратой военно-стратегического значения крепость постепенно утрачивает свою актуальность. В посаде все больше проявляются черты планирования и регулярности, хотя они и сочетаются с элементами свободной застройки. В конце XVIII в. полуразвалившуюся крепость окончательно разобрали (рис. 2).
ВИДЪ ВОСКРГСЕНСКОЙ ПРРКВИ въ Г.ТОМСКЪ I У/ШОК СОПИ 2ШТГСЮ1А V ТОМБКи
Рис. 2. Вид Воскресенской церкви в Томске. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г.
Фонд ТОКМ № 1705/4. Район Воскресенская гора
С образованием Томской губернии в 1804 г. Томск стал административным центром огромной территории. С увеличением городских территорий город получил развитие на север, восток и юг. Для центра предписывалась каменная застройка, для окраинных районов сохранялась деревянная. Первые каменные, как правило, культовые сооружения в виде церквей и соборов появились в конце XVIII в. Это церковь Казанской Божией Матери мужского Богородице-Алексеевского монастыря и Воскресенская церковь. В это время застраивается и второй центр Томска - торговая площадь с магистратом, зданиями полицейского и жандармского управления, пожарной частью, торговыми рядами и биржей труда (рис. 3). На литографии хорошо изображен деревянный мост через р. Ушайку с укрепленными берегами, построенный инженером Г.С. Батеньковым, а также каменное двухэтажное здание гостиницы. Здесь следует сказать и о некоторых неточностях в подписях под рисунками. Здание магистрата, а не ратуши, как указано на рисунке, было построено после указа об утверждения Томской губернии. Ратуши строились в не губернских городах.
В первой половине XIX в. по плану санкт-петербургского архитектора В.И. Гесте предполагалось в регулярную планировку города ввести веерную структуру построения с сеткой улиц, ориентированной с учётом рельефа местности.
Рис. 3. Благовещенская церковь, ратуша и городская дума в г. Томске. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г. Фонд ТОКМ № 1705/? Район Уржатка, торговая площадь
Конец XIX - начало XX в. является важным этапом для дальнейшего развития Томска. В эти годы он активно застраивался не только деревянными, но и каменными зданиями. Окончательно сформировалась центральная ось города, протянувшаяся с юга на север. Благодаря деятельности талантливых местных архитекторов создаётся характерный для капиталистического города облик, по качеству архитектуры сравнимый с наиболее крупными городами Центральной России.
Эти здания, позднее построенные в различных архитектурно-художественных направлениях, характеризующих данное время (эклектика, модерн, неоклассицизм), заметно отличались от деревянной застройки, формируя облик центральных улиц и площадей [2]. Рубеж XIX-XX вв. характеризуется появлением большого числа новых типов зданий, таких как торгово-доходные дома, пассажи, банки, народные университеты и т. д. [3].
Рассматриваемое нами время - это 60-е гг. XIX столетия, поэтому слова, сказанные выше, не совсем соответствуют изображенным художником районам города. Здесь мы можем судить о том, насколько интенсивно застраивался город за последние 40 лет XIX столетия.
Интенсивность застройки современной площади Ленина можно судить по рис. 4, где по ул. Набережная реки Ушайки мы видим только одно каменное здание, построенное в классических формах (ныне здание детской больницы). Не построен еще деревянный «базарный мост», позднее каменный. На переднем плане изображены деревянные настилы укрепления берегов, которыми также занимался инженер Г.С. Батеньков.
Рис. 4. Томск с северной стороны. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г. Фонд ТОКМ № 1705/7. Район Уржатка
Второе место, где начинался Томск, - это Монастырское место (рис. 5, 6). Здесь изображен Богородице-Алексеевский монастырь с Казанской церковью, которая была заложена в 1776 г., и с исчезнувшим селом Монастырский луг на переднем плане. «Центром монастырского хозяйства являлось село Пачинское, где находились скотные дворы, погреба и хлебные амбары» [2]. В настоящее время церковь реставрирована, а сам монастырь существует как действующий.
Рис. 5. Вид Томска с Монастырской рощи. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г. Фонд ТОКМ № 1705/2. Район Монастырское место
Сравнивая литографию и рисунок, необходимо отметить, что оба изображения данной местности малоотличимы, что указывает на профессионализм литографа.
\Vidok Тотхка г Рагки К1аьг1огпе£о
Рис. 6. Вид Томска. Рисунок Ю.Ф. Флека. 1860-е гг. [1]. Район Монастырское место.
