Научная статья на тему 'Градо-экологические проблемы гуманизации архитектурной среды крупнейших городов'

Градо-экологические проблемы гуманизации архитектурной среды крупнейших городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
299
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мироненко В. П., Радоминов C. В.

В статье рассматриваются аспекты гуманизации архитектурной среды с позиции экологии, эргономики и архитектуры. Эти дисциплины направлены на обеспечение безопасных и комфортных условий среды жизнедеятельности человека (людей) в условиях современного мегаполиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градо-экологические проблемы гуманизации архитектурной среды крупнейших городов»

В.П. Мироненко, д-р арх. наук, проф., C.B. Радоминов, асп.

ГРАДО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ

В статье рассматриваются аспекты гуманизации архитектурной среды с позиции экологии, эргономики и архитектуры. Эти дисциплины направлены на обеспечение безопасных и комфортных условий среды жизнедеятельности человека (людей) в условиях современного мегаполиса.

Постановка проблемы. В последние годы накопились и значительно усилились дискомфортные проявления в архитектурной среде мегаполиса - среде обитания человека. Это проявления техногенного, архитектурно-строительного и планировочного и эстетического характера. В настоящее время накоплен значительный потенциал в области методологии и практики экологического и эргономического обеспечения, создания, экспертизы и эксплуатации эргономической системы «человек - архитектурный объект-среда», реализация которого способствует повышению эффективности функционирования разрабатываемых и модернизируемых технических комплексов [1, 2 и др.]. Однако развитие этих дисциплин и использование их достижений в настоящее время весьма ограниченного в связи с тем, что данный симбиоз медицинских, биологических, психологических и технических наук, р азр аб атыв ающий конкретные з адачи улучшения качественных и надежных характеристик систем «человек-среда», изучает и оптимизирует лишь частный, локальный случай «среды» - этого одного из важнейших факторов существования человека: обычно микроклимат и физические условия непосредственно на рабочем месте оператора или ограниченного объема его пребывания (кабины, салона, отсека, помещения и т.д.). Очень мало работ, посвященных экологическим проблемам архитектурной среды в целом. Недостаточно интенсивно ведутся исследования, направленные на изучение влияния экологических причин от техногенной деятельности сообщества в мегаполисах на динамику работоспособности, эффективности и комфортности деятельности человека в крупнейших городах, и на влияние техногенных аварий инженерных и транспортных коммуникаций городов на безопасность жизнедеятельности. Не получили своего развития работы по систематизации данных о дис-

комфортности архитектурно -стр оительных и планировочных решений различных объектов по отношению к лицам с ограниченными по здоровью возможностями и психофизиологического воздействия архитектурной среды на человека.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам формирования гуманной архитектурной среды с использованием экологических и эргономических исследований занимались Д. Аронин, К. Биркой, Н.Бевз, В.Вадимов, Ю. Губернский, С. Зоколей, Б. Колясников, Л. Кондрова, Г. Лаврик, Б. Лицкевич, В. Мироненко, Т. Низамова, В. Николаенко, Ю. Шкодовский и др.

Основной целью исследования является разработка принципов гуманизации архитектурной среды города и формирование комфортной среды обитания людей в крупнейших гор одах.

Основные результаты работы. Понятие «архитектурная среда» многопланово и разнообразно. Рядом авторов оно определяется как материальная организованная среда, необходимая людям для их жизни и деятельности. Это средства производства городов (производственные сооружения), материальные средства существования людей в городах (жилые дома, общественные здания, сооружения и их комплексы), системы инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений. Историческое развитие городов определило функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. В архитектуре существующих зданий и сооружений взаимосвязаны технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурных сооружений определило их планы и объемно-пространственную структуру, строительная техника исполнения - эконо-

мическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектурной среды тесно связано с социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружений города.

