[ГЛАВНАЯ ТЕМА]
№ 2 (152) март, 2017
РЕМШиУМ
привслжье
ОЛЕГ ПРИВАЛОВ, журналист газеты «Коммерсантъ»
Государство помогло частной медицине
По оценкам ГК «Финам», сегмент коммерческих медицинских услуг в 2016 году в РФ составил не менее 0,4 трлн рублей, прибавив более 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: совокупный объем рынка медицинских услуг в РФ за 2015 год оценивается в 2,3 трлн рублей. Несмотря на достаточно сложную макроэкономическую и рыночную конъюнктуру из-за падения реальных доходов населения, спрос на услуги медучреждений стабильно растет на фоне старения населения и сокращения госрасходов на медицину за счет оптимизации числа государственных медучреждений и их персонала. «В частности, по данным официальной статистики, в структуре расходов россиян доля расходов на здравоохранение за последние 15 лет выросла с 2,2% от общей суммы расходов до 3,6%», - говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «Финам».
ПОД ВЛИЯНИЕМ СИТУАЦИИ
Наталья Григорьева, медицинский директор группы клиник «Медика», отмечает, что под влиянием усложнившейся экономической ситуации люди стали более взвешенно подходить к вопросу эффективного использования своих ресурсов - причем не только материальных, но и временных, равно как и ресурсов собственного организма.
«Пациенту стало важно получить ощутимый результат за короткий срок. Темп нашей жизни постоянно ускоряется, и люди выбирают услуги, эффект от которых будет получен в минимально возможные сроки и сохранится надолго. Несмотря на то, что обходятся они значительно дороже, клиенты готовы платить больше, поскольку время для большинства из них - еще более дорогой ресурс», - говорит госпожа Григорьева. Это, по ее мнению, касается, в первую очередь, консультативной помощи. Пациент хочет за один визит получить направление на исследование или даже услышать диагноз и начать
лечение, а не ходить от специалиста к специалисту, чтобы выяснить причину своего плохого самочувствия. «За то короткое время, которое есть у врача в государственной поликлинике на первичный прием, очень сложно не то что верно поставить диагноз, а даже определить, к какому узкому специалисту направить пациента. В результате к частным центрам доверие у населения выше. Даже среди пациентов, ограниченных в средствах, сложилась популярная схема действий: на первичную консультацию они идут в платную клинику, а для выполнения рутинных назначений (анализы, наиболее распространенные исследования) - в государственное учреждение. Многие потом возвращаются с результатами исследований к своему врачу в частный центр. Так они имеют возможность хотя бы частично покрыть расходы на свое здоровье посредством ОМС», - рассказывает госпожа Григорьева.
Проекты государственно-частного партнерства, которые в предыдущие годы только оформлялись и намечались, стали набирать обороты и уже показывают результаты. Это инициировало другую тенденцию - внедрение в систему ОМС большого количества
✓ ✓
✓
ПАРАМЕТРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО БИЗНЕСА Средняя стоимость приема врача + 990 рублей Средняя стоимость одного койко-дня в стационаре = 2188 рублей Средний чек на одного пациента поликлиники в год = 3700 рублей
Инструменты привлечения дополнительных пациентов:
57% ОМС, 99% ДМС, 67% договора на профосмотры % прямые договора с предприятиями, % ценовая политика и маркетинговые программы
высокотехнологичных, дорогостоящих медицинских услуг.
Среди других тенденций - открытие узкоспециализированных центров -появляются различные диагностические центры, центры остеопороза, центры МРТ.
При этом эксперты говорят о том, что рынок более чем насыщен. В Петербурге действует очень большое число частных центров, и маленьким клиникам все тяжелее справляться с конкуренцией. «Я объясняю это всеобщей тенденцией к глобализации, которую мы наблюдаем не только в медицине, но и в большинстве других сфер бизнеса. Если еще несколько лет назад клиника с двумя-тремя кабинетами наиболее востребованных специализаций могла выжить, то теперь у нее все меньше шансов. Людям стало неинтересно: они хотят получить обслуживание в одном месте», - говорит госпожа Григорьева.
«Удручает, увы, низкая квалификация персонала в отдельных коммерческих учреждениях, которая подчас подрывает доверие к платной медицине и, в частности, к полисам ДМС», - сокрушается Александр Локтаев, генеральный директор страхового общества «Помощь».
Структура многопрофильных частных ( ГЧП)
клиник регионов
( % распределение по обьему выручки)
I более 1 млрд
1500 999 млн
200 499 млн
I менее 50 млн
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Население, млн человек 3,21
Средняя заработная плата в 2015 году, рублей 26 849
Объем платных медуслуг, оказанных в 2015 году, 10,44
Объем выплат по ДМС, млн рублей 729
Средняя стоимость посещения врача в 2015 году 1 236
Средняя стоимость койко-дня в 2015 году 3 612
Средняя ежемесячная выручка врача в 2015 году 175 208
БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЕГИОНОВ
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Население, млн человек 4,33
Средняя заработная плата в 2015 году, рублей 30 691
Объем платных медуслуг, оказанных в 2015 году, млрд рублей 22,88
Объем выплат по ДМС, млн рублей 1 900
Средняя стоимость посещения врача в 2015 году 1 489
Средняя стоимость койко-дня в 2015 году 3 500
Средняя ежемесячная выручка врача в 2015 году 214 113
Источники: Аналитический центр Vademecum, Росстат, ЦБ РФ
50 199 млн
ЯпшШиим
приволжье
№ 2 (152) март, 2017
ГЛАВНАЯ ТЕМА
ОРИЕНТИР НА ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Как говорят специалисты, основной тенденцией на рынке ОМС остается то, что государственные поликлиники стремятся развивать платные услуги. «Как плюс — заработанные средства можно пустить на ремонт помещений и приобретение новых халатов; как вытекающий из плюса минус - полечиться бесплатно и записаться ранее чем через неделю становится все затруднительнее. Пациентам посещать городские поликлиники платно тоже не особо нравится, поскольку по сервису и удобству до коммерческих учреждений им еще далеко», - говорит Александр Локтаев.
