Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К САМОСОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К САМОСОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДРОСТКИ / ГОТОВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капалыгина И.И., Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н.

Цель исследования - выявление уровня готовности школьников к сохранению здоровья в информационно-образовательном пространстве. Методика и организация исследования. Педагогическое исследование (констатирующий этап) проводилось на базе школ г. Гродно (Республика Беларусь), в котором приняли участие 324 школьника, в возрасте 14-15 лет. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных; эмпирические методы (опрос, анкетирование); методы математической статистики (корреляционный анализ). Результаты исследования и их обсуждение. Анализ самооценки уровня готовности обучающихся 14-15 лет к самосохранению здоровья (когнитивный и деятельностный компоненты) в информационно-образовательном пространстве свидетельствует о наличии серьезных проблем. А именно: недостаточный уровень сформированности знаний об информационной гигиене, безопасности, здоровой речевой среде имеют более половины подростков. Неготовность к осуществлению осмысленных действий по использованию знаний о сохранении здоровья подтверждают 2/3 респондентов. При этом установлены корреляционные связи между когнитивным и деятельностным компонентом, которые свидетельствуют о влиянии уровня знаний в области сохранения здоровья, информационной гигиены и безопасности на дальнейшее поведение подростков в информационном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Капалыгина И.И., Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF ADOLESCENTS FOR SELF-PRESERVATION OF HEALTH IN THE INFORMATION EDUCATIONAL SPACE

Objective of the study was to identifying the level of readiness of schoolchildren to maintain health in the information and educational space. Methods and structure of the study. Pedagogical research (stating stage) was conducted on the basis of schools in Grodno (Republic of Belarus), which was attended by 324 schoolchildren aged 14-15 years. Research methods: theoretical analysis and generalization of scientific data; empirical methods (survey, questioning); methods of mathematical statistics (correlation analysis). Results and conclusions. Analysis of self-assessment of the level of readiness of students aged 14-15 for self-preservation of health (cognitive and activity components) in the information and educational space indicates the presence of serious problems. Namely, more than half of adolescents have an insufficient level of knowledge about information hygiene, security, and a healthy speech environment. 2/3 of the respondents confirm that they are not ready to take meaningful actions to use knowledge about maintaining health. At the same time, correlations were established between the cognitive and activity components, which indicate the influence of the level of knowledge in the field of health preservation, information hygiene and security on the further behavior of adolescents in the information educational space.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К САМОСОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

готовность подростков к САМОСОХРАНЕНИЮ здоровья в информационном образовательном пространстве

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 09.03.2022 г.

Информация для связи с автором: voloshina l@bsu.edu.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Капалыгина1 Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина2 Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков2, 3 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина2

Тродненский государственный университет им. Янки Купалы, Гродно 2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

3Белгородский юридический институт Министерства Внутренних Дел России имени И.Д. Путилина, Белгород

READiNESS OF ADOLESCENTS FOR SELF-PRESERVATiON OF HEALTH iN THE iNFORMATiON EDUCATiONAL SPACE

PhD, Associate Professor I.I. Kapalygina1 Dr. Hab., Professor L.N. Voloshina2 Dr. Hab., Professor V.L. Kondakov2, 3 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina2

1Yanka Kupala State University of Grodno , Grodno

2 Belgorod State National Research University, Belgorod

3 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia named after I.D. Putilin, Belgorod

□ и

Аннотация

Цель исследования - выявление уровня готовности школьников к сохранению здоровья в информационно-образовательном пространстве. Методика и организация исследования. Педагогическое исследование (констатирующий этап) проводилось на базе школ г. Гродно (Республика Беларусь), в котором приняли участие 324 школьника, в возрасте 14-15 лет. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных; эмпирические методы (опрос, анкетирование); методы математической статистики (корреляционный анализ).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ самооценки уровня готовности обучающихся 14-15 лет к самосохранению здоровья (когнитивный и де-ятельностный компоненты) в информационно-образовательном пространстве свидетельствует о наличии серьезных проблем. А именно: недостаточный уровень сформированности знаний об информационной гигиене, безопасности, здоровой речевой среде имеют более половины подростков. Неготовность к осуществлению осмысленных действий по использованию знаний о сохранении здоровья подтверждают 2/3 респондентов. При этом установлены корреляционные связи между когнитивным и деятельностным компонентом, которые свидетельствуют о влиянии уровня знаний в области сохранения здоровья, информационной гигиены и безопасности на дальнейшее поведение подростков в информационном образовательном пространстве.

