Научная статья на тему 'Градостроительное развитие Казани в преддверии нового генплана'

Градостроительное развитие Казани в преддверии нового генплана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
302
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / MASTER PLAN / АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ПОЯС / AGGLOMERATION BELT / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT MODEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дембич А.А.

Существующий генеральный план Казани был разработан на основе конкурса идей градостроительного развития города,проведенного в конце 2002 г. Генеральный план был подготовлен и утвержден с существенными упущениями и недоработками, проявившимися при попытках его реализации. Большие надежды возлагаются на проект нового генерального плана,который может позволить направить градостроительное развитие Казани в нужное русло. В настоящее время Правительство Татарстана начало проект «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан -Татарстан-2030».Одновременно с этим с осени 2014 г. началась работа по сбору исходного материала и подготовка предварительной концепции генерального плана Казани. Возникает опасность получить генеральный план, внедрение которого столкнется с проблемами и противодействием реальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban Development of Kazan on the Threshold of New Master Plan

The existing Master Plan of Kazan was developed on the basis of the competition of the city urban development ideas conducted in the end of 2002. The MasterPlan was prepared and approved with significant oversights and faults manifested in the attempts of its realization. There are high hopes for the new draft MasterPlan which could make it possible to direct the urban development of Kazan to the right mainstream. At present, the government of Tatarstan began a newproject “Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Tatarstan Tatarstan 2030). At the same time, since the autumn of 2014,the workon collection of the source material and preparation of a preliminary concept of the Master Plan of Kazan began. But there is a danger to obtain theMaster Planimplementation of which will face problems and opposition to reality.

Текст научной работы на тему «Градостроительное развитие Казани в преддверии нового генплана»

К 85-летию Казанского ГАСУ

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

Казанский государственный архитектурно-строительный университет: навстречу юбилейным датам

2015 год является знаменательным для Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Совпали две исторические даты — 125 лет строительному образованию в Республике Татарстан и 85 лет КГАСУ.

В течение 85 лет менялись названия вуза (КИКС-КИИКС-КИИГС-КИИСНП-КИСИ-КГАСА-КГАСУ), появлялись новые направления подготовки кадров, востребованные государством, временем и обществом... Оставалась неизменной основная миссия вуза — обеспечивать квалифицированными специалистами динамично развивающуюся в стране строительную отрасль и помогать решению многих научно-производственных задач, актуальных для города и республики.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет — это современный образовательный и научно-инновационный центр с мощным творческим потенциалом, богатой историей и традициями, осуществляющий подготовку квалифицированных кадров для архитектурно-строительной, жилищно-коммунальной и дорожно-транспортной отраслей Республики Татарстан и Поволжья, а также обеспечивающий их научное сопровождение и конкурентоспособное развитие.

Университет имеет партнерские связи с ведущими университетами мира (Англия, Италия, Германия, Австрия, Финляндия, Канада, Швеция, Иран, Турция, Египет и др.). В университете обучаются студенты из Марокко, Китая, Турции, Ирака, Афганистана, Сирии, стран ближнего зарубежья.

Славное прошлое и активное, результативное настоящее вселяет уверенность в дальнейшем процветании архитектурно-строительной науки и образования в регионе, в воспитании новой плеяды высококвалифицированных специалистов и ученых в лучших традициях Казанского архитектурно-строительного университета.

Ректор КГАСУ, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан

Р.К. Низамов

УДК 711.4

А.А. ДЕМБИЧ, канд. архитектуры

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1)

Градостроительное развитие Казани в преддверии нового генплана

Существующий генеральный план Казани был разработан на основе конкурса идей градостроительного развития города, проведенного в конце 2002 г. Генеральный план был подготовлен и утвержден с существенными упущениями и недоработками, проявившимися при попытках его реализации. Большие надежды возлагаются на проект нового генерального плана, который может позволить направить градостроительное развитие Казани в нужное русло. В настоящее время Правительство Татарстана начало проект «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан - Татарстан-2030». Одновременно с этим с осени 2014 г. началась работа по сбору исходного материала и подготовка предварительной концепции генерального плана Казани. Возникает опасность получить генеральный план, внедрение которого столкнется с проблемами и противодействием реальной действительности.

Ключевые слова: генеральный план, агломерация, агломерационный пояс, модель развития.

