Научная статья на тему 'ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ЗЕЛЕНЫХ ТЕРРИТОРИЙ "НОВОЙ МОСКВЫ"'

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ЗЕЛЕНЫХ ТЕРРИТОРИЙ "НОВОЙ МОСКВЫ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ФОНД / ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕСООТВЕТСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранова Ольга Юрьевна, Воронина Наталия Борисовна

К рубежу ХХ-ХХI веков Москва пришла с хорошо проработанной нормативно-методической базой по «зеленому строительству», была обеспечена юридическая поддержка охраны московских природных и озелененных территорий. Необходимость решения новых задач по сохранению природных объектов появилась при расширении границ Московского мегаполиса за счет присоединения областных территорий. Так, в составе новых площадей столицы оказались бывшие земли лесного фонда Московской области, региональными правовыми актами был установлен их статус как «особо охраняемых зеленых территорий» (ООЗТ) города. По прошествии 10 лет подведены итоги функционирования объектов, получивших новую природоохранную категорию «ООЗТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Баранова Ольга Юрьевна, Воронина Наталия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN PLANNING PRACTICE OF DEVELOPMENT OF SPECIALLY PROTECTED GREEN AREAS OF "NEW MOSCOW"

By the turn of the XX-XXI centuries, Moscow came with a well-developed regulatory and methodological framework for «green construction», legal support for the protection of Moscow‘s natural and green areas was provided. The need to solve new tasks for the preservation of natural objects appeared with the expansion of the boundaries of the Moscow metropolis due to the annexation of regional territories. Thus, the former lands of the forest fund of the Moscow Region turned out to be part of the new squares of the capital, regional legal acts established their status as «specially protected green territories» (SPGT) of the city. After 10 years, the results of the functioning of facilities that received a new environmental category «SPGT» have been summed up.

Текст научной работы на тему «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ЗЕЛЕНЫХ ТЕРРИТОРИЙ "НОВОЙ МОСКВЫ"»

УДК 711.4/504.06

БАРАНОВА О. Ю., ВОРОНИНА Н. Б.

DOI 10.25628/UNNP.2022.54.3.002

Градостроительная практика развития особо охраняемых зеленых территорий «Новой Москвы»

Баранова

Ольга

Юрьевна

кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», Москва, Российская Федерация

e-mail:

ms.olgabaranova@mail.ru

Воронина

Наталия

Борисовна

старший научный сотрудник, ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», Москва, Российская Федерация

e-mail: voronina-55@mail.ru

К рубежу ХХ—ХХ! веков Москва пришла с хорошо проработанной нормативно-методической базой по «зеленому строительству», была обеспечена юридическая поддержка охраны московских природных и озелененных территорий. Необходимость решения новых задач по сохранению природных объектов появилась при расширении границ Московского мегаполиса за счет присоединения областных территорий. Так, в составе новых площадей столицы оказались бывшие земли лесного фонда Московской области, региональными правовыми актами был установлен их статус как «особо охраняемых зеленых территорий» (ООЗТ) города. По прошествии 10 лет подведены итоги функционирования объектов, получивших новую природоохранную категорию «ООЗТ».

Ключевые слова: лесной фонд, зеленый фонд, особо охраняемые зеленые территории, федеральное законодательство, региональное законодательство, несоответствие.

Baranova O. Yu., Voronina N. B.

Urban planning practice of development of specially protected green areas of «New Moscow»

By the turn of the XX-XXI centuries, Moscow came with a well-developed regulatory and methodological framework for «green construction», legal support for the protection of Moscow's natural and green areas was provided. The need to solve new tasks for the preservation of natural objects appeared with the expansion of the boundaries of the Moscow metropolis due to the annexation of regional territories. Thus, the former lands of the forest fund of the Moscow Region turned out to be part of the new squares of the capital, regional legal acts established their status as «specially protected green territories» (SPGT) of the city. After 10 years, the results of the functioning of facilities that received a new environmental category «SPGT» have been summed up.

Keywords: forest fund, green fund, specially protected green territories, federal legislation, regional legislation, inconsistency.

