Научная статья на тему 'Государство и рынок: границы взаимодействия'

Государство и рынок: границы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4429
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / РЫНОК / MARKET / РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА / MARKET SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Наталия Вячеславовна, Александров Никита Сергеевич

Рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия государства и рынка. Изучены причины, способы и характер взаимодействия государства и рынка в современной экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND MARKET: INTERACTION BORDERS

The article considers the theoretical aspects of the interaction between the state and market. The causes, ways and the nature of the interaction of the state and market in the modern economy of Russia are studied.

Текст научной работы на тему «Государство и рынок: границы взаимодействия»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.1

ГОСУДАРСТВО И РЫНОК: ГРАНИЦЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Н.В. Александрова, Н.С. Александров

Рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия государства и рынка. Изучены причины, способы и характер взаимодействия государства и рынка в современной экономике России.

Ключевые слова: государство; рынок; рыночная система; государственное регулирование.

N.V. Aleksandrova, N.S. Aleksandrov. STATE AND MARKET: INTERACTION BORDERS

The article considers the theoretical aspects of the interaction between the state and market. The causes, ways and the nature of the interaction of the state and market in the modern economy of Russia are studied.

Keywords: state; market; market system; government regulation.

В научной литературе проблеме взаимоотношений государства и рынка уделяется достаточно много внимания. Роль государства в современной рыночной экономике является предметом дискуссий между экономистами и политиками. Одна сторона считает вмешательство государства в рыночные отношения злом, другая, наоборот, - успешным условием их развития. Каждая сторона, утверждая свою правоту, опирается на исторический опыт, опыт развития разных экономик мира, глобализации и других факторов.

В мировой экономической литературе представлена совокупность всех мнений о безусловном требовании государственного регулирования рынка и возможностях его практической организации. Взгляды ученых менялись в течение времени и зависели от этапов развития мировой экономики (период войны или мира, кризиса или экономического роста).

Зарубежные специалисты основательно изучили причины, способы и характер взаимодействия государства и рынка. Но каждый исследователь скажет, что для любой страны вариант развития событий свой, так как в конкретном случае необходимо учитывать национальные особенности государства, исторический ход развития общества, уровень развития производительных сил, эффективность и дей-

ственность принимаемых законов, уровень легитимности власти, ее честность, открытость, ответственность.

Рынок - это сильнодействующее оружие, которое имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Рыночная система подчиняет себе не только отношения, связанные с куплей-продажей, но и поведение человека, его моральный облик, гражданскую позицию. Поэтому государство является тем инструментом в рыночных отношениях, способным улучшить, «оздоровить» рынок.

Проблемы взаимодействия рынка и государства, определение их оптимальных границ являются, на наш взгляд, актуальным вопросом для исследования.

Государство - это структура, имеющая власть для управления страной в любой сфере деятельности. Понятие «государство» в научной литературе рассматривают с двух позиций: как экономическую категорию и как правовую. С экономической точки зрения государство является управляющим субъектом экономики, регулирует ее процессы.

С точки зрения права государство является самостоятельной, обособленной единицей в мировом пространстве, имеет свои признаки (табл. 1), которые в большинстве своем имеют законную силу. Принятие законодательно-нор-

Таблица 1

Основные и дополнительные признаки государства

Признаки государства

Основные Дополнительные

Территория Государственный язык

Население Единая денежная единица

Публичная власть Единая внешняя политика

Армия Единое экономическое пространство

Налоги Единая энергетическая система

Право Единая информационная система

Правоохранительные органы Единая дорожно-транспортная система

Государственный суверенитет Государственные символы (герб, флаг, гимн)

мативных документов осуществляется системой институтов власти и во многом определяется политической ориентацией в том или ином государстве.

Конституция Российской Федерации дает определение: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Россия - это правовое государство, поэтому организация деятельности власти по отношению к гражданам основана на праве. Это ограничивает власть в своем проявлении, призывает ее служить во благо людей, обеспечивать их безопасность, соблюдать права и свободы граждан и др.

Еще Людвиг Эрхард говорил: «Быть ответственным за экономику страны - это значит отвечать перед всем народом за соблюдение законов государством».

Признаками правового государства являются: разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную; обеспечение конституционной законности и верховности Конституции; главенство закона и права; соблюдение закона в равной мере относится и к государству, и к гражданам (никто не может нарушать закон); обязательная ответственность как государства, так и личностей друг перед другом; соблюдение прав и свобод личности; осуществление контроля за соблюдением закона; публичность законов, разъяснение механизмов их действия гражданам.

