Научная статья на тему 'Готовность к сбережению энергоресурсов как научное понятие'

Готовность к сбережению энергоресурсов как научное понятие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
362
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЕРЕЖЕНИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / ГОТОВНОСТЬ / ЗНАНИЯ / ЛИЧНЫЙ ОПЫТ / НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / SAVING OF ENERGY RESOURCES / READINESS / KNOWLEDGE / PERSONAL EXPERIENCE / MORAL POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

Охарактеризована готовность к сбережению энергоресурсов как явление. Содержательно раскрыты его составляющие. Определено содержание соответствующего понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR SAVING OF RESOURCES AS A SCIENTIFIC NOTION

Readiness for saving energy resources as a phenomenon is characterized. The content of its constituent parts is revealed. The definition of the appropriate notion is given.

Текст научной работы на тему «Готовность к сбережению энергоресурсов как научное понятие»

УДК 378.016+378.03 ББК Ч481.2

ГОТОВНОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ

Г.Н. Сериков

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

READINESS FOR SAVING OF RESOURCES AS A SCIENTIFIC NOTION

G. Serikov South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

Охарактеризована готовность к сбережению энергоресурсов как явление. Содержательно раскрыты его составляющие. Определено содержание соответствующего понятия.

Ключевые слова: сбережение энергоресурсов, готовность, знания, личный опыт, нравственная позиция.

Readiness for saving energy resources as a phenomenon is characterized. The content of its constituent parts is revealed. The definition of the appropriate notion is given.

Keywords: saving of energy resources, readiness, knowledge, personal experience, moral position.

Сбережение энергоресурсов стало актуальной задачей человечества [4]. Дело в том, что энергия, обладая свойством перехода из одного состояния в другие, может безвозвратно терять свои запасы (ресурсы). Другими словами, энергоресурсы постоянно иссякают. Это относится не только к запасам материальных носителей энергии (механической, тепловой, электромагнитной, химической, ядерной и др.). Качественные изменения происходят и в энергии людей как деятельной силы их жизни (активность, решительность, оптимизм, уверенность в своей правоте и т. д.). Поэтому решение задачи сбережения энергоресурсов относится к каждому человеку.

С одной стороны, каждый человек, вовлекаясь в производственные отношения, пользуется запасами энергии для исполнения профессиональных компетенций. Бережное отношение к ним является вкладом в решение задачи сбережения энергоресурсов. С другой стороны, человек, пользуясь энергией в быту, может экономно ее расходовать. В этом также состоит вклад людей. С третьей стороны, проявляя себя в жизнедеятельности, каждый человек может бережно относиться к своим личным энергоресурсам. Тем самым, он будет

способствовать достижению стоящих перед ним целей и сберегать свои энергоресурсы.

Решение задачи сбережения энергоресурсов зависит от готовности людей к этому. Сама по себе готовность людей к сбережению энергоресурсов развивается неоднозначно и не всегда находится в русле решения задачи сбережения энергоресурсов, стоящей перед государством и обществом. Поэтому важно к ее решению привлекать ресурсы науки, культуры и образования [1]. В связи с этим следует определиться с понятием «готовность человека к сбережению энергоресурсов». В этой статье готовность к сбережению энергоресурсов рассматривается в аспекте возможностей в практике образования влиять на отношение человека к проявлению себя в отношениях с энергоресурсами в аспекте их сбережения.

В науке готовность человека трактуется как развившееся свойство (его личный энергоресурс), пользуясь которым он способен регулировать свое поведение в жизнедеятельности [2, 3]. Как научное понятие «готовность» характеризуется усвоенными знаниями, необходимыми для регулирования своего поведения в жизнедеятельности, а также отношений с окружением. Другим признаком

Теория и методика профессионального образования

готовности является нравственная позиция, базирующаяся на сформировавшихся ценностях, которые обусловливают отношение человека с собой и окружением. Третьим признаком готовности выступает личный опыт регулирования отношений с собой и окружением. Еще одним признаком готовности является ее неравновесность, благодаря которой она развивается на основе изменений других ее признаков.