A.A. DEMBICH, Candidate of Architecture, Kazan State University of Architecture and Engineering (1, Zelenaya Street, 420043, Kazan, Russian Federation)

Urban Development of Kazan on the Threshold of New Master Plan

The existing Master Plan of Kazan was developed on the basis of the competition of the city urban development ideas conducted in the end of 2002. The Master Plan was prepared and approved with significant oversights and faults manifested in the attempts of its realization. There are high hopes for the new draft Master Plan which could make it possible to direct the urban development of Kazan to the right mainstream. At present, the government of Tatarstan began a new project "Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Tatarstan - Tatarstan - 2030). At the same time, since the autumn of 2014, the work on collection of the source material and preparation of a preliminary concept of the Master Plan of Kazan began. But there is a danger to obtain the Master Plan implementation of which will face problems and opposition to reality.

Keywords: master plan, agglomeration, agglomeration belt, development model.

Генеральный план Казани был утвержден в декабре 2007 г. в соответствии с принятым «Планом реализации Генплана» в 2012 г. Должно было наступить время его первой корректировки. Однако этого не случилось - помешала международная Универсиада, проведенная в Казани летом 2013 г. Не до генплана было. Ожидалось, что корректировкой генплана Казанский муниципалитет займется в 2014 г.

7в| -

Однако судьба распорядилась иначе - вместо корректировки утвержденного семь лет назад генплана муниципального округа г. Казань в августе 2014 г. неожиданно для многих был проведен тендер на разработку совершенно нового генерального плана города.

Его выиграл ГУП «НИиПИ генплана Москвы», в настоящее время уже приступивший к работе.

^^^^^^^^^^^^^ 5 2015

Научно-технический и производственный журнал

To the 85-Anniversary of the Kazan State University of Architecture and Engineering (KSAIU)

На старте этого процесса возникает вопрос: что изменилось за прошедший период в Казани, какие слабые и сильные стороны генерального плана обнаружились за истекшие со дня его утверждения годы, будут ли вноситься в содержание нового генплана существенные новации.

Но вначале несколько слов о проекте пока действующего генерального плана города.

Генеральный план Казани был разработан на основе конкурса идей градостроительного развития города, проведенного в конце 2002 г., в ходе которого необходимо было на основании представленных на конкурс предложений выбрать генерального проектировщика, предлагающего вариант развития, наиболее приемлемый для столицы Татарстана. В результате работы экспертной группы (руководитель - бывший главный архитектор Московской области заслуженный архитектор РФ, член-корр. РААСН А.И. Виноградов) и конкурсной комиссии, председателем которой являлся мэр Казани К.Ш. Исхаков, а заместителем - один из опытнейших отечественных градостроителей, академик РААСН Ю.А. Сдобнов, в качестве исполнителя проекта был отобран объединенный творческий коллектив ОАО «Институт «Казгражданпроект» и ЦНИИП градостроительства РААСН (Москва).

Представленные этим творческим коллективом проектные материалы наиболее соответствовали конкурсному заданию и содержали целый ряд новаторских для того времени идей, при этом достаточно актуальных для Казани.

Следует особо отметить, что задание на конкурсное проектирование, составленное в начале 2002 г., формулировалось как «Модель генплана Казани в системе Казанской агломерации». Как видно из этой формулировки, серьезный акцент в задании ставился на взаимосвязанное развитие территории Казани и ее пригородной зоны (агломерационного пояса - ближней к Казани части территорий пригородных муниципальных районов, на которой устойчиво обеспечивается агломерационная связность), что продемонстрировало компетентный и научнообоснованный подход устроителей конкурса к будущей идеологии проектирования. По сути дела, эта была первая в новейшей истории России серьезная заявка на проектное осмысление развития миллионного города как центра агломерационной системы.

Именно наличие идей взаимосвязи Казани и ее агломерационного пояса, точно отвечающих заданию, привлекло внимание и экспертной группы, и конкурсной комиссии к проекту объединенного творческого коллектива ОАО «Институт «Казгражданпроект» и ЦНИИП градостроительства РААСН.