Для организации открытых пространств города и эстетического дополнения архитектурных сооружений или садово-парковых композиций используются архитектура малых форм, имеющая функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) значение, а также служит элементами городского благоустройства (фонари, киоски) и носителями информации (реклама и др.). Все перечисленное и формирует архитектурную среду города, в которой живет сообщество людей. Их функциональная жизнедеятельность (производственная, бытовая, досуговая и др.) протекает в неразрывной связи с архитектурной средой.

Художественные, эстетические, психологические свойства архитектурной среды города, на каждом историческом отрезке формировалась и формируется с помощью классических выразительных средств архитектуры - композиции, тектоники, масштаба, пропорции, ритма, пластики объемов, фактура и цвета материала, синтез искусств и др., что дает надежду на положительное влияние архитектурной среды на сообщество людей живущих в ней. В то же время, достижения современной цивилизации принесли человеку с одной стороны новые материалы и высокие технологии, с другой - ускорение темпа жизни, разрастание городов, увеличение транспортных, информационно-коммуникативных, электротехнических и др. систем связи.

Во второй половине 19-20 веков социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства. Ускоряющийся технический прогресс стремительно изменяет архитектурную среду мало заботясь о гуманном ее изначальном предназначении. Поэтому сегодня остро стоит проблема гуманизации существующей и проектируемой архитектурной среды, взаимоувязывания, «встраивания» новых архитектурных объектов и систем жизнеобеспечения людей в уже существующую «движущуюся» архитектурную среду.

Разработка нормативно-правовой базы градостроительной деятельности и использование классических средств в проектировании архитектурной среды в разные исторические периоды и гуманных продуманных подходов в организации эксплуатации ее человеком все же не привело к созданию в целом комфортной среды. И сегодня, с глубоким сожалением, можно сказать, что реальная архитектурная среда, в которой обитает человек не только не комфортна и не гуманна в отдельных своих проявлениях, но очень часто просто опасна для проживания человека, способна саморазрушаться до появления гуманитарных катастроф. Можно говорить о ситуации, когда происходит массированное негативное изменение среды обитания человека в мегаполисе. В зависимости от источника воз-

никновения, антигуманные проявления архитектурной среды можно разделить на такие виды:

1. Техногенные:

а) ухудшение экологической ситуации за счет увеличения вредных выбросов в среду обитания промышленными предприятиями.

Экологические причины дегуманизации архитектурной среды городов связаны с интенсивным развитием промышленного производства, объем которого за последнее столетие вырос более чем в 50 раз. Соответственно возросло и техногенное воздействие на окружающую среду. Во всех крупных промышленных городах загрязнение атмосферы создается антропогенно. Основные источники антропогенного загрязнения атмосферного воздуха - промышленные: дымовые трубы предприятий энергетики, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, а также транспорт; загрязнители гидросферы - предприятия целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, химической, пищевой и легкой промышленности; промышленные твердые и жидкие отходы, образующиеся на предприятиях. На долю промышленных предприятий приходится более 80 % загрязняющих атмосферный воздух веществ и три четверти сточных вод, имеющих гораздо большую экологическая опасность сбросов чем бытовые сбросы. Практически все токсичные отходы (более 90 %) имеют промышленное происхождение. На экологическое состояние города оказывают воздействие более 50 видов опасных природных и техно--природных процессов, вызываемых антропогенной деятельностью: подтопление территорий, суффозии, карст, эрозия, просадки и др. С ними связано изменение качества среды обитания человека, разрушение зданий и объектов инфраструктуры [12,13].