Так как жизнедеятельность человека разноаспектная, то и его готовность характеризуется полным объемом ее аспектов. Каждый аспект жизнедеятельности человека проявляется в компетенциях (в действиях, полномочиях), которые он осуществляет (исполняет) при этом. Поэтому имеет смысл вести речь о готовности человека к исполнению тех или иных компетенций в каких-то аспектах его жизнедеятельности. Одной из таких компетенций человека является сбережение энергоресурсов. При этом следует различать виды этой компетенции человека. К ним относятся сбережение личных энергоресурсов, а также энергоресурсов внешнего плана, распоряжаться которыми ему предоставлено право (даны полномочия).

Очевидно, каждый вид готовности человека к сбережению энергоресурсов характеризуется своими особенностями. Их содержание связано со спецификой свойств соответствующих энергоресурсов. Отражение же особенностей видов готовности человека к сбережению энергоресурсов в научном понятии целесообразно осуществлять, опираясь на единый конструкт обобщенного толкования готовности человека к сбережению энергоресурсов. Речь идет о вычленении отличительных признаков соответствующего понятия безотносительно видовых особенностей энергоресурсов и об установлении существенных связей между ними (признаками). Тогда конкретная характеристика видовых особенностей энергоресурсов составит объем соответствующего научного понятия.

Прежде всего готовность человека к сбережению энергоресурсов характеризуется его знаниями. Как субъекту регулирования отношений с теми или иными видами энергоресурсов человеку необходимо знать их свойства, смысловую интерпретацию сбережения, содержание, методы и формы сбережения энергоресурсов тех или иных видов. Отсюда следует, что владение знаниями об энергоресурсах, о возможностях их сбережения сле-

дует отнести к существенным признакам готовности человека к исполнению соответствующей компетенции. При этом необходимо подчеркнуть, что владение знаниями о чем бы то ни было является видом личного энергоресурса человека, которым он может пользоваться в каких-то аспектах жизнедеятельности [2].

Знаниевый энергоресурс человека зарождается в форме его осведомленности о соответствующих аспектах обобщенного социального опыта, например, научных знаний. Этот уровень владения знаниями об энергоресурсах, о возможностях их сбережения может быть достаточным для приобретения первичного опыта исполнения соответствующих компетенций. Опираясь на осведомленность, человек может приступать к решению простейших задач сбережения энергоресурсов. Одним из результатов решения таких задач становится личный опыт (умение применять усвоенные знания) в сбережении энергоресурсов. Тем самым, владение знаниями о сбережении энергоресурсов обогащается умениями (процессуальной состоятельностью) человека в осуществлении соответствующей компетенции.

Фактически приобретенный опыт человека пользоваться усваиваемыми знаниями о сбережении энергоресурсов предопределяет переход от осведомленности к компетентности. Это качественно иной уровень владения человеком знаниями. Он характеризуется тем, что осведомленность дополняется умелостью соединять усваиваемые знания с решением задач, стоящих (поставленных) перед человеком. Компетентность человека различается и по объему осведомленности о сбережении энергоресурсов, и по характеру задач, которые он научился уверенно решать. Поэтому компетентность разных людей правомерно характеризовать путем сравнения по показателям и осведомленности и умелости. Тем не менее компетентность человека во владении знаниями о сбережении энергоресурсов является уровнем, достаточным для исполнения соответствующей компетенции.

Владея знаниями о сбережении энергоресурсов на уровне компетентности, человек одновременно приобретает личный опыт пользования ими. Он (опыт) также относится к характеристике готовности исполнения соответствующих компетенций. Благодаря личному опыту их исполнения появляется уверенность человека в целесообразности сбережения энергоресурсов. Его действия приобретают индивидуальные нюансы. В них отражается спе-

цифика человека. В таком плане личный опыт сбережения человеком энергоресурсов правомерно отнести к существенному признаку его готовности к исполнению соответствующей компетенции.

Личный опыт сбережения энергоресурсов как признак характеризует готовность человека к исполнению соответствующих компетенций с процессуальной стороны. Решая задачи сбережения энергоресурсов, человек обогащает собственную процессуальную состоятельность навыками бережного пользования разными видами энергоресурсов. Благодаря этому у него складывается динамический стереотип как индивидуальная система поведения в отношениях с энергоресурсами, характеризующаяся ведущей установкой на их сбережение. При этом бережное отношение к энергоресурсам становится доминирующей ценностной ориентацией человека.

