Научная статья на тему 'Государство и экономика распределения: институциональный анализ'

Государство и экономика распределения: институциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / РОССИЯ / СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / STATE ECONOMIC POLICY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / RUSSIA / PUBLIC TRANSFORMATION / STATE BUDGET / SUBJECTS OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазагаева Ирина Цыбикжаповна

Представлено исследование роли государства в институциональных изменениях в современной России; отношения между государством и субъектами экономики. Выдвинута гипотеза о необходимости разработки четкой, стабильной и однозначной политики государства при разработке бюджета. Предложено рассмотреть вопросы институциональных изменений, инициируемых государством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and Economics of Distribution: an Institutional Analysis

In the article the research of the state role in institutional changes in modern Russia, the relation between the state and subjects of economy are conducted. The hypothesis of need to develop accurate, stable and unambiguous policy of the state is made when developing the budget. It is offered to consider questions of institutional changes initiated by the state

Текст научной работы на тему «Государство и экономика распределения: институциональный анализ»

УДК 333.1

Хазагаева Ирина Цыбикжаповна Irina Khazagaeva

ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

STATE AND ECONOMICS OF DISTRIBUTION: AN INSTITUTIONAL ANALYSIS

Представлено исследование роли государства в институциональных изменениях в современной России; отношения между государством и субъектами экономики. Выдвинута гипотеза о необходимости разработки четкой, стабильной и однозначной политики государства при разработке бюджета. Предложено рассмотреть вопросы институциональных изменений, инициируемых государством

Ключевые слова: государственная экономическая политика, институциональная среда, Россия, субъекты экономики, общественная трансформация, государственный бюджет

In the article the research of the state role in institutional changes in modern Russia, the relation between the state and subjects of economy are conducted. The hypothesis of need to develop accurate, stable and unambiguous policy of the state is made when developing the budget. It is offered to consider questions of institutional changes initiated by the state

Key words: state economic policy, institutional environment, Russia, subjects of economy, public transformation, state budget

Ведущая роль в формировании в России институтов, соответствующих рыночной экономике, принадлежит государству. Это обусловлено тем, что в отличие от стран Запада, в которых развитие институтов происходило на эволюционной основе, в нашей стране, как и в целом на постсоветском пространстве, изменение институциональной среды носило революционный характер. Именно государство в условиях общественной трансформации должно стать инициатором институциональных изменений, формируя соответствующую институциональную среду.

Вместе с тем, анализ российской действительности свидетельствует о том, что глубокая институциональная реформа, которая способствовала бы стабильному экономическому развитию, в настоящее время еще не произошла. В изучении нуждаются

вопросы институциональных изменений, инициируемых государством, специфики функций государства на разных стадиях экономического развития, государственной экономической политики по отношению к различным субъектам экономики и т.д.

Проблемам роли государства в институциональных изменениях в современной России посвящены работы ряда отечественных и зарубежных исследователей.

Институциональные концепции становления рыночной экономики в странах с переходной экономикой, а также проблемы вмешательства (невмешательства) государства в экономику рассмотрены профессором Р.М. Нуреевым [1].

Вопросы взаимоотношений между государством ( патроном) и социальными институтами ( клиентами) рассмотрены в работе М.Н. Афанасьева [2].

Определенный интерес представляет опыт институциональных трансформаций, а также макроэкономической политики при переходе от плановой экономики к рыночной в зарубежных странах, обобщенный Л. Бальцеровичем [3].

Особое место в работах, посвященных институциональному анализу развития российской экономики, занимает исследование О.Э. Бессоновой, которой разработана институциональная теория хозяйственного развития России, базирующаяся на гипотезе существования наряду с рыночными экономическими системами отличных от них и имеющих свои собственные законы развития раздаточных экономик [4]. Основополагающим элементом институционального ядра раздаточной экономики России, по мнению О.Э. Бессоновой, является институт раздачи государством материальных условий для жизнеобеспечения населения страны.

В отличие от большинства европейских стран, раздаточная экономика господствовала в России на протяжении многих столетий и, несмотря на попытки реформирования экономики, в том числе путем институциональных изменений, оставалась ведущим типом экономической системы, сохраняя основные свои элементы.

В силу этого в рамках институциональной теории хозяйственного развития важнейшей проблемой остается вопрос — почему в России укоренилась раздаточная экономика, которая, несмотря на неоднократные попытки ее преобразования в рыночную тем или иным способом возвращается к исходному типу институционального состояния?

0.3. Бессонова выделяет три институциональных цикла раздаточной экономики в России.

1. Общинный раздаток (конец IX — начало XIII вв.).

2. Поместный раздаток (конец XIV — середина XIX вв.).

3. Административный раздаток (1920 - 1980-е гг.).

Каждый из указанных циклов раздаточной экономики завершался переходным

периодом, сопровождавшимся обновлением институтов институционального ядра раздаточной экономики.

Разрушение основ раздаточной экономики в каждом временном периоде связано с воздействием различных причин.

Процессы разрушения основ раздаточной экономики заметно усилились в начале XXI в., когда государство стало проводить жесткую политику, направленную на ликвидацию льгот.

В новой плоскости стали выстраиваться отношения между государством и другими субъектами экономики — населением (домашними хозяйствами) и фирмами. Государство в целом отказалось от проведения политики патернализма в отношении своих граждан, принимая меры к крупномасштабному сокращению бесплатных и льготных услуг, к которым следует отнести:

— монетизацию льгот, связанную с действием Федерального закона № 122;

— ограничение числа очередников на получение социального (бесплатного) жилья в соответствии с новым Жилищным Кодексом РФ;

— увеличение доли платного медицинского обслуживания, обучения и т.д., обусловленное реформированием бюджетного сектора экономики;

— снижение отчислений в государственные внебюджетные фонды, открытие индивидуальных накопительных счетов для будущих пенсионеров в связи с налоговой и пенсионной реформами;

— повышение норматива оплаты за услуги ЖКХ до 100 % и т.д.

