Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: КОНЦЕПТ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ» (Перевод)'

ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: КОНЦЕПТ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ» (Перевод) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: КОНЦЕПТ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ» (Перевод)»

У. Рабо*

ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА И ТЕОРЕТИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: КОНЦЕПТ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ» (Перевод1)

Rabault H.

Etat, économie et théorisation de l'espace: Le concept de «constitution économique» // Annales de la Faculté de droit economie et administration de Metz. - Metz, 2005. - N 5. - P. 23-40.

Рассматриваемая тема связана с междисциплинарной областью публичного экономического права. Становление этой дисциплины как академической датируется во Франции периодом после Второй мировой войны и прямо связано с триумфом кейнсианства, поэтому авторы охотно определяют этот предмет как «право вмешательства публичной власти в экономику»2. Однако такой подход в наши дни устарел3. Вместе с тем, следуя историческому и компаративистскому подходам, можно допустить, что публичное экономическое право способно выполнять две функции. Прежде всего речь идет о функции «структурирования» экономики, или, иными словами, «выбора экономической системы». Это - проблема «экономической конституции». Исходя из этого, функция «руководства» осуществляется с помощью юридических инструментов, поставленных на службу экономической политике (бюджетное право, налоговое стимулирование, субсидии, экономическая полиция и т.д.). Эволюция современного экономического права происходит в на-

* Автор - профессор Университета в г. Метц (Франция).

1 Разрешение на публикацию перевода статьи любезно предоставлено автором для данного издания.

2 Например, см.: Delvolve P. Droit public économique. - P., 1998. - P. 16.

3 Chérot J.-Y. Droit public économique. - P., 2002. - P. 5-22.

правлении постепенного ослабления «национального» права в этих двух областях. Сегодня, если рассматривать вопрос «структурирования экономики», т.е. выбора «экономической системы», часто кажется, что существенная часть юридических инструментов принуждения, касающегося национальной экономической политики, зависит от наднациональных структур. Государства, т.е. их политические и бюрократические органы, только и делают, что, образно говоря, совершают надгосударственный выбор. Наиболее очевидный пример - Европейский союз, который подменяет государства в вопросе бюджетной и валютной политики, в области международных коммерческих переговоров. Конечно, эта эволюция - явление новое. Французская политика национализации в начале 80-х годов может рассматриваться как последнее проявление автаркии. К тому же Всемирная торговая организация (далее - ВТО), созданная в 1995 г., является пока новым институтом, ее нынешняя эволюция не является неизбежной, однако сила ВТО состоит в том, что фундаментальный экономический выбор с точки зрения права осуществляется в настоящее время на надгосударственном уровне. В этом смысле публичное экономическое право возникает в многогранных (универсальных или региональных) формах как транснациональное по своему характеру.

Можно определить понятие «экономическая конституция» как «выбор экономической системы» и фундаментальных элементов юридических инструментов для ее функционирования (частная собственность, свобода конкуренции, возможность вмешательства государства и т.д.)1. В данном контексте понятие экономики означает, хотя и небесспорно, социальную организацию, предназначенную для удовлетворения материальных потребностей человека. Юридическое понятие «экономическая конституция» изначально выражает возможность с помощью правовых норм обеспечить существование общества или народа в определенной экономической системе (рыночная экономика, социалистическая или смешанная, например). Предметом исследования является вопрос перехода от национальной экономической конституции к транснациональной (региональной или общей) экономической конституции. В соответствии с теорией «государства-нации» государство - политико-экономическая единица, отвечающая за судьбу отдельного общества. Понятия «государство» и «конституция» имеют, таким образом,

1 Jacquemin A., Schrans G. Le droit économique. - 3 éd. - P., 1982. - P. 64.

значение «политической единицы»1 в том смысле, что вопрос существования и благосостояния народа решается в зависимости от «политики», т.е. связан с вопросом территории и границы. Проблема трансграничности, следовательно, означает для экономики отсутствие государственных границ в территориальном плане. Следовательно, государство определено границей, в то время как у экономики границ нет. Таким образом, существует «пограничный» конфликт между понятиями «государства» и «экономики». Государ -ство и экономика противопоставлены в пространстве, которое они охватывают. Речь идет не о противопоставлении сущности, а о расхождении, связанном с историческим развитием этих понятий. Далее будут рассмотрены теория государства-территории как условие функционирования экономики (I) и критика идеи государства-территории в теории «космополитичной» экономики (II).

I. Территория как фундамент экономики

В аристотелевской традиции государство (или город) является квинтэссенцией человеческого (человек является zôon politikon -политическим животным). В этом смысле мы можем сказать, что государство - условие удовлетворения биологических потребностей человека (A). Это объясняет меркантилистскую теорию, в соответствии с которой государство - основание экономики (B).

A. Государство как организация, удовлетворяющая биологические потребности

В XVII в. возникла теория суверенного государства, в основе которой три критерия: территория, народ и политическая организация. Именно эта теория преобладает сегодня в международных отношениях. Территория естественно очерчена границей. Что касается населения государства (Staatsvolk), то оно определяется принципом гражданства или политической верности. Между тем суверенитет государства осуществляется главным образом на его территории. Действительно, связь между государством и подданными, живущими вне его территории, довольно размытая и теоретическая. Бегство за пределы территории государства - удобное и

1 Schmitt C. La notion de politique. Théorie du partisan. - P., 1972. [На русском языке: Шмитт К. Политическая теология: Сборник. - М., 2000; Шмитт К. Теория партизана. - М., 2007.]