Введение

В границах каждого населенного пункта в России, маленького или большого, существуют как природные участки, так и искусственно созданные озелененные территории. Не является исключением и столичный мегаполис, все зеленые массивы в границах которого хорошо известны и учтены. Им присвоена та или иная категория охраны и защиты, они функционируют в установленных для них градостроительных регламентах. Существование таких участков в границах урбанизированных территорий возможно лишь в рамках соответствующих ограничений.

В конце 2011 г. произошло эпохальное событие — к Москве, в ее привычных старых границах, была присоединена огромная часть территории Московской области [13]. В результате площадь столицы увеличилась почти в 2,5 раза и составила 2 561 км2. Вместе с участками

бывших деревень, дачных поселков и садоводческих товариществ, коммунально-промышленных и культурно-исторических объектов, транспортной инфраструктуры и т. д. внутрь городской черты Москвы были включены и лесные массивы, в том числе, имеющие статус лесного фонда.

Материалы и методы

Основным объектом исследования являются бывшие земли лесного фонда Московской области, ныне — особо охраняемые зеленые территории (ООЗТ) г. Москвы. Предмет исследования — нормативно-правовые и экологические аспекты функционирования ООЗТ в границах столичного мегаполиса.

Методика исследований включает сравнительно-географический, сравнительно-экологический методы и метод экспертных оценок.

Цель и задачи

На основании оценки десятилетнего периода развития Москвы в новых границах сделать вывод об эффективности городской политики в части обеспечения функционирования ООЗТ, определить направления актуализации градостроительной и природоохранной нормативно-правовой базы в данной сфере.

Актуальность и новизна

Необходимостью является ответ на вопрос: справляется ли «Новая Москва» с задачей подчинения целей и задач градостроительного освоения территории, в том числе, на озелененных пространствах, целям и задачам повышения качества жизни населения и обеспечения устойчивого функционирования мегаполиса.

Результаты и обсуждение

ООЗТ. При расширении границ столицы России в составе новых административных округов г. Москвы, Троицкого и Новомосковского (Ти-НАО), оказались бывшие земли лесного фонда Московской области.

Опираясь на изменения, внесенные в федеральное законодательство в связи с расширением границ Москвы, все земли лесного фонда, перешедшие в 2012 г. из области в город, были переведены в зеленый фонд города: «Леса, которые ранее располагались на землях лесного фонда на территориях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, решениями уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы могут быть отнесены к зеленому фонду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды» [8].

Так, согласно городским распорядительным документам [14; 15], земли лесного фонда бывшего Подмосковья стали землями зеленого фонда столицы, был определен их статус как особо охраняемых территорий г. Москвы, им дано собственное название — «особо охраняемые зеленые территории» (ООЗТ), приведено описание местоположения 132 таких участков. Согласно определению, данному ООЗТ, этим территориям предназначается выполнение «...сре-дозащитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических и рекреационных функций, оказывающих положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающих благоприятные условия отдыха людей», а деятельность, не связанная

«с сохранением и изучением» ООЗТ, запрещается.

В то же время новое понятие «ООЗТ» и действие на них градостроительных ограничений не были закреплены соответствующим региональным законом, что позволило на протяжении последующих лет, с 2014 по 2019 г., в принятые подзаконные акты 2012 г. [14; 15] внести многочисленные поправки, обеспечивающие и возможность прокладки на участках ООЗТ инженерных коммуникаций, железных и автодорог, и возможность строительства транспортных развязок, транспорт-но-пересадочных узлов и прочей инфраструктуры, и возможность размещения на их территории некапитальных (например, физкультурно-оздоровительных) объектов, и возможность изменения границ ООЗТ без проведения экологической экспертизы, опираясь только на желание инвестора — застройщика, подкрепленное решением Правительства Москвы. При этом выполнение задач ООЗТ по «сохранению и изучению» особо охраняемых территорий получило соответствующее уточнение — «за исключением деятельности, предусмотренной решениями Правительства Москвы» [16-18].

Такие решения стали регулярно приниматься Градостроительно-зе-мельной комиссией г. Москвы, наделенной соответствующими полномочиями, как по изменению границ ООЗТ, так и по использованию территории ООЗТ для тех или иных видов строительства [19]. В результате сформировалась определенная правовая коллизия [1; 2], которая связана с противоречиями, возникшими между федеральным и региональным законодательством.