Таким образом, государство как субъект права в современной системе является гарантом достойного развития общества, защитником прав и свобод личности, обеспечение безопасности и многое другое, что не противоречит законам развития общества. Российское общество всегда имеет свой вариант развития событий, хотя нельзя не учитывать положительный, а иногда и отрицательный опыт развития других стран.

Рынок - сфера товарного обращения, то-

варооборота. Рынок - это экономическая категория, функционирующая на основе экономических законов. Но есть области, которые подпадают в правовое поле. Понятие «рынок» можно встретить в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, законов «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О зерне» и др.

В Декларации ООН 1969 г. сказано, что главными целями политики социального прогресса и развития, которую обязаны проводить все государства и правительства, являются: обеспечение, и без какой-либо дискриминации, справедливого вознаграждения за труд, установление минимального уровня заработной платы, достаточно высокого для обеспечения удовлетворительного уровня жизни, ликвидация голода и недоедания, гарантия права на надлежащее питание, ликвидация нищеты, обеспечение неуклонного повышения уровня жизни, а также справедливого и равномерного распределения доходов.

Российское право должно ориентироваться на законы, принятые в международной торговле, финансовых рынках, деятельности иностранных корпораций.

Рассмотрим инструменты регулирования экономики государством и рынком в сравнении (табл. 2).

Инструментами рынка являются элементы, которые функционируют на основе экономических законов (закон спроса и предложения, закон стоимости и др.), которые не подвластны кому-либо. Эти экономические законы существуют объективно, независимо от нашего желания, воли.

Сопоставив инструменты государства и рынка, можно сделать вывод, что государство использует в своей деятельности политику, основанную в большей части на законодательстве. А как известно, законы в любом государстве обязательны

Таблица 2

Инструменты регулирования экономики государством и рынком

Инструменты регулирования

Государство Рынок

Денежно-кредитная политика Объем спроса

Бюджетно-налоговая политика Величина предложения

Амортизационная политика Изменение цены

Обеспечение прав и защита субъектов хозяйствования Уровень конкуренции

Антимонопольная политика Структура и емкость рынка

Наличие инфраструктуры

к исполнению. Проблема в этой сфере в том, насколько принятые законодательно-нормативные документы способствуют целям политики социального прогресса и развития.

Рынок оказывает огромное влияние на развитие экономики и является его главным регулятором. Однако вмешательство государства помогает решить множество проблем. Законодательство защищает права потребителей и производителей, обеспечивает право собственности, избавляет от некачественного товара, защищает интеллектуальную собственность, противодействует монополии. Уголовное законодательство обеспечивает защиту хозяйствующих субъектов от криминального мира.

Еще А. Смит отмечал, как много вреда может нанести экономике неграмотная политика невежественных правителей. Крикливый король, министры, феодалы не хотели знать и понимать экономические законы. Он приводит не только факты бесконечного множества глупостей, которое может совершить государство в своей политике, но и последствий [5].

Таким образом, формирование рыночных отношений, стимулирующих развитие производительных сил, предполагает разработку и принятие таких правовых документов, которые в полной мере учитывают требование экономических законов и объективны, независимы.

Правовое регулирование рыночных отношений должно обеспечить правовую базу, которая сохранит конкуренцию на рынке и экономическую свободу субъектам хозяйствования, а также права и обязанности всех экономических единиц.

Правовая защита - самая основная функция государства. Экономическая свобода производителей и потребителей обеспечивается законами о частной собственности и гарантируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Государство должно обеспечить свободную конкуренцию, которая нужна для улучшения благосостояния населения, для экономической свободы потребителей. Недостатком рыночных отношений является создание монополий, устранение конкуренции, что при-

водит к монополизации экономики, снижению качества товаров, возникновению дефицита, росту цен и других негативных последствий.

В рыночной среде целью предпринимательской деятельности является получение прибыли на основе нынешних законов и свобод. Каждый предприниматель выбирает свою деятельность свободно, под свой страх и риск, считая, что рынок способствует развитию «бизнеса».

