Научная статья на тему 'Градостроительные аспекты, направленные на обеспечение экологической безопасности территорий размещения полигонов ТБО'

Градостроительные аспекты, направленные на обеспечение экологической безопасности территорий размещения полигонов ТБО Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
919
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ (ТБО) / ПОЛИГОНЫ ТБО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) / АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (АЖЦ) / ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННАЯ СИСТЕМА (ПТС) / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ (ПЗЗ) / SOLID HOUSEHOLD WASTE (SHW) / ENVIRONMENTAL IMPACT ASSESSMENT (EIA) / LIFE CYCLE ANALYSIS (LCA) / NATURAL AND TECHNOGENIC SYSTEM (NTS) / RULES OF LAND USE AND CONSTRUCTION (RLUC) / POLYGONS SHW / ENVIRONMENTAL SAFETY / TECHNICAL REGULATIONS / TOWN-PLANNING RULES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Орцханов Тимур Артурович

Одна из современных проблем любого города мира заключается в утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). В данной статье проводится анализ нормативно правовой и нормативно-технической базы в области размещения, проектирования, строительства, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Орцханов Тимур Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Town-planning and environmental safety of polygons SHW territory

One of the contemporary issues of any city in the world is recycling of solid waste (SHW). This article analyses the regulatory and normative and technical base in the field of accommodation, design, construction, operation and recultivation of polygons SHW.

Текст научной работы на тему «Градостроительные аспекты, направленные на обеспечение экологической безопасности территорий размещения полигонов ТБО»

Градостроительные аспекты, направленные на обеспечение экологической безопасности территорий размещения полигонов ТБО

Т. А. Орцханов

Одна из современных проблем любого города мира заключается в утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). К ним относятся: отходы хозяйственной деятельности населения (отходы текущего ремонта квартир, упаковка), мусор с дворовых территорий, площадей, улиц, отходы ухода за зелеными насаждениями и др. С увеличением численности населения, развитием экономики и повышением жизненного уровня увеличивается объем образования отходов. Удаление бытовых отходов обеспечивает необходимые санитарно-гигиенические и экологические условия существования населенного пункта. Один из способов утилизации отходов — это складирование на полигонах ТБО.

Полигоны ТБО — это специализированные комплексы, предназначенные для захоронения твердых бытовых и в ограниченном количестве промышленных отходов 3-4 классов опасности, организованные с использованием средств инженерной защиты, обеспечивающих экологическую безопасность территорий [1,2].

Серьезной проблемой является то, что полигоны ТБО занимают немало ценных земель, а также многие из них, организованы более 20 лет назад, и не отвечают критериям природозащитных сооружений и требуют незамедлительной рекультивации. Для запуска инновационного механизма, направленного на обеспечение экологической безопасности территорий и населения, необходимо незамедлительное совершенствование научно-технической базы в части проектирования, строительства и рекультивации полигонов ТБО, а также правовой базы в части разработки правил землепользования и застройки при территориальном планировании для обоснования площадок для размещения полигонов ТБО.

Существующее положение проектирования полигонов отходов производства и потребления опирается на действующую систему нормативных документов, включающую требования охраны окружающей среды (законы и подзаконные акты), строительные нормы и правила, санитарно-гигиенические правила (СанПин, СП).

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства, эколого-экономическое обоснование является обязательным при разработке обоснования инвестиций в строительство пред-

приятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации. Одним из основных элементов этого обоснования является оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду (ОВОС).

Вопросы обеспечения экологической безопасности территории размещения проектируемого объекта, охраны здоровья населения, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, согласно существующему положению в области согласования строительной документации, должны быть решены при проектировании в разделе оценки воздействия на окружающую среду. На практике, раздел ОВОС разрабатывается с целью согласования проекта и успешного прохождения государственной экологической экспертизы. Нормативными документами федерального и регионального уровней предписывается проведение технико-экономической экспертизы проектов с учетом экологических последствий функционирования объекта строительства. Но в них отсутствует четкий состав анализируемых факторов, методики расчетов и принятия многокритериальных решений с учетом различных видов воздействий и их последствий. Для того чтобы выяснить причины такого положения вещей, необходимо провести анализ нормативно правовой базы и нормативно-технических документов, относящихся к данному вопросу. [3]

Начнем с того, что строительных норм и правил по проектированию полигонов промышленных и бытовых отходов нет. Единственный ранее существовавший СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» отменен, как утративший силу. (Приказ Госстроя от 4.06.92 г. Используется как справочный материал).