Ключевые слова: здоровье, информационно-образовательное пространство, подростки, готовность, информационная гигиена, информационная безопасность.

Abstract

Objective of the study was to identifying the level of readiness of schoolchildren to maintain health in the information and educational space. Methods and structure of the study. Pedagogical research (stating stage) was conducted on the basis of schools in Grodno (Republic of Belarus), which was attended by 324 schoolchildren aged 14-15 years. Research methods: theoretical analysis and generalization of scientific data; empirical methods (survey, questioning); methods of mathematical statistics (correlation analysis). Results and conclusions. Analysis of self-assessment of the level of readiness of students aged 14-15 for self-preservation of health (cognitive and activity components) in the information and educational space indicates the presence of serious problems. Namely, more than half of adolescents have an insufficient level of knowledge about information hygiene, security, and a healthy speech environment. 2/3 of the respondents confirm that they are not ready to take meaningful actions to use knowledge about maintaining health. At the same time, correlations were established between the cognitive and activity components, which indicate the influence of the level of knowledge in the field of health preservation, information hygiene and security on the further behavior of adolescents in the information educational space.

Keywords: health, information and educational space, adolescents, readiness, information hygiene, information security.

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Современное информационное пространство наряду с огромным развивающим, образовательным, коммуникативным потенциалом несет в себе ряд негативных влияний, способствующих нарушению как психического, так и физического здоровья. Поэтому проблема самосохранения здоровья обучающихся при погружении в информационное образовательное пространство требует особого внимания. Ее изучению посвящен ряд современных отечественных и зарубежных исследований [5-7].

В работах Д. А. Богдановой раскрыты проблемы влияния информации на молодежь и предложены варианты ситуаций поддержки информационной безопасности [1]. А. Н. Сафронова, Н. О. Вербицкая, Н. А. Молчанов, рассматривая проблемы самосохранения здоровья обучающихся в цифровом пространстве, указывают на необходимость создания виртуальной воспитательной среды в каждой образовательной организации [4].

Вопросам моделирования процесса противодействия опасной информации на ценностно-смысловую сферу рас-

тущего человека посвящена коллективная монография под редакцией И. Ф. Кефели, Р. М. Юсупова [2]. В своем исследовании E. Segers и T. Kleemans изучали влияние цифровой среды и стиля общения в семье на речевое поведение и грамотность обучающихся [8].

Мы полагаем, что осмысление подростками социальной и личностной значимости самосохранения здоровья в определенной степени зависит от совокупности знаний и представлений о рисках для здоровья цифровой среды и умений применять эти знания в конкретных ситуациях.

Все это составляет основу готовности подростка к сохранению здоровья в информационном образовательном пространстве. В нашем исследовании мы рассматриваем готовность как способность к продуктивной реализации действий по охране здоровья с опорой на имеющиеся знания и умения. Готовность включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Ранее в своих исследованиях мы представили уровень сфор-мированности мотивационно-ценностного компонента [3].

Цель исследования - выявление уровня готовности школьников к сохранению здоровья в информационно-образовательном пространстве (когнитивный, деятельностный компоненты).

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось на базе школ города Гродно (Республика Беларусь), в котором приняло участие 324 школьника в возрасте 14-15 лет. В ходе опроса респондентам было предложено дать самооценку знаниям и умениям в области сохранения здоровья, информационной гигиены и безопасности по 3-бальной шкале: оптимальный уровень (3 балла) - имею полные представления, знания в области сохранения здоровья, информационной гигиены и безопасности, владею в полной мере умениями их применять в информационно-образовательном пространстве; недостаточный уровень (2 балла) - имею частичные представления и знания, не в полной мере владею умениями их применять в информационно-образовательном пространстве; низкий

уровень (1 балл) - не имею знаний, представлений в области сохранения здоровья, информационной гигиены и безопасности, не владею умениями безопасного поведения в информационно-образовательном пространстве. Далее определялась сумма полученных баллов и оценивался уровень готовности обучающихся к самосохранению здоровья в информационном пространстве: 50-60 баллов - оптимальный; 35-49 баллов - недостаточный; до 34 баллов - низкий.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали полученные результаты, проблемным полем для современных подростков 14-15 лет оказалась информационная гигиена (см. таблицу). Можно констатировать, что школьниками на сегодня она не осознана. Владеют знаниями об информационной гигиене по самооценке только 15,8 % школьников. Еще в меньшей степени интересует обучающихся информационная безопасность. При работе в сети Интернет подростки не задумываются о собственной безопасности. Владеют знаниями об «информационной безопасности» только 10,9 % школьников.

