Научная статья на тему 'Градостроительное развитие Ичери Шехер города Баку'

Градостроительное развитие Ичери Шехер города Баку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ИЧЕРИ ШЕХЕР / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / МЕХЕЛЛЕ / УЛИЦЫ / ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ / ДВОРЕЦ ШИРВАНШАХОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиева Р.Ш.

Ичери Шехер является ценным образцом градостроительной культуры Азербайджана. Характерная для Ближневосточного региона традиционная градостроительная структура проявляется в развитии Баку на основе трехчастной планировочной композиции.В Ичери Шехер всего лишь несколько улиц, соединяющих переулков, были проложены по заранее намеченному плану. Среди них следует отметить улицы Большая и Малая Крепостная, а также Минаретная, которая будучи основной транспортной артерией древнего Баку, протянулась параллельно вдоль морского берега, простираясь от Шемахинских ворот до Сальянских и связывая город с внешним миром. В Бакинской крепости сложились 14 кварталов (махалля) профессионального и патрономического характера. С 1988 года Ичери Шехер Советом Министров Азербайджанской ССР был объявлен заповедником. Сохранивший до сегодняшнего времени свой историко-архитектурный облик Ичери Шехер в 2000 году вместе с Дворцовым комплексом Ширваншахов, Девичьей башней и мечетью Мухаммеда был включен в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN DEVLOPMENT OF ICHERI SHEHER IN BAKU

Icheri Sheher is a valuable example of urban development of Azerbaijani culture. Typical for the Middle East region a traditional urban structure is manifested in the development of Baku on the basis of a three-part composition planning. Only a few streets in the Icheri Sheher that connect the alleys were built on the prearranged plan. Among them we maek the streets of the Big and Small Fortress, as well as the minaret, which is being the main transport artery of the ancient Baku, stretching parallel along the coast, stretching from the gate to the Shemakha and Salyan linking the city to the outside world. In Baku fortress formed 14 quarters (mahalla) with professional and patronymic nature. Since 1988, Icheri Sheher was declared as a nature reserveby the Council of Ministers of the Azerbaijan Soviet Socialist Republic. Saved up to nowadays historical and architectural view of Icheri Sheher, together with the Palace of the Shirvanshahs complex, Maiden Tower and Mosque of Muhammad was included in the list of UNESCO World Heritagein 2000.

Текст научной работы на тему «Градостроительное развитие Ичери Шехер города Баку»

ARCHITECTURE | АРХИТЕКТУРА

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИЧЕРИ ШЕХЕР ГОРОДА БАКУ

Алиева Р.Ш.

Доктор философии по архитектуре, доцент

Азербайджан

URBAN DEVLOPMENT OF ICHERISHEHER IN BAKU Aliyeva R.S., Philosophy doctor of architecture, assistant professor, Azerbaijan

АННОТАЦИЯ

Ичери Шехер является ценным образцом градостроительной культуры Азербайджана. Характерная для Ближневосточного региона традиционная градостроительная структура проявляется в развитии Баку на основе трехчастной планировочной композиции.В Ичери Шехер всего лишь несколько улиц, соединяющих переулков, были проложены по заранее намеченному плану. Среди них следует отметить улицы Большая и Малая Крепостная, а также Минаретная, которая будучи основной транспортной артерией древнего Баку, протянулась параллельно вдоль морского берега, простираясь от Шема-хинских ворот до Сальянских и связывая город с внешним миром. В Бакинской крепости сложились 14 кварталов (махалля) профессионального и патрономического характера. С 1988 года Ичери Шехер Советом Министров Азербайджанской ССР был объявлен заповедником. Сохранивший до сегодняшнего времени свой историко-архитектурный облик Ичери Шехер в 2000 году вместе с Дворцовым комплексом Ширваншахов, Девичьей башней и мечетью Мухаммеда был включен в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

ABSTRACT

Icheri Sheher is a valuable example of urban development of Azerbaijani culture. Typical for the Middle East region a traditional urban structure is manifested in the development of Baku on the basis of a three-part composition planning. Only a few streets in the Icheri Sheher that connect the alleys were built on the prearranged plan. Among them we maek the streets of the Big and Small Fortress, as well as the minaret, which is being the main transport artery of the ancient Baku, stretching parallel along the coast, stretching from the gate to the Shemakha and Salyan linking the city to the outside world. In Baku fortress formed 14 quarters (mahalla) with professional and patronymic nature. Since 1988, Icheri Sheher was declared as a nature reserveby the Council of Ministers of the Azerbaijan Soviet Socialist Republic. Saved up to nowadays historical and architectural view of Icheri Sheher, together with the Palace of the Shirvanshahs complex, Maiden Tower and Mosque of Muhammad was included in the list of UNESCO World Heritagein 2000.

