Научная статья на тему 'Готовим годовой отчет: обязательная инвентаризация'

Готовим годовой отчет: обязательная инвентаризация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовим годовой отчет: обязательная инвентаризация»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

ГОТОВИМ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ: ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Н. Н. Шишкоедова,

доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Курганского филиала

Академии труда и социальных отношений

Полиграфические предприятия, издательства и редакции, зарегистрированные в качестве юридических лиц, обязаны представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Начинать думать о годовом отчете, в принципе, пора уже с октября — ведь именно с 1 октября можно начинать проводить обязательные ежегодные инвентаризации, призванные обеспечить достоверность отчетных данных.

Поэтому в этом и ближайших последующих номерах журнала мы поговорим о том, как правильно подготовиться к сдаче отчетности, заполнить формы отчетности и представить их по соответствующим адресам.

Начнем мы с порядка организации, проведения и документального оформления годовой инвентаризации, а также бухгалтерского учета ее результатов.

Как организовать проведение инвентаризаций

Обязательность проведения инвентаризаций для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлена ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, как мы уже отметили, в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация перед составлением годовой отчетности — в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Исключение составляют основные средства — их можно инвентаризировать раз в 3 года (а библиотечные фонды — раз в 5 лет).

О том, как именно следует проводить инвентаризацию, сказано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина

России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания). В процессе проведения инвентаризации и при подведении ее итогов следует использовать унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (за исключением формы № ИНВ-26, утвержденной приказом Госкомстата России от 27.03.2000 № 26).

В соответствии с Методическими указаниями в любой организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а в крупных организациях — еще и рабочие инвентаризационные комиссии. Приказ руководителя организации об утверждении персонального состава инвентаризационных комиссий должен быть зарегистрирован в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав комиссий в обязательном порядке включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). Кроме того, можно включить в комиссию представителей службы внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций.

При формировании комиссии и последующем проведении инвентаризации следует учесть, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед проведением годовой инвентаризации должен быть издан и зарегистрирован в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23) приказ о проведении инвентаризации (унифицирован-

ная форма № ИНВ-22), в котором, в частности, указываются члены комиссии, сроки проведения инвентаризации и полный перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке.

Перед началом проверки конкретных видов имущества инвентаризационная комиссия должна получить от материально ответственных лиц последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а также расписки о том, что к началу инвентаризации все документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. На первичных документах председатель комиссии ставит визу «До инвентаризации на такое-то число».

В ходе проверки фактического наличия имущества члены комиссии совместно с материально ответственными лицами производят подсчет, взвешивание, обмер инвентаризируемых ценностей и заносят полученные результаты в инвентаризационные описи унифицированной формы (№ ИНВ-1 для основных средств, № ИНВ-1а для нематериальных активов, № ИНВ-3 для товарно-материальных ценностей и т. д.). В некоторых организациях комиссия получает в бухгалтерии описи, предварительно заполненные по данным бухгалтерского учета, и затем отмечает в них расхождения с фактическим наличием ценностей, однако это неправильно. Опись должна составляться в ходе проверки наличия имущества, причем один экземпляр описи может заполнять член инвентаризационной комиссии, а второй экземпляр — материально ответственное лицо.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, поэтому на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

В случае если в процессе заполнения описи будет допущена ошибка, исправление следует внести во все экземпляры описи корректурным способом. Для этого нужно одной чертой зачерк-

нуть неправильную запись так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, а затем проставить над ней правильную запись и сделать оговорку о внесенном исправлении на полях описи, причем подписать оговорку должны все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Если же ошибка в описи будет обнаружена материально ответственным лицом после окончания инвентаризации, ему необходимо немедленно (до открытия склада, кладовой и т. д.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии, после чего по данному факту комиссия проведет дополнительную проверку и в случае его подтверждения произведет исправление выявленных ошибок.

После завершения проверки фактического наличия ценностей оформленные описи передаются в бухгалтерию, где производят их таксировку (оценку описанных ценностей в денежном выражении) и сверку с учетными данными.

В случаях выявления расхождений в бухгалтерии составляют сличительные ведомости (унифицированной формы № ИНВ-18, ИНВ-19), в которых отдельными строками указываются все виды имущества, по которым имеются расхождения (а имущество, по которому расхождений не выявлено, заносится в сличительную ведомость одной строкой).

