Ефимова Г алина Зиновьевна
Efimova Galina Zinov’evna Тюменский государственный университет
Tyumen State University
Старший преподаватель кафедры общей и экономической социологии Senior Lecturer, Department of General and Economic Sociology
E-Mail: [email protected]
Кичерова Марина Николаевна
Kitcherova Marina Nikolaevna Тюменский государственный университет
Tyumen State University Доцент кафедры общей и экономической социологии Associate Professor, Department of General and Economic Sociology
E-Mail: marina-kicherova@yandex .ru
Анализ причин академического мошенничества и их классификация
Analysis reasons of the academic fraud and their classification
Аннотация: В статье рассматриваются причины академического мошенничества как социального феномена. Причины подразделяются по уровням проявления.
The Abstract: The article discusses the reasons academic fraud as a social phenomenon. The reasons are classified by level of manifestation.
Ключевые слова: Академическое мошенничество, наука, образование, этика.
Keywords: Academic fraud, science, education, ethics.
***
Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, обострили многие проблемы современной науки и образования, в том числе проблему академического мошенничества.
Академическая недобросовестность, нечестность или академическое мошенничество -это любой тип мошенничества или обмана, который связан с научной и образовательной деятельностью. На сайте Европейского научного фонда отмечается, что мошенничество в науке включает в себя следующие виды проступков: фабрикацию (выдумывание данных), фальсификацию данных (манипулирование ими для производства вымышленных научных результатов) и плагиат (представление работы других исследователей как своей собственной). Нет точных статистических данных о распространенности этих явлений в международном научном сообществе - по разным оценкам от 0,1 до 1% исследователей совершают мошеннические действия и возможно от 10 до 50% ученых бывают задействованы в сомнительных действиях [1]. Исследования степени распространенности неэтичного поведения среди российских исследователей немногочисленны, тем не менее, для России данная проблема весьма актуальна. Разнообразие практик академического мошенничества позволяет говорить о масшта-
Статья выполнена в рамках НИР «Академическое мошенничество студентов и сотрудников учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества (на материалах Тюменской области)» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013гг. Соглашение №14.B37.21.0706.
1
бах проблемы. Проявление различных форм академического мошенничества наблюдается как в деятельности преподавателей, так и среди студентов.
Один только плагиат получил распространение помимо студенческих работ, и в научных трудах ученых (учебники, монографии, диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук) и даже в документах по грантам (заявки и отчеты). Подобная практика свидетельствует о низком уровне их исследовательской культуры, этики и уважения к коллегам.
Изучение и выявление причин академического мошенничества имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет установить механизмы предупреждения этого явления и разработать комплекс мер по его предотвращению. Цель данной статьи - рассмотреть совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют проявление академического мошенничества как социального явления.
Многообразие проявлений академического мошенничества и его связь со многими сторонами общественной жизни обусловливает необходимость классификации его причин. Как известно понятие «причина» (в философской трактовке) - основание, предлог для каких-либо действий, явление, обладающее способностью порождать следствие [2]. Условие - это явление, способствующее действию причины. Под причинами академического мошенничества мы будем понимать социальные, экономические, культурные и другие объективно существующие факторы, которые порождают академическое мошенничество как следствие своего действия.
Следует отметить, что академическое мошенничество как социальная проблема, является результатом причин нескольких «уровней». Это означает, что причины тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние, порождая наблюдаемую проблему. Таким образом, применительно к академическому мошенничеству, на наш взгляд можно говорить о причинном комплексе, который включает несколько уровней причин:
1. Симптомы (или поверхностные причины), признаки существования проблемы.
2. Причины первого уровня, оказывают непосредственное влияние на источник проблемы.
3. Причины более глубокого уровня (или глубинные причины) - это причины, порождающие причины первого уровня. Хотя они и не являются непосредственными источниками проблемы, данные причины играют роль связующего звена в цепочке причинно-следственных связей, которая приводит к возникновению проблемы.
Здесь довольно затруднительно привести конкретные примеры универсальных причин академического мошенничества, так как в зависимости от ряда факторов они могут относиться как к категории «симптомов», так и «глубинных причин». Соответственно дифференциацию причин по данному основанию можно провести только применительно к конкретному случаю недобросовестности в науке.
По своим сущностным характеристикам причины и условия возникновения академического мошенничества можно подразделить на объективные и субъективные. Объективные причины - устойчивые негативные явления, связанные с социально-экономическими противоречиями общества. Субъективные причины связаны с особенностями личности, ее ценностными ориентациями и этическими установками.
Статья выполнена в рамках НИР «Академическое мошенничество студентов и сотрудников учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества (на материалах Тюменской области)» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013гг. Соглашение №14.В37.21.0706.
2
В качестве объективных причин академического мошенничества можно назвать дисфункции социальных институтов или так называемые «институциональные ловушки» [3, 4].
К субъективным причинам можно отнести нежелание придерживаться личной этики на фоне массовой лжи (плагиат в работах чиновников, махинации, обман и мошенничество в науке, образовании и других сферах).
Помимо разделения причин по уровням, их можно классифицировать по содержанию. Так, на этом основании среди причин академического мошенничества можно выделить социально-экономические, социально-психологические, культурно-воспитательные, организационно-управленческие и информационно-технологические причины. Все они дополняют друг друга и действуют системно.