Так, с одной стороны, официальное отнесение лесов ООЗТ к зеленому фонду г. Москвы обеспечивает их защиту федеральным законодательством в области охраны окружающей среды. Понятие «зеленый фонд городских поселений» как «совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, .и других озелененных территорий в границах этих поселений» введено Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [10]. «Охрана зеленого фонда городских. поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды». Согласно этой формулировке, за территориями, образующими

зеленый фонд, закрепляется приоритетное экологическое целевое назначение, поэтому «на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения» [10].

С другой стороны, согласно московским локальным правовым актам, за ООЗТ признаются лишь ограниченные возможности выполнения ими средозащитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических и иных природоохранных функций, приоритет отдается развитию застройки в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством города [16-19]. Градостроительная практика, сложившаяся на территории Новой Москвы, показывает, что вхождение в состав крупнейшего мегаполиса и переход в состав земель поселений бывших участков лесного фонда, а ныне — территорий ООЗТ, фактически привело к рассмотрению их в качестве удобного резерва для строительства и развития городской инфраструктуры, отодвигая на задний план их основную экологическую роль. Яркими примерами могут служить: строительство дублера Боровского шоссе через (в границах) ООЗТ Ульяновский лесопарк, строительство школы на 2 100 мест на территории ООЗТ Троицкий лес и др. [24].

Анализ сложившихся противоречий между законодательно-правовыми документами разного ранга, проведенный с опорой на Конституцию РФ, демонстрирует приоритет федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, каковым является г. Москва [6]. В свою очередь, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относятся именно к совместному ведению государства и региона, а законы и иные нормативные правовые акты регионального уровня не должны противоречить федеральным законам.

Принятые постановления Правительства г. Москвы, противоречащие федеральным законам, требуют корректировки и приведения в соответствие законодательству РФ.

ООПТ и объекты ПК. Здесь представляется уместным вспомнить, что в границах «старой» Москвы сложился положительный исторический опыт градостроительного регулирования издавна существующих и вновь

Название ООПТ Площадь ООПТ, га Город Страна Население города, млн чел.

Национальный парк Столовая гора 25 000 Кейптаун Южная Африка 3.9

Загородные парки Гонконга 44 000 Гонконг Гонконг 7

Национальный парк Голубых и Джон-Кроу-Маунтинс 580 000 Кингстон Ямайка 0.5

Национальная зона отдыха гор Санта-Моника 62 300 Лос-Анджелес США 18

Национальный парк Каланк 8 500 Марсель Франция 1,5

Национальный парк Найроби 11 700 Найроби Кения 3

Национальный парк Тижука 4 000 Рио-де-Жанейро Бразилия 12.8

Национальный парк Бухансан 8 000 Сеул Республика Корея 25

Лондонский центр водно-болотных угодий 42 Лондон Великобритания 8.5

Королевский национальный парк 16 000 Сидней Австралия 4.7

Комплекс городских ООПТ 19 000 Москва Россия 12.5

созданных природных и озелененных территорий, составляющих зеленый фонд Москвы [3]. В столице была создана и уже не первое десятилетие успешно функционирует целая система взаимоувязанных природоохраня-емых территорий, которая включает:

1 Объекты «высокого» ранга — особо охраняемые природные территории (ООПТ), число которых с 1991 г. до момента образования «Большой Москвы» (2011 г.) [4; 13] составляло 119 наименований. Это один объект федерального значения (Национальный парк Лосиный остров), все остальные ООПТ — регионального уровня, как достаточно крупные: природно-исторические парки, природные заказники, ботанические сады и т. д., так и небольшие по площади памятники природы. К 2022 г. общее число утвержденных ООПТ в Москве увеличилось до 145 единиц [11].

В целях дифференцирования режимов охраны и использования территории осуществляется функциональное зонирование на основании проекта планировки ООПТ [20]. Проект планировки ООПТ, хотя и не лишенный множества недостатков и критикуемый специалистами, тем не менее, дает правовую основу для сохранения природного потенциала каждого охраняемого объекта и ограничивает посягательства застройщиков.