лежащее на поверхности средство уклонения, например, по политическим или налоговым причинам, от опеки государства, которому люди подчинены. Теперь необходимо задать вопрос о предназначении государства, как на его территории, так и по отношению к населению (его гражданам или иностранцам), зависящему от его суверенитета. Формулировка, встречающаяся у многих авторов (Гоббса, Лейбница), определяет внутреннее предназначение государства, как salus populi suprema lex («благо народа - высший закон»), воспроизводя таким образом античную юридическую традицию. Латинский термин «salus» соответствует греческому термину «sotêria». Теория блага народа посредством политики воспринята сегодня теорией государства-нации. Идея состоит в том, чтобы посредством политики сделать народ добродетельным и счастливым в плане материального благополучия. Эта концепция присутствует у Платона и Аристотеля. Подобно индивиду, народ находится во власти страстей, ссор и раздоров. Недобродетельный народ - это неизбежно несчастный народ. Политика является точной передачей индивидуальной этики на коллективном уровне. Античные понятия блага описывают, образно говоря, концепцию мирской функции государства. Благо народа является на коллективном уровне аналогией вопроса физического здоровья (как в итальянском выражении «Fumare mette in pericolo salute»1) и морали человека. Положение в Римской империи меняется с принятием христианства как государственной религии (Эдикт Фессалоник, 3SG). Августин формулирует новую теорию спасения народа (Civitate Dei, 427). Отныне вопрос его блага двойственен. Как и человек, город имеет двойственную природу - земную и небесную. У Августина предназначение города перестает быть чисто этическим. Политический идеал состоит в том, чтобы привести человека к вечному царству. Без цели божественной справедливости город, говорит Августин, может стать сообществом преступников. Следовательно, необходимо подчинить политику теологической цели. Вместе с тем в земном мире неизбежно сосуществуют добро и зло. Приход Царства Небесного зависит от божественного провидения, политика же остается несовершенной. Эта концепция господствовала в Средневековье в виде доктрины двух мечей2. Одна из формулировок встречается в «Мо-

1 Аналогичная русская поговорка: «Курить - здоровью вредить». - Прим. ред.

2 Доктрина двух мечей - теория, сложившаяся на Западе под влиянием учения Святого Августина, согласно которой в государстве имеются две власти («два меча») - духовная и светская, находящиеся в руках Папы Римского, но свет-

нархии» Данте (1313). Папа Римский, образно говоря, является духовным монархом христианства. Его миссия - вести народ к духовному спасению. Римский император - универсальный монарх - политик в узком смысле. Его миссия состоит в том, чтобы утверждать мир внутри христианства.

Критика августианского политического пессимизма появляется у Фомы Аквинского. Для него хорошая политика является решающим фактором духовного спасения. Невозможно привести народ к духовному спасению, не предоставив ему материального благополучия. Фома Аквинский считает, интерпретируя Аристотеля, что его политика (этическая теория государства) - этап в духовной реализации человека. В центре политической концепции Фомы Аквинского (Сумма теологии, 1266-1273) оказываются понятия общего блага и совершенного общества («communitas perfecta»), восходящие к «Политике» Аристотеля. Фредерик Коплестон подчеркивает, что у Фомы Аквинского «осуществление общего блага обеспечивается, во-первых, миром в государстве, среди граждан, во-вторых, единым руководством деятельностью граждан ad bene agendum1, в-третьих, соответствующим удовлетворением жизненных потребностей»2. Теория государства Фомы Аквинского основывается на аристотелевском учении об автаркии («autarkeia»), в соответствии с которым индивидуальный человек автономно не может существовать в природе. Самодостаточная человеческая форма - это город, именно в этом смысл знаменитой формулировки человек - политическое животное (««ооп politikon»). Государство, или город, является совершенным обществом («communitas perfecta») в том случае, когда полностью удовлетворяет материальные потребности граждан. В связи с этим возникает еще одна проблема, производная от античной теории политии - географии основания города. Город может быть основан только в месте, позволяющем удовлетворить потребности его жителей3. Следует принять в расчет снабжение продовольствием, водой, качество воздуха и т. д. Политика предполагает, говоря современным языком, благо общества («söteria» или «salus») и, стало быть, решение эко-

скую власть он передает помазанием на царство императору. Отсюда вся власть в государстве оказывалась производной от власти Папы Римского. - Прим. ред.

1 Ad bene agendum (лат.) - к благим делам. - Прим. ред.

2 A history of philosophy. - N.Y., 1993. - T. 2. - P. 415.

3 Aquinas. De regimine principum // Aquinas. Political writings. - Cambridge, 2002. - P. 49. В аргументации очевидно влияние Аристотеля.

номических вопросов. Господствующее понятие политики - это понятие общего блага. Невозможно игнорировать материальные вопросы. В этом смысле томистская теория государства важна, так как она создает основание для идеологии великих монархий периода абсолютизма, которое можно обозначить как идею созидательной функции суверена.

В. Меркантилизм и камерализм1: экономика государства

Меркантилизм - первое учение, затрагивающее экономическое функционирование государства. Речь идет об экономической теории, господствовавшей в XVII в. В австрогерманском пространстве до конца XVIII в. говорили о камерализме. Эта экономическая концепция основывается на идее, что правителю надлежит гарантировать благополучие подданных, имея в качестве основной цели их религиозное спасение. Что касается экономического аспекта проблемы, то, согласно традиционной формулировке, нищета грозит не только убогим, но и злым, т.е. грешникам. Экономика государства оказалась вписанной в общий контекст политической телеологии и теологии. Понятие «политическая экономика» обычно приписывают французскому юристу Монкретьену (Трактат о политической экономике, 1615 г.). Между тем он воспроизводит понятие, происходящее из «01копот1ко8» Аристотеля (огкопот1а ро1Шкё)2. Идея «политической экономики» позволяет противопоставить «публичную» экономику традиционной идее «экономики», которая означает управление частным доменом. Аналогия между политической экономикой и частной экономикой предполагает, что монарх управляет экономикой таким же способом, как частное лицо управляет своей собственностью. Эта аналогия существует с давних времен, уходя корнями в историю средневековой мысли. Ключевые понятия являются наследием схоластики. Обобщенно это выглядит следующим образом. Хорошая политическая организация предполагает материальное удовлетворение потребностей человека. Монарх, управляя своим королевством как собственно-

1 Камерализм - государственная экономическая политика и экономическая теория, согласно которым единственным или главным показателем богатства страны считались государственные доходы. Камералисты обосновывали необходимость пополнения казны прежде всего такими доходами, которые обеспечивали независимость суверена от согласия сословий на налоги. - Прим. ред.