В результате конкурса было принято решение назначить генпроектировщиком ОАО «Институт «Казгражданпроект», а ведущим субподрядчиком - ЦНИИП градостроительства РААСН (Москва), что и было закреплено постановлением главы администрации Казани. В ходе подготовки технического задания на проектирование и программы разработки генерального плана г. Казани идеи агломерационного развития были на первом этапе закреплены и даже развиты. Так, в частности, был создан экспертно-консультативный совет, включающий группу ведущих российских специалистов-градостроителей (В.Н. Белоу-сова, Смоляра И.М., И.Г. Лежаву, | Ю.А. Сдобнова | ), главного архитектора Казани и представителей (главных архитекторов) всех пригородных районов. Экспертно-консультативный совет должен был сопровождать весь процесс проектирования, участвуя в обсуждении проект-

5 2015 ^^^^^^^^^^^^^

ных материалов на каждом, предусмотренном программой этапе работы.

Работа экспертно-консультативного совета должна была компенсировать почти полное отсутствие отечественного опыта разработки градостроительных проектов развития крупных городов и агломераций в условиях становления рыночной экономики и отлаживания межмуниципального сотрудничества.

Однако вскоре отчасти из соображений максимально ускорить процесс разработки, отчасти из желания генпро-ектирощика сэкономить денежные средства, а в основном из-за нежелания налаживать межмуниципальный диалог совет был, к сожалению, распущен, а границы проектирования сужены до административных границ Казани.

В конечном итоге, в силу вышесказанного и ряда других причин, генеральный план был подготовлен и утвержден с очень существенными содержательными упущениями и недоработками, незамедлительно проявившимися при попытках его реализации.

Именно эти недоработки и привели к лавинообразному нарастанию транспортных проблем Казани, к существенной и невосполнимой утрате значительной части историко-архитектурного наследия, к стихийной застройке периферии Казани и казанских пригородов.

Именно поэтому большие надежды в настоящее время возлагаются на проект нового генерального плана, который может позволить направить градостроительное развитие Казани в нужное русло, приостановить имеющиеся негативные процессы.

В кругу множества вопросов и проблем, обусловленных реализацией генплана, уже проявившихся и продолжающих проявляться по мере развития города, реконструкции сложившейся застройки и освоении новых территорий, ключевым звеном является вопрос структурного развития Казани.

По большому счету пути развития Казани на сегодняшний день можно свести к двум основным вариантам, или моделям.

Модель первая - это компактно застроенный, стремящийся к моноцентричности обособленный город с линейно нарастающей по мере приближения к его центральной зоне плотностью застройки, сочетающий на своей территории геометрические принципы радиально-кольцевой и прямоугольно-сетчатой структуры начертания уличной сети.

Модель вторая - это город, перерастающий в агломерацию, с дискретной (зернистой) структурой освоенности территорий, где вычленяются достаточно обособленные, «отграниченные» планировочные образования. Это город с развивающейся полицентричностью, основанной на сетях современного скоростного транспорта.

Среди архитекторов, занимающихся вопросами градостроительства, при выборе той или другой модели развития нет единого мнения.

Сторонники первой модели развития (назовем ее компактно-моноцентрической) аргументируют свой выбор необходимостью сконцентрировать затраты на максимально компактной территории, что, по их мнению, позволит обустроить эту территорию с заметно более высоким качеством городской среды в сравнении с тем, что имеется в настоящее время.

Вот пример такой аргументации: «... необходимо создавать иные принципы проживания, основанные на концепции

- 79

К 85-летию Казанского ГАСУ

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

компактного города - города людей, а не машин. Тенденция по агломерационному «растягиванию» города чрезмерно увеличивает расходы на содержание социальной и инженерной инфраструктуры. Разрастание мегаполисов или затеянная «свыше» агломерация всей страны есть неверное и чрезвычайно опасное решение.» - считает профессор кафедры архитектуры и градостроительства Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Е.И. Загороднов [1].

В виде приводимых сторонниками подобного пути развития примеров обычно фигурируют средние и малые города передовых, технологически развитых западных государств, плотность застройки и благоустройство городской среды в которых производят неизгладимое впечатление на посетивших эти города российских граждан.

При этом мало кто интересуется десятилетиями складывающейся системой транспортных коммуникаций, информационной инфраструктурой, соединяющими эти компактные поселения с крупными городскими центрами в единую сеть.

