Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО'

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / государство / общество / личность. / security / state / society / personality.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов Руслан Валерьевич

в статье анализируются понятие и сущность государства, функции и признаки государства, теория происхождения государства, политические формы государства, взаимодействие общества и государства, безопасность личности общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND SOCIETY

the article analyzes the concept and essence of the state, the functions and characteristics of the state, the theory of the origin of the state, the political forms of the state, the interaction of society and the state, the security of the individual of society and the state.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО»

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО Степанов Р.В.

Степанов Руслан Валерьевич - студент, кафедра философии, Военная академия министерства обороны, г. Псков

Аннотация: в статье анализируются понятие и сущность государства, функции и признаки государства, теория происхождения государства, политические формы государства, взаимодействие общества и государства, безопасность личности общества и государства. Ключевые слова: безопасность, государство, общество, личность.

STATE AND SOCIETY Stepanov R.V.

Stepanov Ruslan Valerievich - student, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY, MILITARY ACADEMY OF THE MINISTRY OF DEFENSE, PSKOV

Abstract: the article analyzes the concept and essence of the state, the functions and characteristics of the state, the theory of the origin of the state, the political forms of the state, the interaction of society and the state, the security of the individual of society and the state. Keywords: security, state, society, personality.

ВВЕДЕНИЕ

Всякое общество, с тех пор как в нем начинается и продолжается процесс производства и обращения продуктов, нуждается в некоторых выделенных в нем органах авторитета и власти. С развитием крупной промышленности и земледелия условия производства усложняются, а вместе с тем нуждаются в расширении и усилении структуры общественного авторитета и власти, необходимые для регулирования всех процессов, происходящих в сфере производства и во всем обществе в целом.

Неравенство людей, независимо от того, чем оно вызвано, природными ли, общественными ли причинами, также требует упорядочивания отношений, чтобы человеческое общество не истребило себя в междоусобной борьбе.

Власть формируется поэтому постепенно вместе с формированием человеческого общества, основываясь первоначально на стадии первобытнообщинного строя, на авторитетах главы рода, вождей племени. Уже на этой стадии авторитет означал так или иначе форму принуждения, с одной стороны, и подчинения — с другой. Закрепившийся в отношениях между людьми авторитет и представляет собой первую форму власти. Формы принуждения с тех пор постоянно менялись. Каждому общественному укладу были свойственны своя форма проявления власти, своя система авторитетов.

Целью настоящего исследования является выяснение сути взаимодействия между государством и обществом, рассмотрение влияния этого взаимодействия на обеспечение безопасность личности, общества и государства.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Государство как социальный организм и как власть исторически появляется на стадии разложения первобытного общества и становления раннеклассового общества. С этой поры в обществе в той или иной мере начинает существовать политика. Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений, или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений.

Существует множество определений государства

Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)

Государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)

Государство - это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)

Государство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Государство - это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт - правителей и

управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Интересна этимология слова «государство»

В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» - «госуд» - также имеет происхождение от греческого слова

«деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» - как владелец всех подданных (рабов).

В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l'estate» имеет своим корнем латинское «status» - состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и не гражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.

В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) - «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» - ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово - «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» — договор.

Интересно и другое происхождение слова «государство» - от греческого «полис» (греч. nóXi^ - город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» -которое переводится как «общее дело».

ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. Функции государства.

Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Но две главные задачи государства остаются неизменными - это защита своих граждан от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны.

К главным внешним функциям государства относятся:

• защита границ и оборона страны при нападении извне;

• внешнеполитическая деятельность - представление страны в отношениях с другими странами;

• организация экономических связей с другими странами.

К основным внутренним функциям государства относятся:

• установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

• организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

• осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т.п.);

• социальная функция - организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

Признаки государства

• наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

• система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

• территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административнотерриториальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

• право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

• монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи,

трансформируя их в юридические правила поведения);

• монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

• устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

• обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

• • монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

• суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

• наличие государственных символов - герба, флага, гимна

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теологическая теория

Представители: Иоанн Златоуст (ок. 347 —407), Фома Аквинский (1225-1274) Жан Маритен (1882-1973).

Суть теории.

Смысл данной теории заключается в следующем: государство - это результат Божественного промысла; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Теория общественного договора

Представители: Гуго Гроций (1583-1645), Томас Гоббс (1588-1677), Джон

Локк (1632-1704), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

В отдельных своих положениях теория зародилась ещё в V - IV вв. до н. э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага.

