ГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИН 36-55 ЛЕТ К САМОКОНТРОЛЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УДК/UDC 613.7:796.01
Информация для связи с автором: voloshina [email protected]
Поступила в редакцию 30.03.2023 г.
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Гуляева2
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1- 3
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча
^Белгородский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина, Белгород
READINESS OF WOMEN 36-55 YEARS OLD FOR SELF-CONTROL OF MOTOR ACTIVITY
Dr. Hab., Professor L.N. Voloshina1 PhD, Associate Professor S.S. Gulyaeva2 Dr. Hab., Professor V.L. Kondakov1- 3 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina1 1Belgorod State National Research University, Belgorod 2Churapcha state institute of physical education and sports, Churapcha 3Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Belgorod
Аннотация
Цель исследования - выявить готовность женщин 36-55 лет, планирующих заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью, к использованию современных цифровых технологий контроля двигательной активности. Методика и организация и исследования. В анкетировании приняли участие 122 женщины зрелого возраста (второй период). Для проведения исследования были сформированы две группы для занятий оздоровительным фитне-сом: 1э (п=60) из женщин, проживающих в условиях сельского муниципального образования (Чурапчинский район) Республики Саха (Якутия), и 2э (п=62) из женщин, проживающих в пгт. Прохоровка (Белгородская область). Результаты исследования и выводы. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности таких задач, как обеспечение доступности цифровых технологий, цифровой инфраструктуры, и необходимости повышения компьютерной компетентности женщин зрелого возраста, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью, с целью минимизации рисков, связанных с дозировкой физической нагрузки.
Ключевые слова: двигательная активность, цифровые технологии, самоконтроль, физкультурно-оздоровительная деятельность, пульсометры, фитнес-браслеты, мобильные приложения.
Abstract
Objective of the study was to identify the readiness of women aged 36-55 who plan to engage in physical culture and recreational activities, to use modern digital technologies for controlling physical activity.
Methods and structure of the study. The survey involved 122 women of mature age (second period). For the study, two groups were formed for recreational fitness: 1e (n=60) of women living in a rural municipality (Churapchinsky district) of the Republic of Sakha (Yakutia), and 2e (n=62) of women living in the urbantype settlement Prokhorovka (Belgorod region).
Results and conclusions. The results of the study indicate the relevance of such tasks as ensuring the availability of digital technologies, digital infrastructure, and the need to improve the computer competence of women of mature age involved in sports and recreation activities in order to minimize the risks associated with the dosage of physical activity.
Keywords: physical activity, digital technologies, self-monitoring, physical education and health activities, heart rate monitors, fitness bracelets, smart watches, mobile applications, questionnaires.
Введение. Двигательная активность оценивается по количеству совершенных движений (шагометрия), по затратам времени, по показателям энергозатрат на основе непрямой калориметрии, пульсометрии, поскольку ЧСС довольно точно отражает степень нагрузки на сердечно-сосудистую систему во время мышечной деятельности и находится в прямой зависимости от потребления кислорода [1-3, 6]. В соответствии с рекомендациями ВОЗ самым распространенным и наиболее удобным методом является определение времени, затрачиваемого на различные формы двигательной активности в течение недели [4, 5].
Использование в процессе занятий двигательной активностью доступных цифровых продуктов (пульсометров, фитнес-браслетов, «умных» часов, мобильных приложений) позволяет на более качественном уровне вести самоконтроль динамики показателей организма непосредственно во время выполнения физических нагрузок и отслеживать информацию в период восстановления после занятий. В процессе самоконтроля создаются предпосылки для аналитической деятельности, формирования компетенций по оценке и анализу своих действий.
В рамках поэтапного внедрения цифровых технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность (ФОД) необ-
ходимо учитывать уровень готовности занимающихся к саморегуляции двигательной активности и индивидуальных физических кондиций.
Цель исследования - выявить готовность женщин 3655 лет, планирующих заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью, к использованию современных цифровых технологий контроля двигательной активности.
Методика и организация исследования. В анкетировании приняли участие 122 женщины в возрасте 36-55 лет. Были сформированы две группы для занятий оздоровительным фитнесом: 1э (п=60) из женщин, проживающих в условиях сельского муниципального образования (Чурапчинский район) Республики Саха (Якутия), и 2э (п=62) из женщин, проживающих в пгт. Прохоровка (Белгородская обл.).
Результаты исследования и их обсуждение. Обобщенные результаты исследования представлены в таблице.
