УДК 574.23
DOI 10.38163/978-5-6043858-6-9_2020_203
ГОТОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КАТАКЛИЗМАМ
Михайлов Алексей Васильевич.
Россия, Барнаул, АлтГТУ им. И.И. Ползунова, канд.тех.наук, доцент, dekan-vzf@mail. га.
Аннотация. Природные катаклизмы наносят огромный экономический ущерб многим странам, но самым трагическим последствием их проявлений являются многочисленные человеческие жертвы. При стихийных бедствиях стрессоры могут быть физиологическими (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п.) и психологические (опасность, угроза, потеря близких, потеря имущества и т.п.). Дискутируется вопрос о необходимости внедрения специальной систему психологической подготовки детей в школе, служащих организаций и рабочих предприятий, особенно в тех районах, где стихийные бедствия наиболее вероятны.
Ключевые слова: стихийные бедствия, природные катаклизмы, безопасность жизнедеятельности, климат в России.
READINESS OF POPULATION FOR EXTREME ECOLOGICAL
CATACLISMS
Mikhailov Alexey Vasilievich.
Russia, Barnaul, Altai State Technical University I.I. Polzunova, Candidate of Technical Science, Associate Professor, [email protected].
Annotation. Natural disasters cause enormous economic damage to many countries, but the most tragic consequence of their manifestations are numerous casualties. In natural disasters, stressors can be physiological (pain, hunger, thirst, excessive physical activity, high or low temperature, etc.) and psychological (danger, threat, loss of loved ones, loss of property, etc.). The issue of the need to introduce a special system of psychological preparation of children at school, employees of organizations and workers' enterprises, especially in those areas where natural disasters are most likely, is being discussed.
Key words: natural disasters, natural disasters, life safety, climate in Russia.
Проведенные в Росгидромете исследования показывают, что в настоящее время климатические условия на территории России существенно меняются, и тенденции этих изменений в ближайшие 5-10 лет сохранятся [1]. Эти выводы подтверждаются результатами исследований других российских ученых, в
частности Российской академии наук, и исследованиями большинства зарубежных специалистов. Прогноз изменения климата показывает, что на территории России к 2020-2025 гг. произойдет рост среднегодовой температуры приземного воздуха на 0,6±0,2°С по сравнению с 2010 г. К 2025 г. на большей части территории России ожидается дальнейшее повышение температуры воздуха зимой примерно на 1°С с определенными вариациями в различных регионах страны. Летом, в целом, ожидаемое потепление будет слабее, чем зимой. В среднем оно составит 0,4°С.
Очевидно, что такие изменения температуры являются следствием глобального потепления, которое сопровождается масштабными стихийными бедствиями.
Под стихийными бедствиями понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды. Стихийные бедствия могут быть геофизического или метеорологического происхождения. В некоторых случаях они возникают по вине человека, в результате его производственной или иной деятельности без учета сложившегося экологического равновесия в природе. К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
Природные катаклизмы наносят огромный экономический ущерб многим странам, но самым трагическим последствием их проявлений являются многочисленные человеческие жертвы. По данным исследований академика К.Я. Кондратьева (2005), к наибольшему числу жертв в мире приводят торнадо, тайфуны (ураганы) и шторма - 64%. Второе место, по числу погибших, занимают землетрясения (17%). Затем, следуют наводнения (15%), грозы (2%), цунами (1%) и извержения вулканов (1%) [2].
При стихийных бедствиях любой, неподготовленный человек испытывает серьезный стресс, особенно, если эти события привели к потере близких, ранению и т.д. Стресс (данный термин переводится с английского как «давление, напряжение») - это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). При стихийных бедствиях стрессоры могут быть физиологическими (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п.) и на психологические (опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.).
В динамике состояния подвергшихся воздействию стихийного бедствия лиц можно выделить четыре последовательные стадии.
1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч. Характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов,
обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающиеся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. При этом отмечается увеличение работоспособности в 1,5-2 раза и более.
2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для большинства пострадавших наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется наиболее существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко -иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти. В этой фазе люди испытывают тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.
3. «Стадия разрешения» - 3-12 суток после стихийного бедствия. Сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией.
4. «Стадия восстановления». Начинается примерно с 12-го дня после стихийного бедствия и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, нормализуется эмоциональная окраска речи и мимических реакций, люди начинают шутить, что вызывает эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются сновидения.
Учитывая результаты исследований по изменению климата, и основываясь на знаниях о психоэмоциональном и физическом состоянии людей, сталкивающихся с природными катаклизмами, необходимо, во-первых, внедрять специальную систему психологической подготовки детей в школе, служащих организаций и рабочий предприятий. Особенно в тех районах, где стихийные бедствия наиболее вероятны. Именно от того, как поведут себя люди во время землетрясения, наводнения, цунами и т.д. и в первые часы после
этого, зависит жизнь их самих и судьба окружающих. В противном случае нечего надеяться на то, что пребывающий в стрессовом состоянии индивид будет действовать рационально, энергично, быстро и настойчиво.
Во-вторых, население должно обладать необходимыми знаниями. Для этого в рамках дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Экология» необходимо уделять данным вопросам больше внимания.
Библиографический список.
1. Егоров В.И., Мельберт А.А., Михайлов А.В., Тейхреб Н.Я., Анализ состояния окружающей среды в регионах Российской Федерации / Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5. С. 457-459.
2. Кондратьев К.Я. Книга. Ключевые проблемы глобальной экологии // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Сер. Теоретические и общие вопросы географии. - 1990.