2 Объекты рангом пониже, так называемые «объекты природного комплекса» (объекты ПК): сады, скверы, бульвары, парки, долины рек и др. — несколько тысяч относительно небольших по площади, но значимых озелененных рекреационных территорий как естественного, так и искусственного происхождения. При этом к Природному комплексу

Москвы в качестве его резервных территорий были отнесены и нарушенные хозяйственной деятельностью природные участки, подлежащие восстановлению и реабилитации. На всех объектах ПК установлен режим охраны с учетом определенных градостроительных ограничений [7; 8; 11] — по своей сути московские объекты ПК аналогичны ООПТ местного значения согласно федеральному законодательству [9], но с более «мягким» природоохранным статусом. Формально, в качестве главного критерия отнесения того или иного участка к Природному комплексу Москвы был использован показатель преобладания на нем растительности, которая должна занимать не менее 70% площади участка, независимо от ее происхождения: естественной или искусственной, древесно-кустар-никовой или травянистой и др.

Таким образом, в городе за последние 30 лет создана целая сеть охраняемых территорий, оформлены и утверждены их границы, прописаны режимы градостроительного освоения. Механизм управления созданной системой включает солидную законодательно-нормативную базу; показал свою работоспособность за годы существования, признан наиболее успешным из всех, имеющихся в городах Российской Федерации. За прошедший период он, в целом, продемонстрировал свой потенциал в части соблюдения баланса интересов природы и общества.

Интересно, что среди мировых мегаполисов не так много тех, где получили свое развитие природоохранные объекты. Среди наиболее крупных и значимых городских и пригородных ООПТ мира можно назвать: Национальный парк Столовая гора в Кейптауне (ЮАР), Националь-

ный парк Каланк в Марселе (Франция), Национальная зона отдыха гор Санта-Моника в Лос-Анджелесе (США), Национальный парк Тижука в Рио-де-Жанейро (Бразилия), загородные парки Гонконга и др. (Таблица 1) [25].

ООПТ мировых мегаполисов существуют в условиях высокой урбанизации и сталкиваются с похожими проблемами, среди которых: постоянная угроза наступления большого города на охраняемую территорию; неконтролируемая рекреационная нагрузка; посетители, отличающиеся этническим, социальным и культурным разнообразием; световое и шумовое воздействие; загрязнение водной и воздушной среды; внедрение инва-зивных видов растений и животных и т. д. [25].

Однако, несмотря на специфические условия существования под постоянным прессом большого города, ООПТ продолжают достаточно стабильно функционировать благодаря успешному регулированию развития природных и природоподобных экосистем — в каждом из вышеупомянутых мегаполисов (в том числе, в Москве) работает своя сложившаяся система мониторинга, контроля и управления территориями с особым природоохранным статусом.

В связи с изложенным считаем неправомерным, что «старомосковская» система охраны природных и озелененных территорий, зарекомендовавшая себя в градостроительной практике и уже имеющая свои исторические традиции, не была распространена на присоединенные территории.

Так, например, в Старой Москве активно применяется присвоение статуса ООПТ значимым природным объектам — только за послед-

AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNNPROEKT RAASN 3 | 2022

11

ние два года в разряд особо охраняемых переведено более 20 участков общей площадью около 1 700 га [7]. В то же время на огромных площадях «новой» Москвы (ТиНАО), на территории большей, чем «старая» Москва, официально закреплено всего 7 ООПТ регионального значения и 5 — ООПТ местного значения [23]. Для сравнения, в старых границах Москвы на сегодня — 145 ООПТ и около трех тысяч объектов ПК.

Режим объектов природного комплекса (являющихся аналогом ООПТ местного значения, хотя и с более «мягкими» ограничениями градостроительной деятельности) на присоединенных территориях не используется вовсе, хотя так называемые «объекты ПК», как природно-ре-креационные участки среди городской застройки, за годы своего существования очень хорошо показали действенность, работоспособность своего охранного статуса. Давно вошли в обиход такие понятия, как «сквер — объект ПК», «парк — объект ПК», «долина реки — объект ПК» и т. д. Такое понятие, такой режим давно стали привычными, они широко распространены в столице; с ограничивающими градостроительными регламентами по отношению к объектам природного комплекса привыкли считаться и проектировщики, и застройщики, и жители, и городские власти. В то же время на присоединенных территориях сложившийся, рабочий статус «объектов ПК» не используется, преемственность в данном вопросе между «старой» и «новой» Москвой отсутствует, обоснование специального решения по введению статуса ООЗТ не было представлено на обсуждение научного и профессионального сообщества.

