Научная статья на тему 'Государство и церковь в 1917-1920 годах'

Государство и церковь в 1917-1920 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2369
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ПАТРИАРХ / СОБОР / СВОБОДА СОВЕСТИ / РЕВОЛЮЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОНЕНИЕ НА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупова В. А.

В статье рассматривается период с 1917-1920 годов, являясь отправной точкой в установлении позиции государства по отношению к религии, этот период не только вскрыл кризис церкви как системы и как института, но и определили курс, который Правительство избрало в отношении духовной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство и церковь в 1917-1920 годах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

сознания, среди которых можно назвать и другие формы, такие как мораль, религия, наука, философия. Правосознанию присуща своя самостоятельность, так как правовые взгляды, идеи, теории живут некой обособленной жизнью независимо от экономики, политики и даже позитивного законодательства» [2, с. 33].

Часть функций правосознания совпадает с функциями сознания, которые даны в науке психологии и это не случайно, ведь правосознание является частью общего сознания человека.

В юридической науке выделяется три главных функции правосознания: познавательную, оценочную и регулятивную [3, с. 346]. Также принято, что структура правосознания включает в себя правовую идеологию и правовую психологию. Вместе с тем, некоторые ученые рассматривают правосознание как систему. Д. Чуйков по этому поводу пишет так: «Правосознание следует рассматривать как систему по нескольким основаниям. Во-первых, оно имеет определенную структуру, включающую в себя правовую идеологию и правовую психологию. Элементы структуры имеют упорядоченный, системный характер. Во-вторых, между элементами структуры имеется сравнительно устойчивая связь. В-третьих, носители правосознания - люди составляют такое системное образование, как общество. В-четвертых, наличие у правосознания системообразующего фактора, функций и принципов» [4, с. 35].

Итак, человек, как существо социальное не может не воспринимать правовые установки, исходящие от государства и соответственно находится в постоянном потоке обновления правовой информации, которая находит отражение в действиях и поведении.

Что же касается структуры и функции правосознания, суммируя вышеизложенное можно заключить следующее.

Во-первых, правосознание явление сложное и многогранное.

Во-вторых, правосознание все же является системой и обладает определенной автономностью. Список использованной литературы:

1.Дорошков В.В., Кузько А.В. Информационно-психологические аспекты развития правосознания муниципальных служащих // Информационное право. - 2007. - № 1.- С.6-12.

2.Свирин Ю. А. Особенности правосознания на современном этапе // Юридическое образование и наука. -2007. - №3. - С. 33-35.

3.Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник 4-е издание. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2851340/ (дата обращения 16.05.2015г.).

4. Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. -2007. -№3. - С. 35 - 38.

© К С. Терентьева, 2015

УДК 348.07

В.А. Юсупова

студентка 1 курса института права Башкирский государственный университет Научный руководитель: М.Г. Зубаиров к.и.н., доцент кафедры «теории государства и права» Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В 1917-1920 ГОДАХ

Аннотация

В статье рассматривается период с 1917-1920 годов, являясь отправной точкой в установлении позиции государства по отношению к религии, этот период не только вскрыл кризис церкви как системы и как института, но и определили курс, который Правительство избрало в отношении духовной политики.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Церковь, Патриарх, Собор, свобода совести, революция, идеология, светское государство, гонение на

священнослужителей.

В настоящие время в обществе прослеживается возрастающий интерес к определению роли религии и ее институтов в истории России. Одним из наиболее дискуссионных, на сегодняшней день, является вопрос о взаимоотношениях Советского государства и церкви. Эти отношения не были статичны на разных этапах истории, под влиянием политических, социальных и экономических противоречий, они претерпевали существенные изменения. Предметом моего изучения является период с 1917-1920 годов, являясь отправной точкой в установлении позиции государства по отношению к религии, эти года не только вскрыли кризис церкви как системы и как института, но и определили курс, который Правительство избрало в отношении духовной политики.

До октября 1917 года положение Русской православной церкви (РПЦ) было устойчиво-привилегированно, поэтому в период революционных потрясений РПЦ вступила внешне мощной организацией. Однако, несмотря на это, сила влияния и незыблемость авторитета церкви в русском сознании оказалось переоцененным. Причины отделения общества от церкви можно разделить на объективные и субъективные.

