Научная статья на тему 'Градостроительное формирование городов Белорусского Полесья Часть II'

Градостроительное формирование городов Белорусского Полесья Часть II Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малков Игорь Георгиевич, Пузеев А.А., Малков И.И.

Рассматриваются особенности формирования городских структур Белорусского Полесья региона Белоруссии со специфическими природно-климатическими условиями. Прослежена 1000-летняя история градостроительного формирования двух городов Полесья Мозыря и Пинска. Показана преемственность и влияние сложившихся традиций и ландшафтных особенностей на современный облик городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительное формирование городов Белорусского Полесья Часть II»

--------- ЦПШЦЫПЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 728.03

И.Г. МАЛКОВ, д-р архитектуры, А.А. ПУЗЕЕВ, архитектор, И.И. МАЛКОВ, канд. архитектуры (malkov-arch@mail.ru), Белорусский государственный университет транспорта (Гомель, Республика Беларусь)

Градостроительное формирование городов Белорусского Полесья

Часть II*

Рассматриваются особенности формирования городских структур Белорусского Полесья - региона Белоруссии со специфическими природно-климатическими условиями. Прослежена 1000-летняя история градостроительного формирования двух городов Полесья - Мозыря и Пинска. Показана преемственность и влияние сложившихся традиций и ландшафтных особенностей на современный облик городов.

Ключевые слова: градостроительное формирование, природно-климатические условия, архитектура Полесья.

Связующая нить прошлого и современного в архитектуре городов Полесья не разорвалась. Она пронизывает все с самого базиса городов, с их скелета - генерального плана, отражаясь впоследствии на образах зданий и сооружений [1].

Планировочная структура города Мозыря не только сохранилась, более того, она получила новый виток развития в современных условиях. Трассировка улиц продолжает развитие заложенной изначально верно-полукольцевой системы планировки. На плане города XVIII в. видно, что основные улицы являлись естественным началом главных дорог. Равномерным веером расходясь от центральной улицы (ныне улица Советская), они уводили горожан и гостей в Украину, Калинковичи и т. д. Подобная тенденция четко прослеживается и в новом генеральном плане.

Мозырь, как и многие другие города Полесья, сохранил в своей центральной части местечковый масштаб. Что интересно, со строительством таких довольно крупных сооружений, как крытый рынок или здание гостиницы «Припять», условия восприятия среды города не изменились и не наблюдается такого перекоса, как в г. Пинске, где со строительством гостиничного комплекса крупный объем которого влился в совершенно другие рамки застройки, изменилось визуальное восприятие дворца Бутримовичей.

Говоря о возведении гостиничного комплекса в Пинске на конкретном участке, следует подчеркнуть, что это является результатом преемственности в построении композиции застройки набережной. Исторически сложившаяся система визуальных доминант вдоль реки Пины была сохранена и продолжена в современности. Двигаясь по течению реки от средневекового замка, можно было видеть возвышающиеся над рядовой застройкой объемы костела Св. Станислава и иезуитского коллегиума, костел Успения Девы Марии и постройки монастыря францисканцев и на значительном удалении по мысленно проведенной прямой линии церкви монастыря базилианов. Существовавших ранее Богоявленского монастыря и костела Св. Станислава не стало, и над современной набережной доминируют коллегиум и монастырь францисканцев. Логическим продолжением этой цепочки стал гостиничный комплекс, который является и замыкающим элементом в композиции современной жилой многоэтажной точечной застройки, продолжающей историческую набережную. «Минусом» здания может быть только его строгая стилистическая противоположность историческому кварталу. Если архитектура коллегиума и костела Успения Девы Марии не вступает в борьбу с окружающей застройкой, то четкая

Рис. 1. Резкий стилистический и масштабный контраст зданий рядовой застройки ул. Ленина (а) и гостиницы «Припять» (б) в г. Пинске * Часть I см. журнал «Жилищное строительство» №6, 2010 г.

-----мшпшццдь

СТРОИТЕЛЬСТВО

ячеистая структура фасада «Припяти» резко диссонирует с ней (рис. 1).

Время идет, стили сменяют друг друга, и архитектура гостиницы стала отражением определенной эпохи в развитии города. Пусть здание не являет собой пример эклектического историзма, а выделяется резким контрастом, но оно несет в себе и положительный момент: улица Ленина стала своеобразной временной летописью города. Отдельные здания, стоящие на ней, своими формами, стилистикой увековечили для будущих поколений целые исторические эпохи: коллегиум и монастырь францисканцев - яркие примеры барокко, дворец Бутримовичей - классицизма, рядовая застройка - всевозможные вариации эклектики, гостиница - социалистический реализм, стиль, главенствовавший в СССР. И есть уверенность, что этот ряд будет постоянно пополняться новыми яркими примерами, но уже не в историческом центре, а в других районах.