Ключевые слова: Ичери Шехер, градостроительство, торговый центр, мехелле, улицы, Девичья башня, Дворец Ширваншахов.

Keywords: Icheri Sheher, urbanism, trade center, mehelle, streets, Maiden Tower, Shirvanshakh's palace

Ичери Шехер является ценным образцом градостроительной культуры Азербайджана. Характерная для Ближневосточного региона традиционная градостроительная структура проявляется в развитии Баку на основе трехчаст-ной планировочной композиции.

Ичери Шехер является дошедшим до наших дней шахри-станом (посадом) - исторической частью Баку. Несмотря на небольшую площадь (22 га), Ичери Шехер по своему пространственно-планировочному строению являлся совершенным мусульманским городом. Ичери Шехер, донесший до нас градостроительную культуру наших предков, планировку, строительные особенности древних времен и средневековый городской облик, будучи жемчужиной Баку, превратился в его живой символ [3, а4].

Ичери Шехер со своей историей, археологией и архитектурой привлекал многих исследователей. Археологи Ф. Ибрагимов, К. Ибрагимов, архитекторы А.В. Саламзаде, Н. Рзаев, Ш. Фатуллаев, Дж. Гияси и др. исследовали археологические, градостроительное наследие и отдельных архитектурных памятников города. В последние годы были опубликованы сборник «Ичери Шехер»(ИАиИ НАНА),

«Архитектурная энциклопедия города Баку» (Ш. Фатуллаев), «Ичеришехер»(ГИАЗИШ) и др.

Несмотря на эти исследования до сих пор не были изучены полностью градостроительное развитие, системы «мехелля» Ичери Шехер. Цель данной статьи состоит в изучении градостроительного развития старого города Баку. В статье рассматривается развитие планировочной струк-туры-уличная система, система «мехелля», торговый центр, отдельные памятники которые играли большой роль в формировании центра, и по этапного развития Ичери Шехер города Баку.

Баку являлся одним из важных центров Апшеронского полуострова в эпоху раннего средневековья, а в ХП-ХУГ веках - также государства Ширван-шахов. Расположение на берегу моря, равно как и на пересечении караванных путей между Востоком и Западом превращало Баку как в значимый портовый город, так и в один из торговых центров «Великого Шелкового пути». Средневековый Баку, будучи основным городом-крепостью Азербайджана, выходящим к Каспийскому морю, играл значительную роль в развитии водных связей с зарубежными странами. Террасовидный рельеф Ичери Шехер понижаясь, постепенно соединялся с

прибрежной полосой, образуя полукольцевую гавань. Одни из ворот древних крепостных стен, открывающихся к водоему, получили название «гавань» [5, с.71]. Оборонительные сооружения города составляли 5 башен, 2 ряда крепостных стен и 5 ворот. К построенным в XII веке и соединенным с улицами Большая крепостная, Башенная и Минаретная вратам Шемахинская и Сальянская добавились к XX веку Шах Аббасовская, Тагиевская, Ширванская ворота, сооруженные в разные времена.

Баку был самым древним центром производства нефти. Местное население активно участвовало в международной торговле такими богатствами Апшеронского полуострова, как нефть, соль, шафран, а также морепродукты. В позднее средневековье Баку играл важную роль в экономической, политической, культурной жизни Азербайджана. Эта функ-

ция особенно четко проявилась в XV веке, в период правления Ширваншахов. Будучи столицей Ширваншахов в то время, Баку после падения этой династии превратился один из важных центров Азербайджанского государства Сефеви-дов. В XVШ веке город стал столицей Бакинского ханства, охватывающего территорию Апшеронского полуострова.

В 1806 году русские войска захватили Баку. По условиям Гюлистанского договора от 1813 года Бакинское ханство было присоединено к России. В 1859 году Баку стал губернским центром. Этапы развития Баку проявляются в эволюции его градостроительной структуры. Генеральные планы Ичери Шехер, составленные в разное время русскими военными инженерами, отражают специфические, местные особенности. В генеральном плане, составленном

Рисунок 1. Проект перепланировки Бакинской крепости. 1835 год.