В воздушный бассейн города с выбросами промышленных предприятий за год поступают сотни, а иногда и тысячи тонн различных вредных веществ являющихся экологическими стрессорами. В зависимости от количественного и качественного состава промышленных выбросов, их периодичности, высоты, на которой они осуществляются, а также от климатических условий, определяющих перенос, рассеивание выбросов и вымывание вредных веществ атмосферными осадками, от интенсивности фотохимических реакций в атмосфере и многих других факторов формируется уровень загрязнения атмосферы. В последние годы, в период смены формы собственности и продолжающегося передела собственности, снижения общей управляемости системой промышленного производства происходит неконтролируемое повышение количества выбросов вредных веществ в среду обитания, что существенно ухудшило качество основных природных ресурсов воды, воздуха, почвы и т.д. Высокая концентрация загрязняющих веществ в атмосфере наносит огромный ущерб сельскому и лесному хозяйству, промышленности, жилым зданиям и техническим сооружениям, историческим памятникам и другим произведениям искусства, воздействуя на организм человека, приводят к нарушению психических процессов: восприятия, памяти и

мышления, а также к изменению качества и напряженности трудовой деятельности. Прямое и косвенное воздействие загрязненной атмосферы приводит к снижению производительности труда, повышенной заболеваемости и смертности среди населения. Загрязнение воздуха увеличивает число заболеваний органов дыхания, глаз и тяжелых аллергических заболеваний. Проблема загрязнение окружающей среды вследствие применения существующих производственных технологий, близка к эргономической трактовке данного явления, подразумевающей под этим воздействие результатов функционирования технологических процессов.

Медиками установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) более 400 различных вредных веществ, превышение которых при определенных уровнях отрицательно влияет на здоровье человека. Некоторые вещества обладают способностью накапливаться в организме. В малых количествах они длительное время незаметны, а затем резко проявляется их вредное воздействие. Животный и растительный мир реагирует на загрязнение гораздо раньше, чем человек и реагирует на концентрации в десятки раз меньших, чем ПДК. Воздействие загрязненной атмосферы на растительный мир не ограничивается непосредственным влиянием загрязняющего вещества. Так, следствием выпадения «кислотных дождей» является окисление почв, грунтовых вод, озер и рек, оказывающее отрицательное влияние на леса, обитателей водоемов.

Научно-технический прогресс создал огромные возможности для промышленного развития. Но вместе с его развитием усилилось его отрицательное влияние на архитектурную среду и атмосферу в частности. Развитие химии, нефтехимии, нефтепереработки создало серьезную проблему опасности загрязнения атмосферы из-за аварий с выбросами ядовитого газа в атмосферу и массовой гибелью людей и масштабных пожаров с образованием большого количества токсичных соединений. Строительство новых промышленных объектов в переходный период приватизации основных средств производства осуществляется без достаточного внимания к вопросам охраны атмосферы. Планирование воз-духоохранных мероприятий и оценка их эффективности производится по предполагаемым валовым выбросам, что дает возможность выработать рекомендации по охране атмосферы: установить или реконструировать очистные сооружения по снижению выбросов пыли либо перевести отопительные котельные и ТЭЦ на газовое топливо и тем самым значительно снизить валовые выбросы. Но практически не решается вопрос о необходимости сокращения выбросов различных специфических веществ, поскольку решение этой задачи требует специальных серьезных разработок, реконструкции существующих производств, внедрения малоотходных и безотходных технологий. В результате этого, вблизи каждого крупного предприятия обнаруживается содержание вредных веществ выше установленных нормативов.

Существующие пылегазоочистные сооружения во многих городах производят очистку производственной

отходящей воздушной смеси лишь от промышленной пыли и не устраняют выбросы газообразных веществ. Из-за недостаточного внедрения малоотходных и безотходных процессов значительны низкие неорганизованные выбросы. На многих предприятиях очистные сооружения имеются, но не соответствуют современным требования по охране окружающей среды - очищают отходящие газы только от вредных твердых частиц и всего на 10-29 % и часто выходят из строя. Кризисная в целом ситуация значительного загрязнения среды обитания человека, сложившаяся десяток и более лет назад, продолжает ухудшаться.

С целью снижения вредных выбросов необходимо организовать работы по установлению для каждого предприятия, каждого источника загрязнения предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также провести инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферу в городах - сведения о высотах труб, температуре выходящих газов, количестве поступающих в атмосферу вредных веществ, концентраций примесей и др. К решению проблемы загрязнения необходимо привлечь широкий круг специалистов, которые должны пр овести поиск и разработку новых технических средств и систем для контроля промышленных выбросов в атмосферу, а также средств контроля уровня загрязнения.