2 Aristote. Economique // Les belles lettres. - P., 2003. - P. 21.

стью, должен принять необходимые административные меры для достижения этой цели, тем самым обосновываются меры экономической политики, такие как контроль за ценами на товары первой необходимости или существование промышленных и торговых монополий (мануфактур, индских компаний1, корпоративных монополий и т.д.). Философия Гоббса созвучна меркантилистской экономической теории. В «Левиафане» (1651) он пишет о естественном состоянии рода человеческого: это «время войны всех против всех» (глава XIII). В естественном состоянии нет экономики: «В таких условиях нет места для промышленности, так как плод ее неизвестен, и, следовательно, нет культуры земледелия, нет судоходства.. , нет транспортных средств.., нет науки.., искусств, письменности; нет общества и, что хуже всего, присутствует постоянный страх и опасность жестокой смерти; человеческая жизнь одинока, бедна, плоха, подобно животному, и коротка »2. В главе XVI Гоббс проводит различие между естественными и искусственными лицами (или, как говорят сегодня, юридическими лицами), чтобы ввести в гл. XVII теорию «commonwealth»3. Здесь обнаруживается традиционное понятие общего блага: «...множество, так соединенное в человеке, названо гражданским обществом, на латыни «civitas»4. Немецкие авторы говорят о теории благоденствия (Wohlfahrtstheorie): миссией правителя является обеспечение максимального благополучия максимума подданных. Это была эпоха активной экономической политики публичной власти и развития государственных мануфактур. Гоббс в главе XXX «Левиафана» настаивает на том, что правитель должен помогать бедным, чтобы не оставлять их судьбы частному милосердию. Взамен он может обязать их работать и должен поощрять «все виды промыслов»5. Так философия «доли-беральной» политики помещает в центр общественной жизни идею рационального руководства. Концепция, оцениваемая ныне как абсолютистская, является первоначально идеей абсолютной или суверенной власти, служащей общему благу, благополучию подданных.

1 Индские компании - ряд торговых обществ в европейских странах колониального периода, наделенных государством исключительными правами торговли с Индией. - Прим. ред.

2 Leviathan. - L.; Melbourne, 1983. - P. 64-65. [Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. - М., 1964. - Т. 2. ]

3 Ibid. - P. 87, notamment p.89.

4 См., например: Domat J. Les quatre livres du droit public. - Caen, 1989. - P. 1.

5 Ibid. - P. 184-185.

Многие авторы, несмотря на теоретические различия, разделяют эти общие представления. Это встречается, например, у Лейбница в теории дистрибутивной справедливости, как основании «политических законов, которые несут частным лицам счастье»1. Экономика как государственная экономика или как «политическая экономика» является выражением политики, т.е. добровольного действия. В этом смысле жива средневековая теологическая идея о том, что правитель продолжает дело создателя в отношении общества, или, иными словами, правитель - это экономический и социальный демиург. Между тем политические представления под воздействием новой концепции общественных связей менялись. Эволюция шла вместе с появлением новой науки - экономической. Но быстро выяснилось, что изменения вместо того, чтобы разрешить противоречия, стали источником новых.

Наконец, город как политическая и экономическая единица неотделим от идеи территории, порождающей проблемы его создания и существования. Между тем изначально понятие «город» не связывалось с формально ограниченной территорией, в его основе было различение между понятиями «житель» и «гражданин». Например, в Средневековье город навязывает свое господство сельской территории, которая поставляла ему необходимые для существования продукты. Но тем не менее крестьяне не являлись гражданами. Они являются больше чем субъектами города. Следовательно, территория являлась элементом, необходимым для жизни города, но она не включалась в понятие «город». Начиная с XVI в., с господства великих монархий, территория постепенно становится элементом определения государства. В меркантилистской философии государство - это единица, образованная территорией, на кото -рой проживает население. Данная концепция территории имеет феодальное происхождение. Отсутствие четкого различия между государственной территорией и частной собственностью, такой как частная собственность сеньоров на их землях, связано с вассальной зависимостью феодалов, которая обязывала различать частный домен монарха и территории, образующие королевство. У Бодена

1 В оригинале у Лейбница: «Politicae leges (...) quae felicitatem subditorum procurant». (Leibniz J. G. Le droit de la raison, textes réunis et présentés par René Sève. - P., 1994. - P. 138.)

(Шесть книг о государстве, 1576 г.)1 разделены доходы государства и доходы от налогов с домена монарха, т.е. выплаты, получаемые с территории, зависящей от короля как феодала, и доходы, полученные во всем королевстве. Веком позже у Гоббса (Левиафан, 1651) возникает общая теория налога, которая превращает территории государства в механизм функционирования налоговой системы. Согласно концепции меркантилизма, государство является территориальной политической и экономической единицей.

II. Экономическая критика государства: конфликт вокруг границы

Изобретение понятия «общество» разделило государство и экономику (А). С этого момента «государственная» и «космополи -тическая» доктрины противопоставлены друг другу точно так же, как «глобалистские» и «автаркические» концепции или концепции экономических посредников (В).