Пребывание в плотной городской среде крупных городов у неискушенного созерцателя практически неизбежно формирует ощущение ее «нескончаемой непрерывности», грандиозности единого урбанистического пространства, побочно вызывая удивление и восторг его комфортностью и высокой приспособленностью к потребностям городской жизни.

Однако визуальное впечатление приезжего человека зачастую обманчиво. Чаще всего даже в центральных зонах таких городов незаметно уже присутствует дискретное строение. Находясь внутри пространства города, в какой-то его отдельной части, трудно себе представить, что это место имеющее свои границы и свои особенности, на самом деле встроено в очень разветвленную сеть «других» мест и поселений, в целом составляющих систему агломерации. Систему пространственно расчлененную, со своим чрезвычайно сложным сценарием жизнедеятельности. Кажущаяся внешняя непрерывность городской застройки многих гигантских городов, как правило, не отражает внутреннего структурного «расслоения» городской среды на отдельные, достаточно обособленные фрагменты («места») городской территории, во многом живущие по своим собственным законам. Очень часто трудно визуально заметить физическую границу этих мест, порой закрепленную лишь в привычных для горожан названиях - Латинский квартал, Китайский квартал, Ягодная слобода, Горки, Пресня, Марьина роща, Пересыпь и т. д.

Если в центральной части города, в силу высокой плотности, эти «места» обычно плотно сблокированы, сплетены друг с другом, то по мере движения к периферии мы часто можем наблюдать значительную пространственную обособленность подобных образований, легко определяемую визуально.

Возможности развития крупного города в рамках компактно-моноцентрической модели на деле ограничены, по крайней мере пределами существующих технологий и технологий обозримого будущего. А еще больше эти технологические пределы моноцентричности обусловлены исчерпаемо-стью пространственно-экологических ресурсов территории поселений, а также ментальными особенностями отдельных социальных групп и городских сообществ. Именно явное и неявное существование пределов развития крупного города в рамках компактно-моноцентрической модели обусловили поиск других вариантов урбанистического развития.

Появление во второй половине XIX в. большого количества компактно-моноцентрических городов-гигантов, вы-

8о| -

званное к жизни процессами индустриализации, и довольно короткий по историческим меркам, но печальный опыт их жизнедеятельности оказалтсь достаточными для рождения целого «спектра» градостроительных идей и проектов, направленных на кардинальное преобразование системы расселения и сложившейся городской среды. Повышенный интерес к этой проблеме, то несколько затухая, то вновь разгораясь, не исчезал все XX столетие.

При этом значительная часть подобных идей и разработок всегда была направлена на ограничения непрерывности застройки городских территорий, на децентрализацию крупных городов, на создание агломерационных систем, формирующихся из отдельных, но взаимосвязанных поселений, разделенных участками сохраняемой, хоть и окультуренной естественной природы.

Достаточно вспомнить концепцию «города-сада» Э. Говарда, работы Р. Энвина по трансформации пригородов Лондона, исследования П. Геддеса, проекты и концепции дискретного города Элиэля Сааринена, проект Большого Лондона П. Аберкромби [2, 3]. Сюда же можно отнести отечественные градостроительные концепции 1960-1970-х гг. - «кинетического расселения», групповой системы расселения, «линейно-центрового» расселения группы НЭР. Вот что совсем недавно написал по этому поводу академик архитектуры И.Г. Лежава: «В шестидесятые годы (в 1968 г.) был проведен первый послевоенный конкурс на реконструкцию центра столицы. Из пятнадцати проектов только проект МАРХИ... в полной степени выходил на районную планировку и в рамках этой планировки предлагал линейное развитие города. Предлагалось пять основных направлений: Ленинград, Ярославль, Новгород, Воронеж, Минск. Направления формировались мощными двойными магистралями, между которыми располагалась двухсоттысячные города-спутники. Таким образом, создавалось пять линейных селитебно-производственных образований, включающих некоторые городские районы и ряд подмосковных поселений. Среди них Кунцево, Хорошево - Мневники. В этих условиях Москва превращалась во множество самостоятельных селитебных образований со своими производственными, деловыми, общественными и культурными центрами. Такие преобразования должны были привести к резкому сокращению в московской агломерации трудовых и культурно-бытовых поездок» [4].

