Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальная помощь / адресная помощь / пенсии / пособия / льготы / social assistance / targeted assistance / pensions / allowances / benefits

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулемина Людмила Борисовна

В статье рассказывается о роли государства и мерах, предпринимаемых властью с целью социальной поддержки военнослужащих и мирного населения в годы Великой Отечественной войны. Проводится сравнительный анализ социальных мероприятий, проводимых в различных регионах Советского Союза и некоторых государствах Запада. Автор стремится показать как положительные, так и отрицательные моменты этой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND ITS ROLE IN SUPPORTING THE POPULATION AND MILITARY PERSONNEL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article describes the role of the state and the measures taken by the authorities to provide social support to military personnel and civilians during the great Patriotic war. A comparative analysis of social events held in various regions of the Soviet Union and some Western countries is carried out. The author aims to show both positive and negative aspects of this policy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

КУЛЕМИНА Людмила Борисовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и философии, Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ)

е-mail: kulemina@mggeu.ru

ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассказывается о роли государства и мерах, предпринимаемых властью с целью социальной поддержки военнослужащих и мирного населения в годы Великой Отечественной войны. Проводится сравнительный анализ социальных мероприятий, проводимых в различных регионах Советского Союза и некоторых государствах Запада. Автор стремится показать как положительные, так и отрицательные моменты этой политики.

Ключевые слова: социальная помощь, адресная помощь, пенсии, пособия, льготы.

KULEMINA Lyudmila Borisovna,

candidate of sociology, associate Professor of the Department of sociology and philosophy, MSHEU

THE STATE AND ITS ROLE IN SUPPORTING THE POPULATION AND MILITARY PERSONNEL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Annotation. The article describes the role of the state and the measures taken by the authorities to provide social support to military personnel and civilians during the great Patriotic war. A comparative analysis of social events held in various regions of the Soviet Union and some Western countries is carried out. The author aims to show both positive and negative aspects of this policy.

Key words: social assistance, targeted assistance, pensions, allowances, benefits.

2020 год войдет в историю как год 75-летия победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Эту победу одержал советский народ, Красная Армия, оставив на полях сражений миллионы своих соотечественников. С тех пор мы отдаем дань памяти тем, кто не вернулся с войны, испытываем гордость и преклоняемся перед теми, кто выжил и до сих пор остается среди нас. Мы, все ныне живущие, и государство в целом являемся их вечными должниками.

Нет смысла перечислять все потери (помимо человеческих жертв), которые понесла наша страна и другие страны Европы. Они очень велики. Приходилось прилагать неимоверные усилия для обеспечения боеспособности армии и сохранения и создания более-менее приемлемых условий для мирного населения. Как справедливо отмечает А.Е. Любецкий [5, с. 21], каждый солдат, уходивший на фронт, хотел знать, что его семья не останется без поддержки. Понимало это и руководство страны, о чем свидетельствует целый ряд принятых законодательных норм, регулирующих

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10761 УДК-930

различные аспекты социальной политики государства.

Сегодня вопросы материальной поддержки ветеранов, участников войны, военнослужащих, также находятся в центре внимания государства, о чем свидетельствуют беспрецедентные меры, предпринимаемые президентом и правительством. Невероятный интерес к этим вопросам проявляют и исследователи.

Если говорить о военном и послевоенном периодах, то на всех исследованиях лежал отпечаток прославления победы на фронтах боевых действий и в тылу, роль партии в этой победе. Более обширный фактический материал стал появляться после ХХ съезда партии. Однако уже в брежневскую эпоху в целом ряде трудов (и, в частности, в «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945 гг.») вновь стала превозноситься роль партии и ее органов на местах в организации победы над врагом, но преуменьшались, а нередко, и замалчивались все трудности, с которыми приходилось сталкиваться населению [5, с. 15].