в 1796 году, предусматривалось расширение Бакинской крепости в юго-западном направлении в два раза, приблизительно до территории, где ныне расположен памятник Бахраму Гуру(рис.1).

Согласно новому плану, составленному в 1807 году инженером, майором Х.И. Трузсоном, в северной части Ичери Шехер, в 200 саженях от крепости, на берегу моря предполагалось сооружение новой крепости в форме звезды. Однако из-за дороговизны осуществления проекта, пришлось отказаться от обоих планов [5, с.18].

Хотя проект, составленный в 1807 г., не был претворен в жизнь, создание укреплений на территории Баку продолжало находиться в центре внимание русского военного командования. В 1833 году в схематичной форме был разработан очередной генеральный план Баку. В плане были обозначены места, в которых предполагалась прокладка улиц и строительство укрепления (цитадели).

В 1835 г. этот план был заменен на «План расширения Бакинской крепости и форштадта за крепостью с учетом устройства цитадели и крепости» и представлен на утверждение Кавказской администрации. Согласно этому плану,

должны были снесены все средневековые архитектурные памятники города, за исключением комплекса дворца Ширваншахов, проложены новые улицы, а население переселено в форштадт. Однако по причине дороговизны, а также из-за нежелания населения переселяться, пришлось

отказаться и от проекта. Таким образом, Ичери Шехер был спасен от уничтожения. После этого власти отказались от идеи перепланировки крепости, сосредоточившись на развитии форштадта(рис.2).

Рисунок 2.Проект Внешнего города рядом с Бакинской крепо-стью.Ген.план.1822 г.

Окруженный крепостными стенами, обладающий густо сплетенной си-стемой улиц, переулков и тупиков, располагающий ценными монументальными строениями Ичери Ше-хер, развиваясь в течение многих столетий, постепенно приобретал своеобразный неповторимый облик. Разрушение такого уникального поселения, древнего архитектурного наследия в период царского правления, безусловно, явилось бы великой, невосполнимой потерей для азербайджанского народа. Однако благоприятное стечение обстоятельств, а также воля и решимость населения уберегли Ичери Шехер от бездумных решений, сохранив его для современного независимого Азербайджана.

Одна из главных торговых улиц - лентовидная улица Минаретная встроена в систему из 11 улиц. Эта система в свою очередь сообщается с улицей Малая крепостная, которая обрамляет полукольцом площадки квартал, защитные башни и крепостные стены. Градостроительная композиция опирается на оси, развивающиеся вширь. Главная торговая улица города, бывшая Минаретная, а ныне улица А. Зейнал-лы, направляясь к Шемахинским и Сальянским воротам, связывает Нижнюю и Верхнюю базарную площадь. Этот лентовидный торговый центр, столь характерный для структуры восточного градостроительства, обступают построенные вдоль улицы караван-сараи Бухара, Мултани, Малый, Ханский, а также 6 мечетей, баня Гаджи Гаиба, базарная площадь и Девичья башня. Продольно сформировавшиеся улицы Первая Замковая и Муслима Магомаева соединяют комплекс Дворца Ширваншахов со старинной торговой улицей. Узкие улицы, лишенные зелени, позволяют оберечься зимой от северных ветров, а летом скрыться от палящих лучей солнца в тени зданий. Плани-ровочная структура Иче-ри Шехер соответствует принципам градостроитель-ства

Востока. В отличие от Европы, здесь улицы заранее не планируются. Их структура, а также проводимые с начала XX века археологические исследования подтверждают данное заключение.

В Ичери Шехер всего лишь несколько улиц, соединяющих переулков, были проложены по заранее намеченному плану. Среди них следует отметить улицы Большая и Малая Крепостная, а также Минаретная, которая будучи основной транспортной артерией древнего Баку, протянулась параллельно вдоль морского берега, простираясь от Шема-хинских ворот до Сальянских и связывая город с внешним миром. К ставшей общественным центром Ичери Шехер, выделяющейся своими размерами Минаретной улице с разных направлений сливаются улицы, словно напоминающие небольшие речки, стекающие с холма.