Анализ ответов на вопрос о необходимости контролировать состояние своего организма во время ФОД показал, что в обеих группах третья часть женщин (1э - 30,0%, 2э - 27,42%) ответила «наверное». При этом наименьшее количество ответов (1э - 10,0%, 2э - 11,29%) было отмечено в пункте «да, обязательно». Около половины респондентов считает, что прежде всего надо контролировать деятельность сердечнососудистой системы, а именно обращать внимание на работу сердца (1э - 50,0%, 2э - 41,94%) и показатели артериального давления (1э - 51,67%, 2э - 46,77%). Далее, по убывающему рейтингу, респонденты указывают на необходимость контроля над динамикой развития физических качеств, над изменениями ростовесовых показателей, качеством сна, аппетита, настроения.
При ответе на вопрос о необходимости использования современных информационных технологий в процессе ФОД большинство опрошенных женщин в двух группах (1э - 50,0%, 2э - 41,93%) были не уверены в такой необходимости и выбрали пункт «наверное». При этом следует отметить, что не видят необходимости в использовании современных информационных технологий в процессе ФОД наименьшее количество опрошенных женщин (1э - 5,0%, 2э - 8,06%).
К сожалению, умеют пользоваться информационными технологиями самоконтроля во время ФОД весьма незначительное количество респондентов (1э - 6,67%, 2э - 8,06%). При этом 20,0% женщин в группе 1э и 37,10% в группе 2э проявили неуверенность в том, что смогут справиться с этим и научиться пользоваться современными информационными технологиями. Примечательно, что большинство опрошенных (1э - 61,67%, 2э - 45,16%) изъявили желание овладеть технологиями самоконтроля, что создает перспективу для повышения качества ФОД.
Обобщая результаты анкетирования, мы можем представить уровни готовности опрошенных женщин к использованию современных цифровых технологий в процессе двигательной активности (см. рисунок). Оптимальным уровнем готовности
57,52%
Уровень готовности женщин зрелого возраста к использованию современных цифровых технологий в процессе двигательной активности
Результаты опроса женщин в возрасте 36-55 лет о готовности к использованию современных цифровых технологий в процессе двигательной активности (%)
ш □
и
го и
■С
а
■а с
га
£ О ш
■С
Н
Вопросы Варианты ответов Группы
1э (п=60) 2э (п=62)
Считаете ли Вы, что во время физкультурно-оздоровительных занятий надо контролировать состояние своего организма? да, обязательно 10,0 11,29
если в этом есть необходимость, то да 21,67 14,52
наверное 30,0 27,42
не обязательно 16,67 22,58
для этого нужны специальные знания и умения 21,67 24,2
Какие показатели состояния организма необходимо контролировать при физических нагрузках? длину и массу тела 3,33 3,23
динамику развития физических качеств 33,33 25,81
качество сна 8,33 14,52
аппетит 13,33 9,68
настроение 6,67 9,68
работу сердца 50,0 41,94
показатели артериального давления 51,67 46,77
другие показатели 5,0 11,29
Считаете ли Вы, что в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо использовать современные информационные технологии? да 21,67 12,90
нет 5,0 8,06
наверное 50,0 41,93
не знаю 23,33 37,10
Есть ли желание научиться пользоваться доступными информационными технологиями самоконтроля во время физкультурно-оздоровительных занятий? я умею пользоваться 6,67 8,06
да, я хочу научиться 61,67 45,16
можно попробовать 11,67 9,68
я, наверное, все равно не справлюсь с этим 20,0 37,10
106
http://www.teoriya.ru
№6 • 2023 Июнь | Juпe
обладают 12,77% женщин в группе 1э и 11,29% в группе 2э. При этом 21,11% респондентов в группе 1э и 31,18% в группе 2э проявили низкий уровень готовности к использованию современных цифровых технологий в процессе двигательной активности. Достаточный уровень определен у 66,11% женщин в группе 1э и у 57,52% женщин в группе 2э.
Проведенный сравнительный анализ баллов по результатам анкетирования женщин, проживающих в ЦФО и Республике Саха (Якутия), не выявил достоверных различий по U-критерию Манна-Уитни (p>0,05).
Выводы. Таким образом, анализ результатов анкетирования позволяет заключить, что большинство опрошенных осознают важность контроля и самоконтроля за физическим состоянием в процессе ФОД и значительная часть женщин (1э - 61,67%, 2э - 45,16%) изъявляют желание научиться работать с современными цифровыми технологиями, что является также дополнительным стимулом и мотивацией к регулярной физической активности.
Исследование уровня готовности занимающихся ФОД к самоконтролю физических кондиций, двигательной активности, самочувствия позволяет в перспективе обеспечить доступность использования фитнес-браслетов, смарт-часов, мобильных приложений, позволяющих осуществлять контроль и оценку физических нагрузок и повысить безопасность занятий физическими упражнениям на основе реализации превентивного принципа предупреждения передозировок физических нагрузок.
