Научная статья на тему 'Государство и гражданское общество в борьбе с гендерной дискриминацией: антагонизм или синергия?'

Государство и гражданское общество в борьбе с гендерной дискриминацией: антагонизм или синергия? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / GENDER / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ФРАКТАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / FRACTAL-EVOLUTIONARY APPROACH / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / СИНЕРГИЯ / SYNERGY / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / CIVILIZATIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко Людмила Александровна, Кашина Марина Александровна

Тесные коммуникации современного усложняющегося социума в связи процессами глобализации и стремительного развития сетевых структур и информационных технологий свидетельствуют о необходимости развития диалогических подходов в процессах поиска нового цивилизационного порядка и путей перехода к нему. Диалог приобретает качественно новое звучание, «он возможен как между субъектами, культурами, так и, в определенных границах в виде встречного движения науки и теологии, поскольку зачастую именно на религиозном поле разворачивается идеологическая борьба между патриахатными и демократическими представлениями о гендерных отношениях». Авторы предлагают фрактально-эволюционный подход к решению проблемы дискриминации, в основе которого структурное самоподобие позитивных образцов поведения, ориентирующегося на согласованные цели и ценности в интересах целостности социальной системы, правила и условия их мультипликации, наличие открытых сетевых коммуникативных каналов и форматов передачи информации и энергии от низших уровням иерархии к высшим и наоборот, а также по горизонтали. С этой позиции авторы анализируют процесс представления восьмого периодического доклада Правительства России по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) в Комитете CEDAW в ООН в конце октября 2015 года, отмечая во многих вопросах не только отсутствие прогресса, но и некоторый откат в сравнении как с советской эпохой, так и с 1990-ми годами начала реформ. Основнаяпричина, по мнению авторов, связана с разными представлениями о том, что такое дискриминация, кто и почему нуждается в защите от дискриминации по полу. В результате наблюдается фрактальное распространение устаревших образцов семей, живущих на мизерное пособие, в которых преобладают различные формы бытового насилия, а секс-символы с экранов телевидения приглашают девочек к «красивой» жизни. При этом отмечается отсутствие гражданской ответственности и исключение потенциала женщин в развитии страны. Данный образ несколько гиперболизирован, но по сути отражает узость действий государства, обозначенных в восьмом периодическом докладе Правительства. В заключение авторы формулируют основные подходы к формированию позитивного гендерного образца, фрактальное распространение которого может вывести социум на новый уровень цивилизационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Василенко Людмила Александровна, Кашина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT AND CIVIL SOCIETY IN COMBATING GENDER DISCRIMINATION: ANTAGONISM OR SYNERGY ?

The close communications of the increasingly complex modern society indicate the need for development of dialogical approach in the search for a new order of civilization and ways to go to him. These processes are related to the processes of globalization and the rapid development of networking and information technology. Dialog purchases a qualitatively new meaning, «it is possible both between subjects, cultures, and, as a counter movement science and theology within certain limits. This approach stems from the fact that it often takes place in the religious field, as the ideological struggle between patriarchy and democratic conceptions of gender relations».The authors propose a fractal-evolutionary approach to solving the problem of discrimination. The approach is based on a structured self-similarity of positive patterns of behavior, which are guided by agreed goals and values, respect the integrity of the social system, as well as the terms and conditions of replication of these patterns of behavior. The condition for this process is the presence of open network communication channels and formats for the transmission of information and energy from the lower to the higher levels of the hierarchy, and vice versa, as well as horizontally.From this position, the authors analyze the process of submission of the eighth periodic report of the Russian Government to implement the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women (CEDAW) to the CEDAW Committee to the UN at the end of October 2015. The authors note in many areas, not only the lack of progress, but also some setbacks compared to the Soviet eraand to the 1990s of the last century. According to the authors, the main reason is related to different ideas about what is the discrimination, who and why needs to be protected from discrimination on the floor. As a result, we are seeing a fractal distribution of obsolete models of families. These families live on the meager allowance. In these families, dominated by various forms of domestic violence, it is complemented by the image of sex symbols produced in television screens. In this representation, the family lost the civil liability. The potential of women in the development of the country is excluded. Gender images presented by the authors exaggerate, but in fact it reflects the narrowness of the actions of the state designated in the eighth periodic report of the Government.In conclusion, we formulate the main approaches to the formation of a positive gender sample. Fractal distribution of this gender sample could bring society to a new level of civilization development.