Суть теории.

Эта теория основывается на двух главных положениях:

1. до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния;

2. государство возникает в результате заключения общественного договора.

Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство.

Дж. Локк думал о человечестве гораздо лучше. В естественном состоянии, считал он, все равны и свободны, имеют собственность (с появлением денег она становится неравной); естественное состояние -это в основном состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает людям мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях, ибо, если никто не обладает властью его охранять, обуздывая нарушителей, он не будет исполняться и будет бесполезным. То же касается и естественных прав людей. Естественные права, по мнению Локка, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надёжны, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителя закона природы делало наказание либо чрезмерно суровым, либо чрезмерно мягким. К тому же в естественном состоянии часто происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо «закон природы не является письменным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей». Кроме того, Локк определял естественное состояние не как состояние общества в целом, а состояние конкретных эмпирических субъектов. Недостаточность неполитической формы бытия субъектов диктует необходимость создания институтов государственного принуждения.

Ж.-Ж. Руссо, напротив, рисовал прошлое человечества как «золотой век». По описанию Руссо, сначала люди жили как звери, и ничего общественного (речи, собственности, морали и т.п.) у них не было. Они были равны между собой. Но по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой». Однако дальнейшее развитие цивилизации он считает отступлением назад, поскольку появляется и растёт общественное неравенство.

По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они взаимно согласились отказаться от свободы делать всё для самосохранения. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом, был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир. Отказавшись быть гарантом своих естественных прав и законов, люди передали эту часть своих прав государству, которое теперь стало иметь право издавать законы, снабженные санкциями, и применять меры принуждения для реализации этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

Однако, утверждал А.Н. Радищев, государственная власть принадлежит народу, она всего лишь передана монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу, принадлежащую им от рождения. Государство, созданное для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), не может посягать на эти права, оно должно быть организовано так, чтобы естественные права были надёжно гарантированы. Главная опасность для естественных прав проистекает из привилегий носителей властных полномочий. Отсюда А.Н. Радищев вслед за Ж. -Ж. Руссо и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Таким образом, государство, согласно договорной теории, является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Общественный договор сторонниками договорной теории мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственноорганизационную форму путём молчаливого признания необходимости учреждения некоего единого объединяющего всех центра. По мнению Локка, общественный договор - это постоянно возобновляющийся процесс перехода из естественного состояния в правовое, которое случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово всеми вместе. Это обеспечивает как бы преемственность общественного договора, свидетельствует о том, что его участниками являются не только наши далёкие предки, но и все люди, жившие, живущие и те, которые будут рождены в будущем. Вот почему, если условия общественного договора окажутся нарушенными, то люди могут этот договор пересмотреть.

Достоинства договорной теории.

Во-первых, несомненным положительным моментом данной теории является то, что её авторы отметили одну из характерных человеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно.

Во-вторых, договорная теория провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним.

В-третьих, договорная теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества.

В-четвёртых, договорная теория опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями, и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.). В этих соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление городом, на защиту города. Пусть эта общественная практика не носила всеобъемлющего характера, но давала мыслителям пищу для ума. В дальнейшем общественная практика расширилась и стала ярким подтверждением договорной теории. Имеется в виду формирование государства на Американском континенте (США), а также принятие сначала в США, а потом и в других странах конституций, по своей сути и представляющих такой общественный договор населения и публичной власти.

Недостатки договорной теории.

Во-первых, некоторые положения договорной теории являются спорными. Так, в частности, Гоббс и Локк утверждают, что человек изначально (в «естественном состоянии») чувствует за собой право на свободу и собственность и хочет, чтобы они были защищены от посягательств, и в то же время склонен посягать на свободу и собственность других. В результате возникает борьба всех против всех, в конечном счёте анархия и хаос. Но анархия и хаос не возникают даже у животных, у которых психика развита несравненно в меньшей степени. Возникают иерархические пирамиды. Наличие органов управления в первобытном обществе говорит именно о существовании такой иерархической пирамиды. Она же сохраняется, но только в другом виде и с образованием государства. Таким образом, индивидуалистическое понимание общества, где личность над всем господствует, не соответствует действительности. В первобытном обществе тоже был свой порядок, основой которого было коллективистское сознание. Тезис Гоббса о том, что эгоизм - отправная точка человечества, ложен. Если в него вдуматься, то его можно признать отголоском теории Дарвина о естественном отборе. В обществе все обстоит несколько иначе, чем в мире животных: если в мире животных действуют только биологические законы, то в обществе появляются еще и социальные нормы, которые оказывают умеряющее значение и нейтрализуют естественный отбор. Даже на самых ранних этапах жизни человечества мы можем найти элементы альтруизма: повиновение религиозным традициям, самоотречение.

