D.S. MASLENNIKOVA
THE CHURCHES-SCHOOLS IN CEER STATIONS
The author describes the history and peculiarities of the most interesting orthodox temples in Harbin. They were erected from wood and stone at the end of the XIXth and at the beginning of the XXth centuries. There have been built 33 Russian Orthodox temples. Only one of them was preserved till present time. Considering churches style peculiarities, the author chose Russian styles. The Orthodox temples build by Russian engineers in the CEER present not only the cultural and aesthetic interest, they have also a great scientific meaning, because they were built in the period when a church in Russia had been prohibited.
УДК 711:504(1-21)(574)
И.Н. ИВАНОВА,
НГАХА, Новосибирск
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье рассматриваются перспективные направления реформирования системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан с учетом градостроительных аспектов. Стремление достичь экологической оптимизации создает необходимость научно переосмыслить данные современного состояния экологического каркаса республики. На основе полученных в результате исследования данных анализируются аспекты градостроительного проектирования особо охраняемых природных территорий. Анализ статистических данных, дополненный сведениями пространственной характеристики, будет способствовать оптимизации поиска новых направлений развития единой системы охраняемых природных территорий республики.
Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.
Экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. В сложившейся социально-экономической ситуации необходимо
© И.Н. Иванова, 2008
актуализировать проблему разработки природоохранной стратегии республики, основанной на градостроительном подходе, использующем методические принципы системного проектирования.
Постепенно преодолевая кризисные явления, градостроительная практика формирования систем охраняемых природных объектов на протяжении истории своего развития накапливала опыт планирования и градостроительного системного моделирования.
Если обозначить суть кризиса градостроительного проектирования, сложившегося в системе формирования особо охраняемых природных территорий Казахстана, то можно сказать, что прежние формы и градостроительные механизмы регулирования этих процессов претерпели множество изменений, а новые формируются в условиях нестабильности.
Анализ современного состояния системы охраняемых природных территорий Казахстана позволил выделить ряд проблемных ситуаций:
- недостаточно активное применение накопленного опыта природоохранного проектирования, обобщившего усилия специалистов разных отраслей знаний в выработке конструктивных и наглядных проектных предложений институтами градостроительного профиля;
- отсутствие специальных исследований, характеризующих данные по состоянию основных природных экосистем, с выделением проблемных ареалов и рекомендаций по формированию пространственных границ природного каркаса республики;
- стихийность формирования природного каркаса в условиях отсутствия единой природоохранной стратегии;
- однонаправленность данных, рассматривающих высокий потенциал природной среды с точки зрения рекреационного использования;
- отсутствие эффективного экономического механизма, который бы привлекал инвестиции в разработку природоохранных проектов;
- разобщённость, неэффективное использование природоохранных объектов из-за отсутствия развитой инфраструктуры;
- несовершенство системы статистического учета данных по результатам хозяйственного и рекреационного использования охраняемых объектов природы;
- стихийное пространственно-территориальное освоение охраняемых природных территорий, не учитывающее требований современных градостроительных методик и архитектурно-планировочных концепций;
- отсутствие геоэкологического обоснования при макрозонировании природно-территориальных комплексов с последующей локализацией объектов экологической ответственности в структуре комплексной системы охраны природы.
Перечисленные проблемы определили настоятельную необходимость в разработке научных основ новой методологии территориального планирования и градостроительного проектирования, способов разработки и реализации градостроительных программ с учетом формирования рыночных отношений в экономике, экологических и природно-климатических особенностей отдельных регионов, их хозяйственной специализации, степени развитости урбанизированных процессов и других факторов.
Градостроительный подход к составлению системы охраняемых природных объектов базируется на анализе, оценке и прогнозе взаимодействия природных и антропогенных составляющих территориального комплекса, сопоставлении существующих и ожидаемых нагрузок, выявлении и характеристике так называемых проблемных ситуаций и ареалов и разработке системы природоохранных мероприятий по нейтрализации или значительному снижению уровня негативного антропогенного воздействия на природную среду [2, 7].
Формирование сети охраняемых природных территорий Казахстана до сих пор осуществлялось посредством механического объединения отдельных территорий без разработки единой научно обоснованной программы. Поэтому в целях оптимизации перспективной сети охраняемых природных территорий в рамках комплексной системы охраны природы республики необходима оптимизация принципов системного подхода к проектированию на основе упорядоченной классификации охраняемых природных территорий с последующим геоэкологическим обоснованием их размещения.
