Научная статья на тему 'ГОСЗАКУПКИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ГОСЗАКУПКИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
госзакупки / информационная / безопасность / высокотехнологичная продукция / «умный» город / public procurement / information / security / high-tech products / «smart» city
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСЗАКУПКИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Белокрылое К.А.

к.э.н., доцент кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

k.belokrylov@yandex. ru

Половинко Е. С.

магистрант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

ГОСЗАКУПКИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: госзакупки, информационная, безопасность, высокотехнологичная продукция, «умный» город.

Keywords: public procurement, information, security, high-tech products, «smart» city.

Стремительно развивающаяся на основе новейших информационно-коммуникационных технологий 4 промышленной революции глобальная цифровизация мировой и национальной экономики, государства, бизнеса и всех сфер жизнедеятельности общества существенно актуализирует проблематику обеспечения информационной безопасности как в национальном, так и в глобально-информационном масштабе, что отражается в каждой области деятельности государства. Цифровая трансформация системы закупок государства для удовлетворения нужд субъектов общественного сектора также требует систематизации теоретико-прикладных подходов с учетом как современных рыночных условий, так и направлений обеспечения информационной безопасности как инструмента стимулирования развития инновационного предпринимательства, конкуренции на рынках инноваций через госзакупки инновационной, высокотехнологической продукции, в том числе оборудования для обеспечения информационной безопасности населения, бизнеса и государства. Наконец, в современных условиях резко обострил проблематику информационной безопасности «черный лебедь» пандемии нового коронавируса COVID-19, стремительно ускоривший цифровую трансформацию государства, бизнеса и общества.

Прежде всего, следует отметить практическую деинституционализацию понятия «инновационная продукция». На наш взгляд, ее можно категориально охарактеризрвать как продукцию (услугу), которая не имеет аналогов, обладает принципиально новыми или улучшенными характеристиками, приносит больший экономический результат, чем ранее произведенный продукт. В условиях все еще низкого спроса на инновации в сырьевой, экспортноориентирован-ной экономике России именно бюджетные закупки выступают в качестве базового инструмента инновационного развития экономики и эффективного способа поддержки инновационного предпринимательства. В силу этого рост объемов спроса на инновации со стороны государства является важнейшим инструментом ускорения перехода на инновационный путь развития, способствует повышению конкурентоспособности инновационного предпринимательства.

Фундаментальный базис цифровизации российской экономики и общества институционализирован в национальном проекте «Цифровая экономика», в числе составляющих (инициатив) которого (Регулирование цифровой среды, Информационная инфраструктура, Кадры для цифровой экономики, Цифровые технологии, Цифровое государственное управление, Искусственный интеллект) особо выделен проект «Информационная безопасность», целеориенти-рованный на достижение безопасности национального цифрового пространства, защиту персональных данных населения, в том числе от кибератак и мошенников1. Однако применение информационных систем для обеспечения информационной безопасности населения, бизнеса и государства требует модернизации правовой базы, в том числе в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок2.

Выделенные в «Доктрине информационной безопасности» страны главные угрозы четко оконтуривают проблемные области для их локализации, обеспечения целостности информационного пространства3. Но в то же время на данном этапе отсутствует комплексная система информационной безопасности в регионе, например, в Ростовской области, что детерминирует недостаточный уровень информационной безопасности страны в целом. Для его повышения необходима, прежде всего, модернизация институционально-правовой базы в области сбора, передачи, хранения, обработки и доступа к информации по следующим направлениям4:

- формальная институционализация механизмов государственного деятельности в этой сфере,

1 Национальный проект «Цифровая экономика». 2019. - Шр8://хп--80аарашрешссЬ£шо7а3с9еЬ].хп--р1а1/рго]ес18/1811хоуауа-екопош1ка/р-т1»гта18юппауа-Ье7ора8по811-р

Бардулин Е.Н., Плотников В.А. и др. Обоснование направлений повышения экономической безопасности предприятия оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2019. - № 2 (50). - С. 130-135.

