УДК 338.2
И.А. Филиппова*
ГОСУДАРСТВО, РЕГИОН И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены вопросы взаимоотношений государственных и предпринимательских структур, определены принципы, методы и механизм их функционирования в современных условиях формирования инновационной экономики. Алгоритм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур определяет стратегические цели функционирования экономической системы на всех ее уровнях с учетом обратного воздействия результатов процесса на его содержание.
Ключевые слова: взаимоотношения, предпринимательские структуры, государство, экономический интерес, фактор, предпринимательская среда, власть, механизм взаимоотношений, регион.
В современных условиях государство регулирует экономические интересы участников хозяйственной деятельности, принуждая их выстраивать с ним определенные взаимоотношения. Результат хозяйственной деятельности и потенциал предпринимательских структур во многом зависят от содействия государственного аппарата их стимулированию и, соответственно, росту заинтересованности в бизнес-проектах. При этом итоговая цель субъектов хозяйственной деятельности заключается в максимизации прибыли и расширении сферы деятельности на определенных территориях. Одновременно основными задачами государственных органов являются увеличение объема налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты, расширение социальных программ и поддержка предпринимательства на уровне страны и регионов.
Определение основополагающих компонентов взаимодействия властных структур и субъектов предпринимательской деятельности становится необходимым условием работоспособности механизма взаимодействия, эффективность функционирования которого прямо зависит от уровня взаимной заинтересованности в готовности создать обстановку доверия на принципах взаимоуважения. В основе реализации экономического механизма взаимодействия предпринимательских структур и государства в условиях формирования инновационной экономики лежат идеи приближения государственных органов к реальным условиям функционирования организаций и формирование у руководителей субъектов предпринимательской деятельности осознания необходимости решения общественных проблем [1, с. 31].
Государство при реализации своих целей заинтересовано в увеличении их объемов за счет привлечения дополнительных ресурсов. Оно также стремится поддержать эффективность функционирования предпринимательской среды через создание механизма мотивационного стимулирования, а также посредством нормативно-правовой регламентации средств по исполнению социальных функ-
* © Филиппова И. А., 2011
Филиппова Ирина Александровна ([email protected]), кафедра экономической теории Ульяновского государственного технического университета, 432027, Российская Федерация, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32.
ций, к выполнению которых предпринимательство относится индифферентно [2, с. 114].
Оптимальность взаимоотношений есть важнейший фактор взаимодействий системы «государство — предпринимательская среда» и отражает объективные потребности как органов государственной власти, так и интересы предпринимательства. Механизм взаимоотношений властных и предпринимательских структур должен быть открытым и способным адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям экономической ситуации. При этом результативность взаимоотношений находится в прямой зависимости от того, насколько властные и предпринимательские структуры интегрируют совместные действия для достижения экономического роста.
Основу взаимоотношений властных и предпринимательских структур составляют три группы принципов [3, с. 175].
1. Принципы взаимоотношений органов власти с субъектами хозяйственной деятельности (гарантия защищенности, системность, открытость, целенаправленность, достаточность финансовой базы, постоянство связи, своевременность).
2. Принципы формирования функций государственных органов управления (адресность, эволюционность рациональная децентрализация управления, непротиворечивость).
3. Принципы работы субъектов хозяйственной деятельности, воздействующие на функции властных структур (законопослушность, ответственность, единство, экономичность, развитие, социальная направленность).
Рассмотрим первую группу - принципы взаимоотношений органов власти с субъектами хозяйственной деятельности:
— принцип гарантии защищенности декларирует защиту от неправового воздействия;
— принцип системности представляет собой знание и учет всех компонентов, влияющих на хозяйственную деятельность данного хозяйствующего субъекта;
— принцип открытости диктует отсутствие или снижение административных и иных барьеров между участниками;
— принцип целенаправленности означает практическое применение целей и задач, которые должны сохранять сложившиеся позитивные тенденции в долгосрочной перспективе, отражать фактическую динамику процессов;
— принцип достаточности финансовой базы предусматривает не только качественное, но и количественное измерение финансовых средств;
— принцип постоянства связи предполагает регулярный обмен сведениями между органами государственной власти и предпринимательскими структурами;
— принцип своевременности рассматривается как соразмерность принимаемых управленческих решений текущей ситуации.