Текст научной работы на тему «Государство и гражданское общество в борьбе с гендерной дискриминацией: антагонизм или синергия?»

■ ■ ■ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В БОРЬБЕ С ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ: АНТАГОНИЗМ ИЛИ СИНЕРГИЯ?

Авторы: ВАСИЛЕНКО Л.А., КАШИНА М.А.

ВАСИЛЕНКО Людмила Александровна - профессор, доктор социологических наук, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС), профессор кафедры организационного проектирования систем управления, директор НП «Центр социальных инноваций и коммуникаций в гражданском обществе», почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (499) 956-07-01. E-mail: [email protected]

КАШИНА Марина Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Западного института управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (СЗИУ РАНХиГС), (Санкт-Петербург). Адрес: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского Острова, д.57/43. Тел.: +7 (812) 335-94-94. E-mail: [email protected].

Аннотация. Тесные коммуникации современного усложняющегося социума в связи процессами глобализации и стремительного развития сетевых структур и информационных технологий свидетельствуют о необходимости развития диалогических подходов в процессах поиска нового цивилизаци-онного порядка и путей перехода к нему. Диалог приобретает качественно новое звучание, «он возможен как между субъектами, культурами, так и, в определенных границах в виде встречного движения науки и теологии, поскольку зачастую именно на религиозном поле разворачивается идеологическая борьба между патриахатными и демократическими представлениями о гендерных отношениях». Авторы предлагают фрактально-эволюционный подход к решению проблемы дискриминации, в основе которого структурное самоподобие позитивных образцов поведения, ориентирующегося на согласованные цели и ценности в интересах целостности социальной системы, правила и условия их мультипликации, наличие открытых сетевых коммуникативных каналов и форматов передачи информации и энергии от низших уровням иерархии к высшим и наоборот, а также по горизонтали. С этой позиции авторы анализируют процесс представления восьмого периодического доклада Правительства России по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) в Комитете CEDAW в ООН в конце октября 2015 года, отмечая во многих вопросах не только отсутствие прогресса, но и некоторый откат в сравнении как с советской эпохой, так и с 1990-ми годами начала реформ. Основная

причина, по мнению авторов, связана с разными представлениями о том, что такое дискриминация, кто и почему нуждается в защите от дискриминации по полу. В результате наблюдается фрактальное распространение устаревших образцов семей, живущих на мизерное пособие, в которых преобладают различные формы бытового насилия, а секс-символы с экранов телевидения приглашают девочек к «красивой» жизни. При этом отмечается отсутствие гражданской ответственности и исключение потенциала женщин в развитии страны. Данный образ несколько гиперболизирован, но по сути отражает узость действий государства, обозначенных в восьмом периодическом докладе Правительства. В заключение авторы формулируют основные подходы к формированию позитивного гендерного образца, фрактальное распространение которого может вывести социум на новый уровень цивилизационного развития.

Ключевые слова: гендерная политика, дискриминация, фрактально-эволюционный подход, гражданское общество, государственное управление, коммуникация, глобализация, ценности, синергия, цивилизацион-ное развитие.

Принципы методологии кросс-дисциплинарного синтеза и фрактально-эволюционный подход, базирующийся на универсальных законах развития жизни и природы сознания, «определяют принципиально новый взгляд на методологию анализа процессов гендерной дискриминации, объединяющих дуализм как философский фундамент и не-оинтегрализм как «реинкарнацию» идей Питирима Сорокина, приоритет созидательных ценностей в поиске решений фундаментальных проблем сохранения экосистемы и человеческой цивилизации» [1, с. 81].

