Грабманн М. Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского / А. В. Апполонов, пер. М.: Сигнум Веритатис, 2007. (Pax Christiana). 280 с.
В новом издательстве «Сигнум Веритатис» вышла книга одного из самых значительных западных историков философии — Мартина Грабманна (1875—1949), известного своими капитальными работами «История схоластического метода» (1909—1911) и «Духовная жизнь в Средние века» (в трех томах, 1926—1956), которые положили начало современному пониманию места и роли схоластической философии и теологии в духовном наследии Европы.
Данная книга является лучшим введением в монументальную «Сумму теологии» Фомы Аквинского — главный философско-богословский труд Средних веков. Автор раскрывает исторический контекст, в котором создавалась «Сумма», использует колоссальный обьем исторических материалов и исследует непреходящее значение этого труда для католической богословской мысли.
Книга состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается место «Суммы теологии» в историческом контексте. Если в эпоху ранней схоластики (XII в.) преобладали «Сентенции» (то есть сборники «высказываний», «тезисов» и цитат из Отцов Церкви или канонических текстов), то с XIII в., с началом эпохи высокой схоластики, жанр сентенций уступает место более самостоятельным и более универсальным «Суммам». Далее автор определяет предметно-содержательное место «Суммы теологии» в рамках творчества Фомы и приходит к выводу, что данное произведение, «рассмотренное в целом, есть всеохватывающее и завершающее самостоятельное систематически обобщенное изложение томистской теологии, вкупе с ее философскими основами и предпосылками... Это наиболее зрелый труд Аквината, который во многих случаях является его последним словом» (с. 29-30).
Автор показывает, что «Сумма» была задумана Фомой в качестве классического учебника для sacrae theologiae novitii («начинающих в священной теологии»), что и задает ей изначально определенную структуру и рамки. Также в этой главе рассматривается дальнейшая судьба и рецепция «Суммы» вплоть до начала ХХ в. (переводы, комментарии, глоссы, конкорданции и индексы к «Сумме»).
Вторая глава посвящена Прологу «Суммы», который сообщает о цели и методе произведения. Цель «Суммы» — дидактическая: это учебник для начинающих богословов, ставящий перед собой задачу изучения философских, метафизических, психологических и этических оснований спекулятивной теологии. Одно из направлений, выбранных Фомой для достижения цели, — это устранение ошибок предыдущих богословов. Фома стремился, во-первых, устранить излишние вопросы, разделы и аргументы. Он передает свою мысль простыми, ясными, точно передающими идею словесными формулировками. Структура «Суммы» также предельно проста и прозрачна, язык точен, отброшены хитроумные и чересчур казуистические вопросы. Во-вторых, Фома борется с непрозрачностью и беспорядком в изложении материала. По мнению автора, «Сумма теологии» обладает гармонией, пропорциональностью и впечатляющей архитектоникой.
Фома создает единую, законченную систему внешнего порядка и внутреннего развития. И, наконец, в-третьих, Фома в своей «Сумме» устраняет столь важный методологический недостаток предыдущих богословов, как повторения.
В третьей главе рассматриваются основные методы истолкования «Суммы теологии»: систематический и исторический. Если первый ставит перед собой цель рассмотреть учение Фомы, основываясь на его собственных произведени-ях6, то второй акцентирует внимание на становлении томистских текстов и идей, его более интересует исторический фон текста (источники, окружение и влияния).
В связи с этим возникает и вопрос об актуальности «Суммы» для нашего времени. По мысли автора, данное произведение остается содержательно и методологически лучшим систематическим изложением спекулятивной теологии, догматики и этики. Оно может найти и находит себе применение во многих сферах веры и знания: в духовном наставничестве и проповеди, в мистике и аске-тике, в сфере философии, в психологии и теории познания, в этике и антропологии, в истории и философии культуры и социологии. Таким образом, «Сумма теологии» Фомы Аквинского вступает в живой диалог с современной культурой и наукой — такова мысль исследователя.
Наконец, четвертая глава посвящена структуре «Суммы теологии» и вкратце характеризует каждую часть, ее темы и проблематику. «Сумма» состоит из трех частей. Часть первая рассматривает учение о Боге (Его сущности и свойствах, о познании Бога, о Боге-Троице и о Боге-Творце и Промыслителе мира). Вторая часть посвящена учению о человеке (учение о блаженстве как предельной цели человеческой жизни, учение о страстях и добродетелях, оригинальное учение о «хабитусах» как началах человеческих действий и концепция Фомы о состояниях и типах жизни человека). Третья часть, незаконченная, рассматривает следующие вопросы: воплощение Христа и Его искупительный подвиг; сотериология и связанная с ней сакраментология (рассмотрены Крещение, Конфирмация и Евхаристия). Заканчивается третья часть на таинстве Покаяния, изложение которого Фома закончить не успел.