Во-вторых, сторонники договорной теории, обращая внимание на права и свободы личности, рассматривали человека, как будто он существовал сам по себе. Но человек всегда существовал только в общественных структурах, причем был с ними неразделен. Это были семьи, общины, посёлки, племена, союзы племён и т.д. Человек - существо общественное, и таковым он был с момента своего рождения. Именно эти общественные группы и есть реальные субъекты исторического процесса.

В-третьих, сторонники договорной теории представляют процесс создания государства как сознательное творение человека. Данное утверждение оспоримо. Договор - есть согласие. Но согласия могут достичь только высокоразвитые люди, способные понять, что нельзя руководствоваться только своими собственными интересами, а надо учитывать и интересы других лиц, с которыми приходится взаимодействовать. Чтобы все индивиды, совершенно разные от природы и выполняющие в обществе разные виды деятельности (земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники, военные предводители и т.д.), пришли к соглашению на счёт основ социальной организации, надо, чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов. Но ведь это невозможно себе представить даже теоретически.

Патриархальная теория.

Представители: теорию основали Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347 до н.э.) и Аристотель (384322 до н.э.), развил Роберт Филмер (1588-1653)

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551-479 до н. э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, основанным на началах добродетели. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.

Суть теории.

Согласно патриархальной теории, государство - это продукт разросшейся семьи. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединённые преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племён, народности, объединённые уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создаётся власть, лишённая семейной основы. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

В наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского учёного Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от Бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племён - в более крупные общности, вплоть до государства.

Достоинства патриархальной теории.

Достоинством данной теории является то, что она легла в основу идеи государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах в случае неблагоприятной ситуации - болезни, безработицы, инвалидности и т.д. Позитивным в патриархальной теории является то, что её сторонники, например, Н. Михайловский, призывали устранять из жизни всё безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Глава государства продолжает и в новом качестве относиться к гражданам как к своим детям, а не как к чужим.

Недостатки патриархальной теории.

Недостатком данной теории является то, что она не может объяснить такой факт: если государство - это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима? Или, если глава государства - «отец родной» и руководит своими детьми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют несправедливые, а то и жестокие законы?

И, конечно же, сторонников патриархальной теории обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.

Теория насилия.

Следует различать теорию внешнего насилия и теорию внутреннего насилия. Теория внешнего насилия.

Представители: Людвиг Гумплович (1838-1909); Карл Каутский (1854-1938).

Суть теории.

Возникновение государства рассматривается как результат действия военно-политического фактора -завоевания одних племён и народов другими. Принудительный аппарат, который создают победители для управления побеждёнными, превращается в государство.

При этом, по мнению К. Каутского, при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, он указывает, что в своём развитии государство проходит следующие фазы:

1. покорение одного народа другим;

2. возникновение каст (классов);

3. постепенное смягчение их неравенства;

4. замена военного господства господством права;

5. происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;

6. соединение людей в однородный народ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации. Достоинства теории внешнего насилия.

Теория внешнего насилия основана на конкретных исторических фактах. Например, Франкское государство действительно возникло в результате войн.

Недостатки теории внешнего насилия.

Эта теория далеко не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах земли. Так, например, государства в Египте и Китае формировались без насилия.

Теория внутреннего насилия.

Представители: Евгений Дюринг (1833 —1921) Суть теории.

Дюринг считал, что собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой (большинства над меньшинством).

Достоинства теории внутреннего насилия.

Автор верно замечает, что насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства -явление распространённое и поэтому нормальное. Нормальное потому, что разноплановость мнений по одному и тому же вопросу обусловлено тем, что люди имеют разные интересы либо смотрят на одну и ту же проблему с разных сторон. Но общество - это единый организм, где все так или иначе связаны друг с другом. Если каждый будет настаивать на своей позиции и не будет принимать во внимание мнение и интересы другой стороны, то возникнет борьба, которая приведет общество к саморазрушению. Третья сила действительно необходима, и на роль таковой вполне может претендовать государство, структура, выражающая общественные интересы, обладающая к тому же прерогативой применять насилие к той группе, которая не желает подчиняться воле большинства.