70-е годы были отмечены трудами (Т.Т. Гриценко, Ю.Е. Волкова и др.), в которых освещалась забота партии о детях военнослужащих, о материальном обеспечении семей фронтовиков. Иногда проскальзывали и недостатки, как, например, бюрократические проволочки при решении социальных вопросов.

Более широкие возможности в связи с открытием целого ряда источников у исследователей появились в годы перестройки. Чаще стали звучать темы о вкладе тружеников тыла (и прежде всего, женщин) в победу над врагом.

В 90-е годы и в настоящее время ученые стали более свободно выражать свое мнение, следствием чего стало появление целого ряда трудов, посвященных социальной политике в годы войны в регионах.

Так, А.Е. Любецкий изучал социальную политику в отношении семей военнослужащих в Уральском регионе. Отсюда на фронт ушло порядка 2 млн солдат и почти столько же прибыло эвакуированных из разных городов страны (почти половину прибывших составляли члены семей военнослужащих).

Он указывает, что изучение опыта проведения социальной политики в экстремальных условиях в период Великой Отечественной войны очень актуально и сегодня. Это позволяет увидеть не только преимущества (милосердное отношение к сиротам, эвакуированным детям фронтовиков и пр.) и достижения, но и просчеты (невнимание властей к проблеме взаимоотношений между местным населением и приезжими в связи с нередкими случаями проявления агрессивности по отношению к ним, плохое материальное и бытовое обслуживание эвакуированных), извлечь уроки и не допускать ошибок в настоящем, ибо боеспособность российской армии сегодня зиждется, в т.ч. и на материальном благополучии военнослужащих и членов их семей.

Тот факт, что вопросы социальной политики в годы войны находились в центре внимания руководства страны, подтверждает в своем исследовании и К.А. Насонов [8, с. 65]. Он утверждает, что в военный период не только увеличились размеры пенсий, пособий, но они были распространены на более широкий круг граждан.

Вопросам социальной защиты военнослужащих сухопутных войск России посвятил свой труд И.П. Гладких [1, с. 65]. Он провел ретроспективный анализ мер по социальной поддержке этого рода войск с момента их возникновения (период Киевской Руси, хотя официальное название этот род войск получил только в ХХ в.) и на протяжении всего ХХ в. Среди мер поддержки он выделил такие, как создание квартирной службы, призванной разрешать проблемы, возникающие с обеспе-

чением жильем начальствующего состава (1924 г.), предоставление дополнительной жилой площади лицам, награжденным орденами и медалями, преподавателям военных вузов и пр., льготы по квартирной плате (1934 г.), предоставление санаторно-курортных путевок красноармейцам (1921 г.), организация домов отдыха (1932 г.). В военное время семьям погибших военнослужащих значительно увеличивались пособия, в первую очередь проводился ремонт жилых помещений. В послевоенное время специальные органы занимались трудоустройством инвалидов войны, оказывали помощь при проведении протезирования, военнослужащие освобождались от подоходного налога и пр. Целый ряд льгот был предусмотрен в Положении о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку и их семей (принято Советом Министров СССР в 1981 г.), а также в нормативных актах, изданных в период с 1985 по 1991 г.

А.Ш. Кабирова изучала проблемы социальной защиты семей фронтовиков в Татарстане в 1941 - 1945 гг. В своей работе она сосредоточилась не столько на успехах местного руководства в обеспечении всем необходимым семей военнослужащих, сколько на недоработках и упущениях.

Вопросы оказания адресной социальной поддержки населению Саратовской области в годы войны осветил В.Н. Данилов. Он обратил внимание читателя не только на государственную помощь слабо защищенным категориям населения, но и на поддержку со стороны общественности.

На основе фактического и статистического материала А.В. Липатов и др. в своем исследовании показывают роль государства в повышении уровня жизни населения в годы войны в Сталинградской области. Особый акцент они делают на то, что социальная поддержка оказывалась постоянно.