Вид Томска с восточной стороны
В настоящее время, когда повсеместно идет восстановление старых и строительство новых храмов, можно особо оценить гравюру Ю. Флека «Г. Томск с северной стороны» (рис. 7). Начиная со второй половины XVIII в. в Томске возводилось большое количество церквей, которые являлись не только первыми каменными сооружениями, но и обозначали градостроительные центры тех районов, о которых мы указывали выше.
Рис. 7. Томск с северной стороны. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г. Фонд ТОКМ № 1705/9. Благовещенская площадь
Церкви Томска строились по православным канонам и были, как правило, вариантами одного типа культового здания, состоявшего из последовательно расположенных притвора с колокольней, трапезной, основного центрального объёма, где проходили богослужения, и алтаря (апсиды).
Южную сторону города Ю.Ф. Флек отразил в литографии «Вид Томска от горы за городскою рощею» (рис. 8). Показан пригород Томска, где впоследствии с левой стороны будет построен университет. На заднем плане можно видеть построенное административное здание «присутственных мест» и начинающий сформировываться третий центр г. Томска - Новособорная площадь.
Ч«1|мг<>) ¿ШШ «1.1ЛМ1Ш
ВМЬ ТОМСКА *11ля тмЗКА
}ГЬ горы и [ириской Рощею 1 г |>6гу и пие^кш рагИет
Рис. 8. Вид Томска от горы за городскою рощею. Ю.Ф. Флек. 1868 г. Фонд ТОКМ № 1705/6. Район Нижняя Елань [5]
Настоящая статья была бы не полной, если бы мы не показали материалы предыдущих исследователей творчества художника и графика Ю.Ф. Флека. Это альбом с литографическими работами художника, выпущенный научным сотрудником Томского государственного университета Г.И. Колосовой и научным сотрудником Областного краеведческого музея В.А. Ханевичем, который проделал большую работу по поискам подлинных рисунков художника.
Представленные в данной статье работы Ю.Ф. Флека можно также рассматривать как источник изучения архитектуры Томска середины XIX в. На них изображены объекты, которые в своём большинстве не сохранились, но они дают представление о пространственном их размещении, о центре города, его окраинах и отдельных районах (рис. 9).
Архитектура на этих рисунках - это то, что представляет действительность того времени, и то, что сохранилось до нашего времени. Для сравнения можно привести две «инородческие» церкви - католическую и евангелическую. Многообразие храмовых построек различных конфессий говорит нам
не только о многообразии национальностей в Томске, но и об архитектуре того периода. Ю.Ф. Флек жил в то время, когда в России широкое распространение получили исторические стили, такие как неоготика, неоренессанс, необарокко и др. [9, 10].
ЗП...«.- • »> • глр-к. »«. Ту»)«.« Л^I Л...»»:.. • «-у.*
Рис. 9. Вид г. Томска. Рисунок Ю.Ф. Флека. 1860-е гг. [1]
Одновременно в губернских городах получил дальнейшее развитие и классицизм. В классическом стиле архитектор Н.Г. Турский построил на Воскресенской горе в 1833 г. польскую римско-католическую церковь (рис. 10). В 1857 г. по проекту архитектора Г.А. Боссе в «неоготическом вкусе» на территории Верхней Елани была возведена немецкая кирха Св. Марии (рис. 11).
Г' I
Рис. 10. Католическая церковь. Рисунок Ю.Ф. Флека. 1864 г. [1]. Район Воскресенской горы
+
E&MfUNBW ШКСЙЬ «V Г 'ИШЬ KCSCllii IWAflCU 1'СГ « тш
Рис. 11. Евангелическая церковь в г. Томске. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г.
[7]. Район Верхней Елани
Не забыл художник и пригород Томска, где с середины XIX в. начиналось и входило в моду дачное строительство. Это был первый дачный район на р. Басандайке, где была возведена и православная церковь в классическом стиле (рис. 12).
V
МССИДЬрГ.А ВЪШЗИ Г ТОМСКА [ (О WMK 8А£5<КЛ.*Л ■ ССЮШ ТИП!
Рис. 12. Басандайка вблизи г. Томска. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г. [6]
Большое значение графические работы Ю.Ф. Флека имеют в изучении городских усадеб с деревянными домами и хозяйственными постройками [8].
На большей части графических работ деревянные дома и усадьбы находятся на переднем плане, что значительно облегчает их исследование. Этому вопросу до настоящего времени не уделено должного внимания (рис. 13, 14).