При наличии расхождений комиссия должна затребовать от материально ответственных лиц объяснения и предложить пути урегулирования различий для приведения учетных данных в соответствие с фактическими. Но окончательное решение о порядке отражения расхождений принимает руководитель.

При принятии решения о взыскании сумм недостач с виновных лиц следует учесть положения Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

В частности, согласно ст. 242 — 244 ТК РФ взыскать с работника прямой действительный ущерб в полном размере можно только в том случае, если с данным работником, например с кладовщиком или кассиром, заключен договор о полной материальной ответственности (а также в некоторых других случаях, прописанных в ст. 243 ТК РФ: например, если ущерб был причинен умышленно либо в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). В остальных случаях, например, если руководство организации забыло заключить с кладовщиком договор о полной материальной ответственности, в соответствии со ст. 241 ТК РФ работник несет ответственность только в пределах своего среднего месячного заработка.

Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба определяется исходя из рыночных цен, но не ниже

стоимости имущества по данным бухгалтерского учета (с учетом степени его износа). При этом в соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 % (а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 %) заработной платы, причитающейся работнику.

На основании сличительных ведомостей заполняется Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26), в которой систематизируются все выявленные излишки и недостачи и излагается порядок списания недостач. Именно на основании этого документа бухгалтер производит записи, отражающие результаты инвентаризации.

Особенности инвентаризации отдельных видов имущества издательств и полиграфических предприятий

При проведении инвентаризаций полиграфические предприятия и издательства могут столкнуться со специфическими проблемами.

Например, в типографиях, осуществляющих выполнение полиграфических работ с использованием бумаги, предоставленной заказчиком, помимо собственной бумаги может находиться и бумага, полученная от клиентов и фактически не принадлежащая типографии. В учете такая бумага числится на забалансовом счете 003.

В соответствии с Методическими указаниями на имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные инвентаризационные описи и сличительные ведомости. Иными словами, собственная бумага и прочие материальные ценности заносятся в одну ведомость, а бумага и иные материалы, полученные от заказчиков как давальческое сырье или принятые на ответственное хранение, заносятся в другую ведомость. Однако формы таких ведомостей едины.

То же самое касается предприятий, имеющих не только собственные основные средства (оборудование, компьютеры, автомобили и т. д.), числящиеся на счете 01 «Основные средства», но и арендованные основные средства, учитываемые на одноименном забалансовом счете 001: на них также заполняются раздельные ведомости. Впрочем, как мы уже отмечали, проводить инвентаризацию основных средств каждый год не обязательно.

Кроме того, следует учесть, что помимо проверки наличия ценностей на складах, организация должна также провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей, находящихся в пути и

отгруженных. Ее результаты оформляются актом (унифицированные формы № ИНВ-6 и ИНВ-4 соответственно). Например, если издательство отгрузило покупателю партию книг по договору, предусматривающему переход права собственности на поставленные ценности к покупателю только после их полной оплаты, и оплата еще не поступила, т. е. данные книги числятся по себестоимости на счете 45 «Товары отгруженные», необходимо провести и их инвентаризацию, — на основании первичных документов (например, накладных), отражающих фактическую отгрузку таких ценностей, заполнить соответствующие акты.

Не следует забывать, что инвентаризации подлежит не только материальное имущество и наличные денежные средства и денежные документы в кассе, но и безналичные средства на банковских счетах (по выпискам банков), финансовые вложения, расчеты (дебиторская и кредиторская задолженность), а также резервы предстоящих расходов и оценочные резервы.

Например, резерв на оплату отпусков, сформированный в течение года, по состоянию на 31 декабря отчетного года следует закрыть: либо доначислить (в случае, если фактически выплаченные отпускные превысили сумму резерва), либо сторнировать (если сумма резерва оказалась выше, чем фактические отпускные). А резерв на ремонт основных средств можно перенести на следующий год только в том случае, если он был сформирован для выполнения длительных ремонтных работ, которые на конец отчетного года еще не завершены (т. е. будут продолжены в следующем году). В остальных случаях этот резерв должен быть закрыт так же, как и резерв на оплату отпусков.

Отражение результатов инвентаризации в учете

В соответствии с требованиями действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Порядок осуществления бухгалтерских записей зависит от характера выявленных расхождений.