О социальном положении семей военнослужащих Кировской области повествует Н.В. Чернышева. В частности, она указывает, что, несмотря на широкий спектр помощи нуждающимся семьям со стороны государства, этой помощи было недостаточно и многие семьи ощущали себя брошенными.

Безусловный интерес представляет тема финансового обеспечения военнослужащих в годы войны, рассмотренная в исследовании Д.В. Шуняковым. Он отмечает, что система денежного обеспечения носила поощрительный характер и привела, в итоге, к росту профессионального мастерства военнослужащих.

Таким образом, анализ приводимых источников подтверждает тот факт, что государство в период Великой Отечественной войны одной из

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

первостепенных и приоритетных задач считало социальное обеспечение, которое включало в себя пенсии, пособия, разовые денежные выплаты, освобождение некоторых категорий населения от налогообложения, снижение коммунальных платежей и многое др. [8, с. 66].

Вместе с тем, несмотря на обилие источников, тема социальной политики государства в годы войны и ее эффективность остаются до конца нераскрытыми.

Одним из главных нормативных документов, регулирующих вопросы социального обеспечения в годы войны, было постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям», принятое в 1941 г. СНК СССР Повышались размеры пенсий и военнослужащим (в случае инвалидности) срочной службы, партизанам, работникам важнейших отраслей (железнодорожный, морской, речной транспорт, связь и пр.), чьи предприятия располагались в прифронтовой зоне [8, с. 66].

Что немаловажно, все военнослужащие получали денежное довольствие по меркам мирного времени (и в зависимости от занимаемой должности) и имели на руках т.н. вкладные книжки, получив, таким образом, возможность обналичить поступившие туда деньги в любом отделении Госбанка (специально создавались подвижные отделения). Что касается начальствующего состава, то они высылали своим семьям денежный аттестат, а те его могли обналичить по месту жительства [10, с. 69]. Во время заграничных походов советской армии денежное довольствие выплачивалось в валюте (25 видов). Например, рядовой, прослуживший один год, получал 8 руб. 50 коп., а старшина третьего года службы - 150 руб. Что касается командного состава, то выплаты варьировались от 550 до 3200 руб. в месяц [10, с. 70]. В случае убытия офицеров в действующую армию они получали полевые выплаты, увеличивались выплаты частям, особенно отличившимся на поле боя (например, гвардейские).

Повышенные выплаты получали военнослужащие наиболее ценных специальностей, а также наводчики, снайперы, водители. Ополченцы получали полевые деньги, а также за ними сохранялась средняя заработная плата на предприятии.

Что касается пенсий семьям военнослужащих (выплачивалась в случае гибели военнослужащего или пропажи его без вести) и пособий (100-150, 200 руб. на семью), то они были не велики, их размер зависел от многих факторов (места проживания, зарплаты военнослужащего до призыва). С учетом стоимости продуктов питания (например, на Урале 1 кг говядины стоил

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

около 52 руб., картофеля более 7 руб., 1 л молока почти 13 руб.), прожить на эти деньги было крайне сложно [6, с. 213]. В Германии к началу войны военнослужащий Вермахта получал от 77.5 до 2800 рейхсмарок и при наличии семьи - пособие. На одну рейхсмарку можно было купить 3 кг хлеба, 0.5 кг свинины. Жены военнослужащих получали такие надбавки, что могли вообще не работать (однако к концу войны материальное положение военнослужащих и их семей стало значительно хуже). В США рядовой солдат получал 10 шиллингов в день и мог себе позволить купить многое [6, с. 215]. Вместе с тем, нельзя забывать, что, несмотря на низкие пенсии и пособия, семьи военнослужащих в СССР получали материальную поддержку в разных видах (продукты питания, промышленные товары и пр.) в условиях колоссальных человеческих и материальных потерь.

Большое внимание со стороны государства уделялось проблеме сохранения здоровья, улучшения питания детей. Так, дети, не достигшие возраста 12 лет, получали такое же количество хлеба, как и взрослые иждивенцы, в школах для детей организовывали бесплатные завтраки. Детей, оставшихся без попечения родителей, направляли в детские дома, суворовские и нахимовские училища.

