Научная статья на тему 'Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения'

Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / POWER / POLITICAL VALUES / SOCIAL PREFERENCES / SOCIAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойков Владимир Эрихович

В статье обобщены некоторые материалы социологического мониторинга «Государство и гражданское общество». В центре внимания находится проблема отчуждения многих граждан от государства, обусловленного существенным рассогласованием между потребностями и интересами широких социальных слоев, ценностями и установками их сознания, с одной стороны, и плодами проводимых реформ в стране с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND CIVIL SOCIETY IN THE CLUTCHES OF RECIPROCAL ALIENATION

The article generalizes some materials of the sociological monitoring «The State and Civil Society». Attention is focused at the problem of many citizens' alienation from the state because there is a substantial lack of harmony between the needs and interests within broad social strata, the values and attitudes in their minds, on the one hand, and, one the other, the fruits of the reforms implemented within the country.

Текст научной работы на тему «Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения»

- замещении принципа «знание - сила» на «знание - возможность действия»;

- замещении антропосферной модели развития биосферной;

- переходе от элитарной к массовой политической коммуникации;

- переходе от демократии меньшинства к демократии большинства;

- сочетании вертикали и горизонтали власти в сетевой демократии;

- замещении представительной демократии демократией массового прямого участия;

- департизации и децентрализации аппарата государственной власти.

Стратегия устойчивого консолидированного развития возникает как

сплав современной политической культуры и новой социополитической реальности в многообразии форм своего проявления.

Разработка национальной стратегии развития России как повестки дня и программы действий на XXI век - дело чрезвычайной важности. Соединение национальных традиций социальной демократии в России и стратегии устойчивого развития позволят избежать пустой растраты усилий и обратят социальную энергию во благо национального и глобального развития. Как ни парадоксально, в очередной раз в результате кризиса в России сложились благоприятные предпосылки для объединенной продуктивной работы политиков, философов и экологов, социологов и экономистов, математиков и биологов. Предстоит сделать первые, самые трудные шаги, уйти от отживших традиций, взять на вооружение новые знания и на их основе приблизиться к коэволюции человека, общества и природы.

© Левашов В.К., 2009

В.Э. Бойков

государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения

БОЙКОВ Владимир Эрихович - доктор философских наук, профессор, директор Социологического центра РАГС, главный редактор журнала «Социология власти» (e-mail: boikov@ur.rags.ru)

Аннотация. В статье обобщены некоторые материалы социологического мониторинга «Государство и гражданское общество». В центре внимания находится проблема отчуждения многих граждан от государства, обуслов-

ленного существенным рассогласованием между потребностями и интересами широких социальных слоев, ценностями и установками их сознания, с одной стороны, и плодами проводимых реформ в стране - с другой. Ключевые слова: власть, политические ценности, социальные предпочтения, социальное самочувствие.

Одна из характерных черт современного российского общества - неопределенность будущего, порождающая у многих людей социальную тревогу. Неопределенность обусловлена агонизирующим состоянием многих отраслей экономики, зыбкостью отечественной финансовой системы, от которой зависят и семейные бюджеты, условностью социальных гарантий, депопуляцией и рядом других обстоятельств.

Транзитивное состояние, в котором уже два десятилетия пребывают народ и государство, порождает множество острых социальных проблем. В их числе получившая широкое распространение аномия общества. Она выражается в амбивалентности (противоречивости) сознания и поведения многих людей, в том, что значительная часть граждан, представляющих все социальные слои, не считает себя обязанными следовать социальным, правовым и этическим нормам, что сами нормы оказались расплывчатыми. Главное - ширится разрыв между надеждами людей и реальностями их жизни. В состоянии аномии находится и государственная власть, о чем свидетельствуют низкая эффективность ее управленческой деятельности, распространение «теневой» экономики и соответствующей ей «теневой» юстиции, масштабная коррупция и др.

Важным условием решения этих проблем является их глубокий научный анализ на основе добротной социальной информации, без чего невозможно продуктивное социальное управление на любом уровне организации общества. Незаменимым средством получения такой информации, как известно, являются социологические исследования. Речь идет, прежде всего, о мониторинговых исследованиях, к числу которых относится мониторинг «Государство и гражданское общество», осуществляемый Социологическим центром РАГС с 1995 г.