На примере Мозыря хорошо прослеживается трансформация природных форм и образов в архитектуре зданий. Но не только окружение может стать идейным базисом концепций форм. Стержнем может послужить и историческое прошлое народа, города, отдельного человека. Здания и сооружения, в которых присутствует подобное отражение прошлого, настоящего или даже будущего, являются своеобразными символами для своих мест. К ним можно отнести Эйфелеву башню в Париже, башни компании «Ре^опаэ» в Куала-Лумпуре и др. Пинск также обладает подобным зданием-образом. Пусть оно выглядит не так

Рис. 3. Применение декоративных поясков на зданиях различного назначения в г. Мозыре: а — жилой дом; б — здание промышленно-ком-мерческого центра; в — спортивный зал; г — крытый рынок

Рис. 2. Жилая группа на площади им. Горького в г. Пинске

впечатляюще и помпезно, как приведенные выше примеры, но в его облике можно увидеть своеобразное отражение военного прошлого города. Это жилой дом на ул. Горького (рис. 2), крупные членения и массивы контрастных цветовых пятен, композиция из простых геометрических форм создают особый образ защитников города. Удачно и его месторасположение - рядом с бывшим городским детинцем, что так же довольно символично. Пристроенный ряд общественных зданий объединяет пространство пло-

Рис. 4. Вариации единого структурного элемента на разных объектах г. Мозыря. Развитая пластика входных парадных лестниц: а — Николаевская церковь; б — магазин на ул. Ульяновской

щади, отдаленно напоминая о некогда существовавших заградительных стенах.

Для беглого сравнения можно взять совокупные образы крупнейших городов Полесья - Гомеля, Бреста, Мозыря и Пинска. Областные центры отличаются большей монолитностью и лаконичностью форм, что вполне логично соответствует более главному статусу. Пинск и Мозырь выделяются более детальной проработкой, другим масштабом восприятия, широким использованием декоративных форм и элементов. Такая проработка и деталировка пришла из традиционной народной архитектуры деревянных домов, где поясками узоров пропильной резьбы украшались обрамления окон, фронтонов, угловых граней домов. В Пинске такой переход образов на современные объекты привел к более широкому применению криволинейных и дугообразных линий и форм. В Мозыре же это активная работа диагонали, треугольные очертания (рис. 3).

Каждый населенный пункт обладает своими особыми декоративными и функциональными приемами, обогащающими эстетическое восприятие зданий и поселений в целом. Это связано либо с географическими условиями, либо с традициями региона. Одно решение, повторяясь в различных вариациях на разных сооружениях, невольно объединяет многогранную городскую среду. Для Мозыря таким современным приемом стало устройство парадных лестниц у входов в общественные здания. Схожие конструктивные приемы, но разного художественно-эстетического решения

можно встретить при организации зоны входа ЗАГСа, Николаевской церкви, магазина по ул. Ульяновской (рис. 4). Вторым таким общегородским элементом стали башенки с пирамидальным завершением. Перекликаясь на разных объектах (остановочный пункт, городской дом культуры, здание Главпочтамта, жилой дом), они создают затейливую систему визуальных доминант (рис. 5).

Пинск также обладает подобными, присущими только ему формами. Это купольное завершение стрельчатой формы у акцентных башенок. Достаточно взглянуть на здание Полесского театра и жилой дом (рис. 6).

Менталитет народа, отрицающий резкие перемены и предпочитающий плавные перетекания одной вещи в другую, одного действия в другое, проявился при формировании композиций улиц белорусских городов. При реконструкциях и новом строительстве преобладает не контрастное противопоставление нового старому, а их мягкое взаимодействие. Это может проявляться в использовании определенных декоративных элементов, повторении форм и линий, сохранении масштабности застройки. Пример тому улица Ленинская в г. Мозыре, застроенная разновременными зданиями. Здесь не ощущается дискомфорта в восприятии, создается впечатление единства, ансамбле-вости уличной среды, что обусловлено, во-первых, сохранением масштабности, а во-вторых, существованием главенствующей тематики - активной работы вертикальных членений. Задавать тон при движении от площади Ленина

Рис. 5. Башенки как акцент композиции зданий и сооружений г. Мозыря: а — церковь Св. Михаила Архангела; б — жилой дом на ул. Рыжкова; в — здание Главпочтамта; г — городской дом культуры и остановочный пункт; д — башня музейной экспозиции на Замковой горе

-----мшпшццдь

СТРОИТЕЛЬСТВО

Рис. 6. Перекликание стилистики композиционных завершений зданий г. Пинска: а — здание Полесского драматического театра; б — жилой дом

начинает здание райисполкома с яркой входной группой, подчеркнутой рядом дорических колонн, поддерживающих треугольный фриз здания. Развивают тематику декоративные кирпичные лопатки, расчленяющие глухую стену здания Белпромстройбанка и рядовая жилая застройка начала 50-х гг. прошлого столетия в неоклассическом стиле. Завершение и наиболее четкое выявление композиция находит в группе административных зданий, построенных в последнюю четверть XX в.