Помимо государства большую помощь фронту, раненым военнослужащим, их семьям оказывали общественные организации. В первую очередь, это развитие массового донорского движения (кровь доноров спасала тысячи жизней). Посещение госпиталей, оказание помощи в уходе за ранеными, сбор и отправка на фронт теплой одежды и обуви (полушубки, валенки), различных подарков.

Немало внимания уделялось трудоустройству военнослужащих, ставших инвалидами. Их помещали в трудовые интернаты, обучали новым профессиям.

Попробуем разобраться, как была организована социальная поддержка семей фронтовиков в различных регионах нашей страны.

Одним из важнейших регионов, куда прибывали эвакуированные, стал Татарстан. Перед местными властями стояла задача обеспечения пособиями, жильем и пр. не только семей местных жителей, ушедших на фронт, но и вновь прибывших. Причем поданные от них заявления необходимо было рассматривать в трехдневный срок. К сожалению, несмотря на все предпринимаемы меры (согласно архивным материалам, ставшим доступными в настоящее время), многие решения оставались выполненными только на бумаге, нарушались сроки выплаты и размеры пособий. Семьям фронтовиков нередко предоставляли совершенно неприспособленные для

жизни помещения, страдали эвакуированные и от произвола владельцев частных домов. Введение карточной системы не снимало остроты продовольственной проблемы, т.к. имели место хищения продуктов (потом они появлялись на рынке по высочайшим ценам) [4, с. 129], в результате чего паек выдавался в значительно уменьшенном размере. Жены военнослужащих вынуждены были писать письма мужьям на фронт с просьбой о помощи. Поэтому массовым явлением стали письма-обращения фронтовиков к своему командованию за поддержкой. Такие официальные письма командующих к местным руководителям рассматривались в кратчайшие сроки и появлялась надежда на помощь. За годы войны семьям фронтовиков было выплачено 801.5 млн руб. [4, с. 131], что стало для них неплохим подспорьем. Вместе с тем, эта помощь часто приходила несвоевременно. Подобное бездушие чиновников наносило вред государству и подрывало в него веру народа.

На задержки выплаты пособий из-за неаккуратности в ведении делопроизводства (документы на пособия часто оформлялись на клочках бумаги, не подписывались и не подшивались в дела, иногда терялись) [3, с. 89], ошибки работников отдела соцзащиты жаловались и жители Красноярского края, хотя в целом семьям красноармейцев оказывалась значительная помощь и материальная и в бытовом плане.

Несвоевременно выдавались пенсии в 1942 г. и в Кировской области (задолженность составляла более 760 тыс. руб.) [9, с. 55]. К 1943 г. на учете состояло 323,8 тыс. семей военнослужащих и только половина из них обеспечивалась минимальными социальными гарантиями, остальные не получали ничего. Причины таких нарушений, к сожалению, все те же: отсутствие документов с фронта, неполученная вовремя информация, растраты, незаконное назначение пособий и пенсий (перевод средств из госбюджета лицам, не имеющим на это права и пр.).

Проявляло государство заботу о детях и матерях. Так, в Кировской области пособие получали более 11 тыс. многодетных семей и около 4 тыс. одиноких матерей. Однако в некоторых семьях фронтовиков дети умирали от голода (колхоз не помогал, т.к. надо было выполнить план хлебозаготовок на фронт) [9, с. 57]. Выход из создавшегося положения местные власти находили в трудоустройстве женщин, но к 1944 г. из чуть более миллиона семей военнослужащих только около 340 тыс. были трудоспособными, и они уже почти все работали. Положение несколько улучшилось к концу 1943 г.: детей определяли в детские сады, оказывали помощь в ремонте жилых помещений, заготовке дров и пр. Но в целом,

несмотря на проводимые мероприятия, многие семьи страдали от отсутствия элементарной заботы и поддержки [9, с. 58].