Объективная сторона заключается в общем ходе исторического пути народа, связанного с переосмыслением приоритетов между ценностями материальными и духовными.

Субъективную сторону составляют целый комплекс причин. Подчинение церкви как аппарата государства, которое регламентировало ее действия и управление, превращая тем самым организацию, суть которой состоит в пропаганде идеалов высокой духовности и помощи людям в бюрократический аппарат, отрывая тем самым церковь от народа и его проблем.

Повсеместное падение уровня духовности в церковной среде, также способствовало снижению авторитета РПЦ. Степень упадка образования и подготовительной базы легко проследить по статистке, «так из 2148 тысяч выпускников семинарий в 1911 году лишь 574 приняли сан» [1, c.21], семинаристы предпочитали богослужению высокооплачиваемую светскую работу.

В монастыри по большей своей массе люди также уходили не за духовностью, а по причине материальных проблем и житейской неурядиц.

Общий уровень благочестивости среди высших санов также желал лучшего. Масштаб проблемы лучше всего, на мой взгляд, описан в воспоминаниях последнего протопресвитера Русской армии и флота протопресвитера Георгия Шавельского: «У нас, как ни в одной другой Православной Церкви вся жизнь епископа были обставлены особенным величием, пышностью и торжественностью. Эта пышность у нас неразумными ревнителями владычного сана с одной стороны и самими славолюбивыми владыками с другой часто доводилась до абсурда и полного извращения епископского служения. Они делали наших владык похожими на самых изнеженных и избалованных барынь, которые спать любят на мягком, есть нежное и сладкое, одеваться в шелковое и пышное, ездить непременно в каретах. Внешний блеск и величие часто скрывали от толпы духовное убожество носителя высшего священного сана, но компенсировать его не могли. В конце концов, жестоко страдала от этого Церковь» [2, c.213]. Из этого можно сделать вывод, что духовное положение священнослужителей и мирян находилось в упадническом положении. Вера становилась лишь долгом и традиций.

При этом следует обратить внимание на то, что неравнодушные члены РПЦ, осознавая, внутри церковные проблемы стремились найти пути для их решения. Что стало возможным после Февральской революции:

25 июля 1917 года Временное правительство упразднило синодальную систему управления. Хотя, вместо нее было создано министерство по делам религий, в юрисдикции которой продолжали быть дела Церкви, РПЦ получила по сравнению с Синодальным периодом гораздо большую самостоятельность и смогла организовать созыв Собора.

В ходе реформ в епархиях создали исполнительные епархиальные комитеты, которые ограничивали власть епископа, определился выборный порядок замещения административных и духовных должностей. Такими инициативами возрождалось соборное начало. На Соборе было принято положение по

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

восстановлению патриаршества, по которому 18 ноября 1917 года путем голосованию Патриархом был выбран священник Тихон.

Другим важным нововведением Собора было создание Высшего Церковного управления. Высшей властью в РПЦ был объявлен Поместный Собор. В промежутках между соборами должны были действовать два органа соборного управления: Священный Синод и Высший Церковный Совет (ВЦС). Синод состоял из председателя (Патриарха) и 12 архиереев. Синод решал дела вероучения, богослужения, церковной дисциплины и управления, духовного просвещения. В ведении ВЦС находились церковно-административные и хозяйственные дела. Важнейшие вопросы должны были решаться на совместных заседаниях.

В самый разгар данных реформ произошло одно из наиболее значимых событий в истории России - 7 ноября (25 октября) 1917 года осуществился государственный переворот, в результате которого власть в стране пришла к партии большевиков во главе с В.И.Ульяновым (Лениным).

В соответствии с классическим марксизмом, церковь рассматривается, как способ обмануть трудящихся и возможность для богатых держать в покорности бедных. Не стали отходить от этой концепции и русские коммунисты. Так, руководитель партии большевиков, обозначив православных как политический оплот режима, в своих статьях последовательно проводил мысль о Церкви как оплоте буржуазии и реакции. «Представитель контрреволюционной буржуазии хочет укрепить религию, хочет укрепить влияние религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред, приносимый правящим классам «чиновниками в рясах», которые понижают авторитет церкви. Октябрист воюет против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых, слишком обветшавших, не достигающих цели, -более тонкими, более усовершенствованными средствами. Полицейская религия уже недостаточна для оглупления масс, давайте нам религию более культурную, обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся приходе, - вот чего требует капитал от самодержавия» [3, с.19].