В современных условиях различают следующие методы взаимоотношений органов власти с субъектами хозяйственной деятельности:
— экономические, в данном случае контрагенты взаимоотношений выступают в роли: производителей, работодателей, налогоплательщиков, катализатора научно-технического прогресса, агентов рыночных отношений.
— адаптированные, имеются в виду нормативно-правовые акты и социальные функции:
1) через различные организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности многие люди реализуют свой творческий потенциал;
2) предпринимательские структуры создают рабочие места и площадки для производственного обучения и переобучения трудовых ресурсов;
3) в последнее десятилетие сверхактуальна природоохранная функция.
Взаимоотношения возникают и тогда, когда экономическая заинтересованность одной стороны реализуется без корреляции интересов другой, а также когда экономическая заинтересованность определенного хозяйствующего субъекта осуществляется в условиях нецивилизованной конкуренции. Если субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют в неравных социально-экономических и правовых условиях, то это приводит к зависимости экономического потенциала одного субъекта от другого. Подобная ситуация становится причиной замедления процесса развития экономики территории в целом.
Функции государства
В этой связи в условиях продолжающегося экономического кризиса наибольшее значение отводится следующим функциям государства:
— нормативно-правовая и социально-экономическая основа обеспечения интеграции предпринимательской среды;
— создание условий для образования и надлежащего функционирования института партнерских соглашений;
— целенаправленная системная поддержка инновационной деятельности субъектов хозяйственной деятельности;
— обеспечение и последующее сохранение равных возможностей социальноэкономического развития субъектов хозяйственной деятельности на всех территориях.
Партнерские отношения
Одной из форм взаимоотношений государства и предпринимательских структур является формирование института партнерских отношений, включающего в себя комплекс следующих компонентов:
— цели и задачи, определенные и решаемые совместно;
— различные организационно-правовые формы сотрудничества;
— сферы и области хозяйственной деятельности в рамках их взаимных интересов;
— ответственность для всех участников за соблюдение установленных правил и меры ответственности за их нарушение;
— доверие данных субъектов друг к другу.
В зависимости от степени реализации партнерские отношения подразделяются на следующие типы [3, с. 176].
1. Соглашения между органами власти и субъектами хозяйственной деятельности, которые выступают как единство мер морального убеждения и экономического поощрения со стороны государства.
2. Двусторонние соглашения между участниками, в которых государство берет на себя роль инициатора, посредника.
3. Трехсторонние соглашения, где государство становится полноправным партнером.
4. Многосторонние соглашения, в которых государство становится равноправным партнером и направляет и регулирует экономические интересы на решение обусловленных задач.
Механизм взаимоотношений властных и предпринимательских структур должен быть направлен на решение следующих целей и задач:
— соблюдение баланса частного и общественного интересов при единстве целей;
— инициативность органов государственной власти в обеспечении доступности инфраструктурных услуг, создание благоприятного делового климата на территории;
— хозяйственная активность предпринимательских структур, включая коммерческую, производственную, инвестиционную активность.
Условия формирования механизма взаимоотношений властных и предпринимательских структур
При формировании механизма взаимоотношений властных и предпринимательских структур для каждого конкретного субъекта федерации необходимо учитывать следующие условия:
— природно-демографические - размер территории, климат, демографическую ситуацию, географическое положение, наличие природных запасов;
— социально-психологические условия - ментальность населения, национальный фактор, сложившиеся традиции, уровень и степень религиозности.
В механизме взаимодействия органы власти рассматриваются как совокупность законодательных, исполнительных и судебных институтов государственной власти [2, с. 125]. Данный механизм предполагает заинтересованность государства в повышении эффективности управления, привлекает предпринимательские структуры к решению проблем обслуживания потребностей общества на основе партнерства. При формировании механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур важным является выделение функций предпринимательства, которые необходимо учитывать органам власти в процессе согласования экономических интересов.