Другая тенденция - это стремление частных медцентров к привлечению новых клиентов за счет сотрудничества со страховыми компаниями в рамках полиса ДМС. Подобные лечебно-профилактические учреждения готовы обсуждать гибкую ценовую политику и демонстрировать открытость к страховщику, что в результате дает снижение стоимости полиса ДМС, а значит, повышает интерес потребителя к платным услугам.
«Безусловно, рынок ДМС оказывает положительное влияние на рынок медицинских услуг в целом, а именно на рост качества услуг и снижение цен в рамках такого обслуживания. Стоит также отметить, что в последнее время стал активно развиваться сегмент ДМС для физических лиц, именно благодаря гибкости ряда лечебно-профилактических учреждений в ценообразовании и, как следствие, способности страховщика предложить полис по выгодной цене. Раньше рынок ДМС развивался, в первую очередь, за счет юридических лиц, включающих полис в соцпакет для сотрудников. Сейчас же неплохую тенденцию показывает ДМС для физических лиц: он стал намного доступнее», - говорит господин Локтаев.
По оценкам экспертов, Санкт-Петербург приближается к тому, что рынок медуслуг поделен 50 на 50 между ОМС и ДМС. Постепенно ДМС, становясь все более доступным, замещает ОМС и бесплатное обслуживание. «Если говорить о предложении бюджетными
поликлиниками платных услуг, то становится ясно, что платной медицины будет все больше», - уверен господин Локтаев.
При этом господин Локтаев указывает на то, что само по себе добровольное медицинское страхование является убыточным видом страхования, тем более на фоне снижающейся стоимости. И снижать эту убыточность возможно только за счет очень большого числа застрахованных и открытия собственных медцентров. «Таких медцентров пока не так много, но их число будет расти, потому что для страховой компании это выгодно», - уверен эксперт. СТОМАТОЛОГИЯ ПОРТИТ СТАТИСТИКУ
Впрочем, некоторые эксперты считают, что развитие ДМС идет не во всех секторах медицинских услуг успешно. Антон Герасимов, практикующий хирург, имплантолог, говорит, что в Петербурге за последние два года количество пациентов, посещающих стоматологию по ДМС, значительно сократилось. По его мнению, это связано с нестабильной экономической ситуацией в стране. «Работодатели старались экономить на корпоративных благах, а клиники были вынуждены отказаться от предоставления части услуг или приостановить работу в силу неэффективности с точки зрения бизнеса», - говорит господин Герасимов. По его оценкам, не более 20% от общего числа стоматологических клиник Петербурга имеют стабильный поток пациентов по полисам ДМС. «Оказание услуг по ДМС редко превышает 8-10% от общего оборота стоматологической клиники. Тому есть несколько причин. Во-первых, дорогостоящие услуги не входят в ДМС. Во-вторых, такая бизнес-модель, когда основной поток клиентов стоматологическая клиника получает по договорам ДМС, жизнеспособна только для клиник, входящих в состав страховой компании», - говорит господин Герасимов. Ряд компаний осознанно отказывается от ДМС. Стоматологическим клиникам работать со страховыми компаниями довольно сложно. «Во-первых, они часто оплачивают услуги со значитель-
ной задержкой; во-вторых, ищут любой повод отказать в оплате. Приведу пример. Пациенту вылечили пульпит, страховая заранее все одобрила. Во многих странах медицинский стандарт обязывает поставить коронку на депульпиро-ванный зуб в течение года. Если страховая компания даже через год обнаружит, что на этот зуб была поставлена коронка, оплаченная пациентом, то потребует вернуть средства за лечение пульпита и наложит штраф на клинику. Якобы лечение зуба было необходимо в рамках подготовки к протезированию, а не из-за острой боли», — говорит господин Герасимов. Он считает, что медицинские центры, работающие с ДМС, изначально не настроены на полное решение проблемы пациента в пределах его страховки. «Им это невыгодно. Приходя в такую клинику с полисом на руках, пациент должен быть готов, что его будут агитировать получить массу дополнительных услуг. Насколько они будут необходимы - можно только догадываться и рассчитывать на совесть врача. По своему опыту могу сказать, что большинству стоматологий страховые компании предлагают лечить пациентов с полисами ДМС совершенно бесплатно, без компенсаций, а доход получать за счет услуг, оказанных сверх страховки. При этом есть клиники и доктора, которые принципиально не оказывают помощь по ДМС. Как правило, это авторитетные клиники и врачи, известные в городе. В таких случаях пациенты идут на прием по рекомендации, к конкретному специалисту, зная о его опыте и репутации», - говорит господин Герасимов.
Еще одна тенденция на рынке, на которую указывают эксперты, - это перманентно растущие цены и снижающееся качество услуг в хорошо разрекламированных, дорогих коммерческих лечебно-профилактических учреждениях. «Как компания, работающая в сегменте VIP, мы не можем это не отметить, так как регулярно получаем жалобы застрахованных на отсутствие в таких лечебницах свободных номерков или возможности своевременного оказания помощи на дому», - говорит господин Локтаев.