А. Появление понятия общества

Меркантилистская концепция экономики основывается на идее государства как однородной, организованной, управляемой, рациональной единицы с правителем и бюрократическим аппаратом. Экономика видится как политическое управление страной. Она не является спонтанной, это продукт политической техники («йекЬпе роПйке»). Политика важнее экономики, хорошая экономика является продуктом хорошей политики. И наконец, в целом автаркия желательна. Следует стремиться к тому, чтобы максимум потребностей были удовлетворены государством, чтобы существовала хорошая организация населения внутри границ государства. В этом состоит смысл замечательной формулировки, согласно которой «нет большего богатства, чем люди». После аннулирования Нантского эдикта (1685) по экономическим мотивам немецкие государства, а именно Пруссия, принимают французских гугенотов, которые были высококвалифицированным населением. Прусские власти организовывают бегство и прием французских протестан-

1 Bodin J. Les six livres de la république. Un abrégé du texte de l'édition de Paris de 1583. - P., 1993. [На русском языке: Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой философии: В 4 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 144-147.]

тов; и это отнюдь не единичный случай. В России, например, поощрялся въезд немецких ремесленников и крестьян. Таким образом, мы имеем дело с экономической теорией и практикой, для которых граница становится центральным элементом. Речь идет о том, чтобы привлечь на территорию государства искусных жителей. Государство не является еще государством-нацией. Например, подданными короля Пруссии могут быть немцы, поляки или прибалты, так же как подданными короля Франции - бретонцы, каталонцы, баски и т.д. Международная торговля является показателем экономики, хотя некоторые авторы относятся к ней с недоверием. Необходимо приложить усилия, чтобы государство не зависело от других государств, особенно в вопросах снабжения. Это объясняет колониальную политику, проводимую под видом монополии знаменитыми индскими компаниями, которые являлись обществами со смешанной экономикой и были тесно связаны с политической властью. Это объясняет также протекционистскую политику в таможенных делах.

С появлением экономической науки положение дел меняется. Между понятием «государство» и понятием «общество» возникло различие, постепенно понятие «экономика» начинает связываться с понятием «общество», а государство перестает рассматриваться как глобальная единица (территория, население, политическая власть) и становится структурой управления внутри общества. Первые теоретики экономики (Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс) противопоставляют понятию «экономика» идею государства как территориального пространства. Для либералов понятие «экономика» связано с понятием «общество», при этом понятие общества не означает «территориальной» единицы. Это называют космополитической идеей (Фридрих Лист) либералов. Целевое предназначение понятия «общества» - определять человечество как целое с экономической точки зрения. Карл Маркс разделяет этот подход, когда он описывает производственные отношения как транснациональные явления («пролетарии всех стран...»). В таком ракурсе, как представляется, понятие экономики изначально мыслилось как противоположность идее ограниченной территории. Таким образом, мы можем противопоставить экономическую нормативность политической и юридической нормативности, последняя, по определению, оказывается «территориальной». В противоположность теории го -сударства экономическая мысль вначале развивает идею неустранимой нормативности («законы экономики»), не ограниченную

конкретным пространством или населением. Таким образом, экономическая теория и теория государства кажутся основанными на двух теоретических разработках, противопоставляемых друг другу с точки зрения идеи пространства. Вместе с тем экономическая теория и теория государства предполагают общую цель: материальное «благосостояние» человека. Согласно традиции философии государства, последнее обязано гарантировать своему населению на своей территории оптимальное благополучие («максимальное благосостояние максимального числа подданных», в традиции, восходящей к Лейбницу). В практическом плане экономика нацелена на аналогичную цель: соблюдение законов экономики - гарантия благополучия (Жан-Батист Сэй)1.

Политическая философия Джона Локка представляет собой хороший пример влияния понятия «общество». У него говорится об освобождении гражданского общества по отношению к государству. Локк в книге II «Двух трактатов о правлении» (1690) использует старые схоластические идеи, относящиеся к праву собственности. Естественное состояние людей - это «состояние полной свободы действий и распоряжения имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя...» (глава VIII, 95)2. Иными словами, естественное состояние выглядит чем-то вроде модели рынка. «Люди являются. по своей природе свободными, равными и независимыми» (гл. XV, 173)3. Локк говорит о собственности как о «собственности, которой люди обладают на самих себя, равно как и на свое имущество» (гл. XV, 173)4. «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безо-

1 Say J.-B. Cours à l'Athénée // Cours d'économie politique et autres essais. -P., 1996. - P. 93.

2 О праве собственности у Оккама см. у Ф. Коплестона: «Человек имеет естественное право собственности. Бог дал человеку власть пользоваться дарами Земли способами, продиктованными благим намерением, и с момента Грехопадения благое намерение показывает, что личное завладение временными дарами необходимо. Поэтому право собственности является естественным, повеленным Богом и, как таковое, нерушимым в том смысле, что никто не может быть лишен права собственности земными властями». (В оригинале статьи текст на англ. яз. Перевод К.Ю. Андреева. - Прим. ред.). Copleston F. A history of philosophy. - Westminster, 1953. - Vol. 3, Part 1. - P. 112.

3 Locke J. Two treatises of government. - L., 1989. - P. 118. [На русском языке: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. -М., 1988. - Т. 3. - С. 317.]