Известное влияние в прошлом на народную архитектуру оказывали образы и элементы доминирующих сооружений, к числу которых следует причислить храмы, замки и дворцы состоятельных людей и др. [2]. Подобное предположение можно высказать и в отношении современной застройки Мозыря, и о влиянии на нее образа церкви Св. Михаила Архангела, и об аналогичном переходе форм костела Успения Девы Марии в Пинске на ряд современных построек (рис. 7). Группа отдельных сооружений Мозыря

Рис. 7. Переход барочных элементов в современную архитектуру г. Пинска: а — костел Успения Девы Марии; б — жилой дом

отличается развитой пластикой треугольного фронтона, что сильно напоминает фактуру фронтонов деревянных хат.

Исторически сложилось так, что поселения в Беларуси формировались либо как свободные города, получавшие Магдебургское право на самоуправление, либо как частновладельческие. Это хозяйственное разграничение четко отражалось на облике городов. Различные приемы формирования градостроительного каркаса характерны для Пинска, Мозыря и для центров княжеских имений, таких как Наровля (владельцы шляхетский род Оскерок), Гомель (имение Румянцевых-Паскевичей) и др. [3].

В свободном городе имелось разделение власти: законодательная (на местном уровне) и исполнительная были у магистрата города, религиозная - у церковных глав, военная мощь подчинялась государственному центральному управлению через местного посадника. Представители каждой из ветвей нуждались в специфических сооружениях - замках, ратушах, соборах. Все это обогащало городскую среду, придавая ей неповторимый облик.

Ратуша как центр хозяйственной жизни обычно размещалась на рыночной площади. Учитывая важность водных путей сообщения, торговые ряды имели удобные связи с пристанями (Мозырь, Пинск, Речица и др.). На центральной площади размещалось и культовое здание как идеологический символ. В Мозыре рыночная площадь находилась в рамках Православного пояса, в Пинске - рядом с костелом Св. Станислава.

Зачастую в свободных городах развивалась сеть образовательных учреждений высокого ранга (коллегиумы, гимназии и др.), чего были лишены частновладельческие города, школы в которых обеспечивали обучение на начальном этапе. Замок постепенно утрачивал некоторые свои первоначальные функции форпоста, превращаясь постепенно в казармы и резиденцию для посадника и главы государства во время его визитов. Замок в полесских городах часто имел прекрасную связь с рынком, что характерно для древнерусского градостроительства. Это объяснимо тем фактом, что во время существования Великого княжества Литовского регион находился на некотором отдалении от центра общественной и социальной жизни, не так живо реагируя на стилистические изменения.

Частновладельческие города имели несколько иную структуру. Вся власть (административная и хозяйственная), кроме религиозной, находилась в руках владельца поселения. Его усадьба располагалась обычно на месте замка либо бывших укреплений, которые занимали наивыгоднейшие места. Сохранялась активная связь между хозяйственным центром, местом общественной жизни - торгом и административным - усадьбой. На современном этапе это разделение зачастую выливается в организации рекреационного комплекса на месте хозяйского поместья (Наровля, Гомель) и отдельной административно-деловой зоны. Минусом в развитии таких городов было то, что активность населения зависела от воли хозяина. Плюсом было единство в формировании градостроительного каркаса и объемных образов. Формировался своего рода ансамбль в границах населенного места, по крайней мере на начальных этапах. В качестве доказательства можно упомянуть о планировочном каркасе центральной части Гомеля с наиболее значимыми зданиями, сохранившимися с конца XVIII - начала XIX в. (Дворец Румянцевых-Паскевичей, Петропавловский собор, охотничий домик, здание бывшего трактира). Такое

организационное единство градообразующего формирования было подвержено стихийному влиянию моды, главенствующего стиля и вкусов одного человека - владельца. Причем существующая ситуация не всегда была той основой, от которой можно было отталкиваться, и тогда городская ткань подвергалась резкому изменению.

В век глобализации и активных связей между людьми, населяющими различные уголки планеты, их менталитетом и взглядами стираются границы и нивелируются своеобразные различия. Это отражается и в архитектуре, проявляясь в применении универсальных форм, схожих приемов и материалов. Привнесение же местного колорита и сохранение традиционных черт в современных постройках создает неповторимый образ, интересный и понятный не только местным жителям, но и гостям, выделяя регион и страну в целом в особую нишу мирового зодчества.

Список литературы

1 Малков И. Г., Маликов Е. Р. Собор в Юровичах: история, архитектура, надежды // Архитектура и строительство.

2006. № 6. С. 88-93.

2. Шулаева Е.Л. Город с историей, город с будущим: генеральный план Пинска // Архитектура и строительство.

2007. № 2. С. 60-65.

3. Чантурия Ю.В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины XVI - первой половины XIX в. Средневековое наследие, ренессанс, барокко, классицизм. Минск: Бел. наука, 2005. 375 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.