Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная технология / мобильные технологии / эффективность использования информационных технологий / преимущества мобильных технологий / учитель / ученик / information technology / mobile technologies / information technology efficiency / advantages of mobile technologies / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Р. Алиева, М.В. Гамзаева, Н.Х. Нурмагомедова

В настоящей статье исследуется готовность учителя к применению мобильных технологий в педагогической деятельности как инновация российской системы образования. Перед началом рассмотрения основного предмета изучению подвергается роль мобильных устройств и приложений в образовательном процессе, осуществляющемся в пространстве современной российской школы. Далее говорится об основных объективных проблемах, могущих возникнуть в ходе интеграции мобильных устройств и приложений в учебно-воспитательный процесс, доказывается важность высокой степени готовности педагога к применению мобильных технологий как средства решения таких проблем. Затем исследуется роль готовности педагога к широкому использованию мобильных технологий в его профессиональной деятельности как значимый фактор, способствующий эффективному их использованию в образовательном процессе, позволяющий минимизировать негативные факторы и тем самым содействующий дальнейшей модернизации системы отечественного образования. Рассматриваются различные уровни готовности педагога к использованию мобильных технологий. Демонстрируются преимущества наличия у него наиболее высоких уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S READINESS TO USE MOBILE TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL ACTIVITY AS AN INNOVATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

The article examines teachers’ readiness to use mobile technologies in pedagogical activity as an innovation of the Russian education system. Before considering the main subject, the role of mobile devices and applications in the educational process carried out in the space of a modern Russian school is studied. Further, it talks about the main objective problems that may arise during the mobile devices and applications integration into the educational process, proves the importance of the teacher’s readiness to mobile technologies using high degree as a means of solving such problems. Then the role of the teacher’s readiness for the widespread use of mobile technologies in his professional activity is investigated as a significant factor contributing to their effective use in the educational process, allowing to minimize negative factors and thereby contributing to the further modernization of the Russian education system. Various levels of teacher’s readiness to use mobile technologies are considered. The advantages of having the highest levels are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Vocational and Pedagogical Education of Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

Gamzayeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Vocational and Pedagogical Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Nurmagomedova N.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technology and Economics,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nanish14@yandex.ru

TEACHER'S READINESS TO USE MOBILE TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL ACTIVITY AS AN INNOVATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM.

The article examines teachers' readiness to use mobile technologies in pedagogical activity as an innovation of the Russian education system. Before considering the main subject, the role of mobile devices and applications in the educational process carried out in the space of a modern Russian school is studied. Further, it talks about the main objective problems that may arise during the mobile devices and applications integration into the educational process, proves the importance of the teacher's readiness to mobile technologies using high degree as a means of solving such problems. Then the role of the teacher's readiness for the widespread use of mobile technologies in his professional activity is investigated as a significant factor contributing to their effective use in the educational process, allowing to minimize negative factors and thereby contributing to the further modernization of the Russian education system. Various levels of teacher's readiness to use mobile technologies are considered. The advantages of having the highest levels are demonstrated.

Key words: information technology, mobile technologies, information technology efficiency, advantages of mobile technologies, teacher, student.

Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: rukisha@bk.ru

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: nanish14@yandex.ru

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящей статье исследуется готовность учителя к применению мобильных технологий в педагогической деятельности как инновация российской системы образования. Перед началом рассмотрения основного предмета изучению подвергается роль мобильных устройств и приложений в образовательном процессе, осуществляющемся в пространстве современной российской школы. Далее говорится об основных объективных проблемах, могущих возникнуть в ходе интеграции мобильных устройств и приложений в учебно-воспитательный процесс, доказывается важность высокой степени готовности педагога к применению мобильных технологий как средства решения таких проблем. Затем исследуется роль готовности педагога к широкому использованию мобильных технологий в его профессиональной деятельности как значимый фактор, способствующий эффективному их использованию в образовательном процессе, позволяющий минимизировать негативные факторы и тем самым содействующий дальнейшей модернизации системы отечественного образования. Рассматриваются различные уровни готовности педагога к использованию мобильных технологий. Демонстрируются преимущества наличия у него наиболее высоких уровней.