Работа по социальной поддержке семей военнослужащих в Саратовской области, как отмечает В.Н. Данилов [2, с. 252], не имела должной четкости. Специальные отделы при исполкомах Советов, призванные контролировать эту работу, со всей силой заработали только к концу 1943 г. Ими было выявлено порядка 2 тыс. семей, незаконно обложенных налогами. Чиновники, допустившие подобные ошибки, строго наказывались. Помимо государственных органов большую помощь семьям фронтовиков оказывала общественность: население собрало порядка 13 млн руб., проводили месячники помощи семьям фронтовиков и пр.

Определенную заботу об инвалидах войны проявляли власти Саратовской области. В первую очередь, их стремились трудоустроить. Некоторые из них заняли руководящие должности председателей колхозов, директоров предприятий, бригадиров. Но многие работали сторожами и чернорабочими. Тот, кто не мог работать, получал пенсию, материальная помощь поступала и от общественных организаций (профсоюза, комсомола) в виде денежных выплат, помощи в ремонте жилых помещений, изготовлении протезов, выдачи муки и пр.

С целью исправления демографической ситуации, особую заботу власти проявляли к проблеме охраны материнства и детства. К 1945 г. многодетные и одинокие матери получили выплат на сумму 3,5 млн руб. Дети, особо нуждающиеся в диетическом питании, направлялись в специальные столовые. Проводились рейды по выявлению беспризорных детей, число которых за годы войны значительно выросло. Вместе с тем, 369 детей были усыновлены, некоторых брали на воспитание колхозы и совхозы, направляли в детские дома [2, с. 255].

В особой помощи и поддержке нуждались детские дома. На территории Саратовской области было 96 детских учреждений (интернатов, детских домов, спецшкол и пр.), в которых находились дети, чьи родители умерли от голода или были репрессированы, а также эвакуированные из различных областей страны. Местные органы власти предпринимали все меры для переоборудования помещений в дома-интернаты, создания элементарных бытовых условий, снабжения одеждой, обувью. К сожалению, большие проблемы возникали с питанием. Была вскрыта масса нарушений (воровство, подмена одних продуктов другими), санитарно-бытовые условия оставляли желать лучшего. Дети часто болели не только простудными заболеваниями, но и корью, туберкуле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

зом и другими серьезными заболеваниями. Шефскую помощь детдомам оказывали колхозы, совхозы, работницы фабрик. Многих детдомовцев определяли в ремесленные училища.

Большие проблемы в области были с размещением в детских домах испанских детей. Эти дома размещали в сельской местности в плохо пригодных помещениях, кроме того, значительная часть детей была заражена туберкулезом. Однако для этих домов выделяли дополнительную помощь в виде продуктов питания (мука, крупы, мясо, масло, молоко, сахар), медицинские осмотры проводились регулярно врачами, открыт детский санаторий. В общей сложности в Саратовской области испанские дети пробыли почти три года, некоторые из них после реэвакуации не захотели вернуться на родину [2, с. 257].

В Сталинградской области практически не было семьи, которую не затронула бы война. В связи с этим, перед руководством области стояли важнейшие задачи социальной поддержки инвалидов войны, семей фронтовиков, трудоустройства нуждающихся граждан, с которыми область справилась. Однако были выявлены в ходе проверок и нарушения. Например, неправильное назначение пособий, несвоевременная поставка топлива семьям, нехватка детских домов, рассмотрение жалоб граждан с нарушением сроков. Уже к концу 1943 г. была проведена большая работа по устранению отмеченных недостатков. Дети снабжались теплой одеждой, для поддержки семей военнослужащих в районы были направлены 112 т хлеба (1943 г.) с целью продажи особо нуждающимся гражданам из числа семей фронтовиков [7, с. 195]. Из жен фронтовиков создавали бригады, оказывающие помощь в ремонте квартир, женсоветы, поддерживающие семьи военнослужащих, проводились месячники в их поддержку. Например, в ходе одного из месячников было выявлено 53 ребенка-сироты, проживающих в ужасающих условиях. Некоторых из них направили в Суворовское училище, других - в ремесленное, остальных - в детдома.