Иные природные и природоподобные территории. Хотелось бы обратить внимание, что в «новой» Москве природоохранный статус, пусть и формальный, получили только земли, относящиеся до присоединения к лесному фонду Московской области — ныне ООЗТ, а также очень немногочисленные ООПТ [23]. При этом значительные площади иных озелененных территорий, перешедшие из области в Москву, не были классифицированы вообще и какой-либо охранной категории так и не приобрели.

Заключение

Единый реестр ООЗТ, по крайней мере, в публичном пространстве, не ведется, что не позволяет оценить динамику границ и потери площадей лесных участков из числа бывших земель лесного фонда (общедоступные данные: на 2019 г. площадь ООЗТ составляла 67 202,139 га, при этом за период с 2018 г. по 2021 г. общая площадь озеленения г. Москвы в новых границах, куда включены и ООЗТ, снизилась на 7 746 га, для сравнения — это территория площадью более трех Битцевских лесопарков) [5; 12].

Мониторинг состояния и динамики развития ООЗТ на регулярной основе не проводится.

Отсутствует нормативная и методическая база, на основании которой возможно дифференцировать территории ООЗТ в целях их сохранения от застройки и от неконтролируемой антропогенной нагрузки.

По нашей экспертной оценке, в ООЗТ происходит: фрагментация лесных массивов, разрушение структуры естественных биогеоценозов, снижение биоразнообразия, изменение ареалов обитания живых организмов, деградация почв, и, в целом, ухудшается качество ландшафтной структуры, учитывая активное наступление застройки и значительное увеличение рекреационной нагрузки. При этом в условиях все возрастающей урбанизации резко снижается способность природных территорий к выполнению свойственных им экологических функций:

природоохранных, средозащитных, санитарно-гигиенических, рекреационных, климаторегулирующих и др.

Анализ результатов введения специального, ранее не используемого охранного статуса для озелененных территорий — «ООЗТ» (при расширении границ Московского мегаполиса) после десяти лет существования показал, что перевод лесов из федерального охранного статуса «земли лесного фонда» в региональный — «особо охраняемые зеленые территории» привел к неудовлетворительным результатам. Эта учрежденная Правительством Москвы охранная категория носит формальный характер, на практике не обеспечивает правовую возможность функционирования бывших земель лесного фонда Московской области в качестве устойчивой природной экосистемы; принятые подзаконные акты не дают гарантии полной законодательно-правовой определенности в отношении градостроительных ограничений для природных территорий, включенных в состав ООЗТ.

Кроме того, авторы считают, что назрела необходимость проведения работ по инвентаризации земель не только основного объекта исследования данной работы — ООЗТ, но и обследование с систематизацией всех пока еще избежавших вырубки озелененных территорий новой Москвы вне зависимости от их природной ценности и функционального назначения. Необходимо учесть уже имеющийся московский опыт присвоения того или иного охранного статуса (ООПТ, ПК и др.) природным и озелененным городским территориям в целях сбалансированного градостроительного развития территорий, повышения качества жизни населения и обеспечения устойчивого функционирования мегаполиса.

Список использованной литературы

[1] Баранова О. Ю., Воронина Н. Б. Экологические и правовые особенности градостроительного освоения территорий, имеющих охранный статус // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2017. — № 3. — С. 26-30.

[2] Баранова О. Ю., Иванова Е. Ю. Некоторые экологические и правовые аспекты развития особо охраняемых территорий «Новой Москвы» // География и геоэкология: проблемы науки, практики и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19 мая 2016 г.). — М.: ИИУ МГОУ, 2016. — С. 214-220.

[3] Баранова О. Ю. Градостроительная деятельность на территориях природного комплекса Москвы: развитие нормативно-правовой базы // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2019. — № 4 (43). — С. 15-20.

[4] Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». — URL: http://docs.cntd.ru/ document/3630351 (дата обращения: 09.04.2022).