Ключевые слова: информационная технология, мобильные технологии, эффективность использования информационных технологий, преимущества мобильных технологий, учитель, ученик.

Актуальность выбранной темы в значительной степени определяется фактом наличия непредсказуемой динамики большинства процессов, происходящих в современном обществе: экономических, политических, культурных.

В условиях активизации этих процессов, фиксирующейся на протяжении трёх последних десятилетий, определённые изменения закономерно претерпевает и сфера отечественного образования. В частности, критически возрастает важность его информатизации [1-15]. В свою очередь, на настоящем этапе этой, последней, фиксируется устойчивый рост влияния мобильных технологий на ход образовательного процесса [7-9].

Таким образом, существенно возрастает важность исследовательских проблем, связанных со степенью готовности современных педагогов к плодотворному использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности. Частичному их решению будет посвящена настоящая статья.

Цель статьи - исследовать феномен готовности учителя к эффективному использованию мобильных технологий в педагогической деятельности как инновацию российской системы образования.

Вышеуказанной цели соответствуют основные задачи статьи:

- исследовать роль мобильных устройств и приложений в образовательном процессе, осуществляющемся в пространстве современной российской школы;

- рассмотреть основные проблемы, могущие возникнуть в ходе интеграции мобильных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- изучить роль готовности педагога к широкому использованию мобильных технологий как фактора, способствующего эффективному их использованию в образовательном процессе и минимизирующего негативные факторы.

Методы исследования: анализ научных исследований, посвящённых различным вопросам, связанным с готовностью учителя к применению мобильных технологий в профессиональной деятельности.

Научная новизна статьи состоит в определении роли, которую играет готовность учителя к широкому использованию мобильных устройств и приложений в образовательной деятельности в дальнейшей модернизации российской школы.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о готовности педагога к использованию мобильных устройств и приложений в профессиональной деятельности как существенном факторе дальнейшей модернизации отечественной системы основного общего и среднего общего образования.

Практическая значимость определяется выявлением основных аспектов влияния готовности учителя к использованию мобильных технологий в учебно-воспитательном процессе на дальнейшую модернизацию школьного образования в нашей стране.

Существенным аспектом реализации т.н. концепции BYOD (англ. - BYOD -bring your own device - принеси с собой своё устройство) в образовательном пространстве современной школы является изменение представлений обучающихся об образовательном потенциале их личных мобильных устройств и ряда приложений [10; 11].

Вышесказанное представляется особенно актуальным для периода развития российской школы, охватывающего период с 2020 по 2022 г. В связи с активной реализацией различных форм дистанционного обучения, обусловленных пандемией COVID-19, всё больше педагогов-исследователей и практиков уделяют внимание реализации данной концепции в образовательном процессе [2; 5; 6; 8; 11; 12]. Многие школы становятся инновационными площадками по освоению мобильных технологий в образовательной практике. Это дало возможность многим учителям оценить результативность интеграции мобильных технологий в образовательный процесс.

При этом широкое использование мобильных устройств и приложений в учебно-воспитательном процессе сопряжено с рядом объективных проблем (табл. 1).

Как видим, достаточный уровень готовности учителей к использованию мобильных технологий будет способствовать полной ликвидации одной из охарактеризованных выше проблем и, скорее всего, частичной - ряда других.

В свою очередь, развитие у современного учителя готовности к широкому применению мобильных устройств и приложений в ходе осуществления профес-

Таблица 1

Проблемы, сопутствующие интеграции мобильных технологий в образовательный процесс

№ Группы Проблемы

1. Социальные С введением форм организации обучения, подразумевающих применение мобильных технологий, могут быть согласны не все участники образовательного процесса

2. Иметь в своём распоряжении достаточно мощные мобильные устройства могут не все обучающиеся

3. Технические В связи с недостаточной технической оснащённостью конкретных образовательных организаций могут возникнуть существенные затруднения в ходе передачи информации как между мобильными устройствами участников образовательного процесса, так и с мобильных устройств - на ноутбуки или стационарные компьютеры