Упорядочение классификации охраняемых природных территорий
Упорядочение классификации охраняемых природных территорий является задачей, прямо связанной с обеспечением их функциональной развитости, т. е. с применением принципа системного подхода, и призвано способствовать целенаправленному формированию их сети на практике. Следует отметить, что классификация охраняемых природных территорий сложна и недостаточно разработана, несмотря на накопленный обширный исследовательский материал и ряд принятых международных положений по этому вопросу. Его решение затруднено как многогранностью самой проблемы, так и региональной спецификой самих охраняемых объектов и ландшафтных комплексов.
Характерно, что в международной практике проявляется тенденция к выделению трех узловых категорий охраняемых природных территорий: полных резерватов (заповедников), частичных резерватов (заказников) и государственных национальных парков (территорий смешанного природоохранного и рекреационного назначения). В Казахстане отсутствуют некоторые категории охраняемых природных территорий, предусмотренные международными критериями. Природные возможности страны, безусловно, позволяют заявить ряд уникальных объектов в список всемирного наследия, организовать биосферные заповедники, создать морские, степные и горные трансграничные охраняемые природные территории. В этих условиях назрела острая необходимость организовать новые объекты охраняемых природных территорий в дельтовых и нерестовых участках крупнейших рек: Урала, Волги, Или, Сырдарьи, Иртыша, Лепсы, Каратала, охватив побережье Каспия, Арала, Зайсана, Балхаша; взять под охрану горно-лесные массивы Джунгарии, Тарбагатая, Каратау, степные урочища Ерментау, дубовые леса вдоль реки Урал и десятки других объектов [1].
Основываясь на этом, а также учитывая суть консервационной функции и режима в рамках комплексной системы охраны природы, была разрабо-
тана номенклатура перспективной системы природных территорий республики (табл. 1).
Таблица 1
Объекты охраняемых природных территорий Республики Казахстан в пределах географических зон*
Природные зоны, подзоны Природные заповедники Нацио- нальные природные парки При- род- ные ре- зерва- ты Па- мят- ники при- р°- ды При- род- ные заказ- ники Запо- вед- ные зоны Всего
Южная лесостепь - - - - 2 - 2
Умеренно засушливая степь - 3 - 21 5 - 29
Умеренно сухая степь 1 1 - - 9 - 11
Засушливая степь - - - - 1 - 1
Сухая степь 1 - 2 1 1 - 5
Опустыненная степь - - - - 5 - 5
Остепненная пустыня (полупустыни) 2 - - 1 4 2 9
Настоящая пустыня - - - - 10 - 10
Южная пустыня 1 - - - - 3 4
Горы с выраженной вертикальной поясностью 5 5 - 3 18 - 31
Всего 10 9 2 26 55 5 107
* Данные по объектам охраняемых природных территорий Республики Казахстан в пределах географических зон взяты из материалов «Информационно-аналитического бюллетеня для общественных организаций Казахстана и Средней Азии», июль 2005 г.
Это, во-первых, природные государственные заповедники и заповедные зоны. На этих территориях вводится наиболее строгий режим охраны ландшафтного комплекса с полным запретом производственной и рекреационной деятельности за исключением строго регламентированного познавательного туризма. Целесообразно развитие заповедников биологического и географического профилей.
Во-вторых, природные и природно-культурные государственные заказники для специализированной охраны отдельных ценных компонентов ландшафта или их комплексов с регламентируемой в этих целях производственной и рекреационной деятельностью. Среди них различают: заказники относительно строгого режима - ботанические, зоологические, ботанико-зоологические, геологические, почвенные, гидрографические, ландшафтные, геоморфологические и гидрологические; заказники нестрогого режима, в которых производственная и рекреационная деятельность ограничивается незначительно.
В-третьих, природные и природно-культурные государственные парки, предназначенные для охраны и использования наиболее ценных ландшафт-
ных комплексов согласно установленному для отдельных функциональных (охраняемых, рекреационных и производственных) зон режиму. Это поли-функциональные образования, место которых в общем типологическом ряду охраняемых природных территорий является традиционным. В сущности, они относятся к более высоким ступеням функциональной и планировочной организации территории. Они создаются с целью урегулирования зачастую взаимоисключающих интересов хозяйственного (в первую очередь, рекреационного) использования и охраны ландшафта. Среди них выделяются национальные парки - территории смешанного природоохранного и рекреационного назначения с зонально-дифференцированным режимом, имеющие четко выраженный природоохранный профиль с обязательным развитием заповедных зон, и региональные парки, выполняющие те же функции, что и национальные парки, но без заповедных зон [1, 5].