На Саммите ООН 25-27 сентября 2015 г около 80 мировых лидеров приняли Повестку дня до 2030 г и ее Цели устойчивого развития. В число семнадцати целей вошло и «достижение гендерного равенства», которое было третьей целью в Повестке дня ООН до 2015 г и Целях Развития тысячелетия. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своей приветственной речи обратился к мировым лидерам со словами: «Как главы государств и правительств вы обладаете властью и ответственностью, чтобы гендерное равенство продолжало быть национальным приоритетом», отметив три важнейшие сферы действий: энергично осуществлять последовательную политику гендерного равенства, обеспечить солидное финансирование для того, чтобы реализовать эти обязательства, а также контролировать прогресс, «чтобы все правительства были ответственны за себя и друг друга за взятые сегодня обязательства» [2]. Это свидетельствует как о важности достижения равенства прав и возможностей мужчин и женщин, так и о сложности выполнения этой задачи. В 2015 г исполнилось 20 лет принятия четвертой Всемирной конференцией ООН по положению женщин Пекинской платформы действий, содержащей политические установки и конкретные действия, своеобраз-

ную дорожную карту для достижения гендерного равенства, объединяющую усилия правительств, гражданского общества и прочих партнеров во всем мире в расширении возможностей и прав женщин в рамках глобальной повестки дня.

В 2016 г исполнится 35 лет ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Она была принята ООН в 1979 г, и ратифицирована нашей страной в 1981 году. Однако во многих вопросах, касающихся преодоления дискриминации женщин, прогресс так и не был достигнут, а по ряду направлений специалисты констатируют откат в сравнении как с советской эпохой, так и с 1990-ми годами начала реформ [3].

Самым простым и понятным способом сотрудничества государства и общественных организаций в решении тех или иных социальных проблем является аутсорсинг, который выступает «способом встраивания институтов гражданского общества в общую с институтами государства деятельность [4, С.185], построение новой системы взаимодействия с гражданами» [5]. Однако подобное сотрудничество будет эффективным только в случае единого представления о сути дела и решаемых задачах. Уход за детьми, помощь инвалидам, уборка улиц - с этим разночтений не возникает. Однако, когда речь заходит о гендерных проблемах, ситуация заметно осложняется идеологическими расхождениями, разными представлениями о том, что такое дискриминация, кто и почему нуждается в защите от дискриминации по полу. Этим объясняется тот хорошо известный факт, что даже имеющиеся в нашем законодательстве антидискриминационные правовые нормы используются крайне редко [6, С. 226-232]. В результате государство решает совсем не те гендерные проблемы, которые представляются актуальными общественным организациям.

Эмпирической базой нашего исследования выступает Восьмой периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, который наша страна представляла в Комитете CEDAW в ООН в конце октября 2015 года, и альтернативные (теневые) доклады, подготовленные по этому вопросу российским общественными организациями [7]. Анализ альтернативных докладов, подготовленных российскими общественными организациями позволяет разделить их по критерию отношения к государственной гендерной политике на три типа: проправительственные, оппозиционные и промежуточные.

Примером организации первого типа можно считать Всероссийскую общественную организацию «Союз женщин России». В тексте их доклада прямо заявляется «Союз женщин России разделяет основные положения официального доклада Российской Федерации и позиционирует себя как партнера государства в политике ликвидации дискримина-

ции в отношении российских женщин». Оппозиционной организацией можно считать некоммерческое партнерство «Серебряная роза», объединяющее секс-работников и их сторонников. Эта оппозиционность во многом условна и никак не связана с политическими требованиями, но предложение российскому правительству декриминализировать оказание секс-услуг на коммерческой основе и признать это официальной работой с целью уменьшить дискриминацию секс-работников звучит по меньшей мере радикально.

Промежуточное положение занимают такие организации как Центр по борьбе с дискриминацией «Мемориал», Центр по предотвращению насилия «Анна», Организация «Культурное выживание», представляющая интересы коренных малочисленных народов. Они не выступают с радикальными требованиями по легализации проституции или ЛГБТ-сообществ, но не считают политику государства по преодолению дискриминации женщин успешной и достаточной.