[5] Итоги работы Государственного бюджетного учреждения «Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы» в 2019 году и задачи на 2020 год. — URL: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы» (ГБУ «ДО ТЗФ ТиНАО») (mos.ru) (дата обращения: 31.05.2022).

[6] Конституция Российской Федерации [принята все-нар. голос. 12 декабря 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голос. 1 июля 2020 г.]. — URL: https://

docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 24.04.2022).

[7] Новые заповедные территории Москвы // Сайт Сергея Собянина. — URL: https://www.sobyanin.ru/ novye-zapovednye-territorii-moskvy (дата обращения: 09.04.2022).

[8] О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации. Федер. закон [принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г. Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 г]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/499021719 (дата обращения: 31.05.2022).

[9] Об особо охраняемых природных территориях. Федер. закон № ЗЗ-ФЗ [принят Государственной Думой 14 марта 1995 г. (ред. от 13 июля 2015 г.)]. —URL: http://docs.cntd.ru/document/9010833 (дата обращения: 09.04.2022).

[10] Об охране окружающей среды. Федер. закон [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения: 10.04.2022).

[11] ООПТ Москвы / Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС) (mos.ru) (дата обращения: 22.04.2022).

[12] Официальная статистика по г. Москве // Офиц. сайт УФС ГС по Москве и Московской области. — URL: https://mosstat.gks.ru (дата обращения: 09.04.2022).

[13] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря

2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью». — URL: https://docs. cntd.ru/document/902321198 (дата обращения: 24.02.2022).

[14] Постановление Правительства Москвы от 22 августа

2012 г. № 423-ПП «Об особо охраняемых зеленых территориях в городе Москве». — URL: Об особо охраняемых зеленых территориях в городе Москве от 22 августа 2012 — docs.cntd.ru (дата обращения: 24.04.2022).

[15] Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. № 424-ПП «Об отнесении лесов, входивших до 1 июля 2012 г. в состав лесного фонда и включенных в границы города федерального значения Москвы, к зеленому фонду города Москвы и территорий, вошедших в зеленый фонд города Москвы, к особо охраняемой зеленой территории города Москвы». — URL: https://docs.cntd.ru/ document/537922501? marker=7DK0KB (дата обращения: 24.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Постановление Правительства Москвы от 22 октября 2014 г. № 616-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. № 423-ПП и от 22 августа 2012 г. № 424-ПП». — URL: https://docs. cntd.ru/document/537962924 (дата обращения: 24.04.2022).

[17] Постановление Правительства Москвы от 7 июля 2015 г. № 425-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства от 22 августа 2012 г. № 423-ПП». — URL: https://docs. cntd.ru/document/537976905 (дата обращения: 24.04.2022).

[18] Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2019 г. № 1457-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы». — URL: О внесении изменений в правовые акты города Москвы

от 11 ноября 2019 — docs.cntd.ru (дата обращения: 24.04.2022).

[19] Постановление Правительства Москвы № 1019-ПП от 16 ноября 2010 г. «О создании Градострои-тельно-земельной комиссии города Москвы». — URL: https://docs.cntd.ru/document/537902737? marker=8P20LT (дата обращения: 24.04.2022).

[20] Постановление Правительства Москвы от 23 марта 2021 г. № 351-ПП «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки особо охраняемых природных территорий в городе Москве». — URL: https://docs.cntd.ru/ document/603103513? marker=6560IO (дата обращения: 02.06.2022).

[21] Постановление Правительства Москвы от 19 декабря 1999 г. № 38 «О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий» (с изм. 20.0S.2019). — URL: http://docs. cntd.ru/document/901725053 (дата обращения: 09.04.2022).

[22] Постановление Правительства Москвы от 26 марта 2002 г. № 203-ПП «Об утверждении схемы объектов Природного комплекса Центрального административного округа с установлением режимов регулирования градостроительной деятельности». — URL: http://docs.cntd.ru/document/3634616 (дата обращения: 09.04.2022).

[23] Постановление Правительства Москвы от 10 ноября 2015 г. № 732-ПП «Об утверждении территориальной схемы развития территории Tроицкого административного округа города Москвы» // Офиц. сайт мэра Москвы. — URL: https://www.mos.ru/aut hority/documents/doc/329S2220/(дата обращения: 09.04.2022).