Другими основными улицами Ичери Шехер являются проложенная па-раллельно крепостным стенам улица Малая Крепостная, а также соединяющая торговую улицу с Шемахинскими воротами улица Большая Крепостная. В отличие от стихийно сложившихся улиц эти улицы строились планомерно. Первый Замковый переулок открывается с одной стороны к бывшей торговой улице, а с другой - к Малой Крепостной. Обставленные с обеих сторон жилыми кварталами другие узкие улицы образуют систему квартала (махалля). Поскольку потребность в жилых участках была велика, здания на территории города возводились плотно, что приводило к образованию узких, тесных, коридорооб-разных улиц.

Градостроительная система Ичери Шехер развивалась в форме склады-вавшегося синтеза общественных узлов с жилыми кварталами. Общественный центр города в отдельные эпохи располагался на разных территориях: 1.

Первоначальный центр, просуществовавший с древнейших времен до Х1У-ХУ веков, формировался вокруг старинного памятника города Девичьей башни, находящегося рядом храма огнепоклонников, мечети (IX век) и базарной площади. 2. Сооружение на самой высокой рельефной местности Дворца Ширваншахов в Х1У-ХУ веках послужило причиной возникновения нового общественного центра. В этот период Ичери Шехер с точки зрения функционального и социального распределения состоял из административного центра, цитадели и рабата. В состав комплекса Дворца Ширваншахов входят дворцовое здание, Диван-хане, мечеть, две гробницы, баня, водохранилище (овдан) и отдельно стоящий портал. Указанные здания, согласно сложному рельефу, сгруппировались вокруг трех дворов. 3. Начиная с XVIII века строительство Шемахинских ворот и дворца Бакинских ханов вдоль улицы Большая Крепостная благоприятствовало завершению архитектурного решения 600-метровой торговой улицы и формированию общественного

центра третьего периода. Сосредоточенные вдоль улицы военно-оборонительные, культовые, гражданские, торговые строения, являясь основными центрами общественной жизни, завершали богатый архитектурный облик города. Турецкий путешественник Овлия Челеби, будучи в 1647 году проездом в Баку, отмечал, что мечети, караван-сараи, бани, базарная площадь, обнесенные крепостными стенами, дополняли торговую улицу. В одной из своих записок он, описывая торговлю русских в Баку, отмечал: «Мос-ковитяне постоянно прибывая в Баку, скупают здесь и увозят в Москву нефть, соль, шафран, шелк, а перевозят через Баку в Иран меха, рыбий зуб и мягкий болгарский юфть» [2, с.302]. (рис.3) Нахождение торгового центра именно на набережной указывало на значение Баку как важного торгового порта на берегу Каспийского моря. Торговая улица Баку со своими лавками, полными разными товарами, превратилась в самый оживленный центр средневековой городской жизни.

И.Н. Березин, указывая на большое богатство Бакинско- наряду с иранскими, астраханскими товарами имеются и го базара по сравнению с Дербентским, отмечал, что здесь европейские товары во множественном количестве[1,с.12].

Торговая улица отличалась от других улиц Ичери Шехер по своим размерам, относительной широтой. В этом плане она отличалась и от «раста базаров» иранских городов, окруженных с обеих сторон лавками. «Растабазарные» улицы обычно не были такими широкими.

Протяжение центра Ичери Шехер вдоль магистрали и функционирование в качестве лентообразного центра сближало его с исторически сформировавшимися центрами России, Западной Европы и Среднего Востока. Хотя эти центры не обладали четко установленными пределами, они охватывали всю городскую магистраль. В центрах были сосредоточены многочисленные строения, обслуживающие торговлю.

Торговая улица делилась на Нижний и Верхний крытый базар. Нижний базар состоял из небольших торговых лавок и ремесленных мастерских, а Верхний базар - из ювелирных и богатых торговых лавок. Завершали архитектурный облик торговой улицы 6 караван-сараев - Мултани, Бухара,

Ханский, Гасым бека, Большой и Малый, а также Соборная мечеть и бани.