Законы всех государств регулируют предпринимательскую деятельность. Контроль за предпринимательской деятельностью осуществляют государственные структуры, банки, страховые компании, как на внешнем, так и внутреннем рынках. Правовое регулирование в основном касается внешней предпринимательской деятельности. Влияние на рыночные отношения внешних факторов проявляется: в законодательно-нормативной базе, политическом строе в стране, налоговой и денежно-кредитной политике, уровне развития экономики, форс-мажорных обстоятельствах, уровне инфляции и т.д. Данная группа факторов оказывает косвенное влияние на внутреннее развитие бизнеса, особенно значима правовая сфера регулирования предпринимательских отношений.

Атрибутами рынка служат отношения между продавцами и покупателями, где основными элементами являются цена, спрос и предложение. Все эти факторы постоянно меняются, поэтому правовое регулирование государством не всегда эффективно.

В экономической сфере государство осуществляет контроль прямым и косвенным путем. Косвенный контроль включает льготы и налоги, регулирование цен и занятости населения, профессиональную подготовку, информационное обеспечение и т.п. Прямой государственный контроль - это финансовый, экологический, санитарный, пожарный, также контроль за ценами и качеством продукции.

Правовое регулирование государства - это обеспечение законодательно-нормативной базы организации деятельности рынка. Для этого применяется антимонопольное законодательство, действующее и в настоящее время. В

этом законодательстве рынок рассматривается как место обращения товара.

В нашей рыночной системе существует такое негативное явление, как «теневой» рынок с теневой экономикой. Этот рынок быстро приспосабливается к изменениям и выживает несмотря на все регулирующие законы рыночных отношений. Теневой рынок можно вытеснить только экономическими мерами, жестким справедливым законодательством, а также усилением борьбы с «теневиками». Доля такого рынка в любой экономике страны характеризует эффективность законодательно-нормативной базы, регулирующей рыночные отношения (в России доля теневого рынка достигает 30-40%, в Греции - 24 %, в Италии - 21 %, в Румынии - 16 %, в Швейцарии - 9 %, в Норвегии - 7 %, Финляндии - 8 % ) [7].

Участники рыночных отношений соблюдают не только правовые, но и социальные нормы поведения - нравственные, религиозные, эстетические, обычаи и традиции. Эти нормы диктуют время и современные рыночные отношения.

Для формировании правовой системы, регулирующей рыночные отношения, нужно стимулировать, поддерживать и защищать рынок и людей, занятых в этой сфере.

Таким образом, участие государства в рыночной экономике - это регулирование рынка с помощью законов, решительная демонополизация рынка с формированием экономики открытого и конкурентного типа. Такие меры необходимы, так как в российской действительности субъекты рыночных отношений находятся в неравных условиях, особенно это касается организации малого и среднего бизнеса, который вынужденно уходит в сферу теневой экономики.

Рынок постоянно меняется и развивается. В его развитии определяется и влияние государства, без которого рынок на современном этапе не может существовать. Ученые отмечают несколько причин, влияющих на характер взаимодействия государства и рынка.

1. В экстремальных условиях рынок работает недостаточно успешно, например, вспомним экономический кризис 1929-1933 гг. в европейских странах и США и то, какие меры были предприняты этими государствами для выхода из кризиса.

2. Рынок имеет свои недостатки, а именно -отсутствие перспектив. Это проявляется, когда экономический рост зависит от научных исследований, велика неопределенность получения прибыли, крупных инвестиций, например, применение новейших компьютерных программ в экономике и ядерной энергетики в некоторых

странах Западной Европы и СССР. Следовательно, рынку всегда выгодно внедрять новые технологии, а у государства есть средства и желание внедрить их в наиболее значимые отрасли экономики.

3. Рынок без государства не может решать региональные проблемы, которые возникают не только из-за рыночных отношений, но и в силу исторических, национальных, территориальных, демографических особенностей. Таким примером является быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике в России, который привел к социально-экономическим потрясениям. Не все регионы смогли быстро перестроиться к рыночным условиям. Это субъекты с высокой концентрацией производственных предприятий; удаленные от экономических центров в связи с ростом транспортных расходов; получавшие от федеральных центров дотации и потерявшие их.

4. Реализация национальных интересов каждого государства не подвластна рынку. Поэтому отстаивание национальных интересов принадлежит государству. Это и проведение внешней политики, и контроль за движением капитала, рабочих, занятых в производстве, регулирование рынка труда, миграция населения и т.д.