Темы, вокруг которых строятся альтернативные доклады, хорошо известны и, к сожалению, кочуют из одного периодического доклада в другой, потому что результаты оказываются неудовлетворительными. Это:

- отсутствие необходимых законодательных норм (Закон о профилактике семейно-бытового насилия» и Закон о государственных гарантиях равенства прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностях их реализации»);

- проблемы представленности женщин на уровне принятия ключевых решений в политике, бизнесе, государственном управлении (число женщин на высших государственных должностях по-прежнему крайне мало, например, количество женщин в Государственной Думе удивительно устойчиво и на протяжении последних трех созывов составляет порядка 14%);

- дискриминационные практики в отношении отдельных групп женщин: мигрантки, цыганки, женщины, принадлежащие к традиционным общинам (Северный Кавказ), женщины коренных народов, сельские женщины, женщи-ны-наркоманки, женщины-ВИЧ-инфицированные, женщины-лесби-янки, женщины-секс-работники и др.

- дискриминация женщин в занятости (особенно беременных и с маленькими детьми);

- дискриминация в области образования (речь идет об ограничении женщинам доступа к перспективные сферы профессионального образования. В качестве примера приводится 1Т лицей для одаренных детей Казанского федерального университета, куда принимаются только мальчики);

- дискриминация в здравоохранении (доступность женщинам, особенно сельским, медицинских услуг в области репродуктивного здоровья; отдельно обсуждается вопрос о доступности абортов).

В процессе представления 8-го периодического доклада Правительством РФ в Комиссии ООН, а также во многих докладах ставится вопрос о восстановлении Национального механизма по улучшению положения женщин, созданного после Пекинской конференции (1995). Комиссией ООН предложено представить подробную обновленную информацию о мандате обозначенных Правительством структур - Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, федеральные органы исполнительной власти, обозначить кадровые и финансовые ресурсы, выделенные из государственного бюджета для обеспечения их деятельности [10]. Трудно переоценить роль Национального механизма как государственного института в борьбе с дискриминацией в отношении женщин, но в настоящее время, по общему мнению всех авторов альтернативных докладов, сохранившиеся структуры былого Национального механизма проблемами гендерной дискриминации не занимаются.

Общественные организации достаточно резко критикуют Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную Распоряжением Правительства от 25.08.2014 № 1618-р. Так в докладе «Консорциума женских неправительственных объединений» (по нашей типологии он относится к промежуточному типу) прямо отмечается, что « государство продолжает поддерживать традиционные патриархатные стереотипы в отношение роли, обязанностей и идентичности женщин и мужчин во всех сферах жизни. В государственной политике женщины до сих пор рассматриваются, в первую очередь, как матери и домохозяйки, а не как индивиды, занимающие равное с мужчинами положение в обществе». Именно такой подход создает условия для распространения дискриминационных практик, о которых шла речь выше, и, в первую очередь, на Северном Кавказе - они как раз на этих патриархатных устоях и основаны.

Тем самым российское государство оказывается в непростой ситуации, одной рукой давая женщинам свободы и равные права с мужчинами, а другой рукой их ограничивая, если не забирая. Двойственность этой позиции - поиск баланса между патриархатным ренессансом в области семейных отношений и необходимостью отвечать требованиям международного права по вовлечению женщин в общественную и политическую жизнь - заметно снижает качество национального доклада России по выполнению CEDAW, давая еще больше поводов для критики со стороны международного сообщества.

В Восьмом периодическом докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2014) [7, С.64-65] представлен крайне узкий перечень гендерных проблем, которые намерено решать Правительство России, которое в будущем предполагает работать в следующих направлениях:

- снижение материнской смертности, абортов1, расширение доступности и повышение качества медицинских услуг для женщин, в том числе проживающих в сельской местности;

- обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до семи лет и создание условий для совмещения женщинами семейных обязанностей с профессиональной деятельностью;

- законопроект в сфере профилактики семейно-бытового насилия, формирование системы оказания всесторонней помощи и развития необходимых социальных услуг для женщин, детей - объектов семейно-бытового насилия;

- формирование общественного консенсуса по вопросу возможности принятия закона о гендерном равенстве и укрепление межведомственной координации в области гендерного равенства.