Таким образом, успешный опыт сбережения энергоресурсов человеком не только усиливает его компетентность (уровень владения соответствующими знаниями). Параллельно осознаются ценности энергоресурсов. Это может способствовать усилению потребности в их сбережении. Тем самым, успешный опыт сбережения энергоресурсов обогащается важным резервом собственных (личных) энергоресурсов человека, способствующих успехам в продолжении исполнения соответствующей компетенции. К тому же ценностное отношение к сбережению энергоресурсов является предпосылкой мотивации своей деятельности на добросовестное исполнение данной компетенции.

Так как сбережение энергоресурсов является одной из актуальных задач государства и общества, то оно относится к виду социальных ценностей. Если человек руководствуется ценностным отношением к сбережению энергоресурсов, то его нравственность соответствует нормам морали и права, относящимся к пользованию энергоресурсами. Тогда правомерно вести речь о нравственной позиции человека, которую он занимает относительно сбережения энергоресурсов. Фактически нравственная позиция человека определяет качество его отношения к исполнению любых компетенций по признакам добросовестности, усердия, вклада личных ресурсов в ее исполнение.

Отсюда понятно, что нравственную позицию человека следует также отнести к одному из ведущих признаков его готовности к сбережению энергоресурсов. Нравственная

позиция человека является интегративным свойством его внутреннего мира. Оно развивается в силу синтеза социальных факторов (усвоенных социальных ценностных ориентаций) и природоопределенных индивидуальных свойств. Нравственная позиция человека проявляется в его отношениях с собой и окружением, относительно которых он компетентен. Скорее всего, опыт опоры на личные ценностные ориентации, подтверждающие правоту человека в отношениях с собой и окружением, способствует росту его убежденности в правильности нравственной позиции. Тем не менее и опыт, опровергающий мнение человека о каких-либо фактах его отношения с собой и окружением, полезен в созревании нравственной позиции. Появляющиеся сомнения относительно своего мнения служат важным основанием созревания нравственной позиции человека.

В частности, нравственная позиция человека развивается и относительно необходимости сбережения энергоресурсов. Усваивая знания об энергоресурсах, о возможностях их сбережения людьми, человек сталкивается с общественным мнением о них. В его основе лежат представления людей о ценности тех или иных энергоресурсов. Кто-то, являясь представителем определенной профессии, оценивает необходимость сбережения энергоресурсов со знанием дела на соответствующем уровне компетентности. Другие, пользуясь результатами чьей-то профессиональной деятельности, оценивают необходимость сбережения энергоресурсов на основе осведомленности о них. Третьи, доверяя мнению авторитетных для них людей, присоединяются к оценке тех или иных энергоресурсов. Таким образом, в обществе складывается социальное мнение о необходимости сбережения энергоресурсов.

Общественное мнение о необходимости сбережения энергоресурсов далеко не во всем консолидировано. Это обусловлено, в частности, различиями в основаниях определения ценности тех или иных энергоресурсов. Одно дело - ценить энергоресурсы безотносительно собственных отношений человека (группы людей) с ней. Тогда их ценность признается формально, если человек (группа) видит пользу для себя как потребителя «продуктов». Другое дело, если человек (группа) соотносит те или иные энергоресурсы с собой, с собственными отношениями с ней. Тогда их ценность видится непосредственно через отно-

Теория и методика профессионального образования

шения человека с ней. В таком случае человек (группа) вольно или невольно опирается не только на видение ее полезности для себя и для других людей. На первый план выдвигается его личное (субъективное) мнение о ценности соответствующих энергоресурсов для себя, для близких людей, для общества в целом.

Накопленный социальный опыт о пользовании энергоресурсами позволяет определиться с социальной ценностью каждого их вида. К тому же решение актуальных задач общественного развития обусловливает необходимость ранжирования приоритетов в социальной ценности энергоресурсов. Тогда ранжированная картина ценности энергоресурсов, полезных в общественном производстве, составляет ориентировочную основу самоопределения каждого человека, относительно необходимости их сбережения, доминирующей по признаку ценности для себя.

Самоопределяясь с ценностями энергоресурсов для себя, каждый человек находит лично значимую интерпретацию необходимости их сбережения. Соответствующая интерпретация ложится в основание его нравственной позиции в отношениях с энергоресурсами. Тогда складываются внутренние предпосылки для соответствия нравственной позиции человека объективно (независимо от него) сложившимся ценностям энергоресурсов. Однако противоречие между объективно значимыми ценностями энергоресурсов и личным отношением человека (группы) к ним далеко не всегда разрешается само по себе. Социальное окружение человека явно и неявно стремится приобщить его к сбережению энергоресурсов. К этому должны быть приспособлены социокультурные ресурсы (образование, наука, средства массовой информации, иные отрасли культуры). Соответствующая социальная среда может служить внешним основанием становления его нравственной позиции относительно сбережения энергоресурсов.