Литература
1. Аврамова Н.В. Инновационные направления совершенствования учебного процесса по физической культуре в техническом вузе / Н.В. Аврамова, Кочурова Л.А. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т.11. - № 3. - С. 53-59.
2. Волошина Л.Н. Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа / Л.Н. Волошина, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копей-
кина, И.Г. Волошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 47-49.
3. Кафтанова Н.В. Двигательная активность и ее роль для здоровья человека / Н.В. Кафтанова, И.П. Потапченко // Царскосельские чтения, 2013. - № XVII. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/dvigatelnaya-aktivnost- i-eyo- rol- dlya- zdorovya- cheloveka (дата обращения: 18.01.2023).
4. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: at a glance]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
5. Шепляков А.С. Современные подходы к проблеме регулирования двигательной активности студентов / А.С. Шепляков, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, 2021. - Вып. 3. - С. 67-74.
References
1. Avramova N.V., Kochurova L.A. Innovatsionnyye napravleniya sover-shenstvovaniya uchebnogo protsessa po fizicheskoy kulture v tekh-nicheskom vuze [Innovative directions of improving the educational process in physical culture in a technical university]. Pedagogiko-psik-hologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2016. Vol.11. No. 3. pp. 53-59.
2. Voloshina L.N., Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Voloshina I.G. Regulirovani-ye dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov v usloviyakh semeynogo vospitaniya v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Regulation of motor activity of preschoolers in the conditions of family education in the aspect of sociological analysis]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 8. pp. 47-49.
3. Kaftanova N.V., Potapchenko I.P. [Motor activity and its role for human health]. Tsarskosel'skiye chteniya, 2013. No. XVII. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-i-eyo-rol-dlya-zdorovya-cheloveka (date of access: 01.18.2023).
4. Rekomendatsii VOZ po voprosam fizicheskoy aktivnosti i malopodvizh-nogo obraza zhizni: kratkiy obzor [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: at a glance]. Geneva: World Health Organization; 2020. License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
5. Sheplyakov A.S., Kondakov V.L., Kopeikina E.N. Sovremennyye podk-hody k probleme regulirovaniya dvigatelnoy aktivnosti studentov [Modern approaches to the problem of regulation of motor activity of students]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kultura. Sport, 2021. Issue. 3. pp. 67-74.
6. Charalambous Andy. Bodyweight Exercises for Women: Simple Exercises to Help You Lose Weight and Sculpt Your Body/ Createspace, 2014. 164 p.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
НАУЧНЫЙ ФОРУМ В МОСКВЕ
29 мая 2023 года в день 105-летия Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» (Москва) состоялся научный симпозиум «Новые реалии ценностных смыслов теории и практики спортизации образовательных учреждений», посвященный памяти В.К. Бальсевича.
В научном мероприятии, которое прошло в смешанном формате, приняли участие более 40 ведущих ученых и практиков из 12 регионов Российской Федерации, из них 25 докторов наук, 15 кандидатов наук, преподаватели и аспиранты.
С приветственными словами к участникам симпозиума обратились ректор «ГЦОЛИФК» академик РАО С.Г. Сей-ранов, проректор по научно-исследовательской работе, профессор М.В. Жияр, заведующий кафедрой психологии, философии и социологии, профессор Ю.В. Байковский.
В установочных докладах профессора Л.И. Лубышевой, академика РАО С.Д. Неверковича, профессоров В.И. Столярова и В.А. Баранова был отмечен значительный вклад член-корр. РАО В.К. Бальсевича в развитие спортивной науки и физического воспитания подрастающего поколения, а также важность сложившейся традиции проведения данного научного мероприятия в деле сохранения преемственности поколений ученых и обмена опытом исследований отечественных научно-педагогических школ.
В рамках научного мероприятия рассматривались направления, отражающие спектр значимых проблем в со-
временной сфере физической культуры и спорта, среди которых: трансформация культурных смыслов массового спорта в условиях современного социума; инновационное развертывание спортизации в условиях образовательных учреждений; спортизация в контексте философского и социологического анализа исследований в кластере образовательных учреждений; кинезиологический подход как методологическая основа спортизации физического воспитания.
Участники научного симпозиума единогласно приняли Резолюцию, в которой сконцентрировано внимание на использовании ценностного потенциала генезиса спортизации в продвижении конверсионных технологий в новые условия спортивной и оздоровительной деятельности на основе сохранения ее внутренних механизмов и эволюции применения средств и методов на всем периоде ее развития.
Симпозиум продемонстрировал, что научное наследие В.К. Бальсевича продолжает развиваться, является методологическим фундаментом современных исследований.
Материалы о симпозиуме размещены в группе «Теория и практика физической культуры» в VK: https://vk.com/ риЫю211715928.
Доктор педагогических наук, профессор, главный редактор «ТиПФК», руководитель симпозиума Л.И. Лубышева