Развитие перспективной системы охраняемых природных территорий должно быть увязано с охраной культурно-исторического наследия в рамках государственных парков и ландшафтных заказников или созданием сети охраняемых природных территорий культурного профиля - археологических, исторических, архитектурных, урбанистических или даже культурноисторических заповедников, заказников этнографических комплексов, национальных парков. Это, в свою очередь, предполагает усложнение перспективной системы охраняемых природных территорий и ориентирует на поиск новых пространственных взаимосвязей между элементами этой системы. В процессе выявления ареалов для поиска отдельных перспективных элементов охраняемых природных территорий использованы следующие критерии:
- для заповедников - реальность осуществления заповедного режима, ненарушенность структуры экосистемы и репрезентативность в отношении основных видов ландшафтных комплексов республики;
- для заказников - эталонная или раритетная познавательная ценность природных объектов и их комплексов, состояние подлежащих охране объектов и комплексов и реальность обеспечения необходимого консервационного режима;
- для национальных парков - научная ценность природных комплексов, в том числе с учетом создания заповедного фонда, выраженность этнографических особенностей и рекреационная аттрактивность;
- для региональных парков - научная ценность природных комплексов и рекреационная аттрактивность [3].
Общая площадь охраняемых природных территорий республиканского значения составляет 21118,7 тыс. га, в том числе со статусом юридического лица 3769,1 тыс. га - 1,4 % от всей территории государства. По этому показателю Республика Казахстан далеко отстает от среднемирового уровня (при общепризнанных мировых стандартах - 10-12 %) [3].
Анализ распределения охраняемых природных территорий в пределах административных областей республики показывает, что большая их часть располагается в Алматинской, Карагандинской, Акмолинской, ВосточноКазахстанской и Северо-Казахстанской областях. Природные заповедники
(территории с полным изъятием земель из хозяйственной деятельности) получили наибольшее развитие в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. Национальные парки (территории с различным функциональным использованием природных ресурсов) преобладают в Алматинской области. До недавнего времени наибольшее количество памятников природы располагалось в бывшей Кокчетавской области, а после ее ликвидации были переданы в Се-веро-Казахстанскую область. При передаче трех районов Северо-Казахстанс-кой области в состав Акмолинской области вошли памятники природы, в основном расположенные в Енбекшильдерском, Щучинском и Зерендинском районах. Природные заказники с заказным режимом охраны имеют большее представительство в Карагандинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях (табл. 2).
Таблица 2
Объекты охраняемых природных территорий Республики Казахстан в пределах административных областей
Наименование областей Запо- ведни- ки Нацио- нальные парки Природные резерваты Памят- ники природы Заказ- ники Запо- ведные зоны Всего
Акмолинская 1 2(1*) - 8 4 - 15(1*)
Актюбинская - - - - 1 - 1
Алматинская 2 3 - 4 7 - 16
Атырауская - - - - 1 1* 2(1*)
Восточно- Казахстанская 2 1 1 1 8 - 13
Жамбылская - - - - 3 1* 4(1*)
Западно- Казахстанская - - - - 3 - 3
Карагандинская - 1 - - 10 - 11
Костанайская 1 - - - 3 - 4
Кызылординская 1 - - - 2 - 3
Мангистауская 1 - - - 2 1* 4(1*)
Павлодарская - 1 1 1 2 - 5
Северо- Казахстанская - - - 12 4 - 16
Южно- Казахстанская 2 1 - - 5 2* 10(2*)
Всего 10 9(1*) 2 26 55 5* 107(6*)
* Данные по объектам охраняемых природных территорий Республики Казахстан в пределах административных областей составлены по материалам доклада МП РООС РК «Состояние природных ресурсов и окружающей среды в Республике Казахстан» 2001 г.
Реализация мероприятий «Программы по расширению существующих и созданию новых охраняемых природных территорий» позволит: увеличить территорию природно-заповедного фонда Республики Казахстан на
1258,66 тыс. га (доля охраняемых природных территорий составит 1,8 % от территории государства), а также усилить охрану ландшафтного и биологического разнообразия государства, водно-болотных угодий степной и полупустынной зон равнинного Казахстана, имеющих глобальное значение для сохранения и восстановления природного наследия (табл. 3).
ТаблицаЗ
Данные по созданию и расширению охраняемых природных территорий
на 2007-2009 гг.