Важнейшими требованиями его проведения являются, во-первых, однотипность методологии и методики опросов населения, экспертов и домо-хозяйств; во-вторых, регулярность зондажей социальной реальности; в-третьих, сопоставимость фактического материала, определяемая содержанием опросных документов (анкет, бланков интервью), построением стандартных выборочных совокупностей респондентов, а также единой схемой их отбора и анкетирования (интервьюирования). Соблюдение этих требований позволяет получить статистические ряды данных. Некоторые из них представлены в нижеследующих таблицах, характеризующих отношение российского населения к результатам радикальных социальных ре-

форм, которыми изобилует отечественная история, к государству, к режиму власти и к собственному положению граждан в обществе.

Судя по полученным материалам, одной из форм социально-психологической адаптации людей к современной действительности в нашей стране стала коррекция взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения и т. д. в соответствии с реалиями складывающихся общественных отношений. Отчасти это приспособление выражается в поиске новых форм социально-статусного самоутверждения в сфере бизнеса, а также в отказе от участия в публичной жизнедеятельности в пользу интересов частной жизни. Нередко приспособление людей дает о себе знать в кризисе их идентичности, в амбивалентности моральных воззрений - в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим - с другой.

Это дает о себе знать в оценке опрошенными положения нашей страны в мире, в понимании ими своей роли граждан России, в степени включенности в реализацию общенациональных интересов. Только треть опрошенных надеется на возможность России перейти в авангард мирового сообщества стран, большинство же не верит в перспективу ее расцвета в обозримом будущем. Среди российских граждан достаточно широко распространены эмигрантские настроения. Факты говорят о серьезной «трещине» в гражданской самоидентификации российского населения.

Одним из оснований кризиса прежней и формирования новой идентичности значительной массы российского населения стало отрицательное отношение к неблагоприятным социальным последствиям экономических реформ. В их числе, прежде всего, общее снижение уровня жизни в стране, огромная дифференциация социальных слоев по доходам, бедность значительной части населения, которая оборачивается деградацией материальных и сложных социокультурных потребностей у тех групп людей, которые не имеют средств к существованию.

Не менее неблагоприятным последствием реформ стало то, что обесцениваются личные достижения вполне дееспособных людей (в образовании, уровне квалификации и др.) в качестве фактора достижения ими надлежащего социального положения и престижа человека в обществе. Это обусловлено существенным рассогласованием между личными (деловыми, творческими и др.) качествами людей как признаками их социального ранжирования и реальным уровнем доходов, величина которых определяется независящими от индивидов обстоятельствами. Указанное рассогласование отмечают до 60% респондентов, в том числе подавляющее большинство из категории высококвалифицированных специалистов гуманитарных и технических профессий.

На этой неблагоприятной основе формируется отношение российских граждан и общества в целом к политическому режиму в стране, к деятельности органов государственной власти. Граждане хотят, чтобы государство обеспечивало рабочие места, нормальное существование, личную безопасность и страховало основные сферы жизнедеятельности - здравоохранение, образование и др. Такая позиция людей соответствует положениям Конституции о правах граждан, хотя нередко критикуется как проявление иждивенчества. Неспособность государства выполнять обязанности перед населением вызывает негативную реакцию в обществе и выводит вопрос о его социальной роли в центр массового и индивидуального сознания.

Если в конце 1990-гг., по мнению большинства опрашиваемого населения, в системе власти царила полная неразбериха, то, по последним данным, стал доминировать административный диктат со стороны аппаратов органов государственной власти и их руководителей. В сущности, между произволом (волюнтаризмом) и неразберихой (хаосом) с точки зрения науки социального управления можно ставить знак равенства. Доминирование отношения в обществе к государственной власти как к «чужой» ослабляет государство, затрудняет процесс формирования гражданского общества.