Налицо попытки перевести гендерную проблематику сугубо в область социальной работы, согласно политически безопасному первому (традиционному) подходу к решению гендерных проблем (подробнее о подходах к решению гендерных проблем см. в работе «Будущее гендерной политики в глобализирующемся обществе: российский кейс» [8]). К сожалению, другие задачи государство перед собой не видит, поскольку обозначает их весьма неопределенно - как «формирование общественного консенсуса». В результате вырисовывается следующий фрактальный образец гендерного поведения, поддерживаемый государством: семья с детьми, живущая на мизерное пособие, трудности которой преодолевает неработающая мама в связи с невозможностью совмещать уход за детьми и трудовую деятельность, безответственное поведение отцов с форматами домашнего насилия, неупорядоченность сексуального поведения, приводящая к двум крайностям - либо к многочисленным абортам, либо к запрету абортов, тем самым увеличивая и без того трудное положение таких семей.

Однако Россия, претендуя на подлинное лидерство в вопросах продвижения демократии на глобальном уровне, не должна возвращаться назад к доиндустриальному характеру гендерных отношений, так как связь демократических ценностей и идеологии гендерного равенства очевидна. Необходимо обновить стратегические направления российской ген-дерной политики реальными мерами, позволяющими признать равноценность вклада мужчин и женщин в развитие страны, в том числе путем:

1 Данный вопрос уже начинает решаться, правда, очень своеобразно. В Государственную Думу России внесено предложение о запрете абортов, что является не только нарушением прав женщин, но и по сути является коррупциоген-ным и опасным для здоровья женщин, так как создает условия для роста числа криминальных абортов, проводимых зачастую не в медицинских учреждениях.

- полноценного использования потенциала женщин в экономике. Например, через преодоление сложностей трудоустройства женщин, особенно в предпенсионном и пенсионном возрастах - здесь наблюдается двойная дискриминация - и по полу, и по возрасту, учитывая структурный состав пенсионеров в России (у нас старость с женским лицом) и низкий размер пенсии, жизненно необходимо обеспечить возможность трудоустройства пенсионерок, желающих работать и имеющих для этого силы и здоровье;

- решения проблемы профессиональной переподготовки за бюджетный счет матерей с маленькими детьми и женщин, выходящих на рынок труда после длительного отпуска по уходу за ребенком - эти меры могут найти поддержку большой части населения России;

- укрепления семьи путем создания равной ответственности отцов и матерей за воспитание своих детей, продвижения в общественное сознание тезиса, что успешность мужчины - это гармоничное совмещение профессиональной деятельности с ролью ответственного и высоко нравственного отца и мужа - спрос на данные подходы находит широкую поддержку в обществе;

- преодоления рисков сверхсмертности мужчин работоспособного возраста и отсутствия у них самосохранительного поведения - эти высокие риски многими гражданами страны рассматривается как угроза национальной безопасности;

- повышения роли женских организаций в преодолении насилия, работорговли, противодействия наркотикам, социальной помощи различным категориям нуждающихся граждан, а также введения постоянного субсидирования организациям, доказавшим свою состоятельность. В работе «Применение концепции фрактальности к исследованиям деструктивных процессов методами клинической социологии» показан фрактальный подход решения проблемы насилия в семье [9];

- стимулирования участия женщин и мужчин в общественной просветительской деятельности по изменению стереотипов в общественном сознании о важной роли женщин в общественной и политической жизни страны, например, стереотипа закрепления за женщинами исключительно только роли жены и матери (что само по себе и неплохо, если не препятствовать реализации и других социально значимых ролей женщины в обществе!). Именно здесь важны четкое выражение политической воли, широкое участие политических партий и общественных движений, а также общественное телевидение, грантовая поддержка НКО, использующих ресурсы интернет, социальные сети и блоги;

- изменения отношения СМИ и общества к гендерным проблемам, восполняя недостаток информации о смыслах терминов «гендер», «тендерное равенство», «права человека-женщины», «демократия» - здесь

важнейшая роль принадлежит научному и журналистскому сообществам, которые могут разработать научные основы процедур согласования ценностных основ различных социальных структур российского социума [1];

- объективной оценки эффективности деятельности женских организаций, международных программ в области продвижения демократических ценностей, гражданской (народной) дипломатии, включая тендерное равенство, создания стимулирующих проектов для организаций, работающих в данной сфере;

- и наконец, следует вернуться к гендерной проблеме и на уровне политическом.