3 Белокрылов К.А. Закупки инновационной продукции в системе инновационно-инвестиционной политики государства // ЭКО. 2018. - № 12. - С. 110-125. Б01: 10.30680/ЕС00131-7652-2018-12-110-125

4 Разработка концепции комплексного регулирования (правового регулирования) отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2020. - 153 с.

- установление регламентов и стандартов интероперабельности данных,

- законодательное оформление условий недискриминационного коммерческого доступа к данным Интернета вещей с учетом прав владельцев,

- регламентация порядка раскрытия информации, прежде всего доступа к открытым данным,

- введение порядка корректировки нормативных актов для обеспечения доступа к базам данных государственных информационных систем.

Из ключевых угроз в области информационной безопасности следует выделить область защиты системы государственных закупок от атак, рост преступлений в информационном секторе, отсутствие эффективных отечественных научных разработок, а также низкий уровень профессионализма кадров.

Рост объемов проводимых закупок (за 2020 г. на 11,7%), количества государственных заказчиков (на 01.01.2022 г. зарегистрировано в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) 309 568 заказчиков), как и числа проводимых процедур (общая сумма опубликованных закупок составила 7,75 млн.)1 ставят ключевые задачи с учетом реализации Национального проекта «Цифровая экономика» о преимущественном использовании отечественных разработок программного обеспечения, систем шифрования, аутентификации, определения ответственности в сфере безопасности и создания единого пространства по вопросам безопасности в Единой информационной системе в сфере заку-пок2. Эти задачи обусловливают целевую ориентацию обеспечения безопасности информационных систем (рис. 1).

Рисунок 1.

Цели безопасности информационных систем

Исходя из структуризации общих целей информационной безопасности, их конкретизация в системе государственных закупок обусловливает актуальность детальной проработки всех аспектов информационной безопасности государства, бизнеса и населения, в том числе на региональном уровне. Следует подчеркнуть, что Ростовская область является лидером по уровню цифровизации и развития региональной системы бюджетных закупок, объемы которых имеют возрастающую динамику. В условиях систематической модернизации контрактной системы региона расширяются перспективы увеличения объемов закупок инновационной продукции для его нужд, активизирующих развитие инновационного предпринимательства на основе совершенствования институционально-правовых оснований закупок сложной продукция и создания благоприятных организационно-финансовых условий для их осуществления и расширения.

Мониторинг объемов закупок высокотехнологичного оборудования в сфере обеспечения информационной безопасности свидетельствует о непрерывном увеличении их объемов, с одной стороны, вследствие существенно ускорившейся в последние годы цифровизации экономики, общества и государства, а с другой - вследствие роста государственного влияния на рынок информационных технологий. При этом наиболее перспективным в области формирования государственных информационных систем представляется заключение контрактов жизненного цикла, позволяющих реализовать достаточно жесткий государственный инфорсмент исполнения контракта - от проектирования до полного обслуживания и эксплуатации оборудования. На наш взгляд, подобные контракты могут быть наиболее эффективно реализованы в институциональной форме государственно-частного партнерства.

Как считают заказчики государственного учреждения Ростовской области ЦИОН, применение контрактов жизненного цикла в закупках высокотехнологичной продукции положительно отражается на эффективности функционирования операторов информационных систем, что ведет к оптимизации и более эффективной реализации проектов в сфере информационных технологий. Высокий уровень затрат бюджетных средств, направляемых на обеспечение ин-

1 Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2020 г. 2021. - М1р8://ттй п^оу.ги/га/рег1»тапсе/соп1хас18/ригсЬа8е8

2 Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Аналитические подходы к оценке экономической безопасности региона // Экономика региона. 2019. - Т. 15, № 1. - С. 1-12.

формационной безопасности, при реализации проекта дает возможность долгосрочного обслуживания таких закупок, что существенно сокращает текущие затраты государственных учреждений, на что и целеориентирована контрактная система в целом.