Административная область Категория охраняемых природных территорий Наименование Площадь, тыс. га
Расширение Создание
Акмолинская ГПЗ Коргалжынский 110,0
Алматинская ГПЗ Алакольский 210,0
ГНПП Чарынский 104,85
Жонгар-Алатауский 407,465
Атырауская ГПР Акжайык 111,5
Восточно- Казахстанская ГПЗ Маркакольский 27,923
Западно - Алтайский 30,344
ГНПП Буйратау 103,588
Карагандинская ГНПП Каркаралинский 50,0
Павлодарская ГНПП Баянаульский 72,99
Костанайская Природный заказник Жарсор-Уркашский 30,0
Всего: 606,107 652,553
Итого: 1258,66 тыс. га
* Сведения по созданию и расширению охраняемых природных территорий на 2007-2009 гг. собраны на основе статистических «Данных Агентства РК по статистике» 2007 г.
В условиях реформирования природно-заповедной системы Республики Казахстан наблюдается процесс стремительного формирования новых объектов этой системы и в связи с этим актуализируется вопрос пересмотра градостроительных принципов проектирования, ориентированных на достижение экологической оптимизации.
Рассмотрение системы охраняемых природных территорий с позиций градостроительного подхода, анализ особенности их функционально-территориальной организации с учетом новых геоэкологических данных и данных по состоянию лесного фонда позволяют выделить следующие градостроительные аспекты:
- упорядоченность классификации узловых категорий охраняемых природных территорий;
- разработка пространственной и функциональной основы формирования системы особо охраняемых природных территорий;
- разработка конструктивно-планировочных требований по формированию природного каркаса республики;
- проведение эколого-градостроительного макрозонирования с учетом системы расселения, рекреации, показателей уровня лесистости и устойчивых ландшафтных компонентов;
- рассмотрение геоэкологического обоснования при формировании единого природного каркаса республики.
Комплексное рассмотрение выделенных градостроительных аспектов направлено на оптимизацию преобразующей градостроительной деятельности, что способствует совмещению этой деятельности с процессами освоения новых природных территорий и восстановления нарушенных ландшафтов, то есть придает им обратимый характер.
Таким образом, формирование пространственных рубежей перспективной системы охраняемых природных территорий заключается в пересмотре обозначенных градостроительных аспектов.
Поскольку на основе статистических данных путём их сравнения и обобщения в материалах данной статьи уже охарактеризованы основы классификации узловых категорий охраняемых природных территорий, необходимо перейти к рассмотрению группы аспектов, включающих пространственные и функциональные основы формирования системы охраняемых природных территорий, разработку конструктивно-планировочных требований по формированию природного каркаса, эколого-градостроительное макрозонирование и геоэкологическое обоснование в вопросе формирования единой системы особо охраняемых природных территорий республики.
Разработка пространственных и функциональных основ формирования системы особо охраняемых природных территорий
Стратегической основой разработки и формирования системы особо охраняемых природных территорий является функционально-планировочная организация территориально-природного комплекса, ограниченного природными рубежами. Функционально-планировочные мероприятия являются важнейшим средством уменьшения чрезмерных нагрузок на территорию, в первую очередь, посредством упорядочения системы размещения объектов производства, расселения, рекреации в сочетании с выделением ареалов повышенной экологической ценности и активности как основного фактора противостояния территориальной экспансии антропогенных процессов. Они направлены на формирование гибкой и высокоэффективной экологической инфраструктуры проектируемой территории на основе существующего и восстанавливаемого природного потенциала.
В природоохранном проектировании в процессе формирования системы охраняемых природных территорий особое значение имеет разработка пространственной и функциональной основы природного каркаса, являющегося, по сути, экологической инфраструктурой территории, призванной выполнять водоохранные, почвозащитные, санирующие и другие функции. Его можно
отождествить с ранжированной по степени экологической активности и социально-культурной ценности системой линейных пространственных связей природного противостояния комплексной антропогенной экспансии.
Формирование природного каркаса представляет собой сложный творческий процесс, учитывающий не только экологические особенности отдельных ареалов, но и межтерриториальных связей. В ходе этого процесса во многом решается судьба наиболее ценных в экологическом, эстетическом, культурно-историческом отношениях ландшафтных комплексов.