Следуя другой концепции классического марксизма большевики рассматривали церковь как духовную надстройку на материальном базисе. Стоит убрать этот базис - и надстройка рухнет. То есть считалось, что победа над церковью как институтом уже предопределена. Следует отметить, что власть декларативно отвергала прямую борьбу с религией, заявляя о невмешательстве во внутрицерковную жизнь, но на практике это постоянно нарушалось за всю историю советского режима.

Следуя программным установкам своей партии, большевики с первых же дней своей власти повели решительное наступление на позиции Церкви в обществе, на законодательной основе ограничивая сферы влияния РПЦ.

Так, 2 ноября 1917 года была принята «Декларация прав народов России», по которой Церковь отторгалась от всех сфер гражданской и общественной жизни. Упразднялись все религиозные привилегии и ограничения.

Далее, 11 декабря 1917 года у РПЦ конфисковались все учебные заведения, а их имущество переходило государству. А РПЦ теряла возможность осуществлять религиозно-нравственное образование и готовить образованные кадры духовенства.

Декрет о гражданском браке, о детях, о введении книг записи актов гражданского состояния принятым 18(31) декабря 1917 года, провозглашал, о том, что юридическую силу получал лишь брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Регистрация рождений, браков, разводов и смертей осуществлялась теперь только государственными органами. Церковный брак отныне становился «частным делом брачующихся».

Новым декретом от 16 января 1918 года был ликвидирован институт духовников в Вооруженных силах.

А 20 января (2 февраля) 1918 года был принят и опубликован декрет СНК о свободе совести церковных и религиозных обществах, в соответствии с которым, РПЦ теряла свой привилегированный статус. Провозглашалась свобода совести, отменялись преимущества или привилегии на основания вероисповедания. Граждане могли, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, никто не мог, ссылаясь на свои религиозные воззрения уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей (в том числе и службы в армии). Школа отделялась от Церкви, преподавание религиозных вероучений в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

государственных, общественных и частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы, было запрещено. Обучать и обучаться религии, можно было только частным образом. Все религиозные общества стали относиться в глазах государства к частным обществам и союзам и подчинялись соответствующему законодательству.

В основном эти нормы соответствовали конституционным основам светских государств новейшего времени. Принципиальная новизна заключалась в последних параграфах декрета: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, прав юридического лица они не имеют. Все имущества Церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для религиозных целей, отдаются "..." властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» [4, с.94].

Более того, 10 июля 1918 года появилась первая советская Конституция, провозглашавшая духовенство и монашествующих лишенными избирательных прав, на основе принципа «кто не работает, тот не ест». При этом были ограничены и права детей священнослужителей (в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения) [5, с.62].

В соответствии с инструкцией от 24 августа 1918 года к Декрету «О свободе совести»,

ответственность за действия, происходящие в приходе, возлагалась на группу мирян из 20 человек («двадцатка»), что подрывало власть настоятеля. К тому же, действия настоятеля теперь контролировались мирянами[6, с.157].

После опубликования вышеперечисленных документов, Правительство РСФСР создало специальное учреждение, которое непосредственно занималось бы решением связанных с Церковью вопросов. 19 апреля 1918 года была создана специальная «ликвидационная» комиссия при народном комиссариате юстиции для проведения в жизнь Декрета «О свободе совести».

Церковь долго (до начала 1918 года) не реагировала, на действие большевиков. Причиной тому было убеждение, что новое Правительство не продержится долго у власти, но как только стало очевидно, что это не так, было решено ответить на «нападки» антицерковной власти. Ответными действиями было решено применить пропаганду, так 22 января 1918 года вышло первое послание, Патриарх призвал русский народ «противостать врагам Церкви силою властного всенародного вопля, который покажет безумцам, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, так как действуют прямо противно совести народной». Православные христиане должны «встать в ряды духовных борцов "..." не вступать с извергами рода человеческого в общение», а в случае необходимости «и пострадать за дело Христово» [7, с.13]. Послание вызвало огромное раздражение большевиков, справедливо принявших анафему на свой счет. Уже после выхода в свет этого послания, они стали видеть в св. Тихоне одного из своих главных и самых опасных противников.