В Приложении помещены переводы трех источников, сопровождаемые оригинальным текстом: Пролог к «Да и нет» Петра Абеляра, Пролог к «Сентенциям» Петра Ломбардского и Комментарий Фомы Аквинского к данным «Сентенциям».
Следует обратить внимание, что книга не претендует на то, чтобы предложить какую-то интерпретацию богословско-философской системы Фомы Аквинского в опоре на «Сумму теологии». В книге не говорится о характерных особенностях богословия Фомы и не разбираются основные аспекты его философской мысли. Как следует из названия данного труда, это именно введение в изучение, работа скорее пропедевтического характера, и ни на что более не претендующая. Ее цель — познакомить читателя с Фомой и его интеллектуальным окружением, с системой его мысли, корпусом его творений и их комментариями, наконец, со структурой, замыслом и основными темами «Суммы теологии».
6 Этот метод выражен формулой «divus Thomas sui interpres (божественный Фома сам себе толкователь)».
Guerizoli R. Die Verinnerlichung des Gottlichen: eine Studie fiber den Gottesgeburtszyklus ...
Читателю дается ключ к этой книге: он видит ее строение и логику развития, видит ее как универсальную систему теологии и философии, то есть так, как ее и задумывал сам Аквинат. По мысли исследователя, основной и единственно значимой целью «Суммы» является «познать Бога и Его творения в свете веры и разума настолько глубоко и ясно, насколько это вообще возможно, и обратить к Богу всю свою внутреннюю и внешнюю жизнь, чтобы, приняв Его в земной жизни, достичь в жизни вечной непосредственного созерцания Бога и обладания Им, которое уже невозможно будет утратить» (с. 145).
Книга будет интересна всем, интересующимся западным богословием и средневековой духовностью. Она открывает серию «Pax Christiana», в рамках которой в 2007 г. вышла книга Н. Лобковица «Вечная философия и современные размышления о ней», а в 2008 г. запланированы к выходу такие книги, как: «Мистические трактаты» Гуго Сен-Викторского, «О природе и происхождении души» Альберта Великого, «Комментарий к трактату Боэция “О Троице”» Фомы Аквинского, «Очерки по истории философии Раннего Средневековья» Й. Энд-реса, «Абеляр» Дж. Сайкса, а также «Ариане IV столетия» Дж. Г. Ньюмана. Хотелось бы пожелать, чтобы книги этой серии, безусловно, востребованные российским читателем, выходили большим тиражом, нежели ныне, поскольку обе вышедшие книги — Грабмана и Лобковица — практически сразу стали библиографической редкостью.
Диакон Евгений Шилов
Guerizoli R. Die Verinnerlichung des Gottlichen: eine Studie uber den Gottesgeburtszyklus und die Armutspredigt Meister Eckharts. Leiden; Boston: Brill, 2006. (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters; 88). VII, 232 S.
Исследование Р. Гверицоли «Осознание Божественного. Изучение Богорождественского цикла проповедей и Проповеди о бедности Майстера Экхарта» представляет собой публикацию диссертации, защищенной в 2004 г. на философском факультете Кёльнского университета. Работа посвящена анализу ряда текстов немецкого философа и богослова Майстера Экхарта, главной темой которых является «осознание Божественного» в человеке. Данная тема многократно рассматривалась разными исследователями и в разном ключе, автор же настоящей книги пытается рассмотреть эту тему в динамике: развивалась ли она у самого Экхарта, и если да — то каким образом.
Работа состоит из Введения (с. 1-29), семи глав (с. 31-205) и Заключения (с. 207-213). В конце работы приведен достаточно обширный список литературы (с. 215-224), включающий труды Майстера Экхарта и их издания, а также исследования до 2002 г.
Во Введении задается основная структура работы и намечаются общие исторические перспективы исследуемой темы. Экхарт представлен здесь как философ и богослов, испытавший огромное влияние блж. Августина с его учением об imago trinitatis (психологический образ божественной троичности: Бог как Любящий, Возлюбленный и Любовь — amans et quod amatur et amor) и в не мень-