Речь идет об увеличении инвестиций в гендерное равенство, достижении паритета для женщин на всех уровнях принятия решений, устранении из законов дискриминационных положений и др. Так, например, в Германии не так давно приняли закон о роли женщин на руководящих должностях, стремясь осуществить Пекинскую платформу действий, а Президент КНР Си Цзиньпин объявил, что, поддерживая развитие женщин по всему миру и работу структуры «ООН-женщины», Китай делает вклад в размере 10 млн. долларов для реализации Пекинской декларации и Платформы действий, а также для реализации связанной с ними вопросов Повестки дня после 2015 года [2]. Почему бы и России не стать в решении проблем цивилизационного развития международным лидером по продвижению новой роли женщин в современном мироустройстве хотя бы на интеграционном пространстве нашего Евразийского экономического союза? Эта идея может также продемонстрировать отрицательное отношение российского общества к ценностям ИГИЛ. Эффективный диалог между субъектами и культурами возможен, если базироваться на системе ценностей как «нечетких наборах принципов, отражающих систему взглядов на мир, познаваемых и осознаваемых их носителями в ходе эволюции их самосознания в группе или субкультуре» [1, с. 81].

Синергия во взаимодействии гражданского общества и государства необходима и возможна. Правительство в своем докладе обозначило численность женских некоммерческих организаций более 60 000 [10]. Число радикально настроенных женских организаций в нашей стране не столь уж велико, они довольно малочисленны и не поддерживаются населением. В то же время судебное преследование Пусси Райот показало, что государство весьма сильно их опасается. Однако пассивность и бездействие государственных органов в решении давно назревших социальных проблем, о которых пишут «промежуточные» общественные организации в своих докладах - это: и превращение домашнего насилия в уголовное преступление, и преодоление дискриминации в занятости из-за семейных обязанностей, и формирование реальной гендерной статистики, позволяющей оценить размеры проблем и эффективность

действий по их решению, преодоление противоречивости и непоследовательности политиков в отношении криминализации абортов -все это не только будет снижать международный авторитет России, но и дальше подрывать основу конструктивного сотрудничества государства и гражданского общества в преодолении дискриминации женщин, радикализируя ранее лояльные женские организации. Остается выразить надежду, что наше Правительство будет в достаточной степени ответственным за взятые на себя обязательства в области гендерного равенства. Позитивная направленность эволюции самосознания россиян в процессах цивилизационного развития, скрупулезное согласование принципов и ценностных основ нашей будущей евразийской цивилизации создают условия для синергийного эффекта, устойчивого развития и построения желаемого нами будущего [4].

Список литературы

1. ВасиленкоЛ.А., КолесниковаЛ.А. Научная рациональность в социальном познании // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 81-93.

2. Пресс релизы ООН в РК. Историческая встреча мировых лидеров / повышение приверженности делу расширения прав и возможностей женщин/ ООН, 27 сентября 2015 г. Интенет ресурс: http://www.facebook.com/permalink. php?id=804181956286425&story_fbid=954110814626871.

3. Калабихина, И.Е. Почему важно развивать институты гендерного равенства в России. [Электронный ресурс] // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2011. Т. 3. Вып. 1. С. 149-176. URL: http://archive.econ. msu.ru /journal/issues/2011/2011.volume_3.issue.

4. ВасиленкоЛ.А., Василенко В.И. Социальные инновации в контексте управления будущим. Махачкала, 2013.

5. ВасиленкоЛ.А., Миронова Н.И. Социальная несправедливость: методология социологического измерения и интерпретации // Государственная служба. 2012. № 1. С. 47-53.

6. Кашина М.А. Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации политики гендерного равенства в России // Управленческое консультирование. 2007. № 2. С. 226-232.

7. Восьмой периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Электронный ресурс. http://www. Rosmintrud.ru/docs /others/011 /Doklad_Gendernoe_ravenstvo. doc (Дата обращения 17.10.2015).

8. Василенко Л.А., Кашина М.А. Будущее гендерной политики в глобализирующемся обществе: российский кейс // Управленческое консультирование. 2015. № 9 (81). С. 119-126.

9. Василенко Л.А., Колесникова Л.А., Писклакова-Паркер М. Применение концепции фрактальности к исследованиям деструктивных процессов методами клинической социологии // Человеческий капитал. 2012. № 9 (45).С. 62-67.