»
Рис. 13. Рисунок Ю.Ф. Флека. 1860-е гг. Вид с правого берега р. Ушайки на Монастырское место [1]
Рис. 14. Вид Томска с северной стороны. Литография с рисунка Ю.Ф. Флека. 1868 г. [7]
Выводы
Делая выводы по данной работе, необходимо отметить, что анализ рисунков прошлых эпох значительно облегчает изучение истории градостроительства городов Сибири. Проводя сравнительный анализ районов города по
графическим работам художника и настоящему положению, можно определить не только состояние сохранившихся памятников, но и проследить процесс их застройки и развития. Одновременно определяются и те здания и сооружения, которые были утрачены и подлежат восстановлению в настоящее время, особенно это касается культовых сооружений. Кроме того, графические и художественные работы художников прошлого дают нам материал для изучения деревянной усадебной застройки и ее исследования.
Библиографический список
1. Ханевич В.А. Томск XIX века в литографиях и рисунках Флека. URL: http://poland-tomsk.narod.ru/culture/flex.html (дата обращения: 18.09.2022).
2. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало ХХ века). Томск : Изд-во ТГАСУ, 2004. 169 с.
3. Герасимов А.П. Томский модерн. Томск : В-Спектр, 2010. 134 с.
4. История названий старых улиц / отв. ред. Г.Н. Стариков. Томск : Водолей, 1988. 320 с.
5. Флек Ю. Вид Томска от горы за городскою рощею : литография. 1868. 15,7x23,3 см (лист) ; 10,5x17,7 см. URL: И1рз://старинные храмы. рф/ things / litografiya-vid-tomska-ot-gory-za-gorodskoyu-rocsheyu-flek-yu-1868-g// (дата обращения: 18.09.2022).
6. Фотографии ТГУ // РИА Томск. URL: https: / www. riatomsk. ru/article/ 20140729/01299/ (дата обращения: 18.09.2022).
7. Колосова Г.И. Виды Томска : каталог-альбом литографий ТГУ // Научная библиотека, отдел рукописей и книжных памятников. Томск : Изд-во Томского госуниверситета, 2015. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000502850 (дата обращения: 18.09.2022).
8. Герасимов А.П. Эволюция стилей в деревянной архитектуре Западной Сибири. Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2017. 196 с.
9. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. Москва : Наука, 1979. 320 с.
10. КириченкоЕ.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва : Искусство, 1978. 399 с.
References
1. Hanevich V.A. Tomsk XIX veka v litografiyah i risunkah Fleka [Tomsk in the 19th century in Fleck's lithographs and drawings]. Available: http://poland-tomsk.narod.ru/culture/flex.html (accessed September 18, 2022). (rus)
2. Zalesov V.G. Arhitektory Tomska (19 - nachalo 20 veka) [Architects of Tomsk (19-20th centuries)]. Tomsk: TSUAB, 2004. P. 106. (rus)
3. GerasimovA.P. Tomskij modern [Tomsky Art Nouveau]. Tomsk: V-Spektr, 2010. - 134 p. (rus)
4. G.N. Starikov (Ed.) Istoriya nazvanij staryh ulic [History of old street names]. Tomsk: Vodolei, 1988. Pp. 300-308. (rus)
5. Flek Yu. Vid Tomska ot gory za gorodskoyu roshcheyu: litografiya [Tomsk from the mountain behind the city grove]. Available: https://старинныехрамы.рф/things/litografiya-vid-tomska-ot-gory-za-gorodskoyu-rocsheyu-flek-yu-1868 (accessed September 18, 2022). (rus)
6. Fotografii TGU. RIA Tomsk [RIA Tomsk. TSU Photographs]. Available: www.riatomsk.ru/article/20140729/01299/.0brashchenie (accessed September 18, 2022). (rus)
7. Kolosova G.I. Vidy Tomska: katalog-al'bom litografii TGU [Views of Tomsk: Catalog-album of lithographs]. Tomsk: TSU, 2015. Available: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Reposito-ryvtls:000502850 (accessed September 18, 2022). (rus)
8. Gerasimov A.P. Evolyuciya stilej v derevyannoi arhitekture Zapadnoi Sibiri [Style evolution in wooden architecture of West Siberia]. Tomsk, 2017. 196 p. (rus)
9. Borisova E.A. Russkaya arhitektura vtoroj poloviny 19 veka [Russian architecture late in the 19th century]. Moscow: Nauka, 1979. 320 p. (rus)
10. KirichenkoE.I. Russkaya arhitektura 1830-1910-h godov [Russian architecture in the 1830-1910s]. Moscow: Iskusstvo, 1978. 399 p. (rus)
Сведения об авторах
Герасимов Александр Петрович, канд. искусствоведения, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Измайлова Дания Зайнуловна, студентка, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Authors Details
Aleksandr P. Gerasimov, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, gerasimoffalek4sandr @ yandex.ru
Dania Z. Izmailova, Student, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]