После чего, 25 января 1918 года Собор принял постановление, угрожавшее анафемой всем, кто принял бы участие в реализации Декрета «О свободе совести», так как этот декрет есть «акт открытого против Церкви гонения».

Кроме того, в этот же день 25 января 1918 года Собор принял постановление о преемстве Церковной власти, согласно которому Патриарху предоставлялось возможность на самостоятельные и тайные выборы приемника с придачей всю полноты патриарших прав. При этом патриарх мог назначить не одного, а нескольких приемников, а имена их до определенного времени могли сохраняться в секрете.

В целях предотвращения грабежа церковного имущества 28 февраля 1918 года Собор принял постановление. По нему на местах для этой цели предлагалось создать союзы из прихожан.

И наконец, 19 апреля 1918 года Собор принял постановление о мероприятиях по «прекращению настроений церковной жизни». В соответствии с ним церковным наказаниям подвергались те члены Церкви, которые не повинуются священноначалию и идут на сотрудничество с богоборческой властью

Следующим шагом советского Правительства было создание 8 мая 1918 года при наркомате юстиции 8-й (позднее 5-й) отдела по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства во главе с П.А.Красиковым. На местах создавались соответствующие подведомственные структуры.

Постановлением наркомата юстиции от 30 августа 1918 года РПЦ официально лишалась прав юридического лица, у нее конфисковалось все не имущество, не используемое в богослужении, в церковной жизни вводился ряд ограничений.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

А 20 сентября 1918 года был разогнан Собор, как орган, чьи действия конкурировали с действием органов власти.

Вопрос о физической расправе над священнослужителями остается одним из наиболее сложных и сегодня. Нельзя отрицать наличие жестоких и неоправданных убийств представителей духовенства, разграбленные монастыри и приговоры в отношение неугодных власти. Как и нельзя уверенно обвинять во всем этом власть.

Многие преступления были совершенны с целью наживы, как например убийство священника Григория Рождественского. Другие - произошли по инициативе радикально настроенных революционеров, так был убит митрополит Киевский Владимир.

Были и убийства из провокации, так 15 февраля 1918 года был расстрелян крестный ход в Туле, погибло 13 человек, и был ранен епископ Корнилий. При том, что нет никаких сведений о причастности большевиков к расстрелу.

Были и репрессированные и расстрелянные по официальному приказу большевиков, их было абсолютное меньшинство, но они были 16 июня расстреляны архиепископ Андроник Пермский и епископ Феофан Соликамский за пропаганду против советской власти. Собор послал комиссию для расследования этих убийств, но большевики арестовали ее членов, как людей пытающихся дестабилизировать работу органов внутренних дел. 23 мая 1919 года в Астрахани были арестованы и 23 июня расстреляны архиепископ Митрофан (Краснопольский) и его викарий епископ Енотаевский Леонтий (барон Вимпфен). Приказ об этом отдал С.М.Киров председатель временного революционного комитета в Астрахани. В одной Харьковской епархии за 6 месяцев с декабря 1918 по июнь 1919 года погибло 70 священников. В Воронежской

епархии после оставления её белыми в декабре 1919 года большевики расстреляли 160 священников. За короткое время в Кубанской епархии убили 43 священника. В Пермской епархии за 1919 год было уничтожено около 100 представителей духовенства, из них 3 епископа, 51 священник, 5 диаконов, 37

монахов, 4 псаломщика.

В ноябре 1918 года был арестован и Патриарх и по январь 1919 года находился под домашним арестом. Однако большевики тогда всё же не решились расправиться с Патриархом, - слишком велик был его авторитет. Поэтому Святитель, после ряда допросов и многочисленных угроз был выпущен на свободу. Убийство по любой причине оправдывать нельзя, но уже из совершившихся исторических фактов, мы можем сделать только общечеловеческие выводы. И один из них: нельзя обвинять во всех преступлениях, просто из «совокупности», ведь приписывая каждую новую жертву на совесть непричастных к ней, мы автоматически оставляем безнаказанным виновного.