4 Ibid. - P. 164. [На русском языке: Локк Дж. Указ. соч. - C. 364.]

пасно пользоваться своей собственностью» (гл. XI, 134)1; «сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество» (гл. XI, 138)2. У Гоббса встречается идея, что государство создавало экономический порядок, вытягивая человека из естественного состояния. Локк исходит из того, что правительство охраняет естественный экономический порядок: переход экономики и социальной проблематики от правителя-демиурга к государству, защищающему принципы общества, являющиеся естественными правами. Томас Пейн в «Здравом смысле» (1776) радикализует теорию Локка: «Некоторые авторы настолько смешали понятия общества и правительства, что между ними не осталось никакой или почти никакой разницы, в то время как они не только отличаются, но и имеют различное происхождение. Общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими недостатками; первое способствует нашему счастью, объединяя наши благие порывы положительно, второе - отрицательно, обуздывая наши пороки»3. Таким образом, «общество в любом состоянии - благословение, но правительство, даже самое наилучшее, не является не чем иным, кроме как неизбежным злом». Лучше отсутствие правительства, чем плохое правительство. Автор описывает ситуацию микрообщества индивидов, образовавших колонии, и показывает, что такое общество может обойтись без правительства. Необходимость правительства появляется только тогда, когда число колонистов увеличивается, что уменьшает солидарность группы. Это видение вещей имеет важные последствия в гносеологическом смысле. В основе общества оказывается принцип саморегуляции: общество становится сингулярным объектом. Его регулирование является социальным и экономическим. Государство перестает быть основой представлений об обществе. В научном плане происходит дифференциация права, экономики и затем социологии. Адам Смит социо-логизировал экономическую теорию, введя понятие разделения труда (Богатство наций, 1776 г., книга I, глава 1)4, концепцию, в

1 Locke J. Two treatises of government. - L., 1989. - P. 206. [На русском языке: Локк Дж. Указ.соч. - C. 339.]

2 Ibid. - P. 183. [На русском языке: Локк Дж. Указ.соч. - C. 343.]

3 Paine T. Political writings. - Cambridge; N.Y.; Melbourne, 1989. - P. 3. [На русском языке: Пейн Т. Избранные сочинения. - М., 1959. - С. 21.]

4 Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. A selected edition. - Oxford, 1998. - P. 11. На русском языке: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1997. - Кн. I. - С. 28.

политическом аспекте выраженную Томасом Пейном. Схематически противопоставляется принцип правительства (gouvernement) и принцип естественной экономики, урегулированной законами, которые являются вневременными и универсальными. Переход от теории «государства-учредителя», основывающего экономику (Гоббс), к идее конституции имеет целью создание института, предназначенного охранять естественное функционирование экономики.

В противоположность понятию государства понятие общества - «внетерриториальное». Оно устанавливает «взаимосвязь» между людьми. Место значения не имеет. Значение имеет польза для людей, отношения. В этом смысл теории разделения труда А. Смита. Историки экономики подчеркивают, что, строго говоря, теория разделения труда существовала до Смита. У Платона и Аристотеля понятие «город» тоже основывается на идее разделения общественных функций. В идеальном городе Платона выделены три социальных класса: правителей (философы), военных (защита) и трудящихся (ремесленники и крестьяне). В Средние века, затем при старом режиме мы обнаруживаем эту схему, названную «трех-функциональной» и построенную на различии между государствами или порядками. Духовенство состоит из «тех, кто просит»; дворянство - из «тех, кто борется»; «третье состояние», или «третий порядок», - из «тех, кто работает». Вместе с тем «трехфункцио-нальная» схема связана с понятием города или государства, отражая разделение труда внутри города. Разделение труда, согласно Смиту, вторгается в каждое общество независимо от формы специализации. Оно становится «трансграничным», или «космополитичным», через идею международного разделения труда.

B. Обновление темы государственной организации экономики: идея национальной экономики

XIX в. был периодом конфликта между либеральным космо -политизмом и теорией государства-нации. Различные социальные концепции находились в оппозиции друг к другу. Одна тенденция состояла в том, чтобы подчеркнуть, что общество - это спонтанная и «внетерриториальная» единица. Противоположная тенденция состояла в том, чтобы сосредоточиться на идее «нации», предназначение которой - стать «территориализированной». Идея государства-нации представляет собой возрождение меркантилистской и камералистской идей государства. Теория государства в немецкой

традиции констатирует связь между понятием «государство» старого режима и понятием «государства-нации» XIX в. Кант сохранил старую идею идентичности государства и гражданского общества1. Государство - это совокупность граждан («Учение о праве», § 46; «государство (civitas) есть объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (§ 45)2. Кант не разделяет теорию Лок-ка о естественном состоянии: «Конечно, естественное состояние не было бы состоянием несправедливости (iniustus), потому что люди не вели бы себя по отношению друг к другу согласно простой мере насилия; но это было бы состояние без закона (статус iusticia vacuus)» (§ 44)3. Кант игнорирует, таким образом, различие между правительством и обществом: благодаря государству человек извлечен из политической пустоты. Например, позиция Канта по отношению к собственности иллюстрирует принцип слияния государства и общества. Суверен (законодатель) рассматривается им как «высший собственник (земли)». Право собственности подданных «производно от правителя, как хозяина страны [Landesherrn], точнее как высшего собственника (dominus territorii)»4. Из этого принципа вытекает налоговая система, «право политической экономии, финансы и полиция»5. Речь идет о старой теории Старого режима, называемой «domaine éminent»6.

Ученик Канта Иоган Готтлиб Фихте стал первым современным теоретиком государства-нации, теории, основанной на идее экономической автаркии. Фихте публикует в 1800 г. работу «Закрытое торговое государство» («Der geschlossene Handelsstaat»). Этот труд может рассматриваться как одна из первых критик либеральных экономических концепций. Он утверждает: «Правовое государство представляет собой закрытую общность человеческих су-

1 Kant I. Die Metaphysik der Sitten. - Stuttgart, 1990. - S. 167. Политическая теория Канта представляет собой компромисс между англосаксонской теорией и традиционными немецкими концепциями его эпохи.