Определенную помощь семьям в устройстве детей в детские учреждения оказывали органы образования: они выдали 1100 детских продуктовых пайков, на 7 тыс. руб. талонов на обувь и одежду. Распространенной мерой поддержки стал сбор добровольных отчислений в фонд помощи нуждающимся (собрано 3 463 750 руб.) [7, с. 196].

В целом, несмотря на неимоверно тяжелые военные годы и имеющиеся трудности, государственные органы и общественные организации Сталинградской области смогли своевременно решать возникающие бытовые проблемы нуждающихся в помощи семей военнослужащих.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

В заключение хотелось бы отменить, что в суровые годы Великой Отечественной войны, руководство страны в лице государственных и партийных органов на основе принимаемых законодательных норм, смогло повысить социальную защищенность граждан, в частности военнослужащих и членов их семей. Основные направления деятельности включали в себя: выплату денежного довольствия по аттестатам, пенсий, пособий, трудоустройство бывших фронтовиков, членов их семей, помощь детям, обеспечение семей продуктами питания и товарами первой необходимости. Вместе с тем, нельзя не отметить, что одновременно увеличивалось количество требований, предъявляемых к лицам, рассчитывавшим на государственную помощь (например, пресловутый Приказ № 270, лишавший семьи фронтовиков, попавших в плен, права на пенсии, пособия и прочие льготы), применение дифференцированного подхода к различным категориям граждан и семей военнослужащих.

В этом вопросе Советский Союз был не одинок. Практически во всех странах к решению финансовых вопросов в отношении офицерского и рядового состава подходили дифференцированно. Выплаты рядовым были значительно ниже, офицеры могли обеспечить своим семьям приличное существование. Вместе с тем, понимая важность обеспечения семей военнослужащих, руководство стран в тяжелых условиях войны не могло платить повышенные денежные выплаты (особенно в СССР).

В начальный период войны и вплоть до конца 1943 г. даже с учетом колоссального объема работы, не был продуман механизм назначения денежных выплат. Плохо были подобраны кадры, допускались злоупотребления на местах, в различных регионах страны, что вызывало недовольство населения. Имела место недостаточная информированность граждан об их правах и полагающихся льготах. Однако постепенно удалось откорректировать социальную работу, что позволило государственным, партийным органам и общественным организациям (женсоветы, профсоюзы, комсомольцы, тимуровцы) решать своевременно все проблемы, связанные с денежными выплатами, трудоустройством фронтовиков-инвалидов и членов их семей, поддержать матерей, детей-сирот, сократить количество беспризорных. Уровень информированности населения смогли повысить с помощью органов печати, разъяснительной работы.

В целом, социальная поддержка государством военнослужащих и членов их семей позволила повысить боеспособность и мотивированность военнослужащих и, в конечном счете, одержать победу в Великой Отечественной войне.

Список литературы:

[1] Гладких И.П. Социальная защита военнослужащих сухопутных войск России // Омский научный вестник. - 2006. - С. 65-68.

[2] Данилов В.Н. Основные направления адресной социальной поддержки населения в годы Великой Отечественной войны: опыт Саратовской области // Известия Саратовского ун-та. -Т. 16. - Вып. 2. - 2016. - С. 233-238.

[3] Карюкина Ю.В. Мероприятия по поддержке семей военнослужащих в Красноярском крае. 1941 - 1945 гг. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2016.

- № 3. - С. 87-90.

[4] Кабирова А.Ш. Война и люди: проблемы социальной защиты семей фронтовиков в Татарстане в 1941-1945 гг. // Вестник Томского гос. ун-та.