При этом Патриарх в шестом послании от 25 сентября 1919 года и было обращено ко всем архипастырям. В тот момент перед Церковью встала задача: как наладить долговременные отношения с властью. Поэтому Патриарх заявляет о лояльном отношении Церкви к Советской власти, так как «Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение», служители же Церкви должны «стоять выше и вне всяких политических интересов». Патриарх призвал подчиняться велениям Советской власти «поскольку они не противоречат вере и благочестию» [8, с.118].

Тем временем власть принимала всё новые законы против Церкви: 20 февраля (4 марта) 1919 г. было издано разъяснение 5 (бывшего 8) ликвидационного отдела Наркомюста о недопустимости со стороны иерархии перемещения духовенства и закрытия храмов

26 марта (5 апреля) 1920 г. новым разъяснением духовные лица привлекались к всеобщей трудовой повинности, также запрещалось богослужение при его совпадении по времени с общественно-полезными работами.

А 1(14) апреля следующим разъяснением служители культа потеряли право пользоваться полными гражданскими правами как лица, живущие на нетрудовые доходы.

В конце 1918 - 1919 годах, власти повели планомерную борьбу против Церкви и на уровне идеологии.

В 1918 году Иерархию обвиняли в поддержке эксплуататорских классов, в многовековом обмане и обирании темного и невежественного народа. С разгаром Гражданской войны Церковь начали обвинять в активной поддержке контрреволюции.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Примечательным является то, что еще летом 1918 г. Патриарх отказал в благословлении белому движению, дабы избежать вовлечения Церкви в политическую борьбу.

Другим направлением в идеологической борьбе было разрушение догматов церкви как учения. И способом этого разрушения стала «Компания по вскрытию мощей». Согласно догмату Церкви, мощи, -нетленные тела умерших святых, почитаемые, как и иконы. При этом нетленность совершенно не являлась обязательным условием: почитаться могли и костные останки. Но суеверие об обязательной нетленности мощей было очень распространено в России. Взяв это во внимание, большевики решили провести показательные повсеместные вскрытия мощей. В связи с этим 3(16) февраля 1919 года наркомат юстиции принял постановление о вскрытии мощей святых РПЦ во всероссийском масштабе. Главным идеологом руководителем и организатором вскрытий мощей стал сам начальник VIII отдела Наркомюста Петр Красиков, руководивший осуществлением религиозной политики советской власти. Очевидно, что от большинства мощей, оставались лишь костные останки, о чём тут же оповещала советская пресса. Но когда находили полностью или частично нетленные мощи, об этом либо умалчивалось, либо нетление объявлялось следствием условий хранения мощей и последующей за не естественной мумификации.

По результатам этой большой и продуманной кампании большевики как им казалось, добились успеха: многие маловеры и суеверы отходили от Церкви. Но подлинно верующие, конечно, увидели во всем этом только кощунство и лишь укрепились в вере.

Сделаем выводы о гонениях на РПЦ в 1917-1920 годы

Во-первых, Церковь была отделена от государства, поставившего задачу её полного уничтожения. Она лишилась своей экономической базы, которую составляли:

а) Монастыри (закрыто более половины, имущество остальных в основном конфисковано).

б) Свечные заводы.

в) Дотации и пенсии от государства. Разумеется, они были полностью отменены большевиками, тогда как до революции они достигали 35 млн. руб. из общего дохода Церкви в 110 млн. руб. (1914 г.)

Во-вторых, по тем или иным обстоятельствам в годы противостояния церкви и государства были убиты около 10000 священнослужителей

Но при этом произошло и укрепление церкви не только с позиции нравственного оздоровления, все кто не был предан учению искренне и непоколебимо отошли от нее, но и как аппарата, система организации ВЦУ полностью себя оправдала.

Список использованной литературы:

1. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика,1995. 400 с.

2. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота в 2 т. Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1954. т. 1. 414 с.