2 Kant I. Métaphysique des mœurs. - P., 1979. - Part. 1. Doctrine du droit -P. 195. [На русском языке: Кант И. Метафизика нравов: В 2-х ч. - М., 2007. -Ч. 1. - С. 201. ]

3 Ibid. - P. 194. [На русском языке: Кант И. Указ. соч. - C. 200.]

4 Ibid. - P. 205-206. [На русском языке: Кант И. Указ. соч. - C. 212-213.]

5 Ibid. - P. 207. [На русском языке: Кант И. Указ. соч. - C. 214.]

6 «Domaine éminent» - в данном случае имеются в виду исключительные права монарха. В настоящее время этот термин применяется для обозначения правового института изъятия государством частной собственности в общих интересах. - Прим. ред.

ществ, которые удерживают друг друга теми же законами и той же высшей властью принуждения»1. Понятие «закрытого торгового государства» основано на экономической теории, соответствующей юридической теории государства. Книга III, озаглавленная «О границах торгового государства», содержит главу об «отделении от остального мира»; в ней выражена идея создания полностью самодостаточного государства (например, Фихте предлагает обмен любых внешних денег на национальные деньги2). В работе «Система учения о праве» встречается следующее определение: «Любое право есть право государства» («Alles Recht ist Staatsrecht»)3. Начиная с того момента, когда об экономике стали говорить в юридических терминах, надо создавать экономику конкретного государства «как правового закрытого государства»4.

Гегель в «Принципах философии права» (1821)5 высказывает аналогичные идеи. Философ видит в гражданском обществе «поле битвы индивидуальных интересов всех против всех» (§ 289)6. Он говорит о «государстве как о всеобщей и объективной свободе» (§ 33)7: «Целью государства [является] общий интерес как таковой и как продолжение его сущности - охрана частных интересов» (§ 270)8. Социолог Фридрих Джонас9 констатирует, что у Гегеля «только в государстве достигается истинная свобода. Только государство может стабилизировать гражданское общество, не прибегая к установлению господства некоторых частных интересов над всеми другими интересами». Надо подчеркнуть, что государство не отлично от гражданского общества, оно выше его. Что касается экономики, то Гегель идет не так далеко, как Фихте. Последний развивает идею экономики, полностью контролируемой с помощью центрального плана. Социальные группы организованы в профес-

1 Fichte J.G. Ausgewählte politische Schriften. - Frankfurt a. M., 1977. - S. 60.

2 Ibid. - S. 140., notamment S. 144.

3 Ibid. - S. 223.

4 Ibid. - S. 60.

5 Hegel G.W.F. Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse // Hegels Schriften zur Gesellschaftsphilosophie. -Jena, 1927. - S. 441-934. [На русском языке: Гегель Г. Философия права. - М.,

1990.]

6 Ibid. - S. 322.

7 Ibid. - S. 81.

8 Ibid. - S. 284.

9 Jonas F. Histoire de la sociologie des Lumières à la théorie du social. - P.,

1991. - P. 111.

сиональные корпорации, ответственные за производство необходимых населению товаров. Фихте рекомендует максимальное самообеспечение государства. Что касается потребностей, не удовлетворяемых экономикой государства, то он настаивает на строгом контроле за оборотом товаров с другими государствами. Его основной идеей является полное избавление государства от экономической нестабильности, связанной с тем, что мы называем сегодня колебаниями рынка, если использовать терминологию международной торговли. Можно провести связь между экономической теорией Фихте и его ролью как идеолога немецкого национализма в его «Речах к немецкой нации» (1807)1. Он излагает в них идею всеобъемлющего мессианского предназначения народа, связанного с природой немецкого языка, называемого им языком причины.

Фихте предвосхитил теорию национального экономического планирования, возродил идею научного управления обществом, ведомым всемогущей и просвещенной бюрократией. Таким образом, была возрождена идеология, которой пропиталась меркантилистская практика в абсолютистском контексте, идеология государства-демиурга по отношению к обществу и экономике, «патерналистская» концепция государства, разоблаченная либералами вслед за Джоном Локком (Два трактата о правлении, 1690 г.). Как отмечает Франсуа Серо относительно России2, «политически планирование с приходом большевиков к власти ничего не значит, но на уровне теоретических оснований нет более важной вещи в марксистской мысли. Действительно, убежденный и близкий к белым антимарксист Гриневецкий публикует в 1919 г. экономическую программу быстрого роста, основанную на расширении некоторых ключевых секторов». Большевики вдохновились немецким трудом «Государ -ство будущего» (Der Zukunftsstaat) Карла Баллода, опубликованным в Берлине в 1898 г. «Издания 1919 и 1920 гг. содержат значительный материал по пятилетнему планированию, разработанному для Германии времен Первой мировой войны. Экономика, как считал Баллод, является обобществлением распределения; государство определяет потребности согласно объективным критериям, предоставленным биологами, агрономами и т.д. На основе этого запроса центральная власть распределяет ресурсы между отраслями согласно указаниям инженеров и опытных специалистов. Баллод описыва-

1 Fichte J.G. Discours à la nation allemande. - P., 1981.

2 Seurot F. Les Economies socialistes et post-socialistes. - 2ème éd. - P., 1994. - P. 11-12.

ет в мельчайших деталях экономику с централизованным распределением». В целом идея самодостаточной экономики, заключенной в границы государств, получила достаточное отражение в ХХ в. Тоталитарная экономика воплощает идею идентичности экономики и государства, как это было в системах фашистского или советского типов. Колониальные империи используют более либеральную философию. Тем не менее экономический подход колониального государства продолжает старую меркантилистскую теорию о гарантиях источников снабжения государственного хозяйства. В более мягкой форме колониальное государство в экономическом плане воспроизводит теорию закрытого торгового государства.

