Научная статья на тему 'Градоэкологическое обоснование размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий с использованием ГИС-технологий'

Градоэкологическое обоснование размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий с использованием ГИС-технологий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
252
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМЫ / РАЗМЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / URBAN PLANNING AND INFORMATION SYSTEMS / EDUCATIONAL FACILITIES PLANNING / THE RECONSTRUCTION OF URBAN AREAS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шеина Светлана Георгиевна, Бабенко Лия Леонидовна, Белая Екатерина Васильевна

Одной из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования является эффективная работа, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов, качественное развитие, реконструкция и модернизация сети образовательных объектов на основе пропорционального и сбалансированного развития всех городских районов, обеспечение полного удовлетворения потребностей населения в объектах образования, а также равной доступности на территории МО. Научная новизна настоящих исследований заключается в разработке информационно-аналитического обеспечения системы поддержки принятия решений при размещении образовательных учреждений на основании геоинформационной базы данных и имитационной модели перспективного планирования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий. Она позволяет осуществлять сбор, анализ, хранение и последующее представление территориально-пространственной информации на базе ГИС-технологий, САПР и СУБД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шеина Светлана Георгиевна, Бабенко Лия Леонидовна, Белая Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of ecological and urban-plnning support of listed building's conservation on basis of environmental monitoring

One of the priorities of socio-economic development of the municipality is the effective work aimed at improving the efficiency of territorial resources’ using, quality development, reconstruction and modernization of the network of educational facilities on the basis of proportional and balanced development of all urban areas, ensuring that the needs of the population in the objects of education and equal access within city. Scientific novelty of the research is the development of information and analytical support for decision support system for deployment of educational facilities on the basis of a geo-information database and simulation model of long-term scheduling of educational institutions in the reconstruction of urban areas. It allows for the collection, analysis, storage and subsequent presentation of spatial information based on GIS technologies, CAD and database systems.

Текст научной работы на тему «Градоэкологическое обоснование размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий с использованием ГИС-технологий»

Градоэкологическое обоснование размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий с использованием ГИС-технологий

д.т.н., проф. С.Г.Шеина, к.т.н. Л.Л.Бабенко, Е.В. Белая

Одной из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования является эффективная работа, направленная на повышение качества жизни человека [1]. Одно из первостепенных мест в этой связи принадлежит созданию в городе системы образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывное образование, необходимое для социально-значимого труда, высокое качество жизни и экологическую безопасность.

В настоящее время остро обозначилась объективная необходимость разработки информационно-аналитической системы перспективного планирования размещения образовательных учреждений для решений общегосударственной задачи по переходу к устойчивому развитию городских поселений. На основе разработанной методологии градоэкологического обоснования размещения образовательных учреждений была создана «Информационно-аналитическое обеспечение системы градоэкологического обоснования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий» [2]. Она позволяет осуществлять сбор, анализ, хранение и последующее представление территориально-пространственной информации на базе ГИС-технологий, САПР и СУБД в виде представленных ниже модулей (рис.1).

Модуль 1 Система показате лей существу ющей сети ОУ

Модуль 2

Система

показателей

численное

ти

населения

на

существую щий и расчетный периоды

Модуль 3 Модуль 4

Система Система

показателей показателей

потребности генерального

населения в ОУ плана,

в условиях правил

существующей землеполь

застройки и зования и

планирования застройки и

освоения санитарно-

новых районов защитных зон

Модуль 5

Система оценки экологичес кого риска

Модуль 6

Вариант участка, приоритет ного для расположе и ия ОУ

Рис. 1. - Модель систематизации данных при градоэкологическом обосновании размещения образовательных учреждений

Представленная модель реализована на примере г.Ростова-на-Дону. Картографическая база выполнена в геоинформационной системе ArcGIS и представлена сериями электронных карт, содержащих информацию об основных показателях оценки территории, существующей сети образовательных учреждений (рис.2), природных условий территории, функциональном использовании территории. В отдельных слоях дана информация, характеризующая экологические условия на территории города. Эти карты построены в М 1:10000 и 1:25000.

Рис. 2. - Распределение рейтинга приоритетности территории для размещения образовательных учреждений по г. Ростову-на-Дону

Модуль 1 «Система показателей существующей сети образовательных учреждений» содержит данные, включающие местоположение образовательного учреждения, проектную и фактическую мощность объекта, виды и типы в соответствии с существующей номенклатурой, этажность и площадь здания, группу капитальности, площадь земельного участка. Эти данные вместе с данными модуля 2 «Показателей численности населения на существующий и расчетный периоды» являются исходными данными для модуля 3 «Показателей потребности населения в образовательных учреждениях». В нашем случае показателями численности населения служат электронные карты плотности населения. Последний модуль включает расчет потребности населения исходя из условий перегруженности или наоборот недобора учащихся в учреждениях образования в условиях существующей застройки, а также проектной численности населения при освоении нового района.