Природный каркас строится на базе существующих лесных массивов и других слабоизмененных ландшафтных комплексов. Его структурно-формирующими узлами являются особо охраняемые территории различных видов, то есть объекты, находящиеся под защитой государства и, следовательно, наименее подверженные опасности нежелательного хозяйственного использования. Пространственную конфигурацию каркаса определяет региональная экологическая стратегия, преобразованность среды, характер развития систем расселения, рекреаций и др. В условиях лесистости 4-5 % контур природного каркаса Казахстана обозначен следующей группой природных объектов: на 1 января 2006 года в Казахстане функционируют 10 государственных природных заповедников, 9 государственных национальных природных парков, 2 государственных природных резервата, 55 государственных природных заказников, 5 государственных заповедных зон, 26 памятников природы республиканского значения (табл. 4).
Таблица 4
Данные воспроизводства лесов по национальным паркам РК
Наименование национальных парков Воспроизводство лесов, га
2006 г. 2007 г.
Баянаульский ГНПП 40,0 50,0
Иле-Алатауский ГНПП 60,0 80,0
Катон-Карагайский ГНПП 50,0 100,0
Каркаралинский ГНПП 110,0 120,0
ГНПП «Кокшетау» 345,0 360,0
ГЛПР «Семей орманы» 1200,0 1500,0
ГЛПР «Ерт1с орманы» 2228,0 2228,0
Сандыктауское УПЛХ 30,0 45,0
Всего: 4063,0 4483,0
* Данные, характеризующие воспроизводство лесов по национальным паркам РК, сведены в таблице в соответствии с Постановлением правительства РК об утверждении программы «Леса Казахстана» от 25 июня 2005 г. № 692.
Направлениями природного каркаса формируется своеобразная ячеистая система, объединяющая проблемные ареалы Северо-Казахстанской, Юж-
но-Казахстанской, Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей. Проблемные ареалы, координируя направление развития природного каркаса, поддерживают экологический баланс в высокоурбанизированных областях республики и выполняют функции региональных связей (табл. 5).
Таблица 5
Состав и размеры ООПТ республиканского значения, ориентированных на сохранение природных комплексов
Показатели/виды ООПТ Количество Площадь млн га Соотношение к территории страны, %
Всего ООПТ (заповедники, заказники, заповедные зоны, памятники природы): 104 12,33 4,52
памятники природы 26 0,006 -
заповедники 9 0,95 0,34
национальные парки 7 1,4 0,51
заповедные зоны 5 4,4* 1,61
заказники 57 5,58** 2,0
ООПТ площадью свыше 100000 га 21
ООПТ площадью свыше 1 млн га 4, включая заповедную зону Каспийского моря
Объекты Рамсарской конвенции (водно-болотных угодий международного значения) 3 0,7 0,25
Объекты всемирного природного наследия 0
Трансграничные ООПТ 0
Биосферные резерваты/заповедники 0
Морские ООПТ 0
* Материалы, представленные в таблице, составлены на основе данных «Информационноаналитического бюллетеня для общественных организаций Казахстана и Средней Азии», июль 2005 г.
Функционально-планировочная структура природного каркаса формируется площадными элементами (ареалы экологической активности), линейными элементами (оси экологической активности) и точечными элементами (узлы экологической активности). В зависимости от протяженности и градостроительного масштаба оси экологической активности подразделяются на оси республиканского и местного регионального значения.
Оси республиканского значения делят проблемные ареалы, они формируются на основе групп лесов, ландшафтных комплексов речных долин, зон
отдыха, охраняемых природных территорий и обеспечивают широтные экологические связи между природными осями первого порядка.
Оси местного значения призваны обеспечить дальнейшее членение буферных макрозон и осуществлять экологическую связь между осями республиканского значения, т. е. способствовать миграции животных и распространению отдельных видов растений. Значение осей третьего порядка особенно повышается в условиях интенсивного и повсеместного формирования агроландшафтов. В этих условиях актуально создание разветвленной сети микрозаказников и достижение оптимальной лесистости.
Все 14 областных регионов в зависимости от нарастания коэффициентов лесистости на 01.01.2007 г. распределялись на две равночисленные группы по 7 регионов в каждой: малолесную с колебаниями лесистости в пределах
0,1 % (Актюбинский областной регион), 2,5 % (Павлодарский областной регион) при средней лесистости в группе 2,7 % и большелесную с колебаниями лесистости в пределах 8,4 % (Акмолинский областной регион) и 15,4 % (Жам-былский областной регион) [3, 5].