Необходимо упомянуть Фридриха Листа, который предложил средний путь между закрытым торговым государством Фихте и либеральной теорией. Этот автор обновил экономическую теорию в «Национальной системе политической экономики» (1841), подчеркивая важность осмысленной государственной экономической политики, включая управление финансами народного хозяйства (Volks-Oekonomie или Volkswirtschaft: буквально «народная экономика», что соответствует либеральному учению - книга II, глава VI)1. Либеральная экономика, основанная на космополитизме2, закрепляет подчиненное состояние менее развитой экономики. Только народное хозяйство может экономически освободить нацию. Теория Листа противоположна либеральной теории международного разделения труда и отстаивает движущую роль национальной экономической политики. Он критикует, в частности, теорию гражданского общества у либералов: «Понятие народного хозяйства не могло быть использовано, потому что не существовало экономической нации, особую идею нации и ее определение заменили общей идеей и неопределенным обществом, идеей, применимой и к человеческому роду в целом, и к маленькой стране, и к отдельному городу, так же как и к нации»3. Лист предлагал таким образом вернуть достоинство

1 List F. Système national d'économie politique. - P., 1998. - P. 316-317.

2 См. главу I книги II «Политическая экономия и космополитическая экономия» (Ibid. - P. 233 etc.). Листом был предложен девиз «и родина, и человечество!» (p. 37). «Космополитическая экономия» «показывает, как достичь благосостояния человеческому роду» (p. 234). Это похвальная, по мнению автора, цель. Вместе с тем она не должна приводить к недооценке роли «политической», иначе говоря, национальной экономии. В этом смысле его экономическая доктрина является критикой либерализма.

3 Ibid. - P. 317.

национальной экономической политике, раскритикованной либералами. Вклад теории Листа состоит в восстановлении связи между понятием «экономика» и понятием «политика» через понятие «нация». Последнее понятие означает реальность, которая превосходит и политику, и экономику. Листу принадлежит идея развития: экономика не представлена в ракурсе абстрактных и вневременных законов; существуют стадии развития экономики различных государств. Понятие развития позволяет вернуться к идее экономической политики государства. Не будем останавливаться на достаточно известной идее влияния протекционизма, основанного на таможенной системе. Она позволила ему обратиться к идее экономики, связанной с территорией, а именно соединить понятие экономики с понятием государства. Важно, что Лист считал уровень воспитания народов фактором развития. Оставаясь верным либеральной теории, он тем не менее являлся защитником контролируемого либерализма. В отличие от Фихте, например, он не был сторонником протекционизма, связанного только с государственной экономикой. Протекционизм для Листа - это инструмент экономической политики, используемый как фактор развития. В этом смысле Лист предвосхитил выводы, сформулированные Кейнсом. Разделяя ценности либеральной экономики, он возвращается к идее экономической функции государства через идею экономической политики.

Заключение

Физиократы использовали понятие «экономическая конституция» для того, чтобы отличать экономическую конституцию и политическую конституцию, провести различие между экономикой и политикой, чтобы освободить экономику от политики, навязать политике «законы экономики». Конституции конца XVIII и XIX в. связаны с движением конституционализма, пропитанным политическим, религиозным и главным образом экономическим либерализмом. С точки зрения экономики конституции стремятся к тому, чтобы устранить государство как «визави» экономики. Декларация 1789 г. представляет собой характерный пример. Собственность и свобода являются опорами экономического порядка. Первые конс-

1 Имеется в виду французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - Прим. ред.

титуции, которые ясно формулируют экономические вопросы, появляются одновременно с новым европейским политическим порядком, установленным после Первой мировой войны, особенно под влиянием революционных процессов. Эти процессы повлекли за собой возрождение идеи экономического государства, возвращение к идеалу замкнутой национальной экономики. Начиная с этого периода мы можем выделить два определения понятия «экономическая конституция». В рамках либерализма это понятие имеет отрицательный смысл, так как означает отделение государства от экономики, экономическую эмансипацию общества. На уровне международных отношений «экономическая конституция» предназначена участвовать в развитии космополитической экономики, экономики без границ.

Наоборот, в положительном смысле понятие «экономическая конституция» означает организацию национальной экономики государством. Оно участвует таким образом в отграничении экономики государства по отношению к мировой экономике. Первый текст, который может быть в связи с этим упомянут, - Основной закон РСФСР 1918 г., в гл. 2 которого проводилось исключение Советского государства из мировой экономики, поскольку была поставлена цель «уничтожить любую эксплуатацию человека человеком, окончательно устранить деление общества на классы»1. Советское государство намеревалось создать новую мировую экономику, обеспечить «победу социализма во всех странах». Тем не менее на момент проведения V Всероссийского Съезда Советов социалистическая экономика являлась ограниченным государственным хозяйством, создаваемым пока в уменьшенном виде, на территории советской России. В плане экономической организации текст закладывал основы новой экономики, «через обобществление земли», осуществление первых шагов к «полной передаче фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской республики» и «перехода всех банков в собственность государства».

Октябрьская революция 1917 г. имела значительный мировой резонанс. Можно упомянуть Баварскую Советскую Республику (Яо1егериЬПк) 1919 г.: 12 января 1919 г. под влиянием сепаратистских (антипрусских) и революционных настроений региональный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Colas D. Les constitutions de l'URSS et de la Russie (1905-1993). - P., 1997. - P. 41.