Однако идеи агломерационного развития на территории нашей страны приживаются очень непросто и со значительным отставанием от большинства стран остального мира.

Несмотря на фактически долговременную историю формирования агломераций в России, в советский период было время, когда за использование соответствующей терминологии можно было подвергнуться политическим преследованиям.

Как свидетельствует А.М. Лола: «Дискуссия 19291930 гг. «О социалистическом расселении и социалистическом городе», проведенная Госпланом и Коммунистической Академией, оценила, под давлением идеологов, урбанизацию и агломерации как «пороки капитализма». Этот ярлык, в стране феноменальных темпов урбанизации, душил трезвые порывы наук, экономики и регулируемого развития городов вплоть до 1983 г. С 1964 по 1976 г. ученые четырех Всесоюзных междисциплинарных научных совещаний пытались убедить ЦК КПСС и Госплан СССР признать агломерации, хотя бы как объекты информации. От-

^^^^^^^^^^^^^ 5 2015

Научно-технический и производственный журнал

То 1Ие 85-Дпп1уегБагу of 1Ие Ка7ап Б1а1е ип^егБИу of ДгсЫ1ес1иге aпd Епд1пеег1пд (КБД!У)

казы мотивировались уже не только идеологическим, а предельно упрощенным административно-командным менталитетом управления...» [5].

Курс на агломерационное развитие в нашей стране вновь заметно проявился в середине первого десятилетия XXI в.

В Красноярском крае, Ростовской и Иркутской областях, в целом ряде других регионов России после 2006 г. начали разрабатывать схемы территориального планирования и генеральные планы столиц этих регионов, полностью ориентированные на дискретно-агломерационную модель развития.

Если вернуться к столице Татарстана, то предпосылки к использованию этой модели всегда были и особенно явно проявились в естественном (внеплановом) градостроительном развитии Казани с конца 1980-х гг.

Последние годы перестройки и начало 1990-х гг. ознаменовались бурным ростом коттеджного строительства в пригородах Казани. Распад СССР и происходящие структурные изменения в экономике подтолкнули отдельные предприятия, стремительно возникающие частные фирмы и кооперативы, отдельных горожан к строительству загородных коттеджных поселков. Активно осуществляется скупка земель сельскохозяйственного назначения для использования под другие нужды. По разным данным, только в первой половине 1990-х гг. вокруг Казани горожанами было построено или начато строительство от 6 до 12 тыс. индивидуальных жилых домов. Наряду с ними в пригородной зоне стали возникать отдельные частные производства и объекты торгово-обслуживающего назначения.

По мере становления и развития рыночной экономики, уже после дефолта 1998 г., освоение ближних пригородов Казани, связанное со строительством жилищных и производственных объектов, принимает все более интенсивный и хотя бы в некоторой степени системный характер. В Высокогорском, Пестречинском, Верхнеуслонском районах строятся крупные объекты производства стройматериалов, рассчитанные на потребление стройиндустрией Казани; вдоль федеральных и республиканских автодорог, на подступах к Казани, а также в районе аэропорта «Казань» возникают крупные объекты логистики, строятся по специально проработанным девелоперским проектам крупные коттеджные поселки («Загородный клуб», «Ореховка»).

В привлекательных по своим ландшафтным характеристикам местах возникают крупные рекреационные объекты (пример - горнолыжный центр «Казань» на Свияге).

Этим процессам особенно способствует стремительный рост автомобилизации населения, позволяющий на заметное расстояние отодвинуть друг от друга места приложения труда и проживания. В немалой степени этому способствует и чувствительная разница между все возрастающей стоимостью земли в Казани и стоимостью земли в пригородной зоне.

Все эти процессы стимулируют многократный и все усиливающийся рост маятниковых миграций между Казанью и пригородной зоной, что является верным признаком быстро развивающейся агломерации.

Первой серьезной попыткой осмыслить всю эту ситуацию и упорядочить разрозненные и разнохарактерные процессы, происходящие на территориях, окружающих столицу Татарстана, стал проект «Концепции развития пригородной зоны г. Казани», выполненный в 2008 г. в АПМ-5 ГУП «Татинвестгражданпроект» (субподрядчик ЗАО «Агентство градостроительного развития»). В этом проекте был сделан анализ градостроительного состояния пригородной зоны

5'2015 ^^^^^^^^^^^^^

Казани, существенно изменившейся за два предшествующих десятилетия, проведен ориентировочный мониторинг и инвентаризация функционального использования земельных участков, объектов капитального строительства и линейных инженерных объектов.