Общая площадь государственного лесного фонда составляет 26464,2 тыс. га. Угодья, покрытые лесом, занимают 12374,1 тыс. га, из них 896,7 тыс. га - искусственно созданные лесонасаждения. Территория республики исключительно бедна лесами. Согласно государственному учету, площадь лесного фонда и особо охраняемых природных территорий по состоянию на январь 2002 года составляет 26,08 млн га, в том числе покрытая лесом -11,47 млн га, из которых 69,3 % сосредоточены по южному, юго-восточному и северному периметрам страны. Леса распределены на территории республики крайне неравномерно. Лесистость Казахстана с учетом саксаульников и кустарников составляет 4,2 %, собственно леса - 1,2 %. Лесистость отдельных областей колеблется в пределах 0,1-16 % от общей площади области.
Практически все леса являются защитными, т. е. выполняют водоохранные, рекреационные, санитарно-гигиенические и средообразующие функции. Классификация лесов РК по категориям лесистости может быть представлена следующим образом: ленточные боры, степные колки и байрачные леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, которые занимают 21191,0 тыс. га, или 81,3 % лесного фонда; леса особо охраняемых природных территорий (ООПТ) - 3186,4 тыс. га, или 12,2 %, в том числе: государственных заповедников - 887,8 тыс. га или 3,4 %, государственных национальных природных парков - 1344,4 тыс. га или 5,2 %, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное значение, генетические резерваты - 13924,3 тыс. га или 53 %, памятники природы - 888,7 тыс. га (3,4 %), лесоплодовые насаждения - 52,3 тыс. га (0,2 %); природные парки, особо ценные лесные массивы - 13,3 тыс. га (менее 0,1 %); леса, выполняющие водоохранные функции, занимают 711,6 тыс. га (2,7 %); леса, выполняющие преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, занимают 182,2 тыс. га (0,7 %). Следует отметить, что из покрытых лесом площадей пригодными для эксплуатации являются всего 36,5 %, или 4170,6 тыс. га. Большая часть покрытых лесом площадей (63,5 %) исключена
из сферы производственного использования по причине их защитной функции, в соответствии с требованиями Лесного законодательства [5, 6].
Учитывая обширную территорию Казахстана (272,49 млн км2), для повышения лесистости только на один процент необходимо произвести лесопосадки и выращивание насаждений на площади 2724,9 тыс. га. Для сравнения: за шестьдесят предыдущих лет на территории республики было создано 1025,9 тыс. га искусственных насаждений [3].
Поэтому, принимая во внимание значительные затраты на воспроизводство лесов и лесоразведение, в первую очередь лесонасаждения создаются на следующих территориях:
1) ранее бывших под лесом, с приоритетом площадей, подверженных процессу опустынивания;
2) внутри и вблизи населенных пунктов (зеленые зоны, промышленные плантации различного целевого назначения), используя неудобные для сельскохозяйственных целей земли;
3) вдоль гидрографической сети, каналов и водохранилищ;
4) вдоль автомобильных и железных дорог;
5) вдоль сельскохозяйственных угодий для снижения влияния неблагоприятных природных факторов.
Запланированная площадь восстанавливаемых лесных массивов находится во владении областных исполнительных органов (табл. 6).
Таблица 6
Площадь лесных массивов, подверженных восстановлению
Наименование областей Площадь лесных массивов, подверженных восстановлению, га
Акмолинская 329,9
Актюбинская 340,0
Алматинская 538,7
Атырауская 6,5
Восточно-Казахстанская 289,0
Жамбылская 50,0
Западно -Казахстанская 247,0
Карагандинская 314,0
Костанайская 10,4
Кызылординская 10,5
Мангистауская 43,5
Павлодарская 87,0
Северо-Казахстанская 244,0
Южно -Казахстанская 113,0
Всего: 2623,5
* Площадь лесных массивов, подверженных восстановлению, зафиксирована в соответствии с «Материалами Государственного казенного лесоустроительного предприятия Республики Казахстан» 2002 г.
Конструктивно-планировочная группа требований по формированию природного каркаса
Учитывая региональные особенности и экологический потенциал, формирование природного каркаса должно соответствовать следующей конструктивно-планировочной группе требований:
- система охраны природы, благодаря целенаправленному развитию и взаимосвязи её центральных и смежных элементов, должна быть гибкой в экологическом отношении, способствуя тем самым приумножению природных ресурсов и повышению экологического потенциала района;
- конфигурация природного каркаса строится с учётом метеорологических, геоморфологических, гидрологических, транспортных, производственных и других факторов, способствующих выполнению общеэкологических функций, а также формированию полноценного, с эстетической точки зрения, ландшафта;
- при формировании пространственных границ природного каркаса необходимо предусмотреть возможность его дальнейшего количественного и качественного развития, которое обеспечивается посредством включения в систему дополнительных элементов и новых лесопосадок.