5. Только государство способно повлиять на рынок, добавить или изменить в случае решения социальных проблем: регулирование безработицы, сдерживание инфляции, обеспечение малоимущих граждан, перераспределение доходов между различными слоями населения, регулирование заработной платы работников бюджетной сферы (врачи, учителя, научные работники и т.п.).

Таким образом, государственное регулирование - это механизм взаимодействия рыночной экономики с государственной властью, что сдерживает рыночные явления от стихийных, негативных последствий, причем чем теснее партнерство государства и рынка, тем эти явления менее выражены. Рынок как саморегулируемая система предоставляет полную свободу экономическим действиям, при этом задача государства - найти такие пути вмешательства, которые бы устанавливали не только правила и условия функционирования рынка, но и стимулировали экономический рост и защиту социальных потребностей общества (табл. 3).

Развитие и становление человеческого общества начиналось ни с государства, ни с рынка. Но исторический ход событий развернулся так, что государство стало первой формой организации нашей цивилизации. И на протяжении многих веков государственная машина господствовала и противостояла рынку. Первые

Таблица 3

Достоинства и недостатки государства и рынка

Достоинства Недостатки

Государство - регулирование социальных проблем; - антимонопольная политика; - предотвращение негативных экономических процессов - бюрократия; - несовершенство законодательно-нормативной базы; - проблемы выявления общественных потребностей

Рынок - экономический рост; - конкуренция; - развитие бизнеса; - устранение административных барьеров - вытеснение общественных благ; - естественная монополия; - социальная дискриминация общества

признаки рынка появились в Древнем Риме, но варварское нашествие Александра Македонского надолго отбросило рынок от тоталитарного государства, и только через 1200 лет рынок начал поглощать страны своим проявлением, и эта эпидемия охватила многие страны Западной Европы и советский строй в том числе.

Но всякий раз в каждой стране возникновение рынка требовало беспощадной схватки «рынка» с «государством», желавшим детально, дотошно и избыточно регламентировать стихийные рыночные процессы [6].

Мировая наука выделила две макроэкономические концепции вмешательства государства в рыночные отношения: «кейнсианство» и «монетаризм».

Кейнсианская теория предполагает вмешательство государства в экономические процессы так называемой «невидимой рукой», которая регулирует и санирует рынок, приводя его механизмы в порядок.

Монетаризм же отрицает вмешательство государства в рыночную систему, утверждая, что рынок самостоятельно, автоматически достигнет своего баланса, и эти жесткие условия позволят рыночным отношениям выйти на новый, совершенный уровень развития. Эти концепции доказывают, во-первых, существование самого государства и, во-вторых, необходимость определения границ его вмешательства в рыночную систему.

Активное вмешательство государства в рыночные процессы не должно подавлять того механизма, который обеспечивает рынок: конкурентную борьбу, самостоятельность товаропроизводителей и др. Так где же та грань вмешательства между рынком и государством? Эти дебаты в политических и общественных дискуссиях в развитых странах в XXI в. заметно обострились и уже стали факторами истории (приватизация и ее последствия).

Практически все ученые согласны с тем, что государство должно регулировать рынок. А почему не наоборот? Рынок - система, регулируемая экономическими законами, и это доказан-

ный факт. Так чем же государство «умнее» рынка? Может стоит посмотреть на эту проблему границ взаимодействия с точки зрения рынка и законов, его регулирующих? Пусть рынок строит, воспитывает, определяет границы управления государства. Ведь государство - это во многом власть, политика, законодательство.

Государство в качестве регулятора рынка опаснее, чем стихийное саморазвитие рынка, так как государству свойственно упираться, т.е. настаивать на том, на чем настаивать не следовало бы. Но когда ситуация становится кризисной, то у государства виноватыми становятся все - стяжательство банкиров, «финансовые пузыри», необеспеченность ипотеки, - но только не само государство, которое втихомолку активнее других участвует в раздувании «финансовых пузырей», которое само опережает в стяжательстве всех предпринимателей и никогда не признается в своих провалах. И никто из экономистов не желает сказать: кризис - это единственно доступный для рыночной экономики способ объяснить государству, что рынок нуждается в новой «порции» свободы, что государство мешает рынку перейти к этому новому уровню свободы [6]. Имеются и другие точки зрения.