4. Существование платных приложений, некоммерческие аналоги которых трудно или невозможно найти

5. Системные требования ряда приложений могут затруднять их использование на существенной части устройств

6. Трудности с одновременной зарядкой нескольких устройств, разрядившихся в ходе занятия

7. Технические характеристики устройств и степень оснащённости ОО не всегда позволяют эффективно осуществлять общее управление устройствами и контентом на них в ходе групповой работы

8. Педагогические Неготовность ряда учителей воспринимать мобильные устройства, не как замену учебнику, но как полнофункциональный мобильный компьютер

9. Трудности, связанные с планированием учебных занятий, предусматривающих использование мобильных устройств и приложений, в идеале их применение должно быть не только уместным, но и необходимым

10. Трудности, возникающие при организации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса в ходе учебных занятий [9; 13]

11. Физиологические Возможный вред зрению учащихся как результат длительной работы с мобильными устройствами

сиональной деятельности подразумевает необходимый уровень сформированное™ у него ряда качеств (табл. 2).

Таблица 2

Качества педагога, составляющие его готовность к применению мобильных технологий в профессиональной деятельности

№ Категории Качества

1. Специальные Умение разрабатывать программы и проекты, в т.ч. при помощи мобильных устройств

2. Готовность к освоению новых технологий

3. Умение выявлять причины ошибок, возникших в ходе собственной деятельности, и устранять их

4. Способность анализировать результаты собственной деятельности

5. Личностные Стрессоустойчивость

6 Работоспособность

7. Готовность к поиску и реализации нестандартных решений [14, с. 49]

Таким образом, степень готовности современного педагога к широкому применению мобильных технологий в профессиональной деятельности тесно связана с наличием у него осознанной потребности к введению инноваций в образовательный процесс, а также со способностью к активному поиску и реализации нестандартных способов и методов.

В свою очередь, готовность учителя к педагогическим инновациям представляет собой комплексное явление. На современном этапе разработки данной проблемы можно с определённой долей уверенности говорить о том, что она основывается на трёх ключевых элементах (табл. 3).

Таблица 3

Элементы готовности педагога к внедрению педагогических инноваций

№ Элемент Характеристика

1. Когнитивный Подразумевает знание педагогическим работником сущности мобильных технологий, их конкретных возможностей, могущих быть реализованными на учебных занятиях по его предмету

2. Мотивационно-ценностный Наличие у педагога осознанного стремления к широкому использованию мобильных технологий в своей профессиональной деятельности

3. Деятельностный Развитый комплекс умений и навыков, связанных с применением мобильных технологий в ходе педагогического процесса [11; 13; 15]

Важнейшим аспектом готовности педагога к широкому использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности является его психологическая готовность.

В структуре психологической готовности одной из ключевых характеристик является личностная мотивационная готовность. Её сформированность подразумевает наличие у педагога осознанного стремления к совершенствованию методического и педагогического процесса обучения, а также достаточного уровня развития ряда личностных качеств [4, с. 50].

После рассмотрения основных составляющих готовности современного педагога к широкому использованию мобильных технологий в образовательном процессе представляется возможным говорить о трёх уровнях её развития (табл. 4).

Таблица 4

Уровни развития готовности педагога к использованию мобильных технологий

№ Уровень Характеристика

1. Низкий Педагог имеет общее представление о мобильных технологиях, но при этом пассивно и настороженно относится к широкому использованию возможностей мобильных устройств и приложений в образовательном процессе, не проявляет осознанного стремления к их освоению

2. Средний Учителем осознаётся значимость интеграции мобильных технологий в учебно-воспитательный процесс. Имеется достаточно развитая система знаний, умений и навыков, связанных с их использованием, но применяются они преимущественно в стандартных условиях. Педагог стремятся к освоению мобильных технологий, но часто недостаточно активен в этом смысле [1; 6; 8]