Государственные закупки за 2020 г. в информационной сфере увеличились на 70% относительно объемов закупок 2019 г, что составило более 153,2 млрд. руб., из которых основная часть представляет собой закупки программного обеспечения - более чем на 2,7 тыс. процедур1. Пандемия коронавируса С0УГО-19 существенно расширила спрос на электронные услуги, и эта тенденция, соответствующая глобальному тренду, в перспективе будет только расширяться, обеспечивая повышение уровня цифровизации общественного сектора. Особенности проведения закупок оборудования и программных продуктов для обеспечения информационной безопасности региона определяются рядом ключевых факторов, включая необходимость передачи исходных кодов доступа для корректной работы оборудования, обусловливает необходимость повышения профессионального уровня госзаказчиков в сфере подготовки технических заданий и описания объекта закупки, исчерпывающего описания итогов работы и достигаемого результата. Следует отметить, что достаточно высокий объем подготовительной работы по проведению закупок оборудования для информационной безопасности включает взаимодействия с третьими лицами в отношении интеллектуальных прав, затронутых в процессе исполнения контракта .

Анализ опыта закупок оборудования для обеспечения информационной безопасности в государственном секторе свидетельствует о повышении эффективности работы государственных экстренных служб региона. При этом повышение уровня цифровизации деятельности этих служб на основе закупок оборудования позволяет государству обеспечить и автоматизировать взаимодействие с гражданами.

Нестабильность и стремительные изменения как в сфере международных отношений, так и в России выдвигают на передний план необходимость обеспечения информационной безопасности государства, чему в значительной мере способствует контрактная система закупок, стимулирующая наиболее эффективное расходование бюджетных средств.

Рост инвестиционно-инновационной активности в регионах страны определяется, в том числе объемами производимой инновационной продукции3, спросом на нее со стороны субъектов как малого, так и крупного предпринимательства. Зависимость инвестиционной активности напрямую отслеживается на уровне анализа информационных, финансовых ресурсов, используемых в развитии региона. Однако лишь 0,3% мирового наукоемкого рынка приходится на российские высокотехнологичные продукты.

С 2021 г. введен в действие комплекс мер по квотированию закупок, а с 2022 г. их нормативное регулирование дополнилось обязательностью представления отчета о выполнении минимального уровня. Система квот в закупках регламентирует объем закупок как по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), так и для заказчиков, работающих по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) и предусматривает жесткое регламентирование объемов закупок, использование во всех видах конкурентных процедур, включая закупки у единственного поставщика. Квотирование предполагает системные действия заказчика, начиная с определения объема закупки, проведения процедуры определения победителя, заключения контракта, его исполнения и вплоть до отчета о выполнении квот, который формируется автоматически в ЕИС на основе сведений реестра контрактов.

Система государственных закупок выступает также в качестве эффективного механизма реализации различных направлений экономической политики государства: инвестиционной, инновационной, способствуя ускорению подключения российских регионов к достижениям 4 промышленной революции (Индустрия 4,0). Однако сложившееся закупочное законодательство не в полной мере учитывает специфические особенности закупок высокотехнологического оборудования, поскольку установленные закупочные правовые нормы направлены, в первую очередь, на обеспечение экономии бюджетных средств, а не на учет функциональных качеств закупаемой инновационной продукции и квалификационных характеристик участников торгов4.

Но в целом контрактная система в сфере закупок, как ключевое звено взаимосвязи выделяемых объемов бюджетных средств и эффективности реализации инвестиционно-инновационных проектов, в том числе в сфере обеспечения информационной безопасности, способствует формированию эффективной системы взаимодействия как бизнеса, так и научно-образовательной среды с государством в целом и региональной властью.

Однако следует отметить, что инновационность закупаемого оборудования обусловливает вероятность высоких экономических и правовых рисков для заказчика5 возникновения нарушений требований законодательства, следствием которых являются жалобы со стороны участников торгов и общественных контролеров в региональные управления Федеральной антимонопольной службы. На наш взгляд, провоцируют эти жалобы, которые теперь можно размещать в

1 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. 2020. - ЬИр8://7акирк1^оу.ги/ер7/шат/риЬНс/ 8ЙеМар.И1ш1

2 Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Аналитические подходы к оценке экономической безопасности региона // Экономика региона. 2019. - Т. 15, № 1. - С. 1-12.