Материалы социологических исследований показывают высокую степень фрустрации (от лат. frustration - обман, неудача) двух третей опрашиваемого населения, которая проявляется в угнетающем их напряжении, в тревожных ожиданиях, в чувстве безысходности, в том, что они не планируют жизнь на среднесрочную и более длительную перспективу. Причины такого состояния известны: кризис идентичности граждан, оскудение представлений об идеалах, социальных и духовных ценностях, отсутствие средств удовлетворения жизненно важных потребностей, несбыточность надежд и др. Недостаточная уверенность немалой части населения в будущем, обусловленная неясными перспективами ее социально-экономического положения, накладывает глубокий отпечаток на социальные нормы, регулирующие индивидуальное и массовое поведение.

Существует мнение, что претензии населения к государству и к охраняемой его органами системе новых отношений обусловлены укоренившейся у российских граждан привычкой к государственному патернализму.

Действительно, можно обнаружить много фактов, подтверждающих такое объяснение неэффективности рыночных и иных преобразований, осуществляемых от имени государства. Однако данные опросов показывают, что люди, как правило, ждут от государства не милостей и подачек, а установления честных отношений с гражданами, укрепления правопорядка, обеспечения экономической и социальной стабильности. Негативные оценки государственной политики и функционирования государственных органов

являются формой отрицания не государства самого по себе, а негодной практики его функционирования.

Доминирующий в настоящее время во властных отношениях административный произвол, по мнению опрашиваемого населения, далек от законодательства, пусть несовершенного, но существующего. Не случайно абсолютное большинство респондентов отметили несоблюдение декларируемых законами социальных, экономических и иных прав. Больше половины населения длительное время выражает недовольство неисполнением принятых федеральных законов.

Система государственного управления (как она воспринимается общественным мнением) представляет собой преимущественно симбиоз бюрократизма и административного произвола. Обоснованность такого вывода подтверждает обобщение материалов исследований, в которых отражен негативный опыт обращений граждан в органы власти с целью получения государственных услуг. Около половины опрошенных указали на взяточничество и произвол чиновников, на сознательное нарушение ими законов при обращении граждан в органы государственной власти.

В рассмотрении взаимоотношений государства с гражданским обществом целесообразно обратить внимание на наличие у россиян возможностей гражданского волеизъявления. В 1980-1990-е гг. российское население привлекалось к массовому участию в политике с помощью механизма социально-психологической мобилизации. Так был резко поднят интерес людей, далеких от политики, к горбачевской перестройке, а затем к установлению нового, демократического устройства в России.

Нынешняя власть нашла способ нейтрализации неугодных ей тенденций: отменила порог явки на выборы и графу протестного голосования в избирательных бюллетенях. В результате получен новый импульс углубления политического отчуждения граждан от политического участия и управления, о чем говорят данные опросов, характеризующие изменение отношения российских избирателей к выборам.

Не желая разделять ответственность с властями за положение дел в стране, не всегда веря в честность выборов и подсчета голосов, большинство населения пока все же расценивает участие в них как гражданскую обязанность, а не как сугубо личное дело. Но при этом резко снизилась уверенность опрошенного населения в практической значимости гражданского волеизъявления на выборах.

Политическая активность населения тесно сопряжена с его социальным положением. Это может проявляться в следующих закономерностях: резкое ухудшение социального положения людей обусловливает акции общественного протеста, а постепенная их пауперизация, напротив, подавляет у них социальную и политическую инициативу.

Данные исследований свидетельствуют о наличии тенденции снижения уровня социальных притязаний у многих людей. Она обусловлена безысходностью ситуации, в которой они оказались. Снижение уровня социальных притязаний и стандартов потребления материальных и духовных благ обусловливает легендарную терпимость российского населения перед лицом социальных невзгод и охраняет общество от социальных возмущений. Однако вынужденное пуританство оборачивается деградацией материальных и сложных социально-культурных потребностей и вследствие этого -ухудшением социальных качеств значительной части общества.