3. Высокий Использование педагогом мобильных технологий в ходе осуществления профессиональной деятельности характеризуется высокой методологической культурой. Система знаний, умений и навыков, связанных с их активным применением, развита в полном объёме, активно применяется на практике. Педагог обнаруживает осознанное стремление к саморазвитию, самоанализу, характеризуется развитыми рефлексивными способностями [12, с. 296]

Таким образом, наличие у педагога среднего, а особенно высокого уровня готовности к использованию мобильных технологий в образовательном процессе позволяет:

- развивать у учащихся комплекс умений и навыков, связанных с активным поиском нестандартных решений в учебной и других видах деятельности;

- организовать активное и многомерное освоение содержания дисциплины учениками;

- мотивировать школьников к межличностному взаимодействию в условиях урочной, внеурочной и внешкольной активности;

- обеспечить эффективное использование инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса [2; 5; 7; 10].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в условиях интенсификации модернизационных процессов, фиксирующихся во всех сферах жизни российского общества, существенно актуализируются проблемы, связанные с информатизацией системы образования.

При этом усиливается влияние мобильных технологий на организацию и ход учебно-воспитательного процесса.

Это, в свою очередь, способствует возрастанию важности ряда вопросов, связанных с готовностью учителей российских школ использовать мобильные устройства и приложения в профессиональной деятельности.

Внедрение в школах различных форм дистанционного обучения в 20202021 гг позволило многим отечественным педагогам оценить результативность интеграции мобильных технологий в образовательный процесс.

Охарактеризованные выше тенденции естественным образом способствовали более чёткому обозначению комплекса объективных проблем, связанных с внедрением таких технологий.

Решению этих проблем может в значительной степени поспособствовать повышение уровня готовности педагогов к широкому использованию мобильных устройств и приложений.

Развитая готовность учителя к использованию мобильных технологий в ходе профессиональной деятельности подразумевает наличие у него некоторых личностных качеств. В их числе следует отметить стрессоустойчивость, работоспособность, готовность к поиску и реализации нестандартных решений.

Связана она также с определённым уровнем развития специальных качеств современного педагога. Среди них умение разрабатывать программы и проекты при помощи мобильных устройств, готовность к освоению новых технологий, а равно и умение выявлять и устранять ошибки в собственной деятельности, способность к анализу её результатов.

Библиографический список

Наиболее значимым аспектом готовности современного учителя к широкому использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности является психологическая готовность.

В структуре последней ведущее место занимает личностная мотивацион-ная готовность.

Степенью выраженности охарактеризованных компонентов определяется наличие у педагога низкого, среднего или высокого уровня готовности к широкому использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности.

Наличие у педагога среднего или высокого уровня готовности к использованию таких технологий в процессе позволяет развивать у учащихся комплекс умений и навыков, связанных с активным поиском нестандартных решений в учебной и других видах деятельности, организовать активное и многомерное освоение содержания дисциплины учениками, мотивировать школьников к активизации межличностного взаимодействия в условиях урочной, внеурочной и внешкольной активности, а также обеспечивать эффективное использование инновационных форм организации образовательного процесса.

1. Носова Л.А., Павлова Т.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности в период модернизации образования в России. E-Scio. 2019; № 6 (33): 396 - 403.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

3. Сибагатуллина А.Р, Степанова ГА. Инновационная образовательная среда как фактор развития готовности педагогов к профессиональной деятельности. Вестник Академии энциклопедических наук. 2020; № 1 (38): 58 - 63.

4. Любанец И.И. Использование BYOD-технологии в образовательном процессе. Вестник Донецкого педагогического института. 2017; № 3: 47 - 51.

5. Гузь Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; № 4: 59 - 62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. Педагогические науки. 2017; № 1 (19): 127 - 131.

7. Остапенко РИ. Преподавание дисциплин информационного цикла с помощью BYOD. Перспективы Науки и Образования. Международный научный журнал. 2017; № 5: 66 - 73.

8. Петрова А.С., Афанасьева О.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы. Педагогика. 2017; № 11 (21): 39 - 41.