В целом происходит постепенное упорядочение отношений государства с экономическими агентами, в основе которого должно лежать обеспечение четкости, однозначности и исчерпывающего характера норм, их регулирующих.

Вопрос о роли государства в распределении доходов является одним из наиболее дискуссионных в современной экономической науке. Особое значение данная проблема имеет в России, экономика которой в недавнем прошлом базировалась на принципе

практически полного перераспределения финансовых ресурсов.

Не вызывает сомнений, что в последние годы роль государства в экономике значительно сократилась. Вместе с тем, несмотря на переход к рыночным принципам хозяйствования, обвальную приватизацию, роль государства в перераспределении доходов остается значительной, а в некоторых случаях даже усиливается.

В финансовых отношениях с различными субъектами экономики, начиная с отдельных граждан, заканчивая регионами, государство часто выступает не как равноправный партнер, а участник игры, диктующий свои условия, которые сам и нарушает. Государство в любых условиях требует от налогоплательщиков выплаты налогов, в то же время часто не выполняет принятые обязательства. Во многом это связано с ошибками при составлении бюджетов, в основе которых лежат желаемые, а не реальные прогнозы поступления финансовых ресурсов.

Измерение количественного эффекта государственной политики перераспределения является сложной задачей. Распределительное воздействие налогов еще можно оценить, а вот с расходными статьями дело обстоит сложнее. Вопрос заключается в следующем: пропорциональны ли выгоды, которые получают те или иные субъекты экономики в обмен на налоговые платежи в бюджет?

В рамках рассматриваемой проблемы государственная поддержка предприятий в настоящее время связана с выплатой дотаций на производство товаров (в основном это продукция агропромышленного комплекса) и предоставлением льготных государственных кредитов в инвестиционной деятельности. При этом доля государственных дотаций в бюджете из года в год уменьшается.

Практика последних лет показывает, что политика в сфере межбюджетных отно-

шений не только далека от совершенства, но и крайне непоследовательна. Федеральное правительство не всегда своевременно выполняет свои обязательства. Обещанная и уже запланированная в бюджете региона финансовая помощь нередко оформляется в виде коммерческого кредита под гарантии государства в счет будущих трансфертов.

Командно-административная система распределения финансовых ресурсов с гипертрофированным участием государства, несомненно, требовала замены. Сложившаяся в годы рыночных реформ финансовая система, основанная на неоклассической модели с максимальной свободой рыночного поведения, в условиях России оказалась неэффективной. На наш взгляд, во многом это связано не с экономическими причинами, а с институциональным кризисом в России. Отвержение, непризнание институтов, массовое нарушение как формальных, так и неформальных правил и норм, в том числе и самим государством, стало главной проблемой российской экономики. Степень доверия к государству к концу XX в. достигла критической отметки. В этих условиях политика государства в дальнейшем направлена на усиление вертикали власти, в том числе укрепление основ федерализма, главенства законов и т.д.

В этой связи представляется, что одним из важнейших вопросов в финансовой сфере является проблема разработки четкой, стабильной и однозначной политики государства при разработке бюджета. Необходимое сильное государство — не в том смысле, что оно должно аккумулировать подавляющую часть финансовых средств страны, этот показатель может быть не большим, а в том, что следует соблюдать заранее известные и оптимальные с позиций большинства субъектов экономики правила игры — формирование доходной и расходной частей государственного бюджета.

Literatura_

1. Jekonomicheskie subekty postsovetskoj Rossii (institucionalnyj analiz) / Pod red. R.M. Nureeva. V 3-h ch. M.: Moskovskij obshhestvennyj nauchnyj fond, 2003. 107 s.

2. Afanasev M.N. Klientelizm i rossijskaya gosu-darstvennost. M.: Moskovskij obshhestvennyj nauchnyj fond, 2000. 212 s.

3. Balcerovich L. Socializm, kapitalizm, transfor-maciya: ocherki na rubezhe jepoh / Per. s polsk. M.: Nauka, 1999. 89 s.

4. Bessonova O.Je. Razdatok: institucionalnaya teoriya hozyajstvennogo razvitiya Rossii. Novosibirsk: IJeiOPP SO RAN, 1999. 130 s.

Коротко об авторе _

Хазагаева И.Ц., канд. истор. наук, доцент каф. «Менеджмент и маркетинг», Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств hazagaevaic@yandex.ru.

Научные интересы: государственная экономическая политика

_ Literature

1. Economic subjects of post-Soviet Russia (institutional analysis) / ed. RM. Nureyev. In 3 parts. M.: Moscow public science Foundation, 2003. 107 p.

2. Afanasiev M.S. Clientelizm and Russian statehood. M.: Moscow public scientific Fund, 2000. 212 p.

3. Baltserowich L. Socialism, capitalism, transformation: essays on the turn of the century / Transl. from Polish M.: Science, 1999. 89 p.

4. Bessonova O.E. Distribution: institutional theory of economic development of Russia. Novosibirsk: IE and OPP SB RAS, 1999. 130 p.

_ Briefly about the author

I. Khazagaeva, Candidate of Historical Sciences, senior lecturer, Management and marketing department, East-Siberian State Academy of Culture and Arts

Scientific interests: state economic policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.