Опыт изучения условий загрязнения воздуха в городах показывает, что оценку состояния загрязнения атмосферы и анализ причин невозможно выполнить, не используя сведения о выбросах вредных веществ в атмосферу отдельными предприятиями и в целом по городу, о характере рассеивания примесей в атмосфере рассматриваемого физико-географического района. Такая информация позволит выявить основных виновников возникновения высоких уровней загрязнения, так же контролировать эффективность атмосфероохран-ных мероприятий. Чтобы достоверно судить об уровне загрязнения воздуха, необходимо проведение мониторинга в разные сезоны года, выполнять статистическую обработку результатов наблюдений, отслеживать максимальные значения концентраций примесей и превышения ПДК, комплексный показатель - индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) а также качественные и количественные сведения о выбросах вредных веществ, создаваемых всеми антропогенными источниками загрязнения. Необходимо создать базу данных концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе городов Украины и внедрить систему автоматизированного дистанционного контроля выбросов в атмосферу и обработки информации о загрязнении атмосферы. На заводских трубах должны быть установлены интеллектуальные датчики, в режиме реального времени передающие информацию в центр экологической безопасности о количестве вредных выбросов, фиксировать и отображать ее на специальных табло, установленных на центральных перекрестках города. Ведущие характеристики среды обитания могут быть использованы в качестве показателей, как в экологии, так и в эргономике, количественно оцениваясь или подвергаясь нормированию [1, 2, 3, 4, 5 и др.].

Опыт работы в области охраны атмосферы от загрязнения показывает, что хотя проекты промышленного строительства, как правило, экологически обосновываются, предприятия работают со значительными выбросами в атмосферу вредных веществ. В течение десятков лет существует постановление об ограничении строительства предприятий во многих городах, однако всеми возможными способами строительство продолжается. Экологическая экспертиза не должна разрешать создание новых промышленных объектов до тех пор, пока не будут уменьшены суммарные существующие выбросы а также учитывать возможности накопления вредных веществ в атмосфере.

Очень важной задачей и не менее сложной по реализации является реконструкция очистных сооружений и техническая модернизация существующих приватизированных производств с целью внедрения малоотходных производств и сокращения выбросов вредных веществ в среду обитания человека. Должны быть интенсифицированы исследования, направленные на изучение влияния экологических причин на динамику работоспособности, эффективности и комфортности деятельности человека в крупнейших городах, на разработку методологических основ эколого-эргономической реабилитации архитектурной среды города и формирование комфортной среды обитания в крупнейших городах. Не менее важными задачами является обоснование, разработка и реализация комплексов социально -экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности, продление профессионального долголетия горожан. Сейчас уже накоплен значительный потенциал в области методологии и практики эргономического обеспечения, создания, экспертизы и эксплуатации эргономической системы «человек-архитектурный объект-среда», реализация которого способствует повышению эффективности функционирования разрабатываемых и модернизируемых технических комплексов [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10]. Экологические исследования показывают, что восстановительные свойства окружающей среды достигли в городах своего предела. Дальнейшее развитие городов по пути индустриализации без существенных изменений технологий, экономики в целом и экологического подхода ко всем видам деятельности становится невозможным.

б) ухудшение экологической ситуации за счет увеличения автомобильных выбросов и шума. Особое внимание следует обратить на стремительно растущий вклад в общую картину загрязнения среды обитания автотранспортных выбросов (объективный стрессор -выхлопные газы) в общую сумму антропогенных выбросов в городе. Основную часть автотранспортных выбросов составляет окись углерода. Из-за сравнительно небольшой токсичности опасные уровни загрязнения еще десять лет назад были возможны лишь в крупнейших городах на автомагистралях с интенсивным движением автомобилей. Стремительный рост количества автомобилей у населения, приобретение ими автомашин зарубежного производства устаревших марок

еще больше увеличило загрязнение воздуха в крупных городах. Клиническая картина отравления выхлопными газами определяется их концентрацией во вдыхаемом воздухе и временем воздействия. Чаще встречается отравление, которое развивается при длительном воздействии малых концентраций, не вызывающих острого отравления.