Модуль 4 «Показателей генерального плана, правил землепользования и застройки и санитарно-защитных зон» включает в себя слои электронной карты существующего положения территории города, проектные предложения до 2025 года, районы нового жилищного строительства, ветхого и аварийного фонда, правил землепользования и застройки городской территории, а также слой с санитарно-защитными зонами.

Модуль 5 системы оценки экологического риска включает разработку программного модуля по управлению экологическим риском для обеспечения процесса реконструкции городской застройки, который позволяет при выборе места реконструкции или нового строительства определить комплекс локальных и зонально-территориальных мероприятий по снижению риска для здания и территории. Экологический риск представляет собой степень вероятности неблагоприятных для экологических ресурсов

потерь любых естественных связей - последствий любых антропогенных изменений, нарушающих обмен веществ и энергии. Электронная карта экологического риска включает такие параметры загрязнения окружающей среды, как загрязнение почвы, пылевая нагрузка на территории города, загрязнение воздушного бассейна, степень шумового загрязнения, уровень залегания грунтовых вод и их загрязнение. На ИАС «Управление экологическим риском» получено свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ [3].

При разработке общей многофункциональной геоинформационной системы «Образовательные учреждения» одним из основных является модуль 6 определения участка приоритетного для строительства образовательных учреждений на территории муниципального образования. Он основан на применении разработанной методики в среде ArcView 9.1 ESRI. При определении коэффициентов желательности учитывалась приоритетность размещения образовательных учреждений на территориях с высоким уровнем развития инфраструктуры, инженерного оборудования, близость данной территории к магистральным и городским проездам, близость к рекреационным зонам и благоприятная экологическая обстановка.

Разработанная методика позволяет путем наложения электронных карт всех видов функционального использования территории построить имитационную модель градостроительной системы - генерального плана МО. Методика реализована в программном продукте «Имитационная модель генерального плана» [4].

В качестве примера выбора участка размещения средней образовательной школы, определения мощности планируемого объекта приведен участок реконструкции в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону. В соответствии с методикой перспективного планирования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий на первом этапе определяются показатели существующей сети образовательных учреждений. В качестве исходных материалов определена проектная мощность школ. На следующем этапе - фактическая мощность средних образовательных школ Первомайского района г.Ростова-на-Дону. Определяется разница между фактической и проектной мощностью, что характеризует перегруженность образовательных учреждений или наоборот, неполную загрузку школ. Для определения потребности населения в образовательных учреждениях построена карта плотности. В соответствии с методикой устанавливается соответствие регламентам правил землепользования и застройки и санитарно-защитным зонам на основе использования геоинформационной системы. На следующем этапе производится оценка приоритетности территорий для строительства образовательных учреждений.

Рассчитаны рейтинги приоритетности участков реконструкции для размещения образовательных учреждений, заданы коэффициенты желательности. В результате был определен участок наиболее приоритетный для строительства общеобразовательной школы на 850 мест.

Таким образом, разработанная методологическая основа и построенная имитационная модель перспективного планирования размещением образовательных учреждений при реконструкции городских территорий позволяет в результате применения на примере различных видов функциональных использований создать имитационную модель генерального плана территории муниципального образования (МО).

Литература

1. Стратегический план социально-экономического развития г.Ростова-на-Дону на период до 2025 года, М., 2009.

2. С.Г.Шеина, ЛЛ. Бабенко Информационно-аналитическое обеспечение системы перспективного планирования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий / Интернет-вестник ВолгГАСУ (электронный журнал), 2010. - № 2 (12). - С.11 - 14.

3. Бабенко Л.Л. Управление экологическим риском: свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ Рос. Федерация №2007614815 от 22.11.2007 / С.Г. Шеина, Р.Б. Матвейко, Л.В. Гиря, Л.Л. Бабенко. заявл. №2007613885 от 01.10.2007.

4. Бабенко Л.Л. Имитационная модель генерального плана: свидетельство об

официальной регистрации программы для ЭВМ Рос. Федерация №2008611529 от 25.03.2008 / С.Г. Шеина, Л.Л. Бабенко, Р.Б. Матвейко. заявл. №2008610515 от 14.02.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.