Различное отношение к рынку как способу организации общества связывают с определенным этапом развития экономики, в котором находится общество. Критика в его неспособности организовывать общество усиливается в периоды кризиса экономики, и, наоборот, в периоды процветания критика рынка ослабевает, и всем кажется, что кроме рынка нет другого механизма, способного организовать общество. Однако рынок сам по себе может способствовать экономическому кризису. Он есть способ не только организации общества, но и его дезорганизации. На эту сторону рынка обращал внимание К. Маркс, говоря о том, что отношения, опосредованные товарами или рынком, мистифицируют существующие отношения, на место отношений людей приходят отношения вещей. Эти отношения, приобретая свою действительную жизнь, переворачивают

все с ног на голову и вместо того, чтобы организовывать жизнь по образу и подобию человека, организуют ее по образу и подобию вещи. Рынок не прибавляет сознательности в процессы товарно-денежного обращения и производства. Он укрепляет потребительский инстинкт, в котором общественному сознанию практически нет места, а если таковое представлено, то только как извращенное, своекорыстное сознание. Рынок укрепляет зависимость человека от вещи, культивирует потребительство как образ жизни, что само по себе неплохо. Но он доводит зависимость человека от вещи до крайних пределов, в связи с чем любая здоровая идея не может пробиться к сознанию. Начинают трудно усваиваться всеобщие идеи. Не может быть создана и легитимирована национальная идея. Государству все сложнее объединить людей и доказывать необходимость общественных дел.

Таким образом, взаимоотношения государства и рынка на разных этапах экономического развития имели свои приоритеты. Хотя рынок, рыночные отношения проявили себя намного позже, чем государство, но его развитие и становление оказали влияние не только на экономики стран, но и в какой-то мере подчиняли себе государство.

Современный рынок не может существовать без поддержки и управления государством. Разные ограничения со стороны государства не должны влиять на эффективность рынка с негативной стороны. Нельзя разрушать рыночные отношения чрезмерно строгими нормами и законами. Поскольку рынок постоянно меняется, то и влияние государства должно быть косвенным (экономическими методами). Но и административное влияние оказывает на рынок во многом положительное воздействие. Оно вынуждает искать новые инвестиции, меняться, т.е. искать производство новых товаров, услуг, работ.

Изучив взаимодействие государства с рынком, его правовое регулирование, возможные грани сотрудничества, противоречия, можно сделать следующие выводы:

1. Государство и рынок нужны друг другу. Действительно, только государственная власть может создавать инфраструктуру с четкой совокупностью правил, нужных рынку. Государство обеспечивает систему защиты экономических субъектов от внешних и внутренних угроз. Государству рынок нужен для получения необходимых ресурсов.

2. Государство и рынок оказывают друг на друга позитивное влияние. Взаимное воздействие приводит к развитию и адаптации обеих систем. Государство приобретает более демо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кратический характер по отношению к бизнесу. Рынок, в свою очередь, приучается исполнять правила государственной системы. Тем не менее сокрытие доходов от налогов сохраняется всегда, но под влиянием государственных структур пресекается.

3. Государство и рынок являются относительно самостоятельными общественно значимыми институтами. Часто государство рассматривают как «большую команду бюрократов», а рынок выражает волю и желание человека. Поэтому неизбежны столкновения частных и государственных команд с разными интересами и стремлениями.

Сегодняшний этап развития общества доказывает значимость государства в регулировании многих проявлений рынка: пресечение монополизма, сдерживание инфляции, безработица и многое другое, что негативно отражается на развитии экономики, повышении уровня и качества жизни граждан.

Список литературы

1. Архипова О.В. Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208). С. 12-16.

2. Газимагомедов Г.Г. Рынок и государство: конфликтные грани взаимодействия в современной России // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. № 1. С. 27-35.

3. Гайнутдинов Р.И. Государство и рынок: меняющийся баланс влияния // Научно-практический журнал Северо-Западной академии государственной службы. 2006. № 1. С. 163.

4. Демич А.А., Сидина В.Л. Совершенствование вмешательства государства в реализацию дифференцирующей и санирующей функций рынка // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. Вып. 2. 2012. Т. 12. С. 29-32.

5. Ильдеменов В.И. Экономические законы: монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 456 с.

6. Мамедов О.Ю. Государство и экономика // TERRA ECONOMICUS. 2011. Т. 9. № 3. С. 5-9.

7. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 135-140.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

9. Саяпина Л.И. Взаимодействие интересов и государственное регулирование экономики // Современный рынок и государство: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Людвига Эрхарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.