За последние годы, в связи со строительством скоростных автострад, ростом количества автомобилей и их мощности значительно усилилось вредное влияние такого объективного стрессора как шум. Непосредственно являющиеся стрессорами выхлопные газы и шум вызывают быструю утомляемость, периодическую головную боль, раздражительность, головокружение, тошноту, неприятные ощущения в области сердца и т. д.

в) аварии систем инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений. Сильнейшими психологическими стрессорами в архитектурной среде мегаполиса являются аварии инженерных коммуникаций: линий электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, отопления, канализации, гидротехнических сооружений. Аварии в этих сетях способны вызвать в городе гибель людей, эпидемию, экологический кризис и даже гуманитарную катастрофу, когда критическое состояние окружающей среды, вызванное разрушением технических систем жизнеобеспечения, загрязнением природных ресурсов, угрожает самому существованию человека:

- аварии систем электроснабжения способны не только лишить человека комфорта, но и вызвать гибель детей в роддомах, больных в реанимационных отделениях больниц и др.;

- аварии систем водоснабжения способны лишить человека не только элементарных удобств, но и вывести со строя санузлы и превратить город в рассадник инфекционных заболеваний;

- аварии систем отопления в зимнее время способны привести к гуманитарной катастрофе, как это случилось в г. Алчевске;

- аварии систем канализации и очистки сточных вод способны вызвать в архитектурной городской среде эпидемию и экологический кризис;

- аварии гидротехнических сооружений способны вызвать наводнение, вывод со строя всех инженерных коммуникаций и привести к гум анитарной катастр офе.

Опасность разрушительного воздействия аварий на среду обитания человека увеличилась за счет значительного износа инженерных сетей и заводского оборудования, устаревших технологий, снижения контроля и государственной управляемости системами в связи со сменой формы собственности.

г) влияние электромагнитных полей, рождаемых оборудованием мобильной связи. За последние десять стремительно развивается мобильная телефонная связь. Растет количество операторов предоставляющих услуги связи, а вместе с ними растет количество базовых станций, коммутационных станций, контроллеров, ретрансляторов и мобильных телефонов. Проекты на такие объекты мобильной связи, как правило, содержат

расчет санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки от электромагнитного излучений антенных устройств и создают видимость заботы о здоровье жителей и соблюдения нормативов. Но такие расчеты базируются на устаревших, ведомственных нормативах, не учитывают повышения частот и преследуют цель, прежде всего минимизировать затраты оператора на з ащитные мер оприятия от электр ом агнитных излучений. К тому же, такие расчеты выполняются и согласовываются на конкретный проектируемый объект и не учитывают уже существующего излучения объектов других операторов связи.

Известно, что высокочастотное излучение мобильной связи, у некоторых людей вызывает, так называемые, метеопатические реакции, проявляющиеся в изменении самочувствия, головной боли, повышении артериального давления, раздражительности, ухудшения сна, снижении работоспособности и т.д. Электромагнитные излучения оказывают вредное воздействие на клетки людей и животных, разрушают кристаллики глаза, вызывают болезни уха.

Профилактика таких воздействий, оценка их биологической значимости и защита от них - важная задача архитектурной эргономики и требуют проведения комплексных исследований реального влияния высокочастотных излучений антенных устройств мобильной связи на человека в архитектурной среде города.