Не случайно на протяжении двух последних десятилетий сохраняется предрасположенность значительной части наших граждан к эмиграции из России. Причем это стремление выражают как представители науки, искусства, спорта и других категорий населения, рассчитывающих на улучшение возможностей для достойной работы, получения зарплаты, удовлетворения творческих амбиций, так и значительная часть занятых предпринимательской деятельностью, молодых людей, представляющих разные социально-профессиональные группы. При этом чем моложе возрастная группа опрошенных, тем чаще у ее представителей выражено стремление временно или навсегда перебраться в другую страну.

Некоторые результаты социологического мониторинга «Государство и гражданское общество»*

Таблица 1

Рейтинг российских реформ в исторической памяти людей

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа Ускорили прогресс Задержали развитие

2001 г. 2003 г. 2007 г. 2001 г. 2003 г. 2007 г.

Реформы Петра I Октябрьская революция 86,3 33,8 88,9 37,4 78,8 38,7 0,8 29,9 0,3 28,2 1,2 25,5

* В таблицах изложены результаты опросов российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведенных Социологическим центром РАГС при Президенте Российской Федерации по общенациональной выборке в регионах Российской Федерации, представляющих все экономико-географические зоны страны.

Формирование и реализация выборочной совокупности опрошенных осуществляется по многоступенчатой квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее формирования и реализации. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет, как правило, 2400 человек, репрезентирующих территориальное размещение россиян, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, сел и поселков, распределения населения по полу и возрастным группам.

Перестройка, когда во главе страны был М.С. Горбачев 21,1 20,4 18,7 40,7 46,0 40,5

Реформы 90-х гг., когда во главе страны был Б.Н. Ельцин 14,5 13,5 13,2 45,0 48,2 40,9

Преобразования в 2000-е гг., когда страну возглавил В.В. Путин 66,2 3,7

Таблица 2

Мнения о положении России в мире

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Россия была и остается великой

мировой державой 30,2 19,5 22,9 24,5 30,2

Россия перестала быть великой

мировой державой, но может стать ею 51,1 55,2 48,9 47,8 48,6

Россия навсегда перестала быть

великой мировой державой 11,4 15,0 19,8 15,5 8,1

Россия никогда не была и не будет

великой мировой державой - - 2,8 3,2 2,3

Затруднились ответить 7,3 10,3 5,6 9,0 10,8

Таблица 3

Оценки типа политического режима в России

(в % от количества опрошенных)

Варианты оценки 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г.

Демократия 2,2 8,8 10,9 10,1 8,9 12,1

Администрирование чиновников 13,5 22,8 22,6 22,4 29,9 31,3

Единоличные решения высших

руководителей 18,9 18,5 14,3 13,5 21,7 18,8

Анархия, неразбериха 54,6 38,6 31,4 31,6 20,5 12,2

Затруднились ответить 10,8 11,3 20,8 22,4 19,0 25,6

Таблица 4

Распределение мнений о том, чьи интересы преимущественно выражает сегодня государственная власть в нашей стране

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 2003 г. 2007 г.

Бюрократии (чиновников) 45,9 48,9

Крупных предпринимателей и финансистов 44,5 43,8

Работников правоохранительных органов 8,8 17,6

Интересы народа в целом - 12,9

Военнослужащих 3,2 7,5

Представителей малого и среднего бизнеса 8,9 7,3

Пенсионеров 4,4 5,9

Гуманитарных работников (врачей, учителей, ученых и др.) - 4,6

Рабочих и служащих государственных и частных предприятий 3,5 1,8

Крестьян 1,2 1,1

Ничьи интересы не защищает 10,7 14,8

Затруднились ответить 16,4 13,9

Таблица 5

Реакция граждан на действия властей в повседневной жизни

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 2002 г 2005 г. 2007 г. 2008 г.

Обычно одобряют, поддерживают действия

властей 10,7 8,7 11,4 22,7

Обычно вынуждены приспосабливаться 41,0 46,9 37,4 40,7

Стараются держаться в стороне от властей 28,9 27,2 26,3 23,5

Относятся к властям с неприязнью, когда

возможно, противодействуют им 6,5 7,2 3,7 4,3

Затруднились ответить 12,9 10,0 21,2 8,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Отношение избирателей к участию в выборах

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 1995 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2003 г. 2007 г.