Такие понятия, как «компьютерная зависимость» и «игровая зависимость», школьникам знакомы. Владеют знаниями об этих зависимостях соответственно 28,6 % и 39,8 % обучающихся. Однако противостоять компьютерной и игровой зависимости не могут соответственно 20,7 % и 25,6 % обучающихся. Эта проблема требует новых подходов к воспитанию таких личностных качеств подростков, как ответственность за собственное здоровье, самоконтроль и саморегуляция.

Уровень представлений школьников о том, что информация, здоровье и поведение человека могут быть взаимосвязаны между собой, невысокий. Владеют такими представлениями 8,2 % и 5,8 % учащихся. Однако взаимосвязь сетевой информации и имиджа человека представляется возможной 21,2 % учащихся.

Понятие «здоровая речевая среда» не входит в контент знаний у 36,4 % школьников. Это можно объяснить отсутствием положительных примеров речевого поведения в со-

Уровень готовности подростков 14-15 лет к самосохранению здоровья (когнитивный и деятельностный компоненты) в информационно-образовательном пространстве, %

Содержание ключевых представлений и знаний Уровень

Оптимальный Недостаточный Низкий

Информационная гигиена 15,8 34,7 49,5

1- Информационная безопасность 10,9 24,5 64,6

о Здоровая речевая среда 18,9 44,7 36,4

с Безопасное общение 13,2 25,6 61,2

>s Информационное безопасное пространство 20,9 20,6 58,5

_й I Компьютерная зависимость 28,6 32,3 39,1

S 1- Игровая зависимость 39,8 44,7 15,5

Представления о взаимосвязи информации и здоровья 8,2 34,6 57,2

Представления о взаимосвязи информации и поведения человека 5,8 17,5 76,7

Представления о взаимосвязи сетевой информации и имиджа человека 21,2 32,2 46,6

Владение умениями Уровень

Оптимальный Недостаточный Низкий

Подбирать форму высказывания в Интернете 24,4 27,4 48,2

ш Соблюдать информационную гигиену 11,4 29,8 58,8

о с S о Соблюдать информационную безопасность 8,6 20,8 70,6

Противостоять компьютерной зависимости 20,7 22,2 57,1

-й Вступать в безопасное общение 12,3 19,6 68,1

1- о Противостоять игровой зависимости 25,6 33,6 40,8

-0 Выйти из конфликта, создавшего в социальной сети в процессе общения 24,3 16,5 59,2

ш 1- Планировать работу с информацией 6,8 28,7 64,5

ш Справляться с потоком информации в Интернете 7,8 23,4 68,8

Поддерживать здоровую речевую среду 21,3 39,6 39,1

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

75

циуме. Как следствие этого знаниями безопасного общения в информационном пространстве владеют 13,2 % учащихся.

Показатель умения вступать в безопасное общение в целом не имеет высоких результатов: не владеют таким умением 68,1 % обучающихся. По показателю «подбирать форму высказывания в Интернете» низкий уровень имеют 48,2 % подростков. Выйти из конфликта, возникшего в социальной сети в процессе общения, могут только 24,3 %. Не сформированы у большинства школьников такие существенные показатели, как планирование работы с информацией - 64,5 % и умение справляться с потоком информации в Интернете -68,8 %.

Все эти проблемы напрямую связаны с готовностью к самосохранению здоровья, его социального потенциала в информационном образовательном пространстве и свидетельствуют о низком ее уровне.

Для выявления взаимосвязи когнитивного и деятельност-ного компонентов был проведен корреляционный анализ. Были выявлены сильные связи между большинством исследуемых параметров. Это подтверждает наше предположение о том, что низкий уровень знаний в области сохранения здоровья информационной гигиены и безопасности в информационно-образовательном пространстве (когнитивный компонент) неизбежно влечет за собой низкий уровень сформированности деятельностного компонента.

Полученные результаты сопоставлены с другими исследованиями. Так, например, Millan Ghisleri, E., & Caro Samada, C. в своем исследовании анализируют некоторые стратегии личностного развития для подростков, направленные на устранение явлений виртуальной агрессивности. Онлайн-агрессивность, по их мнению, возникает из-за сочетания индивидуальных и средовых факторов. К последним относятся семейная обстановка, среда, в которой подросток приобретает навыки, необходимые для социализации и личностной зрелости [7]. Это еще раз подчеркивает актуальность поиска эффективных воспитательных воздействий.