Считающаяся одни из монументальных строений торговой улицы и превратившаяся в ее доминанту Девичья башня была построена до нашей эры. По мнению исследователей, башня была сооружена как храм огнепоклонников, а в дальнейшем использовалась в разных целях. Винтовая лестница, вздымающаяся вдоль стены восьмиэтажной башни начинается со второго яруса, что позволяет сделать предположение о военно-оборонительном характере данного сооружения. Подобные оборонительные строения получили широкое распространение в тюркских странах. Их название обусловлено горделивостью и неприступностью. Устройство бойниц на фасаде башни, обращенных к морю, подтверждают гипотезу об оборонительном характере строения [6, с.62] (рис.4).

Рисунок 4. Улица А. Зейналлы.

Караван-сараи Мултани и Бухара, построенные недалеко от Девичьей башни в направлении Шемахинских ворот, играют своеобразную роль в формировании планировочной композиции общественного центра. Каравансарай Мултани был сооружен в XVIII веке купцами из Индии, а караван-сарай Бухара - торговцами, прибывшими из Средней Азии, из города Бухара. Обнаруженная в 60-х годах XX века во время археологических раскопок вблизи Девичьей башни одно-зальная, с вестибюлем, небольшая по объему мечеть датируется IX веком и является одним из первых мусульманских культовых сооружений Ичери Шехер.

Вдоль центра сформировалась небольшая базарная площадь. Она была выявлена в результате проведенных в 1964 году на этой территории археологических раскопок. В свое

время немецкий путешественник Э. Кемпфер, будучи в Баку, описал указанную площадь, отмечая ремесленные мастерские и торговые лавки, расположенные на ней [4, с.88]. Однако версия о том, что «П» образная, стрельчато-арочная площадь функционировала не как базар, а как ханегях (молельная) Шейха Таира, является более убедительной. Обнаружение на данной территории надгробий с эпиграфическими надписями, обращенных лицом к Каабе, склоняет к этой версии. Как правило, подобные захоронения были связаны с молельнями, построенными на торговых путях. Дальнейшие исследования подтверждают принадлежность молельни (ханегях) у Девичьей башни Шейху Таиру.(Рис.5)

Рисунок 5. Улица Замковая.

Вблизи Базарной площади в результате археологических раскопок была обнаружена баня Гаджи Гаиба, относящаяся к XV веку. Построенная у Сальянских ворот баня Ширин, или баня Гасым бека датируется более ранним временем. Обе «Кумские бани» построены в восточном стиле и вызывают большой интерес у исследователей. Эти памятники, обладая особой планировочной структурой, совершенной отопительной и канализационной системой, являются редкими архитектурными жемчужинами средних веков.

Ставшая неотъемлемым элементом общественного центра, играющая своим куполом-кровлей значительную роль в пространственной композиции торговой улицы, мечеть Мектеб с малой объемно-пространственной емкостью была построена в XIV веке. Мечеть предназначалась для занятий и богослужения учащихся и заняла угловое расположение на пересечении двух улиц. Находящаяся немного западнее от мечети Мектеб мечеть Ашура получила название «мечеть лезгин», поскольку в XIX веке была передана прибывшим на заработки в Баку дагестанцам. Мечеть привлекает внимание своей древностью. В нижнем слое однозальной, с вестибюлем мечети археологами обнаружены помещения, свидетельствующие о воздвижении ее на храме огнепоклонников. Это обстоятельство подтверждает тот факт, что Ичери Ше-хер располагает трехъярусным жилым слоем.

Особую роль в общественной и религиозной жизни города играла Соборная (пятничная) мечеть. Она словно оживляет своим минаретом и конусообразным куполом плоские кровли жилых строений Ичери Шехер, расположившиеся в нисходящем к морю природном рельефе. Изумительно выглядит силуэт мечети со стороны Каспийского моря. Об-

разованный пересечением трех улиц уплотненный участок послужил причиной строительства на этой территории мечети на основе неправильной шестиугольной планировочной композиции. И.Н. Березин в своих воспоминаниях назвал Соборную мечеть «одной из красот внутри города» [1, с.20]. По мнению исследователя А.М. Павлинова, мечеть была воздвигнута в несколько этапов на основании «храма огня» [6, с.62].

О сооружении мечети в несколько этапов свидетельствует и эпиграфическая надпись на ней, гласящая, что «это строение обновилось по приказу Шарафеддина Махмуда» (в 709 году хиджри - в 1309-1310 гг.). Прекрасно сохранившийся, построенный в XV веке и считающийся уникальным образцом Ширвано-Апшеронской школы архитектуры, минарет Соборной мечети с истончавшимся туловом, со сталактитовым поясом, поддерживающим балкончик («шере-фе»), обогащает силуэт как культового сооружения, так и торговой улицы.