Если обнаружены излишки

Если в ходе инвентаризации обнаружены излишки, они должны быть оприходованы. Оценить их нужно по рыночной стоимости на момент обнаружения с отнесением данной суммы в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете на основании п. 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) стои-

мость излишков имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов и, следовательно, подлежит обложению налогом на прибыль. При этом согласно п. 2 ст. 254 НК РФ при определении суммы материальных расходов стоимость запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода, признанного при оприходовании обнаруженных излишков. Иными словами, списать в расходы в налоговом учете можно будет не всю рыночную стоимость оприходованных ценностей, а только сумму налога на прибыль, уплаченную в связи с оприходованием данных ценностей.

Пример 1. При проведении в декабре 2006 г. инвентаризации на складе полиграфического предприятия ООО «Полиграф» обнаружен излишек бумаги в количестве 100 кг. Рыночная стоимость аналогичной бумаги на момент обнаружения недостачи составляет 20 руб. за 1 кг.

Бухгалтер ООО «Полиграф» отразит операции по урегулированию выявленных излишков в декабре 2006 г. проводкой:

Д-т сч. 10-1 К-т сч. 91 — 2 000 руб. (100 кг х 20 руб.) — оприходованы излишки бумаги по рыночной стоимости.

Данную сумму следует включить в расчет налоговой базы по налогу на прибыль за 2006 г., в результате чего сумма налога будет увеличена на 2 000 руб. х 24 % = 480 руб.

Впоследствии при списании данной бумаги в производство в состав материальных расходов в бухгалтерском учете будет включено 2 000 руб., а в налоговом учете — 480 руб.

Отметим, что обнаружение излишков ни в коей мере нельзя считать благоприятным событием. Ведь образоваться они могли либо в результате неправильного оприходования ценностей (когда бухгалтер принял на учет меньше, чем фактически поступило. Например, случайно или умышленно он «потерял» приходные документы на имущество), либо в результате неправильного отпуска и списания ценностей (когда фактически израсходовано меньше, чем списано в учете. Например, если бухгалтер опять же случайно либо намеренно завысил стоимость списанных ценностей, провел одну лимитно-заборную карту или требование-накладную на отпуск материалов дважды или если расходные документы были неправильно заполнены кладовщиками и прочими лицами, ответственными за их оформление).

Излишки в кассе также могут образоваться из-за ошибок или преднамеренных действий, совершенных кассиром. Например, если он фактически выдал

из кассы меньше, чем указано в расходных документах, или если в нарушение порядка ведения кассовых операций он держал в кассе свои личные деньги.

Поэтому необходимо получить объяснения от лиц, которые могут быть причастны к формированию излишков, и принять меры по устранению ошибок и искоренению злоупотреблений. Если обнаружены недостачи В практической деятельности гораздо чаще предприятия сталкиваются не с излишками, а с недостачами. При выявлении недостачи бухгалтеру нужно поступить следующим образом.

Сначала недостающие ценности по остаточной стоимости (для основных средств), фактической себестоимости (для материалов и готовой продукции), покупной стоимости (для товаров) списываются с кредита счетов учета соответствующего имущества в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Туда же следует отнести транс-портно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости ценностей (если ценности числились по учетным ценам).

Далее следует проверить, применимы ли к этим ценностям нормы естественной убыли. Если да, то рассчитанная сумма естественной убыли списывается на затраты (с кредита счета 94 в дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы»). Восстанавливать НДС по недостачам в пределах норм естественной убыли не нужно. Это подтвердил и Минфин России в своем письме от 05.08.2006 № 03-03-04/1/628.

Если к данным ценностям нормы естественной убыли неприменимы или если сумма недостачи оказалась выше нормы, организациям, являющимся плательщиками НДС, следует восстановить сумму НДС по недостающим материалам, товарам, а также «входящий» НДС, связанный с формированием себестоимости недостающей продукции, проводкой Д-т сч. 94 К-т сч. 68. Сделать это нужно на основании п. 2 ст. 171 НК РФ, поскольку списанные в результате недостачи ценности не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС. Это требование подтверждает и Минфин России, например в письме от 31.07.2006 № 03-04-11/132. Восстановление НДС производится в том налоговом периоде (месяце, квартале), в котором недостающие товарно-материальные ценности списываются с учета.