[24] Сайт Раенза. — URL: https://raenza.ru/blogs/ wizard/10107.

[25] Trzyna T. (2014). Urban Protected Areas: Profiles and best practice guidelines // Best Practice Protected Area Guidelines Series. No. 22. Gland, Switzerland: IUCN. xiv + 110 pp.

References

[1] Baranova O. Yu., Voronina N. B. Ekologicheskie i pravovye osobennosti gradostroitel'nogo osvo-eniya territorij, imeyushchih ohrannyj status // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. — 2017. — № 3. — S. 26-30.

[2] Baranova O. Yu., Ivanova E. Yu. Nekotorye ekologicheskie i pravovye aspekty razvitiya osobo ohranyaemyh territorij «Novoj Moskvy» // Geografiya i geoekologiya: problemy nauki, praktiki i obrazovaniya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 19 maya 2016 g.). — M.: IIU MGOU, 2016. — S. 214-220.

[3] Baranova O. Yu. Gradostroitel'naya deyatel'nost' na territoriyah prirodnogo kompleksa Moskvy: razvitie normativno-pravovoj bazy // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. — 2019. — № 4 (43). — S. 1520.

[4] Zakon g. Moskvy ot 26 sentyabrya 2001 g. № 48 «Ob osobo ohranyaemyh prirodnyh territoriyah v gorode Moskve». — URL: http://docs.cntd.ru/ document/3630351 (data obrashcheniya: 09.04.2022).

[5] Itogi raboty Gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Direkciya po obsluzhivaniyu territorij zelenogo fonda Troickogo i Novomoskovskogo administrativnyh okrugov goroda Moskvy» v 2019 godu

i zadachi na 2020 god. — URL: Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie goroda Moskvy «Direkciya po obsluzhivaniyu territorij zelenogo fonda Troickogo i Novomoskovskogo administrativnyh okrugov goroda Moskvy» (GBU «DO TZF TiNAO») (mos.ru) (data obrashcheniya: 31.05.2022).

[6] Konstituciya Rossijskoj Federacii [prinyata vsenar. golos. 12 dekabrya 1993 g. s izm., odobr. v hode obshcheros. golos. 1 iyulya 2020 g.]. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/9004937 (data obrashcheniya: 24.04.2022).

[7] Novye zapovednye territorii Moskvy // Sajt Sergeya Sobyanina. — URL: https://www.sobyanin.ru/ novye-zapovednye-territorii-moskvy (data obrashcheniya: 09.04.2022).

[8] O vvedenii v dejstvie Lesnogo kodeksa Rossijskoj Federacii. Feder. zakon [prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 8 noyabrya 2006 g. Odobren Sovetom Federacii 24 noyabrya 2006 g]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/499021719 (data obrashcheniya: 31.05.2022).

[9] Ob osobo ohranyaemyh prirodnyh territoriyah. Feder. zakon № 33-FZ [prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 14 marta 1995 g. (red. ot 13 iyulya 2015 g.)]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/9010833 (data obrashcheniya: 09.04.2022).

[10] Ob ohrane okruzhayushchej sredy. Feder. zakon [prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 20 dekabrya 2001 g]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901808297 (data obrashcheniya: 10.04.2022).

[11] OOPT Moskvy / Departament prirodopol'zovaniya i ohrany okruzhayushchej sredy goroda Moskvy (DPiOOS) (mos.ru) (data obrashcheniya: 22.04.2022).

[12] Oficial'naya statistika po g. Moskve // Ofic. sajt UFS GS po Moskve i Moskovskoj oblasti. — URL: https:// mosstat.gks.ru (data obrashcheniya: 09.04.2022).

[13] Postanovlenie Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2011 g. № 560-SF «Ob utverzhdenii izmeneniya granicy mezhdu sub»ektami Rossijskoj Federacii gorodom federal'nogo znacheniya Moskvoj i Moskovskoj oblast'yu». — URL: https://docs.cntd.ru/document/902321198 (data obrashcheniya: 24.02.2022).