Необходимость выделения вопросов, связанных с охраной окружающей среды в самостоятельный раздел проекта, была установлена в Постановлении Госплана СССР и Госстроя СССР №95/60 от 24.04.85 г. «Об утверждении указаний о порядке разработки и утверждения технико-экономического обоснования строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам)». Позднее статус

постановления был закреплен СНиП 1.02.01-85, а затем заменившим его СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», который был заменен на СНиП 11-01-2003. Эти документы содержат прямое указание на то, что в состав проектной документации необходимо включать раздел «Охрана окружающей среды», но требования к разделу отсутствуют. Предписано было разрабатывать их в соответствии со стандартами, нормами и правилами Госстроя, Минприроды и другими нормативными актами смежных законодательств, регулирующих природоохранную деятельность.

В 1995 г. постановлением Минстроя России от 24.04.95 №18-39 утверждена инструкция РДС 11-201-95 (с изменениями от 29.01.98 N 18-10) «О порядке проведения государственной экспертизы проектов», в которой кратко изложены требования к экспертному заключению по проектам в части охраны окружающей среды:

— общая экологическая характеристика района;

— воздействие строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду;

— мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

— решения по обеспечению технической безопасности, предупреждению и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и СП 1-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» устанавливают требования к инженерно-геодезическим, инженерно-геологическим, инженерно-гидрометеорологическим и инженерно-экологическим изысканиям на всех стадиях проектирования.

Требования органов санитарно-эпидемиологического надзора определяются ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.12.2008 г.), а так же СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (взамен СанПиН 1746-77 «Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов») и СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

В общих положениях СП 2.1.1038-01 помимо санитарно-гигиенических требований содержатся требования и указания по инженерно-строительным решениям, выбору площадки и организации экологического мониторинга.

П.3.1 «Полигоны ТБО могут быть организованы

для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для группы населенных пунктов».

П.4.3. «Участок для полигона должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны в рамках ПЗЗ».

П.4.4 «Заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдается территориальными ЦГСЭН». [4]

ТСН 30-308-2002 «Проектирование строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области». При его подготовке раздел ОВОС был практически исключен Госстроем из основного содержания документа, т.к. не входит в свод вопросов строительных норм, и вошел как краткое «Приложение В (обязательное)». Согласно ему: «ОВОС выполняется в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, нормативных документов, утвержденных Госстроем России, Министерством природных ресурсов и его территориальным органом для Московской области, а также нормативных актов местной администрации, регулирующих природоохранную деятельность в пределах района предполагаемого объекта (полигона ТБО)».

ТСН содержат указания к выбору площадки для размещения новых полигонов, требования к инженерным изысканиям, планировочные и конструктивные требования, определяют конструктивные решения защитных экранов поверхности и основания. Согласно ТСН полигоны разделяются на 2 класса опасности в зависимости от содержания органических веществ в составе отходов. Они так же устанавливают статус этих сооружений, как строительных сооружений 1 уровня ответственности (по ГОСТ 27751-88).[1]

«Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов», разработанная АКХ от 02.11.96 г.определяет состав проекта:

— общая пояснительная записка;

— гидрогеологическая записка с обоснованием выбора площадки строительства;

— технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона ТБО с решением по дегазации;

— раздел ОВОС;

— санитарно-защитная зона и система мониторинга;

— электротехнический раздел;

— основные технико-экономические показатели;

— сводная смета.

Из инструкции следует, что полигоны ТБО — это опасные объекты, для которых предусматривается санитарно-защитная зона в радиусе не менее 500 м. В ней запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей. Это означает, что в соответствии с СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.567-96, полигоны ТБО — это предприятия не ниже 3 класса вредности.

В соответствии с инструкцией под полигоны допускается отводить: «отработанные карьеры, свободные от ценных пород деревьев участки лесных массивов, овраги и другие территории». Заключение о пригодности выбранного участка под устройство полигона выдают органы охраны природы и санитарно-эпидемиологического надзора города (района, области, края). Инструкция не содержит указаний и требований к содержанию раздела ОВОС. Она предписывает постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды, для чего следует проводить ежеквартальные анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДКрз на рабочем месте полигона, должны быть приняты соответствующие меры».

Становится очевидно, что «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», разработанная АКХ, утвержденная Минстроем России по существу служит основным нормативно-техническим документом. Ее требования основаны на санитарно-гигиеническом подходе, который не достаточен для обеспечения экологической безопасности при-родно-техногенной системы «Полигон ТБО», образующихся в местах размещения отходов. Процессы, протекающие на полигонах ТБО очень сложные, они не только оказывают воздействие на лиц, занятых в производственном процессе, но и изменяют всю экосистему территории. Тесное взаимодействие компонентов экосистемы и техногенных факторов приводит к образованию сложной при-родно-техногенной системы (ПТС). Поэтому, для оценки воздействия на окружающую среду искусственно образованной и функционирующей длительное время ПТС «Полигон ТБО» необходим системный подход, ставящий целью комплексное всестороннее изучение объекта, на основе анализа его жизненного цикла (АЖЦ).[2]

Такой подход получил широкое распространение в зарубежной практике. Эта методика нашла законодательное закрепление в документах международной организации по стандартизации ИСО (ISO — International Standard Organisation). Ей разработан комплекс международных стандартов ИСО 1440 — 1449, посвященный теоретическим и практическим аспектам методологии анализа жизненного цикла, как инструмента реализации теории устойчивого развития.