2. Архитектурно-строительные и планировочные. Для большинства городов типично неорганизованное размещение промышленных предприятий, складывающееся столетиями. Бесплановая застройка привела к ряду противоречий в планировочной структуре города. Среди них: чересполосица промышленных, транспортных и селитебных территорий; ухудшение санитарно-гигиенических условий в жилых районах; излишняя концентрация промышленных предприятий, образование гипертрофированных по размерам промышленных районов, суммирование производственных вредностей; размещение промышленных предприятий на побережьях морей и рек, что изолирует город от водоемов; сброс производственных отходов в водоемы; чрезмерное удаление предприятий от мест расселения работающих, что влечет за собой большую потерю времени на трудовые поездки и транспортную усталость, а также нерациональную работу транспорта в часы «пик»; опасность передвижения пешеходов в жилых районах, разрезаемых подъездными железнодорожными путями; как правило, низкое архитектурное качество промышленной застройки, что угнетающе действует на психику людей.

В то же время сложившаяся архитектурная среда обитания города ориентирована на людей практически здоровых и не учитывает ограничений, возникающих у лиц с физическими и сенсорными отклонениями. Это результат как традиционного для нашей культуры отношения к слабым, так и применения норм проектирования, десятилетиями действовавших в СССР и унаследованных Украиной. Негуманность архитектурной среды по отношению к лицам с ограниченными по здо-

ровью возможностями у нас стала осознаваться под воздействием политики ООН, сближения с Евросоюзом, постепенной демократизации общества и под влиянием опыта многих зарубежных стран, где работа по гуманизации среды обитания, по приспособлению ее к особенностям людей с нарушениями здоровья, вызванными увечьями, болезнями, травмами, пороками развития, врожденными пороками, возрастом, беременностью и т.п., ведется давно и результаты ее воплощены не только в законах и нормах, но и в архитектурно-строительных и планир овочных решениях. Что бы эти люди не ощущали на каждом шагу своей ущербности, могли жить максимально полноценной жизнью в современных городах, архитектурную среду необходимо приспособить к их ограниченным возможностям. Исследования проведенные в [11 и др.] выявили такие требования инвалидов к архитектурной среде:

Требования одиноких инвалидов и семей с инвалидами к жилью. Почти все инвалиды предпочитают дома общего типа, хотят жить по соседству с обычными, практически здоровыми людьми. Чтобы выполнить это, необходимо всю жилую среду повсеместно проектировать с учетом возможностей инвалидов.

Требования инвалидов к путям передвижения. Основные требования исходят от лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым необходима безбарьерная среда, обеспечивающая им возможность самостоятельного передвижения внутри зданий и на открытом воздухе. Для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточные размеры путей передвижения и проемов на их пути, наличие мест для разворота коляски, отсутствие порогов и других резких перепадов высот, устройство пандусов, подъемников и лифтов там, где такие перепады неизбежны. Для лиц с другими пор ажениями опорно -двигательного аппарата важен уклон лестниц, наличие ограждений определенной высоты с удобными для охвата кистью перилами. Для всех важно размещение приемных клапанов мусоропроводов и входов в лифт на уровне этажных (а не межэтажных) площадок, а также нескользкость покрытия путей передвижения, в том числе при охлаждении и увлажнении. Для слабовидящих необходимо контрастное выделение краев ступеней, для слепых - ограничительные б ортики на дор ожках и лестницах. Все эти требования касаются жилых домов и придомовых территорий, общественных зданий и их участков, общедоступных открытых пространств и т.д., причем самое главное - обеспечить непрерывность путей передвижения, доступных инвалидам.

Требования семей с инвалидами к планировке квартир. Наиболее короткие и удобные внутриквартирные связи формируются там, где комната инвалида размещена в глубине квартиры, а кухня и санитарный узел - в центре квартиры, вблизи комнаты инвалида. Удобно, когда кухня имеет прямой выход на остекленную хозяйственную лоджию с холодной кладовой. Комфорт комнаты инвалида повышается, если при ней также есть лоджия - для многих она является единственным местом, где инвалид может дышать свежим воздухом. Ком-

ната инвалида должна допускать размещение еще одного спального места для ухаживающего за ним человека.

