УДК 316.346.32-053
ББК 60.55
К-24
Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России, е-mail:[email protected]
ГОСУДАРСТВО И МОЛОДЕЖЬ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ:
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(рецензирована)
Государственная молодежная политика диктует необходимость реализации системного подхода. Однако молодежь не однородна, в молодежной среде наличествует ряд сегментов, требующих повышенного внимания со стороны государства, потенциально несущих в себе риск деструктивности и девиации. В условиях трансформирующегося российского общества, в связи с возрастающим риском и неопределенностью, приобретает особую важность продуманная, стратегически обоснованная государственная молодежная политика, призванная учитывать потенциальные и реальные риски социального взросления молодежи.
Ключевые слова: молодежь, трансформирующееся общество, государствен-ная власть, государственная молодежная политика, социологические исследования.
Karnaushenko Leonid Vladimirovich, Doctor of History, professor, head of the Department of Educational and Methodical work of Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail:[email protected]
THE STATE AND YOUTH IN THE COURSE OF REALIZATION OF THE STATE YOUTH POLICY: INTERACTION PROBLEMS
(reviewed)
The state youth policy dictates need of realization of system approach. However, the youth isn't homogeneous and the youth environment has a number of segments which require special attention from the state, potentially bearing in themselves risk of disruptiveness and deviation. In the transforming Russian society in connection with the increasing risk and uncertainty strategically reasonable state youth policy urged to consider potential and real risks of a social growing of youth gains special importance.
Keywords: youth, transforming society, government, state youth policy, sociological researches.
Взаимоотношения государства и молодежи всегда составляют содержание системной социальной проблемы. Ее острота варьируется в зависимости от типа общества, специфики государственного устройства, социально-экономического, социокультурного, социокоммуникативного контекста взросления молодежи. В данном процессе важность представляют несколько составляющих, среди которых: взаимодействие и эффективная коммуникация между авторами; проведение мониторинговых исследований, оценка полученных результатов и применение их в практике социального управления (а шире - интеграция научно-исследователь-ского сегмента в систему управления на постоянной основе); детальный анализ социально-возрастной и социальнопсихологической специфики молодежи в зависимости от субъекта РФ; обеспечение конструктивного взаимодействия с государственными и коммерческими структурами, способными финансировать молодежные проекты; оперативное изменение существующего законодательства в связи с теми или иными нарастающими противоречиями, дисфункциональностью, дезорганизацией в молодежной среде, а также по линии взаимоотношений государства и молодежи; эффективное взаимодействие с масс-медиа и т.д. В случае если перечисленные составляющие не включаются в систему реализации государственной молодежной политики или работают неэффективно, как правило, имеют место отклонения на различных уровнях государственной молодежной политики, что угрожает нарушением основополагающего социального процесса - преемственности и смены поколений. Именно поэтому в условиях трансформирующегося российского общества необходимо уделять повышенное внимание реализации государственной молодежной политики, оптимизировать взаимоотношения государства и молодежи.
В современном российском обществе динамично корректируются цели и задачи государственной молодежной политики с тем, чтобы наилучшим образом содействовать успешной
социализации и эффективной самореализации молодежи, развитию ее потенциала в интересах России и, следовательно, социально-экономическому и культурному развитию страны, обеспечению ее конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности. Этот процесс далек от завершения, требует научного сопровождения в режиме мониторинга, в том числе и с участием молодых исследователей, оценки которых в данном случае выступают как факт гуманитарной экспертизы принимаемых управленческих решений и осуществляемых социальных проектов [2, с. 6].
В Докладе Государственному совету РФ «Молодежная политика России на современном этапе» (2009 г.) указывается: «молодежную политику нужно рассматривать как единство государственной и общественной составляющих. Она представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений. Общий смысл молодежной политики состоит в создании в обществе условий и стимулов для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества. При этом общество хочет видеть молодежь нравственной, национально ориентированной, высококультурной, инновационной, предприимчивой, здоровой» [4].
Однако стоит обратить внимание на тот факт, что долженствующая системность в работе с молодым поколением в нашей стране так и не была достигнута, начиная со времени возникновения РФ как самостоятельного государства. При этом «с момента распада СССР молодежная политика не стала на практике приоритетной политикой Российского государства. С начала 1990-х годов было издано несколько законодательных документов, а также подготовлено множество проектов законов о молодежи (Доктрина государственной молодежной политики, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации и др.). Однако все они (как и большинство решений и целевых программ, принятых на региональных уровнях) носили декларативный характер и напрямую зависели от позиций органов местного самоуправления, а также наличия финансового обеспечения этих целей» [3].
Становится очевидным, что в процессе реализации государственной молодежной политики на современном этапе наличествует ряд проблем, требующих оперативного и результативного решения. Об этом свидетельствуют данные вторичного анализа эмпирического материала, полученного ведущими социологами России.
Ведущие российские социологи М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги, проведя репрезентативное в масштабах страны социологическое исследование, отмечают, что большинство юношей и девушек ожидают решения многих своих проблем от государства. Молодежная политика государства становится в глазах молодежи приоритетной, и она относится к этой политике с повышенным вниманием.