Недостатки теории внутреннего насилия.

Дюринга можно упрекнуть в том, что он без оговорок в качестве аксиомы принимает тот факт, что государство стоит на стороне большинства граждан. Это не всегда так.

Классовая теория.

Представители: Карл Маркс (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895). Теория получила развитие в трудах Владимира Ленина (1870—1924).

Суть теории.

Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.

Ф. Энгельс подчеркивал, что «государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»».

Также Ф. Энгельс пишет: «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса».

Достоинства классовой теории.

Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства. Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

Недостатки классовой теории.

Во-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. Эту ошибку Маркс и Энгельс повторяют вслед за Сен-Симоном. На образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы.

Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели классовой теории происхождения государства, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории. Например, появившееся на свет государство стало организовывать оборону всех, проживающих на его территории.

В-третьих, К. Маркс и Ф. Энгельс в свое время заметили, что в мире процесс возникновения государства происходил не по одной схеме. Они говорили о странах с азиатским способом производства. И тем не менее, при формулировании окончательных выводов о происхождении государства Энгельс предпочел об этом «забыть». Почему? Потому что эти страны (а их в мире большинство) ломали его схему, объясняющую процесс образования государства. В странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путём выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

Форма государства - это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма правления - это организация верховной государственной власти и порядок ее образования.

Выделяют две основные формы правления - монархию и республику, которые различают, в первую очередь, по способу замещения поста главы государства.

• Монархия (в переводе с греческого - «единовластие») - это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), и передаётся по наследству. В некоторых странах (в основном в арабских государствах Аравийского полуострова) предусмотрена возможность выбора монарха, но избирается он из представителей одной семьи или весьма ограниченного круга семей, принадлежащих к определенному роду, то есть наследственный принцип замещения должности главы государства сохраняется, хотя и в модифицированном виде.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархии бывают абсолютные и конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман). Несмотря на дарование (октроирование) монархами некоторых абсолютных монархий конституций (например, Конституция Катара 1974 г.), такие конституции не ограничивают реально власть главы государства. Конституционная монархия.

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными органами.

По степени ограничения конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях помимо монарха существует парламент, который издает законы и утверждает бюджет. В отдельных дуалистических монархиях существует даже институт парламентской ответственности правительства. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитических функций и т. д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах. В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах (в Японии по Конституции 1947 г., в Швеции - после 1974 г.) функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства. В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими только в результате инициативы правительства или какого либо другого органа, либо вообще ими не пользуется, и эти полномочия носят резервный («спящий») характер на случай политического кризиса. Правительство в парламентарных монархиях формируется партиями, получившими, как правило, большинство мест в парламенте, и несет политическую ответственность перед парламентом. Практически все акты, издаваемые монархом в области государственного управления, вступают в силу только после контрассигнации (подписи) их премьер-министром, что означает ответственность последнего за принятие этого акта. Право налагать вето на законодательные акты, принятые парламентом (в тех странах, где оно формально имеется у монарха), на практике обычно не используется.

• Республика (от лат. respublica - «общее дело») - это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

- выборностью органов государственной власти на определенный срок; - производным от народного суверенитета характером государственной власти;

- юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: парламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республику, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

Парламентская республика.

Важнейшим органом государственной власти является парламент и в качестве самостоятельных органов власти существуют независимые суды. Правительство формируется на основе соотношения партийных сил в парламенте и несет перед ним ответственность. Однако в силу того, что правительство опирается на парламентское большинство, его значение также велико, и реально оно превращается в важнейший центр принятия решений, добивающийся одобрения своих решений парламентом.

Роль главы государства (президента) в парламентарной республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осуществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер -

министра. Избирается глава государства в парламентарных республиках, как правило, парламентским путем, то есть либо членами парламента, либо коллегией выборщиков, в состав которой входит не менее половины депутатов парламента. Однако могут быть исключения. Например, в Австрии и в Украине президенты избираются всеобщим голосованием граждан. К парламентарным республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

Президентская республика.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существует три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Избирается президент внепарламентским путем, то есть либо всеобщим голосованием, либо коллегией выборщиков, избранных всеобщим голосованием граждан. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогательного органа. С другой стороны, законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. При этом парламенту принадлежат также бюджетные и контрольные полномочия. Толкование законов и вопросы их правильного применения находятся в ведении судебных органов.