Посещение объектов обслуживания. Чаще всего инвалидами посещаются предприятия торговли, аптеки и поликлиники. Многих инвалидов (в первую очередь слабовидящих и с ограниченной подвижностью) удаленность от дома этих объектов лишает способности к самообслуживанию, в особенности зимой. Часть работающих инвалидов кроме названных объектов посещают библиотеки, стадионы, бассейны. На первое место по значимости для себя лично 82% опрошенных поставили необходимость создания в каждом микрорайоне центра социальной поддержки инвалидов, на второе - создание порядка на открытых территориях, их повсеместное качественное мощение, освещение, защиту от транзитного транспорта, своевременную очистку от снега, устройство ограждений и т.п.

3.Эстетические. Одной из главных сред человеческого существования является рукотворный мир жизни - архитектурная среда. Под архитектурной средой в эстетическом смысле здесь подразумевается не только сооружения из дерева, камня, железобетона, стекла и металла (резиденция или дворец) или общественные помещения (больница, вокзал), а вся совокупность материального контекста ежедневной жизни человека (его город, дом, наполненный вещами, светом, звуками и запахами, где вырастает интимная история его семьи). Архитектурная среда является не просто одним из видов искусств, наряду с живописью, музыкой, театром, поэзией. В отличие от них, повседневная архитектурная среда принудительная, т.е. создает непосредственное пространство человеческого повседневного существования, в котором человек живет, ощущает, размышляет, создает произведения -вещи и создается ими сам. Архитектурная среда города является не просто продуктом человеческой деятельности, а деятельность архитектора-строителя одновременно и утилитарная и художественная. Не только архитектурные сооружения выдающихся мастеров представляют собой произведения искусства, где архитектурный декор характеризуется не утилитарностью и уникальностью. Любой город - микрорайоны, здания, дороги, парки - так или иначе, подвергаются украшению, декорированию, принципиально нефункциональному и излишнему. Цель декорирования -сделать город уютным, наполнить его знаками человеческого присутствия (вторичная гуманизация пространства). Архитектурная среда с ее архитектурой -задает тр аекторию и форму движения внутри жизненного пространства, формируя стиль жизни, жизне-организующийритм. Из этого ритма и стиля невозможно ускользнуть. Архитектурная среда города, как творение человека облегчает его труд, расширяет возможности, очерчивает границы между человеком и остальным естественным миром, защищая его. В границах архитектурной среды города образуется пространство психологического комфорта (Фромм), необходимого для развития нормальной человеческой личности.

Архитектурная среда наделена гуманистическим содержанием в силу того, что люди одновременно чувственно переживают, определенный минимум или максимум пространства, света, уединенности или открытости для жизни, но при этом осознают себя в сети развитых социальных взаимосвязей и социальной активности, что образует для каждого поколения практическо-психологическую основу присущности архитектурной среды каждому человеку. Пространство архитектурной среды - это статическое пространство образующих его архитектурных объектов, и динамическое пространство человеческого движения и деятельности.

Из всего возможных вариантов градообразования из разнообразия архитектурных сооружений архитектурную среду можно рассматривать в двух планах: в метафизическом - как жизненное пространство, обитаемый мир, и в физическом - как здания, произведения архитектуры. Архитектурная среда города - это часть ограниченного пространства, где разворачивается личная жизнь людей, переплетаясь с социальной. А атрибутика, архитектура и дизайн архитектурной среды задает определенную строгую форму движения людей - их деятельности. Все, от манеры общения, до стиля одежды вписанных в особенности архитектурной среды конструирует людей, траекторию их субъективности, план их ментальной динамики. А значит, на основании анализа динамики изменения понятия (традиционных представлений и теоретических обоснований) и формы (архитектуры и дизайна) города можно проследить динамику цивилизационных процессов, направленных на трансформацию человека, и тех конституирующих гуманитарных принципов, которые реализуются в повседневной его деятельности и создают некий ландшафт жизненного мира, реализованный в точке пересечения сил мира - в человеке.

