Научная статья на тему 'Готовность социального климата российских вузов к усвоению норм академической этики'

Готовность социального климата российских вузов к усвоению норм академической этики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ / СТУДЕНТЫ / КОНТРОЛЬ / АТТЕСТАЦИЯ / ACADEMIC ETHICS / SOCIAL CLIMATE / STUDENTS / CONTROL / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Анна Михайловна,

В данной статье представлены результаты исследования, направленного на изучение готовности социального климата российских ВУЗов к усвоению норм академической этики, а также готовности студентов следовать предложенным этическим принципам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрова Анна Михайловна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF THE SOCIAL CLIMATE OF RUSSIAN UNIVERSITIES TO ACHIEVE THE NORMS OF ACADEMIC ETHICS

This article presents the results of a study aimed at studying the readiness of the social climate of Russian universities to study the norms of academic ethics, as well as the readiness of students to follow the proposed ethical principles.

Текст научной работы на тему «Готовность социального климата российских вузов к усвоению норм академической этики»

УДК 159.9

Александрова Анна Михайловна,

студент, Уральский федеральный университет имени первого Президента

России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург,

e-mail: ma.vie.ma.voie@gmail.com

Научный руководитель: Дорогина Ольга Ивановна,

доцент, к.п.н., Уральский федеральный университет имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург,

e-mail: dorogina_olga@mail.ru

ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО КЛИМАТА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ К УСВОЕНИЮ НОРМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования, направленного на изучение готовности социального климата российских ВУЗов к усвоению норм академической этики, а также готовности студентов следовать предложенным этическим принципам.

Ключевые слова: академическая этика, социальный климат, студенты, контроль, аттестация.

Alexandrova Anna Mikhailovna,

Student, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.

Yeltsin, Yekaterinburg,

e-mail: ma.vie.ma.voie@gmail.com

Scientific adviser: Dorogina Olga Ivanovna,

Associate Professor, Ph.D., Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, e-mail: dorogina_olga@mail.ru

READINESS OF THE SOCIAL CLIMATE OF RUSSIAN UNIVERSITIES TO ACHIEVE THE NORMS OF ACADEMIC ETHICS

Annotation. This article presents the results of a study aimed at studying the readiness of the social climate of Russian universities to study the norms of academic ethics, as well as the readiness of students to follow the proposed ethical principles.

Keywords: academic ethics, social climate, students, control, certification.

Последнее десятилетие характеризовалось значительными изменениями в сфере образования: развитие дистанционного образования, применение компьютерных технологий в обучении, появление новых способов аттестации на основе интернет-ресурсов и компьютерного тестирования. Все перечисленные нововведения ставят новые вопросы перед академической этикой, требующие разработки новых путей решения. Многочисленные технические достижения и их повсеместная доступность открывают новые пути как для повышения качества и доступности образования, так и для академической нечестности.

Академическая нечестность подразумевает под собой «любой тип нечестности или обмана, который связан с научной и образовательной деятельностью» и включает в себя такие явления как плагиат, фабрикация, обман, списывание и саботаж [1, с. 3].

Одним из путей решения является применение новых методов контроля при проведении аттестаций, усовершенствование систем выявления плагиата и других мер, направленных на прямое пресечение академической нечестности. Основным его недостатком является то, что вопрос академической этики сводится к гонке вооружений между преподавателями (или администрацией учебного заведения) и студентами.

Вторым путем решения являются методы предупреждения попыток обмана путем введения этических кодексов [2 с. 10], пропаганды необходимости соблюдения предписанных норм, внедрение пяти фундаментальных ценностей, в которые входят честность, доверие, справедливость, уважение и ответственность [3, с. 102]. Наибольшую эффективность обеспечивает одновременное применение перечисленных мер в сочетании с методами повышенного контроля, действие которых должно потерять превентивный характер, уступив его личной честности студентов.

Необходимыми предпосылками принятия студентами необходимости соблюдения академической честности является уважительное и тесное взаимодействие между студентами и преподавателями, позволяющее студентам осознавать общность целей и интересов, заключающихся в передачи и получении знаний, уверенность обучающихся в возможности успешного прохождения всех аттестации без применения обмана.

Целью нашего исследования была оценка некоторых характеристик социального климата в Российских ВУЗах, взаимоотношений между студентами и преподавателями, а также других факторов, влияющих на готовность усвоения студентами академической этики. Исследование было проведено методом анкетирования шестидесяти студентов различных ВУЗов России, обучающихся по различным направлениям подготовки, в возрасте от 18 до 23 лет. В результате анкетирования были получены следующие данные.

88% студентов помогают друг другу в учебе.

85% находят друзей на факультете.

74% студентов делятся личными историями на занятиях.

74% могут обратится к преподавателю за помощью.

82% студентов выполняют правила факультета.

84% считают, что способны справиться со сложной задачей.

68% студентов высказались, что прилагают большие усилия, чтобы сдать экзамен, при этом 35% могут не прилагать особых усилий, чтобы сдать экзамен.

88% студентов согласны, что работоспособность важнее оценок.

Из приведенных данных можно сделать следующие выводы. Большинство студентов находят поддержку и дружбу внутри студенческого сообщества; у большинства учащихся в достаточной мере установлены неформальные отношения с преподавателями, позволяющие

студентам контактировать с ними не только в системе «лектор -слушатели», но и в более свободной форме; студенты готовы следовать предложенным правилам факультета и считают себя способными справиться с различными сложностями учебной деятельности самостоятельно. Кроме того, студенты разделяют убеждение относительно того, что их работоспособность, зависящая от реальных навыков и умений, важнее академической успешности.

Данные выводы подтверждают предположение о наличии благоприятного социального климата в Российских ВУЗах и потенциальной готовности студентов следовать предложенным нормам академической этики.

Список литературы

1. Герцен С. М. Меры предотвращения академического мошенничества (из опыта зарубежных вузов) // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №4 (17). С. 1 -11.

2. Ефимова Г. З. Анализ основных стратегий борьбы с проявлениями недобросовестности в науке и образовании // Современные исследования социальных проблем. 2013. №2 (22).

3. Шерстюк В.Г., Жарикова М.В. Система поддержки академической честности для украинских университетов // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2017. №2 (68). С. 101 - 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.