На основании полученных данных, в разработанной концепции удалось определить предварительные границы агломерационного пояса, установить доминирующее функциональное назначение (миссию) отдельных участков агломерационного пояса в каждом из пригородных районов, обозначить основные «точки» и «оси» развития, наметить направления и стадийность развития инженерной и транспортной инфраструктуры. В соответствии с разработанной концепцией, в рамках Казанской агломерации, Верхне-услонский и Лаишевский районы позиционировались как рекреационные территории, Зеленодольский и Высокогорский - как производственно-селитебные, Пестречинский -как аграрно-производственный.

Концепция прошла утверждение в Кабинете министров РТ и была положена в основу схем территориального планирования приказанских пригородных районов, к разработке которых приступили с 2009 г.

Однако, в силу практически полного отсутствия межмуниципального сотрудничества муниципалитета Казани с муниципалитетами пригородных районов в сфере взаимосвязанного развития территорий, установить четкие, содержательные связи между генеральным планом Казани и схемами терпланирования пригородных районов не удалось и соответственно пока не удалось закрепить эти связи какими-либо официальными проектными градостроительными документами.

Тем не менее идеи перехода к агломерационному развитию столицы Татарстана продолжали активно обсуждаться как в профессиональном сообществе Казани, так и в руководстве города и республики. Вопросы о необходимости планового развития Казанской агломерации вновь были подняты в ходе системы научно-образовательных семинаров «Анализ лучшей практики градостроительного развития больших городов и крупногородских агломераций», проведенных в 2012-2013 гг. в КазГАСУ с участием Президента РТ, мэра Казани и ряда высокопоставленных чиновников республиканского правительства.

В 2012 г. идея агломерационного развития Казани стала приобретать реальные очертания - начали проектироваться новые поселения-спутники Казани. К юго-западу от города, на территории Лаишевского района, в непосредственной близости от международного аэропорта «Казань» планируется разместить «Смарт-сити» («Аэротрополис») с населением в 60 тыс. человек, формируемый на базе запланированного здесь крупного выставочно-делового комплекса и многофункциональной логистической зоны. На противоположном от Казани берегу Волги, в Верхнеуслонском районе проектируется еще один город-спутник - «Иннополис», население которого может дорасти в перспективе до 150 тыс. человек.

Специализацией «Иннополиса» должна стать образовательная, научная и научно-внедренческая деятельность, базой для которой станет «ИТ-Университет Иннополис», к строительству которого приступили в 2013 г.; есть надежда, что в сентябре 2015 г. он уже примет первых абитуриентов.

Нельзя не отметить, что данные проекты явились полностью продуктом обсуждения идей агломерационного разви-

- 81

К 85-летию Казанского ГАСУ

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

тия в республиканском и городском сообществе и, по сути дела, отразили отношение к этим идеям в высших эшелонах власти Татарстана.

Решение о создании этих поселений были приняты в короткое время на основе очень скоротечных планировочных и экономических проработок и не были предусмотрены ранее разработанными и утвержденными схемами территориального планирования. Но именно эти решения подтолкнули Правительство Татарстана к началу очень серьезного проекта «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан - Татарстан-2030».

Старт «Стратегии развития - Татарстан-2030» был дан в мае 2012 г., практически одновременно с решением о проектировании и строительстве новых городов-спутников Казани. Завершение проекта стратегии - июнь 2015 г. Основным разработчиком стратегии стало ЗАО «МЦСЭИ Леон-тьевский центр» (Санкт-Петербург), уже имеющее опыт в Казани и Татарстане.

Стратегия предусматривала достаточно объемный раздел, посвященный пространственному развитию Республики Татарстан. Подготовленная в рамках данного раздела концепция предполагает плановое формирование на территории Татарстана трех крупногородских агломераций: Казанской, Камской (с центром в г. Набережные Челны) и Альметьевском В описании этих агломераций приводится краткое обоснование и характеристики градоформирующих видов деятельности в каждой из агломераций, определяются границы их территорий и прогнозируются их основные количественные параметры на расчетный срок действия стратегии.