Улица Большая Крепостная отделяет еще одно строение общественного центра - текие от Соборной мечети. Построенное в XIII веке текие (молельная дервишей) функционировало в основном как приходская мечеть. Однозальное культовое сооружение, занимающее угловую позицию на пересечении главной торговой магистрали с перпендикулярной ей улицей, своим небольшим объемом сыграло своеобразную роль в формировании общественного центра. (Рис.6)

В противоположном направлении от Пятничной мечети сооружен ком-плекс торговых строений общественного центра. Гражданские сооружения, занимающие определенное

пространство вдоль крепостных стен средневекового Баку, здесь, а далее переносились в караван-сараи и на рынки для обмена. Отсутствие помещений для содержания животных в караван-сараях свидетельствует о непосредственной связи строений комплекса с морем и о торгово-складском и жилищном характере устремленных к морю, вызывают большой интерес. Объемистые, с углубленными нишами порталы, балконы, крытые дворы караван-сараев открывались, с одной стороны, к торговой улице, а с другой - на набережную. Привозимые морем в Баку товары разгружались этих строений. Комплекс играл важную роль в градостроительной системе древнего Баку. Торговые строения датируются разными периодами, в основном они были сооружены в XVI-XVШ веках. В напоминающих малые базары крытых дворах караван-сараев, которые имели квадратную и трапециевидную планировочную структуру, велись коммерческие операции. Лавки, небольшие мечети, входящие в торговый комплекс, соединяли караван-сараи друг с другом. Несмотря на то, что некоторые строения комплекса сносились и перестраивались, сам комплекс приобрел большую значимость в формировании силуэта Баку с моря.

Монументальные строения общественно-торгового центра обнесены жилыми зданиями и торговыми лавками малых объемов. Указанная территория составляла центр ежедневной кипучей, шумной жизни, оживленной торговой деятельности Ичери Шехер и связывала его с внешним миром. (Рис.7)

Ичери Шехер почти полностью сохранил свою старую квартальную структуру. Узкие, кривые улицы, рассчитанные на движение пешеходов, создали сложную планировочную структуру, в основном соответствующую рельефу, равно как и мусульманскому образу жизни. В результате расположения кварталов (махалля) на склоне холма, в виде террас, согласно рельефу, город приобрел ступенчатое строение [3,

с.5]. Формирование системы махалля, начиная со средних веков, продолжалось до XIX столетия. Предполагается, что еще в доисламский период на разных участках города существовали храмы огня. Доминирование в градостроительной структуре мусульманских культовых сооружений (Сынык кала, мечеть Ашура), разбросанность их по всей городской территории обеспечила формирование жилых кварталов, придавших Ичери Шехер неповторимый архитектурный облик. В Бакинской крепости сложились 14 кварталов (ма-халля) профессионального и патрономического характера:

1. Квартал хвастунов - начинается с Ширванских ворот и простирается до гостиницы «Ичери Шехер», до сквера. Жильцы этого квартала, имеющего патрономический характер, были большими любителями бахвальства.

2. Квартал кирщиков - занимает территорию от Таги-евских ворот до сквера Вахида, до дома Мир Мовсум ага. Название квартала связано с профессией жителей квартала.

3. Квартал даглинцев - охватывает район между сквером Вахида и кварталом хвастунов. В этом квартале селились в основном родственники - выходцы из Хызы.

4. Квартал белобрючников (агшалварлылар) - охватывает территорию между сквером Вахида и гостиницей «Меридиан» и мечетью Хыдыр. Основ-ным занятием населения этого квартала было тесание камня. Неудивительно, что во время работы белая пыль от камня оседала на их одежде: вот почему их называли белобрючниками.

5. Квартал шапочников - занимает территорию от мечети Хыдыр до фамильного дома знаменитой актрисы, народной артистки СССР Насибы Зейналовой (дом Зейнала). Название квартала носит профессиональный характер: на его территории располагались мастерские и лавки шапочников.

6. Квартал бучгыраглылар - Занимает территорию от бани Ага Микаила до гостиницы «Ичери Шехер».

Рисунок 6. Улица Большая Крепостная.