Проведение эколого-градостроительного макрозонирования с учетом системы расселения, рекреации, показателей уровня лесистости и устойчивых ландшафтных компонентов
Создание оптимального режима использования природоохранной системы осуществляется посредством эколого-градостроительного макрозонирования и формирования природного каркаса. Традиционное функциональное зонирование выполняло в этом случае роль связующего звена. Наряду с рациональным размещением объектов хозяйственной и социальной деятельности человека, оно рассматривалось в качестве особого планировочного инструмента поддержания экологического равновесия.
Проведению эколого-градостроительного макрозонирования способствует достаточно четкая читаемость контуров среды с различной «полярностью». Оно предусматривает выделение достаточно крупных территорий по наиболее контрастным видам их использования. Поддержание экологического равновесия конкретной планировочной ситуации во многом определяется использованием дифференцированного эколого-градостроителыного макрозонирования, нацеленного на поиск соотношения следующих макрозон:
- наибольшей хозяйственной активности, или кардинально преобразованных человеком (города и другие населенные пункты, районы интенсивного земледелия, транспортно-коммуникационные коридоры, карьеры и ареалы открытой добычи полезных ископаемых);
- экологического равновесия, или незначительно нарушенных хозяйственной деятельностью (крупные лесные массивы, особо охраняемые природные и рекреационные территории, акватории и др.), предназначенных для воспроизводства важнейших природных ресурсов, и, в первую очередь, воды и кислорода. На этих землях устанавливаются наиболее строгие режимы хо-
зяйствования, всемерно ограничено развитие промышленности, сдерживается рост населенных пунктов, запрещены все виды рубки леса (кроме санитарных), предусмотрено максимальное расширение сети заповедников, заказников, национальных и природных парков, охраняемых ландшафтов и рекреационных территорий. Здесь должны быть приняты меры по поддержанию лесистости на уровне 40-45 %;
- буферных, или умеренно измененных человеком (преимущественно сельского и лесного хозяйства), в задачу которых входит компенсация известной «экологической неполноценности» зон равновесия. На этих территориях необходимо довести лесистость до 30 %, всемерно развивать сеть особо охраняемых территорий, в первую очередь, микрозаказников, зон отдыха и других объектов.
Местоположение названных зон определяется интенсивностью и масштабами изменений среды, лесистостью, устойчивостью ландшафтных комплексов, масштабами и характером развития производства, расселения и рекреации, а также местом объекта в системе смежных территорий. Причем важнейшими показателями являются уровень лесистости и дислокация лесных массивов.
В условиях Казахстана (лесистость больше 4,5 %) признано оптимальным следующее соотношение вышеназванных зон - 25:40:35 % [7, 8].
Геоэкологическое обоснование при формировании единого природного каркаса республики
Геоэкологическое обоснование локализации сетей охраняемых территорий представляет собой задачу, связанную с внедрением в планировочную практику принципа системного проектирования охраняемых природных территорий, обеспечивая взаимосвязанность последних. Как выражение начавшейся с середины 90-х годов экологизации градостроительства на практике разрабатывались предложения по созданию сплошного каркаса зеленых полос, экологических коридоров, природных русел и других пространственных элементов планировочной структуры территории. Это отражало стремление сохранить единый природный каркас в функциональном макрозонировании природнотерриториальных комплексов республики в качестве экологического стабилизатора при интенсивном хозяйственном освоении территорий. К сожалению, многие такие предложения определялись лишь интересами охраны живой природы или вообще были лишены четко определенной функциональной цели и экологического обоснования. Поэтому при составлении перспективной системы охраняемых природных территорий целесообразно рассмотреть предложение по формированию единого природного каркаса республики как пространственной основы объединения элементов системы охраняемых природных территорий с точки зрения геоэкологического обоснования. Это потребует проведения геосистемного анализа территории республики с последующим выделением областей особой геоэкологической ответственности, требующих координации планировочных решений. На этих территориях необходимо сохранять природный комплекс в неизмененном состоянии, что определяет целесообразность локализации их в структуре комплексной системы охраны природы. Раз-
деление геосистем происходит по линиям идентификации природной структуры ландшафтов. Этим достигается выделение своеобразных геоэкологических осей и узлов, на которые целесообразно возложить компенсационные геоэкологические функции, и определяется пространственный контур формируемого природного каркаса. Он представлен следующими типами территорий: геоэкологические разделы - полосы, разделяющие крупные геосистемы и выполняющие роль основных стабилизаторов; ареалы внутренней стабилизации - лесные территории, выполняющие компенсационные экологические функции в рамках отдельных геосистем; долинные миграционные коридоры, основные магистрали интенсивного геодинамического обмена; уникальные ландшафтные комплексы [1, 9].