3 Белокрылов К. А. Закупки инновационной продукции в системе инновационно-инвестиционной политики государства // ЭКО. 2018. - № 12. - С. 110-125. Б01: 10.30680/ЕТО0131-7652-2018-12-110-125

4 Белокрылова О.С., Стрельцова Е.Д. Экономико-математическая модель в экспертной системе оценки качества государственных закупок на основе нечёткой логики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. - № 1. - С. 5562. Б01: 10.22394/2079-1690-2020-1-1-55-63

5 Механизмы снижения экономических и правовых рисков в системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Коллективная монография / К.А. Белокрылов, О.С. Белокрылова, Е.Ф. Гуцелюк и др.; под. общ. ред. О.С. Белокры-ловой. - Ростов н/Д: Содействие- XXI век, 2016. - 304 с.

ЕИС, отсутствие надлежащей экспертизы документации по закупке, системы автоматизированных сервисов по ее проверке, в том числе и даты размещения документации, а также явно недостаточный уровень квалификации сотрудников службы заказчика, особенно в сфере цифровых компетенций. Все эти факторы, детерминированные человеческим фактором, могут спровоцировать по итогам проверки жалобы отмену результатов проведенной закупочной процедуры и непоставку или недопоставку столь необходимого российским регионам оборудования для обеспечения информационной безопасности населения, бизнеса и государственных структур территории.

В Ростовской области закупки оборудования для обеспечения информационной безопасности региона осуществляет государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр информационного обеспечения безопасности населения Ростовской области» на основе регламентов 44-ФЗ. Так, в 2021 г. учреждение выступило в роли заказчика в 119 тендерах на общую сумму 1 245 млн. руб. по начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК), включая 14 закупок у единственного поставщика (11,76% от общего числа тендеров). Минимальная НМЦК среди тендеров ГКУ РО «ЦИОН» составила 2450 руб., максимальная - 330 млн. руб., общая стоимость заключенных контрактов - 1166 млн. руб. (экономия 79 млн. руб. или 6,3% общего объема выделенных бюджетных средств).

С конца 2017 г. ГКУ РО «ЦИОН» осуществляет внедрение в Ростовской области аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город». К настоящему времени на основе масштабных закупок высокотехнологичного оборудования создана региональная интеграционная платформа, обеспечивающая эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб региона, ответственных за обеспечение общественной безопасности, а также подключение внешних информационных систем. Развернут серверный кластер АПК «Безопасный город», обеспечивающий хранение видеоинформации без потери качества в течение 30 суток. Автоматизированные рабочие места, установленные в ГКУ РО «ЦИОН». ЕДДС 55 муниципальных образований и дежурно-диспетчерских службах управлений ФСБ, МВД, МЧС по Ростовской области, Росгвардии интегрированы в единое информационное пространство.

Закупка работ по созданию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Ростовской области осуществлялась на электронной площадке «Сбер-А», НМЦК составила 330 млн. руб., размер обеспечения заявки на участие в аукционе - 5% от нее, т.е. 16,5 млн. руб., а обеспечения исполнения контракта - 30% НМЦК (99 млн. руб.). Высокая стоимость участия в госторгах определила победу в аукционе Ростелекома как крупнейшего российского провайдера цифровых услуг и сервисов, а также междугородной и международной электрической связи с ценой контракта 325,05 млн. руб. (экономия почти 5 млн. руб. или 1,5%).

Поэтапная интеграция АПК «Безопасный город» с многообразными информационными платформами региональных и федеральных служб включала:

- создание системы видеонаблюдения в г. Ростов-на-Дону на основе поставки оборудования и программного обеспечения,

- введение функционального блока «Координация работы служб и ведомств» Ростовской области в четырех городах как пилотных участках, включая интеграцию их систем видеонаблюдения в региональную платформу «Безопасный город»,

- интеграция региональной платформы с региональными и федеральными информационными системами,

- подготовка персонала к работе с Системой.