Ряд исследователей механизм взаимоотношений рассматривает на базе институциональной модели, в которой посредником между государством и предпринимательскими структурами выступают объекты инфраструктуры [2; 3; 4; 5; 6]. Основным преимуществом институциональной модели принято считать упорядоченность и системность взаимоотношений, а главным минусом - бюрократизацию.
В современном обществе информация стала одним из важнейших ресурсов предпринимательства, особенно в инвестиционной и инновационной сферах деятельности. Искусственное ограничение органами власти равного доступа к информации в виде интеллектуальной собственности, авторского права, коммерческой тайны становится инструментом в конкурентной борьбе предпринимательских структур. Создание системы информационной поддержки предпринимательских структур, установление правовых режимов использования информации является прерогативой федеральных, региональных органов власти и муниципальных образований.
Малому бизнесу не по силам компенсировать все расходы на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров, поэтому государство возложило на себя большую часть расходов в виде бюджетного финансирования образования, науки, культуры и искусства [3, с. 177]. Активность предпринимательских структур определяется стадией делового цикла предприятия и характеризуется инновационной, инвестиционной активностью и уровнем развития производства на данной территории. Основной задачей органов власти становится стимулирование и поощрение роста деловой активности предпринимательских структур.
Модель взаимоотношений властных и предпринимательских структур представляет собой совокупность организационной конструкции органов власти и конкретных форм и методов ведения предпринимательской деятельности в рамках согласованных интересов, которая в конечном счете создает факторы эффективного развития территории присутствия бизнеса.
Важным компонентом этой модели, несомненно, должно стать инфраструктурное обеспечение. Формирование модели взаимоотношений органов власти и
предпринимательских структур должно реализовываться по следующим направлениям:
— нормативно-правовое регулирование развития предпринимательской деятельности органами власти;
— фискальное регулирование как основное направление государственного воздействия на предпринимательство.
Развитие фискальной системы необходимо реализовывать посредством максимально возможного сочетания двух целей: снижения налоговой нагрузки на предпринимательские структуры и сохранности уровня достаточной доходности бюджетной системы. Важным направлением совершенствования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности является защита интересов хозяйствующих субъектов при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления.
Следует обратить внимание на то, что молодежная политика в Ульяновской области способствует привлечению молодых кадров в предпринимательскую деятельность. В частности, разработана новая уникальная программа «Доступные деньги малому бизнесу», позволяющая предпринимателям брать большие и длинные кредиты. Она уже вызвала интерес в Минэкономразвития РФ.
Таким образом, при грамотном взаимодействии органов власти и предпринимательских структур можно рассчитывать на то, что развитие народного хозяйства и в целом благосостояние людей нашего региона будет повышаться.
Библиографический список
1. Курбатова М.В., Левин С.Н Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) // ТЕКИЛ ЕСОМО-М1СШ. 2010. № 1. С. 27-50.
2. Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. Деформализация отношений бизнеса и власти в экономике РФ // Экономика и управление в XXI веке. Т. 9. Инновации в управлении: интеграционные формы и кластеры: кол. монография / С.М. Анпилов, Н.В. Безлепкина, Н.М. Тюкавкин [и др.]. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011. С. 112-133.
3. Костусенко А.И. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30). С. 174-178.
4. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 328 с.
5. Волков В.В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М.: ВШЭ, 2005. 350 с.
6. Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. Организационно-экономические механизмы воздействия на строительную отрасль в современных условия // Экономика, финансы и управление в современных условиях: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. А. М. Ису-пова. Самара: Глагол, 2010. Вып. 3. С. 25-35.
I.A. Filippova*
THE STATE, REGION AND ENTERPRISE STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY
Questions of interaction of state and enterprise structures are considered; principles, methods and the mechanism of their functioning in modern conditions of formation of innovative economy are defined. The algorithm of interaction of authorities and enterprise structures defines strategic targets of functioning of economic system at all its levels taking into account return influence of results of process on its maintenance.
Key words, interrelations, enterpreneurial structures, state, economic interest, factor, enterpreneurial environment, power, mechanism of interrelations, region.
* Filippova Irina Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of Economic Theory, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, 432027, Russian Federation.