В архитектурной среде определяются те формы человеческой ментальности, глубинной психологии, его привычки, которые позволяют выделять такие исторические, современные и социальные типы как античный грек, одессит, киевлянин, горожанин, интеллигент и т.д. Это система границ, которая удерживает совокупность характеристик, составляющих понятие «человек». Человеческая размерность, накладываясь на мир, делает этот мир обитаемым, гуманизирует его.

Организующая роль архитектурной среды проявляется не только в разграничении или объединении частей пространства, но и в воздействии на поведение людей через эмоции и сознание. В физическом плане архитектурная среда есть первичное пространство формирования нервно-психической системы человека. Материальные структуры сооружений и пространства, которые они организуют, несут информацию о социально обусловленном поведении и практических навыках людей, об отношениях между ними. Эта информация не только направляет поведение людей одного времени, но и связывает различные поколения, разные эпохи, она образует важную часть коллективной памяти человечества. Архитектурная среда воплощает опре-

деленные идеалы - этические и эстетические, - придавая им видимую, осязаемую предметность.

Выводы. Гуманизация архитектурной среды городов - среды обитания человека, решение экологических, архитектурно -планир ов очных и эстетических и психофизиологических проблем является одной из жизненноваж-ных задач текущего этапа развития человечества. Экстремальные негативные техногенные воздействия на среду обитания, накопленные неудовлетворительные архитектурно-строительные и планировочные решения архитектурной среды в целом и по отношению к лицам с ограниченными по здоровью возможностями в частности, должны учитываться при проектировании архитектурной среды для их нивелирования, профилактики или устранения. А для комплексного выявления этих факторов, их анализ а и обоснов ания профилактических или оптимизирующих мероприятий необходимо использовать опыт, разработанные методы и подготовленных специалистов в области эргономики и, в частности, архитектурной эргономики и архитектурной психологии. В целом можно считать, что интеграция научных знаний ряда взаимосвязанных предметных областей в таких дисциплинах как архитектурная эргономика, строительная биология, архитектурная психология, социология позволяет считать перспективным применение их для решения задач гуманизации архитектурной среды по многим направлениям: в теории и методологии, методическом аппарате, нормативно-технической документации, конкретных разработках, организационных вопросах, подготовке кадров и других.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мироненко В.П. Эргономические проблемы гуманизации архитектурной среды //Традицп та новацц у вищш архггектур-но-художнш освт. - Харюв: ХХП1, 1997.-№3.- С.11-14.

2. Мироненко В.П. Эргономическое обеспечение архитектурного проектирования: дисс. канд. арх-ры: 18.00.01. -М.: ВНИИ-ТАГ, 1986.- 183с.

3. Безуглая Э.Ю., Расторгуева Г. П., Смирнова И.В. Чем дышит промышленный город. Л.: Гидрометеоиздат, - 1991. - 256 с.

4. Безуглая Э. Ю. Метеорологический потенциал и климатические особенности загрязнения воздуха городов. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. - 184 с.

5. Безуглая Э. Ю., Ковалевский А. Г., Расторгуева Г. П. Особенности распределения промышленных примесей в атмосфере городов различных типов//Тр. ГГО. 1983. Вып. 467. - С. 8186.

6. Безуглая Э. Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах.- М., 1986.-245с.

7. Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1977.-324с.

8. Введение в экологию города. Под. ред. Казанского Ю.А., М., 1992.

9. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометиздат, 1984.

10. Региональная стратегия охраны окружающей среды и рацио-

нального использования природных ресурсов. - Нью-Йорк, Организация Объединенных Наций, 1988. - 52 с.

11. Материалы исследования (Архитектурный факультет БПИ/

БГПА Ирина Иодо, Ксения Хачатрянц, Евгения Агранович-Пономарева), 2001. - 102 с.

12. Кристофер Дэй. «Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство», 2004. -52 с.

13. АлексашинВ.В. Экологические основы архитектурного фор-

мирования производственной среды города «Промышленное и гражданское строительство». - №2. -2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.