10. Committee on the Elimination of Discrimination against Women reviews the report of the Russian Federation. http://www.ohchr.org/en/NewsEvents/Pages/DisplayNews. aspx?NewsID=16662&LangID=E. 27 October 2015.

11. Кашина М.А. Социологический подход к праву: анализ обусловливающего и обусловливаемого в создании и реализации антидискриминационных правовых норм// Гендерная дискриминация: проблемы подходы, решения. Сб.науч.ст./Отв. ред. О. В. Шнырова. - Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2008. С.21-42.

■ ■ ■ GOVERNMENT AND CIVIL SOCIETY IN COMBATING GENDER DISCRIMINATION: ANTAGONISM OR SYNERGY ?

Authors: VASILENKO L.A., KASHINA M.A.

VASILENKO Liudmila Aleksandrovna, Doctor of Social Science, Professor, Institute of Public Administration and Management (IPAM) the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Honorary academic figure of the Russian Higher Education, Russian Federation, Director, NPO "SOCINCO»; 119571, Moscow, Vernadskogo prospect, 82. Tel.: +7 (495) 933-80-30, E-mail: [email protected]

KASHINA Marina, Aleksandrovna, PhD in philosophy, docent, North-West institute of Management under the Presidential Academy (SPb), Assistant Professor, Department of Sociology and Social work; 199178, Russian Federation, St. Petersburg, Sredniy prospekt Vasilevskogo Ostrova, 57/43. Tel: +7 (812) 335-94-94, E-mail: [email protected].

Abstract: The close communications of the increasingly complex modern society indicate the need for development of dialogical approach in the search for a new order of civilization and ways to go to him. These processes are related to the processes of globalization and the rapid development of networking and information technology. Dialog purchases a qualitatively new meaning, «it is possible both between subjects, cultures, and, as a counter movement science and theology within certain limits. This approach stems from the fact that it often takes place in the religious field, as the ideological struggle between patriarchy and democratic conceptions of gender relations».

The authors propose a fractal-evolutionary approach to solving the problem of discrimination. The approach is based on a structured self-similarity of positive patterns of behavior, which are guided by agreed goals and values, respect the integrity of the social system, as well as the terms and conditions of replication of these patterns of behavior. The condition for this process is the presence of open network communication channels and formats for the transmission of information and energy from the lower to the higher levels of the hierarchy, and vice versa, as well as horizontally.

From this position, the authors analyze the process of submission of the eighth periodic report of the Russian Government to implement the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women (CEDAW) to the CEDAW Committee to the UN at the end of October 2015. The authors note in many areas, not only the lack of progress, but also some setbacks compared to the Soviet era

and to the 1990s of the last century. According to the authors, the main reason is related to different ideas about what is the discrimination, who and why needs to be protected from discrimination on the floor. As a result, we are seeing a fractal distribution of obsolete models of families. These families live on the meager allowance. In these families, dominated by various forms of domestic violence, it is complemented by the image of sex symbols produced in television screens. In this representation, the family lost the civil liability. The potential of women in the development of the country is excluded. Gender images presented by the authors exaggerate, but in fact it reflects the narrowness of the actions of the state designated in the eighth periodic report of the Government. In conclusion, we formulate the main approaches to the formation of a positive gender sample. Fractal distribution of this gender sample could bring society to a new level of civilization development.

Keywords: gender, discrimination, fractal-evolutionary approach, civil society, public administration, communication, globalization, values, synergy, civilizational development.

References

1. Vasilenko L.A., Kolesnikova L.A. Nauchnaya ratsionalnost v sotsial-nom poznanii // Ekonomicheskie i sotsialno-gumanitarnyie issledovaniya. 2015. # 3 (7). S. 81-93/ [Vasilenko, LA, Kolesnikova, LA .Scientific rationality in social cognition // Economic, social and humanitarian studies. 2015. № 3 (7). S. 81-93].

2. Press relizyi OON v RK. Istoricheskaya vstrecha mirovyih liderov / povyishenie priverzhennosti delu rasshireniya prav i vozmozhnostey zhenschin/ OON, 27 sentyabrya 2015 g. https://www.facebook.com/permalink.php?id=804181956286425&story_ fbid=954110814626871. [Press releases UN in Kazakhstan. The historic meeting of world leaders / increasing commitment to the empowerment of women / United Nations, September 27, 2015].

