СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.075:614.212
ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ К РАБОТЕ В ПОЛИКЛИНИКЕ
М.В. Доютова1, Н.В. Самсонова2,
1ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 50», г. Н. Новгород, 2Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград
Доютова Марина Владиславовна - e-mail: [email protected]
В статье приведены результаты анкетирования выпускников лечебного факультета о их степени готовности к работе в поликлинике. Количество испытуемых составляет 58 человек, возраст -22-23 года. Все являются студентами Нижегородской медицинской академии VI (выпускного) курса. Исследование проводилось методикой «Незаконченные предложения», в которой студентам было предложено продолжить начатые предложения, где в высказываниях необходимо сформулировать свою позицию относительно различных аспектов функционирования современной поликлиники и своей возможности строить карьеру врача в направлении лечебно-профилактической работы. Студенты в полной мере видят преимущества работы в поликлинике, среди которых первые ранги занимают факторы «условия труда» («отсутствие ночных дежурств», «относительно легкие больные» и т. п.). Согласно данным анкетирования, у студентов сформировано недостаточное представление о значении поликлиники в системе современной медицины. Из пяти функций лечебно-профилактической работы только две - регистрационно-статическая и контроль качества и безопасности медицинской помоши - не отрефлексированы, в то время как функции «оказание квалифицированной медицинской помоши», «профилактическая работа» получают достоверное и относительно полное понимание.
Ключевые слова: студенты, поликлиника, уровень готовности.
The article represents the results of questionnaire survey of medicine faculty graduates concerning their preparedness to work in polyclinic. Number of the questioned comprised 58 people, their age comprised 22-23 years. Nizhny Novgorod Medical Academy, VI (graduating) course. The survey was carried out using a method of «Unfinished Sentences» in which the students were offered to continue the beginnings of sentences where the statements needed to be added with one's opinion concerning several aspects of functioning of a modern polyclinic and one's opportunity to build up one's career as a doctor majoring in medical and preventive activities. The students see all the advantages of work in polyclinic among which the first place is taken by such factors as «labour conditions» (lack of night working hours, relatively easy patients etc.). In accordance with the questionnaire survey data the students formed incomplete idea of the meaning of polyclinic in the system of modern medicine. Only two out of five functions of medical and preventive activities, such as «admission and statistics» and «control of quality and safety of medical assistance», were not reflected while such functions as «providing high quality medical assistance», «preventive activities» received true and relatively full attention.
Key words: students, polyclinic, degree of preparedness.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Выбор направления карьеры является важнейшим жизненным этапом, определяющим успешность профессиональной деятельности молодого врача. Стационар, поликлиника, частная практика и другие медицинские учреждения рассматриваются с точки зрения возможности самореализации. Не последнее место в списке факторов выбора будущего места врачебной деятельности занимает престиж, мода, тренд. Быть в тренде - это современно. Важно, чтобы тренд медицинских профессий представлял собой разумный баланс между личной мечтой выпускника медицинского вуза и нуждой отрасли.
Научные, финансовые, методические ресурсы современной медицины направлены на развитие первичного звена - лечебно-профилактической работы - поликлиники. Кадровые проблемы существенно влияют на реализацию государственной политики в области медицины. Поликлиника как место личной и профессиональной карьеры пока не стала полем конкурентной борьбы за трудовое место.
Главный врач поликлиники не может просто наблюдать за несовершенством профессиональных предпочтений молодых врачей и считать совершившимся фактом оценку поликлиники медицинской «провинцией». С этой целью в поликлинике № 50 г. Нижнего Новгорода начало развиваться направление деятельности по формированию готовности выпускников медицинской академии к работе в поликлинике. С января 2015 года поликлиника получила статус Ресурсного центра Нижегородской медицинской академии. Здесь реализуются образовательные программы по учебной дисциплине «Лечебно-профилактическая деятельность современной поликлиники». Реальная практика работы участкового врача, узкого специалиста, менеджмента, вспомогательных служб стала доступной и наблюдаемой.
Для мониторинга развития профессионального интереса к работе в поликлинике нами было проведено исследование готовности студентов медицинской академии к работе в поликлинике. Под «готовностью к деятельности» понимается прогнозируемая активность личности на пути ее подготовки к деятельности [1]. Наличие сформированной готовности будет определять активность при трудоустройстве в данный вид лечебно-профилактического учреждения и успешной деятельности участкового врача.