Для функционирования властного механизма как единого целого принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). В частности, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; парламент может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента); назначения, сделанные президентом на некоторые должности, подлежат утверждению парламентом; суды в своей деятельности должны руководствоваться актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т. д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления, полу президентские.

Такие республики обладают отдельными чертами парламентарной и президентской республик, но совокупность этих черт создает новое качество. Роль президента в такой республике велика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и должно опираться на парламентское большинство, несет ответственность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Таким образом, при смешанной форме республиканского правления глава государства становится ключевой фигурой в государственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россию также относят к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль представительных и судебных органов в этих странах невелика, а практически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Отдельные страны возглавляются пожизненным президентом, фюрером или другим руководителем, в других президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии, а в некоторых странах лидер партии может даже не занимать официально никаких государственных постов. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределено заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находятся под контролем государства, а реально -под контролем правящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него; значительная часть избирателей в силу господства определенного типа политической культуры воспринимают выборы как некий ритуал, где все роли заранее расписаны, и т.д.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

История взаимодействия государства и общества прошла ряд этапов. В традиционных обществах (кастовых, сословных) (до появления гражданского общества) в подавляющем большинстве стран существовали абсолютистскомонархические режимы. Государственная власть средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировала жизнь индивидов. Государство в лице монарха одним сословиям даровало некоторые права и привилегии, а других лишало всего, сохранив обязанности.

Переход от традиционного (в частности, феодального) общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, возникающих между автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Государство было вынуждено не только считаться с возникшими

ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры.

Однако не во всех странах конфликт между зарождавшимся гражданским обществом и государством разрешался установлением конституционноправовых принципов их взаимоотношений. В ряде случаев он вылился в столкновения парламента как органа народного представительства и королевской власти по поводу их политической роли и объемов полномочий. Их борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политикоорганизационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором осуществлялось бы сбалансированное распределение политической власти в обществе.

Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества формировался в процессе длительной эволюции и имел разнообразие конкретных форм проявления. Согласно классическому правовому определению конституционализм (как и парламентаризм, или абсолютизм) представляет собой правовой принцип и конкретную форму правления. Конституционализм - это форма правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом регламентируются правовыми нормами.

Конституционализм противостоит абсолютизму. Абсолютизм - это форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В дальнейшем, ограничения абсолютной власти монархов были связаны с разделением властей - законодательной (принадлежащей парламенту) и исполнительной (вверенной правительству), выделением их компетенции. Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти одного из двух принципов - парламентаризма или конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента, тогда как конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за конкретное направление политики, его осуществление несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним.

Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий разных ветвей власти и гарантии прав граждан. При этом право признается обязательным и для правителей, и для управляемых. Верховенство права над произвольными решениями правящих обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной власти, ее зависимостью (через механизм выборов) от народа, нации, а также равным и доступным для всех граждан судом. Конституция как основной закон становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности: гражданское общество является сферой индивидуальных свобод и частных интересов, а государство -сферой публичной власти и общих интересов.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА.

Процессы, происходящие сегодня в России и вокруг России, обусловливающие её безопасность не могут не волновать политическое руководство страны, законодательные, исполнительные, судебные и правоохранительные органы, а также все государственные институты и учреждения. Высокий уровень подверженности негативным влияниям как изнутри, так и извне, слабая защищённость от проявлений всякого рода экспансии оборачивается болезненными явлениями для всего общества, для большей части его институтов, для большинства его членов.

Как и в предшествующие исторические периоды, проблема безопасного существования человека, общества сохраняет свою актуальность и сейчас. И не только в плане создания, скажем так, физических сил и средств, которые устраняли бы или минимизировали бы различного вида экспансии, но и в деле выявления факторов, которые обусловливали бы содержание процесса совершенствования и укрепления системы национальной безопасности страны.