3. «Декларация прав народов России» // Большая советская энциклопедия / под редакцией А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978. 626 с.

4. Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях, о введении книг записи актов гражданского состояния от 18(31) декабря 1917 года. Декреты Советской власти. т. I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М.: Гос. изд. политической литературы, 1957. 160 с.

5. Конституция (Основной Закон) РСФСР, принятая V Всероссийским съездом советов в заседании 10 июля 1918 г. // СУ. -1918. -№51. 582 с.

6. Постановление Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 «О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция)».//СУ.-1918.№18. 263 с.

7. Губонин М.Е. Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994.1064 с.

8. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. // СУ. 1918. - № 18. 263 с.

©Юсупова В. А., М.Г. Зубаиров, 2015 год

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 616.831-009.11

Д. А. Ахмедова

резидент 1 курса магистратуры кафедры неврологии Самаркандский государственный медицинский институт г.Самарканд, Республика Узбекистан С.З. Хакимова к.м.н, ассистент кафедры неврологии Самаркандский государственный медицинский институт г.Самарканд, Республика Узбекистан А.Т. Джурабекова д.м.н, профессор кафедры неврологии Самаркандский государственный медицинский институт г.Самарканд, Республика Узбекистан

ОСОБЕННОСТИ ПОСТИНСУЛЬТНОЙ ДЕПРЕССИИ В РАННЕМ И ПОЗДНЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение многих лет инсульт занимает лидирующие позиции среди причин заболеваемости, смертности и инвалидизации в мире. Депрессия является достаточно серьезным осложнением инсульта, связанным с эмоционально-волевой сферой, и играет огромную роль в течении и влиянии на прогноз цереброваскулярного заболевания. Депрессивные реакции часто сопутствуют инсульту, достигая, по данным различных исследователей, от 11 до 68%. Причины постинсультной депрессии различны: в одних случаях это реакция на болезнь, на возникший в результате инсульта выраженный неврологический дефицит и связанную с ним беспомощность, на изменение социального статуса, потерю трудоспособности, в других случаях имеет место обострение преморбидных свойств личности [2,3,4].

Важно отметить, что ее развитие возможно как в ранние, так и в поздние сроки после инсульта, хотя максимальная частота депрессивных эпизодов регистрируется в восстановительном периоде инсульта. [1,7]. Длительность постинсультных депрессий варьирует в широких пределах от 2-3 месяцев до 1-2 лет.

Считается, что наиболее часто постинсультная депрессия развивается вследствие очагов поражения в левой лобной области или в прилежащих базальных ядрах, в других исследованиях показана роль подкорковых ганглиев правого полушария. В качестве одной из причин можно рассматривать и нарушение обмена нейромедиаторов, в частности серотонина и норадреналина, в базальных ганглиях и лобных долях [6,8]. Таким образом, до настоящего времени депрессия у больных с инсультом представляет значительный интерес для исследователей. Депрессия затрудняет оценку неврологического статуса больного в клинике, значительно ухудшает качество жизни пациентов с инсультом и достоверно снижает эффективность реабилитационных мероприятий. Одним из основных механизмов отрицательного влияния депрессивных расстройств на успешность восстановительного лечения является снижение мотивации пациента при участии в реабилитационных мероприятий [9]. Цель исследования: Оценить клинические особенности постинсультной депрессии в раннем восстановительном и позднем восстановительном периодах ишемического инсульта с целью оптимизации диагностического процесса и определения подходов к лечению. Материалы и методы исследования: в основу работы положен анализ собственных клинических исследований проведённых у 65 больных с постинсультной депрессии в раннем восстановительном и позднем восстановительном периодах ишемического инсульта. Больные 1 группы - раннего восстановительного периода ишемического инсульта (период до 6 месяцев) составили - 34 человека, 2 группу позднего восстановительного периода ишемического инсульта (период от 6 до 12 месяцев)

составили 31 человек. Распределение пациентов по полу и возрасту, было, следующим: мужчины составили - 30, женщины - 35 человек. Возраст пациентов колебался от 50 до 75 лет.

Полное клиническое неврологическое обследование пациентов дополнялось балльной оценкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.