В исследовании приняли участие 58 студентов Нижегородской медицинской академии VI (выпускного) курса. Исследование проводилось методикой «Незаконченные предложения», в которой студентам было предложено продолжить начатые предложения, где в высказываниях необходимо сформулировать свою позицию относительно различных аспектов функционирования современной поликлиники и своей возможности строить карьеру врача в направлении лечебно-профилактической работы. Таким образом, феномен «готовность к работе в поликлинике» изучался посредством исследования представления как психологического процесса отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но создаются на основе опыта; представление по сути является обобщенным образом [2].
Значение поликлиники в системе современной медицины раскрывается посредством системы ее функций, усво-
енных студентами в процессе обучения: функция регистрационно-статистическая указана такими видами деятельности, как изучение причины, отслеживание, снижение заболеваемости (5); функция оказания квалифицированной медицинской помощи в представлении студентов выглядит как диагностика, в том числе неотложных состояний (24), исключительность первичности медицинской помощи в условиях поликлиники (18), обобщенные значения в виде различных названий помощи: «медико-санитарная», «квалифицированная», «в системе ОМС» (9), лечение пациентов (5); функция профилактической работы раскрывается в таких видах деятельности, как выявление заболеваний при первичных симптомах (6), предупреждение заболеваний (3), профосмотры (3), просветительская деятельность (3), указание функции профилактики заболеваний без конкретизации видов деятельности (8); функция экспертно-реабилитационная представлена в таких видах деятельности, как реабилитация больных (9), оформление различных документов (5), выдача больничных листов (5), экспертиза нетрудоспособности, звено экспертно-реабили-тационного процесса (2); функция контроля качества и безопасности медицинской помощи представлена в таких видах деятельности, как направление на госпитализацию или дальнейшее обследование (9), последующее долечивание (2), свое-временное оказание медицинской помощи, доступность качества (1).
Социальное назначение поликлинической службы студенты видят в доступности получения медицинской помощи для пациентов (4), активной работе с населением (4), медицинской помощи на дому (1), снижении смертности, инвалидности, повышении рождаемости, улучшении качества и повышении продолжительности жизни (1).
Как видно из представленных данных, выпускники медицинской академии наиболее осведомлены в функции оказания квалифицированной медицинской помощи, однако понимают ее односторонне: или только диагностика, или только первичная медицинская помощь. Недооценивается просветительство и наставничество в профилактической работе поликлиники. Совершенно недостаточно понимается регистрационно-статистическая функция. Ошибочно называется лист нетрудоспособности больничным листом. Полученные данные позволяют констатировать, что у 55% студентов представление о поликлинике не отвечает современным достижениям медицинской науки.
Готовность к работе в поликлинике оценивалась по целостности образа врача, который для успешности деятельности должен, по нашему мнению, обладать профессиональной универсальностью. Какими факторами студенты объясняют универсализм? Фактор неизбежности/ необходимости ведения потока больных разного возраста и профиля заболевания отметили 77,5% студентов («к нему первому обращаются за помощью в независимости от пола, возраста, состояния здоровья»), фактор сложности заболеваний и вероятности ошибочного диагноза с последствиями - 36% («необходимо не упустить патологию пациента, вовремя диагностировать заболевание во избежание пагубных последствий и осложнений»; «врач обязан дифференцировать пациентов с разной патологией»), фактор сложности документационного сопровождения
работы - 20% («знания по оформлению медицинской документации»). Как видно из перечисленного, образ врача поликлиники складывается из представлений о важнейшем значении первого контакта с разнообразным потоком пациентов, ответственности за скорость качественного диагноза и работы с различной документацией. Как положительный факт отметим принятие всеми студентами сочетания факторов времени и качества постановки диагноза и назначения лечения.