[14] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 22 avgusta 2012 g. № 423-PP «Ob osobo ohranyaemyh zelenyh territoriyah v gorode Moskve». — URL: Ob osobo ohranyaemyh zelenyh territoriyah v gorode Moskve ot 22 avgusta 2012 — docs.cntd.ru (data obrashcheniya: 24.04.2022).

[15] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 22 avgusta 2012 g. № 424-PP «Ob otnesenii lesov, vhodivshih do 1 iyulya 2012 g. v sostav lesnogo fonda i vklyuchennyh v granicy goroda federal'nogo znacheniya Moskvy, k zelenomu fondu goroda Moskvy i territorij, voshedshih v zelenyj fond goroda Moskvy, k osobo ohranyaemoj zelenoj territorii goroda Moskvy». — URL: https://docs.cntd. ru/ document/537922501? marker=7DK0KB (data obrashcheniya: 24.04.2022).

[16] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 22 oktyabrya 2014 g. № 616-PP «O vnesenii izmenenij v postanovleniya Pravitel'stva Moskvy ot 22 avgusta 2012 g. № 423-PP i ot 22 avgusta 2012 g. № 424-PP». — URL: https://docs.cntd.ru/document/537962924 (data obrashcheniya: 24.04.2022).

[17] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 7 iyulya 2015 g. № 425-PP «O vnesenii izmenenij v Postanovlenie Pravitel'stva ot 22 avgusta 2012 g. № 423-PP». — URL: https://docs.cntd.ru/document/537976905 (data obrashcheniya: 24.04.2022).

[18] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 11 noyabrya 2019 g. № 1457-PP «O vnesenii izmenenij v pravovye akty goroda Moskvy». — URL: O vnesenii izmenenij v pravovye akty goroda Moskvy ot 11 noyabrya 2019 — docs.cntd.ru (data obrashcheniya: 24.04.2022).

[19] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy № 1019-PP ot 16 noyabrya 2010 g. «O sozdanii Gradostroitel'no-zemel'noj komissii goroda Moskvy». — URL: https:// docs.cntd.ru/document/537902737? marker=8P20LT (data obrashcheniya: 24.04.2022).

[20] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 23 marta 2021 g. № 351-PP «Ob utverzhdenii Polozheniya o sostave, poryadke podgotovki, soglasovaniya i predstavleniya na utverzhdenie proektov planirovki osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij v gorode Moskve». — URL: https://docs.cntd.ru/document/603103513? marker=6560IO (data obrashcheniya: 02.06.2022).

[21] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 19 dekabrya 1999 g. № 38 «O proektnyh predlozheniyah po ustanovleniyu granic Prirodnogo kompleksa s ih opisaniem i zakrepleniem aktami krasnyh linij» (s izm. 20.08.2019). — URL: http://docs.cntd. ru/document/901725053 (data obrashcheniya: 09.04.2022).

[22] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 26 marta 2002 g. № 203-PP «Ob utverzhdenii skhemy ob'ektov Prirodnogo kompleksa Central'nogo administrativnogo okruga s ustanovleniem rezhimov regulirovaniya gradostroitel'noj deyatel'nosti». — URL: http://docs. cntd.ru/document/3634616 (data obrashcheniya: 09.04.2022).

[23] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 10 noyabrya 2015 g. № 732-PP «Ob utverzhdenii territorial'noj skhemy razvitiya territorii Troickogo administrativnogo okruga goroda Moskvy» // Ofic. sajt mera Moskvy. — URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc /32982220/(data obrashcheniya: 09.04.2022).

[24] Sajt Raenza. — URL: https://raenza.ru/blogs/ wizard/10107.

[25] Trzyna T. (2014). Urban Protected Areas: Profiles and best practice guidelines // Best Practice Protected Area Guidelines Series. No. 22. Gland, Switzerland: IUCN. xiv + 110 pp.

Статья поступила в редакцию 06.06.2022. Опубликована 30.09.2022.

Baranova Olga Yu.

Candidate of Biological Sciences Leading Researcher, FSBI «TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia», Moscow, Russian Federation e-mail: ms.olgabaranova@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-6959-1721

Voronina Natalia B.

Senior Researcher, FSBI «TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia», Moscow, Russian Federation e-mail: voronina-55@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.