7. Квартал банщиков - охватывает территорию от бани Ага Михаила до аптеки «Бановша». Построенные вдоль улицы бани обслуживали население, а сами жители данного квартала по профессии в основном являлись банщиками.

8. Квартал рыбаков - охватывает территорию, начиная с улицы А. Зей-наллы до гостиницы «Меридиан». Жители этого квартала в основном занимались рыболовством.

9. Квартал лодочников (шхунщиков) - занимает территорию до мечети Бейляра и включает мечеть Чин и заднюю часть комплекса Дворца Ширваншахов.

10. Квартал забияк - занимает территорию от мечети Бейляра до бывшего здания Азербайджанской Государственной Энциклопедии. По преданию, жители этого квартала были заядлыми задирами. Квартал получил подобное название по характерным особенностям своих жителей.

11. Квартал ювелиров - охватывает территорию, начиная с Девичьей башни до улицы А. Алиева, парных крепостных ворот, включая сквер им. Азима Азимзаде. Как можно догадаться по названию, в квартале в основном сосредоточились ювелирные мастерские.

12. Квартал продавцов мацони - занимает территорию между кварталами Сейидлер и Даглылар. По имеющейся информации, жители данного квартала занимались в основном продажей мацони (простокваши). Молочные продукты им доставляли родственники из селения Зира. Поскольку

территория в пределах крепостных стен была мала, скот держали или в рабате (пригороде), или в бакинских селениях.

13. Квартал изготовителей леденцов - охватывает территорию между домом Мир Мовсум ага и кварталом керосинщиков. Разного рода сладости для благих дел, равно как и для повседневной жизни, обычно производились здесь. Следует отметить, что в прежние времена, когда ассортимент сладостей был не так уж богат, леденцы - «набат» считались весьма ценным кондитерским изделием.

14. Квартал керосинщиков - занимает территорию, начиная с улицы Замковая и до дома, известного среди населения как «Дом аббата». Этот квартал был обставлен магазинами, торгующими нефтяными продуктами, и главным образом - керосином. Население для покупки керосина в основном обращались сюда.

Хотя точные границы кварталов неизвестны, удалось приблизительно установить занимаемые ими территории. Независимо от площади, занимаемым каждым кварталом, а также численности его населения, именно мечети формировали центры кварталов, сложившихся в Х1-Х1Х веках. На пересечении кривых улиц, где строилась мечеть или баня, возникали небольшие квартальные центры. Часто подобные центры складывались на перекрестке улиц, или на

Рисунок 7. Улица А.Зейналлы (историческая Торговая улица). Здание ГИАЗИШ

квартальных площадях в форме «курдонёр», возникавших в результате расширения улиц. Малые площади сообщались улицами Большой и Малой Крепостной, Мина-ретной, Замковой, являющимися коронарными артериями города, а также узкими, коридорообразными переулками. Небольшие улочки, в свою очередь, открываясь, с одной

стороны, к большой торговой улице, а с другой - к главным улицам, создавали в градостроительной композиции Ичери Шехер целостность, органическую слитность основной и второстепенной части.

Плотно застроенные здания образуют замкнутые (жилые постройки) и открытые (дворовые) пространства. В зависи-

мости от социального развития жителей, площадь замкнутого пространства расширялась за счет увеличения количества комнат, соответственно уменьшалась площадь открытого пространства. Однако, незначительность приусадебных участков приводила к вертикальному развитию замкнутых пространств, что в свою очередь, послужила причиной того, что жилой фонд Ичери Шехер все больше становился 2-3-х этажным. Во внутренних дворах, обделенных зеленью, в редких случаях сажали тутовое, фиговое дерево, виноградные саженцы, столь характерные для Апшерона. Подобное размещение зданий в градостроительной системе образовало переулки и тупики, к которым выходили фасады. Таким образом, все жители махалля знали друг друга. Небольшие дома в основном строились из тесаного апшеронского известняка на глиняном растворе. Плоские крыши домов покрывались киром.

Монументальные и жилые строения, расположенные на естественном нисходящем рельефе Баку, с открытыми балконами, придавали городу изящ-ный, зрелищный вид. Особенно красивая панорама открывалась на море.