Участие в выборах - обязанность

гражданина 73,8 71,2 64,9 60,1 63,9 55,5

Участие в выборах дает гражданам

возможность влиять на власти

и судьбу страны 61,5 63,0 19,0 22,4 23,9 18,0

Таблица 7

Мнения о наличии возможностей у рядовых граждан влиять на решения властей

(в % от количества опрошенных в 2007 г.)

Варианты ответа Показатель

Да 2,6

Скорее да, чем нет 11,1

Скорее нет, чем да 36,7

Нет 45,6

Затруднились ответить 4,0

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос: «По Конституции России единственным источником власти в стране

является ее народ. Считаете ли вы, что государственная власть действует в соответствии с интересами основной массы населения?»

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 2003 г. 2007 г.

Да 2,4 7,5

Скорее да, чем нет 13,6 23,9

Скорее нет, чем да 42,3 33,1

Нет 33,0 28,6

Затруднились ответить 8,7 6,9

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос: «По Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В какой мере, на ваш взгляд, выполняется это положение?» (в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 2003 г. 2006 г. 2007 г.

В полной мере 0,9 5,3 5,3

Не в полной мере 31,1 32,6 46,0

Почти не выполняется 38,9 29,6 28,1

Совсем не выполняется 21,7 13,9 15,4

Затруднились ответить 7,4 18,6 5,2

Таблица 10

Распределение отрицательных ответов на вопрос: «Согласно статье 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом. Действует или нет эта норма реально применительно к большинству должностных лиц следующих структур власти и крупным бизнесменам?» (в % от количества опрошенных)

Структуры власти и бизнесмены 2005 г. 2007 г.

Госдума, правительство страны 64,5 65,0

Региональные власти 57,4 61,6

Городские, районные власти 52,6 59,1

Суды 53,2 54,7

Прокуратура 54,0 52,6

Налоговая служба 49,3 46,2

Милиция 55,1 65,3

Крупные бизнесмены - 65,8

Таблица 11

Мнения о причинах правового неравенства рядовых граждан и должностных лиц

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 2005 г. 2007 г.

Коррупция в системе власти - 66,8

Безнаказанность чиновников, действующих по неписанным правилам 76,9 54,4

Отсутствие у граждан возможности влиять на власть 49,7 41,3

Слабость законодательной власти - 33,3

Равнодушие граждан к исполнению законов 23,1 22,2

Отсутствие реальных прав у партий, профсоюзов и других

общественных организаций 21,1 13,6

Другие ответы 1,8 2,8

Затруднились ответить 10,2 8,6

Таблица 12

Суждения о выборе пути развития Россия

(в % от количества опрошенных)*

Варианты ответа 2003 г. 2006 г. 2007 г.

Следует развивать капитализм с присущей ему экономикой 40,7 42,3 22,2

Следует искать новые пути строительства социализма 58,4 53,2 26,9

Следует искать собственный, особый путь развития России - - 72,3

Затруднились ответить 0,9 4,5 15,9

* Смещение оценок в опросе 2007 г. обусловлено добавлением в методику опроса альтернативы о поиске собственного, особого пути развития России. Заслуживает внимание и то, что примерно четвертая часть опрошенных в ответах проявила амбивалентность суждений по поводу выбора пути развития страны.

Таблица 13

Распространенность эмиграционных настроений в российском обществе

(в % от количества опрошенных)

Настроения 1990 г. 1993 г. 1998 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г.

Не желают уезжать из России в другую страну 71,0 72,3 66,8 68,1 72,3 72,3 77,6

Желают уехать в другую страну временно или навсегда 19,0 14,5 22,7 20,8 14,5 14,5 12,7

Затруднились ответить 10,0 13,2 11,2 11,1 13,2 13,2 9,7

Таблица 14

Мнения о реализации принципов социальной справедливости в российском обществе

(в % от количества опрошенных)

Варианты 2003 г. 2006 г. 2007 г.