Привлекательность поликлиники устанавливалась на основе оценки студентами факторов преимуществ работы в ней. Что привлекает выпускников в поликлинике в качестве будущего места работы? Отметим, что 86% студентов указываются факторы, определяющие возможность такого места работы: интенсивность труда (нет ночных дежурств, плановая врачебная помощь) - 58,6%; особенности профессионального роста (приобретение опыта, практика дает возможность увидеть множество разных патологий и болезней) - 22%; заработная плата (оплачивается выше стационарной) - 15%; особенности контакта с пациентами (врач узнает со временем всех пациентов участка, их болезни, знакомый контингент) - 13,7%; возможности совместительства - 8,26%; условия труда (короткий рабочий день, удобный график) - 6%; совместная работа с другими врачами на единой площадке - 6%; высокий социальный и личностный статус указали 2 студента (ответственность за национальную безопасность, есть своя печать). Названные условия выбора поликлиники в качестве своего будущего места работы объективны, что свидетельствует об осмысленности такого выбора.
Какие трудности могут повлиять на выбор поликлиники в качестве места работы? Количество пациентов (50%), ограниченность времени для постановки диагноза (44,8%), объем документации (38%); трудности общения с пациентами, конфликты (25,8%); необходимость большего количества разнообразных знаний (19%); оказание медицинской помощи вне медицинской организации (14%); ответственность (7%); недостаточность технической оснащенности (7%); риски (контакт с инфекциями, угрозы при вызове на дом) (5%). Анализ высказываний о трудностях работы в поликлинике показывает, что они во многом имеют признаки негативных стереотипов. Современное отношение к количеству пациентов меняется: это показатель рейтинга учреждения и востребованности качества медицинской помощи, оказываемой в нем. Знание о психологических трудностях работы в поликлинике должно стать предметом специальной подготовки, которую, по нашему мнению, студенты могут получить в дополнительных программах профессионального образования, направленных на развитие стрессоустойчивости и конфликтной грамотности.
В качестве условий выбора места работы в городской поликлинике студенты отметили: финансовые (60%); месторасположение (27,5); наличие вакансий (22); возможность карьерного роста (20,6); оснащение поликлиники и рабочего места (17,2); хороший коллектив (17,2); удобный график работы (17,2); социальные условия, в том числе жилье (3,4). Только 3 студента ответили, что не будут работать в поликлинике. Названные условия носят реальный характер, следовательно, при грамотной профориен-
тации они могут стать решающим фактором в выборе места работы.
Как оценивают студенты свои возможности для работы в поликлинике? Судя по высказываниям, такие возможности отметили 91% студентов: качество полученных знаний (61), мотив помощи пациенту (17,2); наличие подготовки по узкой специализации (17,2); психологическая устойчивость (10,3); коммуникабельность (10,3). Оценка вероятности успешной профессиональной реализации определяется сочетанием расширенных компетенций с профессиональными способностями, что может расцениваться как устойчивый признак сформированной готовности.
Реальность оценки трудностей работы в поликлинике и собственных ограничений для данной работы позволила выявить ее доступность на момент окончания вуза: готовы приступить к работе без ограничений 14%; различные ограничения имеют 86%, из них - низкий статус в медицинской среде (22,4), психическая и физическая нагрузка (20), медицинская документация (13,7), отсутствие опыта (8,6), низкая зарплата (6,8), специфика пациентов (6,8). Очевидно, что государственная политика в отношении поликлинической службы как первичного звена здравоохранения до сих пор не получает равнозначной поддержки профессионального медицинского сообщества. Возможности выпускников вуза (профессиональные знания, дополнительные специализации, профессиональные мотивы помощи пациентам) не переходят в действительность, потому что отсутствуют или искажаются условия (финансовые, наличие вакансий, возможность профессионального роста), наличие которых способствует преодолению объективных и субъективных ограничений для выбора работы в поликлинике.
С целью уточнения ограничивающих выбор поликлиники в качестве места будущей работы перед студентами была поставлена задача - задать один вопрос главному врачу поликлиники при трудоустройстве на работу. Вопросы задали 91% студентов, что позволяет констатировать готовность будущих выпускников медицинской академии работать в поликлинике при «снятии» неопределенности: какую заработную плату я буду получать (62), есть ли у меня возможность для развития (14), каков полный перечень моих обязанностей (12), каковы перспективы поликлиники (3). Как видно, вопросы носят уточняющий характер, что свидетельствует о недостаточной сфор-мированности у студентов практико-ориентированных компетенций.