Анализ жизненного цикла (АЖЦ), в соответствии с ИСО 1440, рассматривается как один из методов управления окружающей средой, который может быть основан на оценке риска возникновения чрезвычайных ситуаций и негативных последствий загрязнения окружающей среды, оценке эколого-эко-номической эффективности инженерной защиты, направленный на обеспечение экологической безопасности, проведения экологического аудита. То есть информация, полученная при исследованиях АЖЦ, должна быть использована на различных уровнях проектирования (обоснование инвестиций, рабочее проектирование, технология строительства и эксплуатации, рекультивация).

Госстандарт РФ принял аутентичный текст стандартов ИСО 1440 — 1449 в качестве проектов Государственных стандартов РФ, а «Закон о техническом регулировании» определил их действие на территории РФ.

Общая методология АЖЦ включает в себя три этапа:

1. Цель и определение границ воздействия.

2. Инвентаризационный анализ, который определяет входящие и исходящие энергетические и материальные потоки, связанные с жизненным циклом объекта.

3. Оценку воздействия объекта на окружающую среду, на основании которой принимается обоснованное решение по мерам обеспечения его экологической безопасности. [6]

Действующая нормативная база в полной мере не определяет стадийность решения организационных, технических, экологических и экономических вопросов и требует дальнейшего развития. Решение вопросов экологической безопасности объектов, должно опираться на прочную научно-методологическую основу. Вопросы экологической безопасности мест размещения отходов с каждым годом приобретают все большее значение. Но, несмотря на это, зачастую экологические критерии оценки проектов вступают в противоречие с экономическими интересами хозяйствующих субъектов. В связи с этим, для сбалансированного удовлетворения интересов обоих сторон необходима разра-

ботка новых выверенных оценок экологической безопасности, закрепленных нормативными документами.

При рассмотрении существующего законодательства в области градостроительства следует вывод о целесообразности определения законного статуса территорий размещения полигонов ТБО в рамках правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Одним из инструментов ПЗЗ может стать градостроительный регламент. [8]

Из этого следует, что территории размещения полигонов ТБО следует выделять в самостоятельные зоны и учитывать их при территориальном планировании на районном уровне.

Для обеспечения экологической безопасности полигонов ТБО необходима разработка и принятие документов четко определяющих состав нормативных требований, которые с развитием науки и техники должны совершенствоваться.

В состав нормативно-технической базы должны войти:

1. Градостроительный регламент, который определит законный статус территории размещения отходов производства и потребления в рамках ПЗЗ.

2. Технический регламент по экологической безопасности мест размещения отходов производства и потребления, основанный на оценке жизненного цикла ПТС «Полигон» и его воздействий на окружающую среду, определяющий основные требования и процедуру проектирования, включая инженерные изыскания, обоснование инвестиций в строительство, проектирование, строительство, эксплуатацию, рекультивацию и согласование проектной документации.

3. Методические рекомендации и указания к разделам строительных норм.

4. Свод правил по разработке раздела ОВОС, опирающийся на анализ жизненного цикла ПТС «Полигон».

5. Регламент проведения геотехнического контроля на всех стадиях жизненного цикла полигона ТБО.

6. Свод правил по организации экологического мониторинга.

Литература

1. ТСН 30-308-2002 «Проектирование строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области».

2. «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов», разработанная АКХ от 02.11.96 г.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды».

4. СНиП 11-01-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

5. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

6. «Методология анализа жизненного цикла при проектировании полигонов твердых бытовых отходов», Щербина Е.В., М. 2005 г.

7. Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2010).

8. Градостроительный кодекс РФ (ред. от 27.12.2009).

Градостроительные аспекты, направленные на обеспечение экологической безопасности территорий размещения полигонов ТБО

Одна из современных проблем любого города мира заключается в утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). В данной статье проводится анализ нормативно правовой и нормативно-технической базы в области размещения, проектирования, строительства, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО.

Town-planning and environmental safety of polygons SHW territory

by T. Ortskanov

One of the contemporary issues of any city in the world is recycling of solid waste (SHW). This article analyses the regulatory and normative and technical base in the field of accommodation, design, construction, operation and recultivation of polygons SHW.

Ключевые слова: твердые бытовые отходы (ТБО), полигоны ТБО, экологическая безопасность, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), анализ жизненного цикла (АЖЦ), природно-техно-генная система (ПТС), технический регламент, градостроительный регламент, правила землепользования и застройки (ПЗЗ).

Keywords: solid household waste (SHW), polygons SHW, environmental safety, environmental impact assessment (EIA), life cycle analysis (LCA), natural and technogenic system (NTS), technical regulations, town-planning rules, rules of land use and construction (RLUC).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.