Нынешнюю молодежную политику государства однозначно положительно оценивают 15,3% молодых людей. Это невысокий показатель, но он больше, чем был 10 лет назад (всего 5,4%). Большинство опрошенной молодежи - 41,7% - придерживаются мнения, что в России в интересах молодежи «что-то делается, но это мало заметно». Недовольны результатами нынешней молодежной политики российской власти 32% молодежи, ещё 11% затрудняются оценить эффективность такой политики [1, с. 143-149].
Исследование М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги также показало, что большинство (67,8%) молодежи считают, что у неё нет возможности влиять сегодня на политику государства. Также большинство (56,5%) молодых людей считают, что у них сегодня нет возможности доносить свои интересы до власти и отстаивать их, а, по мнению 46,1% опрошенных - нет возможности диалога с властью по проблемам молодежи [1, с. 143-149].
Полученные данные демонстрируют в целом достаточно тревожную картину взаимоотношений государства и молодежи. В молодежной среде большинство не удовлетворены реализацией государственной молодежной политики. На сегодняшний день имеется ключевые социальные потребности молодежи в аспекте взаимодействия с государством, которые хронически не удовлетворяются и ведут к постепенному нарастанию кризиса. Необходимо учитывать, что нерешенные государством проблемы молодежи, приобретающие системный характер, угрожают стабильности социума, потенциально несут в себе широкий спектр негативных социальных последствий.
М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги акцентируют внимание на том, что молодежная среда оказывается серьезным образом дифференцирована по критерию направленности во
взаимоотношениях с государством и ожиданий от государственной молодежной политики.
Доля молодежи, ожидающей от власти в отношении себя проявления патерналистских функций, велика - 43,8%. По их мнению, власть должна заботиться о молодежи и оказывать ей помощь во всем. Примерно такова же доля молодежи - 42,4% - желающей строить свои отношения с властью на паритетных началах. Достаточно значима и доля тех - 14,1%, кто желал бы максимальной свободы от власти и возможности самостоятельно решать свои проблемы. Приведенные показатели отражают, по всей видимости, два психологических типа личности: первый тип готов брать риск на себя и посему предпочитает демократические взаимоотношения с государством (таких большинство - 56,5%); второй тип склонен принять авторитарное устройство государства взамен проявления со стороны последнего патерналистских обязательств (таких -43,8%) [1, с. 143-149].
Таким образом, мы можем констатировать, что в сфере взаимодействий молодежи с государством в условиях современной России имеет место ряд серьезных проблем, каждая из которых угрожает рядом негативных социальных последствий. С одной стороны, мероприятия со стороны государства в отношении подрастающего поколения носят не системный, а скорее флуктуационный характер. Основной акцент в настоящее время перемещен с федерального на региональный уровень власти, при этом центральная власть оставила за собой лишь общее стратегическое планирование и определение основных направлений молодежной политики. Федеральный центр не осуществляет в необходимой мере координацию действий субъектов РФ в процессе реализации мероприятий по молодежной политике, тем более - не отслеживает их эффективность посредством неангажированного, реально независимого от каких-либо ведомств социологического мониторинга. В сложившейся ситуации (особенно в отдельных субъектах РФ) власть излишне увлекается мероприятиями неадресной социальной поддержки молодежи и патриотическим воспитанием (последнее осуществляется «лобовыми» мерами без учета социокультурной, ментальной, жизненно-стилевой специфики молодежи).
С другой стороны, сама молодежь как объект управляющего воздействия со стороны государства, демонстрирует пассивность, противоречивость, неопределенность социокультурного статуса, что находит свое отражение в специфической жизненной позиции, в которой превалирует инфантилизм и гедонизм. Большая часть молодежи демонстрирует социальную пассивность и не выражает готовности принять на себя значительную часть инициативы, власти, ответственности, которые государство уже сейчас фактически готовы передать подрастающему поколению. Наибольшую опасность представляет нарастающий имитационный характер взаимодействий молодежи и государства, когда и те, и другие акторы скорее изображают активность и целеустремленность, чем это имеет место в реальности. Между тем в экономически развитых странах мира молодежная политика концентрируется на развитии инициативы, инновационных качеств молодежи, что в ближайшем будущем принесет этим странам стратегическую инициативу уже на мировом уровне. В целях недопущения нарастания отставания от ведущих мировых держав, нашей стране необходимо серьезным образом пересмотреть стратегию и тактику государственной молодежной политики.
Литература:
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 290 с.
2. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / Под общ. ред. В.А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. 718 с.
3. Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. 2012. №3.
4. Молодежная политика России на современном этапе (2009) [Электронный ресурс] URL: http://molod.eduhmao.ru/var/db/files/16401.doklad-molodezhnaya-politika-nasovremen-nom-etape.doc (дата обращения: 12.11.2014).
References:
1. Gorshkov M. K., Shereghi F.E. Youth of Russia: sociological portrait. M.: CSPM, 2010. 290 p.
2. State youth policy: Russian and world practice of realization of innovative potential of new generations in the society / ed. by V.A. Lukov. M.: Publishing house of MHU, 2013. 718 p.
3. Zelenkova M. M. Features of youth policy in Russia and foreign countries//Modern scientific researches and innovations. 2012. No. 3.
4. Youth policy of Russia at the present stage (2009). URL: http://molod.eduhmao.ru/var/db/files/1640Ldoklad-molodezhnaya-politika-nasovremen-nom-etape.doc