Конечно, в деле совершенствования и укрепления системы национальной безопасности страны проявляет себя множество факторов. Одним из них, которые стимулируют и мотивируют процесс совершенствования и укрепления системы национальной безопасности России, выступает взаимодействие, палитра отношений государства и общества. Отсюда основными объектами безопасности России является:

• личность - ее права и свободы;

• общество - его материальные и духовные ценности;

• государство - его конституционный строй, суверенитет территориальная целостность

Властные структуры рассматриваются как Инструмент, предназначенный для обеспечения наилучших условий развития личности, общества и самого государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей.

Можно выделить три основных фактора, характеризующих безопасность России как государства. Это:

• жизненно важные интересы государства. К ним относятся территориальная целостность и суверенитет, активное и равноправное включение в мировое сообщество, стабильность и демократический правопорядок внутри страны; • характер и источник угроз. Они заключены в качествах человека, в личностных человеческих отношениях;

• возможность отражения существующих угроз. Она опирается на силу государства, баланс сил в мировой системе государств и геополитическую ситуацию в регионе и мире в данный момент.

Обеспечение безопасного развития общества, т.е. упреждение и исключение внутренних и внешних опасностей, является одной из важнейших задач политики властных структур России. Развитию и существованию общества могут угрожать самые- разные опасности: экономического, военного, экологического, информационного и другого характера.

Под системой обеспечения безопасности понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Задачами этой системы являются:

• разработка и осуществление мер по защите интересов;

• формирование, функционирование и развитие органов, сил и средств обеспечения безопасности;

• восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий.

Цели системы обеспечения безопасности включают: выявление, предотвращение, пресечение, локализацию, отражение, нейтрализацию и уничтожение угроз.

Обычно выделяют три интегральных вида безопасности в соответствии с тремя совокупными видами ресурсов и ценностей: социальную, экономическую и территориальную свою очередь каждый из их трёх видов безопасности делится еще та три вида:

• социальная безопасности - это правовая, интеллектуальная, духовнокультурная безопасность;

• экономическая безопасности - это хозяйственная; технологическая, финансовая безопасность;

• территориальная безопасность - жизненная, сырьевая и • экологическая безопасность.

Базовыми показателями безопасности следует считать вероятности появления либо не появления катастрофических или аварийных происшествий, риск социально-экономического ущерба при их возникновении и затраты, необходимые для предупреждения. Критерием эффективности различных мер обеспечения безопасности будут те уровни опасности, которые соответствуют минимуму соответствующих издержек, а оптимальными '- мероприятия, влекущие максимальный для заданных затрат прирост показателей безопасности либо минимальные для приемлемого ее уровня затрат.

Безопасность страны непосредственно связана с экономическими, политическими, научно-техническими, демографическими аспектами развития общества, с состоянием и развитием его культуры, образования и воспитания, с духовной жизнью людей и включает сложный механизм сохранения и развития системы ценностей и интересов народов, населяющих страну. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система - к интересам. Государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Цель общества - ненасилие. Цель государства - защита классовых, групповых, национальных и иных интересов. Государство обладает мощным силовым аппаратом, и оно использует его для защиты тех или иных интересов. Обществу это не всегда нравится. Это противоречие, видимо, будет существовать, пока есть государство как политическая форма управления обществом. Одним словом, необходим баланс во взаимодействиях государства и общества. И если этого баланса не будет, то человечество может столкнуться с непредсказуемыми последствиями.

Подводя итоги, скажем, что как государство, так и общество являются многоплановыми и исторически изменяющимися явлениями, которые существуют в неразрывном единстве, но тем не менее обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения, встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Список литературы /References

1. Авцинова Г.И., Супряга И.А. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте обеспечения общественной безопасности России / Г.И. Авцинова, И.А. Супряга // PolitBook. 2019. №1. -С. 126-128.

2. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение. Учебник для вузов 7-е издание, дополненное и переработанное © Серия «Учебник для вузов», 2018.

3. Ващеюш Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям "Маркетинг", "Коммерция". Изд. Москва «Экономика» 2002.

4. Взаимодействие общества и государства как фактор укрепления системы национальной безопасности России: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Королёва, Юлия Михайловна

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.

6. Проблемы происхождения государства и права / Э.Р. Чернова // «Научно - практический журнал Аллея Науки» — №2(18). - 2018. - С. 1-8.

7. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. Издательство «Лениздат», 2014. -256 с.

8. Чернова Э.Р. Взаимодействие государства и права / Э.Р. Чернова // «Научно-практический журнал Аллея Науки» — №7(23). - 2018. - С. 1-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.