Если недостача сверх норм естественной убыли по решению руководителя организации взыскивается с виновного лица, бухгалтер составляет следующие записи:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению ма-

териального ущерба» К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — на фактическую стоимость недостающих ценностей (включая восстановленный НДС);

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» — на разницу между рыночной и фактической стоимостью недостающих ценностей (включая восстановленный НДС).

В результате данных записей по дебету счета 73-2 будет сформирована сумма, подлежащая взысканию с виновного лица, исчисленная исходя из рыночной стоимости недостающих ценностей.

По мере погашения задолженности работника путем внесения наличных денег в кассу, передачи работником ценностей, аналогичных недостающим, или путем удержания из заработной платы соответствующие суммы будут списываться с кредита счета 73-2 записями:

Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» — отражено получение наличных денег от виновного лица в погашение недостачи;

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» — отражено получение материалов от виновного лица в погашение недостачи;

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» — отражено удержание из заработной платы работника в счет погашения недостачи.

Одновременно по мере погашения недостачи соответствующая часть суммы дохода будет списываться с дебета счета 98-4 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Если же виновное лицо не установлено или во взыскании недостачи с виновного лица отказано судом, недостача списывается с кредита счета 94 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Пример 2. При проведении инвентаризации в ЗАО «Издатель», являющемся плательщиком НДС, обнаружена недостача книг «Современный бухгалтерский учет» (собственная готовая продукция) в количестве 10 экземпляров. Себестоимость одного экземпляра книги составляет 90 руб., продажная цена — 150 руб. «Входящий» НДС, связанный с изготовлением одного экземпляра книги (складывающийся исходя из сумм НДС по бумаге и прочим

материалам, закупленным издательством и израсходованным для печати данных книг, по стоимости полиграфического исполнения книг согласно счету-фактуре типографии и т. д.), составляет 8,10 руб.

Руководство ЗАО «Издатель» приняло решение

0 взыскании недостачи с виновного лица — кладовщика К. М. Матвеева путем удержания из его заработной платы ежемесячно суммы в размере, не превышающем 20 % начисленной оплаты труда за вычетом НДФЛ. Предположим, что ежемесячная заработная плата К. М. Матвеева составляет 7 000 руб., и ему предоставляются только стандартные вычеты по НДФЛ в размере 400 руб. в мес.

Бухгалтер ЗАО «Издатель» отразит операции по списанию недостачи проводками:

в декабре 2006 г.:

Д-т сч. 94 К-т сч. 43 — 900 руб. (10 экз. х 90 руб.) — списана недостача книг;

Д-т сч. 94 К-т сч. 68 — 81 руб. (10 экз. х 8,10 руб.) — восстановлен «входящий» НДС;

Д-т сч. 73-2 К-т сч. 94 — 981 руб. (900 + 81) — списана недостача по балансовой стоимости с НДС на виновное лицо;

Д-т сч. 73-2 К-т сч. 98-4 — 519 руб. (10 экз. х 150 руб. — 981 руб.) — списана разница между рыночной стоимостью недостачи и ее балансовой стоимостью (с НДС);

Всего с виновного лица должно быть взыскано 10 экз. х 150 руб. = 1 500 руб.;

Д-т сч. 26 (44) К-т сч. 70 — 7 000 руб. — начислена заработная плата кладовщику за декабрь 2006 г.;

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 — 910 руб. (7 000 руб. х 13 %) — удержан НДФЛ из заработной платы кладовщика за декабрь 2006 г.

Таким образом, сумма заработка за вычетом НДФЛ составляет 7 000 — 910 = 6 090 руб., а потому удержать в декабре 2006 г. можно только 6 090 руб. х 20 % = 1 218 руб.;

Д-т сч. 70 К-т сч. 73-2 — 1 218 руб. — удержано в счет погашения недостачи из заработной платы кладовщика за декабрь 2006 г.;

Д-т сч. 98-4 К-т сч. 91 — 421,43 руб. (519 руб. х (1 218 руб. / 1 500 руб.) = 519 руб. х 0,812) — включена в состав доходов в декабре 2006 г. часть разницы между рыночной стоимостью недостачи и ее балансовой стоимостью (с НДС), приходящаяся на соответствующую часть суммы недостачи, погашенную путем удержания из заработной платы виновника в декабре 2006 г.;