В то же время личный опыт сбережения энергоресурсов побуждает человека проявлять нравственную позицию в отношениях к ним. Так или иначе, человек самоопределяется с необходимостью сбережения энергоресурсов, по крайней мере там, где он следует установкам государства и общества. Осознавая полезность экономии энергоресурсов не только для общества, но и для себя, человек становится убежденным сторонником их сбережения. Тогда его нравственная позиция соответствует социальным установкам отно-

сительно необходимости сбережения энергоресурсов. К такому состоянию нравственной позиции человека могут привести совместные усилия его самого, с использованием социокультурной среды.

Названные признаки готовности человека к сбережению энергоресурсов тесно взаимосвязаны друг с другом. В основании взаимосвязи между ними находится владение знаниями о сбережении энергоресурсов. Пользуясь ими на практике, человек, с одной стороны, приобретает личный опыт сбережения энергоресурсов. С другой стороны, приобретенный личный опыт углубляет владение знаниями о сбережении энергоресурсов до уровня компетентности. С третьей стороны, владение знаниями о сбережении энергоресурсов и личный опыт пользования ими способствуют становлению нравственной позиции человека относительно необходимости сбережения энергоресурсов. В свою очередь, определившаяся нравственная позиция человека влияет на целенаправленность и в усвоении знаний, и в расширении объема личного опыта в сбережении энергоресурсов.

Благодаря установившимся взаимосвязям между названными признаками готовность к сбережению энергоресурсов приобретает целостность (становится интегративным свойством человека). В целом готовность к сбережению энергоресурсов выражается (проявляется) в способностях человека мобилизовать личный энергоресурс (в частности, усвоенные знания, опыт сбережения энергоресурсов, нравственную позицию) на успешное осуществление соответствующей компетенции. При этом успешность сбережения энергоресурсов определяется полезностью вложенных человеком личных энергоресурсов в достижении поставленных целей относительно сбережения внешних по отношению к нему ресурсов.

Фактически каждый человек способен пользоваться частью своего личного энергоресурса, которая меняется в зависимости от разных причин. Другими словами, готовность человека к сбережению энергоресурсов обладает признаками неравновесности состояний и развиваемости. В опыте человека по сбережению энергоресурсов проявляются и знания, которыми он овладел, и развившаяся на их основе нравственная позиция относительно его места в социальном общежитии. Наращивая знания, обогащая опыт пользования ими в сбережении энергоресурсов, человек уточняет свою нравственную позицию. Тем самым соз-

даются предпосылки развития готовности человека к сбережению энергоресурсов.

В развитии готовности человека к сбережению энергоресурсов можно выделить известные стадии: зарождение, становление, зрелость, угасание. Зарождается готовность к сбережению энергоресурсов в семье, в процессе образования, вследствие накопления объемов усвоенного социального опыта, самоопределения в ценностном отношении к нему. Становление готовности к сбережению энергоресурсов происходит параллельно с пользованием усвоенными знаниями в быту, в процессах образования, в профессиональной деятельности. Систематическое исполнение соответствующей компетенции в разных аспектах жизнедеятельности человека способствует созреванию его готовности к сбережению энергоресурсов. Происходит это индивидуально, в зависимости от различных внутренних и внешних причин.

Итак, решение задачи сбережения энергоресурсов в полной мере зависит от готовности людей к осуществлению соответствующей компетенции. Поэтому, ставя задачу сбережения энергоресурсов перед обществом, необходимо иметь в виду не только непосредственное достижение этой цели. Первостепенное внимание следует также обратить на

образование людей в соответствующем плане. Это, скорее всего, поможет повысить уровень готовности людей к сбережению энергоресурсов. Следовательно, будет достигнута успешность в решении задачи сбережения энергоресурсов на государственном и иных уровнях социальной действительности.

Литература

1. Котлярова, И.О. Социальное партнерство субъектов образования, культуры, науки и бизнеса в самореализации человека / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Социальная педагогика. - 2010. - № 3. - С. 22-27.

2. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 10. -№ 36 (212). - С. 9-16.

3. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. -http://www.energosovet.ru/fzakon.html

Поступила в редакцию 24 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.