Выводы. Анализ самооценки уровня готовности обучающихся 14-15 лет к самосохранению здоровья (когнитивный и деятельностный компоненты) в информационно-образовательном пространстве свидетельствует о наличии серьезных проблем. А именно: недостаточный уровень сформирован-ности знаний об информационной гигиене, безопасности, здоровой речевой среде имеют более половины подростков.

Неготовность к осуществлению осмысленных действий по использованию знаний о сохранении здоровья подтверждают 2/3 респондентов.

При этом установлены корреляционные связи между когнитивным и деятельностным компонентом, которые свидетельствуют о влиянии уровня знаний в области сохране-

ния здоровья, информационной гигиены и безопасности на дальнейшее поведение подростков в информационном образовательном пространстве.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости построения педагогической системы взаимодействия «дети-родители-педагоги», обеспечивающей гармонизацию процессов образования, воспитания информатизации и сохранения здоровья подрастающего поколения.

Литература

1. Богданова Д.А. Дружественный интернет: каким его видят британские школьники / Д.А. Богданова, Н.В. Бровка // Информатика и образование. - 2017. - № 10 (289). - С. 54-59.

2. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность. Коллективная монография / Под ред. И.Ф. Кефели, Р.М. Юсупова. ИД «Петрополис», Санкт-Петербург, 2017. - 300 с.

3. Капалыгина И.И. Становление человека: нравственные ценности в контексте личностного здоровья / И.И. Капалыгина // Народная асвета. - 2013. - № 7. - С. 51-54.

4. Левушкин С.П. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании школьников / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. -С. 49-51.

5. Сафронова А.Н. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья / А.Н. Сафронова, Н.О. Вербицкая, Н.А. Молчанов // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 29.01.2022).

References

1. Bogdanova D.A., Brovka N.V. Druzhestvennyy internet: kakim yego vidyat britanskiye shkolniki [Friendly Internet: how British schoolchildren see it]. Informatika i obrazovaniye. 2017. No. 10 (289). pp. 54-59.

2. Kefeli I.F., Yusupov R.M. [ed.] Informatsionno-psikhologicheskaya i kognitivnaya bezopasnost [Information-psychological and cognitive security]. Petropolis publ., St. Petersburg, 2017. 300 p.

3. 5. Kapalygina I.I. Stanovleniye cheloveka: nravstvennyye tsennosti v kontekste lichnostnogo zdorovya [Formation of a person: moral values in the context of personal health]. Narodnaya asveta. 2013. No. 7. pp. 51-54.

4. Levushkin S.P., Zhukov O.F. Ispolzovaniye kompyuternykh tekh-nologiy v fizicheskom vospitanii shkolnikov [The use of computer technologies in the physical education of schoolchildren]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 1. pp. 49-51.

5. Safronova A.N., Verbitskaya N.O., Molchanov N.A. Vospitaniye v tsi-frovom prostranstve: samosokhraneniye zdorovya [Education in digital space: self-preservation of health]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. No. 6. Available at: https://science-education. ru/ru/article/view?id=28368 (date of access: 29.01.2022).

6. Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Voloshina, I.G., & Usatov A.N. (2019). Main directions digitalization in the higher education in the world and Russia (based on the example of physical culture and sports). Universal Journal of Educational Research, 7(10B): 47-52. DOI: 10.13189 / ujer.2019.07181

7. Millan Ghisleri, E., & Caro Samada, C. (2021). Prevención de la violencia y el acoso en la red en adolescentes: estrategias familiares de crecimiento personal. Teoría De La Educación. Revista Interuniversitaria, 34(1), 105-124. https://doi.org/10.14201/teri.26157.

8. Segers E. and Kleemans T. (2020) The Impact of the Digital Home Environment on Kindergartners' Language and Early Literacy. Front. Psychol. 11:538584. doi: 10.3389/fpsyg.2020.538584.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О (U .с Н

МИХАЙЛОВА Д.А. ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ»: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / Д.А. МИХАЙЛОВА. - 2-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. -САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2022. - 124 С. - iSBN 978-5-8114-8903-9.

В учебном пособии рассматриваются технологии составления документов планирования в спорте высших достижений, технологии выполнения авторских научно-исследовательских разработок (в контексте анализа терминологического аппарата, спортивного отбора, написания простых научно-исследовательских текстов, комплектования состава национальной спортивной сборной команды, написания научных статей), технологии составления документов программирования обучения двигательным действиям в рамках III этапа (этапа закрепления и совершенствования) с использованием приемов воображения. Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.