В целях оптимизации обозначенных градостроительных аспектов в вопросе формирования перспективной системы охраняемых природных территорий Республики Казахстан необходимо формирование основ единой методики, учитывающей географические, экологические, экономические и социокультурные особенности регионов.
Координация обозначенных в работе градостроительных аспектов в процессе формирования перспективной системы охраняемых природных территорий будет способствовать:
- согласованности преобразующей градостроительной деятельности с системой экологических связей;
- формированию гибкой в экологическом отношении системы, предусматривающей возможность её дальнейшего количественного и качественного развития, которое обеспечивается посредством включения в систему новых элементов;
- созданию оптимальных условий экологической стабилизации;
- повышению эффективности использования ресурсов в качестве одного из основных механизмов экономического роста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гвоздев, Е.В. Перспективы формирования природно-заповедного фонда Казахстана / Е.В. Гвоздев, В.А. Андрейченко. - Алма-Ата : Наука, 1989.
2. Исаков, Ю.А. Принципы планировочной сети особо охраняемых природных территорий в СССР / Ю.А. Исаков // Охрана ландшафтов и проектирование, 1983.
3. Данные Агентства РК по статистике 2007 г.
4. Информационно-аналитический бюллетень для общественных организаций Казахстана и Средней Азии, июль 2005 г.
5. Материалы доклада МП РООС РК Состояние природных ресурсов и окружающей среды в Республике Казахстан 2001 г.
6. Материалы Государственного казенного лесоустроительного предприятия Республики Казахстан 2002 г.
7. Новые заповедники Казахстана. - Алма-Ата : Наука, 1989.
8. Постановление правительства РК об утверждении программы «Леса Казахстана» от 25 июня 2005 г. № 692.
9. Правила разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований создания или расширения особо охраняемых природных территорий «Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 февраля 2007 года № 67.
10. Сочава, В.Б. Введение в учение о геосистемах / В.Б. Сочава. - Новосибирск : Наука, 1978.
I.N. IVANOVA
TOWN PLANNING ASPECTS OF FORMATION OF SYSTEM OF PROTECTED NATURAL TERRITORIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The prospect ways of reforming system of especially protected natural territories in the Republic of Kazakhstan are considered in the paper. To reach the ecological optimization it is necessary to reconsider scientifically the data of contemporary condition of ecological situation in the Republic. On the basis of obtained data the town planning aspects of especially protected natural territories are analyzed. The analysis of statistical data, completed with the information about special characteristic, will tend to the optimization of search of new trends in the development of common system of natural protected territories in the Republic.
УДК 712.4+721.011.72:551.4 Т.Г. ИВАНОВА,
С.И. ПАЛИЕНКО, канд. архитектуры,
О. В. ХРАПКО, докт. биологических наук,
ДГТУ, Владивосток
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОГО РЕЛЬЕФА
Общеизвестно, что дворовая территория играет первостепенную роль в формировании жилой застройки. При этом плохо организованный двор отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние современного человека. Данная статья рассматривает трансформацию существующей номенклатуры типов дворов и зеленых насаждений на рельефе. В сложных орографических условиях существующие приемы озеленения трансформируются, приобретают совершенно иное звучание. Здесь, в отличие от равнинных территорий, в формировании дворов участвуют не только здания и зеленые насаждения, но и откосы, склоны и подпорные стенки.
В настоящее время в больших городах современный человек едва ли имеет возможность регулярно посещать специально отведенные для рекреации озелененные территории (парки, скверы, сады). Дворовая территория в возникших условиях оказывается в центре внимания, так как в любом случае является «мимолетной» и неизбежно посещаемой. Двор в жилой застройке является кусочком живой природы среди каменных стен города. Это и тихий уголок для отдыха, и территория для подвижных игр и спорта. Он состоит из уютных и удобных площадок для детей с их играми и забавами и взрослых с их интересами и увлечениями.
Дворовая территория является местом коллективного отдыха и создает для человека среду, в которой не возникает конфликтных ситуаций и противоречий. Пространство и человек не должны диссонировать, так как известно,
© Т.Г. Иванова, 2008