- 2011. - № 2(14). - С. 127-131.

[5] Любецкий А.Е. Государственная политика по отношению к семьям военнослужащих на Урале в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - 2005. - 23 с.

[6] Любецкий А.Е. Государство и семьи военнослужащих в годы второй мировой войны: СССР, Германия, Великобритания - компаративный анализ // Проблемы истории, филологии, культуры. -2016. - № 3. - С. 211-218.

[7] Липатов А.В. Государственная и общественная поддержка семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны: на материалах Сталинградской области // Известия Волгоградского гос. педагогического ун-та. - 2017. - С. 192-198.

[8] Насонов К.А. Социальное обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: сущность, содержание и современное значение // Вестник Военного ун-та.

- 2010. - № 3(23). - С. 65-70.

[9] Чернышева Н.В. Социальная политика государства в отношении семей военнослужащих в 1941-1945 гг. (на материалах Кировской области) // Вестник Вятского гос. ун-та. - 2012. - С. 54-59.

[10] Шуняков Д.В. Финансовое обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Вестник Балтийского ун-та им. И. Канта. - 2018. - № 3. - С. 68-75.

Spisok literatury:

1] Gladkih 1.Р. Social'naya zashchita voen-nosluzhashchih suhoputnyh vojsk Rossii // От^ку паи^пэд vestnik. - 2006. - S. 65-68.

[2] Danilov Osnovnye napravleniya adres-поу social'noj podderzhki naseleniya V gody Velikoj Otechestvennoj vojny: ор^ Saratovskoj оЬ^й // Izvestiya Saratovskogo ип^а. - Т. 16. - Vyp. 2. - 2016.

- S.233-238.

[3] Ка^и^а Yu.V. Мегорпуа^уа ро podder-zhke semej voennosluzhashchih V К^поуа^от ^ае. 1941 - 1945 дд. // Social'no-ekonomicheskij i дитапКатуу zhumal Ю^поуа^одо GAU. - 2016.

- № 3. - S. 87-90.

[4] Kabirova А^. Мупа i lyudi: ргоЬ1ету social'noj zashchity semej frontovikov V Tatarstane V 1941-1945 дд. // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. -2011. - № 2(14). - S. 127-131.

[5] Lyubeckij А.Е. Gosudarstvennaya politika ро otnosheniyu k sem'yam voennosluzhashchih па ига1е V gody Velikoj Otechestvennoj vojny: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - 2005. - 23 s.

[6] Lyubeckij А.Е. Gosudarstvo i sem'i voen-nosluzhashchih V gody vtoroj mirovoj vojny: SSSR, Germaniya, Velikobritaniya - ^трага^пуу analiz // РгоЬ1ету istorii, Л1о1одИ, kul'tury. - 2016. - № 3. - S. 211-218.

[7] Lipatov A.V. Gosudarstvennaya i obshchest-vennaya podderzhka semej voennosluzhashchih V gody Velikoj Otechestvennoj vojny: па materialah Stalingradskoj oblasti // Izvestiya Volgogradskogo gos. pedagogicheskogo un-ta. - 2017. - S. 192198.

[8] Nasonov К.А. Social'noe obespechenie voennosluzhashchih Krasnoj Armii V gody Velikoj Otechestvennoj vojny: sushchnost', soderzhanie i sovremennoe znachenie // Vestnik Voennogo un-ta.

- 2010. - № 3(23). - S. 65-70.

[9] Chernysheva N.V. Social'naya ро№а gosu-darstva V otnoshenii semej voennosluzhashchih V 1941-1945 дд. (па materialah Kirovskoj oblasti) // Vestnik Vyatskogo gos. un-ta. - 2012. - S. 54-59.

[10] Shunyakov D.V. Finansovoe obespechenie voennosluzhashchih К^поу Armii V gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vestnik Baltijskogo ип^а im. I. Kanta. - 2018. - № 3. - S. 68-75.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.