9. Раскина И.И., Круглова Н.А. Использование мобильных устройств на уроках математики и информатики. Актуальные проблемы обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Москва: МПГУ 2019: 732 - 739.

10. Чикова О.А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; Т 2; № 3 (73): 22 - 39.

11. Горбушин А.Г. Использование технологии BYOD (bring your own device) в образовательном процессе. Актуальные проблемы современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва: Научный Центр «Аэтерна», 2014: 58 - 60.

12. Садыкова О.П., Петров А.А. Рефлексивный компонент в концептуальной модели образовательного процесса в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 68-2: 295 - 297.

13. Стариченко Б.Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач. Педагогическое образование в России. 2018; № 8: 153 - 162.

14. Татаринов К.А., Бовкун Л.Е. Мобильные технологии в образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9; № 3 (32): 47 - 50.

15. Голицина И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании. Образовательные технологии и общество. 2011; № 1: 241 - 251.

References

1. Nosova L.A., Pavlova T.A. Issledovanie gotovnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya k innovacionnoj deyatel'nosti v period modernizacii obrazovaniya v Rossii. E-Scio. 2019; № 6 (33): 396 - 403.

2. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

3. Sibagatullina A.R., Stepanova G.A. Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda kak faktor razvitiya gotovnosti pedagogov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Akademii 'enciklopedicheskih nauk. 2020; № 1 (38): 58 - 63.

4. Lyubanec I.I. Ispol'zovanie BYOD-tehnologii v obrazovatel'nom processe. VestnikDoneckogopedagogicheskogo instituta. 2017; № 3: 47 - 51.

5. Guz' Yu.A. 'Effektivnoe ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij i planshetov v obuchenii inostrannomu yazyku. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2017; № 4: 59 - 62.

6. Karabel'skaya I.V. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'ekonomika. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 1 (19): 127 - 131.

7. Ostapenko R.I. Prepodavanie disciplin informacionnogo cikla s pomosch'yu BYOD. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2017; № 5: 66 - 73.

8. Petrova A.S., Afanas'eva O.V., Levkina N.N. Informatizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Pedagogika. 2017; № 11 (21): 39 - 41.

9. Raskina I.I., Kruglova N.A. Ispol'zovanie mobil'nyh ustrojstv na urokah matematiki i informatiki. Aktual'nye problemy obucheniya informatike i matematike v sovremennoj shkole: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Moskva: MPGU, 2019: 732 - 739.

10. Chikova O.A. Cifrovaya transformaciya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2020; T 2; № 3 (73): 22 - 39.

11. Gorbushin A.G. Ispol'zovanie tehnologii BYOD (bring your own device) v obrazovatel'nom processe. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Nauchnyj Centr «A'eterna», 2014: 58 - 60.

12. Sadykova O.P., Petrov A.A. Refleksivnyj komponent v konceptual'noj modeli obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 68-2: 295 - 297.

13. Starichenko B.E. Pedagogicheskij podhod k ocenke rezul'tativnosti ispol'zovaniya IKT v reshenii obrazovatel'nyh zadach. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 8: 153 - 162.

14. Tatarinov K.A., Bovkun L.E. Mobil'nye tehnologii v obrazovanii. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9; № 3 (32): 47 - 50.

15. Golicina I.N., Polovnikova N.L. Mobil'noe obuchenie kak novaya tehnologiya v obrazovanii. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2011; № 1: 241 - 251.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37.035

Grevtseva G.Ya., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Ethnocultural Educaton, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), E-mail: yakupovna@rambler.ru

Bastanar I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Postgraduate and Doctoral Studies, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), E-mail: aspirant@chgaki.ru

Panin D.Yu, postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian Pedagogical University' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: p.d.y@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AS A FACTOR OF INDIVIDUAL SOCIALIZATION. The article considers the essence and meaning of the concepts of "patriotism", "professional patriotism", "socialization". The types of patriotism, including professional patriotism, are singled out. Methodological approaches to the formation of professional patriotism (systemic, acmeological, integrative-activity, competence), structural components of the process of formation of professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.