в январе 2007 г.:

Д-т сч. 70 К-т сч. 50 — 4 872 руб. (7 000 — 910 —

1 218) — выплачена кладовщику заработная плата за декабрь 2006 г.;

Д-т сч. 26 (44) К-т сч. 70 — 7 000 руб. — начислена заработная плата кладовщику за январь 2007 г;

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 — 858 руб. ((7 000 руб. — 400 руб.) х 13 %) — удержан НДФЛ из заработная платы кладовщика за январь 2007 г.;

В январе 2007 г. можно удержать всю оставшуюся сумму недостачи: 1 500 — 1 218 = 282 руб.:

Д-т сч. 70 К-т сч. 73-2 — 282 руб. — удержано в счет погашения недостачи из заработная платы кладовщика за январь 2007 г.;

Д-т сч. 98-4 К-т сч. 91 — 97,57 руб. (519 руб. — 421,43 руб. = 519 руб. х (282 руб. / 1 500 руб.) = 519 руб. х 0,188) — включена в состав доходов в январе 2007 г. оставшаяся часть разницы между рыночной стоимостью недостачи и ее балансовой стоимостью (с НДС), приходящаяся на соответствующую часть суммы недостачи, погашенную путем удержания из заработной платы виновника в январе 2007 г.;

в феврале 2007 г.:

Д-т сч. 70 К-т сч. 50 — 5 860 руб. (7 000 — 858 — 282) — выплачена кладовщику заработная плата за январь 2007 г..

Если обнаружены испорченные и просроченные ценности

В результате инвентаризации могут быть также выявлены случаи порчи ценностей, утраты ими товарного вида или потребительских свойств в результате неправильного хранения, из-за истечения срока годности и по иным причинам. Такие ценности также отражаются в Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26), и в их отношении инвентаризационная комиссия также должна рекомендовать руководителю предпринять определенные действия. Например, испорченную специальную одежду или форменную одежду можно использовать как ветошь для уборки помещений или, допустим, испорченные материалы можно уценить и продать по сниженной цене или сдать в переработку. Если же обнаруживаются просроченные ценности либо испорченные ценности, использовать или продать которые невозможно, их придется списать в убытки. Порядок учета списания испорченных и просроченных ценностей аналогичен учету списания недостач.

Пример 3. Модифицируем условия примера 2 — предположим, что при проведении инвентаризации в ЗАО «Издатель» была обнаружена не недостача, а порча 10 книг «Современный бухгалтерский учет», например они намокли, когда на складе прорвало трубу. Допустим также, что книги полностью утратили товарный вид и продаже не подлежат, поэтому руководство ЗАО «Издатель» приняло решение о списании (уничтожении) испорченных книг.

В этом случае бухгалтер ЗАО «Издатель» составит в декабре 2006 г. такие записи:

Д-т сч 94 К-т сч. 43 — 900 руб. (10 экз. х 90 руб.) — списана недостача книг;

Д-т сч. 94 К-т сч. 68 — 81 руб. (10 экз. х 8,10 руб.) — восстановлен «входящий» НДС;

Д-т сч. 91 К-т сч. 94 — 981 руб. (900 + 81) — списаны испорченные книги на убытки по решению руководителя (по балансовой стоимости с НДС).

Зачет по пересортице

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В завершение следует также отметить, что в виде исключения в некоторых случаях, прежде чем оприходовать излишки и списать недостачи, можно произвести взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

Это возможно, если в ходе инвентаризации обнаружены одновременно и излишки, и недостачи:

1) за один и тот же проверяемый период;

2) у одного и того же проверяемого лица;

3) в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования;

4) в тождественных количествах.

Например, пересортица могла возникнуть,

если для выполнения полиграфических работ со склада была ошибочно отпущена бумага одного вида вместо бумаги другого вида.

Зачет по пересортице отражается путем корректировки данных аналитического учета по соответствующему счету (в примере с бумагой — по аналитическим счетам к счету 10 «Материалы»). Если же сумма недостачи превышает сумму излишков, например когда стоимость фактически отпущенной бумаги выше, чем стоимость той бумаги, которую следовало отпустить, но которая в результате ошибки оказалась в излишке, разница взыскивается с виновного лица. Если же виновное лицо установить невозможно, разницу списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.