парламент провозгласил превращение Баварии в «народное государство» (Volksstaat). Это объясняет, почему немецкая Конституция Веймарской Республики 1919 г. сделала из экономического вопроса главную конституционную проблему. Отдельный раздел был посвящен «порядку экономической деятельности» (ст. 151-165)1. Основная идея состояла в сочетании либерального экономического порядка с регулированием социальных проблем, таким как возможность «экспроприации для общего блага» (ст. 153 III) или гарантия права на «здоровое жилище» для «граждан и их семей» (ст. 155 I). Государство позиционировало себя в качестве защитника «рабочей силы» (ст. 157), гарантировало существование «социального страхования» (ст. 161) и права на труд (ст. 163 II). Оно устанавливало право создания профсоюзов (ст. 159), участия трудящихся в экономической деятельности через «советы» (ст. 165) и т.д. Сравнивая Конституцию Веймарской Республики и новой советской республики, можно понять стратегию немецких учредительных собраний, стремящихся предотвратить появление революционных настроений, действую в духе практики, введенной в 1880 г. Бисмарком. Что касается международных экономических отношений, то немецкая конституция стремилась примирить принципы либеральной и «космополитической» экономики с защитной ролью государства в отношении своего населения и своей территории. Между тем пример «права на труд» в контексте экономических обстоятельств той эпохи показывает, что намерение Конституции Веймарской Республики было несбыточным. Основной закон ФРГ 1949 г. ограничился тем, что установил принцип социального государства (ст. 20 I) без излишней детализации. В преамбуле к французской Конституции 1946 г. появляется то, что традиционно определяется во Франции как «экономические и социальные права», а, например, в итальянской Конституции 1947 г. ст. 35-47 посвящены «экономическим отношениям» согласно конституционной формулировке. Что касается таких «экономических и социальных прав», как право на труд или право на жилище, то, как известно, их юридическая ценность проблематична. Им приписывается программный смысл, обязывающий государство.

Для второй половины ХХ в. характерна интернационализация публичного экономического права. Наряду с международным

1 Dürig G., Rudolf W. Texte zur deutschen Verfassungsgeschichte. - München, 1979. - S. 207-210.

правом, сосредоточенным на вопросах права войны и мира (см. «цели и принципы» в ст. i Устава ООН), развивается специфическое международное экономическое право. Следует упомянуть несколько фактов1. Во второй половине XIX в. в Европе увеличилось число двусторонних экономических соглашений. Для решения проблем мер и весов, имеющих отношение к промышленной собственности, к телекоммуникациям, создаются международные организации (почта и телеграф, мировой Всемирный почтовый союз - Берн, i875). В i922 г. в Генуе проходит первая международная экономическая конференция, на которой обсуждаются валютные и финансовые проблемы, в том числе вопросы, относящиеся к обменным курсам валют и к налоговым спорам. С 1945 г. наблюдается ускорение интернационализации экономического права (ГАТТ, МВФ, МБРР и т. д.). Биполяризация международных отношений включает также экономический аспект. Первоначальная цель ГАТТ состояла в том, чтобы установить либеральный западный экономический порядок, способный уравновесить советскую сферу влияния. По другую сторону «железного занавеса» возникла необходимость координировать социалистические экономики через наднациональный орган: Совет экономической взаимопомощи, сокращенно - СЭВ. Основной закон СССР i936 г. содержал положения о полностью изолированном Советском государстве с автаркической экономикой. Государство и экономика выглядели полностью интегрированными благодаря «государственной собственности» и «экономической деятельности СССР, определяемой и руководствующейся государственным планом»2. После Второй мировой войны советская экономика интернационализируется или, точнее, регионализируется. СЭВ координировал производственные планы и обмен продукции стран-членов по принципу международного разделения труда, установленного начиная с 6G^ годов3, что привело к идее наднационального планирования. Европейские экономические сообщества начиная с 1957 г. закладывают основы известного объединенного регионального экономического порядка. Затем таможенный союз превращается в настоящий экономический союз с единой валютой. Сегодня мы имеем дело с Европейским союзом, с подлинной региональной экономической конституцией, основанной на фундаментальных экономических правах и на общей экономиче-

1 См.: Fikentscher W. Wirtschaftsrecht. - München, 1983. - B. I. - S. 91f.

2 Colas D. Op. cit. - P. 55-56.

3 Seurot F. Op. cit. - P. 24 etc.

ской политике (в валютной, бюджетной и особенно сельскохозяйственной сферах). С падением Берлинской стены изменяется философия ГАТТ. От множественности соглашений переходят к многосторонним договорам и даже «омнилатерализму», т.е. к координации в глобальных масштабах. Некоторые авторы не сомневаются в возможности появления со временем «мировой экономической конституции»1. Не случайно ОМС была создана 1995 г., пять лет спустя после падения Берлинской стены. Либерализм стал «космополитической» реальностью. Появляются многочисленные конституционные новеллы, устанавливающие принцип институционального присоединения к либеральной экономике. Например, Конституция Польши 1997 г. провозглашает «социальное рыночное хозяйство» (ст. 20), Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. в ст. 9 -«рыночную экономику» (абз.1) и т.д. При отсутствии четких кон -ституционных положений об экономике либеральная экономика устанавливается с помощью признания частной собственности, свободы выбора профессии и т.д. (например, ст. 20, 35 Конституции Словакии 1992 г.).

С точки зрения понятия «экономическая конституция», идея экономического предназначения государства уступает место идее «транснациональной» экономики, основанной на общих принципах. Это объясняет возникновение «региональных экономических конституций», даже «глобальной экономической конституции». Следует упомянуть, что ослабление идеи «национальной экономики» влечет рост надгосударственного управления экономикой, особенно в федеративных и региональных системах (Германия, Италия, Испания, и т.д.). Например, в конституциях немецких земель содержатся принципы, которые уточняют положения Основного закона именно в смысле подчеркивания принципа социального государства (например, конституции восточных земель). Все это уменьшает роль государственных границ, способствует развитию трансграничности и открывает возможности трансграничного над-государственного сотрудничества.

Перевод Т. В. Садовой Литературная редакция В.Н. Листовской

1 Тема разрабатывается в работе: Langer S. Grundlagen einer internationalen Wirtschaftsverfassung. Strukturprinzipien, Typik und Perspektiven anhand von Europäischer Union und Welthandelsorganisation. - München, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.