3. Kalabihina, I.E. Pochemu vazhno razvivat institutyi gendernogo ravenstva v Rossii. [Elektronnyiy resurs] // Nauchnyie issledovaniya ekonomicheskogo fakulteta. Elektronnyiy zhurnal. 2011. T. 3. Vyip. 1. S. 149-176. URL: http://archive.econ.msu.ru /journal/ issues/2011/2011.volume_3.issue. [Kalabikhina, I.E. Why is it important to develop the institutes of gender equality in Russia. [Electronic resource] // Research Faculty of Economics. Electronic journal. 2011. 3. T. Vol. 1. P. 149-176.].

4. Vasilenko L.A., Vasilenko V.I. Sotsial'nye innovatsii v contekste upravleniya buduschim. Mahachkala, 2013. [Vasilenko, L.A. and Vasilenko, V.I. (2013) Social innovations in the context of management of the future, Mahachkala.].

5. Vasilenko, LÁ, Mironova, N.I. Sotsialnaya nespravedlivost: metodologiya sotsiologicheskogo izmereniya i interpretatsii. // Gosudarstvennaya sluzhba. 2012. # 1. S. 47-53. // .[Vasilenko, L.A., Mironova N.I. 'Social injustice: the methodology of sociological measurement and interpretation' // Gosudarstvennaya sluzhba. 2012. # 1. P. 47-53. Moscow].

6. Kashina M.A. Vzaimodeystvie gosudarstva i grazhdanskogo obschestva v realizatsii politiki gendernogo ravenstva v Rossii // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2007. № 2. C. 226-232. [Kashina M.A. Interaction of the government and civil society in the implementation of gender equality policies in Russia // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2007. № 2. P. 226-232].

7. Vosmoy periodicheskiy doklad Rossiyskoy Federatsii o vyipolnenii Konventsii o likvidatsii vseh form diskriminatsii v otnoshenii zhenschin. [Elektronnyiy dokument]. Dostup URL http://www. Rosmintrud.ru/docs /others/011 /Doklad_Gendernoe_ravenstvo.doc

(Дата обращения 17.10.2015). [The Eighth periodic report of the Russian Federation on the implementation of Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women].

8. Vasilenko L.A., KashinaM.A. Buduschee gendernoy politiki v globaliziruyuschemsya obschestve: rossiyskiy keys // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2015. № 9 (81). С. 119-126. [Vasilenko, LA, Kashina, MA. The future of gender policies in the globalized society: the Russian case // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2015. № 9 (81). P. 119-126].

9. Vasilenko L.A., Kolesnikova L.A., Pisklakova-Parker M. Primenenie kontseptsii fraktalnosti k issledovaniyam destruktivnyih protsessov metodami klinicheskoy sotsiologii // Chelovecheskiy kapital. 2012. № 9 (45).С. 62-67. [Vasilenko, LA, LA Kolesnikova, Pisklakova Parker M. Applying the fractal concept and methods of clinical sociology for research destructive processes // Chelovecheskiy kapital. 2012. № 9 (45). P. 62-67].

10. Committee on the Elimination of Discrimination against Women reviews the report of the Russian Federation. http://www.ohchr.org/en/NewsEvents/Pages/DisplayNews. aspx?NewsID=16662&LangID=E. 27 October 2015.

11. Kashina M.A. Sotsiologicheskiy podhod k pravu: analiz obuslovlivayuschego i obuslovlivaemogo v sozdanii i realizatsii antidiskriminatsionnyih pravovyih norm // Gendernaya diskriminatsiya: problemyi podhodyi, resheniya. Sbornik nauchnyih statey / Otvetstvennyiy redaktor O. V. Shnyirova. - Ivanovo: Izdatelstvo Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008. S.21-42. [Kashina, MA. The sociological approach to law: analysis of causes also determines the creation and implementation of antidiscrimination legal provisions // Gender discrimination: Problems approaches solutions. Collected articles / Editor O.V. Shnyrova. - Ivanovo: Ivanovo State University Publishing House, 2008. P.21-42].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.