Выводы. Интерес к работе в поликлинике у студентов медицинской академии очевиден. Отмечается стремление узнать о перспективах развития данного звена здравоохранения и в нем профессионально определиться. Вместе с тем выявились негативные стереотипы в оценке ограничений выбора поликлиники в качестве места будущей работы. Целесообразно модернизировать компетенции и содержание обучения по теории и практике поликлиники на основе современных подходов к организации деятельности территориальной поликлиники. Необходимо внедрять практико-ориентированные методы обучения, используя актуальные и прогнозируемые трудности в качестве основы учебного проектирования и проблем
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
научно-исследовательских работ студентов. Возможным способом преодоления негативных стереотипов могут стать краткосрочные дополнительные программы профессионального образования (обучение по которым предусмотрено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одновременно с основным профессиональным образованием), направленные на развитие трудового потенциала врача инновационной поликлиники.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1978. 182 с.
D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskie problem gotovnosti k deyatel'nosti. Minsk: BGU, 1978. 182 s.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПБ.: Питер, 2005. 583 с.
Maklakov A.G. Obschaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. SPB.: Piter, 2005. 583 s.
ш
УДК 61-053.2/5:378.144
БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060103.65 - «ПЕДИАТРИЯ»
М.Ю. Галактионова1, Д.А. Маисеенко2, В.И. Фурцев1
ГБОУ «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Галактионова Марина Юрьевна - e-mail: [email protected]
В статье представлен опыт проведения авторских бинарных лекций по курсу преподавания клинических дисциплин специальности «Педиатрия» сотрудниками ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. Бинарная лекция - это лекция, построенная в форме диалога двух преподавателей (представителей двух научных школ, ученого и практика, преподавателя и студента), является интерактивной педагогической технологией. Основной целью бинарной лекции является активное вовлечение студентов в мыслительный процесс для формирования у них способности высказывать свою точку зрения на проблему, присоединяться к одной из представленных точек зрения, делать свой выбор после изложения лекторами двух различных взглядов на одну проблему. Бинарная лекция, представляя для слушателей определенную сложность (два преподавателя, две клинические взаимосвязанные дисциплины, различные стили обшения и т. д.), вызывает у студентов интерес благодаря внешней привлекательности беседы, диалога двух профессионалов смежных специальностей. При этом преподавателям легче поддерживать живой контакт с аудиторией через рассмотрение противоречивых ситуаций, сведений, что способствует развитию педагогической импровизации как преподавателя, так и студента, коммуникативных умений, способностей к рефлексии, творческой активности, формированию собственной позиции по обсуждаемой проблеме.
Лекционный курс, выстроенный на диалогах профессионалов по проблемам акушерства и педиатрии, включающий примеры из реальной практической деятельности, подчеркивающий необходимость междисциплинарной взаимосвязи при изучении курса пропедевтики детских болезней и основ формирования здоровья детей, формирует общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся по специальности «Педиатрия».
Ключевые слова: педиатрия, бинарная лекция, профессиональные компетенции.
The article presents the author's experience of binary lectures of clinical disciplines of specialty «Pediatrics», Krasnoyarsk State medical university named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky Russian Ministry of Health. Binary lecture - a lecture presented in the form of a dialogue between the two teachers (representatives of the two research schools, academics and practitioners, teachers and students) is an interactive educational technology. The main aim of the lecture is a binary active involvement of students in the intellectual process for the forming of their ability to express their views on the issue, to join in with one of the points of view, to make a choice after the presentation of lecturers of two different views on one problem. It is interesting for students because of visual attractiveness of the conversation, dialogue between the two professionals in spite of the fact that the binary lecture is complex (two teachers, two related clinical disciplines, different communication styles, etc). In this case, teachers can keep attention of audience through the consideration of conflicting situations. Thus it contributes to the development of pedagogical improvisation not only the teacher but also the student (communication skills, capacity for reflection, creativity). Lecture course, built on the dialogues between professionals concerning obstetrics and pediatrics, including examples from real practice, emphasizing the need of interdisciplinary course in the study of propaedeutics of childhood diseases and bases of the formation of children's health, forms the general cultural and professional competence of students studying pediatrics.
Key words: pediatrics, binary lecture, professional competences.