В 2022-2023 гг. продолжится интеграция в единое информационное пространство имеющихся и перспективных систем видеонаблюдения различной ведомственной принадлежности, в том числе установленных на объектах с массовым и круглосуточным пребыванием людей, транспортной инфраструктуры и торговли, в учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания, а также в других местах высокой проходимости, скопления людей и повышенного риска возникновения нештатных ситуаций. Поскольку планируется расширение возможностей существующего серверного кластера для хранения видеоинформации от дополнительных 1000 видеокамер, то в 2022 г. осуществляется закупка программного обеспечения системы хранения данных и серверного оборудования. Кроме того, в текущем году запланированы закупки для замены неисправного оборудования на территории Сервис-центра, обновлений программного обеспечения, услуг по технической поддержке системы хранения данных (СХД) AERODISK Engine N2 с истекшим двухлетним гарантийным сроком эксплуатации. Это позволит в случае возникновения неисправности в работе СХД осуществить замену неисправного оборудования без расходования дополнительных денежных средств. НМЦК, рассчитанная методом сопоставимых рыночных цен, из всех рассмотренных коммерческих предложений, составляет 4,92 млн. руб.

Кроме того, на 2022 г. выделены средства в объеме 60,1 млн. руб. для закупки услуг по продлению лицензии на антивирусное программное обеспечение Dr.Web Enterprise Security Suite для рабочих мест АПК «Безопасный город» с целью защиты информации, недопущения сбоев в работе комплекса, соблюдения режима размещения, хранения и предоставления информации. В целом, проведенный анализ закупочной деятельности государственного учреждения Ростовской области «ЦИОН» показывает, что в основном закупочная деятельность организации осуществляется путем электронного аукциона исходя из специфики закупаемой высокотехнологичной продукции и услуг.

Однако, несмотря на развитие контрактной системы в стране и в области, существуют еще значительные проблемы для осуществления закупки инновационной продукции и участия предприятий в качестве поставщиков в таких закупках:

- осложненность описания объекта закупки и определения НМЦК,

- несформированность системы преференциальных мер для госпоставщиков инновационной продукции,

- сложность внесения в критерии оценки поставщика уровня его квалификации вследствие неоднозначности оценки его ориентации на инновационность,

- несовершенство ценового критерия оценки заявок1, поскольку в случае закупок инновационной продукции он не должен быть самым главным, так как важны качественные и функциональные характеристики производимой продукции,

- указание товарного знака или эквивалента - заказчик при закупке инновационной продукции не может указывать товарный знак, но и эквивалент прописать сложно вследствие инновационности закупаемого товара, что осложняет выбор заказчика между принципом обеспечения конкуренции и принципом стимулирования инноваций поскольку, применив один, он нарушит другой,

- отсутствие единых критериев отнесения продукции к инновационной, а также четкого определения понятия «инновационная продукция», что существенно усложняет процесс закупок инновационной продукции,

- отсутствие спроса на инновации в Ростовской области и в национальной экономике в целом, вследствие чего предприниматели и государственные заказчики России не ставят перед собой цели создания, реализации и покупки новых технологий и новой продукции, поскольку при добыче полезных ископаемых предприниматель получит больше прибыли, чем в сфере инновационной деятельности2, а для государственных заказчиков сложность заключается в самом процессе проведения процедуры закупки инновационной продукции.

Конечно, государство стимулирует инновации, совершенствуя законодательную базу. Но еще существует много нормативных неточностей в отношении инновационной продукции. Для увеличения инновационной составляющей в государственных закупках необходимо совершенствовать институциональные условия и механизмы, которые обеспечат конкурентоспособность инновационной продукции, в том числе на рынке бюджетных закупок. Следовательно, эффективная инновационная политика способствует повышению роли бюджетных закупок инновационной продукции в развитии инновационного предпринимательства Ростовской области.

Таким образом, законодательное регулирование системы государственных закупок высокотехнологичной продукции в настоящее время все еще остается рамочным, что требует формальной императивной институционализации в законодательстве четких требований к описанию объектов такой закупки, содержанию документации, в том числе при закупке оборудования для обеспечения информационной безопасности населения.

1 Новиков С.В. Совершенствование организации закупок сложной инновационной продукции // Инновационная политика. Управление инновациями. 2018. - № 3 (45). - С. 71.

2 Шестакович А.Г., Ишмухаметов Н.С. Вопросы инновационного предпринимательства и сырьевой направленности России // Вестник БИСТ. 2015. - № 4 (29). - С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.