Массивный вид расположенных на самом высоком рельефе города Дворца Ширваншахов и мечетей, устремленных в небо арок и минаретов, создали разноуровневую ступенчатую силуэтную форму, присущую градостроительной культуре Востока. Архитектурно-градостроительный облик Ичери Шехер до XX столетия формировался в три этапа:

1. До XV века в Бакинской крепости среди жилых строений с плоскими крышами выделялись доминирующие в градостроительной композиции своей монументальностью такие сооружения, как Девичья башня (ГУ-У века), мечеть Мухаммеда (1078-1079 гг.), мечеть Ашура (1169 г.), мечеть Муллы (XII в.), мечеть Хыдыра (1301 г.), мечеть Медресе (1301 г.), Гилейли мечеть (1309 г.), мечеть Чин (XIV в.), мечеть Мирза Ахмеда (1345 г.), Мечеть муллы Ахмеда (XIV в.), Соборная (Пятничная) мечеть (XIV в.), Караван-сарай (XIV в.), Караван-сарай Бухара (XIV в.).

2. Дворцовый комплекс Ширваншахов, строительство которого в XV в. дало мощный толчок развитию Ширва-но-Апшеронской школы архитектуры, перехватил роль доминанты и тем самым добавил еще один яркий штрих к силуэту города. Его архитектурно-художественное значение в южной части города, в открывающейся с моря панораме Ичери Шехер бесценно. Начиная с этого времени до XVIII века, к монументальным строениям города были добавлены новые сооружения, которые отличались строительной техникой и масштабами решений. Мечеть Шейха Ибрагима (1415 г.), мечеть (XVI в.), мечеть Гаджи Бану (XVI в.), караван-сарай Мултани (XV в.), караван-сарай (XVI-XVII вв.), баня Гаджи Бану (XV в.), баня Касум бека (XVII-XIX вв.) и другие архитектурные памятники, будучи жемчужинами средневековья, также обогатили силуэт города.

3. XVII - начало XX вв. является периодом, когда практически завершилось становление архитектурного облика

Ичери Шехер. Именно в указанное время, как уже отмечалось, с формированием торговой улицы города открылся новый этап в истории градостроения Баку. К данному времени относятся строительство мечети Гаджи Гейбата (1791 г.), караван-сарая (XVIII в.), дома Бакинских ханов (XVIII в.), караван-сарая (1780 г.), бани Ага Микаила (XVIII в.), мечети Бейляра (XIX в.), своим высоким минаретом и куполом добавившей в городской силуэт новый акцент. В это же время упорядочивается архитектурно-планировочная структура Ичери Шехер. Появляются новые магистрали, градостроительные узлы. В XVII - XVIII веках происходит уплотнение застроек, умножаются торговые ряды на улицах. Баку к концу XVIII - началу XIX века становится основным портом на западном побережье Каспийского моря с хорошо развитой торговлей и многочисленным населением.

С 1988 года Ичери Шехер Советом Министров Азербайджанской ССР был объявлен заповедником. Сохранивший до сегодняшнего времени свой историко-архитектурный облик Ичери Шехер в 2000 году вместе с Дворцовым комплексом Ширваншахов, Девичьей башней был включен в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Развитие градостроительной структуры заповедника Ичери Шехер начиная с раннего средневековья продолжалась до начало ХХ века. Ичери Шехер по своему пространственно-планировочному строению являлся совершенным мусульманским городом. Здесь соединялись Восточная-средневековая и национально-Европейская архитектура. Для сохранения исторического наследия Ичери Шехер объ-язательно надо держать под наблюдением ахитектурно-гра-достроительное наследие города:

1. Не допускать новое строительство на территории заповедника;

2. Не допускать реставрацию памятников, если нет необходимости

3. Чтобы не портить градостроительную структуру города, археологические раскопки должны проводиться только в определенных местах;

4. Ичери Шехер как живой организм должен заселятся людьми.

Литература

1. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавка-зью.-Kaзань, 1852.

2. Челеби Э. Путешествие. 1314.

3. Гияси Дж. Ичери Шехер с Дворцом Ширваншахов и Девичьей баш-ней.(сборник статей). Ваку, 2004.

4. Саламзаде A.B., Авалов Э.В., Салаева Р.Д. Проблемы сохранения и реконструкции исторических городов Азербайджана. Баку, 1979.

5. Фатуллаев-Фигаров Ш. Архитектурная энциклопедия Баку. Баку-Анкара, 1998.

6. Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А. История архитектуры Азербайджана.-Москва, 1963.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.