Социальные различия в нашей стране в целом справедливы Социальные различия в нашей стране в целом не справедливы Затруднились ответить 12,4 78,7 8,9 15,9 74,1 10,0 12,8 77,6 9,6

Таблица 15

Самооценки материального положения

(в % от количества опрошенных)

Варианты самооценок 1990 г. 1992 г. 1995 г. 1998 г. 2001 г. 2004 г. 2008 г.

Не испытывают

материальных затруднений 11,0 1,9 2,0 0,4 4,2 2,4 3,7

Особых затруднений нет, но

не все покупки по карману 35,2 21,1 26,8 5,3 23,8 32,5 48,5

Денег хватает лишь на

основные продукты и одежду 37,8 51,5 40,2 41,5 45,3 46,4 35,1

Денег не хватает на

продукты, лекарства, одежду,

испытывают крайнюю нужду 14,0 24,5 30,0 51,5 25,4 17,3 10,3

Затруднились ответить 2,0 1,0 1,0 1,3 1,3 1,4 2,4

Таблица 16

Отношение к суждению о том, что должны быть достаточно большие различия в доходах людей, иначе пропадают стимулы для личных достижений

(в % от количества опрошенных)

Варианты 2003 г. 2006 г. 2007 г.

Полностью или скорее согласны 36,8 40,4 29,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полностью или скорее не согласны 51,4 47,8 57,1

Затруднились ответить 11,8 11,8 13,5

Таблица 17

Оценки факторов обеспечения социального положения и престижа человека в обществе

(в % от количества опрошенных)

Факторы 1987 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г.

Владение материальными или другими ценностями 35,8 45,6 50,7 53,7

Доступ к рычагам власти (в опросах 2003— 2007 гг.) _ 38,1 35,4 33,0

Личные достижения в образовании, профессиональной подготовке и др. 29,0 23,2 20,9 25,0

Социальное положение семьи, родственные связи 24,4 23,6 25,0 23,6

Авторитет, определяемый служебным положением - 21,2 21,0 24,9

Личные качества человека (ум, здоровье, внешний вид и др.) 58,5 16,0 18,2 27,2

Таблица 18

Суждения о том, стоит ли при нынешних видах на будущее заводить детей

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Без сомнений или скорее стоит, чем нет 24,6 50,3 48,9 48,4 65,3 69,3

Лучше пока повременить 33,5 22,3 25,3 26,7 18,7 12,4

Определенно не стоит 22,4 8,6 11,0 10,3 7,0 11,8

Затруднились ответить 19,5 18,8 14,8 14,6 9,0 6,5

Таблица 19

Распространенность тревог по поводу неопределенности будущего

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 1993 г. 1998 г. 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Очень тревожит

неопределенность будущего 32,3 77,1 57,6 54,2 45,6 32,2 33,5

Скорее тревожит 48,8 18,1 33,9 26,4 32,7 38,0 38,4

Мало или совсем не тревожит 15,0 2,6 5,1 10,8 14,1 24,2 24,6

Затруднились ответить 4,7 2,2 3,4 8,6 7,6 5,6 3,5

Таблица 20

Острота опасений опрошенных потерять нажитое из-за возможных экономических и других кризисов

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г.

Очень опасаются потерять нажитое 32,4 39,2 49,0 36,1 24,5

Скорее опасаются 26,0 30,2 25,6 29,3 36,6

Не опасаются, так уже нечего терять 32,9 15,8 10,4 15,5 21,9

Не опасаются, так ничего плохого

не произойдет 3,2 8,0 7,5 11,4 11,0

Затруднились ответить 5,5 6,8 7,5 7,7 6,0

Таблица 21

Субъективное отношение к планированию личной жизни

(в % от количества опрошенных, без затруднившихся ответить)

Варианты ответа 1994 г. 1999 г. 2000 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г.

Планируют не менее, чем на 5 лет 12,0 4,1 6,4 6,2 8,5 8,7

Планируют на 2-4 года 10,0 8,0 16,7 12,1 16,5 18,7

Планируют не больше, чем на год 25,1 30,4 37,8 36,5 36,9 37,6

Не планируют, живут практически одним днем 43,9 57,5 39,1 45,2 38,1 27,7

© Бойков В.Э., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.