Среди основных социально-экономических причин можно назвать низкий престиж научных исследований и разработок, нехватку финансирования для организации и проведения полноценных исследований, приобретения необходимой техники, приборной базы, компьютерных программ. К этому ряду причин можно отнести и сложность соблюдения баланса между трудовой занятостью студентов очной формы обучения (опыт работы важен для трудоустройства по окончании ВУЗа) и учебой (остается мало времени на подготовку к занятиям и самостоятельное выполнение заданий). Низкая заработная плата преподавателей, отсутствие достаточного времени на качественную проверку работ приводит к тому, что студенты знают, что плагиат может пройти незамеченным.
К социально-психологическим причинам можно отнести следующее: современные студенты расставляют приоритеты, проявляя менее серьезное отношение к дисциплинам малозначимым в их профессиональной деятельности, экономя время для более глубокого изучения «нужных» предметов. Осознание «ненужности», «формальности» заданий, их оторванности от практики и будущей трудовой деятельности. У них отсутствует мотивация на оригинальные работы и прикладные исследования и все это приводит к плагиату, фальсификации и другим формам академической нечестности.
К числу культурно-воспитательных причин можно отнести отсутствие необходимых учебных дисциплин, постоянной практики для выработки у студентов навыка написания научно-исследовательских работ (если не умеют делать сами, то буду «воровать»). Студенты поступают в образовательное учреждение неготовые к самостоятельной интеллектуальной, мыслительной и аналитической деятельности, не обладают навыками работы с литературой и корректного цитирования источников. Этот перечень дополняет низкая морально-этическая культура, несоблюдение принципов кодексов этики; переориентация моральных норм, сосредоточение студентов на конечных результатах (диплом вуза как ценность), а не на формируемых навыках и компетенциях как долгосрочных результатах получения образования.
К организационно-управленческим причинам мы считаем возможным отнести институциональное принуждение и бюрократию, низкую планку приема абитуриентов в учебное заведение. Для заведомо «слабых» студентов, неспособных освоить программу образовательного учреждения академическое мошенничество становится единственным способом получить диплом. Одной из главных причин является отсутствие жесткого контроля проявлений академического мошенничества со стороны коллег и руководства учебного заведения, безразличие преподавателей, которые не требуют от студента приоритетной оригинальности и уникальности текста. При проверке работы пристальное внимание уделяется объему работы либо просто факту ее наличия, а не содержанию - в таком случае одну письменную работу может сдать несколько человек. Ультимативное требование инноваций и конкуренция за показатели (сво-
Статья выполнена в рамках НИР «Академическое мошенничество студентов и сотрудников учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества (на материалах Тюменской области)» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013гг. Соглашение №14.В37.21.0706.
3
их идей нет или очень мало, а руководство требует - «приходится» идти на мошенничество). Жесткие требования научно-исследовательской и публикационной активности способствуют проявлению различных форм академического мошенничества в деятельности преподавателей (так называемое неумышленное поощрение плагиативной активности).
В современной системе образования от студента требуется знание фактов, а не умение аргументированно доказать свою точку зрения.
Также к числу организационно-управленческих причин можно отнести и отсутствие серьезных, значимых санкций за допущение различных проявлений академического мошенничества студентов и преподавателей в большинстве учебных заведений; отсутствие у учебного заведения конкретных документов, регламентирующих данную сферу и санкции за проступки в ней. Практика исключения студентов и увольнения преподавателей за плагиат в работах в российских учебных заведениях пока не получила широкого распространения, в отличие от Америки и ряда стран Запада.
Замкнутость, ограниченность и оторванность от мировых баз данных ведет к изоляции страны, «оправдывая» академическое мошенничество с публикациями и индексом цитирования. В то время как индекс цитирования - показатель значимости идей ученого и его связи с научным сообществом (местным и/или международным).
Также распространению академической недобросовестности способствует наличие у нарушителя (студента или преподавателя) уверенности, основанной на предположении или предыдущем опыте, что его обман никогда не вскроется, либо санкция за него будет не значительна, а полученная выгода от риска - высока. Вознаграждение более притягательно, риск быть обнаруженным низок, санкции не существенны.
Отдельную группу составляют информационно-технологические причины. Развитие интернет-технологий и их доступность широким массам, формирует благоприятные условия для распространения информации и ее нелегального копирования. Однако, нарастание открытости информационного пространства и предоставление свободного доступа к подавляющему числу публикаций (книги, статьи в научной периодике и проч.) - может сыграть положительное значение в борьбе с нарушением авторских прав и позволит точно и оперативно выявлять некорректные заимствования.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии и взаимосвязи причин академического мошенничества, широком диапазоне форм их проявления и лабильности их степени значимости в зависимости от конкретной ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Европейские ученые консолидируют усилия в борьбе с мошенничеством в науке // http://www.polit.ru/news/2008/12/18/esf/
2. Философия. Энциклопедический словарь/ под ред .А.А.Ивина - М.Гардарики,
2004.
3. Баловацкий Е. «Диссертационная ловушка»// «Свободная мысль-ХХ1» 2005. -
№2.
4. Полтерович В.М. «Институциональные ловушки: есть ли выход?»// Общественные науки и современность. - 2003. - №3.
Статья выполнена в рамках НИР «Академическое мошенничество студентов и сотрудников учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества (на материалах Тюменской области)» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013гг. Соглашение №14.В37.21.0706.
4