В начале апреля 2015 г. в Казани при большом стечении представителей властных структур, научного и проектного сообществ республики, в присутствии очень представительной экспертной комиссии под руководством А.Л. Кудрина прошла итоговая презентация материалов стратегии, после чего ее планируется в конце июня 2015 г. направить на утверждение в Правительство Татарстана.

Таким образом, идея планового формирования и градостроительного развития Казанской агломерации обретет определенную легитимность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно с этими столь примечательными для территории Татарстана, градостроительного развития Казани и приказанских муниципальных районов событиями с осени 2014 г. в проектном коллективе ГУП «НИиПИ генплана Москвы» началась работа по сбору исходного материала и подготовка предварительной концепции генерального плана Казани. Этот этап работы у коллектива московских проектировщиков должен завершиться к июню 2015 г., а вся работа над генеральным планом Казани в соответствии с заключенным муниципальным контрактом должна закончиться к середине 2018 г.

Техническое задание на разработку генплана, сформированное в рамках контракта, предусматривает выполнение генерального плана строго в территориальных границах муниципального округа г. Казань. Дополнительных исследований и проектных проработок агломерационного пояса Казани в рамках утвержденного технического задания не предусмотрено.

В результате такой асинхронизации возникает существенный содержательный разрыв между утвержденными задачами «Стратегии-2030» о консолидированном пространственном развитии Казани и приказанских муниципальных районов как агломерации, а значит, как о едином

социально-экономическом и пространственном комплексе и задачами разработки генерального плана Казани как относительно обособленного локального поселения.

Опереться при разработке генплана Казани на материалы «Стратегии-2030» не удастся, так как функционально-структурная организация Казанской агломерации в стратегии обозначена очень «контурно», без необходимых многофакторных проработок и детализации.

Возникает вполне предсказуемая опасность еще раз «наступить на те же грабли» - получить в очередной раз генеральный план, внедрение которого столкнется с заметными проблемами и противодействием реальной действительности.

Недоучет особенностей агломерационного развития может болезненно сказаться в первую очередь на усложнении транспортных проблем, вызванных спонтанно возрастающей внутри агломерации мобильностью и непредвиденно возрастающим полицентризмом и дисбалансом в размещении рабочих мест.

Чтобы избежать подобного результата, необходимо уже сегодня, параллельно с разработкой генерального плана Казани приступить к работе над детализацией стратегии социально-экономического и пространственного развития Казанской агломерации. И проводить эту работу необходимо в тесном взаимодействии между коллективами разработчиков генерального плана и стратегии Казани - только так можно ожидать положительного эффекта от этих работ.

Этому способствует и общая экономическая ситуация в стране: пока экономика на спаде, деньги надо вкладывать в проекты, необходимые для последующего подъема экономики.

Список литературы

1. Загороднов Е.И. О власти на земле // Управление развитием территорий. 2014. № 4. С. 7-9.

2. Владимиров В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием. М.: РААСН, 2000. 42 с.

3. Лаппо Г.М. Развитие городских агломераций в СССР. М.: Наука, 1978. 152 с.

4. Лежава И.Г. Выбор XXI века - линейная структура городских систем // Известия КазГАСУ. 2009. № 2. С. 66-69.

5. Лола А.М. Основы градоведения и теории города. М.: Ком Книга, 2005. 344 с.

References

1. Zagorodnov E.I. About the power on the earth. Upravlenie razvitiem territorii. 2014. No. 4, рр. 7-9. (In Russian).

2. Vladimirov V.V. Upravlenie gradostroitel'stvom i territo-rial'nym razvitiem [Management of Urban Development and Territorial Development]. Moscow: RAASN. 2000. 42 р.

3. Lappo G.M. Razvitie gorodskikh aglomeratsii v SSSR [Development of urban agglomerations in the USSR]. M.: Nauka. 1978. 152 р.

4. Lezhava I.G. Vybor the XXI century - linear structure of city systems. Izvestiya KazGASU. 2009. No. 2, рр. 66-69. (In Russian).

5. Lola A.M. Osnovy gradovedeniya i teorii goroda [Fundamentals and theory gradovedeniya city]. Moscow: Kom Kniga. 2005. 344 р.

82

5'2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.